Сам Апостол Павел твердо знает, что Христос преподал Евхаристическую чашу μετ τ δειπνσαι (см. 1Кор. 11, 25 ). В собраниях Коринфской общины Евхаристия совершалась по образцу и примеру Христа. Она составляла единое и неразрывное целое с вечерей, и всё это Апостол Павел называет δεπνον κυριακν (ст. 20). А что Евхаристия стояла в конце вечери, это видно из описаний беспорядков и мер, которые предлагает к устранению их Апостол Павел. Имущие из коринфских христиан приносили с собою припасы для вечери Господней, но, вместо того чтобы отдавать их для общей трапезы, каждый старался вперед поесть принесенный с собой ужин. Отсюда происходило то, что бедные оставались голодными, богатые же напивались и затем, приступая к Евхаристии, не различали Тела Господня. По предположению апостола Павла, имущие делали так по следующим причинам: или они приходили на вечерю голодными (разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? ( 1Кор. 11, 22 )), поэтому он и предписывает в таком случае: если кто голоден, пуст ест дома ( 1Кор. 11, 34 ), или же они не хотели делиться с неимущими по жадности и по презрению к бедным (или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? ( 1Кор 11, 22 )). Отсюда и предписание: посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите ( 1Кор. 11, 33 ). Имущие не просто только не делились, не обращали внимания на бедных, они не дожидались их прихода и торопились поесть свои припасы. Ясно, что Евхаристия в таком случае стояла в конце вечери. Если бы она была в начале, то опоздавшие бедняки оставались бы в Коринфе без причащения. Апостол Павел говорит, что они только голодали (см. 1Кор. 11, 21 ), потому что не участвовали в вечере перед Евхаристией, а богатые, наоборот, приходили в такое состояние, что уже не понимали важности таинства. Отсюда понятны и укоры Апостола Павла имущим коринфянам за небрежное отношение к Евхаристии: кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11: 29–30 ), и его предписание: да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей ( 1Кор. 11, 28 ). В 10-й главе (ст. 16) того же 1 Кор. апостол Павел выражается о Евхаристической Чаше τ ποτριον τς ελογας ελογομεν. Нельзя с точностью сказать, что имеет здесь в виду Апостол Павел, просто ли христианское благодарение над Чашей, или же он говорит, что для Евхаристии современные ему христиане употребляли чашу, соответствующую еврейской «чаше благословения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Самое совершение важнейшего богослужебного действия – евхаристии или литургии проходило иногда нестройно и даже прямо непохвально. Апостол Павел усматривает, что совершение евхаристии вместо того, чтобы быть актом общения верующих, вызывало какие-то разделения, приводило к расторжению союза между христианами. Так было в Коринфе. Изобличая этих христиан, апостол писал: «не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее; ибо во-первых слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти верю». 12 Это, как мы видим, «во-первых». А затем, тот же апостол рисует картину еще более печальных нестроений. «Далее, продолжает он, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу (т. е. пищу, принесенную в качестве пожертвования), так что иной бывает голоден (т. е. кто несколько опоздает), а иной упивается» (т. е. кто приносил, как жертву, кроме пищи и вино). Маленькое примечание. В древности совершение евхаристии соединялось с особыми братскими трапезами, так называемыми «вечерями любви» (агапы), и именно эти вечери предваряли собою евхаристию. 13 Затем, апостол Павел укоризненно вопрошает: «разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию и унижаете неимущих? Похвалить ли вас за это? He похвалю». 14 Апостол заключает свою речь так: «посему братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение». 15 Апостол прямо сказал, что он не хвалит поведения обличаемых им в настоящем случае христиан. В виду того самоотречения и неустанных трудов, какими ознаменовали себя апостолы, можно было бы ожидать, что между ними и обращенными ими христианами установятся отношения полнейшего доверия и теплой любви. Но и этого не было. Апостол Павел жалуется, что лишь только он оставил Коринф, как некоторые уже «возгордились», причем он замечает по поводу этих «возгордившихся»: «чего же вы хотите? с жезлом ли к вам придти или с любовью и духом кротости?» 16 Апостол не разъясняет, в чем выражалась гордость этих сомнительных христиан. Но можно догадываться, что к числу их принадлежали и те дерзкие люди из христиан, которые осмеливались осуждать и критиковать апостола. Мы знаем, что в Коринфе встречались такие лица, которые приписывали ап. Павлу непостоянство и неустойчивость в его мыслях. Они говорили, что будто бы Павлово «да» сводилось на «нет», и что его «нет» означало «да». 17 Другие из коринфских гордецов находили несоответствие между образом действий апостола Павла и его посланиями. Они пустословили так:      «в посланиях Павел строг и силен, а в личном присутствии слаб». 18 Другими словами, по их мнению, ап.Павел был храбр только на словах. Какая дерзость! А между тем их не исключали из общины; они были постоянными ее членами, и значит, не нарушали ее святости. В противном же случае их бы немедленно изгнали из общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Св. Лука говорит, что Господь начал вечерю словами: «Очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божьем.» Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать с учениками Своими в Своей земной жизни: вместо этой подзаконной Пасхи Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху — таинственную вечерю Тела и Крови Своей, таинство Евхаристии. Это — последняя ветхозаветная Пасха для всех Его последователей: впредь они будут причащаться Тела и Крови Его, доколе не вступят с Ним в теснейшее и искреннее общение в будущей блаженной жизни — «в невечернем дне царствия Его,» как поется в одном из тропарей пасхального канона. В этой будущей жизни близость общения всех истинных христиан со Христом можно отчасти уподобить той близости, какая была у Господа с Его учениками на Тайной Вечери. Следовательно, смысл вышеприведенных слов Христовых таков: «Эта Пасха, в таком виде, как мы совершаем ее сегодня, не повторится более, пока в будущем веке, в торжествующей Церкви, не совершится в полнейшей и окончательной мере.» Непосредственно вслед за тем, по св. Луке, Господь дал ученикам пить чашу с вином, следуя еще ветхозаветному ритуалу, причем сказал: «Не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божье,» по св Марку, «когда буду пить новое вино в Царствии Божьем.» Что это за новое вино, этому научает нас Церковь, воспевающая в день Воскресения Христова: «Придите нового винограда рождение — Божественного веселья царствия Христова приобщимся.» Итак, новый плод винограда, новое вино, это божественное веселье царства Христова, поскольку вино есть символ веселия, радости. Надо полагать, что после этих слов Христовых пасхальные яства были потреблены с обычными молитвословиями и обрядами, о чем Евангелисты считали лишним говорить, поскольку их задача была указать на установление Господом совершенно новой, уже христианской Пасхи — таинства Евхаристии. Эта новозаветная вечеря открылась омовением ног. Омовение ног

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

Случалось, как указывает апостол Павел, или то, что таких добровольных наставников набиралось много без всякой надобности, или же то, что пророки (т. е. учители веры) дозволяли себе говорить все разом. Апостол, обличая эти непорядки, замечает: „Бог не есть Бог неустройства, но мира“ (тишины). Со стороны эти непорядки, по словам Павла, могли казаться как бы некоторого рода „беснованием“ ( 1Кор.14:23–33 ). – Само совершение важнейшего богослужебного действия – евхаристии или литургии проходило иногда нестройно и даже прямо непохвально. Апостол Павел усматривает, что совершение евхаристии вместо того, чтобы быть актом общения верующих, вызывало какие-то разделения, приво- —409— дило к расторжению союза между христианами. Так было в Коринфе. Изобличая этих христиан, Павел писал: „не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее; ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти верю“ ( 1Кор.11:17–18 ). Это, как видим: „во-первых“. А затем, тот же апостол рисует картину ещё более печальных нестроений. „Далее, продолжает он, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пишу (т. е. пишу, принесённую в качестве пожертвования), так что иной бывает голоден (т. е. кто несколько опоздает), а иной упивается“ (т. е. кто приносил как жертву, кроме пищи, и вино). Должен я пояснить, что в древности совершение евхаристии соединялось с особыми братскими трапезами, т. н. вечерями любви (агапы), и именно эти вечери предваряли евхаристию. Затем Павел укоризненно вопрошает: „разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Похвалить ли вас за это? не похвалю“ ( 1Кор.11:20–22 ). Апостол заключает свою речь так: „посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение“ ( 1Кор.11:33–34 ). Апостол прямо сказал, что он не хвалит поведения обличаемых им в настоящем случае христиан, а мы не можем ничего другого делать, как только соглашаться с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Случалось, как указывает апостол Павел, или то, что таких добровольных наставников набиралось много без всякой надобности, или же то, что пророки (т. е. учители веры) дозволяли себе говорить все разом. Апостол, обличая эти непорядки, замечает: «Бог не есть Бог неустройства, но мира». (тишины). Со стороны эти непорядки, по словам Павла, могли казаться как бы некоторого рода «беснованием» ( 1Кор.14:23–33 ). – Самое совершение важнейшего богослужебного действия – евхаристии или литургии проходило иногда нестройно и даже прямо непохвально. Апостол Павел усматривает, что совершение евхаристии вместо того, чтобы быть актом общения верующих, вызывало какие-то разделения, приводило к расторжению союза между христианами. Так было в Коринфе. Изобличая этих христиан, Павел писал: «не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее; ибо во-первых слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти верю» ( 1Кор.11:17–18 ). Это, как видим: «во-первых». А затем, тот же апостол рисует картину еще более печальных нестроений. «Далее, продолжает он, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу (т. е. пищу, принесенную в качестве пожертвования), так что иной бывает голоден (т. е. кто несколько опоздает), а иной упивается» (т. е. кто приносил как жертву, кроме пищи, и вино). Должен я пояснить, что в древности совершение евхаристии соединялось с особыми братскими трапезами, т. н. вечерями любви (агапы), и именно эти вечери предваряли евхаристию. Затем Павел укоризненно вопрошает: «разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Похвалить ли вас за это? не похвалю» ( 1Кор.11:20–22 ). Апостол заключает, свою речь так: «посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» ( 1Кор.11:33–34 ). Апостол прямо сказал, что он не хвалит поведения обличаемых им в настоящем случае христиан, а мы не можем ничего другого делать, как только соглашаться с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

«Так говорит Господь: Вот, Я направляю на них мир как реку, и славу народов — как разливающийся поток; дети их на руки взяты будут и на коленях их будут утешать. Как утешает кого-либо мать, так Я утешу вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше» (Ис.66:12—14). «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же — лицом к лицу» (1 Кор.13:12). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9), и прочее. Ибо там будет такое блаженство: 1) Увидим Бога лицом к лицу, от чего произойдет неизреченное утешение, веселье, радость и восклицание сердечное. Увидим Лицо Божие и от радости будем восклицать. 2) Увидим Господа и Искупителя нашего Иисуса Христа в Божественной Его славе, увидим Того, Который за нас так страшно пострадал и поносною смертью умер, и так нас от смерти избавил. 3) Насладимся тогда всех даров Святого Духа, как Источника Животворящего. 4) Будем иметь любезное дружество со святыми Ангелами и всеми святыми, от создания мира угодившими Богу. 5) Будем торжествовать над всеми нашими врагами. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор.15:55). «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор.15:57)! Христианин! Бог Милосердный еще зовет всех. Полно уже гоняться за временным и земным, поспеши скорее на эту небесную вечерю, где Бог видится лицом к лицу, и от Него, как от Источника животворящего и приснотекущего, проистекает всякое утешение, и наслаждение, и всерадостное восклицание. Поспеши, поспеши, пока еще двери не затворены, чтобы, придя поздно, не оказаться вне стоящим и бесполезно ударяющим в двери, говоря: «Господи! Господи! Отвори нам» (Лк 13:25).    Бывает на вечери мира сего, что хозяин пришедшим гостям говорит: «Вот вам блага, предложенные на трапезе моей! Ешьте, пейте и веселитесь!» Так и Человеколюбивый Господь скажет послушавшим зова Его и пришедшим на небесную Его вечерю: «Вот вам блага, которые приготовил Я вам, которые обещал вам, которые верой и надеждой ждали вы от Меня, которые «око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило!» (1 Кор.2:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Так и доселе делают восточные народы: турки, персияне и т. п. (См. Мф.8:11 ). В дому его. Левий-Матфей, по призвании своем, в знак благодарности к Иисусу Христу, что Он удостоил его чести принять в число Своих учеников, устроил для Него с прочими учениками вечерю или обед. И сделал для Него (Иисуса Христа) Левий в доме своем большое угощение, повествует еванг. Лука ( Лк.5:29 ). Возлежали с Ним и учениками Его и многие мытари и грешники. Мытари, т. е. сборщики податей, товарищи Левия по занятию, вероятно, приглашенные им самим, и грешники, т. е. люди, подобно мытарям, по мнению Иудеев и особенно считавших себя праведниками, фарисеев – недоброй нравственности. „Убежденный собственным опытом, что Иисус Христос не гнушается мытарей и грешников, Матфей пригласил к себе на вечерю многих из мытарей – своих друзей и товарищей, чтобы и они имели случай слышать слово спасения от Христа Спасителя“. (Барс.) Мк.2:16 . Книжники и фарисеи, увидевши, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? И книжницы и фарисее. Книжники, т. е. ученые из евреев, народные учители; фарисеи, это была особенная секта у евреев. (Чит. о них в объяснен. 22 ст. 1 гл.). Как это Он (Иисус Христос) ест и пьет с мытарями и грешниками? Это книжники и фарисеи говорили ученикам Иисуса Христа для того, чтобы обвинить их Учителя в том, что если Он ищет близости и сообщества с людьми худой нравственности, то значит, и Сам Он такой же: потому что сидеть за одним столом означает близость сидящих. Говорили ученикам для того, чтобы смутить их и отвлечь от Господа. Что же отвечал Иисус Христос книжникам и фарисеям, услышав их суждения относительно Своего сближения с мытарями и грешниками? Здоровыми здесь Господь называет праведных, а больными грешных. Под здоровыми или праведными Он разумеет фарисеев, которые, исполняя внешние обряды закона, в самомнении считали себя праведными, а потому не чувствовали и нужды в Нем, как Спасителе, а под больными или грешными – всех, сознающих свою греховность, готовых к раскаянию и потому ищущих сближения с Господом, каковы те, с которыми напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Таков мой запрос вашей уважаемой редакции. Церковь православная, на основании песнопения Страстной седмицы и других, утверждает, что Иуда приобщался на вечери Св. Таин тела и крови Господней. Мне с этим мнением не хочется согласиться, да и нельзя. Человек, о котором Иисус не мог даже молиться, ибо говорил: „кроме сына погибели“, ( Ин.17:12 ). Затем читайте Евангелие Матфея глава 26, со стиха 20-го: «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками, и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст меня» ... Читайте до 26 стиха, и в предыдущем стихе 25 говорится: при сём и Иуда предающий Его сказал: «не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». И с этого времени Иуды более не видно, чтобы оставался с учениками, он только мог участвовать в иудейской Пасхе? с того времени Иуда удалился к первосвященникам, это видно с 26 стиха; и Христос совершал вечерю, т. е. по-нашему преломление хлеба, а по учению православной Церкви Св. Тайну. На этой вечери уже Иуды не могло быть: Христос, совершив вечерю и, сейчас же пошёл с учениками на гору, воспевая, и затем в саду Гефсиманском молится до того времени, когда уже, как видно из стиха 46-го, Иисус сказал: встаньте пойдёмте; вот приближается предающий Меня. И когда ещё говорил Он, вот, Иуда один из двенадцати, пришёл, с ним множество народа с мечами и с дрекольями. Значит, с того момента, когда Иисус изобличил Иуду, он не был с ними, идёт с набранной им партией злых людей; а Христос находился с учениками молящийся смиренно, и выходит на встречу Иуде, – а Иуда на встречу Иисусу. Из этого уже достаточно ясно видно, что Иуда не мог причаститься св. тайн: – первое, – потому, что в нём был сатана, и Христос знал, что в человеке; – второе ясно – видно, что Иуда был с учениками только при участии в ветхой иудейской пасхе: это видно из стиха 25-го – а со стиха 26 и по 47 видно, что Иуды не было ни на вечере св. тайн, ни в пути,, когда шёл Иисус с учениками на гору, когда они воспевали, ни в саду Гефсиманском, когда они молились. – и вдруг является Иуда с народом иудейским предательски! Ещё раз повторяю, что Иуда был с учениками, ел хлеб пасхальный, но св. тайны тела и крови Христовых не причащался. Это мой взгляд и моё верование согласно 26-гл., выше приведённой...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жажду, Господи, жажду Тебя Бога живого. О, когда приду и явлюсь лицу Твоему, Господи? Увижу ли день тот, день радости и веселия, «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный»( Пс.117, 24 )? День пресветлый, незнающий вечера, не имеющий запада, в который услышу глас хвалы, глас радования и исповедания, услышу: «в радость господина твоего» ( Мф.25, 21 ), войди в радость вечную, в дом Господа Бога твоего, где творятся «дела великие и неисследимые, чудные без числа» ( Иов. 5, 9 ); войди в радость беспечальную, заключающую в себе вечное веселие, где будет всякое благо и не будет никакого зла; где будет все, что вожделенно, и не будет того, что не таково; где будет жизнь живоносная, сладостная и вожделенная и приснопамятная; где не будет ни врага нападающего, ни обольщений, но высочайшая и несомненная безопасность, безопасная тишина, тихая приятность, приятное счастье, счастливая вечность, вечное блаженство и блаженная Троица, и троичное единство, и единое Божество, и блаженное созерцание Божества, – в этом-то и состоит радость Господа моею. О радость радостей, радость превосходящая всякую радость, вне которой нет и радости! Когда войду в тебя, чтоб видеть мне Господа моего, обитающего в тебе? Приду и увижу «сие великое явление» ( Исх. 3, 3 ). Что же меня удерживает? «Увы мне, яко пришелствие мое продолжися» ( Пс.119, 5 )! Долго ли будут говорить мне: «где есть Бог твой» ( Пс.41, 4 )? Долго ли будут говорить мне: " терпя потерпи» ( Пс. 39:2 )? И ныне не Ты ли, о Господи, ожидание мое? Ждем «ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Филип.3, 20, 21 ); ожидаем Господа, когда возвратится Он от брака, чтобы нас ввести на вечерю Свою. Приди, Господи, и не умедли; приди, Господи Иисусе Христе, приди и посети нас миром; приди и изведи сего связанного из темницы; да возвеселится пред Тобою сердцем совершенным; приди, Спаситель наш; приди, чаяние всех языков, яви лице Твое, и спасемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Какое у нас есть основание для признания того, что в Церкви могут находиться согрешающие члены?   Прежде всего таково научение Спасителя. Господь научал так об обществе Своих верующих притчами. Притчею о плевелах Господь показал, что в Церкви среди доброго семени Божия диавол будет сеять плевелы, т.е. злое научение, будет подстрекать ко злу, но все согрешающие по диавольскому научению не будут извержены из Церкви, доколе Господь не придет вторым пришествием. Тогда «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плачь и скрежет зубов» (Мф. 13:41, 42).    То же подтверждается и притчею о неводе, под которым разумел Спаситель Церковь. Как невод, когда закинут его, тянет всякую рыбу, какая попадется, а разбирают все уже на берегу, так и Церковь держит в себе до времени всяких членов: и добрых и порочных; «при кончине века, изыдут Ангелы и отделят злых от среды праведных и ввергнут их в печь огненную: там будет плачь и скрежет зубов» (Мф. 13:47—50).    И притчею о десяти девах, вышедших навстречу Жениху, Господь указывает, что в Церкви могут быть и добрые, и злые, и даже показывается, что все не безгрешны, потому что все девы, и добрые и нерадивые, одинаково не бодрствовали, но все заснули, хотя всем должно было бодрствовать (Мф. 25:1—13).    И притчею о блудном и добром сынах у отца показал Спаситель, что у Бога нет совершенных людей, так как и блудный согрешил, и добрый не остался до конца праведным, но впал в зависть (Лк. 15:11—32). Но особенно ясно Господь раскрыл эту истину в притче о званных на вечерю, где сказано: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф. 22:10).    Следовательно, в Церкви могут быть более совершенные и менее совершенные. В таком же смысле, и Апостол говорит: «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:20, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010