Если рассудить человеческой логикой, то евангельские слова Христа не ложатся на единую нить рассуждения и взятые вместе бессмысленны. Вот их канва: Давай, Отче, прославим друг Друга, потому что Ты мне дал всякую власть над плотью, а Я зато дам ей жизнь вечную. Никакой причинно-следственной связи. И дальше – больше: Сия жизнь вечная в том, что люди будут знать Тебя. Ну, знаем мы о Боге, и что? И все знают о Боге, и даже дьяволы. Разве всем, кто знает Бога, дана жизнь вечная? Нет. И еще больше: Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое,  тех,  которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. «Были едино как мы» – как могут быть люди едины как Бог? Почему люди, остающиеся в мире, должны радоваться тому, Христос уходит от них? Начало никак не соединено с концом. Начали со славы, а окончили радостью. Радость – это, конечно, хорошо, но как все связать вместе, непонятно. Отдельные слова ясны, а в целом ничего не связывается. И зачем человек должен был стать свидетелем этого внутреннего диалога между лицами Троицы? Непонятно опять же и из-за того, что мирская жизнь и мирской словарь неуместны и неприложимы к Небу. Вернемся к славе Божией. Славе Бога человек не нужен. Есть человек или нет его, Бог остается все тем же источником этой славы. Точно так же, как не зависимо от того, есть человек во вселенной или его нет, вселенная существует как вещь в себе. Но при появлении человека она как бы сечется по плоскости восприятия наших способностей и… появляется синее небо, которого без человеческих глаз не существует. Появляется человек – и он становится способным воспринять излияние божественной сущности через постижение Бога умом, духом и жизнью. Таким образом, человек становится причастным жизни в Боге. Через славу Божию. Тогда все понятно: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

http://pravmir.ru/yazyik-na-kotorom-govo...

Помнить надо постоянно, что диавол старается непрерывно засоривать нашу душу своим адским сором, которого у него слишком много и который слишком мелок и разнообразен. Итак, враждою ли заливается твое сердечное око, гордостию ли, нетерпением ли и раздражительностию, жалением ли вещественного достояния для брата или для себя (разумею скупость), любостяжанием ли и сребролюбием, немиролюбивыми ли и обидными словами других, унынием ли и отчаянием, завистию ли, сомнением ли, маловерием ли или неверием откровенным истинам, тщеславием ли, леностию ли к молитве и ко всякому делу благому и вообще делу службы – говори в сердце с твердою уверенностию слова: это сор диавольский, это мрак адский, это смрад бесовский! При вере и надежде на Господа, при постоянном трезвении и внимании к себе можно с Божиею помощию избегать адского сора и мрака. Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 1Ин. 5, 18 . Искушения и разложения врага необходимы для христиан, ибо он ими пробуждает их от духовного усыпления и окамененного нечувствия и ими, как тернием и бодцами 254 , нудит их к постоянному духовному трезвению и вниманию к себе и к совершенному исправлению в жизни. Эту цель искушений врага показывает и апостол Иаков, когда говорит об искушениях врага так: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка [ Иак. 1, 2–4 ]. Пред Творцом и Господом все миры вещественные как ничто: Он всё сотворил из ничего и всё может претворять во что хочет, даже в то, о чем мы и помыслить не можем. Потому для заповеди Господней, например о любви к Богу и ближнему, приноси без жалости в жертву всё вещественное. Почему? Потому что Бог есть Творец всего вещества и бесконечно выше его, дороже его, любезнее его, а ближний есть образ Бога Творца, сам многое творящий по действию в нем образа Божия чрез веру в Господа, и в сравнении с ближним всякая вещь ничтожна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда я летел в самолете из Москвы в Рим — это был первый день Великого поста — я читал Евангелие от Матфея и обратил внимание на одну очень интересную особенность речи Господа нашего Иисуса Христа, на способ, которым Он преподавал людям Свои поучения. Я обратил внимание на то, что очень часто Он говорил одну и ту же вещь не один раз, а два, три, четыре, пять раз подряд. Даже в Нагорной проповеди это можно заметить, когда Господь говорит: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие» (Мф. 9:17). Казалось бы, уже понятна мысль, — но Он продолжает ее: «А иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают». Казалось бы, теперь совсем уже все становится ясным, но Господь продолжает: «Вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Почему Господь повторяет одни и те же вещи по многу раз? Потому что у Него есть большое терпение: Спаситель понимает, что мы не с первого и не со второго раза усваиваем то, что Он хочет нам сказать. Иногда нам надо услышать это несколько раз, а иногда нужно еще и пережить какой-то собственный опыт для того, чтобы то или иное слово Господа открылось нам. Господь очень терпелив по отношению к людям. Мы называем Его Доготерпеливым и Многомилостивым. Он прощает нам грехи, терпеливо ждет, пока мы услышим Его, даже если это происходит не с первого, не со второго и не с десятого раза. Он призывает нас быть терпеливыми по отношению к Нему, к себе и к окружающим. Мы должны быть терпеливыми по отношению к Богу, потому что очень часто то, что мы у Него просим раз, два, три и более раз, Он нам не дает и ждет, что мы здесь проявим терпение и выдержку. Мы должны быть терпеливы по отношению к себе, потому что нередко того, что мы ожидаем от себя, достичь не удается. И мы должны в таком случае не отчаиваться, не опускать руки, но вновь и вновь пытаться совершить то, к чему стремимся, терпеливо ожидая, что это у нас получится. И, конечно, мы должны быть терпеливы по отношению друг к другу. Не следует ожидать, что мы получим сразу все, чего бы хотели добиться от других людей. Если мы получаем хотя бы тридцать процентов того, что ожидаем от них, — это уже много. Это касается, конечно, не материальных благ, но прежде всего того, что мы ожидаем в человеческих отношениях: любви, понимания, заботы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2866501...

Но история Церкви – это, естественно, не единственное, что человек должен знать. Необходимо познакомиться с началами богословия. Обязательно нужно познакомиться и с тем, из чего состоит церковное богослужение, потому что церковная служба – это тоже отражение жизни Церкви. На самом деле, если человек внимательно слушает церковные песнопения и молитвословия, то из их содержания он уже может постигнуть практически все – и богословие Церкви, и ее учение, и даже отчасти ту же самую историю, которая порой во многих канонах, стихирах тоже отражена. Когда-то несколько студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии спросили святого праведного Иоанна Кронштадтского : каким образом он стал таким, каким он стал. Они подразумевали под этим вопрос, каким образом он стал великим чудотворцем, каким образом он стал человеком, которого считали еще при жизни общероссийским светильником веры православной и образцом святости. Но он их не понял, потому что о себе думал совершенно иначе; потом до него все-таки дошел смысл их вопроса, и он сказал им: «Я никогда не делал ничего особенного, я просто жил в Церкви». И он действительно жил в Церкви в полном смысле этого слова, потому что его день начинался в церкви, проходил в служении Церкви и людям и заканчивался фактически тоже в храме. Возможность жить именно так есть не у каждого человека, но жить в Церкви всю свою жизнь может буквально каждый из нас. Память о том, что мы являемся частичками, клеточками этого единого Тела, этого богочеловеческого организма, может присутствовать всегда. И вся наша жизнь может быть не только пользованием теми благами, что Господь в Церкви нам преподал, но может быть и служением Церкви. И это вещь очень и очень важная, потому что Господь говорит о Себе, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20, 28 ). И если человек хочет Богу уподобиться, то в том числе он может уподобиться Ему и через служение – Церкви и другим людям. Любовь и твердость

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

3. Видишь ли, что она гораздо лучше? Что ж, скажи мне, лучше – завидовать, или сорадоваться другому? Исследуем все это, и найдем, что добродетель, как истинно чадолюбивая мать, делает безопасными; а порок, ввергая в опасности, есть вещь ненадежная и опасная. Послушай, что говорит пророк: «Господь – сила боящихся Его и завет Его (это) явит им» ( Пс. 24:14 ). Тот никого не боится, кто не сознает в себе никакого зла: а порочно живущий ни на кого не надеется, но трепещет даже пред рабами и смотрит на них подозрительно. Что я говорю пред рабами? Он не может сносить суда совести. Не только внешние, но и внутренние помыслы тревожат его, и не позволяют ему быть спокойным. Итак что же, скажешь? Для похвал должно жить? (Павел) не сказал: взирай на похвалу, но – делай и похвальное, впрочем не для похвалы. «Что только истинно»: а похвалы – ложь. «Что честно, что чисто»: честным означается внешнее, пречистым душевное достоинство. Не полагайте, говорит, претыкания и не давайте повода ( 2Кор. 6:3 ). Так как он сказал: «Что достославно», то чтобы ты не подумал, что говорит просто об отношении к людям, присовокупил: «Что только добродетель и похвала, о том помышляйте, то исполняйте». Желает, чтобы непрестанно в этом пребывали, об этом старались, об этом помышляли. Если мы будем иметь мир между собою, то и Бог будет с нами: а если поднимем войну, то Бог мира не будет с нами. Ничто так не враждебно для души, как порок; и наоборот, ничто столько не делает ее безопасной, как мир и добродетель. Потому должно начать с того, что до нас касается, и тогда привлечем Бога к себе. Бог не есть Бог вражды и войны. Потому оставь вражду и войну и с Богом и с ближним, живи мирно со всеми. Подумай, кого спасает Бог: " Блаженны, – говорит Он, – миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» ( Мф. 5:9 ). Таковые непрестанно подражают Сыну Божью, и ты подражай Ему: живи мирно. Чем более враждует против тебя брат, тем большая ожидает тебя награда. Послушай, что говорит пророк: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир» ( Пс. 119:6 ). Вот это добродетель, это выше ума человеческого, это приближает к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Для них произнесенное слово было равносильно материальному событию, причем необратимому. А уж говоря о Боге, они просто органически не могли позволить себе приврать или, скажем, выдать предполагаемое за произошедшее в реальности. – Да, они были воспитаны суровостью Ветхого Завета, закона, повелевающего применять к лжесвидетелям то же наказание, которое надлежало бы применить в отношении к оклеветанному ими; «и услышат прочие, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло» ( Втор. 19, 18–20 ). В еврейском языке одно и то же слово давар обозначает – слово, дело и вещь. И это свидетельство из древности: слово и дело не должны расходиться. В нашей жизни такое тождество слова и дела представить себе сложно. У любого из нас колоссальный опыт столкновения с лицемерием и ложью. Это – негативная сторона информационного прогресса, развития коммуникативных средств. На нас обрушиваются потоки слов, и слова эти используются с самыми разными целями: агитация, пропаганда, манипуляция сознанием… Конечно, в таких условиях слово просто обесценивается. – Еще один очень трудный вопрос. Земная проповедь Спасителя продолжалась, как известно, три года. Но, если мы проведем мысленный хронометраж событий, отраженных евангельскими страницами, получится не три года, а гораздо меньше. В Евангелии от Луки мы читаем, что «Иисус учил в синагогах и от всех был прославляем» ( Лк.4, 15 ), и у нас возникает вопрос: чему учил, что говорил? Да, нам известен общий смысл, великий смысл того, что исходило от Спасителя, но разве что-то из произнесенного Им может оказаться для нас лишним? Почему Евангелия так кратки? Из-за «объективных трудностей»? – «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и всему миру не вместить бы написанных книг» – так завершает свое благовествование евангелист Иоанн. Конечно, по-человечески нам бы хотелось, чтобы написано было больше. Мы понимаем, что апостолы видели и слышали гораздо больше, чем зафиксировано в Евангелиях. Но, с другой стороны, если мы обратимся к тому, что нам известно о современных Спасителю еврейских учителях, мудрецах, тех же фарисеях, – мы увидим, что ни об одном из них не рассказывается так много.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

1Сол.5:20 .  Пророчества не уничижайте. То же отрицательное отношение, по-видимому, было и в отношении «к пророчеству». Последнее не включает в себя идеи предсказания будущего. В Н. 3. эта идея стоит на заднем плане. «Пророчествование тесно связано с молитвою ( 1Кор 11:4–5 ). Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение ( 1Кор 14:3 ). Обличение во грехе, обнаружение тайн сердца – приписываются этому духовному дару как его дело (ibid. XIV:24–25). Кратко говоря, – пророчество – это страстное и вдохновенное слово о тайнах Божиих» (Lightfoot, op. cit. стр. 63). Подавление такого дара было бы большой утратой для духовной жизни Ф. общины христиан. 1Сол.5:21 .  Все испытывайте, хорошего держитесь. Продолжение мысли 1Сол.5:20 . Духовные дары – вещь прекрасная: их нужно поддерживать; но необходимо их и испытывать. Не все виды вдохновения приходят свыше. Мысль здесь отчасти та же, что и у 1Ин.4:1 . Τ καλν в нравственном смысле отлично от τ αγαθν; первое означает доброе само в себе: второе – доброе по своим последствиям. Первое здесь очень уместно, ибо указывает на доброе, принятое как результат испытания. «Твердо держите то, что вы приняли как результат вашего « δοκιμζειν». 1Сол.5:22 .  Удерживайтесь от всякого рода зла. Здесь мысль Ап. отчасти та же, что и в Рим 12:9 . Εδος – род, вид, форма ; – этот перевод находит себе подтверждение в недавно открытых папирусах в Египте, относящихся к II в. до Р. X. и II в. по Р. X. В обычной речи этого времени слово εδος имеет именно это вышеуказанное значение (см. Milligan – ор. cit. стр. 76–77). 1Сол.5:23 .  Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Мысль Ап. П. вновь возвращается к парусии Христа. Он молится чтобы Бог не только сделал их совершенными в парусии Христа, но и сохранил их в этом совершенстве ( λοτδλες и λκληρον). Здесь мы встречаемся с так называемой трихотомией, с трехчастным делением человеческой природы на дух, душу и тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если уж об одном кающемся грешник радуются ангелы, то гораздо более о таком большом их числе. И все это устроила сила Божья. Что же вы, скажут, слишком полагаетесь на ангелов? Они не только не способны привести вас (к Богу), но даже были некогда враждебны вам, и если бы сам Бог не примирил вас с ними, то вы не имели бы мира. Итак, зачем вы прибегаете к ним? Хочешь ли знать, какова была у ангелов вражда к нам, и какое они всегда питали к нам отвращение? Они были посылаемы для наказания к израильтянам, к Давиду, к содомлянам, в юдоль плача. Но теперь не так; напротив, они весьма радостно воспевали на земле; Бог низвел их к людям, а людей возвел туда. 4. При этом обрати внимание на вещь необычайную: (Господь) сначала их низвел к нам, а потом человека возвел к ним; земля стала небом, потому что небо имело принять к себе земных (обитателей). Потому мы с благодарностью взываем: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк. 2:14 ). Вот, говорит, и люди наконец стали угодными (Богу). Что значит: «благоволение»? Примирение. Теперь небо уже не заграждено от нас непроходимой преградой. Прежде ангелы были распределены по числу народов, а теперь уже не по числу народов, а по числу верных. Откуда это видно? Выслушай слова Христовы: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ). Каждый верующий имеет ангела, так как и с самого начала каждый благочестивый человек имел ангела, как говорит Иаков: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» ( Быт. 48:16 ). Итак, если у нас есть ангелы, то будем вести себя осмотрительно, как бы с нами были наставники, потому что с нами есть и демон. Поэтому будем молиться и взывать, прося себе ангела мирна; мы и везде просим мира, потому что с ним ничто не может сравниться, – мира и в церквях, и в молитвах, как частных, так и общественных, и в приветствиях; предстоятель церкви подает его нам и раз, и два, и три, и много раз, произнося: «Мир вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда  Авраам  сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. И кто знает, не будь просьба богача так безрассудна, быть может Авраам мог бы в чем-то и умолить Бога о частичном помиловании? Ведь не просто так он пришел. Ведь слушал не просто ради того, чтобы послушать и сыграть нам, зрителям, роль. Пришел ведь по делу. У нас, зрителей, есть преимущество — нам Господь открыл полную картину мира. Мы видим и прошлое, и будущее. И свой дом, и дом богача. И огненную пропасть, и ложе Авраама. Ввиду полной картины мироздания нам надлежит делать выводы относительно себя и своего места в мире. И мы делаем себе утешительный вывод — нас могут слышать и в аду, и Бог, и праведники. И мы делаем себе утешительный вывод — нас здесь слышит Бог и Его святые. И мы не хотим идти в ад. Сами в Рай мы не дойдем. Нам нужна помощь Бога. В чем нам нужно помочь? Прислать нам Лазаря с мокрым пальцем? Подать милости нашей родне? Дать денег? Дать здоровья? Как деньги и здоровье — вещи земные, могут родить вещь небесную — дух? Никак. Наверное, лучше попросить  даров Духа Святого. С Духом ты будешь богат небесным богатством. С Духом ты будешь здоров в Царстве небесном. И нет ничего такого, чтобы могло быть препятствием для обогащения Духом: ни болезнь, ни даже деньги. Везде, абсолютно везде присутствует Бог и Его благодать. И нам нужно потрудиться найти ее и увидеть — и в богатстве, и в здравии, и в убожестве, потому что для благодати нет преград: «Кто отлучит нас от любви Божией, — восклицает святой Павел, — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем… » Аминь Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/pesa-o-bogache-i-lazar...

Пока мы не начнем благодарить Бога за то, что Он не допустил нас до акта мести, мы будем оставаться за порогом не только новозаветной но и ветхозаветной морали. И лишь когда мы научимся деятельно прощать своим обидчикам, мы сможем приблизиться к праву называть себя христианами, а вне этого – чем мы лучше язычников и безбожников? Сказано: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» ( Мф.5:45–47 ). Христианин – это человек для других людей, а не вещь, замкнутая сама в себе и на себя! Преподобный Ефрем Сирин учил: «От всего сердца станем прощать друг другу, потому что мы рабы нелживого Бога, Который сказал: аминь, аминь говорю вам, если не будете от всего сердца отпускать друг другу прегрешений, то и Отец ваш Небесный не отпустит вам прегрешений ваших (ср. Мф.18:35 ). И через самих святых апостолов указал нам, сколько раз надобно прощать брату. Ибо когда Петр спросил: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?”   – Ответствовал ему Господь: “не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз”. А мы иногда и трех раз в день не прощаем друг друга» 87 . Также святой Ефрем учил: «Не воздавай злом за зло, но если кто сделает тебе зло, прости его, чтобы и тебя Бог простил. Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, злопамятство отступит от тебя» 88 . То есть прощение не есть только забытие нами содеянного против нас – в этом случае злопамятство настигнет нас. Прощение должно быть деятельным – то есть не просто прости, но и пожелай блага, а если сможешь, и сотвори благо обидчику своему. Далее Господь предлагает притчу, которая поможет нам лучше усвоить данный урок. Эта притча показывает нам, что до седмижды семидесяти раз на дню мы готовы прощать и находить извинения себе самим, но никак – другим людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010