В тяжёлые минуты жизни мы вопрошаем: «Господи, где Ты был, почему не пришёл, не помог мне в моих мучениях? Неужели Ты забыл обо мне?» И нам трудно поверить, что мы непрестанно находимся в поле Божией любви, что обо всех Господь заботится и ведёт ко спасению самыми полезными путями. Вот и апостол Фома думал, не забыл ли его Бог? Почему все видели воскресшего Христа, и только он один лишился этой радости? У святых отцов есть мысль, что Фома был обеспокоен, не явился ли ученикам под видом Господа какой-либо дух? Ведь и внешний вид у Христа был иной, и прошёл Он сквозь стены, что свойственно духам, а не материальным телам. Поэтому Фоме оказалось недостаточно свидетельств апостолов, утверждавших, что они видели воскресшего Господа. У Фомы не было недоверия к Христу, но он был не готов принимать слова апостолов на веру. Он хотел лично убедиться, что это был не призрак, который «плоти и костей не имеет» (Лк. 24, 39). Поэтому такой упор Фома делает на осязании: не только глазами увидеть, но прикоснуться ко Христу, вложить свои пальцы в Его раны – основательно убедиться, что это истинно Христос. Как видим, у Фомы были причины требовать личного опыта видения Христа. Кроме того, Евангелист Иоанн, описывающий эту историю, подчёркивает, что все ученики вначале видели воскресшего Христа. Мария Магдалина, придя рано утром к пещере, видит, что камень отвален. Сообщает апостолам. Пётр и Иоанн бегут ко гробу и видят только пелены, тела Господня нет! О себе апостол Иоанн пишет, что он вошёл в пещеру, где теперь лежали только пелены, «увидел, и уверовал» (Ин. 20, 8). Потом Мария Магдалина видит Самого Господа, говорит с Ним. Вечером двое учеников Христа идут в Эммаус в горьком разочаровании: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля...» (Лк. 24, 21). И Господь им является, и беседует с ними, но до времени «удерживает» их глаза, то есть не открывает им Себя. А за вечерней трапезой попускает им Себя увидеть: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лк. 24, 31). В великой радости ученики бегут обратно в Иерусалим, сообщить остальным, что они видели Живого Христа. Наконец, в вечер Воскресения Господь является десяти ученикам...

http://pravoslavie.ru/112217.html

В день памяти преподобного Паисия Святогорца – одного из величайших старцев XX века – предлагаем читателям воспоминания о старце митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая из его книги «Святая Гора – высочайшая точка Земли» , вышедшей недавно в Издательстве Сретенского монастыря. Книга митрополита Николая – это дневник путешествий на Афон в 70-е годы XX века и в наши дни. Записи и размышления владыки приоткрывают мистическую и скрытую от посторонних глаз жизнь святогорцев. Келья Панагуда, где подвизался старец Паисий Святогорец Пятница, 13 августа. Как всегда, по старому стилю. Два дня до праздника Успения . Я проснулся в 6 часов утра. Тяжелый сегодня день. Облачно, жара, духота. Наш завтрак щедр и богат: чай, кофе, мармелад, мед, сладкие черешенки. Все исполнено искренним гостеприимством. Все, что было у людей, все они выложили перед нами: и то, что лежало в шкафах, и то, чем было богато сердце. Берем благословение у отца Хризостома и в 9:30 отправляемся в путь, унося с собой благодарные воспоминания о его «авраамовом гостеприимстве». Я был взволнован, но душа моя не нашла еще того, что искала. Я жаждал чего-то иного. Погода слегка прояснилась. Тусклый свет солнца едва проникает сквозь облака. Мы направляемся к отцу Паисию . Глаза нетерпеливо вглядываются вдаль. Мысли не дают покоя. Сегодня мы наконец увидим то, о чем столько мечтали! Боже мой! Какое неизъяснимое волнение рождает во мне это стремление увидеть подлинного подвижника! Три четверти пути остались позади. Мы уже совсем близко. Я очень хочу увидеть старца, но ни капельки не желаю подражать его подвигам. Я восхищаюсь им, но не собираюсь ничего менять в своей жизни. В отношении меня это исключено даже как отдаленная вероятность или хотя бы предположение. Я стану ученым! Хочу добиться успеха в этой жизни. В этой, которую я вижу. Что касается иной жизни… «как Бог даст»! Еще немного – и вот перед нами открывается вид на смиренную каливу старца Паисия. До нее осталось минут пятнадцать ходьбы. Крыша каливы из простого листового железа.

http://pravoslavie.ru/95258.html

Увидеть главное – во вчерашней блуднице Чем рисковал священник, исповедуя вчерашнюю блудницу и будущую святую? 29 марта, 2015 Чем рисковал священник, исповедуя вчерашнюю блудницу и будущую святую? О том, как нужно смотреть на ближнего, чтобы не осуждать, а видеть главное – протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве. В житии преподобной Марии Египетской есть один удивительный момент. На следующий день после того, как Господь не пустил ее в храм, ее допустили до Причастия. И меня всегда это поражает, потому что речь идет о безымянном священнике, который оказался в очень сложной ситуации. Только представьте себе: служба в монастыре у Иордана (как описано в житии), суровые аскеты-монахи, очень строгое соблюдение Устава. Мы не знаем, был ли этот священник из монашествующих или из приходящего белого духовенства, что очень часто практиковалось. Но, в любом случае, это был человек, причастный к аскетической жизни строгого монастыря. И вот он видит женщину, которая хочет причащаться. Женщина эта одета в наряд блудницы. Ее походка в течение многих лет была отработана для того, чтобы привлекать внимание. Наверное, не выветрились еще специфические благовония. Внешний вид, прическа, выражение глаз, — все это выдавало в ней блудницу, ведь в традиционном обществе социальные роли очень четко и ярко фиксировались во внешнем виде, и потому, как человек был одет, как вел себя, о нем можно было сказать почти всё. И вот, скорее всего, несмотря на то, что в то время не было практики обязательной исповеди перед каждым причастием, священник должен был расспросить эту женщину. Потому, что очень многие каноны, а Церковь тогда очень строго относилась к их соблюдению, заканчиваются словами: да будет наказан и причастившийся недостойно и тот, кто его причастил. Любой священник все время помнит об этой ответственности преподания Тела и Крови Христовой тому, кому он не должен был преподать. Нас, священников, очень часто упрекают в том, что мы самовольно решаем, кого можно допустить к причастию, кого нет. Бывает, что это гордыня и самодурство священника, но чаще речь идет именно о страхе. Страхе преподать Огонь тому, кто его не выдержит, кто сделан словно из соломы.

http://pravmir.ru/uvidet-glavnoe-vo-vche...

  разделы   рассылка  распечатать " Спас рукотворный " В России появился новый православный телеканал Источник:  Новая Газета Сегодня с 10.00 подписчики базового пакета НТВ+ могут увидеть новый православный телеканал " Спас " . Это первый телепроект в России, который связан с религией, вышедший на такой уровень. Главным редактором канала стал бывший ведущий " Музобоза " Иван Демидов, в последнее время выходящий в эфир с " Русским взглядом " на " Третьем канале " . О том, чье благословение, помимо патриаршего, получил " Спас " , в интервью " Новой " рассказал гендиректор Александр БАТАНОВ. – Расскажите для начала о своем предыдущем телевизионном опыте. – В 92-м году я познакомился с Иваном Демидовым, Сашей Любимовым, Александром Политковским, с которыми у нас был совместный проект – " Телеклуб " , в здании которого с 93-го года располагался " ВиД " ... Я не считаю себя человеком телевизионным, хотя в 98 – 99-м годах работал директором ТВЦ по общественно-политическому вещанию. Все это время мы сохраняли отношения с Ваней, но год назад они стали более регулярными и осмысленными. Ваня рассказал о своей задумке создать православный канал. С января мы этим занимаемся, и вот запускаем. – Вы, как человек не далекий от ТВ, наверное, знаете, что все, что его касается, требует благословения не патриарха, которое вы сейчас получили, а высшего руководства страны. Я с трудом поверю в то, что сейчас вы не консультировались с администрацией или даже выше. – В жизни я больше занимался не ТВ, а политикой. В 96-м году я работал под руководством Виктора Илюшина и Анатолия Чубайса в штабе по выборам Бориса Ельцина. Я отвечал за график президента и с Чубайсом и Татьяной Дьяченко летал по стране. Это был пик моей карьеры в выборных технологиях. А политикой я занимаюсь постоянно. Конечно, я знаком с Владиславом Сурковым. Очевидно, вы ждете ответа, что у нас есть не только благословение патриарха, но и администрации президента. – Да. – Я скажу так. Сурков знает об этом проекте, но никакого особого благословения мы не получали. Безусловно, появление такого канала на медийном и политическом пространстве не осталось незамеченным. И церковь, и власть относятся к появлению разных проектов благосклонно, а дальше смотрят, какова их реализация. Вы же понимаете, туда приходят сотни людей, которые предлагают делать что-то еще, кроме ТВ, – молодежные движения, политические партии. На входе, конечно, никто, я уверен, ничего не запрещает. Патриарх благословил нас, что для нас очень приятно, важно и существенно: еще не проявив себя, мы уже получили благословение. Всегда сложно кредитоваться, особенно в сфере доверительных отношений с такими людьми, как святейший.

http://religare.ru/2_20041.html

Астрахань. Церковь Николая Чудотворца (Гостинного). Гостинно-Николаевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1714 и 1875. Год утраты:1974 Адрес: Россия, Астраханская область, Астрахань, Братский сад (бывшая улица Халтурина) Координаты: 46.350328, 48.034544 Проезд:Сейчас на месте храма стоит современное, из стекла и бетона, здание центрального универсама. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм этот был вторым из построенных в Белом городе приходских храмов. Само название его говорит о тесной связи храма с астраханским купечеством и находившимся в Астрахани торговым гостиным двором. Несомненное почитание торговым людом святителя Николая Чудотворца, как покровителя торговли и мореплавания, способствовало появлению храма в честь этого святого рядом с Русским гостиным двором и речными пристанями, где шла постоянная разгрузка и отгрузка товаров. Точное время построения первоначального храма неизвестно. Можно только с уверенностью утверждать, что построен он был вскоре после появления самого гостиного двора в Астрахани. По свидетельству летописца, в 1599 году во время опустошительного пожара в остроге сгорели гостиные дворы: русский, бухарский, гилянский… Так что в конце XVI века гостиный двор уже существовал в городе. Более вероятно, что первый, ещё деревянный, Николаевский храм был построен в начале XVII века и 1628 годом датируется первое упоминание о нём. В начале XVIII века началось строительство новой каменной церкви. Инициатором постройки храма выступил митрополит Сампсон, сумевший уговорить высших представителей астраханского купечества того времени профинансировать это богоугодное дело. Самому митрополиту не удалось увидеть завершение начатого им строительства, хотя основные работы ко времени его кончины в 1714 году были уже завершены. Уже при его преемнике епископе Иоакиме 5 ноября 1714 года был освящён левый придел во имя Великомученика Георгия. Дальнейшие работы затянулись надолго, и только 23 июня 1721 года был освящён главный храмовый престол во имя Святителя Николая. Возможно, этому поспособствовал намечавшийся в 1722 году приезд в Астрахань императора Петра I. К его приезду астраханский губернатор Артемий Волынский старался привести город в более благоустроенный вид. В июне 1755 года в трапезе храма с правой стороны был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Устроен он был по обету, данному коллежским советником и товарищем астраханского губернатора Михаилом Фёдоровичем Гневашевым. В том же году 12 ноября придел был освящён архимандритом Иоанно-Предтеченского монастыря Аароном. Со временем храм несколько раз перестраивался и подновлялся.

http://sobory.ru/article/?object=37841

Белая Гора. Николаевский Белогорский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1897. Ссылки:     Адрес: Россия, Пермский край, Кунгурский район, с. Белая Гора, Монастырская ул., д. 1 Координаты: 57.39271, 56.230125 Проезд: Монастырь находится в 100 километрах от Перми и в 12 километрах от ближайшего административного центра — села Калинина. Автомобильная дорога содержится в относительно сносном состоянии, что позволяет добраться из Перми до Белой горы за 1,5—2 часа. Самым популярным средством транспорта на этом маршру ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Монастырь находится в 100 километрах от Перми и в 12 километрах от ближайшего административного центра — села Калинина. Автомобильная дорога содержится в относительно сносном состоянии, что позволяет добраться из Перми до Белой горы за 1,5—2 часа. Самым популярным средством транспорта на этом маршруте является рейсовый автобус «Пермь — Калинино». Отходит он от городского автовокзала, который находится в центре Перми, близ Центрального рынка, и совершает два рейса в сутки: в 7:20 и 14:40. От Калинина до обители можно добраться на автомобиле местного жителя, договорившись за небольшую плату. Те, кому позволяет здоровье, могут совершить «восхождение» на Белую гору пешком, затратив на это от двух до трех часов. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Белогорский Николаевский монастырь, 2 класса, миссионерский, общежительный, в 98 верстах от города Перми, в 12 верстах от Юго-Кнауфского завода, Осинского уезда, на Белой горе. Монастырь учрежден в 1897 году. Первый храм освящен был в 1894 году во имя святителя Николая; при храме были устроены кельи, для начинающей прибывать братии. В 1895 году освящен был новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Он расположен на вершине горы и окружен двумя галереями, с которых открывается чудный вид на поражающую здесь своим величием и красотой природу, причем горизонт настолько широк, что даль видна на 150 верст кругом. В неделю Всех Святых бывает крестный ход из заводских и сельских церквей в монастырь для совершения молебствия у Царского креста, сооруженного в 1891 году на вершине Белой горы в память избавления Государя Николая Александровича в бытность Его Наследником от угрожавшей опасности в Японии. При монастыре школа и два странноприимных дома. Монастырю принадлежит в 5 верстах от него Серафимовский скит, основанный в 1903 году, и Фаворская Спасо-Преображенская пустынь, в Еловской волости, Осинского уезда, учрежденная в 1909 году.

http://sobory.ru/article/?object=09085

В цеху по изготовлению митр ХПП " Софрино " ЖМП 11 ноябрь 2013 /  25 декабря 2013 г. 10:00 Митры. Венец брака небесного Как заказывать, покупать и хранить митры Разговор о церковных облачениях в нашей регулярной рубрике мы начинаем с митры. Ее история восходит к первым векам христианства, а его прообразы, в свою очередь, к головным уборам ветхозаветных первосвященников. А вот на Руси митры в современном понимании известны только с эпохи Патриарха Никона. Несмотря на шагнувшие вперед с того момента пошивочные технологии, способы отделки формы почти не изменились. Символ княжеской власти История возникновения митры теряется в первых веках христианства. Она еще ждет внимательного исследователя, которому, возможно, удастся объединить и систематизировать все научные данные, свидетельства современников, иные исторические документы и множество легенд. Считается, что митра олицетворяет царскую власть и одновременно является несомненным атрибутом князя Церкви. По свидетельству древних церковных источников, Иоанн Богослов и брат Господень Иаков носили на главах увясло — повязку с золотой дощечкой. В Израиле тех времен таким был богослужебный головной убор, восходивший к кидарю первосвященника Аарона и одновременно напоминавший о сударе (плате), который закрывал лицо Спасителя во гробе (ср.: Ин. 20, 7). Аналогичный светский головной убор (др. греч. μτρα — пояс, повязка) существовал также в Древнем Риме и в Древней Греции. По свидетельству Феодора Вальсамона, Патриарха Антиохийского († ок. 1200) и блаженного Симеона, архиепископа Солунского (†1429), митры в виде короны — богатого царского головного убора — впервые стали носить в IV веке Римские Папы. На III Вселенском Соборе (431) святой Кирилл Александрийский (†444), представляя Римского Папу Целестина, надел в качестве символа власти на его голову митру-корону. Вплоть до XII века такие головные уборы носили на Востоке лишь Александрийские Патриархи, а потом этот обычай распространился на константинопольских предстоятелей. Остальные же архиереи довольствовались клобуками. До XV века, как указывает «Настольная книга священнослужителя» 1 , исключительно клобуки носили и иерархи Русской Церкви. Постепенно традицию митр наши предки заимствовали от греков. Но русская митра XV века — шапочка с плоским донышком, почти всегда с меховой опушкой — разительно отличается от сегодняшней, да и митрой тогда ее называли редко. В ходу был термин «митрополичья шапка», а ее внешний вид лучше всего передает широко распространенная иконография, к примеру, одного из московских святителей митрополита Ионы. Сегодня подобные митрополичьи шапки можно увидеть на старообрядческих епископах.

http://e-vestnik.ru/culture/venets_braka...

Ежедневный вечерний молебен. В храме и десятка молящихся не наберется. Все лица знакомые, лишь у входа стоит пожилая женщина, которую вижу впервые. Те, которые не часто в церковь заходят, определяются быстро. Особый у них вид, примечательный и неповторимый. Если из захожанина, с Божьей помощью, в прихожанина превратишься, такого вида уже не будет. Он единственный в своем роде. Часто у священника спрашивают: «Что такое страх Божий?» Ответов существует множество великое и разнообразное. Кто только об этом не рассуждал, но почему-то самый простой пример не приводится. Его ведь увидеть воочию можно, этот «страх Божий». Он на лицах тех отчетливо проявляется, кто в первый раз, может быть, лишь ради любопытства в храм заглянул. Каким бы образованным, разносторонним и современным человеком ты не был, как бы умно о вере и религии не рассуждал, какими бы эпитетами православных не определял, но почему-то, входя в храм, будь то большой собор или маленькая деревенская церквушка, сразу заметен становишься. И не потому, что необычно все и незнакомо, а оттого, что страшновато… Вот и эта женщина – впервые пришла. Неловко в руке три свечи держит, куда их поставить не знает, платье свое и платочек раз за разом поправляет, а в глазах страх да беспокойство, как бы чего «не такого» не сделать. Пока на клиросе хор в составе двух человек тропари поет, да Апостол читается, перебираю записки с именами и сразу нахожу ту, которую эта женщина написала. Да и как не найти, если под словами «за здравие» все имена с отчествами написаны. Подобное только у новичков может быть, когда они стесняются за консультацией к нашим всезнающим старушкам обратиться. Иногда для верности, наверное, чтобы Бог не ошибся, еще и фамилию добавляют, но это редко случается. Смотрю в записку и тут же спотыкаюсь на имени: после Владимира Константиновича идет Энгельс Константинович Перечитываю еще раз. Нет, не ошибся. Именно «Энгельс» и никак иначе. На ектеньи (так прошения, священником возглашаемые называются), естественно, Энгельса пропускаю, хотя уже знаю, вернее, понимаю, что своим игнорированием в смущение эту женщину введу. Ведь стоит, крестом себя осенять пытается и, наверняка, очень внимательно слушает, когда я имена перечисляю.

http://pravoslavie.ru/55276.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь как чудо Корреспондент " Труда " провел весь день в детском православном лагере 27.07.2007 349 Время на чтение 7 минут Среди православных лагерей уже есть свои престижные " Артеки " и " Орленки " , но я решил побывать в самом обычном, какие есть во всех епархиях и при многих храмах. Слухи и домыслы о православных лагерях ходят иногда самые причудливые: и что молиться там заставляют с утра до ночи, и что дисциплина там чуть не палочная... Я решил просто вести дневник, хронику дня. Итак, наш лагерь - это десять палаток среди сосен. Двадцать детей от 4 до 18 лет из подмосковной воскресной школы. Четверо взрослых - начальник, диакон храма и две мамы. Рядом - деревня Николо-Ям. Название деревни происходит от двух ее исторических достопримечательностей - огромного Никольского собора и от ямской почтовой станции, которая здесь когда-то была. Может, в память об этом здесь чудом уцелело почтовое отделение, хотя давно уже нет ни сельсовета, ни школы. С колокольни открывается такой вид, что дух захватывает от любви и жалости. Дивные лесные дали. Почерневшие руины брошенных изб. Подкрашенные дома летних дачников. Собор был закрыт в 1960 году, в нем хранили зерно, о чем напоминают брошенные рядом с храмом ржавые колхозные весы. С начала 1990-х годов и храм, и жизнь в селе пытается восстановить отец Иоанн. Учитывая масштабы разорения и опустошения, ему, чтобы увидеть плоды своих трудов, придется быть долгожителем. Деваться некуда. РАССВЕТ В СОСНОВОМ ЛЕСУ Сегодня я костровой. Вспомнил об этом часа в четыре утра, когда в палатку потянуло росяным холодом. Мысль о костре согревала душу, но не ноги и голову. В затылок, казалось, дышит ледник. Натянул капюшон от куртки. Так и провозился, мечтая о костре, до половины шестого утра. Костровому вообще-то назначено вставать в 6.30, но сна уже не было, и я на корточках вылез из палатки. С тайной гордостью полагал, что встречу рассвет первым. Но лицом к встающему солнцу и спиной ко мне стоял и неслышно молился диакон отец Дмитрий. Его скорбная фигура в черной рясе казалась сошедшей с полотна Нестерова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «И веселая церковь звонит…» О возвращении радостного звона старинной церкви в Переделкине 04.10.2021 1131 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором ...Мне как жителю Городка писателей Переделкино и экскурсоводу очень интересно было увидеть в жизни Человека, которому удалось отладить колокольный звон нашей легендарой Спасо-Преображенской церкви, относящейся к Патриаршьему подворью. Её почитали Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Анастасия Цветаева, Белла Ахмадулина и многие другие деятели нашей культуры... Восемь лет она была закрыта на реконструкцию и наконец-то явлена верующим 17 августа сего года накануне престольного праздника. Её благолепный звон наполняет души христианской радостью... ...Мечты сбываются, и воскресным сентябрьским утром Игорь Васильевич Коновалов – Звонарь всея Руси – приглашает меня на галерею Храма Христа Спасителя послушать на высоте пятидесяти метров благовест – самый древний вид церковного звона, звучащий на четырёх исполинских колокольнях. Как на блюдце – весь центр матушки-Москвы. Энциклопедист, остроумный собеседник, просто настоящий мастер каламбура, обаятельный, стремительный и очень полифоничный – Коновалов является владельцем сокровищных колоколов, которые находятся в музее усадьбы Свиблово, автором книги «Православный колокольный звон», магистром истории, архитектором, иконописцем... Старший Звонарь самых главных соборов столицы, себя он в шутку называет «Христаспасительным», «Василияблаженным» и «Кремлёвским»... Дух захватывает от панорамной красоты, величественного звона в исполнении группы звонарей, некоторые из которых в его команде ещё с 90-х годов... А благовест предваряет три трезвона к литургии! В один из трезвонов Игорь Васильевич вложил сцену коронации царя из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Охватываю взором сталинские высотки, тучерезы Москва -сити, храмы и монастыри Златоглавой и задаюсь вопросом, как далеко нас слышно. Он отвечает с улыбкой: - Сейчас нас слышат девчонки в Новодевичьем и мальчишки в Даниловом – насельники древних монастырей – и даже понимают, в какие конкретно колокола мы звоним...

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/04/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010