А. Рассмотрим, пожалуй, это последнее. Р. В таком случае определи, что такое истинное. А. Истинное есть то, что существует так, как кажется незнающему, если он хочет и может познавать. Р. Следовательно, то не будет истинным, чего никто не может познать? Затем, если ложное есть то, что кажется иначе, чем как оно есть, то что если этот камень одному кажется камнем, а другому – куском дерева? Не будет ли одна и та же вещь ложной и истинной одновременно? А. Меня более озадачивает первое, а именно: каким образом из того, что какой-либо предмет не может быть познан, выходит, что он не есть истинный? То же, что одна и та же вещь может быть одновременно истинной и ложной, меня нисколько не удивляет, так как любой предмет, если сравнивать его с другими, в одно и то же время бывает и большим, и малым. Но из этого выходит лишь то, что само по себе ничто не есть ни большое, ни малое. Потому что эти названия имеют смысл лишь при сопоставлении. Р. Но когда ты говоришь, что ничто не истинно само по себе, не опасаешься ли, что из этого будет следовать, что ничто не существует само по себе? Ведь коль скоро это дерево существует, оно потому и есть истинное дерево. Да и быть не может, чтобы, будучи само по себе, т. е. без познающего, оно не было бы деревом истинным. А. После этого я сформулирую следующее определение: истинное, по моему мнению, то, что существует. Р. В таком случае ничто не будет ложным, так как все, что ни есть, есть истинное. А. Ты поставил меня в величайшее затруднение; я решительно не нахожу, что тебе ответить. Хоть я и желал бы, чтобы ты учил меня подобными вопросами, но после этого боюсь уже и вопросов. 6 Р. Бог , которому мы отдаем себя, без всякого сомнения подаст нам помощь и освободит от этого затруднения, если только мы будем веровать в Него и усерднейшим образом Ему помолимся. А. Действительно, в данном случае я ничего не сделаю с большей готовностью, потому что никогда еще не окружал меня такой мрак. Боже, Отец наш, увещевающий нас молиться Тебе и подающий то, о чем Тебя просят, услышь меня, мечтающего в этом мраке и протяни мне десницу Твою. Покажи мне свет Твой, вызволи меня из заблуждений; пусть под Твоим руководством возвращусь я к себе и к Тебе. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Если кающийся имеет грех, связанный с нанесением материального ущерба кому-либо, то желательно, чтобы он по возможности возместил свой долг, возвратил украденную вещь или ее стоимость независимо от давности совершенного поступка. Это будет лучшей формой епитимии. Сребролюбие Под этим наименованием подразумевается всякое пристрастие к вещам, деньгам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей – скупости. Второстепенный, на первый взгляд, этот грех чрезвычайной опасности – в нем одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Эта страсть порождает злобу, окаменение сердца, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царствие Небесное. Христос учит: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6, 19–21 ). От этого греха близ стоят многие страсти: страсть красиво одеваться, особенно иметь редкие вещи, «со вкусом» подбирать себе всякую вещь, создавать себе красивую модную обстановку в доме, отсюда и тщательная забота о порядке в вещах, об их хранении, страх что-либо потерять, страх воров, грабежа, раздражение на тех, кто прикасается или просит вещи, соревнование с другими в приобретении вещей, зависть, осуждение, немилосердие, презрение к нищим; человек начинает много внимания уделять внешнему своему виду и окружающих, здесь возникает отношение к ближнему «по одежке», уважение растет или падает в зависимости от материального благосостояния ближнего, а отсюда и несправедливость, человекоугодие, отвращение или брезгливость. Апостол страсть сребролюбия называет идолопоклонством. Кто начинает служить тленному веществу, тот становится его рабом, почитателем, поклоняется тленному – твари – и оставляет Творца. Чревоугодие

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Перетолковывают ради собственного удобства, показывая этим, что они имеют огрубевшее сердце, из которого исходит лукавое око, вообще превратный взгляд на вещи. Иметь неправильный взгляд на окружающую нас действительность и на внутреннюю нашу действительность (а она не менее важна, чем внешние обстоятельства, которые кажутся нам единственно значимыми) настолько опасно, что Спаситель говорит: Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огнь не угасает ( Мк. 9, 47–48 ). Конечно, это говорится более о соблазне, но второе толкование не противоречит основному смыслу этого евангельского изречения, а только дополняет и расширяет его. Если мы будем видеть вещь превратно, по-своему, а не так, как освещает ее евангельское учение или святоотеческое предание, и это станет нас соблазнять, то лучше совсем лишиться какого-либо взгляда на эту вещь, совсем перестать ее понимать, чем понимать превратно и от этого погибнуть. Вот сколь опасно извращение нашего душевного состояния. Человек, который осознаёт в себе духовную слепоту, безусловно, не имеет права учить кого бы то ни было. Но случается так, что именно ослепленные люди считают себя способными руководить другими. Они имеют превратный взгляд прежде всего на самих себя: предполагают, что они чего-то достигли, что-то понимают в духовной жизни, или искусстве, или ремесле. Они становятся настолько самоуверенными, что приступают к руководству, тогда как со страхом должны были бы отступить, поскольку не видят и самих себя. Вот как Спаситель сказал об этом: Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? ( Лк. 6, 39 ). Действительно, если в жизни случится, что слепой станет поводырем слепого, то оба упадут. Это всем совершенно ясно. Но когда дело касается умственной деятельности или духовной жизни человека, тогда здравый смысл отбрасывается прочь и люди предполагают, что они имеют в себе силы руководить, хотя они не уверены, какой дорогой идти им самим, и не знают, как можно наставить другого. Они не видят великих и тяжких пороков ни в своей внешней деятельности, ни в себе, зато усматривают мелкие недостатки в других – это тоже признак необыкновенной слепоты, страстности.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Разве все это не открывает и Существа Божия? Разве свойства Божии не относятся к этому существу? Разве не Бог-Любовь – всемогущ, непостижим, невидим, благ, правосуден? Разве не объясняет нам это Существо Божие и создание, и бытие, и единство вселенной? Неизвестный. Значит, любовь и есть личность Божия? Я не понимаю этого. Духовник. Когда мы говорим «личность», мы разумеем все содержание данного существа, – все его свойства, силы, состояние, все, что в нем содержится и чем оно проявляет себя вовне. Бог есть любовь. Что разумеем мы под этим словом? На языке философском это можно было бы объяснить так: мы знаем о вещественном мире лишь то, что познаем через наши восприятия. Что такое «вещь в себе» – нам неизвестно. То, чем является в мире вещественном «вещь в себе», – в Боге есть любовь. Другими словами: любовь – это Бог в себе. Если ты спросишь: что такое Бог по существу, мы ответим: любовь. Это слово недоступно нашему разумению, но доступно нашему чувствованию. Если же ты спросишь дальше, что такое любовь по существу, ты так же не получишь ответа, как при вопросах о сущности физических явлений. И там ты познаешь лишь проявления той или иной силы, а не самую силу «по существу». Ты изучаешь проявления и действие электричества или притяжения, но что такое по существу электричество или притяжение, остается совершенно непостижимым. Так же и здесь. Мы знаем о любви очень много. Нам открыты ее свойства, ее действия, ее проявления. Но что такое она по существу – вопрос и не разрешимый и праздный. Все, что надо знать человеку в пределах земного бытия о Боге, он знает, зная, что Бог есть любовь и каковы свойства, действия и проявления любви. Поэтому, если хочешь постигнуть тайну Существа Божия, читай в Слове Божием то, что говорится там о действии Любви в мире: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8). «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4: 18). «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4: 12). «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   Разве всё это не открывает и Существа Божия? Разве свойства Божии не относятся к этому существу? Разве не Бог-Любовь -- всемогущ, непостижим, невидим, благ, правосуден? Разве не объясняет нам это Существо Божие и создание, и бытие, и единство вселенной?     Неизвестный.  Значит, любовь и есть  личность Божия? Я не понимаю этого.     Духовник.  Когда мы говорим " личность " , мы разумеем  всё содержание данного существа -- все его свойства, силы, состояния, всё, что в нём содержится и чем оно проявляет себя вовне. Бог есть любовь. Что разумеем мы под этим словом? На языке философском это можно было бы объяснить так: мы знаем о вещественном мире лишь то, что познаём через наши восприятия. Что такое " вещь в себе " -- нам неизвестно. То, чем является в мире вещественном " вещь в себе " , -- в Боге есть любовь. Другими словами: любовь -- это  Бог в себе. Если ты спросишь: что такое Бог по существу, мы ответим: любовь. Это слово недоступно нашему разумению, но доступно нашему чувствованию. Если же ты спросишь дальше, что такое любовь  по существу, ты также не получишь ответа, как при вопросах о сущности физических явлений. И там ты познаешь лишь проявления той или иной силы, а не самую силу " по существу " . Ты изучаешь проявление и действие электричества или притяжения, но что такое по существу электричество или притяжение, остаётся совершенно непостижимым. Так же и здесь. Мы знаем о любви очень много. Нам открыты её свойства, её действия, её проявления. Но что такое она по существу -- вопрос и не разрешимый и праздный. Все, что  надо знать человеку в пределах земного бытия о Боге, он знает, зная, что Бог есть любовь и каковы свойства, действия и проявления любви.    Поэтому, если хочешь постигнуть тайну Существа Божия, читай в Слове Божием то, что говорится там о действии Любви в мире: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13, 4-8). " Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства " (Кол. 3, 14). " В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение " . " Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас " . " Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 18, 12, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Также и во время оскудения, ты, беднячок, не имеющий чем жить, сделай то, что я тебе говорю: помоги сам себе сначала в том, что в твоих силах – поисповедуйся и причастись, и начни хорошо жить; и если ты имеешь какую-нибудь лишнюю вещь, продай ее, чтобы купить необходимое для жизни, и пользуйся этим, пока сможешь, и затем, когда придешь в полное оскудение, не постыдись пойти к твоему другу, твоему соседу, твоему родителю, и скажи: «Мне необходима такая-то вещь, помоги мне». Потому что, если ты не пожелал бы этого сделать, это происходило бы от гордости, и тогда ты не заслужишь того, чтобы Бог тебе помог. Но если ты сделаешь так, как я тебе говорю, и все же будешь стеснен крайней нищетой, сделай то, что я тебе скажу: прибегни к Богу и скажи Ему: «Господи мой, ты сказал: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6:33 ); я приложил все мое усердие, у меня нет больше средств, у меня не на что более жить; помоги мне, Господи!» Если ты поступишь так, то не сомневайся; веруй, что Бог тебе поможет и всеми способами позаботится о тебе; я тебе говорю: всеми способами – потому что Он сказал и Он не может отрекаться от того, что Сам сказал. Часть 3 Диавол, когда он был создан и увидел себя в раю таким прекрасным, стал наслаждаться любовью к самому себе и сказал: «Как было бы прекрасно, если бы я мог не нуждаться ни в какой благодати от кого бы то ни было, но обладал бы этой прекрасностью сам по себе: мне тогда не было бы никакого дела до Бога». Он поступил так, как поступают некоторые безумцы, которые говорят: «Мне нет дела до рая; куда было бы мне лучше, если бы Бог оставил меня навсегда жить в этом мире». И таким образом диавол, оттого что не принял во внимание то, что ему надлежало бы весьма хорошо иметь в мыслях, сам обманулся. Подобным же образом он сделал и то, чтобы по недомыслию согрешила и госпожа Ева, которая не обдумала хорошо значение того, что ей было перед этим сказано Богом. Она согрешила не по неведению, потому что была создана по природе мудрой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ob-i...

Закрыть Об идолопоклонстве Идолом может стать и добродетель, если человек, приобретающий её, в существе своего сердца имеет иную цель, кроме единения с Богом 22.01.2017 799 Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Книга Премудрости Соломона (1, 12-14) Каждая вещь в мире имеет цель бытия, определённую Творцом. Идолопоклонство теряет из виду, извращает эту цель. Каждой вещи в мире Творцом определено своё явное и сокровенное достоинство. Идолопоклонство пренебрегает явным, не знает сокровенного. Каждая вещь в мире не бесследна: несёт последствия существования себя и на себе испытывает действие других. Иначе, бытие всякой вещи имеет значение и последствия для всего сущего. Идолопоклонство теряет из виду, пренебрегает или забывает о последствиях. Апостол Павел говорит: идол в мире - ничто. Скажу больше: ничто в мире - не идол. Идола творит больной дух, извращающий достоинство и цель, произвольно забывающий о последствиях бытия всякой вещи под солнцем. Бог именует идолов мерзостью, а душу, творящую их - прелюбодейной. Идолом может стать и добродетель, если человек, приобретающий её, в существе своего сердца имеет иную цель, кроме единения с Богом. Идолом может стать и желание или мечтание о единении с Богом, если цель, забывшей о своём достоинстве души, есть удовлетворение сластолюбия или гордыни. Последствия - плоды. И по плодам их узнавайте их. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли её и руками, и словами, сочли её другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть её жребием. Книга Премудрости Соломона (1, 15-16) Дети, храните себя от идолов (Ап. Иоанн). 2006 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. 3. Tatiana Soboleva

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/23/...

Один член все тело согревает, другой все тело питает; иной же другую какую-либо дань приносит всему живому существу; и разнообразие деятельности разделено на все члены тела, все же пользуются друг от друга, и достигается общая польза» 40 . Подобные же мысли были высказаны еще раньше Феодорита философом Сократом. Апостол Павел говорит о том же следующее: Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаемы попечение. Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге ( 1Кор. 12:21–25 ). Нельзя сказать: что это? для чего это? ибо все создано для своего употребления (Сарах. 39:27). Впрочем, и без отношения к общей жизни природы каждая малейшая вещь велика сама в себе. Достоинство вещи заключается не в громадности её, а в законченности и целостности её устройства. И малая вещь не ниже великой, если она совершенна сама в себе и выполняет свое назначение. Например, человек имеет хотя малое тело, но оно прекрасно по устройству и служит превосходным орудием для его духа. Человеческого взора, даже и при настоящем греховном состоянии человека, трепещут огромные животные. Человек, облеченный столь малым и немощным телом, владычествует над природой и держит в своей власти животных, несравненно сильнейших. Это одно из свойств всемогущей премудрости – малыми средствами достигать великих целей 41 . Если мы станем смотреть на вещи безотносительно, то каждую из них найдем совершенной в своем роде. To же можно сказать и о живых существах. Счастье , совершенства, жизнь низшего существа не достаточны и ограниченны по сравнению с высшим существом, но они полны и законченны по отношению к обладателю их. A это-то именно и требуется, потому что каждое существо живет и должно жить и наслаждаться своей жизнью, должно пользоваться только теми благами, которые соответственны его природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Изъяснение псалма 63-го. Пс.63:1 .   Начальнику хора. Псалом Давида. «В конец, псалом Давиду». И сей псалом имеет то же содержание. Описывает же злоумышления Сауловы, и предсказывает избавление от оных. Пс.63:2 .   Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага. «Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе: от страха вражия изми душу мою». Приими молитву мою, Владыка, и укрепи ум мой, чтобы не бояться мне вражеских нападений. Пс.63:3 .   Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев. «Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду». Сонмом называет Пророк собрание единомысленных и согласных на зло, и умоляет, чтобы ему, как бы некоею стеною, оградясь Божиим попечением, соделаться победителем сего сонма. Потом описывает различныя их ухищрения. Пс.63:4 .   Которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово. Пс.63:5 .   Чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся. «Иже изостриша яко мечь языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку». «Состреляти в тайных непорочна». Соплетают они клеветы, говорит Пророк, для уготовляемой против меня брани, между тем как не подал я к тому никакой причины. Ибо непорочным называет здесь невиннаго. Вместо «вещь горьку» Акила сказал: «речь горькую», а Феодотион: «слово горькое»; Симмах же перевел: «наполнили лук свой словом горьким». «В тайных» : по переводу Симмаха, «тайно», то есть, употребив засады и подстерегательство. Сие показывает и присовокупляемое: «Внезапу состреляют его, и не убоятся». Из скрытной засады нападают внезапно, не боясь назирающаго Бога. Пс.63:6 .   Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит? «Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть». Сие яснее выразил Симмах: «утвердили слово лукавое, удумали скрыть сети». Умышляя о моей смерти, удумали и уговорились, какия ухищрения употребить против меня, и слова подтвердили самым делом. Но отваживаются они на сие, думая, что никто не промышляет о делах человеческих. Сие показывает и присовокупленное:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Что же более высокого может быть еще сокрыто в Писании, после того как была снята печать и отвален камень от гроба , после того как возвещена была самая главная тайна о том, что Христос — сын Божий — стал человеком , что Бог троичен и в то же время един, что Христос пострадал за нас и будет царствовать вечно . Не знают ли этого теперь повсеместно, не об этом ли трубят повсюду? Изыми ты из Писаний Христа, что ты там найдешь? Значит, в Писании сказано обо всем, хотя некоторые места, возможно, пока еще темны из-за незнания слов. Глупо и, более того, нечестиво, зная, что в Писании все представлено в ярчайшем свете, говорить о темноте его содержания из-за темноты некоторых слов. Если в одном месте слова темны, то в другом они ясны. Одна и та же вещь, объявленная в Писании самым открытым образом всему свету, выражена то ясными словами, то скрывается под словами темными. Если вся вещь освещена, то неважно, если какие-то ее признаки в это же время находятся во тьме. Разве можно говорить, что общественный колодезь не виден из-за того, что стоящие в переулке не видят того, что видят все, которые стоят на площади? Поэтому никакого значения не имеет то, что ты говоришь о Корикийской пещере . Это не относится к Писанию. Самые великие и сокровенные тайны не отодвинуты в глубину, а выставлены и выложены открыто на всенародное обозрение. Христос отверз нам ум, дабы мы понимали Писание . И Евангелие было возвещено всему сотворенному миру . Звук его прошел по всей земле . И все. что написано в нем, написано нам в поучение . А также все Писание богодухновенно и полезно для научения Хороню бы тебе и всем софистам раскрыть хотя бы какую-нибудь одну-единственную тайну, сокрытую до сей поры в Писании. Конечно же, многое скрыто от многих, но причина этого не в темноте Писания, а в слепоте и неразумии тех, кто не озабочен тем, чтобы разглядеть яснейшую истину. Как говорит Павел об иудеях во Втором Послании к коринфянам, в главе четвертой: «Покрывало остается на сердце их» . И снова: «Если же закрыто благовествование наше, то закрыто для тех, которые погибают, у которых Бог века сего ослепил сердца» . Столь же безрассудно стал бы винить солнце и темноту дня тот, кто занавесил себе глаза и пошел бы от света во тьму и спрятался. Поэтому пусть уймутся жалкие людишки и перестанут по нечестивой своей испорченности перелагать темноту и неясность своего сердца на яснейшее Писание Божье!

http://sedmitza.ru/lib/text/440953/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010