Если же по понятиям неверующих не оказывается невозможным воскресение плоти, то не еще ли более оно возможно по понятиям верующих? 16 . 7 . Далее следует говорить против тех, которые унижают плоть и говорят, что она недостойна воскресения и небесного жительства, потому что, во-первых, сущность ее есть земля, во-вторых, она полна всякого греха, так что принуждаешь и душу грешить вместе с нею. Такие люди кажется не знают всего дела Божия, не знают ни первоначального происхождения и создания человека, ни того, для чего создано все существующее в мере. Разве Слово не говорит: «сотворим человека по образу нашему и по подобию?» О каком человеке Он говорит? Очевидно, – о плотяном. Ибо Слово говорит: «и взял Бог персть от земли и создал человека» 17 . Ясно, что человек, созданный по образу Божию, был плотяной. Потом не нелепо ли говорить о плоти, созданной Богом по Его образу, что она бесславна и ничего не стоит? 18 Что плоть есть вещь, почтенная пред Богом, это видно, во-первых, из того, что она создана Им, так как изображение приятно ваятелю и живописцу; это же можно понять и из прочего творения мира, ибо то, для чего создано остальное, приятнее всего для Создавшего. Так, говорят они; но плоть греховна, так что и душу принуждает она грешит вместе с нею. Напрасно же они обвиняют плоть и на нее одну возлагают грехи той и другой. Ибо как плоть может сама по себе грешить, если не будет начинания и вызова к тому со стороны души? Как в паре волов, если они выйдут из ярма и разлучатся между собою, ни один из них отдельно не может пахать, так и душа, и тело, по разрушении союза, ничего не могут сами по себе делать. Если же и одна только плоть греховна, то ради нее одной пришел Спаситель, как Он говорит: «Я не пришел призвать праведных, но грешников» 19 . Итак, если плоть, как доказано, почтенна пред Богом и превосходнее всех тварей, то она по справедливости должна быть Им сохранена. 8 . Теперь должно опровергнуть тех, которые говорят, что хотя плоть есть преимущественное дело Божие и приятнее Ему пред всеми тварями, однако не имеет она обетования воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Хотящему так сказать я отвечу: ты всячески гонишь Его и бесчестишь, ибо гонишь в ближнем своем и бесчестишь в себе самом. Как же ты гонишь Христа твоего в ближнем твоем? Послушай. Ведь всякая вещь, добрая или злая, хотя делается ближнему, но изливается на Самого Христа, как об этом говорит Он Сам в Евангелии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ). Если ты дал милостыню нищему, то ты дал ее и Христу, а если не дал нищему, то не дал и Христу: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф. 25:45 ). Если ты благодетельствовал ближнему, то благодетельствовал и Христу, а если не благодетельствовал ближнему, то не благодетельствовал и Христу. Вспомни, человек, как часто ты не только не благодетельствовал, но даже озлоблял, обижал твоего ближнего. Не только сам ты не подаешь милостыни, но и другим запрещаешь подавать ее. Не только сам не милосерден, но и других побуждаешь к немилосердию. Все те немилосердные и жестокие дела, которые ты творишь ближнему, не Самому ли Христу творишь? Сколько раз ты преследовал и обижал невинного, столько раз ты преследовал и обижал Самого Христа. Сколько раз ты досадил ближнему и обругал его, столько раз ты досадил и обругал Самого Христа. Сколько зла ты сделал ближнему своему, столько зла ты сделал и Самому Христу, согласно Его же слову: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Вот как ты гонишь Христа в ближнем своем, человек! Как же ты бесчестишь Христа в себе самом? Послушай! Помнишь ли, что написал апостол в Послании к Коринфянам? «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» Неужели я, получив члены Христовы, сделаю их членами блудницы? ( 1Кор. 6:15 ). Да не будет того! Разумеешь ли, человек, сказанное? Твои члены уже не твои, но Христовы, ибо Им они созданы, оживотворены и искуплены Его святой Кровью; и сколько раз ты осквернил члены свои нечистым плотским грехом, столько раз ты обесчестил Христа, делая члены Христовы членами блудническими.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Теперь вы укрываетесь от суда человеческого и от своей совести и безнаказанно творите беззаконные дела, проводя время в играх, наслаждениях плотских, или в праздности и смехотворстве. Там не утаится ни один помысл. Считайтесь здесь со своими грехами, доколе есть время покаяния. Скоро затворятся двери, и будете напрасно стучать и говорить: «Господи, Господи, отверзи нем». Вам будет ответ: «Не вем вас» ( Мф. 25, 11 ). Вы здесь всюду первые, – там будете последними, то есть в аду, а последние – это мытари кающиеся, – будут первыми. На всемирном этом гумне лопата вывеет все плевелы и сожжет огнем неугасимым, а пшеницу соберет в житницу небесную. Итак, «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще; и святый да освящается еще. Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» ( Апок. 22, 11–12 ). Что вы станете делать, неверующие, неготовые, расслабленные, растленные до костей мозгов, когда постигнет вас страшный суд Божий, нечаянно, как японская война, как русская революция! Тогда не дадут вам времени и в дом войти, чтобы взять какую-либо нужную вещь: «един поемлется, а другий оставляется» ( Мф. 24, 40 ). Молясь Богу и святым, нужно понудить себя отложить всякие пристрастия житейские к людям и вещам, или всякое лицеприятие к людям и вещам, и понудить себя любить всех, как братьев и сестер со всяким доброжелательством, как себя. Ты, иерей Божий, служитель Всевышнего Творца, служи литургию со страхом и должным приготовлением, особенно если служишь ежедневно, смотри, чем ты делаешь свою утробу, бывающую ежедневно храмом Божиим чрез причастие святых, животворящих Христовых Тайн: орудием чревоугодия и лакомства, орудием диавола, который чрез чрево увлек в ад род человеческий и поверг его проклятию? Держись крепко поста, заповеданного Спасителем, внимай себе и другим и спасай себя и народ. Присвоился ли ты, иерей, Христу всем помышлением, всею душою и всем сердцем, чтобы и Он тебя присвоил Себе и вселился в тебя, и обитель в тебе сотворил? Не возлюби даров больше Благодетеля, не возлюби пищи тленной более пищи нетленной – пречистого Тела и Крови Христовых; ибо иной лакомства свои любит более этой небесной, нетленной, животворной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слепых же он вопрошал по икономии, чтобы у них вызвать прошение, ибо насколько мы просящими о полезном бываем, настолько чувство благодарности имеем. А сказанное о последнем дне, что «никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ), некоторые говорят, что это сказано по икономии, чтобы ученики стремились на всякий день бодрствовать в ожидании последнего дня. Ибо ни в чем не мешает взять это в переносном смысле, также как и «Ты знаешь безумие мое» ( Пс.68:6 ) и «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; Пс.21:2 ). Некоторые же говорят, что Он сказал о неведении последнего дня, особенно желая показать и подтвердить отличительное свойство человеческой природы, не в том смысле, что Он не знает (ни в коем случае! Ибо о неведении ни по человечеству, ни по Божеству о Нем никто не дерзал говорить не впадая порок безосновательной дерзости), но поскольку, как говорил о нем блаженный Кирилл, что мы в тонких мыслях, то есть представлениях ума путем умопредставления различаем одну вещь от иной и так наблюдаем свойства и качества природы, каковыми они являются сами по себе, или как сказал Григорий Богослов , поскольку природы отстоят друг от друга в представлении, то разделяются и имена. А собственное характерное отличие простого человечества есть неведение. И если бы это было сказано применительно к человечеству Христа как к просто человечеству, то здесь бы наблюдалось неведение. И это Григорий Богослов прояснил, говоря: «Сын знает как Бог, приписывает же Себе незнание как человек, поскольку только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого». Сказав это, он прибавляет, что если некоторые святые отцы и высказывались о неведении Христа по человечеству, то утверждали это не как догмат, но выступая против безумия ариан, которые переносили свойственное человечеству на Божество Единородного, поэтому отцы более домостроительно (и фигуративно) считали лучшим относить все это к человечеству, чем переносить на Божество. Если же кто в переносном смысле скажет так об этом, то будет судить более благочестиво».

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

Что касается приводимого сектантами места из пророка Иеремии, то оно относится не к христианам, а к язычникам (ст. 2), и говорит не о Кресте, а об языческих идолах. 2) Для всякого должно быть понятно, что слова св. Апостола: «грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» и «рукописание пригвоздил ко кресту», «убив вражду на нем» ( Еф. 2:14–16 ) – нужно понимать не в буквальном, а в духовном смысле, ибо грехи не какая–нибудь видимая вещь, которую можно взять в руки возложить на тело и понести; как и вражду нельзя убить каким–либо видимым оружием; равным образом и вещественного рукописания о наших грехах, в виде, напр., бумаги, которую можно пригвоздить ко кресту, где бы оно и осталось, как рассуждают по–детски сектанты, конечно, не было. В своих словах Апостол проводит ту мысль, что, пострадав Телом на Кресте, Христос принял на Себя грехи всего мира. Все ветхозаветные люди должны были «исполнить весь закон» ( Гал. 5:3 ). И, не исполняя его, были постоянными должниками перед Богом, «ибо написано: проклят всякий, кто не исполнит всего, что написано в книге закона» ( Гал. 3:10 ). Но Христос заплатил Богу долги людей Кровью Своей, пролитой на кресте, где было уничтожено, истреблено исполнившимся учением Христа о Себе, как Мессии и Спасителя мира, бывшее против нас рукописание, т. е. весь обрядовый ветхозаветный закон, всегда служивший доказательством грехов людей, не могших исполнять всех его предписаний. Теперь, благодаря крестным страданиям Христа, мы уже не под законом, но под благодатью» ( Рим. 6:14 ). Если же объяснять рассматриваемые слова ап. Павла, как это делают сектанты, буквально, то кроме вышеобъясненной нелепости, получится еще кощунство и богохульство, ибо если грехами осквернен крест, на котором висел Христос, то осквернено и Тело Его, и учение Его, ибо сказано, что грехи Он «вознес Телом Своим», а истребил их «учением» Своим. Не место греху там, где пребывал Сын Божий, не могут оставаться грехи на кресте, омытом пречистой Кровью Христа. Следовательно, слова: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо», «истребив учением бывшее о нас рукописание,... пригвоздив его ко кресту» – нужно понимать духовно, т. е. в том смысле, что Христос крестной смертью простил все наши грехи, освободив нас от убивающей буквы ветхозаветного закона, как ясно учит св. Апостол в другом своем послании, когда говорит, что Христос разрушил стоявшую между Богом и людьми преграду, «упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф. 2:14–16 см. Кол. 1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

з) 51–57 ст. Кому не понятно, что идолы не боги (51 ст.)? – Это всякий может видеть из того, что они царя не поставляют, дождя не дают (52 ст.), суд не рассудят и от обиды не избавят, будучи бессильны (53 ст.), они как вороны между небом и землею, когда случится пожар в храмах их жрецы спасутся, а они, как бревна, сгорят (54 ст.), ни царю, ни врагам не могут противостать. Как же можно подумать или принять, что они боги (55 ст.), если они не могут спасти себя ни от разбойников, ни от врагов (56 ст.)? – так что последние, одолев их, берут золото, серебро и одежды, и уходят, а они (идолы) не в силах помочь себе (57 ст.). и) 58–64 ст. Вообще идолы не отвечают истинному понятию о Боге и суть ложные боги, которые не имеют никакого значения и всякая другая вещь в мире полезнее и ценнее их. Так лучше идолов царь, обнаруживающий мужество свое, и даже простой сосуд, который употребляется в дело: дверь дома, стерегущая находящееся в нем, и деревянный столб в царском доме, ценнее ложных богов (58 ст.), лучше их солнце, луна и звезды, дающие свет, молния, ветер и облака, совершающие повеленное им от Бога; идолы даже не подобны этим явлениям ни по виду, ни по силе (59–62 ст.), так что невозможно ни думать, ни называть богами тех, которые не имеют силы ни суда рассудить, ни добра сделать человеку (63 ст.), – из всего этого зная, что идолы не боги, не служите им: разумевше убо, яко не суть бози, не бойтеся их (64 ст.). i) 65–68 ст. Идолы не могут ни благословить, ни проклянуть царей (65 ст.), не совершат они чуда ни на небе, ни между людьми, не просияют они подобно солнцу или луне (66 ст.), даже дикие звери, и те лучше их, ибо убегая от опасности под кров, они чрез это сами себе пользу оказывают (67 ст.), – вообще ни из чего не видно нам, что идолы боги, поэтому не служите им: ни единым убо образом яве есть нам, яко суть бози: темже не бойтеся их (68 ст.). к) 69–71 ст. Как пугало в огороде (во овощнице) ничего не хранит, так точно и боги язычников (69 ст.), они подобны хворосту в огороде, на который садятся птицы, и трупу, брошенному в темное место (70 ст.), от пурпура, в который они одеты, и от мрамора, который плесневеет на них, можете узнать, что они не боги; да и сами они впоследствии будут изъедены червями и будут позором для страны (71 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Посему Соломон праведно воззвал: «велика вещь человек» ( Притч.20, 6 ), ибо он есть истолкователь Божественного миротворения и подражатель Богу. Затем и сотворен был человек после того, как уже были благоустроены небо и земля, и притом не словом: «да будет», но по некоем Божественном совещании: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт.1, 26 ). Бог начинал как бы особый некий труд не потому, чтобы для Него не то же было – сотворить великое, как и малое, но для того, чтобы показать особенность человека. «И вдуну в лице его дыхание жизни» ( Быт.2, 7 ). Внемли же себе, человек, и устремляйся к Тому, дыханием Коего вдохновен ты. Познай, чем ты велик, и возревнуй быть в том великим. Земное в тебе не так велико, но велико то, что носит в себе образ Божий. Неизреченно велико это преимущество! Смотри же, блюди и не погуби великого дара сего. Как это сделать, учит тебя пророк, молясь и тебя поучая молиться: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». Сознавая себя духовным, он просит дара, первого между дарами Духа, – духа премудрости и разума, не для того, чтоб исследовать небо и землю, но чтобы точно уразуметь волю Божию и верно исполнять ее». Пс.118:74 .  Боящийся Тебе узрят мя, и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах «Я буду поводом к веселию для благочестивых, говорит пророк, потому что я на Тебя уповал и достиг конца, соответствующего сему упованию». Так объясняет это место Феодорит. «Пророк научает, говорит святой Афанасий Великий , что не один он примет сие дарование (то есть что, будучи вразумлен, научится заповедям Божиим), но что будет оно простерто на всех боящихся Господа; ибо (научившийся заповедям) одним только благочестивым приятен, ощутительно познаваемый ими и в слове, и в предначертаниях премудрости, которою он обладает; для других же тяжело и видеть его, потому что жизнь его не похожа на жизнь других и различна от стезей их. Потому он и говорит: «возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах " ». Получив вразумление от Господа, пророк надеется, что, с помощию Божественной мудрости, хорошо научится жить по заповедям Божиим, явится то есть совершенным в нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Макрина. Видишь, говорит, что у рассудка есть некая борьба с этим, и старание, сколько можно, освободит от этого душу. Некоторые и преуспели в этом старании, как слышим о Моисее, что был он выше раздражения и похотения, потому что и то и другое свидетельствует о нем история, а именно что был он кроток паче всех человек ( Числ. 12, 3 ); кротостью же показываются негневливость и отчуждение от раздражительности, и также, что не имел похотения ни к чему такому, на что, как видим, во многих обращена вожделевательная сила и чего не было бы с ним, если бы раздражение и похотение принадлежали естеству и входили в основание сущности, ибо ставшему вне естества невозможно оставаться и в бытии. Напротив того, если Моисей и бытие сохранял, и этого в себе не имел, то значит, что это есть нечто иное с естеством, а не естество: ибо естество в действительности есть то, в чем заключается бытие сущности. Отчуждение же от этого – в нашей воле, так что уничтожение этих качеств не только не вредно, но даже полезно естеству. Поэтому явно, что принадлежат они к числу усматриваемого вне, как немощи, а не сущность естества. Ибо сущность вещи есть то самое, что составляет вещь, а раздражение, по мнению многих, есть воскипение крови около сердца; другие же называют желанием воздать оскорблением начавшему оскорблять, а как думали бы мы, раздражение есть стремление сделать зло огорчившему. Ничто из всего этого не идет к определению души. И если похотение станем определять, что оно само в себе, то назовем желанием недостающего у нас, или при-растанием к наслаждению удовольствиями, или печалью о том, что не в нашей власти желаемое, или какой-либо привязанностью к приятному, когда наслаждение этим невозможно, ибо все это и подобное этому указывает на похотение, но не касается определения души. Но что иное усматривается в душе, представляясь одно другому противоположным, например боязнь и смелость, печаль и удовольствие, страх и презрение и всякое подобное движение, из которых каждое, по-видимому, имеет сродство с вожделевательным и раздражительным свойством души, в особенном определении изображает особенное свое естество. Ибо смелость и презрение дают разуметь некое обнаружение раздражительного стремления; умаление же и ослабление некое того же самого показывают происходящее в душе от боязни и страха. Печаль остается тем и другим, ибо бессилие раздражительости, по невозможности отомстить опечалившим, делается печалью, и отчаяние в получении желаемого и лишение вожделенного производят в уме угрюмое это расположение. И представляющееся противоположным печали, разумею исполненную удовольствия мысль, подобным образом делится между раздражением и похотением, потому что тем и другим равно правит удовольствие. Все это близко к душе, но не душа, а как бы возбуждающие зуд наросты, зарождающиеся в мыслительной части души, и они, как приросшие к душе, считаются частями ее, однако же не то, что душа в сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

52. Ответ на 49., М.Яблоков: Ответить 49. М.Яблоков : Ответ на 44., Сергей Владимирович: 2015-06-01 в 12:11 Так может и нужна особая молитва для того, чтобы зло обратить во благо?. Это как это? Вот только " передёргивать " не надо! Вещица явно языческая: золотая глава змия, в которую вделан окаменевший язык аспида И вряд ли изначально эта вещь предназначалась на пользу человека, а скорее - наоборот. Ваша ссылка не говорит ни о чём, не подписался под ней никто из иерархов Русской Православной Церкви, клириков, монашествующих... С таким же упехом можно рассуждать о том, " есть ли жизнь на Марсе?.. " , ага... Вот, Вы говорите, что Предание,дескать не строилась, мол, никогда жизнь Церкви на " чудесах " ... Да так ли? Превращение воды в вино, воскрешение Лазаря, хождение во воде, аки посуху, и,что доказано, Воскресение... Неужели этого Вам мало?! Яблоков, начиная с этой минуты, Вы для меня лично... Да никто вы, для меня лично, вы, тот, кто любого из заблудших братьев третируете, не выбирая выражений, упиваясь собственной значимостью... И праведностью, в натуре... Стёб? Да, совершенно верно. Он самый. " ...Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. " (Лк. 18; 9-14) Вы, уповающий на Предание, читайте почаще притчу о молитве мытаря, а так же псалом 50-й. Возможно, что польза будет. 51. Ответ на 50., Silvio63: Там еще канатная дорога есть к монастырю Каранталь. Видимо, чтобы змеи не покусали... )

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/27/...

   Этот священный дом, церковь, в которой я стою есть храм Божий, в котором всеми верными, братией моей, приносится Богу моему молитва и славословие.    Эти священные гласы, славословие и молитва общая воссылают пение, благодарение, хвалу и славословие святому имени Бога моего.    Этот священный муж, епископ или иерей, — ближайший служитель Бога моего, который мне и прочим людям, братии моей, возвещает путь спасения.    Этот брат мой, всякий человек, — любезное создание Бога моего, как и я, — создание, по образу Божию и по подобию сотворенное, и по падении искупленное Кровью Сына Божия, Спасителя моего, как и я, и к вечной жизни словом Божиим позванное. Надо мне его любить, как любезное создание Бога моего, любить, как себя самого люблю, и не делать ему ничего, чего себе не хочу, и делать ему то, чего себе хочу. Ибо так и Бог мой повелел мне.    Словом, всякий случай и всякая вещь мо­жет и должна возбудить тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего, и пока­зывает любовь Его к тебе, так что и само нака­зание Его от любви Его к нам бывает, по Пи­санию: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр 12:6). Поминай же везде, и во всяком случае, и во всякой вещи имя Господа Бога твоего. Берегись забывать Благодетеля, до­вольствуясь благодеянием Его, чтобы не явиться неблагодарным Ему. Ибо забвение благодетеля — явный знак неблагодарности.    15. Какое дело ни начинаешь, рассуждай, согласно ли оно совести и закону Божию, и истинно ли полезно для тебя; если с законом Божиим согласно, начинай и делай, а если противоречит закону Божию — отвратись от него, чтобы не впасть в сеть врага, который всегда ищет человека уловить в свою сеть. Не все тебе полезно, что кажется полезным, но только то, что здравому разуму и слову Божию согласно.    16. В начинании всякого дела призывай имя Господа Бога твоего, и начинай с молитвой, да поможет тебе Господь начать и совершить. И из этого видно, что ничего не должно христианину начинать, что закону Божию противно, но только то, что ему согласно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010