«Радуимся и веселимся, и дадимъ славу Ему: яко npiuдe бракъ Arhчiй» – «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца» – предмет ликования составляет то, что наступает время празднования брака Агнца. Под «браком» или «брачным пиршеством» разумеется вообще состояние духовного веселия Церкви. Под женихом Церкви разумеется Агнец–Господь Иисус Христос, Глава таинственного Своего Тела; под невестой и женой Агнца разумеется Церковь (см.: Еф. 5:25 ). Самый брак означает тесное соединение Господа Иисуса Христа с Его Церковью, запечатленное верностью, с той и другой стороны подтвержденною заветом, как бы взаимным договором (ср.: Осии 2:18–20 ). Брачное пиршество означает наслаждение полнотой благодати Божией, которая силою искупительных заслуг Христовых обильно будет подаваться всем истинным членам Церкви Христовой, радовать и веселить их неизреченными благами. Откр. 19:8–9. И дано бысть ей облещися въ виссонъ чистъ и свтелъ: виссонъ бо onpabдahiя святыхъ есть. И глагола ми: напиши: блажени зbahhiu на вечерю брака Агнча. И глагола ми: ciя словеса истинна Бoжiя суть. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. «Что Церковь одета в виссон, сие означает светлость ее в добродетелях, тонкость в разумении и высоту ее в размышлении и созерцании, ибо из сих состоят Божественные оправдания» (св. Андрей Кесарийский , гл.57). «Блажени зbahhiu на вечерю брака Агнча» – «блаженны званые на брачную вечерю Агнца» – «Вечеря Христова, как объясняет св. Андрей, есть торжество спасаемых и согласная их радость, которую получат блаженные, когда войдут в Вечный Чертог со Святым Женихом чистых душ: „вренъ бо есть Обещавый“ – „ибо верен Обещавший“ ( Евр. 10:23 ). Как много благ будущего века, превосходящих всякую мысль, так многоразличны и имена, которыми они называются. Называются они иногда Царством Небесным по славе его и честности, иногда – раем по неоскудению трапезы наслаждений, иногда лоном Авраамовым по успокоению в нем усопших, а иногда – чертогом и браком не только по причине бесконечного веселия, но и ради чистого, истинного и неизреченного соединения Бога с Его рабами, соединения настолько превосходящего телесное общение друг с другом, насколько свет различается от тьмы и миро от зловония» (св. Андрей, гл.57). Откр. 19:10.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Беседа в неделю праотцев «Много званных, но мало избранных» ( Лк. 14:24 ). Церковь Божия для нашего духовного назидания предлагает Христову притчу о званных на вечерю. Один человек устроил богатую и обильную вечерю для своих друзей. Когда все было готово он послал своего раба звать на пир. Но все званные, как бы сговорившись, начали отказываться. Первый сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытывать их, прошу извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти... Раб сообщил это господину. И разгневался хозяин и послал раба звать на пир всех, кто не встретится на улицах и на дорогах. И наполнился дом гостями: нищими, увечными, хромыми, слепыми. А из званных никто не вкусил от трапезы ( Лк. 14:16–24 ). Кто этот хозяин, что за слуга, кто званные и что за вечеря эта? Хозяин вечери – это Господь Бог, Творец и промыслитель мира, источник и Податель всякого добра и жизни ( Иак. 1:17 ). Вечеря – это все те духовные блага, которые дарованы нам Христом Богом для жизни и благочестия ( 2Пет. 1:3 ), хранимые в церкви православной, как в некой сокровищнице, по выражению св. Иринея Лионского. Обильна и богата трапеза церковная: здесь и Божественное истинное учение и истолкование его богомудрыми светилами церкви. Тут и величественное и умилительное православное богослужение: с его глубоким содержанием, благолепными обрядами, сладостными церковными песнопениями... В церкви Божией и все благодатные таинства, нужные нашей душе, как воздух для тела, для духовного нашего роста в целях уподобления Богу ( Мф. 5:48 )... А слуга, приглашающий на вечерю, это – православные пастыри и проповедники, зовущие немолчно всех на трапезу церковную, согласно еще пророческому речению о стражах Божьего дома: «На стенах твоих, Иерусалиме, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе, не умолкайте» ( Ис. 62:6 ). Но не откликнулись на зов приглашающего званные на вечерю. Почему же?

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Также не сказал: дабы вы искусными явились, но: " дабы открылись между вами искусные " ; как в обличении не указал ни на кого прямо, чтобы не сделать их более бесстыдными, так и в похвале, чтобы не сделать их более беспечными; но выражается неопределенно, предоставляя совести каждого прилагать к себе сказанное. Мне кажется, что здесь он утешает не только бедных, но и тех, которые не нарушали того обычая; вероятно, между ними были и соблюдавшие его. Потому он и сказал: " отчасти верю " . Справедливо он называет искусными тех, которые не только вместе с другими соблюдали обычай, но и без них не преступали этого прекрасного установления. Такими похвалами он старается возбудить в тех и других большее усердие. Затем он показывает и самый род преступления. В чем же оно состояло? " Вы собираетесь " , говорит, " так, что это не значит вкушать вечерю Господню " (1Кор.11:20). Видишь ли, как он пристыжает их и под видом повествования предлагает внушение? Наружный вид собрания, говорит, показывает одно, происходит как бы из любви и братолюбия; вы собираетесь в одном месте и все вместе: а трапеза не соответствует собранию. Не сказал: когда вы собираетесь, то не вкушаете вместе, не разделяете пищи друг с другом, но опять выражается иначе и гораздо разительнее: " так " , говорит, " что это не значит вкушать вечерю Господню " , напоминая им ту вечерю, на которой Христос преподал страшные тайны. Потому и назвал ядение их вечерей, так как и на той вечери возлежали все вместе. Впрочем не так отличны друг от друга богатые и бедные, как Учитель и ученики, – между последними различие беспредельно. Но что я говорю об Учителе и учениках? – представь, какое различие между Учителем и предателем, и однако Он сам возлежал вместе с ними, не изгнал и предателя, но и с ним разделил соль и сделал его участником таин. 3. Далее (апостол) объясняет, почему они не вкушают вечерю Господню: " ибо всякий " , говорит, " поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается " (ст.21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но следует ли вечерю Господню отождествлять с пасхой? Однозначно, что это не так. Для пасхи использовали агнца ( Исх.12:5 ); установлена в знак того, что Господь «прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян» ( Исх.12:27 ); никто кроме евреев не должен был в ней участвовать ( Исх.12:43 ); если кто не из евреев захочет совершить пасху, то должен быть обрезан ( Исх.12:48 ). Следовательно, вечеря Господня – это совершенно иной праздник, и не может совершаться по установленным принципам пасхи. Христиане на протяжении уже 20 веков исполняют это повеление Господа, независимо от того, к какой церкви они относятся. Они радостно приветствуют друг друга и называют своими братьями и сестрами во Христе. Они все приобщаются дарам – хлебу и вину, которые после молитвы благодарения, принимаются как настоящие Тело и Кровь Спасителя Иисуса. При более подробном рассмотрении свидетельств из Нового Завета о причастии, становится очевидным антихристианский дух организации Свидетелей Иеговы. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все [παντεν], ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». ( Мф.26:2,6–28 ). Иисус ясно говорит о том, чтобы пили и ели все верующие в Него, так как эта Его кровь пролита во прощение грехов за них, кто принимает Иисуса Христа и Его искупление. Он не упоминает о каком-то другом классе христиан, которые не должны пить вино и есть хлеб. «Но, давая предписание, я за то не хвалю, что собираетесь вы не на лучшее, а на худшее. Ибо, во- первых, когда вы собираетесь как церковь , я слышу, что есть между вами разделения, и отчасти этому верю. Ибо должна быть между вами и разность мнений, чтобы испытанные обнаружились между вами. Поэтому, если вы и собираетесь вместе, – вы вечерю Господню не вкушаете. Ибо каждый раньше других берет и ест свою собственную вечерю, и кто голоден, а кто пьян. Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить? Или церковью Божией пренебрегаете и заставляете стыдиться неимущих? Что скажу вам? Похвалю ли вас? За это не похвалю. Ибо я принял от Господа и передал это вам, что Господь Иисус в ту ночь, когда Его предавали, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: это есть Мое тело, ломимое за вас. Это делайте в воспоминание о Мне. Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в Моей крови: делайте это всякий раз, как пьёте, в воспоминание о Мне. Ибо всякий раз, как вы едите этот хлеб и пьёте чашу, – вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет. Поэтому, кто ест хлеб и пьёт чашу Господа недостойно, тот будет виновен против тела и крови Господа. Да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьёт. Ибо едящий и пьющий ест и пьет осуждение себе, если не различает Тела». ( 1Кор.11:1,7–29 , ПЕК).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

В эту-то ночь именно Господь в последний раз собрал вокруг Себя Своих учеников, и от этого-то торжества освобождения Израиля встал Он, чтобы искупить мир. Минута была самая торжественная, какую только можно представить. Ветхий Завет ничем не мог быть так возвеличен, как тем, что Господь, сошедший с неба дать жизнь миру, еще в последние часы Своей земной жизни совершил священную вечерю этого завета со Своими учениками, которых Он избрал из членов этого завета быть светом мира. Но эти часы, в которые Ветхий Завет удостоен такой чести, были последние часы для него. Наступало время, когда Ветхий Завет должен был уступить место новому, высшему Завету, который назначен не для одного народа, а для всех, и не для известного времени, а для всех времен. Но как Ветхий Завет начался избавлением народа из-под чужой власти, и как Ветхий Завет основывался на этом избавлении, так и Новый Завет, назначенный для всех времен и народов, мог начаться лишь после прославления Бога в деле несравненно высшего избавления. Он мог быть основан только на новом избавлении, на искуплении всего человечества, от темной власти, которой подпало оно чрез грех. Час этого всеобщего и вечного искупления приближался. Искупитель был здесь; вестники искупления были при Нем. В последний раз праздновал Он с ними ветхозаветную вечерю, которая с воспоминанием первой пасхальной вечери заключала в себе в то же время обетование высшей Пасхи. Время обетований и томительных ожиданий проходило, наступало время исполнения. Здесь совершилось то, что евангелисты Матфей, Марк, Лука и апостол Павел описывают таким образом: Господь Иисус Христос, в ночь, в которую был предан, взял хлеб, благодарил и преломил, и дал ученикам Своим, говоря: приимите и ядите: сие есть Тело Мое, за вы даемое. Сие творите в Мое воспоминание. Так же взял Он и чашу по вечери, благодарил и дал им, говоря: приимите и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вы изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Так Господь, при совершении ветхозаветной пасхи, установил пасхальную вечерю Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Какое неожиданное несчастье! Тем более неожиданное, что это в то время, когда вера объявлена обманом и когда вообще известно всем, что верующих людей больше нет. Какое несчастье в семьях! Какая великая радость в Церкви! Какая великая радость придти на вечерю того домовладыки, о котором повествуется в сегодняшнем евангельском чтении! Но многие званые, приглашённые не поспешили туда. И когда слуга по повелению домовладыки известил их, что всё готово, чтобы они шли на вечерю его, — каждый, точно сговорившись, стал отказываться. Один сказал, что купил землю и ему лучше пойти посмотреть её; другой сказал, что купил пять пар волов и ему надо пойти и испытать их; а третий женился — " имей мя отреченна " . " Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и ещё есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных " (Лк. 14, 21–24). " Мало избранных! " Но нам никогда не предрекалось, что их будет много, нас никто не вводил в обман: с первых же дней Церковь Христова знала, что " мало избранных " , она знала, что эти избранные будут гонимы, знала, что эти избранные будут ненавидимы всеми за имя Христово и будет их так мало, что найдёт ли ещё веру на земле Спаситель, когда придёт судить мир. Всё это было открыто Святой Церкви в Слове Божием, и не только не колебалась, но этим лишь утверждалась истинность этого пути. Ибо там же, в Слове Божием, говорилось и то, что воочию видят люди: " Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их " (Мф. 7, 13–14). Что же мешает людям придти на сию вечерю? Ведь здесь обещается такой сладостный пир, здесь обещается небесная радость, здесь обещается и даётся то счастье, к которому тщетно стремятся неверующие люди. Здесь даётся смысл жизни, здесь даётся такой душевный мир, которого даже не могут вообразить себе люди мирские!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Мнози, глаголю (говорю) вам, взыщут взыти (поищут войти), и не возмогут. Это значит, что многие из евреев пожелали бы войти в Царство Христово и из христиан войти в рай для блаженства, но не войдут. Почему не войдут? Это далее указывает Господь: с одной стороны, потому, что уже будет поздно (ст. 25), а с другой, потому, что не будут достойны того (ст. 26–27). Лк.13:25 . Отнéлеже востáнет дóму владыка, и затворит двéри, и нáчнете вне стояти и ударяти в двéри, глагóлюще: Гóсподи, Гóсподи, отвéрзи нáм. И отвещáв речéт вáм: не вем вáс, откýду естé. (Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.) Востанет дому владыка (встанет хозяин дома) и пр. По объяснению толкователей, под хозяином, который сидит и ожидает друзей своих (на вечерю), потом встает и запирает двери своего дома, и уже не позволяет взойти другим, разумеется Бог. Принятие или непринятие гостей означает загробную участь всякого человека после смерти и всех вообще после всемирного суда. Все, поздно пришедшие на вечерю, не войдут, а останутся вне дома, где устроена вечеря; так не войдут в царство небесное и недостойные, хотя и будут сознавать свое бедствие и готовы бы искать войти, но уже будет поздно: потому что только земная жизнь назначена для приготовления к будущей блаженной, после же смерти нет покаяния ( Пс.6:6 ), и милосердие Божие к грешным простирается только до времени всеобщего суда Христова. Это все и означается словами: затворит двери (Сл. Мф.25:11, 12 ); вы начнете вне стояти, т. е. вы все недостойные. Не вем (не знаю) вас, т. е. Я не признаю вас истинными христианами, Своими учениками и, как оказавшихся по жизни недостойными войти в царство Мое небесное, отвергаю вас и осуждаю на наказание адскими мучениями ( Мф.7:23 ). Лк.13:26 . Тогдá нáчнете глагóлати: ядóхом пред тобóю и пихом, и на распýтиих нáших учил еси. (Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.) Непринятые на вечерю напоминают домохозяину, что они знакомы ему и разделяли с ним трапезу – ядохом пред тобою и пихом; он благоволил к ним и ни он от них, ни они от Него не отвращались – на распутиих (на улицах) наших учил еси т. е. были верующими, были учениками Христовыми. В частности слова: мы пили и ели пред Тобою и на улицах наших учил Ты и пр. относятся к евреям, которые отвергли приходившего к ним Мессию, а потому лишены входа в Церковь Христову. Они узнают ошибку свою при втором пришествии Его, но будет уже поздно. (Мих.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Не отлагай покаяния до часа смертного. Поучение в неделю св.праотец и в 28-ю неделю по Пятидесятнице Слышали вы сегодня чтение евангельской притчи о званных на вечерю ( Лк.14:16–24 ). Один человек возимел намерение устроить большой ужин и звал многих на вечерю к себе, Званные дали слово – быть. Но когда наступило время ужина, посылает человек тот раба сказать званным: идите, ибо все готово, и – что же? – Званные все, как бы сговорившись, начинают отказываться от ужина. Один говорит: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее (как будто для этого и не мог он избрать другого времени!). А потому, говорит, прошу тебя: извини меня. Другой говорит: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя: извини меня. Третий говорит: я женился и потому не мог приити. И возвратившись, раб тот донес о том господину своему. Тогда разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди поскорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Исполнив поручение господина своего, раб приходит к нему и говорит: господин! я исполнил, как приказал ты; но и еще есть места незанятые, за трапезой. Господин снова приказывает рабу: иди за город, говорит, по дорогам и загородям, не найдешь ли и еще кого, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит ужина моего. Ибо много званных, но мало избранных. Понятно, слушатели, к чему клонил речь Свою Спаситель наш, предлагая иудеям притчу сию. Притчей этой Он видимо хотел дать понять слушателям Своим, что не так ли вот и они, под разными предлогами, но большею частью совсем беспричинно, отрекаются от вступления в благодатное царство Христово? С другой стороны притчей этой и то хотел Иисус Христос дать понять евреям, что напрасно они уповают на то, что они народ избранный. Родство ваше с Авраамом не спасет вас. Сказываю вам: если не последуете вы за Мной, не вкушать вам вечери в царствии Отца Моего. На сию вечерю Я соберу язычников, – слепых, хромых, увечных, словом – кого вы и за людей не считаете. Я тех призову и им достанется, а не вам, наследие благ вечных. Что и сбылось: евреи из любимейшего Богом народа стали ныне народом отверженным. Но царствие Божие не видимо ли спеется и без них на земле? И от язык церковь не наполняет ли и поднес, как видим, обителей Отца небесного избранными из всех племен и языков?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Он, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» ( Фил.2:6–8 ). Так Господь Иисус Христос и в притче, назвав Бога Отца неким человеком, Себя Самого именует рабом. И посла раба своего в год вечери, рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся ( Лк.14:17 ). Когда Он выступил на служение роду человеческому, в земле обетованной, то к народу избранному обратился со словами: покайтеся, приближися бо царство небесное ( Мф.4:17 ). Благовествие о Царстве небесном было одним из главных Его дел. Он и учеников Своих посылал возвещать всем сынам Израиля об этом Божием Царстве. Приготовлена была, таким образом, вечеря велия. Единородный Сын Божий приглашает прежде званных евреев. Что же? Откликнулись ли на зов Господа званные? И начата вкупе отрицатися вси ( Лк.14:18 ). Званными были из среды евреев, прежде всего книжники, законники, фарисеи, вожди народные. В руках их были книги закона и пророков. Они читали и толковали народу все те места Писания, в которых так ярко освещалось время велией вечери, время открытия благодатного царства Божия на земле. Простой народ еврейский коснел в невежестве. Книжники презирали его и честили позорным титлом проклятого ( Ин.8:49 ). Но мнившие себя быти мудрыми среди избранного народа, ослепли духовно и не хотели уразуметь времени царства Божия, явившегося в силе. От призыва принять участие в вечери они отказались под разными предлогами. Из званных первый рече ему, т.е. рабу, посланнику человека, уготовавшего велию вечерю, село купих, и имама нужду изыти, и видети ее: молютися, имей мя отречена ( Лк.14:18 ). Купил званный гость поле и имеет нужду осмотреть его. Нет досуга идти на вечерю. Посему он и просит уволить его от присутствия на ней. Поле, имение, состоящее из участка земли, для жителя Палестины представляло большую ценность. Там земли не много, почва плодородная, и урожаи бывают богатые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского " ( ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Притча о званых на вечерю Неделя 28 по Пятидесятнице Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: " Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца " , и сказал мне: " Сии суть истинные слова Божии " (Апок. 19; 6-9). Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. О ней и сказал Господь Свою притчу. В Евангелии от Матфея читаем: Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф. 22; 2). Эти слова очень близки к вышеприведенным словам апостола Иоанна Богослова из Апокалипсиса. Эта вечеря была именно брачным пиром Сына Божия, Которого евангелист Лука скрыл под видом некоторого человека, и Сам Бог Отец устроил ее. Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено. И, когда настало время ужина, послал Он раба сказать званым: Идите, ибо уже все готово (Лк. 14; 17). Кто эти званые? Это вожди народа израильского, его учителя: первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины. Хозяин пира даже не ограничился однократным приглашением, но и во второй раз послал раба сказать: " Все готово, идите, идите на пир " . И что они ответили? Как бы сговорившись, все начали извиняться. Один сказал: Я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу Тебя, извини меня (Лк. 14; 18). А по-славянски это звучит так: Молю ти ся, имей мя отречена, - т. е. отрекаюсь от Твоей вечери. Ему неинтересен брачный пир Христов. Ему дороже купленная земля, ибо только на земное возложил он все свое упование, только к земным благам направлены все его стремления и помыслы, а потому не хочет он никакой вечери в царстве Божием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010