Это Гог и Магог. Гог и Магог — это образ двух сил, обозначающих далекие воинственные народы, которые, как скифы, вторгаются внезапно и внезапно уходят. Это некий полумистический, полумифологический враг. Впервые о нем упомянуто у пророка Иезекииля. «И вышли на широту земли и окружили стан святых». Заметьте, что такое стан: если переводить на современный язык, это уже лагерь святых. «И город возлюбленный»… речь идет о Иерусалиме, в земном или небесном смысле — это неважно. Это Церковь, которая продолжает быть странницей, и у нее стан. Как во дни Ветхого Завета, она опять кочующий лагерь. «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их». С одной стороны, это напоминает Содом и Гоморру, как бы низвержение Богом гордыни, с другой стороны — Пятидесятницу. Ведь совсем не исключено, что речь идет о новых могущественных дарованиях силы Божией в Церкви, которая рассеет все грозовые тучи, окружающие ее. И когда диавол, прельститель, ввержен в огненное озеро, он на этот раз парализован уже не просто Ангелом, а тем, что человеческий род воспрянул, воспротивился ему. Тут же возникает, конечно, всегда почему–то терзавшая всех проблема адских мучений и т. п. Я не буду давать обзор всех споров вокруг этой темы. Главное, что понятие «вечный» у нас совсем иное, нежели было в Новом и Ветхом Завете. «Вселенная» и «Вечность» в Ветхом Завете обозначались одним и тем же словом, на самом деле значившем «преходящий мир», а не «вечность». И когда говорили о вечности, имели в виду промежуток времени до конца мира (по–гречески зон, промежуток какой–то огромной, но конечной величины). Следовательно, когда говорится о вечных муках, подразумевается, что все это идет в пределах этой вечности, этого нашего бытия. По ту сторону нашего бытия уже начинается новый зон, в котором Бог будет «всяческая и во всем». А носители зла должны пройти через огонь. Напоминаем опять про озеро огненное и серное, это опять Содом и Гоморра, это опять связано с изживанием греха. Тут ни у кого не вызывает сомнения, что зло и грех должны быть выжжены, и они выжигаются во всех существах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Это смерть вторая». Сам Господь скажет им тогда: «идите от меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его». «И пойдут сии в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную». Из всех этих мест ясно видно, что грешники будут преданы вечному огню, вечному мучению вместе с дьяволами. Это состояние их будет столь ужасно, что в Слове Божием оно и не признается за жизнь, а называется смертью вечной. Поэтому лучше не родиться тому, кто имеет подвергнуться вечным мукам. Однако учение о вечных мучениях грешников не противоречит благости и милосердию Божию. Бог всем человекам хочет спастись, для чего и послал в мир Своего Единородного Сына. Вот почему если с грешниками и будет поступлено так строго, то это не потому, чтобы Бог хотел их погибели; они сами погибают, по слову апостола, «за то, что не приняли любви истины для своего спасения», за то, что упорно отвращались от Бога и Его закона во время своей земной жизни. Собственное состояние их будет таково, что им невозможно будет пользоваться вечным блаженством, подобно тому, как больному глазами невозможно пользоваться светом солнечным. В заключение скажем несколько слов о том, какую пользу приносить могут размышления о смерти, о воскресении, о последнем суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении. По словам катехизиса, сии размышления помогают нам воздерживаться от грехов и отрешаться от пристрастия к земным вещам; утешают в лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности, и таким образом достигать вечного спасения. К этому мы присоединим слудеющее изречение Иисуса Сына Сирахова: «во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь». И действительно, можно ли грешить, когда будем помнить, что некогда нужно будет дать отчет перед Богом за каждое прегрешение? Можно ли иметь пристрастие к земным сокровищам, к чести, славе и прочим благам мира сего, когда будем помнить, что мир сей кончится, и все дела его сгорят. О святом Иоанне Милостивом рассказывается, что он, страшась, чтобы какие-нибудь суетные мысли не коснулись его сердца, всегда старался помнить о смерти. Для этого он велел приготовить себе гроб до половины только устроенный и строителям приказал всякий праздник приходить к нему и говорить вслух пред собравшимися посетителями: «гроб твой, Владыко, еще не доделан, прикажи окончить его, ибо смерть приходит как тать – не знаешь, в который час». Так Иоанн Милостивый и сам всегда имел смерть перед глазами и другим напоминал о ней, предохраняя их от греха. Подобно этому и мы будем всегда помнить о конце своем, не будем никогда забывать о нем. Тогда мы будем жить для Бога и вечности и таким образом достигнем вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

17 ст. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Собственно всякое нарушение Евангельских заповедей, Евангельского закона есть грех, но есть грехи, которые не ведут к нравственной смерти, если мы в них чистосердечно раскаиваемся, то – грехи невольные, грехи неведения, грехи по немощи... 18 ст. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем... откуда? из учения Господа Иисуса Христа, из свидетельства в нашем сердце Духа Божия, что всякий христианин, возрожденный от Духа Божия, в таинствах, как рожденный от Самого Бога нс грешит, т. е. не в. том смысле, что совсем перестает грешить, делается безгрешным, нет; а что старается выйти из под власти греху, старается, чтобы он (грех) не обладал им, как возрожденный от Самого Бога старается хранить себя не только от грехов к смерти, но и от грехов невольных, грехов слабости и грехов неведения. И лукавый не прикасается к нему, т. е. теряет свою силу над таким христианином, удаляется от него. 19 ст. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Мы знаем из того же божественного учения Христа, что мы, т. е. верующие во Христа Сына Божия, пришедшего во плоти, от Бога, т. е. мы дети Божии, что нам не свойственно жить во грехе, как, в противоположность нам, живут во грехе чада мира сего; все невозрожденные в этом мире во зле лежат и находятся во власти дьявола. 20 ст. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Итак мы знаем из всего вышесказанного, заканчивает ап. свою речь, что Сын Божий пришел в мир и просветил нас светом святого учения Своего, научил, вразумил нас понимать это святое учение, просветил наш разум к познанию Бога истинного, т, е. Самого Бога Отца, да зная Бога отца, пребудем в Его Сыне, да будем знать и Его истинного Сына. Этот Христос есть истинный Бог и живот вечный, т. е. от вечности сущий, носит жизнь в Себе Самом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

20:10). Возражения: 1) Слова «век», «вечный», «вовеки» в приложении к будущим мучениям означают неопределенно продолжительное время, а не бесконечное продолжение времени. 712 –Отв. Спаситель и ап. Павел, говоря о вечности мучений грешников, противополагают эти мучения вечному блаженству праведников; если же последнее вечно-бесконечно, то вечно бесконечны и первые. 2) Нечестивые не могут существовать бесконечно, а след., и мучиться вечно, потому что они и после всеобщего воскресения пред страшным судом останутся телесными и смертными ( Гал.6:8 ; Рим. 8:13 ; Мф.3:12; 13:30,40 ; Откр.2 .:11; 20:6). 713 – Отв. «Нет. Сам Спаситель говорит, что перед вторым Его пришествием все мертвые оживут ( Ин. 5:25, 28–29 ) и что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могуг, ибо они равны ангелам» ( Лк. 20:35,38 ). Ап. же Павел, описывая свойства последних тех, пишет: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ); «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему – облечься в бессмертие… сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (- ст. 53, 54; сн. 26 ст.; Ис. 25:8 ). 3) После всеобщего воскресения и суда грешники бтдут совершенно уничтожены, так как в Писании говорится, что «возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ), что нечестивые погибнут, будут истреблены и искоренены, их попалит огонь, их больше не будет ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 ; Ис. 29:20 и др.), их существованию будет положен конец ( Пс. 72:27 ; 2Кор. 11:15 ; Фил. 3:19 ). – Отв. Из указанных мест одни говорят только о прекращении жизни грешников на земле, напр.: «еще немного и не станет нечестивого, посмотришь на его место, и нет его» ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 и т.п.), другие (большинство) – о погибели грешников в смысле лишения их вечной жизни, т. е. блаженного общения с Богом (см. 2Фес. 1:9 ), третьи же – о конечном результате, к которому приведут грешников дела их, как и пишет ап. Павел: «конец их будет по делам их» ( 2Кор. 11:15 ). 714

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

28). Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь. " Возрастайте в благодати, то есть в вере крещения; и познании, то есть в труде веры» (св. Иларий Арльский). «Первое послание (апостол) заканчивает молитвой, так и во втором просит им возрастания в вере Господней» (блж. Феофилакт). Первое послание апостола Иоанна Первая глава 1). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – «Как можно осязать руками Слово, если не, потому что Слово стало плотью и обитало с нами? ( Ин.1:14 )… только сердцем можно увидеть Слово, плоть же видна и телесным очам. Нам было чем увидеть плоть, но нечем увидеть Слово, – и Слово стало плотью, которую мы можем видеть, чтобы исцелилось в нас то, чем мы можем увидеть Слово» (блж. Августин). 2). Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – Ибо жизнь явилась, – апостол «имеет в виду ту жизнь, о которой говорится в Евангелии: Я есмь воскресение и жизнь» ( Ин.11:25 ), которая была явлена Божественными чудесами во плоти» (св. Беда). «Только одна жизнь достойна своего названия, – та, которая не прекращается, которая не умирает, но господствует над смертью и через воскресение возводит к вечности. И эта жизнь впервые появилась в человеческом мире с Богочеловеком Христом» (прп. Иустин Попович) . И мы свидетели, – «Может быть, некоторым неизвестно, как по-гречески будет свидетели, потому что это слово μρτηρες (мученики). Вот что, значит, сказал Иоанн, – мы видели и мы мученики. Ибо те, кто нес свидетельство на основании виденного собственными глазами и те, кто нес свидетельство на основании слышанного от видевших, из-за того, что их свидетельство было неугодно тем, против кого оно звучало, претерпели все, что претерпели мученики. Мученики, – свидетели Бога. Бог пожелал взять в свидетели людей, чтобы и у людей Бог был свидетелем» (блж. Августин).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2.Человек боится перехода в бессознательном состоянии. В таком случае скажите ему, что тем более не надо тревожиться, т.к. его переход будет подобен тому, что пережил апостол Павел: «Знаю человека во Христе который... восхищен был до третьего неба..., только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает...» ( 2Кор. 12.2–4 ). Скажите ему, что его ждет то, о чем писал апостол Иоанн: «И увидел я новое небо и новую землю... прежнее миновало...» ( Отк. 21.1–5 ). 3.Человек ужасается от мысли об участи всех погребенных. Здесь нужно привести ему 2Кор. 5,1–2 : «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом не рукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище». Можно привести человеку на память пример Моисея, который умер, но которого в славе видели апостолы вдень Преображения Господа на Фаворе. Удел нашего бытия – пребывать с Богом, в небе, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» ( I Kop. 15.53 ); 4.Человек может страшиться мысли о мире духов. В такой ситуации успокойте больного тем, что мир, к которому мы идем, – это мир ангелов, которые будут радоваться нашему возвращению ( Лк. 15.10 ), это мир служителей Богу и Его детям ( Отк. 22.99 ). В Посл. к Евр.12 говорится, что мы приступаем, когда переходим в вечность, к торжествующему собору, собранию, Церкви праведников, ангелов, к Богу. Нас там ждут и встретят исключительно любящие нас. Христос сказал: «И где Я, там и слуга мой будет» ( Ин. 12.20 ); 5.Возможен страх разлуки. Напомните 1Фес. 4.13 : «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы не скорбели, как прочие не имеющие надежды». А стих 17 говорит: «...так всегда с Господом будем» – то есть будем все, и с нами Господь. А до встречи с нашими близкими на небесах Бог Сам позаботится о них. Напомните человеку о пророческой вдове, когда умер ее муж, оставив ее в нужде. Господь послал ей навстречу пророка Елисея. Напомните, что Бог наш называет Сам Себя Отцом сирот и вдов ( Пс. 67,6 ). Или Пс. 36,25 : «Я был молод, и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящим хлеба» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

3 Апреля. Поучение о Первом и Последнем, Живом Не бойся; Я есмь Первый и Последний и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь ( Откр.1:17–18 ) Так сказал Господь Иисус любимому ученику Своему Иоанну в видении на острове Патмос. Чего не бойся? Не бойся гонения на церковь со стороны язычников. Не бойся мучителей, которые мучают Моих верующих со всех сторон. Не бойся царей, которые поднимают гонения на христиан. Не бойся деспотичных вельмож этого мира, которые издеваются над Моим унижением и Моей смертью. Не бойся бесов, которые ослепляют людей страстями, и те не видят истины, которую Я принес в мир. Не бойся ничего! Как же не бояться, Господи! Когда весь мир до зубов вооружен и восстал против нас, малочисленных и невооруженных, как же не бояться? Не бойся, потому что Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. А все эти войска, вооружившиеся против вас, являются не чем иным, как преходящей ордой мертвецов. Я прежде времен и Я после времен, до начала всего и после конца всего сотворенного Я. А они все заперты в одну пядь времен, которую Я Сам каждому сотворенному отмерял, и из той пяди они не могут протянуться. Не бойся, потому что Я был мертв, и се, жив. И смерти не бойся. Я до смерти и после смерти. Смерть – слуга Мне, и Я пустил слугу Своего в мир, чтобы Мне послужил. И Я подчинился Своему слуге на три дня, и приказал ему, чтобы Меня отпустил, и се, жив. Я властитель смерти, как и жизни. Я властитель времен, как вечности. Не бойся! Во веки веков Я жив. И ты жив будешь со Мной. И все те, кто останется Мне верен и не убоится, живы будут со Мной. Не бойся, Я есмь Альфа и Омега. Господи Вечный и Бессмертный, дай, чтобы эти Твои святые слова всегда звучали в душах верующих Твоих, когда возникнет гонение на святую Церковь Твою. Чтобы не убоялись мы, держась Твоей десницы. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3. Для нашей надежды на бессмертие и вечную жизнь. а) Внутренний голос говорит человеку, что он живет не для этого только мира, что его ожидает вечность. Он воздыхает о совершеннейшем, счастливейшем состоянии, об освобождении от страданий, болезней и бедствий, постигающих его здесь часто без его вины, — о мире и спокойствии после бурь этой жизни, — о праведном мздовоздаянии добра и зла, которые часто остаются тут без возмездия. Его вера и надежда, устремляясь к небу, открывают ему взор на лучший мир. Какое успокоение, утешение и ободрение дает нам эта надежда, если смерть похищает у нас одного из возлюбленных наших или приводит нас самих к страшному гробу! б) Но эта надежда находит для себя подкрепление в вере в высший духовный мир. Если есть царство бессмертных духов, то мы подобны им по нашему духу, хотя и не так совершенны в познании мудрости и добродетели, как они. Если вечный и всемогущий Бог сотворил их бессмертными, то Он может и нашему духу дать вечное бессмертие. Мы надеемся, что это земное тело, которое служит нашему духу жилищем только на время, некогда сложится, и он вознесется на небо, в жилище блаженных духов. С радостью мы слышим утешительные слова Господа: « сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения » (Лук. 20:35–36). Об ангелах вообще и, в частности, об ангелах-хранителях « Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного » (Мат. 18:10). Эти слова Иисуса Христа, слыщанные нами из ныне чтенного евангелия, дают нам повод говорить — 1. Есть ангелы. а) В ветхом завете находятся ясные свидетельства о бытии ангелов и об исконной вере в их существование. Ангел, например, повелевает Аврааму удержать нож; ангел спасает Лота; ангелы сообщали пророкам божественные повеления. Во все времена древнего мира верили в ангелов. б) То же самое в новом завете.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

42. Бог, который выше всякого соединения, называется единым не потому только, что Он прост, но потому, что Он один только истинно и существует во всем том, что, как говорится, существует и имеет бытие от Него. Ибо не истинно и не просто сущее не есть также истинно и просто единое. И как сущий таким же образом повсюду непостижимо и как Единый непохожий на все, Он совершенно вне всего. Как вечный, Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, и во всем одинаково Он пречисто сияет божественным лучом Своего Промысла. Кроме того, как беспрепятственно познаваемый всеми [созданиями], — для того чтобы быть видиму повсюду, единовидно превыше мысленного единения, — он требует ума цельного, безвидного, безобразного, бесцветного, неприкосновенного для каких бы то ни было существ, вполне отрешенного, восходящего горе в бесконечность беспределия, времени, места, природы и того, что относится к ней. 43. Когда бывает духовное соприкосновение, происходящее свыше мышления между Богом и умом, тогда, как говорят, ум мысленным чувством совершенно принимает образ сверхъестественного тайного единого, превышающего собственную природу ума. Однако же то, что испытывает сам ум, бывает сообразно с его природой, очищенной благодатию, ибо мыслить для ума значит то же, что видеть для глаза. Итак, подобно тому, как смотрящий внутрь во мраке ничего не видит, кроме того что видит как будто один этот мрак, и чувствует, что не видит, ибо если бы он закрыл глаза, то, может быть, подумал бы, что вокруг него есть свет и какие–нибудь из предметов. Теперь же, видя, он ясно видит, что не видит, и чтобы зрительная сила проникла внутрь мрака и знала сокровенное, это свыше природы глаза, но это не значит, что глаз за собой не замечает того, что он не видит, таким же образом, конечно, бывает и с умом: востекши до божественной сокровенности и ставши превыше мышления, он, действительно, ничего не созерцает — да и как это возможно? — однако же он видит, что он не видит, и что то, чего он не видит, есть единое, как бы сокрытое некоторым мраком, из которого проистекает все каким бы то ни было образом сущее, или видимое или умозримое, будет ли это сопричисляемое к твари или же вечносущее несозданное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

4 . Ин. 3, 36 : «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Нашим четвертым и заключительным пунктом грамматического исследования «доктрины уничтожения» будет соединение отрывков из Послания к Римлянам 2, 8 и Откровения 14, 10 с Евангелием от Иоанна 3, 36 . Иисус говорит нам, что верующий в Господа Иисуса Христа уже имеет вечную жизнь (граммат. present tense), а тот, кто является «не верующим в Сына», говорит Он, «не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Греческое слово menei, переводимое здесь как abide, встречается несколько раз в Новом Завете. Оно определяет действие, продолжающееся во времени (см. Ин. 1, 33; 2, 12; 8, 31; 15,9 ). Таким образом в Евангелии от Иоанна 3, 36 Святой Дух говорит, что гнев Божий будет вечным уделом «неверующих в Сына». Сравнивая с Посланием к Римлянам 2, 8–9, мы можем увидеть, что те, кто не внимает Истине и творит зло являются объектами гнева Божия, который определяется в Откровении 14, 10–11 как вечный. «Тот будет пить вино ярости Божией... и дым мучений их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем ни ночью». Слово orges, переводимое как «ярость (гнев)», появляется в каждом из приведенных стихов, и это не оставляет никакого сомнения о том, что обсуждается один и тот же предмет. Является очевидным то, что подобное состояние восприятия гнева Божия не входит ни в какое сравнение с относительно «блаженной» перспективой полного уничтожения тех, кто «не имеет Сына Божия и не имеет жизни». 30 и «гнев Божий пребывает на нем» 31 . Гнев Божий висит как домоклов меч над теми, кто отрицает Иисуса Христа. Этот меч вступит в действие, когда душа отойдет в вечность и предстанет перед реальностью Вечного Суда Божия. Адвентисты седьмого дня не должны быть изгнаны из общества, только потому что они придерживаются своей точки зрения по данному вопросу, поскольку они верят, что в неопределенный по продолжительности период наказания истечет до окончательного уничтожения грешников вместе с сатаной и его духами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010