Закрыть itemscope itemtype="" > Об идолопоклонстве Идолом может стать и добродетель, если человек, приобретающий её, в существе своего сердца имеет иную цель, кроме единения с Богом 22.01.2017 796 Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Книга Премудрости Соломона (1, 12-14) Каждая вещь в мире имеет цель бытия, определённую Творцом. Идолопоклонство теряет из виду, извращает эту цель. Каждой вещи в мире Творцом определено своё явное и сокровенное достоинство. Идолопоклонство пренебрегает явным, не знает сокровенного. Каждая вещь в мире не бесследна: несёт последствия существования себя и на себе испытывает действие других. Иначе, бытие всякой вещи имеет значение и последствия для всего сущего. Идолопоклонство теряет из виду, пренебрегает или забывает о последствиях. Апостол Павел говорит: идол в мире - ничто. Скажу больше: ничто в мире - не идол. Идола творит больной дух, извращающий достоинство и цель, произвольно забывающий о последствиях бытия всякой вещи под солнцем. Бог именует идолов мерзостью, а душу, творящую их - прелюбодейной. Идолом может стать и добродетель, если человек, приобретающий её, в существе своего сердца имеет иную цель, кроме единения с Богом. Идолом может стать и желание или мечтание о единении с Богом, если цель, забывшей о своём достоинстве души, есть удовлетворение сластолюбия или гордыни. Последствия - плоды. И по плодам их узнавайте их. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли её и руками, и словами, сочли её другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть её жребием. Книга Премудрости Соломона (1, 15-16) Дети, храните себя от идолов (Ап. Иоанн). 2006 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 15 голосов: 4.1 из 5) Часть пятая. Ignis tatuus: блуждающий огонь «Сильное наводнение покрыло Немецкие и Нидерландские берега Северного моря, порвало все плотины, затопило многие селения, истребило великое число людей и животных, рушило плоды долговременных трудов… — и тучные дотоле пажити, место прелестных садов, покрыло густым илом, в котором никакая травинка прозябнуть не может…» «Сын Отечества» — о голландском наводнении 12 февраля 1825 года Диктатура сердца и министерство затмения Так часто бывает: чем прекраснее и величественнее задачи, поставленные властителями, тем уродливее политики, вызванные к государственной жизни для осуществления этих задач. Кем был бы Меттерних, если бы не ажурные конструкции Священного Союза, по которым он умел перемещаться с паучьей ловкостью? Приобрел бы Аракчеев такую власть, если бы не раскинувшееся до горизонта пространство поселений? Вернул бы себе после ссылки влияние сподвижник Сперанского Михаил Магницкий — если бы не евангельский проект царя, сам по себе искренний и благочестивый? А ведь вернул, стал активным сторонником новой политики Aлekcahдpa I, участником библейских обществ — и свел к напыщенной пародии на московские торжества 1814 года тот пафос религиозного прочтения истории, что некогда одушевил государя в пасхальном Париже: «Не одна война составляет борьбу царства тьмы с царством света. Князь мира сего и идолопоклонством, и развращением нравов, и философиею на распространение своего владычества действует… Князь тьмы не дремлет и ныне… …великий ратоборец царства Света, вложив обвитый лаврами меч в ножны, воюет мечом Слова Божия… примером благочестия и распространением благовестия книг священных…» (Речь Михаила Магницкого на открытии Симбирского отделения Библейского общества, 1 января 1818 года.) Январский просверк Манифеста («плоды безбожия и безверия!») раздут здесь до масштабов всероссийского пожара, который Магницкий вскоре примется тушить, — в конце концов добравшись и до самих библейских обществ! Странная вещь, непонятная вещь: где капля блага, там на страже иль просвещенье, иль тиран… |
епископ Диоклийский Каллист Скачать epub pdf «Мы члены друг другу» «Любите все создание Божие», – говорит старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы»: Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах 1 . Эта «тайна Божия», о которой говорит старец Зосима, есть не что иное, как взаимозависимость, неразрывная взаимосвязанность всего тварного в Боге-Творце. Ибо все как океан, все течет и соприкасается. В одном месте тронешь, в другом конце мира отдается 2 . Таково видение космического единства у Достоевского. Тварный мир представляет собой неделимое целое; таким образом, спасение каждого человека неразрывно связано со спасением всего человечества и даже, еще шире, со спасением всей вселенной. Вот почему слова апостола Павла «Мы члены друг Другу» ( Еф. 4:25 ) должны быть осмыслены во всей широте их значения. Мы, люди, не только зависим друг от друга, как члены одного тела, но и с животными мы связаны узами родства, и с деревьями, и с растениями, со скалами и землей, с воздухом и водой. Мы живем в них, а они в нас. Именно это чувство космического единства выражено преподобным Силуаном Афонским : Кто носит в себе Духа Святого… тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа (147) 3 . Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню (153). Архимандрит Софроний в своей книге о преподобном Силуане суммирует это учение Старца о взаимосвязанности всего космоса словами, которые сразу же заставляют вспомнить Достоевского: Жизнь духовного мира старец сознавал, как единую, и в силу этого единства, каждое духовное явление неизбежно отражается на состоянии всего этого мира (44). |
Михаил Козырев: Церковь должна дать оценку поступку протоиерея Дмитрия Смирнова 8 июля, 2015. Михаил Козырев Создается ощущение, что протоиерей Дмитрий Смирнов действовал так, как положено, и Церковь его поддерживает. 8 июля. ПРАВМИР. После противоречивых новостей о конфликте с протоиереем Дмитрием Смирновым на концерте по поводу 20-летия радиостанции «Серебряный дождь», мы попросили прокомментировать ситуацию ведущего концерта, радиоведущего Михаила Козырева Что можно сделать в сложившейся ситуации? Мне, конечно, очень сложно представить себе, как можно ворваться в дом к человеку, не задавая вопросов, стянуть у него со стола скатерть, разрушить застолье, оттоптаться на столах, потом выбежать на улицу и после этого призывать к нахождению компромисса и разумного решения. Но, тем не менее, первая вещь, которая, как мне кажется, абсолютно необходима, — это, чтобы Русская Православная Церковь дала свою «внутрипартийную» оценку поступка и донесла ее до общественности. Я поражен, что Церковь до сих пор этого не сделала. Может быть, это будет оценка «действовали так и будем всегда действовать, и закон нам не писан», но я все-таки надеюсь на другую. До тех пор, пока не высказалась РПЦ, создается ощущение, что протоиерей Дмитрий Смирнов действовал так, как положено, и Церковь его поддерживает. До тех пор, пока оценка не дана, общество будет уверено именно в этом. Вторая вещь общечеловеческая: если пришел, нахамил, вытер ноги о скатерть, надо принести слова извинения. Но на это я лично не надеюсь, поскольку, будучи хорошо знакомым с позицией протоиерея Дмитрия Смирнова и, столкнувшись с ним в тот момент, я пониманию, что прощения он не попросит. Ничего человеческого, ничего Божьего в глазах этого человека не было. В них была остервенелая ненависть и желание устроить погром. Я не надеюсь ни на какие извинения. Что касается решения о подаче заявления в милицию о хулиганстве и нападении, по которому, конечно, в любом правовом государстве светит статья, в этом отношении не мне решать. Я лично решил, что Бог простит протоиерея Дмитрия Смирнова. Радиостанция поступит по-своему. |
«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сокровище духовное, от мира собираемое Во второй том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошло «Сокровище духовное, от мира собираемое» — самая известная книга святителя. Замысел его таков: «как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать». Тихон Задонский в «Сокровище духовном, от мира собираемом» развивает древнее христианское учение. Мир как он создан Богом и каким он остается в своей сердцевине — прекрасен, полон радости и ликования. Но чтобы увидеть мир в его истинной реальности нужно очищение, аскеза. Чтобы увидеть «словеса Божьи», логосы мира нужно воспитать в себе особою оптику, приобрести «иное зрение». Этой новой — христианской оптике и учит Тихон Задонский в «Сокровище духовном, от мира собираемом». Это есть, по Тихону Задонскому, «евангельская и христианская философия», которая столь отлична от «внешнего любомудрия». Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений. Том 2. Сокровище духовное, от мира собираемое Сокровище духовное, от мира собираемое Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать. Часть I 1. Мир Ничто само по себе не бывает. Всякий город не сам по себе, но другим, всякий дом не сам по себе, но другим созидается. Всякое письмо не само по себе, но другим пишется. Всякая книга не сама по себе, но другим сочиняется. Словом, любая вещь не сама по себе, но другим делается. Так и мир этот не сам собою, но Создателем своим сотворен. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148:5). Этот Создатель и есть Бог наш в едином естестве, но в трех лицах веруемый, исповедуемый и поклоняемый – Отец и Сын и Святой Дух. |
В испытаниях кроется Божье благословение Болезнь и скорбь – первоочередные лекарства, дарованные нам промыслом Божьим, через которые Бог старается приблизить нас к Себе и преумножить нашу добродетель. 7 мая, 2015 Болезнь и скорбь – первоочередные лекарства, дарованные нам промыслом Божьим, через которые Бог старается приблизить нас к Себе и преумножить нашу добродетель. Почти все люди связывают поворотные моменты своей жизни с каким-то испытанием. Скорбь – вещь неприятная. Но за всем этим – болью, печалью, испытанием – кроется Божье благословение, перерождение, совершенствование человека или его семьи. Почти все люди связывают поворотные моменты своей жизни с каким-то испытанием. Сначала у них все благополучно. Но вдруг Господь забирает у них ребенка. Начинаются слезы, горести. Затем на них снисходит Божественная благодать, и люди успокаиваются. Они приходят в церковь, начинают исповедоваться, сближаются со священниками. Благодаря своему ребенку они попадают в церковь. Боль заставляет их в поисках утешения молиться об упокоении, бывать на богослужениях. Боль смягчает сердце, делая его восприимчивым к слову Божьему, даже если раньше оно, будучи черствым, не принимало это слово. Например, в расцвете юности человек думает лишь о себе, а не о ком-то другом. У него есть дипломы, слава, здоровье, красота – все. Но когда болезнь приковывает его к постели, он начинает мыслить иначе. Земные блага тщетны и бессмысленны, как и все в этом мире. Я могу умереть. И какой во всем этом смысл? И тут к нему, скажем, приходит некий человек и говорит: “Прочти эту книгу, посмотри, о чем там говорится”. Так он впервые слышит слово Божье. Когда он получает эту книгу, боль уже подготовила его сердце, сделала его восприимчивым. Значит, когда он откроет Евангелие и прочтет его, душа человека начнет перерождаться. И когда болезнь отступает, человек, едва поднявшись с постели, начинает пристально анализировать свою жизнь. И более не живет, как раньше, в гордости и фантазиях. Болезнь и скорбь – первоочередные лекарства, дарованные нам промыслом Божьим, через которые Бог старается приблизить нас к Себе и преумножить нашу добродетель. |
Александр Кырлежев: Почему митрополит Антоний Сурожский не считал себя богословом «Я не богослов»: почему владыка Антоний Сурожский так о себе говорил и можно ли найти у него особую антропологию, экклезиологию и т.п. 16 июня, 2014 «Я не богослов»: почему владыка Антоний Сурожский так о себе говорил и можно ли найти у него особую антропологию, экклезиологию и т.п. Александр Кырлежев – член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, инициатор издания первой книги митрополита Антония в России. – Владыка Антоний часто говорил о себе: «Я не богослов». Как это понимать? – Я думаю, что он имел в виду совершенно конкретную вещь: у него не было специального богословского образования. Одно из значений термина «богослов» – человек, получивший систематическое богословское образование, в рамках которого освоил весь набор соответствующих дисциплин. В результате такой человек знает, чего он не знает в области богословской науки, но при этом владеет специальной терминологией. Митрополит Антоний не получил систематического религиозного образования, даже на уровне школьного курса закона Божия. Есть и другой – высокий аскетический – смысл термина «богослов»: это «тот, кто чисто молится», то есть обладает непосредственным духовным опытом. Думаю, что этого владыка Антоний не имел в виду, хотя, наверное, отрицал бы свою причастность к высокой степени аскетической духовности. Просто из скромности или, так сказать, по смирению. Например, он рассказывал, что когда, обратившись к вере, стал думать о священническом служении, то пришел к протоирею Георгию Флоровскому, а тот ему сказал: «Иди, читай святых отцов, придешь через 15 лет, и тогда посмотрим». И владыка говорил, что так и сделал – пошел и стал читать. Интересно, что сам протоиерей Георгий стал патрологом и богословом именно таким образом, поскольку тоже не имел богословского образования, хотя его отец был ректором семинарии и он сам с детства находился в церковной среде. Уже в эмиграции протоиерей Сергий Булгаков предложил ему читать патрологию во вновь созданном Богословском институте святого Сергия в Париже. У Флоровского были уникальные способности к освоению языков и вообще нового материала, что накладывалось на философскую и общегуманитарную подготовку. Он стал изучать святых отцов и патрологию, и в результате появились его знаменитые курсы 1930-х годов и он выступил с призывом к созданию так называемого «неопатристического синтеза». Таким образом, вполне можно богословствовать даже без минимального систематического богословского образования – просто через вхождение в церковную традицию. |
Освящение квартиры или дома — зачем мы это делаем? Что такое освящение? Каким должно быть наше участие в церковных обрядах? В чем смысл освящения? Почему необходимы обряды освящения? Почему так важно освящать дома в наше время? Спасет ли нас освящение дома само по себе? Как служится чин освящения нового дома? Как происходит окропление дома святой водой? 7 декабря, 2005 Что такое освящение? Каким должно быть наше участие в церковных обрядах? В чем смысл освящения? Почему необходимы обряды освящения? Почему так важно освящать дома в наше время? Спасет ли нас освящение дома само по себе? Как служится чин освящения нового дома? Как происходит окропление дома святой водой? Для чего совершается освящение дома и квартиры? Как правильно это делать? Можно ли освящать самостоятельно? Ответы на вопросы об обряде освящения жилища. Освящение жилища Если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо. о. Валентин Мордасов Церковные обряды Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати. Условно все обряды делятся на три вида: 1. Обряды богослужебные — священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви. 2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений. |
поиск: разделы рассылка Андрей Зайцев Троцкий: " демон революции " " Троцкий не произносит ни слова осуждения, но характеристика, данная от лица ребенка, – убийственна " Источник: Нескучный сад Среди исторических фигур начала ХХ века можно найти немало людей, которые боролись с Православной Церковью, но мало кому удалось продвинуться на этом поприще так далеко, как человеку, которого называли " перо " и " демон революции " . На его совести лежат кампания по изъятию церковных ценностей, поддержка живоцерковников и попытка превратить священников в послушное орудие НКВД. Он был вторым по важности правителем в советском государстве после Владимира Ленина, отстаивал идею " перманентной революции " , при жизни написал восторженную автобиографию, которая и сейчас не может оставить читателя равнодушным. Но по-настоящему превосходно Лев Троцкий умел делать только одну вещь – писать о себе. Его статьи и идеологические рассуждения о марксизме сильно проигрывают его способности описывать события мировой истории так, что в ее центре мог находиться лишь он сам. Одна из первых строк книги " Моя жизнь " не оставляет никаких сомнений в том, какое исключительное место отводил себе Троцкий в истории России: " Год моего рождения был годом первых динамитных ударов по царизму " . Тот факт, что датой рождения " демона революции " было 7 ноября, лишь придало ему уверенности в собственной исключительности. После чтения " Моей жизни " у читателя остается лишь одно ощущение – во всем мире за исключением Ленина не было политика равного Троцкому по уму, преданности делу революции, умению писать, думать и принимать решения. Отдадим должное автору книги – в том, что касается рассказов о себе и психологических портретов других людей, ему практически нет равных среди публицистов начала ХХ века. Двумя-тремя штрихами " перо " (такую кличку дали Льву Троцкому соратники по борьбе) создает законченный рассказ, портрет или характеристику события. Особенно интересно наблюдать за тем, как Троцкий выражает свое отношение к религии и ее служителям. Детские и юношеские впечатления этого человека могут служить ключом к тому, почему именно он возглавил наступление на Церковь в 20-х годах прошлого столетия. |
Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Переписать Профессора В представленной публикации читателям предлагается возможность ознакомиться с основным кругом литературных произведений, созданных в среде российских последователей творчества Толкина. Статья Перед тем, как говорить о вторичной литературе по миру Толкина, так называемых «апокрифах» Арды, наверное, стоит напомнить мнение самого Профессора о взаимоотношениях автора и созданного им мира. В сказке «Лист кисти Ниггля» (1939 год, еще до написания «Властелина Колец») он вывел главным героем художника, попавшего в собственную картину. Я процитирую этот отрывок целиком: «Перед ним стояло дерево — его дерево, но законченное, если можно так говорить о живом дереве, с могучими ветвями и листьями, трепетавшими под ветром. Как часто представлял себе Ниггль этот ветер, но так и не сумел запечатлеть его на холсте. - Вот это дар! — проговорил Ниггль. Он говорил о своем искусстве, о картине — и все же употребил это слово в его буквальном значении. Теперь он заметил и лес, и снежные вершины на горизонте. И все это выглядело не так, как он когда-то рисовал, а скорее так, как он себе это представлял. Подумав, Ниггль направился к лесу. Обнаружилась странная вещь: лес был, конечно, вдали, " лес на заднем плане " , — и в этом-то заключалось его очарование, — и все-таки к нему можно было приблизиться, даже войти в него, и очарование не исчезало. Он и не подозревал, что можно войти в даль так, чтобы она не превращалась просто в окружающую местность. А теперь перед ним все время открывались новые дали, двойные, тройные, четверные, и чем дальше, тем сильнее влекли к себе. Целая страна раскинулась вокруг, уместившись в одном лесу или, если хотите, на одной картине. И наконец, совсем далеко — горы. Они как будто стояли на месте и вместе с тем приближались. Они были близко и далеко. Казалось, горы оставались за пределами картины. Они связывали ее с чем-то другим, словно там, за деревьями, находилась другая страна — новая картина». |
| |