Это говорим мы не ко всем, или лучше сказать — и ко всем, именно — к виновным, чтобы они образумились, и к невинным, чтобы они вразумляли первых. Но смотрите, чтобы это порицание не перешло в дело. Мы сказали это не с тем, чтобы огорчить, а чтобы исправить вас и чтобы могли похвалиться вами. О, если бы мы все творили угодное Богу и жили во славу Его, и через это сподобились получить обещанные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Св. Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 9 « Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием » (1 Тим. 2:11–15).   Женщинам не подобает говорить в церкви. — Как нужно воспитывать детей.   1. Великой стыдливости требует блаженный Павел от женщин, великой степенности. Поэтому обращает (внимание) не только на внешний их вид и одежду, но и на голос. Что же именно говорит? Жена в безмолвии да учится. Что это значит? То, что, по его словам, жена не должна говорить в церкви; то же самое сказал он и в послании к Коринфянам: « ибо неприлично жене говорить в церкви » (1 Кор. 14:35). Почему же? Потому что закон, говорит он, подчинил их (власти мужа). И опять в другом месте: « Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих » (1 Кор. 14:35). Но тогда женщины вследствие такого наставления хранили молчание; между тем ныне (замечается) между ними великий шум, великий крик, громкий разговор, и при том нигде в другом месте столько, как здесь. Всякий может увидеть их всех разговаривающими больше здесь, нежели на площади, нежели в банях. Как будто пришедши сюда для того, чтобы провести досужное время, они ведут разговор о предметах бесполезных. От этого все приходит в расстройство, и они не хотят даже понять того, что не иначе могут они научиться чему–нибудь полезному, как только храня молчание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но Мария Магдалина в изумлении оцепенела, и пораженная чудесами как бы помрачилась в вере своей, так что не размышляла при виде находившихся пред ней ангелов, но по-женски отвечала и сказала: плачу потому, что взяли Господа моего и не знаю, где положили Его. О Мария! Если ты веруешь в Господа и Бога твоего, то как же ты думаешь, что Его взяли люди? Не вем, говорит, где положили Его. Как не знаешь ты о Том, Которому незадолго перед тем поклонялась? И когда, увидевши ангелов, она не узнавала, на него смотрела, и в изумлении обращала взоры туда и сюда, желая увидеть только Господа, то обратившись назад, увидела Иисуса стоящего и не знала, что это был Иисус. Не узнала она Его не потому, как говорят манихеи и другие еретики, что Господь изменил свой вид и лице, так что по произволению мог казаться иным и в различных видах, но потому, что Мария, пораженная чудом, лишилась сознания и считала садовником Того, Кого с таким тщанием искала. И Господь теми же словами как и ангелы говорит ей: жено, что плачешь? С присовокуплением от Себя: кого ищешь? Она отвечала: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Здесь Спасителя она называем Господом не в исповедании истинной веры, но со смирением и страхом выражает этим почтение пред садовником. И посмотри, какое неведение. Она думает, что Тот, Кого стерег отряд воинов и при гробе Которого сидели ангелы, – был унесен одним садовником, и не рассуждая о женской слабости, представляет и считает себя столь сильной, что думает, что она, робкая женщина, одна может снести тело мужа и притом зрелого возраста, тело, которое (не говоря о прочем) было помазано сто литрами смирны. И когда Иисус назвал ее по имени и сказал Мария, – чтобы она по голосу узнала Того, Кого не узнала по лицу, она, продолжая свое заблуждение, называет Его не Господом, но раввуни, то есть учителем. И посмотри, какой беспорядок в мыслях: Кого прежде признавая садовником назвала Господом, теперь, признавая Сыном Божьим воскресшим, называет учителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И через пророка Давида: «Да по­стыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами» ( Пс.96:7 ), и другое многое таковое же. Ибо то, что представили они как из божествен­ного Писания, так и из святых Отцов, следует понимать должным образом. Итак, что нам говорить на это? Что иное, если не то, что сказано Господом иудеям: «Исследуйте писания» ( Ин.5:39 )? Ибо исследование Писаний – прекрасное дело. Но здесь направляйте ум благо­разумно! Обмануть Бога, возлюбленные, невоз­можно. Ибо один – Бог, один – Законодатель Ветхого и Нового Завета, «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в проро­ках» ( Евр.1:1 ) и в последние времена в Единород­ном Его Сыне. Направляйте свой ум с тщанием! Это слово – не мое; Святой Дух объявил через св. Апостола Павла: «Многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ). Замечай, что Бог говорил «многократно и много­образно». Ибо как сведущий врач не всем и не всегда дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает лекарство сообразно со свойством [дела], обращая внимание и на страну, и на бо­лезнь, и на время, и на возраст: дитяти – одно, совершеннолетнему же, сообразно с возрастом, другое; иное – больному, и другое – выздорав­ливающему, и каждому из больных не одно и то же, но сообразно со свойством [его тела] и болез­нью; и иное – летом, и другое – зимой, и осе­нью, и весной, и в каждом месте – соответствен­но свойству места; так и прекрасный Врач душ находившимся в детском еще возрасте, и изнемо­гавшим от болезни идолослужения, и считавшим идолов богами, и поклонявшимся им как богам, и отвергавшим поклонение Богу, и воздававшим славу Его твари запретил делать это. Ибо невоз­можно делать изображение Бога – бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимо­го. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? «Бога не видел никто никогда; Единород­ный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). И: никто «не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ), говорил Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Верность мы видим также во втором образе сегодняшнего богослужения; это образ Ветхого Завета: трое юношей, которые отказались поклониться ложным богам – жадности, властолюбию, ненависти, – которые все это отвергли и были за это приговорены царем вавилонским к сожжению в пылающей печи. И когда царь пришел посмотреть на зрелище их казни, он воскликнул: Не троих ли мужей мы бросили в огонь связанными? И вот я вижу четырех мужей, ходящих без цепей, и вид четвертого подобен Сыну Божию... – В самых страшных, самых жестоких испытаниях, в самых лютых искушениях, когда искушение пламенеет и горит страдание, Христос с нами. Не достаточно ли этого, чтобы напитать нашу надежду уверенностью и из нашей робкой, шаткой надежды сделать такую надежду, которая есть уверенность, что Бог с нами! Но относится ли это только к тем, кто праведен? Трое юношей страдали ради Бога – как же грешники, преступники, злодеи? Вспомним небольшой холм вне стен града – Голгофу; три креста; на одном умирает Сын Божий, непорочный, но несущий на Себе грех, зло всего мира. И два человека, которые были действительно злы. И поскольку один из них признал, что он зол, что творил зло, он обернулся ко Христу с воплем раскаяния, сожалея о том, чем он был, что он сделал, принимая последствия того, чем был и что сделал как справедливое возмездие за свои грехи. Вспомним его слова, обращенные к другому злодею, чтобы унять его богохульство: Мы справедливо осуждены, потому что мы преступники а Он умирает обреченный, засуженный несправедливо, потому что Он не сделал ничего дурного... И вот первый принял все последствия, всю боль, все страдание, весь ужас, который выпал ему, потому что увидел в этом справедливость: Божию правду и карающую справедливость людскую. И Христос обещал ему, что в тот самый день он будет с Ним в раю. О чем это снова говорит нам? Это говорит, что все мы стоим перед Богом осужденными. Не творили ли мы зло? Не преступники ли мы, то есть не преступили ли мы грани из Земли Обетованной, земли Божией в землю, которая еще под властью врага? Не предали ли мы правду, отвернувшись от закона жизни и избрав закон смерти? И опять: когда мы оглядываемся на себя, не можем ли мы увидеть себя как изуродованную икону, образ Христов? И изуродованный не обстоятельствами, не другими людьми, а прежде всего нами самими? И тогда мы можем повернуться к Богу и сказать: Да! Я признаю, что я обманул Твое доверие! Я оказался недостоин Твоей веры в меня – и я принимаю все последствия своей неверности. Господи! Я распинаюсь болью и стыдом; Господи, прими меня в Твое Царство... И ответ: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам мир! Придите ко Мне!..

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Недаром праведный отец Иоанн Кронштадтский говорит, что для сего святого Таинства Господь выбрал наиболее доступные человеку вещества – хлеб и вино. " И увидел Хам наготу отца своего и рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду свою и положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего. Лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего». Только что совершился отбор человечества, только что было оно очищено от испорченности водами Потопа, и только лучшее в нем было сбережено для дальнейшей истории. И вот, в первом же поколении этих сбереженных Богом лучших людей нарождается новый отвратительный вид греха – хамство: издевательство сына над отцом, низшего над высшим, дерзкое презрение всякого авторитета. Ной, пробудившись от сна, и узнав о случившемся, проклял Хама в потомстве его, а  Сима и Иафета благословил. С этим событием связано первое расовое деление человечества. Авраам, Моисей и Илия как подготовители спасения человечества Именами трех праведников: патриарха Авраама, Боговидца Моисея и пророка Илии – в Ветхом Завете отмечаются  этапы духовного созревания человечества. Святой Василий Великий говорит, что он никогда не мог видеть без слез изображения жертвоприношения Исаака Авраамом. Действительно, если вдуматься в нравственный образ праведного Авраама в этом деле, наша душа не может не проникнуться самым пламенным восхищением. Повинуясь слову Господню, Авраам бросает родной город Ур Халдейский, цветущий культурой, удобствами жизни, всем привлекательнейшим для жизни, и идет в далекую страну, которую Господь обещает дать во владение его потомству: «благословятся в тебе все племена земли» ( Быт. 12:3 ). После его переселения прошло много лет. Авраам, уже состарившийся, но еще бездетный, вопрошает Господа: «что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем, этот Елиазар из Дамаска... Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой – наследник мой» ( Быт. 15:2–3 ). Но какой горячей любовью воспламеняется этот могучий и великий в своей праведности патриарх, когда в старости, наконец, рождается его долгожданный сын Исаак! Эта любовь всеобъемлющая: в ней и естественная привязанность отца к сыну, и радостно торжествующее созерцание начала исполнения Божиих обетовании, которые чрез этого сына должны совершиться. Поэтому в любви Авраама к Исааку можно увидеть зарождение элементов совершенной любви, которая будет явлена через два тысячелетия после Авраама благословенной его Внучкой в отношении Сына и Бога Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Не указывай мне на наши богословия, потому что в них на основании Слова Божия изложили богословы нашей Церкви только то, что служит к обличению еретических нелепостей, а не то, что изъясняло бы Божеское естество. Почему содержи в мысли паче то, что поелику Божеское естество неприступно, то конечно и непостижимо, а что непостижимо, то и неизглаголанно. Сколько раз бывает, что и то, что понимаем, не можем выразить словом, как должно? То же, о чем все Божественное Писание свидетельствует, что Оно невидимо и недомыслимо, какой человек или какой Ангел может изъяснить и описать понятно? Конечно никакой. Никак невозможно человеческому уму понять и окачествовать каким–либо именем то, что не есть что–либо из сущаго. И все Божественное Писание всеми, содержащимися в нем, о Боге мыслями и речениями представляет только, что Бог есть, а не то, что Он есть. И то еще явно открывает оно о Боге, что Он всегда есть, — и что Бог сый и присно сый есть триипостасен, всемогущ, Вседержитель, Всевидец, Творец и Промыслитель всяческих, вседовольный, преестественный, — и что Он столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежнаго моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечею. Много ли, думаешь ты, увидит этот из всего того безбрежнаго моря? Конечно малость некую, или почти ничего. При всем том он хорошо видит воду ту, и знает, что пред ним море, что море то безбрежно, и что он не может его все обнять взором своим. Так есть дело и в отношении к нашему Богопознанию. Представлю вам и другой пример к уяснению сего предмета. Предположим, что найдется какой либо человек, который никогда не видел воды и не пил ея, почему и не знает, что такое есть вода, а ты разсказываешь ему о воде, живописуя ему источники, реки и моря. Слушая это, он конечно попросит тебя сказать ему, какова природа воды, каков вид ея, каково качество и количество ея, откуда берет она начало, как течет, и как, непрестанно текучи, никогда не истощается. Скажи же мне теперь, что бы ты ответил ему? Я думаю, что, хотя бы ты был очень высокаго ума и очень многосведущ, но никак не можешь тому, кто никогда не видел и не пил воды, растолковать, и дать понять, что такое вода, откуда она берет начало и как течет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Где увидеть Северное сияние в России, когда ехать и как подготовиться к путешествию Где можно увидеть Аврору? 15 ноября, 2012 Где можно увидеть Аврору? Расскажем, как посмотреть на северное сияние. Содержание статьи Что такое северное сияние? Северное (полярное) сияние — естественное свечение неба. Причина этого уникального природного явления кроется в столкновении заряженных частиц с атомами в верхних слоях атмосферы. Всполохи в небе бывают: Это — незабываемое восхитительное зрелище. Неудивительно, что не так давно стал популярен особый вид туризма в поиске северного сияния. «Поймать» прекрасную небесную люминесценцию не так-то просто. Появление северного сияния зависит от магнитной активности Солнца и спрогнозировать это явление удается не всегда. На Руси северное сияние называлось «пазори» от слов «заря» и «тревожить». В России есть несколько мест, где охотники за Северным сиянием могут осуществить свою мечту. Пожалуй, самое популярное место наблюдения за Авророй (это ещё одно название северного сияния) — Мурманская область. Увидеть северное сияние там можно не только с высоты Хибинских гор, куда не так легко добраться, но и отъехав подальше от Мурманска туда, где небо свободно от промышленных выбросов и искусственного освещения. Где можно увидеть северное сияние в России? Чаще всего туристы отправляются: Архангельская область — еще одно место в России, куда можно отправиться в надежде понаблюдать за небесным световым шоу. Конечно, в самом Архангельске северное сияние не будет хорошо просматриваться. Лучше поехать на север области. Например, в Северодвинск, где есть все шансы увидеть уникальное явление природы. Карелия — еще один российский регион, куда отправляются за Авророй туристы. Туристы могут отправиться в национальный парк «Паанаярви» или на берег Белого моря в карельскую деревню Нильмогуба. Полуостров Таймыр в Красноярском крае по мнению многих охотников за Северным сиянием — самое лучшее место для наблюдения за природным чудом. Если отправиться в один из самых северных населенных пунктов России — село Хатанга в декабре-январе, то с большой вероятностью вы достигнете своей цели. Полярная ночь в это время года длится 18-20 часов и, если вам повезет, вы увидите самые яркие всполохи в ночном небе.

http://pravmir.ru/gde-uvidet-severnoe-si...

И не подумайте, что это пресуществление невероятно и непостижимо, вы можете это увидеть на самих себе. Хлеб, который вы ежедневно едите, не пресуществляется ли в ваше тело, и вино, которое пьете, не пресуществляется ли в вашу кровь? Если же таковое пресуществление, или преложение хлеба в тело человеческое, и вина в кровь человеческую, происходит силой естества, то разве не может это происходить сверхъестественной силой? Различие в том, что преложение происходит по естеству, силою желудка и иных, соответствующих этому делу средств. Пресуществление же бывает наитием Святого Духа. В первом случае преложение происходит не тотчас, а в течение продолжительного времени. Здесь же пресуществление происходит тотчас, одномоментно и в мгновение ока, как происходило создание мира. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет ( Быт. 1, 3 ). Да будет твердь ( Быт. 1, 6 ), и стала твердь, и прочее. Там и существо, и виды хлеба и вина изменяются в тело и кровь человеческую. Здесь же изменяется одно только существо Тела и Крови Христовых, виды же хлеба и вина пребывают невредимыми. В происходящем по естеству же значительно изменяется вид, а существо остается целым и невредимым: так, одна и та же доска может быть белой и черной, теплой и холодной, темной и светлой. В Евхаристии же, напротив, одно существо, виды же пребывают целыми и невредимыми, и потому не называется преложением, но именуется пресуществлением, поскольку изменяется одно только существо. ВЫ ГОВОРИТЕ: Если бы в Евхаристии происходило пресуществление, то изменились бы и виды, и существо хлеба и вина, в существо Тела и Крови Христовых. Так в древности превратились реки Египетские в кровь, так изменился жезл Моисеяв змея, так вода в Канне Галилейской изменилась в вино. Но поскольку в Евхаристии не изменяются виды хлеба и вина, ясно, что там не происходит пресуществления. ОТВЕЧАЮ: Велико Божие намерение и снисхождение к человеку в этом Святейшем Таинстве. Ибо если бы и существо, и вид хлеба изменился в вид Тела Христова, то кто бы смог ясти Плоть Христову имеющую вид человеческой плоти? Также, если бы и существо, и вид Евхаристического вина изменился в вид Крови Христовой, то кто бы мог ее пить? Для нас странно и необычно есть человеческую плоть и пить человеческую кровь. Поэтому к нам снисходит милосердие Божие и, подавая нам это Божественное лекарство под видом хлеба и вина (к которым человек привык), ими его прикрывает, наподобие врача, утаивающего лечебную снедь, на которую больной не может смотреть, под видом другой пищи, обычной для больного, о чем много было сказано ранее. О воде, в вино претворенной, этого не следует говорить, ибо вино вкуснее под вином вина. Поэтому Христос преложил в вино в Кане Галилейской и существо воды, и вид воды. Преложении Египетских рек в кровь было наказанием Божиим, и потому и существо, и вид этих рек Египетских преложились в кровь, чтобы Египтяне не могли пить из них, по слову псалма: Обратил Он в кровь реки Египтян и источники их, лишив их питья ( Пс. 77, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

3Езд.7:94 Третий вид: они созерцают данное им их Создателем свидетельство, что они при жизни сохранили закон, ввереный им. 3Езд.7:95 Четвертый вид: они сознают свой покой, которым они наслаждаются ныне, собравшись в своих хранилищах и оберегаемые в глубоком молчании ангелами, и прославление, ожидающее их в последние времена. 3Езд.7:96 Пятый вид: они ликуют по поводу того, что покинули ныне тленное и получат будущее наследие, они видят кроме того тесноту, полную тягостей, от которой они освободились и начинают чувствовать простор, блаженные и бессмертные. 3Езд.7:97 Шестой вид: им показано будет, как лицо их засияет подобно солнцу и они уподобятся по блеску звездам, став тотчас же нетленными. 97 . Ср. Дah XII:3 ; Mф XIII:43 ; 1Kop XV:41 . 3Езд.7:98 Седьмой вид, превосходящий все ранее названные: они будут ликовать с уверенностью, надеяться без посрамления и радоваться без страха, так как они спешат увидеть лицо Того, Кому они служили при жизни, и от Кого они должны получить награду, состоящую в прославлении. 98 . Ср. Mф V:8 . 3Езд.7:99 Таков удел душ праведников, возвещаемый им тотчас же. Ранее были названы пути тех мучений, которые терпят немедленно же грешники. 91–99. Блаженство праведников, подобно мучениям грешников, имеет семь видов или ступеней. Оно состоит: 1) в сознании победы над злым помышлением, 2) в созерцании мучений, ожидающих грешников, 3) в сознании своей правоты, опирающейся на закон, 4) в созерцании будущего блаженства, 5) в радости по поводу освобождения от бренных оков тела, 6) в предчувствии близкого прославления и 7) в лицезрении Бога. 3Езд.7:100 И я отвечал и сказал: «значит, душам по разлучению их с телом будет дано время, чтобы видеть то, о чем Ты мне сказал?» 3Езд.7:101 И Он сказал мне: «семь дней будет длиться их свобода, чтобы они за семь дней увидели то, о чем была выше речь, а после этого они соберутся в свои жилища. 101 . Характерно, что подобную же мысль высказывает Платон. По народным представлениям душа в течение 40 дней пребывает на свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кстати говоря, что еще очень важно для духовника, так это понимание того, что мир постоянно ставит новые проблемы. И нужно пытаться увидеть разрешение этих проблем, именно как новых, если не по существу, то, по крайней мере, по формам, по новым принципам, по новым содержаниям. Начиная от таких простых вещей, как отношение к Интернету, к телевидению. – А отношение к грехам меняется? – Отношение к грехам принципиально остается то же. Оно меняться не может, и в этом смысле можно как бы лозунг древних отцов «лучше смерть, чем грех», оставить навсегда как лозунг и знамя. Лучше смерть, чем грех. Другое дело, что, входя в область конкретного рассмотрения греховной жизни того лица, которое подходит к духовнику, нужно увидеть и ему помочь увидеть то, к чему следует пока, по крайней мере, отнестись более-менее снисходительно и спустить это как не то, что бы должное, а как временно допустимое. Не то, что грех надлежит культивировать, а в том плане, что, может быть, и нужно в этом грехе каяться, но не особенно сильно, зная, что энергия не безгранична, и силы души нужно пустить на то, что является более важным. Это является одним из больших постоянных казусов, потому что увидеть, что важно, для этого нужен ум духовный, и совсем не обязательно он совпадает с практическим умом, со сметкой, если она есть у духовника, либо с его знаниями древних традиций. Но, во всяком случае, тот опыт, когда есть автоматическое требование абсолютного послушания, совершенно не ведет к исполнению главной задачи, которая состоит в воспитании в человеке, который приходит к священнику, подлинной духовной свободы. Он пришел из одного вида рабства и попадает в другой вид рабства. И он никогда не узнает, что такое духовная свобода. Тем более, что это дело довольно тонкое и требует очень серьезного подхода. Больше того, я бы сказал, беседуя со многими священниками, что многие даже не понимают, что такое эта духовная свобода, и потому воспитать своего ученика в рамках духовной свободы они просто не могут. Все эти послушания важны на самом деле до тех пор, пока они воспитывают в человеке понимание того, как осуществляется духовно свободная жизнь. И послушание на самом деле не ограничивает свободу – оно дает для нее начало, определенные рамки, как форма сонета, или еще того более – «венка сонетов», где очень строгая определенная форма, но внутри которой могут быть осуществлены высшие проявления творческой поэтической возможности.

http://azbyka.ru/duxovnyj-otec-kto-eto

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010