В западной церкви существует предание об образе св. Вероники, которая подала Спасителю, идущему на Голгофу, полотенце, чтобы Он вытер Свое лицо. На полотенце остался отпечаток Его лика, который позже попал на запад. В Православной Церкви принято изображать Спасителя на иконах и фресках. Эти изображения не стремятся передать в точности Его внешний вид. Они скорее являются напоминаниями, символами, возводящими нашу мысль к Тому, Кто на них изображен. Глядя на изображения Спасителя, мы вспоминаем Его жизнь, Его любовь и сострадание, Его чудеса и учение; вспоминаем, что Он, как вездесущий, пребывает с нами, видит наши трудности и помогает нам. Это настраивает нас молиться Ему: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!» Лик Спасителя и все Его тело запечатлелось также на так называемой Туринской плащанице – длинном полотне, в котором, по преданию, было завернуто снятое с Креста тело Спасителя. Изображение на плащанице удалось увидеть только сравнительно недавно с помощью фотографии, специальных фильтров и компьютера. Воспроизведения лика Спасителя, сделанные по Туринской плащанице, имеют поразительное сходство с некоторыми древними византийскими иконами (совпадая иногда в 45-ти или 60-ти точках, что, по мнению специалистов, не может быть случайно). Изучая Туринскую плащаницу, специалисты пришли к выводу, что на ней отпечатлелся человек лет 30-ти, ростом 5 футов, 11 дюймов (181 см. – значительно выше своих современников), стройного и крепкого сложения. Учение Господа Иисуса Христа О своем учении Иисус Христос говорил так: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины, слушает гласа Моего ( Ин.18:37 ). Поэтому мы должны с благоговением принимать каждое слово Христа как абсолютную и непреложную истину и на нем строить свое мировоззрение и жизнь. О Себе Самом Иисус Христос учил, как о Спасителе человечества: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее... пришел для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (искупления – выкупа, спасения; Мф.18:11,20:28 ). Сын Божий взял на Себя миссию спасения людей, исполняя волю Своего Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Юный Иоанн бежал скорее Петра и прибежал ко гробу первым. Во гроб он, однако, не вошел, а лишь наклонился, чтобы видеть внутренность гроба; поэтому он мог рассмотреть только лежащие во гробе пелены. Когда же подошел Петр, то немедленно вошел во гроб. Вслед за ним вошел и Ин.И вот они увидели, что пелены, которыми было обвито тело Иисуса, и плат, бывший на Его главе, лежат, тщательно сложенные, в таком порядке и виде, которые ясно указывали, что похищения тела Иисусова не было. Это, однако, не одинаковое действие произвело на Петра и Иоанна: последний увидел и уверовал, первый же – только дивился происшедшему. Осмотревши гроб, Петр и Иоанн возвратились к себе. Мария же осталась у гроба. Мысль, что унесли Господа еще не оставила ее, и потому она стояла и плакала. В этом состоянии она наклонилась ко гробу и видит двух ангелов. Душевное состояние ее настолько было подавлено скорбью, что вид небожителей не поразил ее. И когда ангелы спросили: «жена! что плачешь?» Она продолжала высказывать грустную мысль: «унесли Господа, и не знаю, где Его положили». Потом, обратившись назад, она увидела стоящего Господа, но она не узнала Его и приняла за садовника, и когда Господь спросил ее о причине слез, она сказала: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил и я возьму Его». Тогда Иисус сказал ей: «Мария!». Этот зов открыл Марии глаза, и она с восклицанием: Равви! (Учитель) готова была припасть к Его ногам. Но Господь сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». В то время, когда Магдалина находилась у гроба, прочие жены-мироносицы были на возвратном пути в город. И вот, им предстал Господь и сказал: «радуйтеся!“ Успокаивая их смущение, Господь говорит им: «не бойтесь!» и затем повелевает им идти и возвестить братьям, чтобы они шли в Галилею, где и удостоятся увидеть Господа. Жены возвестили о всем виденном и слышанном одиннадцати и дрочим ученикам. Но те не поверили. Чрез несколько времени возвратилась и Мария Магдалина; она тоже говорила, что видела Господа и беседовала с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Не о том и многие другие проекты, в том числе, увы, государственные и церковные. Почему так происходит, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе». «Искать ни в ком нечего». «С одной стороны, раскол, с другой - решительное отступничество». «Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актёрами и актёрством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних». «Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы и очень приметным образом для внимающих себе удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его». «При служении миру невозможно служение Богу, и нет его, хотя бы оно и... представлялось существующим. Его нет! а то, что представляется, есть ни что иное, как лицемерство, притворство, обман себя и других». «Отступничество принимает огромные размеры. Наступают времена трудные в духовном отношении: затруднительность постоянно увеличивается. Это попущение Божие». «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся,... всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины» (2 Тим. 3, 1-7). «Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13, 13). «Рисуется в голове очень неутешительная картина нравственно-религиозного состояния людей за последнее время. Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая себе свою веру, своим измышлением, хотя... будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, как она передана святыми апостолами и хранится в Православной Церкви; но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/02/...

Рассказывается, что с Иаковом вошло в Египет семьдесят пять человек, считая его самого с сыновьями ( Быт. 46:27 ). Женщин в том числе упоминается только две: одна дочь, другая внучка. Но если рассмотреть дело внимательно, то в день или год вступления Иакова в Египет потомство его не доходило до этого числа. Упоминаются, например, правнуки Иосифа, которые никак не могли жить уже в то время; ибо Иакову тогда было сто тридцать лет, а сыну его, Иосифу, тридцать девять. Так как известно, что Иосиф женился на тридцатом или даже более чем на тридцатом году своей жизни ( Быт. 41:45–46 ), то каким образом он мог через девять лет иметь правнуков от сыновей, рожденных от одной и той же жены? Итак, если сыновья Иосифа, Ефрем и Манассия, не имели даже детей, и Иаков, вошедши в Египет, застал их менее чем девятилетними отроками, то каким образом в числе тех семидесяти пяти, которые вместе с Иаковом вошли в Египет, упоминаются не только сыновья, но и внуки их? Ибо там упоминается и о Махире, т. е. Галааде, внуке Манассии, правнуке Иосифа. Есть в том числе и рожденный от Ефрема, другого сына Иосифова, Суталаам, внук Иосифа; и сын самого Суталаама, Едем, внук Ефрема, правнук Иосифа. Все они никоим образом не могли жить в то время, когда Иаков пришел в Египет и застал сыновей Иосифа, своих внуков, дедов упомянутых здесь, отроками менее чем девяти лет. Но под приходом Иакова в Египет, когда под этим понимается переселение семидесяти пяти душ, разумеется, несомненно, не один день или год, а все то время, пока жил Иосиф, который и был причиной переселения. Ибо о самом Иосифе то же самое Писание говорит так: «И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода». Упомянутый правнук его от Ефрема и есть этот третий. Говоря о третьем роде, Писание разумеет сына, внука и правнука. Далее говорится: «Также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колена Иосифа» ( Быт. 50:22–23 ). И это тоже внук Манассии, правнук Иосифа. Назван он во множественном числе по обычаю Писания: оно и одну дочь Иакова назвало дщерьми. Это свойственно и латинскому языку, в котором дети зовутся сыновьями, хотя бы их было не более одного. Итак, если выставляется на вид личное счастье Иосифа, заключавшееся в том, что он смог увидеть своих правнуков, то никоим образом не следует думать, будто они существовали уже на тридцать девятом году жизни своего прадеда Иосифа, когда пришел к нему в Египет отец его, Иаков. В заблуждение вводит менее внимательных читателей выражение Писания: «Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его» ( Быт. 46:8 ). Это сказано в том смысле, что всех их вместе с ним считалось семьдесят пять душ, а не в том, чтобы все они уже были, когда он входил в Египет. Под приходом, как я уже сказал, разумеется все время, в продолжение которого жил Иосиф, введший его в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Из этого вытекает вывод, противоположный тому, что сделал Дарвин и, вслед за ним, эволюционистская лингвистика. Если любой язык не развивается, а деградирует, значит, изначально он был не примитивным «звероподобным», а, напротив, более совершенным и полноценным. В этом можно увидеть правду библейского повествования о вавилонском смешении языков: На всей земле был один язык и одно наречие... И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле ( Быт. 11:1 и 11:6–9). Все существующие языки, с одной стороны, даны впавшему в гордыню человеческому роду в наказание. С другой стороны, они дарованы нам Богом и, следовательно, несут в себе изначальное божественное совершенство. В процессе использования грешными людьми языки могут терять свою красоту, искажаться. Всесовершенный Бог не мог дать людям «плохих» языков. Некоторые из языков стали бедными и невыразительными в результате деградации их носителей, иные языки оказались даже вовсе вымершими. Глава 12. Квантовый взгляд на биологию. Один из предшественников Дарвина, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (Jean Baptiste Lamarck) полагал, что в природе постоянно происходит плавная эволюция. Он даже отрицал существование видов, считал все выделяемые межвидовые границы «условностью» и учил, будто происходит непрестанная всеобщая трансформация одних организмов в другие. Судя по всему, Ламарк ошибался. Эта точка зрения противоречит многочисленным наблюдениям за природой, в которой каждый вид проявляет себя как вполне стабильная и жизнеспособная популяция. Незначительная внутривидовая изменчивость не нарушает этого закона. Виды не перемешиваются и даже не скрещиваются между собой, но сохраняются по роду их ( Быт. 1, 25 ). Виды, скорее, склонны к вымиранию, чем к превращению во что-то иное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Затем идет Книд с двумя гаванями, одна из которых может запираться и предназначена для триер, и якорной стоянкой на 20 кораблей. Перед Книдом лежит остров около 7 стадий в окружности; остров этот возвышенный, имеет вид театра и связан с материком дамбами, превращая Книд некоторым образом в двойной город, потому что большая часть населения Книда живет на острове, прикрывающем обе гавани. 569 Этот город путешественники могли увидеть с моря, но пристать к нему не могли из-за противного ветра. К критскому восточному мысу, называемому Салмоном, 570 тоже подойти не удалось: Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни. Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла. А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать ( Деян. 27:8–12 ). Употребленное Лукой выражение «плавание было опасно, потому что и пост уже прошел» указывает на то, что плавание происходило после осеннего «дня искупления» (в последующей раввинистической традиции получившего название уôт кіррûг), то есть в середине октября. 571 В этот день обычай предписывал иудеям соблюдать пост, то есть воздерживаться от любой пищи в течение суток. Отметим, что в книге Деяний это единственное упоминание о посте (νηστεα) в конкретное время года. Дважды говорится о посте по особым случаям ( Деян. 13:3 и Деян. 14:23 ), но никаких регулярных постов, кроме иудейских, книга не упоминает. Это еще одно подтверждение того, что Павел продолжал жить по иудейскому календарю. Плавание в середине октября было еще возможно. но уже рискованно, причем риски с каждым днем увеличивались. Римский военный историк и теоретик Ренат Вегеций (IV – haч.Vb.) пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Я путешествовал издалека, надеясь получить пользу, но вместо пользы встречаю только насмешки. Хотя я пришел в честную обитель, но не нашел полезного для себя: вы глумитесь надо мной, считая меня за сумасшедшего. Я надеялся увидеть святого мужа Сергия в великой чести, славе и величии, ибо я так слышал о нем. Но у того, на кого вы мне указываете, я не вижу ни чести, ни славы, ни величия, ни красивой и многоценной одежды, ни служителей, которые бы предстояли ему, ни слуг, которые бы немедленно выполняли его приказы, ни множества рабов, которые бы прислуживали и воздавали честь своему господину, – этот человек имеет вид нищего, обездоленного сироты; поэтому я думаю, что он не тот, кого я ищу» – так говорил этот селянин-земледелец монахам. Поистине он был селянином-невеждой, ибо не видел внутренними очами, но смотрел только телесными глазами и не знал Священного Писания, в котором премудрый Сирах пишет: человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце [ 1Цар. 16, 7 ]. Этот крестьянин смотрел на внешнее, а не на внутреннее, и, увидев бедную одежду блаженного и его труды на огороде, он надсмеялся над добродетелью и нищетой старца, не веря, что это был тот человек, о котором он столько слышал. Не доверяя тому, что ему говорили братия, этот поселянин думал: «Мне рассказывали о величии, чести и славе Сергия, но почтенный и прославленный человек не может жить в такой нищете и скудости». Братия сказали Игумену: «Мы не смеем ничего сказать твоему гостю ради тебя, потому что боимся тебя, иначе мы давно бы отослали его из обители, как человека негодного и бесчестного: этот селянин-невежа тебе не воздал чести и не поклонился и нас не слушает и позорит, называя лжецами. Если хочешь, мы выгоним его». Видя смущение братии, Божий человек Сергий возразил: «Ни в коем случае не делайте этого, братия, ибо он пришел не к вам, а ко мне. Не трогайте его: он сделал для меня доброе дело, и я не вижу никакого за ним преступления. Если вы знаете о каком-либо его проступке, то вспомните слова апостола Павла: »Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости« [ Гал. 6,1 ], которые заповедуют нам исправлять людей смирением и кротостью».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

С другой стороны, некоторые тексты говорят о возможности видения Бога. Иаков, боровшийся с Богом, восклицает: Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт. 32:30 ). Иов выражает надежду на то, что увидит Бога своими глазами: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ( Иов 19:25–27 ). О видении Бога в будущей жизни говорят апостолы Иоанн и Павел ( 1Ин. 3:2 ; 1Кор. 13:12 ). Изначальный парадокс темы боговидения ярко выражен Григорием Нисским в толковании на шестую заповедь Блаженства: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Тем, кто очистил сердце, обещано, что они увидят Бога. Но Бога не видел никто никогда, как говорит великий Иоанн ( Ин. 1:18 ). А возвышенный ум Павла подтверждает это заключение, когда говорит: Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 )... Всякая возможность постижения отнята этим четким отрицанием: Человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх. 33:20 ). И тем не менее в вид ении Господа и заключена вечная жизнь. Видишь ли смятение души, которая увлечена в глубины, открывающиеся в этих словах? Если Бог есть жизнь, то человек, который не видит Его, не видит жизни. С другой стороны, боговдохновенные пророки и апостолы свидетельствуют, что Бога видеть невозможно. К чему же обратиться человеческой надежде? 138 В святоотеческой литературе встречаются различные подходы к парадоксу «видимый – невидимый» 139 . Первое объяснение заключается в том, что Бог невидим по Своей природе, но Его можно видеть в Его энергиях (действиях), Его славе, Его благости, Его откровениях, Его снисхождении. По словам Григория Нисского , «Бог невидим по природе, но становится видимым в Своих энергиях» 140 . Иоанн Златоуст , вспоминая явления Бога Моисею, Исаие и другим пророкам, говорит о Божием «снисхождении» (οκονομα), явленном им: Все эти случаи были явлениями Божия снисхождения, а не ви дением Самого чистого Существа, ибо если бы пророки действительно увидели саму природу Божию, они не созерцали бы ее под разными видами... Бога по существу Его не видели не только пророки, но даже ангелы или архангелы... Многие видели Его в том образе, какой был им доступен, но никто никогда не созерцал Его сущность... 141

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В чем же теперь должны состоять дела человеческие? Каким образом воспринять и усвоить то, что совершил Господь? Задолго до Боговоплощения Господь в подготавливающем человечество к этому событию Откровении Ветхого Завета раскрыл цель и смысл Своего Откровения в заповеди: «Будьте святы, ибо Я свят» ( Лев.11:44–45; 19:2 ). Величие святости Божией и весь ужас человеческий от столкновения с явлением ее в нашем мире ярко передаются в событиях, связанных с получением Закона – «детоводителя ко Христу» ( Гал.3624 ). «Вид славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых как огонь поядающий» ( Исх.24:17 ), и умоляли они Моисея, «чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть» ( Исх.20:19 ). Сам Господь отвечает Моисею на его молитву о лицезрении славы Божией: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ). Здесь раскрывается то, что категория «святость» не столько этическая, сколько онтологическая, это плод «стяжания Духа Святого» – «источника освящения». 98 Освящение же людей Духом Святым смогло совершиться только после приготовления 99 их к этому Самим Сыном Божиим: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» ( Лк.12:49 ). Евангелие подчеркивает, что возможность принятия верующими Святого Духа связана с исполнением миссии Сына Божия: «Еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:39 ). Принимая это во внимание, во всей истории спасения Пресвятой Троицей человеческого рода можно различить три периода 100 , в первый из которых, начиная с грехопадения и до дня Благовещения, «Божественная энергия, нетварная и обожающая благодать становится чуждой человеческой природе и действует на нее только извне, производя тварные следствия в душе». 101 Благодать действует через ветхозаветных пророков и праведников, но не может быть ими усвоена как их личная сила. 102 В.Н. Лосский пишет: «Как свидетельствует призвание пророков, (оно) не было согласием двух воль, но властным использованием волей Божественной воли человеческой… Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения». 103 Потрясающий пример этого – история Моисея. «Кротчайший из всех людей на земле» ( Чис.12:3 ), удостоенный боговидения, после чего его лицо (примечательно употребление здесь гебраизма, обозначающего поверхность лица) стало сиять, по истолкованию св. Григория Паламы , именно Нетварным светом – «благом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Втор. 4:12 . И глагола Господь Бог к вам на горе из среды огня. Глас словес Его вы слушасте, и образа не видесте, токмо глас. Образа не видесте. На Синае Господь не явил Себя народу в образе живого существа, хотя слышны были из уст Его звуки человеческого голоса. Вид славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огнь поядающий ( Исх. 24:17 ). О старейшинах, вызванных на вершину Синая при заключении завета, хотя говорится, что они видели здесь Бога, – но отнюдь не живой образ Бога, а только место, ознаменованное стоянием Бога Израилева ( Исх. 24:10–11 ). Одному Моисею дано было то преимущество, что он, беседуя устами к устам с Самим Господом, созерцал Его в образе ( Чис. 12:8 ). Это по всей вероятности был образ обыкновенного, ничем особенным по наружности отличающегося от других людей человека. В этом образе Господь легко мог быть доступен простому зрению Моисея. Но когда Моисей дерзнул просить Господа, чтобы Господь показал ему славу Свою, т.е., чтобы показал Свой человеческий образ во всей его славе, то Господь сказал Моисею: Лица Моего не можно тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых, ты увидишь Меня только сзади ( Исх. 33:20, 23 ). И действительно, когда Господь явился пред Моисеем в преславном человеческом образе, соответственном величию Своего Божества, то Моисей мог видеть только заднюю, а не лицевую сторону этого образа 1 . Но всему народу Господь не являлся ни в каком чувственном образе, и это для того, чтобы народ не дерзал думать, будто истинный Бог , подобно языческим богам, имеет телесную природу, и чтобы не стал творить подобных языческим изображений Его, вопреки второй заповеди. Втор. 4:13 . И возвести вам (Господь) завет Свой, иже заповеда вам творити. Под заветом, который Сам Господь гласом Своим возвестил сынам Израиля, разумеется Десятословие, как условие завета или союза их с Богом, которое они свято должны были блюсти, чтобы быть достойными преимущества называться народом Божиим. Втор. 4:14 . И мне заповеда Господь во время оно, научити вас оправданием и судам, творити вам та на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010