Спасайся.   Письмо тридцать пятое Не должен христианин и в том сомневаться, что Бог наш безначальный, бесконечный, и потому вечный и присносущный. Он один существенно живет, не может не быть, существо Его и естество есть сама жизнь. Все созданные вещи имеют начало, так как Он привел их из небытия в бытие, и их может опять не быть, если бы так Ему изводилось, но Создатель как был всегда и прежде мира, так и ныне Тот же есть, и без конца Тот же будет неизменно, и как прежде не мог не быть, так и (всегда) не может не быть. Поэтому мы не только называем Его Вечный, но и Вечность, не только Живой, но и Жизнь, не только Присносущный, но и Присносущие, не только Пребывающий, но и Бытие; называем Сый (Сущий), что означает: и был, и есть, и будет. И в Писании Святом говорит Он о Себе: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1:8). И в других местах прекрасно изображается Его присносущие и приснобытие. Читай сам и рассуждай. Отсюда следует: 1) Наше бытие и жизнь от Него, как приносущной Жизни и Источника жизни, зависит. Он не может не быть, а мы можем быть и не быть. Бытие и жизнь наша, как тень от дерева, от Него происходит. 2) Отсюда учись смирение и ничтожество свое познавать. Я и ты, и даже весь свет, в бытии своем как ничто перед Ним. Как были прежде ничто, так и можем быть ничто, но Он всегда неотменно и непременно пребывает. Ты Тот же, и лета Твои не оскудеют (Пс 101:28), – поет Ему пророк. 3) Отсюда учись, что при Нем быть неотлучно – это вечная жизнь, и отлучиться от Него – вечная смерть. Как пребывающий при свете должен просвещаться, а от света удалившийся должен помрачиться, так и с жизнью пребывающий должен жить, и от жизни удалившийся должен умереть. 4) Удаляется же человек от Бога – Жизни путем греха. Берегись же греха, чтобы не удалиться от Бога – Жизни и Животворящего и чтобы вовеки в смерти не пребыть. 5) Благодари Бога и люби Его, как жизнь твою, которой оживляешься. Ибо нет для человека ничего дороже жизни, жизнь человек более всего почитает. Жизнь твоя от Него зависит, прилепляйся же к Нему, как жизни твоей, с пророком говоря: «Для меня прилепляться к Богу благо есть» (Посл. ко св. Причащению)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ст. 4. «И закрыты будут двери на улицу, когда замолкнет звук жернова; и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут все дщери пения». Двери на улицу – это губы. У стариков, которых челюсти лишены зубов, они плотно сжимаются. За сжатыми губами едва приметно жевание, производимое отвердевшими челюстями, – потому и сказано: звук жернова замолкнет. – Словами: «и будет вставать человек по крику петуха», изображается слабость сна, который у стариков прерывается каждый раз, как запоет петух. «И замолкнут дщери пения», т.е. ослабеют органы пения: язык, легкие, горло, зубы и проч. При ослаблении сих органов, старики не могут громко петь и говорить. Ст. 5. «И высоты будут им страшны, и на дороге ужас; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс, ибо отходит человек в вечный дом свой, и на улице готовы обступить его плакальщицы». Робкий и хилый старик будет высокого места бояться и на дороге дрожать: т. е. он не только не в силах подняться на высокий холм, но и на ровной дороге спотыкается. «И зацветет миндаль». Цвет миндального дерева сначала бывает красноватый, потом бледнеет и изменяется в белый, – образ седых волос. Притом миндальное дерево цветет еще в январе, следственно среди зимы, с которой Екклезиаст во 2 стихе сравнивает время старости. «Отяжелеет кузнечик». Весело прыгающий кузнечик – образ бодрого юноши; отяжелевший – образ сгорбленного и тяжелого на подъем старца. «И рассыплется каперс», т.е. как шелуха на плодах каперсового дерева, когда они созреют, расторгается и опадает, так и человек, достигший преклонных лет и созревший для вечности, слагает оболочку тела, или, как сказано далее, отходит в вечный дом свой, – в могилу, куда будут сопровождать его наемные плакальщицы. Далее в стихе 6-м изображается смерть под образом падения золотой лампадки с порвавшейся цепочкой (под лампадкой разумеется, сердце, под цепочкой – сцепление нервов), и под образом разрушения снарядов для доставания воды из колодезя. Немощи старческого возраста – это предтечи смерти, это голос трубы, которой Господь громко напоминает нам о близости ее и о приготовлении к исходу в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечноправеднаго Законодателя и Судию Бога, вложившаго закон совести во всякаго человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям иэраилевым, ибо суд Божий есть ( Чис. 25:5 ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибаться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшнаго суда Божия, окончательнаго суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, – говорит Евангелист, – тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:31–34 ). За что царство небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дела милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами, за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведнаго Судии. И пойдут сии, – говорится в конце Евангелия дневного, – в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25:46 ). Вот, в кратких словах описание страшнаго, окончательнаго суда Божия над людьми всех времен и всех мест земной планеты. Для большего впечатления в душах этого грознаго, страшнаго суда, войдем в некоторые подробности. Евангелист благовествует, что Сын Человеческий, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тот же самый есть Жрец и Жертва, Тот же — Бог и Храм: Жрец, через Которого мы примирены; Жертва, Которой примирены; Храм, в Котором примирены; Бог, с Которым примирены. Но только Он — Жрец, Жертва и Храм, так как Бог есть все это по образу раба. Но не один только Он [Христос] — Бог, так как все это Он есть по образу Божию вместе со Отцом и Святым Духом. 25. Итак, особенно придерживайся того, что всякая природа, которая не есть Бог Троица, сотворена из ничего Самой Святой Троицей, Которая одна только есть истинный и вечный Бог. Таким образом, все на небесах и на земле, видимое и невидимое, Престолы, Господства, Начала и Силы — все это дело и творение Святой Троицы, Которая есть единый Бог, Творец и Господь всего, Вечный, Всемогущий, Справедливый и Благой, имеющий по природе то, что Он был всегда, и то, что Он никогда не может измениться. И Этот Бог, бытие Которого вечно и безначально (ибо Его бытие — высшее [summe est]), дал бытие вещам, сотворенным Им. Однако [дал бытие] не безначальное, поскольку никакая тварь не имеет той же самой природы, что и Троица — Единый, Истинный и Благой Бог, Которым все сотворено. И поскольку Он — в высшей степени благ [summe bonus], Он дал всем вещам, которые сотворил, [бытие так], чтобы им быть благими. Однако они не настолько благи, насколько Творец всего благого, Который не только в высшей степени благ, но Сам по Себе есть Высшее и неизменное Благо, поскольку Он есть вечное Благо. В Нем нет никакого изъяна, ибо Он не сотворен из ничего, и у Него нет никакого улучшения, ибо Он не имеет начала. Потому могут совершенствоваться вещи, сотворенные Богом, что они начали быть; и потому могут ухудшаться, что они сотворены из ничего. К ухудшению их ведет первоначальное состояние, к развитию же подвигает действие Творца. И безначальная природная вечность Троицы (Кото­рая есть Истинный Бог) познается прежде всего в том, что Она сотворила все вещи таким образом, что хотя они и начали быть, но уже никогда не могут не быть. Всемогущество же Троицы постигается в том, что Она сотворила из ничего всякую тварь, видимую и невидимую, то есть телесную и духовную, в которой само различие вещей еще больше передает благость и всемогущество Творца. Ведь если бы Он не был Всемогущим, то не произвел бы одной и той же способностью высшее и низшее, и если бы Он не был в высшей степени благ, то не превосходил бы даже низших из управляемых Им вещей.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Христос, обращаясь к тому городу, который изгонит апостолов, говорит: Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10, 15). Слово «отраднее» говорит о том, что градация будет и в аду. В заключение нужно сказать, что существует вечная жизнь, которая воспринимается или как вечный рай, или как вечный ад. Вот что должно быть предметом нашей заботы. Преображенные тела всех людей будут жить вечной жизнью. Воскреснут все тела, как грешников, так и праведников. Воскресение тел – это дар, данный воскресением Христовым всем людям. Только праведники переживут вознесение, потому что будут восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес. 4, 17). Во Второе пришествие Христово произойдет и обновление твари от тления. Для праведников приобщение славе Божией будет непрестанно умножающимся. Не будет неподвижного состояния, но приснодвижимое стояние и неподвижное движение. Человек должен видеть тленность и временность этой жизни, чтобы взирать на вечность. Святитель Григорий Палама, истолковывая слова Писания о том, что проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 31) и время уже коротко (1 Кор. 7, 29), говорит: «Кратка жизнь, близка смерть, тленен мир сей, вечно пребывающий иным». Презрение настоящего мира, приготовление к будущему миру, жизнь, согласно жительству будущего века, насколько это возможно, уклонение от того вредного, что есть в настоящем мире, «безопасно отсылает нас к миру тому» . Мысль наша должна быть обращена к вечной жизни, потому что наше жительство – на небесах (Флп. 3, 20). Земные люди могут жить при капитализме, социализме или марксизме, а жительство христиан – небесное. Цель человека – стремление к вечной жизни и приобщение Царству Божию, которому «не будет конца». Совершенству не будет конца, оно будет бесконечным. Эсхатология во времени С самого начала книги мы заявляли о том, что центром нашего внимания будет жизнь человека после смерти. Мы проследили путь души от момента разлучения ее с телом до Второго пришествия Христова и жизни после будущего Суда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

1) Что ад существует, в этом убеждает нас, прежде всего, предание всех народов. Начиная от самых древних культурных народов – индийцев и египтян, и до самых диких племён Южного океана и внутренней Африки, все они, по свидетельству истории, веровали в существование вечных мучений. Но чему веруют все народы, это не может быть ложным. История свидетельствует далее, что величайшие умы древних эпох признавали и говорили именно о вечности адских мук. Так, например, Платон говорит: «Мёртвые все представлены будут своими гениями-хранителями пред лице Вечного Судии, как те, которые шли путём добродетели, так и те, которые шли путём различных пороков. Тех, состояние которых вследствие великости их преступлений будет признано непоправимым, заслуженная ими судьба ввергает в тартар (ад), из коего они никогда уже не выйдут». Не правда ли, что этот языческий философ как будто хотел многим из христиан, нетвёрдым в своей вере, сделать наставление об этой основной истине нашей религии? Подобно и поэт Лукреций, который в других случаях отрицал обыкновенно и богов, и загробную жизнь, свидетельствует в своих стихах, что вера в вечность ада была присуща всем вообще языческим народам. Равным образом и поэт Вергилий в своей Энеиде изображает нам ад как место, где отверженные должны день и ночь вечно мучиться. То, что, таким образом, присуще сознанию всех народов и прямо засвидетельствовано великими умами, есть несомненное учение Священного Писания. О существовании ада и вечности мучений в нём свидетельствует как Ветхий, так и Новый Завет . Так, например, у пророка Исаии говорится, что при конце мира огонь разрушит все царства и грешники пойдут в огонь вечный. И далее вслед за этим мы читаем у него: «не будет гаснуть (этот огонь) ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым его, земля будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» ( Ис.34:10 ). Здесь, таким образом, ясно высказано, что ад есть, и что он есть неугасимый огонь, и что поэтому никто вовеки не в состоянии будет пройти. В другом месте того же пророка речь идёт о волшебствах и чародействах, и именно он так говорит о них: «Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени» ( Ис.47:14 ). Таким образом, волшебники и чародеи разделяют участь соломы, когда они попадают в огонь от силы пламени, которого не будет спасения. У пророка Даниила говорится: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

20. Вечный Отец мог родить без начала . Сами эти выражения, конечно, протестуют против тебя, потому что Отец, несомненно, мог родить Сына, и потому Он мог родить. Поэтому, поскольку Бог Отец всемогущ, как Он мог родить, так и Он мог родить без начала; более того, как Он родил, так Он родил без начала. Потому что Его природа, не имеющая начала, как не имеет начала существовать, так и не могла иметь начала рождать. Действительно, эта природа всегда пребывает; и поэтому, поскольку рожденное естественным образом рождено из Него, оно всегда существует одинаково. Ибо естественное единство не могло быть изменено рождением, когда естественное рождение признало как природу в себе, так и естественную вечность породившего Бога. Итак, поддайся, наконец, значению слов и верь; и в Том, Кого Апостол проповедует как Сына Отца, узнай вечность без начала отцовского рода. 21. Человек создан по образу не одной только Божественной Личности, но всей Троицы . В Священном Писании показано, что Бог есть и Троица в Лицах, и единство в природе. Вернись к началу Священного Писания, в котором (хочешь ты этого или нет) ты услышишь, что человек создан по образу Троицы. Ибо там написано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию (Быт. 1:26). Где в том, что не было установлено, говорили они, но сказал Бог, признается единая сущность Божества? Точно так же, когда Он говорит не об образах, а об образе, то один образ, который создан, показывает единую природу его Создателя. Но когда так говорится об одном образе, то не должно быть сказано: «Образу Моему» или «Образу Твоему», но образу «Нашему»; множественное число соединяется с единственным, чтобы можно было познать Троицу Лиц в единстве Божественной природы. Если же Троица не есть по природе один Бог, то почему же Он сказал не об образах во множественном числе, а об образе в единственном числе? И если человек не должен был стать образом всей Троицы, то почему Он не сказал: Мой, но Наш? Когда немного позже, чтобы намекнуть на Божественную единую сущность, Писание говорит: И сотворил Бог человека; Он создал его по образу Божию (Там же, 27). И блаженный Апостол, подтверждая это в своей проповеди, говорит: «Отложив ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, обновляющегося в признании, по образу Того, Кто создал его» (Кол. 3:9, 10).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

23, 40). «Аарон отделен был на посвящение ко Святому святых, он и сыновья его, на веки , чтобы совершать курение пред лицом Господа, чтобы служить и благословлять именем Его на веки » (1 Парал. 73, 13). Иерем. 31, 3 «издали явился ко мне Господь и сказал любовью вечною Я возлюбил, тебя и потому и простер к тебе благоволение». Иерем. 32, 40 «и заключу с ним вечный завет , по которому Я не отвращюсь от них, чтобы благотворить им». 299 Можно привести в качестве аналогии наше применение слова «святой» к предметам и местам священнослужения: св. храм, алтарь, престол, сосуды и т. д., в общем значении sacer, т. е. изъятый из мира вещей священным употреблением, хотя и к нему принадлежащий. 300 Так, в статье «Dam» в Dict. de Theol. Cath IV, 1, p. 13, читаем «dans le Nouveau Testament jamais le mot ανιος n’a le sens restreint. Il ne se trouve, en effet, que dans les passages ou mention est faite de la fin du monde, forme dernier de toutes choses, après lequel il n’y a plus à esperer où à attendre de changement.» След, вечность здесь истолковывается как неизменность, однако не только в применении к Богу, к которому она действительно относится, но и к твари, находящейся в состоянии «вечных» мук. Cp. SalmondsChristian doctrine on immortality, 515, 649, 652 – E. B. Pusey: What is of Faith as to everlasting punishment 1880 и др. Филологически значение слова αν в новозав. употреблении двояко: оно может означать как вечность, так и мировую эпоху, которая не может быть бесконечна. Даже Иоанновское употребление не однозначно. По-видимому, тексты Ин. 6, 51, 58; 12, 34 ; 1Ин. 2, 17 ες τν ανα должны быть истолкованы в смысле вечности. В других случаях в смысле временном: Ин. 4, 14; 8, 51–2; 10, 28; 11, 26; 13, 8 ; выражение отрицательное; 8, 35. Слово αν в применении к Богу принимает значение вечности, в особенности во множеств. ανες ( Лк. 1, 33 ; Рим. 1, 25; 9, 5; 11, 35 ; 2Кор. 11, 31 ; Евр. 13, 8 , в частности в удвоении ανες τν ανων (Рим. 16, 37). В значении эпохи мира αν см.: Мф. 12, 32; 13, 22 ; Лк. 16, 8 ; Рим. 12, 2 ; 2Кор. 4, 4.4 301 По подсчету Pusey (1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Аминь (7:12). И присоединит свой хвалебный голос к этим гимнам и песням и всякое создание, находящееся на небе и на земле и под землей, и все, что в них: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава, во веки веков (5:13). И какая радость, какой восторг, какое веселие будет наполнять души и сердца праведников! Радость неизглаголанная, восторг премирный, веселие непрерывное и неистощимое! И такое велелепное торжество будет продолжаться всю вечность!.. Сей нареченный и святый день! Вот истинная Пасха! Вот настоящий день Пасхи Господней, вечный, день царствия Христова!.. По истине, велик и необычаен день св. Пасхи! По истине, это – день, его же сотвори Господь. Господь, Сам Господь сотворил его, исполнив от вечности предопределенную тайну творения и искупления человека и в кончину лета послав на землю Сына своего, Который пострадал на кресте за грехи людей, умер, силою своего Божества воскрес из мертвых и верующим в Него открыл двери рая и вечное блаженство. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас (Петр.1:3.4)! О! какими высокими именами украшают праздник св. Пасхи богомудрые отцы и учители Христовой церкви! Св. Григорий Богослов называет день Пасхи царем дней, праздником праздников, столько же превосходящим все праздники, сколько солнце превосходить звезды (Слово 19 на погреб, отца; Слово 42 на Пасху). По словам св. Иоанна Златоуста , день Пасхи – день вожделенный и спасительный, основание мира, случай нашего примирения, прекращение вражды, разрушение смерти и победа над дьяволом (Бесед. 85 о Пасхе). Св. Иоанн Дамаскин называет его праздников праздником и торжеством всех христианских торжеств, нареченным и святым днем, нарочитым днем воскресения Христова (в Каноне на Пасху). Торжественна и весела, радостна и блистательна Пасха и в настоящей жизни! Сердце, переполненное благоговейными чувствованиями, проникнутое восторгом, не может изъяснить, не в силах выразить своей радости. Сколь же торжественнее и светлее, сколь радостнее и веселее Пасха в будущей жизни, в невечернем дни царствия Христова!... О! брат мой христианин, сонаследник небесного царства, соучастник будущего блаженства! Торжествуя Пасху Христову здесь на земле, устремляй очи ума и сердца твоего туда – к престолу Триипостного Божества, в горния селения славы Божией, туда, где ангелы и святые поют воскресение Христа Спасителя и хвалят вечную Пасху, всеми чувствами сердца, всеми силами и вожделениями воли порывайся удостоиться торжествовать Пасху в вечности. Со слезами радости и упования взывай к Спасителю: О Пасха велия и священнейшая Христе! подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол, сказав, что первосвященник должен снисходить к другим, будучи «сам обложен немощию», и потому должен приносить жертвы не за народ только, но и «за себя, и о своих грехах», чрез это показывает несравненное превосходство новозаветного первосвященника Иисуса Христа пред ветхозаветными первосвященниками и в этом отношении, то-есть в том, что Он, как «святый и непричастный злу» ( Евр.7:26 ), не имел нужды приносить жертву за Себя, но только самого Себя однажды принес в жертву за грехи мира, т.-е. за грехи всего рода человеческого. 4. И никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, яко же и Аарон. «И никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон». Пятая черта ветхозаветного первосвященника – его призвание от Бога. «И никто сам собою не принимает сей чести». То-есть, никто, как повелевает закон, не должен по своей воле присвоят себе эту честь, т.-е. звание первосвященника. Это звание называется честью, и эту честь Иудеи почитали высшею честью между земными честями. Высота сей чести очевидна из того, что первосвященническое звание установлено Богом и пользовалось особенным покровительством Божиим ( Числ.16:9–10 ; 2Пар.13:9; 26:16–21 ). Восстававшие против первосвященника подвергались строгому наказанию от Бога, как наказан мятежный Корей с своими сообщниками (Числ. гл. 16. слич. 3Цар.12:33; 13:1–2 ). «Но призываемый Богом, как и Аарон». Только тот мог принимать звание первосвященника, кого призывал или назначал Бог, как призван был к первосвященническому служению Аарон, и как, по Божию повелению, законом назначались к этому служению только потомки Аарона (Исход, гл. 29). 5. Тако и Христос не Себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу, быть первосвященником, но Тот, кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). Апостол показывает, что и новозаветный первосвященник Иисус Христос не по Своей только воле принял на Себя это звание, но призвал Его к сему служению Бог Отец, от вечности изрекший Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». В свидетельстве Духа Божия, говорившего устами пророка, святый Павел указывает на величайшее, несравненное превосходство новозаветного первосвященника. Какбы так говорит учитель языков. «Христос не Сам Себе присвоил славу, быть первосвященником», но Сам Бог Отец в своем Божеском совете от вечности предопределил Ему быть первосвященником, – тот вечный и безначальный Отец, который свидетельствовал о том, что Иисус Христос есть истинный единородный Сын Его, которого Он предвечно родил. И после этого Апостол доказывает предвечное призвание Сына Божия к первосвященническому служению указанием на другое свидетельство Духа Божия, читаемое в другом псалме.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010