5) Внешние (положительные) мучения грешников. То, что грешники страдают, будучи отлучены от Источника жизни и радости, лишены славы праведников, терзаются муками совести и раскаяния, испытывают ужас неудовлетворенности греховных страстей и пожеланий это действительно так, но это только половина правды. Муки гееннского огня, как замечает об этом свт. Филарет Черниговский , не означают « только внутренние мучения грешника – естественное следствие грехов. Положительного значения казней грешников никак нельзя исключить из Св. Писания. Так оно ясно и определенно выражено там: огонь, огонь геенский, озеро огня так часто представляются отдельно от мучений совести, что не допускать в Писании положительных мук означало бы только преступный произвол (Так Откр.20:15 ; Мф.25:41; 13:42; 5:22; 29:30 . Мк.9:44 ; Ис.66:24 ; Евр.10:21 ). Учители Церкви никогда не ограничивали казней вечности одними естественными страданиями грешника, и, хотя принимали многие изображения состояния осужденных за несобственные, во огне гееннском видели положительное наказание правды вечной ». Комментируя слова апостола Павла о том, что « праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,  а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,  которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его » ( 2Фес.1:6-9 ), свт. Феофан Затворник пишет, что « будущие наказания утяжелятся тем, что грешные удалены будут от лица Божия, зрением Коего услаждаться будут праведники, но состоять будут не в этом одном. И внешнее их положение будет безотрадно не по причине только отсутствия благ, но и по причине положительных мучений ». Свт. Василий Великий предостерегая от совершения грехов, рекомендует представлять себе « страшное и нестерпимое судилище Христово, где на высоком и превознесенном Престоле восседает Судия, вся же тварь с трепетом предстоит при славном Его явлении, и каждый из нас приводится на испытание соделанного им в жизни; потом к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное — по жестокости их воли, и лица подобны ночи — по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд ». Таким образом, неправильно говорить, что муки ада есть лишь естественное следствие удаления грешников от Бога и их внутреннего терзания. Священное Писание и святые отцы вполне четко утверждают положительное наказание грешников со стороны Судьи. Что является источником страданий грешников в аду?

http://azbyka.ru/muki-adovy

7. Подобно тому, как согласно той Божественности, по которой Отец, Сын и Святой Дух суть одно, мы верим, что не Отец и не Дух Святой рождены, но только Сын; также и кафолическая вера верит и проповедует, что по плоти рожден только Сын. Ведь иначе в этой Троице не будет особым свойством одного только Отца то, что Он Сам не рожден, но один рождает Сына; и не будет особым свойством одного только Сына то, что Он Сам не рождает, но рожден от сущности Отца; и не будет особым свойством одного только Духа Святого то, что Сам Он не рожден и не рождает, но один только исходит от Отца и Сына. Итак, ничего этого не будет, если только по Божественной природе Бог Отец не рождается ни от какого Бога, но по плоти Сам [Он] рождается от Девы. Ведь если Отец рождается от Девы, то Отец и Сын есть одно Лицо. Однако это одно лицо, из-за того, что рождается не от Бога, но только от Девы, справедливо будет называться не Сыном Божиим, но только сыном человеческим. Но не Сам ли Сын Божий сказал: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин 3:6); и снова: Ведь не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него (Ин 3:17). И не говорил ли блаженный Иоанн:всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него (1 Ин 5:1). И не Сам ли Сын говорит: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5:17). Ведь если бы Тот, Кто называется Сыном, был бы Тот же, что и Отец, то не истинно назывался бы Сыном Божиим, ибо Он не от Отца, но только от Девы был бы рожден. Наконец, и Сам Отец не свидетельствует ли с небес, и не указывает ли телесным голосом на Сына Своего, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мне благоволение (Мф 3:17)? Также апостол Павел не говорил ли о Боге Отце: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим 8:32)? 8. Поскольку же все это передано от Бога нашему учению, и переданное — божественно и истинно, то истинно и то, что проповедует кафолическая вера: по Божеству от Отца рожден только Сын совечный с Отцом, бессмертный, бесстрастный и неизменяемый Бог. И по плоти не Отец, но Единородный Его Сын, не нарушая Своей вечности, был рожден во времени; не нарушая Своей бесстрастности, пострадал; не нарушая Своего бессмертия, умер; не нарушая Своей неизменяемости (ибо Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5:20)), истинно воскрес. Он имеет со Отцом общим все то, что имел по природе как Вечный и Безначальный, и ничего не имеет со Отцом общего из того, что воспринял Этот Вечный и Всевышний в Свое Лицо во времени и в уничижении.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

«А Ты пребываешь». Ты, Господи, как вечный и всесовершенный, среди перемен неба и земли, не переменяешься, не принимаешь другого вида. «И все обветшают как риза». Уже чрез падение человека небо и земля потеряли значительную часть своего совершенства: суете бо тварь повинуся неволею, но за повинувшего ю на уповании ( Рим.8:20 ), учит Апостол. Вемы бо, яко вся тварь совоздыхает и сболезнует даже доныне (ст. 22). Человек недолго живет на земле; потому для него, в короткое время земной жизни его, мало заметно ветшание окружающей его земли; но она, по слову Псалмопевца или Духа Божия, говорившего устами его, постепенно какбы изнашивается, подобно одежде, и сделается наконец негодною для употребления по своей ветхости. «И как одежду свернешь их». Свертывают одежду, когда снимают ее, как износившуюся, чтобы обновить ее, или как неудобную, чтобы надеть другую новую одежду: так всесильный Бог Сын какбы свернет ветхий вид неба и земли, как не соответствующий новому назначению их в предопределенное время. «И изменятся». И все, по мановению всемогущего Бога Сына, примет новый вид, соответствующий новому состоянию своих обитателей. И будет «небо новое и новая земля, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:13 ). Это новое небо и эту новую землю созерцал тайновидец Иоанн в откровении: и видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому ( Откр.21:1 ). «Но Ты тот же». Ты, Всесовершенный, не изменяешься ( Иак.1:17 ): совет Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род ( Пс.32:11 ). «И лета Твои не кончатся». Твое бытие беспредельно; Твоя вечность безгранична: как не имела она начала, так не будет иметь и конца; дни и годы проходят, и веки пройдут, а Ты, Вечный, всегда неизменно будешь существовать во веки веков. 13. Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног Твоих? «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 )? Сказав о величии Господа Иисуса Христа по Его Божеству, Апостол приводит пророческое свидетельство о величии Его по человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Апофатические свойства Божии характеризуют совершенства Божественной природы путем отрицания за ней всевозможных ограничений. Самобытность . Прежде всего, Бог по природе Своей ни от кого не зависит. Он Источник Самого Себя, то есть Он ни от кого не происходит, есть причина Самого Себя, что в философии принято называть causa sui. В Священном Писании имеются тексты, указывающие на эту характеристику Божественной природы: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ); «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ). Неизменность . Божественная природа неизменяема. Отрицание изменяемости Божественной природы вытекает из совершенства Его природы. Процесс изменения может быть только при условии, что есть некая перспектива изменения: в лучшую или худшую стороны. Однако в отношении Божественной природы такого предположить нельзя, так как в противном случае она бы не была совершенной, а значит Божественной. Следовательно, так как Бог не может измениться в лучшую сторону, потому что таковой просто нет, поскольку нет никаких совершенств, которых Он уже не имеет, то Бог неизменен. В Писании есть тексты, свидетельствующие об этом свойстве Божественной природы: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» ( Мал. 3:6 ); «У Отца светов... нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ). Прп. Максим Исповедник говорит: «В Боге нельзя заметить никакого изменения, как совершенно невозможно помыслить в Нём какого–либо движения, благодаря которому происходит изменение [тварных существ], приводимых в движение» 111 . Частным аспектом учения о неизменяемости является вопрос о том, изменился ли Бог при Воплощении. Исходя из учения Православной Церкви, выраженного в оросе Халкидонского Собора, природы во Христе «неслиянны, неизменны, нераздельны, неразлучны», то есть при Воплощении Божественная природа не претерпела никакого изменения, будь то слияние или нечто подобное, оставаясь, таким образом, тождественной самой себе, а значит, неизменной. Вечность. Бог вечен. В Священном Писании об этом сказано: «Живу Я вовек!» ( Втор. 32:40 ); «от века Живущий» ( Пс. 54:20 ); «вечный Господь Бог» ( Ис. 40:28 ); «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» ( Иер. 10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. Евхаристия, как вечный полдень, длится – Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех Божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится». (О.Э.Мандельштам. 1915 г.). Отступая от принятого словоупотребления, поэт называет Чашу дароносицей, потому что в ней находятся Святые Дары, вынесенные из алтаря для причащения верующих. В руках священника под ярким июльским светом, струящимся из-под купола, она похожа на солнце – образ, усвоенный Церковью, Христу Спасителю: лице Его, как солнце, сияющее в силе своей( Откр. 1:16 . Евхаристия при общем причащении переживается как приобщение к вечности (вечный полдень) и нескончаемой радости. В слова играют и поют метафорически передано состояние внутреннего ликования (ср. выражение взыграла душа моя), которое соединяет всех у св. Чаши. «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении» (Св. Симеон Солунский ). Нужны ли Богу обряды, посты и молитвы? иеромонах Иов (Гумеров) В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт. 4:4 . После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» ( Быт.8:20–21 ). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В таком случае мы все делали бы не для Господа, не для того, чтобы угодить Ему исполнением Его заповеди, а для самих себя, в угождение собственному самолюбию, трудились бы не для неба и вечности, а для покоя плотского в жизни временной. Но сеяй в плоть, и от плоти пожнет истление, а только сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный. Господь Иисус Христос, преподав заповедь предлагает награду за исполнение ее на небе: будет мзда ваша многа на небеси; зачем же мы будем искать ее на земле? Он, Всемогущий и Всещедрый, обещает Сам воздать сторицею за всякую лепту, поданную во имя Его; зачем же мы будем ждать воздаяния от подобного нам человека, который, по самой ограниченности своей, не в силах воздать нам и равного! Если бы все дела наши были вознаграждены здесь – на земле, – то зачем и для чего мы явились бы на суд Божий? Чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе своем: вот что сказал бы каждому из нас Судия мира, отсылая в огонь вечный, уготованный диаволу. Но как, скажешь, делать людям добро, когда за это самое добро часто воздают нам злом? Что же возлюбленный? Тем лучше для нас. В таком случае мы получим сугубую награду – и за сделанное добро, и за претерпенное зло. Тогда только мы и будем сколько-нибудь уподобляться своему Господу и Спасителю, Который, вместо подобающей Ему благодарности, претерпел оплевания и заушения, крест и смерть от облагодетельствованных Им тварей и рабов Своих, Который плакал об участи народа, осудившего Его на смерть, молился за распинавших Его на кресте. Чем же мы могли бы сколько-нибудь возблагодарить своего Господа и Спасителя за все, что Он сделал для нас, как не благотворением, во имя Его и по примеру Его, самым недоброжелателям и врагам своим? Чем доказали бы любовь свою к Нему, как не подражанием Его всеобъемлющей любви к самым ожесточенным зложелателям и врагам Его? Обаче любите враги ваша, благотворите, и взам дайте, ничесоже чающе, и будет мзда ваша многа. Чем же могли бы мы засвидетельствовать, что дорожим небесным званием сынов Божиих, как не подражанием благости и милосердию Отца небесного, Который благ есть на безблагодатныя и злыя, солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведныя и неправедныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Вечность мучений, ожидающая грешников по Страшном Суде, с неменьшей непреложностью предречена и Самим Господом нашим Иисусом Христом, говорившим, что если кого соблазняет какой-либо из членов тела, то лучше его отсечь от себя, и безрукому или хромому войти в Царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный ( Мф. 18:8 ) и неугасимый ( Мк. 9:43 ). Напоминая о геенне огненной, Господь неоднократно говорил, что там «червь их не умирает, и огонь не угасает» ( Мк. 9:44 ). Очевидно, что слова «червь» и «огонь» не следует понимать буквально. «Червь» – это воплощение непрестанно терзающей, обличающей грешника совести. «Огонь» свидетельствует о великой тяжести мучений. На Страшном Судилище нелицеприятный Судия вынесет беззаконникам свой приговор: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Мучения грешников вечны, так же как и вечна жизнь праведников ( Мф. 25:46 ). В речах Спасителя повествование о вечной жизни всегда сопровождается указанием на вечное бытие добрых и злых, но при этом отмечается различное качество этого бытия. Апостол Павел о непознавших Бога и противящихся воле Его говорил, что они «подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» ( 2Фес. 1:9 ). «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» ( Откр. 14:11 ), – возвещает святой Иоанн Богослов. Иеговисты к понятию «вечности мук», если оно касается будущего состояния грешников, относятся с известной долей условности. Трудно понять, почему в одном случае понятию «вечность» прилагается одно значение, т.е. допускается вечная жизнь блаженная, а в другом – иное. Они тщетно силятся разделить неразделимое, ибо сказано «и пойдут сии в муку вечную, а праведники же в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Ибо, допуская вечное блаженство для праведников в будущей жизни, сектанты непременно должны допустить и возможность вечных мучений для грешников. Вечность в устах Спасителя и Его учеников всегда имеет свой первозданный, первичный смысл – бесконечной протяженности. «Наступает время, и настало уже, – говорит Спаситель, – когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Господь идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей ( Пс. 95:13 ). Мне приходилось бывать в заседаниях земных называемых окружными судами. Обстановка главного судного зала – внушительная. Большой портрет Государя на стене; столы, седалища; разнородная публика, скамьи подсудимых и сами подсудимые, напряженное ожидание судей. Вот отворяются двери; глашатай громко произносит: суд идет! Выходят члены суда с председателем; садятся на места; читается протокол суда; объявляются подсудимые; сидят присяжные заседатели; вызываются свидетели; читается присяга – говорить только правду. Начинается разбор дела. Все это чинно, в порядке – и производит в публике впечатление. Такова обстановка земного суда, человеческого. Для подсудимых он несколько страшен. После выяснения степени виновности подсудимых и совещания судей выносится и объявляется решение – наказание или свобода от суда» Таков в кратком очерк земной суд. Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям Израилевым, ибо суд Божий есть ( Чис. 25:5 ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибиться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, а народ по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшного суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, говорит Евангелист, тогда сядет на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:31–34 ). За что царство небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дело милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25: 41 ). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами; за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведного Судии. И пойдут сии, говорится в конце Евангелия дневного, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25: 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Дух есть Бог, и кто поклоняется Ему, должен поклоняться в духе и истине» (Ио., IV, 24). «Господь есть Дух, и где Дух Господень, там свобода» (II Кор., III,17)… Положительные свойства духовности — личность, свобода, сознание, воля, разум, нравственность и т. д. Но по форме бытия дух отличается от материи той самобытностью, вечностью, неделимостью и сверхпространственностью, вообще — безграничностью в единстве и полноте бытия, о которых мы говорили выше. Человек духовен, посколько может хотя бы приближаться к этим качествам. Но Бог есть совершенный и чистый Дух. Если Бог обладает совершенным бытием, а тварь только ограниченным, смешанным с небытием, то Бог по самой природе Своей оказывается запредельным по отношению к твари, «живущим в неприступном Свете» жизнью, бесконечно превознесенной над нашей. Бог близок нам не в Своей «сверхсущности», т. е. не глубиной Своего Троического бытия, а в Своем самооткровении и снисхождении к нам. Св. Писание призывает нас к единению с Богом, но оно же учит, что Бог бесконечно превознесен над нами. Уже древнейшее имя Божие «Эл» означало, вероятно, Божество, превознесенное над всем земным. Часто Бог именуется в Писании Всевышним. Пророк Исаия называет Бога «Высоким и Превознесенным» и созерцал Его на превознесенном над миром престоле. «Будь превознесен выше небес, Боже!» (Пс., ГУН,5). «Имя Его одного превознесено, слава Его на земле и небесах» (Пс., СХЬУШ, 13). «Кто уразумел Дух Господа?.. Вот, острова, как порошинку, подымает Он… Все народы перед Ним — ничто: менее ничтожества и пустоты считаются у Него. Итак, кому уподобите вы Бога?.. Он есть Тот, Кто восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча перед ним». Господь сотворил всю вселенную и «по множеству могущества и великой силе у Него ничего не выбывает… Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает. Разум Его не–исследим» (Ис., ХЬ, 12–28). Вся книга Иова проповедует бесконечную и таинственную превознесенность Бога над миром и человеком… Во второй Маккавей–ской книге приведена молитва священника: «Господи Боже, Создатель всех, страшный и сильный и праведный и милостивый единый Царь и Благодетель, единый Податель всего, единый праведный и всемогущий и вечный и т. д.» (I, 24–25). И в Новом Завете Бог называется единым сильным, единым благим, единым святым, единым премудрым и бессмертным, «Единый» во вех этих текстах имеет явно смысл «единственный» или «один только»; следовательно, все совершенства по существу принадлежат только Богу, а не нам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Живем, живем свой краткий земной век, затем умрем, и настанет вечность! Какова она будет? – Какую приготовили сами. Смотря на крест, говори в себе: вот доказательство и залог любви ко мне Божией! Погибну ли я при такой любви ко мне Самого Господа Бога? – Не погибну. Дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [ Ин. 3, 16 ]. Архиерей носит сан Христов, и царь носит сан Христов – оба величайшей чести на земле достойны ради Иисуса Христа, Сына Божия, Архиерея вечного и Царя вечного. Бедным мальчикам надо с удовольствием подавать милостыню: они просят от крайней нужды и, получив достаточную сумму, долго не приходят. О, бедные! Они не имеют, где главу подклонити, не имеют, что есть и пить и чем одеться; среди изобилия горожан города, при виде многоразличных щедрых даров Божиих, снедомых и пиемых или употребляемых на одежду, ходят, как жаждущие танталы 66 как голодные овцы, как нагие. Мы всякими благами преизобилуем: едим, пьем всё лучшее, одеваемся богато, изящно, изысканно, а у них всё наоборот. Как их не жалеть! Как не отказать себе в лишнем, чтобы подать им милостыню! Стужаемого от нечистых духов, кроме молитвы о нем, надо причастить, да прекратят злые духи коварство над ним. (Жена Потапова.) Крест учит нас самоотвержению для славы Божией и для блага ближних! Есть свет временный, есть свет и вечный; есть огонь временный, есть и вечный. Потому, смотря на свет временный и огонь временный, помышляй об огне вечном и о свете вечном. Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их [ Мф. 13, 43 ]. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный [ Мф. 25, 41 ]. Напоминай себе во время молитвы, чтобы тебе молиться немногословно, чтобы ни одно слово не выговаривалось легкомысленно, но каждое было обдумано, оценено, прочувствовано! Как сладостно таким образом молиться! Желай жизни с Богом, потому что она свята, безгрешна, безмятежна, всеблаженна, нескончаема. Доколе нам пить эти беззакония, как воду [ Иов. 15, 16 ]? В Духе Святом нет дальности расстояния: все близко, все одно – и Божия Матерь, и Ангелы, и святые человеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010