Примечания: Здесь, вероятно, имеется в виду покаявшийся человек, который верою во Христа получил прощение грехов. Следовательно, он будет заботиться уже о прощеных грехах, а сие есть недостаток в вере, как говорит св. апостол Павел: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим. 8, 1, 2); оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом (Рим. 5, 1); верен Призывающий вас, Который и сотворит (1 Сол. 5, 24) Глава IX О том, что созерцание Богу должно предпочитаться всем почим упражнениям Все вещи суть дела и произведения Божии. Существо их и могущество имеют определенную Творцом цель, они сотворены из ничего и прейдут в ничто, ничтожность их окружает. Сего ради каждое мгновение они получают от Бога существо свое, действие и все, что только в них находится; сами по себе, без Бога, они бессильны, и в рассуждении всех действий они как ничто против чего-нибудь. Рассматривая сим образом все окружающее, мы должны все наши созерцания, жизнь и действия устремлять единственно в Него, для Него и на Него - Творца нашего и Господа, ибо единым мановением воли Своей Он может произвести множество тварей совершенных. Итак, не последуем ни разуму, ни воле, ибо нет предмета более полезного для созерцания, более совершенного и блаженного, чем Бог - высочайшее Благо, от Которого, к Которому и из Которого проистекают все и вновь в Него возвращаются, Который Себе и всем вещам достаточен; Который понимает совершенность всех вещей, от вечности проистекшую; в Котором ничего нет, что бы было не Сам Он. Он есть происхождение всех вещей непостоянных, всех изменяющихся вещей неизменяемое начало; Он есть Тот, Который все наполняет, Который дал жизнь всем вещам и все существенно одарил Самим Собою. Каждой вещи Он ближе по существу и присущнее, нежели вещь эта сама себе. Все вещи соединены в Нем; они живут в Нем и пребывают вечно. О, человек! Здесь имеешь ты довольно оснований к созерцанию, которыми можешь питать пламя любви твоей. Если же по бессилию разума не хочешь через созерцание глубоко погружаться в творения и останавливаться на них, то склони размышления твои о Творце и тварях к мысли только о том, чтобы единая любовь твоя устремлялась не к мнимому удовольствию, чтобы огонь Божественной любви и жизни в тебе самом и других горел всегда, и, следовательно, вечная жизнь достигла бы своей цели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2142...

Правило 4 (5) Григория Неокесарийского Никто да не обольщает себя тем, яко нашел что либо: ибо не позволительно корыстоватися и найденным. Второзаконие глаголет: Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего; тако глаголет Второзаконение ( Втор.22:1–3 ). В книге же Исхода, не токмо ο найденной кем-либо собственности брата, но и врага, речено: возвращением да возвратиши оную в дом господина ея ( Исх.23:4,5 ). Аще же не позволительно в мире корыстоватися от небрежнаго и роскошествующаго, и ο своей собственности не пекущагося брата или врага: то кольми паче от бедствующаго, избегающаго врагов, и по нужде оставляющаго собственность . ( Григория Нисск. 6 ). Нам известно предписание 2-го правила того же святого отца, по которому от церкви отлучается каждый, кто уличен будет в лихоимстве, или кто каким бы то ни было образом стремится присвоить себе то, что не его, на что он законного права не имеет. Настоящим правилом осуждается и тот, кто присвоил бы себе какую-либо вещь, найденную в дороге и не ему принадлежащую. В подтверждение святой отец приводит два места из Ветхого Завета. Подобное деяние наказывают гражданские законы, как старого, так и нового времени. За всякое незаконное присвоение того, что нам по праву, не принадлежит, Антиохийский Собор, своим 25-м правилом, присуждает членов клира вообще и епископов в частности к каноническому наказанию. О том же предмете говорят еще 5, 9 и 10 правила этого святого отца. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Некий вельможа заказал одному золотых дел мастеру, человеку еще молодому, сделать св. крест, украсив его драгоценными камнями, для пожертвования в одну церковь , при сем дал мастеру потребное количество золота. Получив заказ, так начал размышлять мастер сей, хорошо делает заказчик мой, что жертвует Господу такую дорогую вещь, приложу же и я со своей стороны еще своего золота на св. крест, да приму мзду свою от Господа, да вменит и мне Господь в заслугу жертву мою, подобно как вменил Он в добродетель жертву вдовицы, в святом Евангелии упоминуемой. Размыслив так, приложил он своих десять золотых к золоту, принесенному вельможею. Когда св. крест был готов, и доставлен заказчику, то сей последний, свешав его, нашел что золота весом в кресте более, нежели сколько дано было при заказе. Тогда начал вельможа сей упрекать мастера, думая, что он подмесил какой-либо другой металл, с целью утаить себе часть золота. Благочестивый мастер открыл наконец своему заказчику всю истину, который удивился нестяжательности, молодого мастера, и его добродетелям и восхвалял поступок его. Впоследствии сей вельможа усыновил себе сего мастера, сделав его наследником своего богатого имения. Восхвалим и мы Господа, заключает писатель Пролога, вознаграждающего с верою и любовью приносящих Ему свои приношения. Вот два раба Божии, пожившие в мире и любви, и получившие вечное спасение. В тот же день пророчество св. Захарии к не милостивым (По переводу русской Библии Синодального издания. СПБ. 1876 года) Так говорит Господь Саваоф: производите суд справедливый, оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему. Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте, и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. Но они не хотели внимать, отворотились от меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать, и сердце свое окаменели, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков, за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. И было как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после их, так что никто не ходил по ней ни назад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею. 6 сентября

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возражение 4. Далее, как священники, согласно сказанному [в Писании] ( Евр. 5, 1 ), поставляются для людей на служение Богу, точно так же и правители поставляются для людей ради земного блага этих людей. Но Закон назначил некоторые вещи, например, десятину, первые плоды и многое другое, в качестве средств к существованию священников и левитов. Поэтому он точно так же должен был назначить некоторые вещи в качестве средств к существованию правителей, тем более что им было запрещено принимать приношения, о чем недвусмысленно сказано: «Даров не принимай – ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» ( Исх. 23, 8 ). Возражение 5. Кроме того, если лучшей из форм правления является царская, то худшей из форм – тираническая. Но, назначив царя, Господь установил тиранический закон, о чем читаем [в Писании]: «Вот, какие будут права царя, который будет царствовать над вами, – сыновей ваших он возьмет...» и т. д. ( 1Цар. 8, 11 ). Следовательно, Закон не установил предписания в отношении правителей должным образом. Этому противоречит следующее: народу Израиля было предписано придерживаться прекрасного порядка [согласно сказанному]: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» ( Чис. 24, 5 ). Но красота порядка людей зависит от правильности учреждения правителей. Следовательно, Закон должным образом установил предписания в отношении правителей. Отвечаю: существует две вещи, которые надлежит учитывать для установления правильной упорядоченности правителей и народа. Первая – та, что все должны тем или иным образом принимать участие в управлении, поскольку такое устройство, как сказано во второй [книге] «Политики», когда [равные] уступают по очереди свое место [равным], обеспечивает внутреннее спокойствие и обладает наибольшей устойчивостью 190 . Другая вещь, которую должно иметь в виду, связана с видами государственного устройства или порядка государственного управления. В самом деле, согласно Философу 191 , прекраснейшими видами власти является «царская», когда управление сосредоточено в руках одного, и «аристократия», когда [государством] управляет небольшое количество лучших [людей]. Поэтому правильным устройством правительства государства или царства является такое устройство, когда во главе его стоит кто-то один, который управляет всем, а под ним находятся другие, которые также наделены управленческими полномочиями, и таким образом в этом правительстве участвуют все – как потому, что все имеют право участвовать в управлении, так и потому, что сами избирают себе правителей. Следовательно, лучшая политическая форма представляет собою отчасти царство, поскольку во главе находится один [человек], отчасти аристократию, поскольку властью также наделено и ещё некоторое количество [людей], отчасти демократию, то есть народное управление, поскольку правители могут быть избраны из народа и народ имеет право избирать себе правителей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Нам это важно помнить, потому что мы иногда являем удивительную всеядность в духовной жизни. Есть множество людей, которым главное, чтобы было «духовно» – а каково качество этой «духовности», их не интересует. Но духовность бывает разная, так как действовать могут разные духи. Об этом и говорит Иоанн Богослов. Другую важную вещь о Святом Духе сообщает нам апостол Павел. Он пишет, что Духа Святого имеет в себе каждый церковный христианин. Странное дело! – многие христиане отрицают это по ложному смирению, думая, что Духа в себе имели только праведники. «Святой Дух не может приблизиться ко мне, ибо я грешен», – говорят они. Само смирение похвально, но такая логика неверна. Если бы Дух Святой не нисходил к грешникам, Его просто не было бы в Церкви, ибо наша Церковь и есть собрание кающихся грешников. Бог дает благодать не по нашим якобы добрым делам, а по факту нашего пребывания в Церкви. Если ты крещен, миропомазан и тебя допускают ко Причастию, не смей говорить: я не знаю Духа Святого. Да, ты можешь выгнать Духа из своей жизни грехами, но не говори, что ты не знаешь Его, ибо Он приходил к тебе. Вот что апостол сообщает об этом христианам: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: " Авва, Отче! " » (Гал. 4:6). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). И даже еще резче: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Апостол Павел также пишет о том, что присутствие Духа Святого в нашей жизни должно заставить осознать нашу инаковость по отношению к миру. Христианин есть человек не от мира сего: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14-15). Не будем удивляться, что мир может не понимать нашего христианства. Христианин для мира есть инородное тело. Как соринка в глазу рождает слезы и боль, пока она не будет удалена, так и настоящий христианин в мире. Дух Святой не от мира сего, и мы, принимая Духа в таинствах Церкви, принимаем и Его неотмирность.

http://pravoslavie.ru/114845.html

Так же, как и все вы, каждый из вас, я хочу поклоняться Богу, Которого я знаю, а не Которого не знаю. В Троице-Сергиевой Лавре на одном храме написано «Ведомому Богу» в противовес словам Священного Писания , где упоминается алтарь в Афинах во имя «Неведомого Бога» (см. Деян.17:23 ). Этот вопрос – «Можем ли мы знать Бога, как Он есть или как Он НЕ ЕСТЬ?» – для меня не стоит в том смысле, что я христианин. А это значит, что Иисуса Христа я принимаю как Творца всего, что существует в Космосе, как нашего Бога. Если Он был с нами в нашей форме бытия и говорил на нашем языке, неужели цель Его была обмануть нас и показать Бога, как Он НЕ ЕСТЬ? Он дал нам заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Если я добавлю слова: «так, как Он не есть», то представлю Христа обманщиком. Значит, «блаженны чистые сердцем, ибо узрят Бога» как Он есть в Самом Себе. И когда наш друг и сподвижник отец N. дал титул моей книге «Видеть Бога как Он есть», то моей первой реакцией было взвесить: правильно ли это богословски? И конечно, отец N. не дикий человек: он сказал вещь совершенно правильную богословски. Сама форма – «видеть Бога как Он есть» – говорит просто о нашем стремлении знать Бога, «как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Я нигде не написал: «Я видел Бога, как Он есть! Приходите ко мне!» (как некоторые в Париже истолковали мою книгу), но писал то, что мне было дано, – то есть я жил свое покаяние перед Богом в тех пределах, в каких Он мне дал. Покаяние – это великий дар! И когда я говорю с вами, как брат, а не как какой-то учитель, который восседает на кафедре, то вы, конечно, остаетесь в свободе: или принять слово, как не мое, но как предание Церкви 34 , или отвергнуть мое свидетельство, потому что видите меня, как я есть, «живьем». Но все-таки как мог бы я исполнить то, о чём говорил в своей книге? Так, мне написал некто из облеченных высоким саном: «Вы свидетельствуете сами о себе, и Ваше свидетельство неверно». Итак, отвечая на вопрос: «Опасно ли говорить или не опасно?» – скажу: «Конечно, опасно!» Но вся жизнь во Христе всё время связана с опасностью. Самая главная, первая, неизбежная опасность – это совершить грех , хотя бы в мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Исповедуй содеянное словом, делом, в ночи, во дни. Исповедуй во время благоприятное... и в день спасения ( 2Кор.6:2 ). Прими небесное сокровище. Будь прилежен к заклинаниям. Ходи неопустительно на огласительные поучения и помни, что сказано будет. Ибо говорится не для того, чтобы ты только слушал, но чтобы верой запечатлевал говоримое. Отложи всякое человеческое попечение, ибо ради души подвизаешься, все мирское совершенно оставляешь. Маловажно оставляемое, а велико от Господа даруемое. Оставь настоящее и верь в будущее. Столько лет провел ты в напрасных трудах для мира и в продолжение ли сорока дней не займешься молитвою в пользу души своей? Остановитесь и познайте, что Я – Бог ( Пс.45:11 ), говорит Писание. Убегай празднословия и ни сам не говори о другом худо, ни другого худо говорящего не слушай, но особенно будь готов на молитву. Покажи в себе затворника уединением сердца твоего. Очисти сосуд твой, чтобы получить тебе большую благодать. Ибо отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого. Если мало трудишься, мало получишь, если же делаешь много, то велика и награда. Для самого себя подвизаешься, смотри, что тебе полезно. 6 . Если на кого гневаешься, прости. Ты приступаешь к принятию прощения грехов; нужно, чтоб и сам ты простил согрешившему. Иначе с каким видом скажешь Владыке: отпусти мне многие мои грехи, – когда сам ты даже и малых не простил своему сослужителю? Будь прилежен к благочестивым собраниям не только ныне, когда и служители Церкви требуют от тебя этого, но и после принятия благодати. Ибо если вещь хороша, прежде нежели получил ты ее, то неужели после получения она не будет хороша? Если до насаждения с пользой мог ты быть напаяем и возделываем, то не с большею ли пользой можешь после насаждения? Подвизайся для души своей особенно в эти дни. Питай ее чтением Божественных Писаний, ибо духовную приготовил тебе вечерю Владыка. Скажи и ты с псалмопевцем: Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою ( Пс.22:1–3 ); чтобы и Ангелы возрадовались вместе с вами, и Сам Христос, Великий Архиерей, приняв ваше произволение и, представляя всех вас Отцу Своему, сказал: вот Я и дети, которых дал Мне Господь (см. Ис.8:18 ; Евр.2:13 ). Да сохранит Он всех вас благоугодными Себе. Слава Ему и держава в бесконечные веки веков. Аминь. Читать далее Источник: М.: Благовест, 2010. — 352 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Нет ничего, поэтому, драгоценнее души человеческой. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ). Не Бог ли, в душе живущий, создал все сокровища мира? Что же значат они, если Творец и Хозяин их – с нами? Что они, когда в душе царит Бог ? Истинно сказал Господь: «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ). Сокровище каждого закопано в поле души его. И если кто нашёл свой клад, то, затаив дыхание, он бросает все дела, лишь бы только выкопать своё сокровище. В этом ведь – высшее счастье, верховное благо человека. В этом – его радость навеки. Царство Небесное – это Божественная часть души человеческой 910 . Найти её в себе и в других – увериться собственными очами в святости твари Божией, в доброте и в любви людей – тут вечное блаженство и вечная жизнь. Кто раз вкусил её, тот готов променять на неё все частные блага: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» ( Мф.13:45, 46 ). Жемчужина, которую искал купец, – недалека, её всюду ссобою носит человек, только сам того не ведает. И складом в груди каждый из вас ходит, тоскуя, по миру и так часто не верит, чтобы подобная жемчужина была даже где-то далеко. Блажен увидевший сокровище своё! Но кто же именно видит его? Кто видит свою жемчужину? Земные вещи видит тот, у кого чисто телесное око; небесную вещь увидит лишь имеющий чистым око небесное – сердце. «Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят» ( Мф.5:8 ) – узрят в сердце своём и в сердцах других людей, узрят не только в будущем веке, но и в этом, ныне увидят. Лишь бы очищали сердце своё! И вот, христоносцы, лишь только чуть-чуть осветлится сердце, внутри, озаряемый Божественным светильником, заблистает и заискрится, как золото, образ Божий. И тогда зришь в себе и в других Ангелов Хранителей, предстоящих пред лицом Божиим. Тогда прислушиваешься к неизреченным воздыханиям Утешителя, ходатайствующего за нас и вопиющего к Богу: «Отче!». В этом единственном слове – сладость всех молитв и всех радостей. Блаженны чистые сердцем, потому что они всегда видят Бога, всегда ходят пред лицом Его среди Ангелов-собратий: в людях они видят Ангелов. Бережно относятся они один к другому: ведь видят святыню в нём, – то видят, чего и сам он не знает за собою. Любуются и не могут нарадоваться святыней всякого; скорбят и плачут о слое пыли, насевшей на эту драгоценность в брате-человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Ему же честь и держава вечная». Аминь. Благовременно и даже по необходимости здесь (апостол) изъяснил учение о Боге. Так как он призвал Бога в свидетели, то говорит много об этом Свидетеле, чтобы больше тронуть ученика. То есть: слава Ему; мы можем это только говорить, это только делать, не испытуя, Кто Он. Если же держава Его вечная, то ничего не бойся, и хотя бы в настоящее время этого не было, честь Его всегда, держава Его всегда пребывает. «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе " ( 1Тим.6:17 ). Хорошо сказал: «в настоящее время», потому что есть и иные богатые – в будущем веке. Это заповедует он, зная, что ничто так не возбуждает надмен­ности, гордости и высокомерия, как деньги. Потом тотчас смиряет их, говоря: «и уповали не на богатство неверное» ( 1Тим.6:17 ), потому что от него рождается гордость, между тем как надеющийся на Бога не превозносится. Что ты надеешься на вещь, которая внезапно проходит, – а таково и есть богат­ство? И как ты надеешься на то, на что нельзя полагаться? Каким же образом, скажешь ты, они могут быть невысокомерными? Если увидят, что оно непостоянно и нетвердо; если увидят, что надежда на Бога больше всякого богатства; если увидят, что и его самого виновник есть Бог. «Но на Бога живаго, – говорит, – дающего нам все обильно для наслаждения» ( 1Тим.6:17 ). Хорошо сказал: «все обильно», указывая на перемены времен года, на воздух, свет, воду и все прочее. Видишь ли, как обильно и с какою щедростью доставляет Он нам все это? Если ты ищешь богатства, то ищи богатства пребывающего, твердого, которое происходит от совершения добрых дел. На это и (апостол) указывает, говоря: «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» ( 1Тим.6:18 ); пер­вое относится к деньгам, а последнее к любви. Общитель­ным, говорить, разговорчивым, приветливым. «Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего» ( 1Тим.6:19 ). Там нет ничего ненадежного, там непоколебимое основание, там нет ничего непостоянного, но все непоколебимо, неизменно, прочно, постоянно пребывающее. «Чтобы достигнуть, – говорит, – вечной жизни» ( 1Тим.6:19 ), – потому что совершение добрых дел может доставить нам наслаждение ею. «О, Тимофей! храни преданное тебе» ( 1Тим.6:20 ). Не уменьшай его; оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его. «Отвращаясь, – говорит, – негодного пустословия и прекословий лжеименного знания». 2. Хорошо он сказал таким образом! Действительно, где нет веры, там нет знания. Когда что-либо рождается от собственных наших помыслов, то это не знание. Он говорит это, может быть, потому, что некоторые тогда называли себя гностиками, как бы знавшие больше других. «Которому предавшись, – говорит, – некоторые уклонились от веры» ( 1Тим.6:21 ). Видишь ли, как опять он повелевает даже не сходиться в одно место с та­ковыми? «Отвращаясь, – говорит, – прекословий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Кроме того. Все, что может и быть, и не быть, имеет какую-то причину; ибо само по себе оно равно расположено и к тому, и к другому. Таким образом, должно существовать нечто другое, что определило бы его либо к бытию, либо к небытию. А так как [причинный ряд] не может быть бесконечным, то должно существовать нечто необходимое: оно-то и будет причиной [бытия] всех [вещей], способных и быть, и не быть. Однако бывает и такое необходимое, у которого есть причина его необходимости; здесь тоже нельзя идти до бесконечности; значит, [в указании все более необходимых причин] мы должны дойти, наконец, до чего-то такого, что само по себе необходимо существует. Но такая вещь может быть только одна, как показано в первой книге (I, 42). И это – Бог . Следовательно, все, что не Он, должно восходить к Нему как к причине своего бытия. Далее. Бог способен создавать вещи постольку, поскольку существует актуально, как было показано выше (II, 7). Но Божья актуальность и совершенство объемлют совершенства всех вещей, как доказано в первой книге (I, 28); таким образом, Бог виртуально есть все. 17 Следовательно, Бог – создатель всего. Но это было бы не так, если бы хоть что-то, кроме Бога, было способно существовать по своей собственной природе, не будучи создано Богом. Ведь ничто не может по своей природе быть способно существовать и само от себя, и [получая бытие] от другого: потому что если его природа такова, что оно существует независимо ни от чего другого, значит, его бытие необходимо, и оно никогда не может происходить от чего-то другого. Следовательно, нет такой вещи, которая могла бы быть не от Бога. И еще. Несовершенное берет начало от совершенного, как, например, семя – от живого существа. Бог – совершеннейшее сущее и высшее благо, как было показано в первой книге (I, 28, 41). Значит, Бог – причина бытия для всех; тем более, что подобное совершеннейшее сущее может быть только одно, как уже доказано (I, 42). Это подтверждает и Божественный авторитет. Так, в Псалме говорится: «Сотворивший небо и землю, море и все, что в них» (Пс., 145:6). И у Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин., 1:3). И в Послании к Римлянам: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Римл., 11:36).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010