в Царство Божие, получили приглашение люди простые, некнижные из иудеев. Они были нищими духом, смиренны и кротки. Презираемые книжниками фарисеями, они сами о себе говорили, что они суть люди малосведущие, слепые и темные и, как хромые, не могут быть без опоры в жизни. Отверженный вождями народа, Господь Иисус Христос благовествует евангелие царствия этим людям простым и презираемым. Он не гнушается ими и входит к ним в дома, принимает угощение, разделяя с ними трапезу. Спаситель однажды вошел в дом мытаря. «Когда Иисус возлежал, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здравые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:10–13 ). Книжники же именуют Спасителя другом мытарей и грешников ( Мф.11:19 ; ср. Лк.7:34 ). А вспомните, кто из иудеев более любил Господа нашего Иисуса Христа, как не эти отверженные и презираемые книжниками люди? Кто внимательнее их слушал Его Божественное учение? Бяху же приближающеся к нему вси мытарие и грешницы послушати его ( Лк.15:1 ), замечает Евангелист. За это усердие и любовь к слушанию простые люди и опередили в Божием Царстве, на велией вечери, людей книжных, гордых знанием закона. Они с полным доверием отнеслись к приглашавшему их на вечерю. Сердце у них было смиренно. Они сознавали себя грешниками, болящими душою, и рады были тому, что Врач душ и телес не отверг их. Вот они и заняли места на вечери великодушного человека, который не погнушался ими, т.е. предварили книжников в царстве Божием. А раб, исполнявший волю пославшего его, донес ему: Господи, бысть якоже повелел еси, и еще место есть ( Лк.14:22 ). Господь Иисус Христос пришел на землю призвать в церковь Свою не одних только евреев. К ним Он обратился прежде всех. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15:24 ), говорил Господь Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вы осознаете, что погибаете во грехе и не можете спастись, – значит, вам нужен Спаситель. А Господь и говорит нам, что Он пришел грешников спасать (см. Мф.18:11 ; Лк.9:56 ), а это означает, что Христос пришел к нам с вами. Многое бы хотелось сказать вам, да разве все скажешь в одном письме, поэтому отсылаю к своей книге «На камне или на песке?». Думаю, она поможет вам не унывать, лучше понять себя и подскажет, что нужно делать. Стремитесь к Богу: именно у Него решение всех наших проблем. Да благословит вас Господь! Причащение В чем заключается смысл Тайной Вечери для православного христианина? Наши русские протестанты на своих молитвенных собраниях вспоминают, как Христос совершил с апостолами Тайную Вечерю. В память об этом событии, совершенном Христом, они едят хлеб и вино. А в чем смысл Тайной Вечери и принятия хлеба и вина на православном богослужении для православного христианина? Накануне Крестной смерти в Великий Четверг Иисус Христос совершил Тайную пасхальную Вечерю со Своими апостолами. На ней Спаситель непостижимым для нашего ума образом соединил жизнь Своих учеников со Своей жизнью: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Сын Божий воплотился, стал человеком для того, чтобы в Своем Крещении взять на Свои плечи всю тяжесть человеческого греха, а через Свою смерть на Кресте и Свое Светоносное Воскресение победить человеческий грех и его последствия. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Теперь вернемся к вопросу о православном понимании Евхаристии (Причащения). На пасхальной заутрене победно утверждается христианская истина: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало…» (7я песнь, 2ой тропарь пасхального канона) . Далее там же слова о Христе: Он «тридневен воскрес еси, Адама возвиг от тли (освободил от подверженности духовному, моральному и телесному разложению – прим. авт.) и упразднив смерть (сделав ее неспособной к победе и действию – прим. авт.): Пасха нетления, мира спасение» (ексапостиларий Святой Пасхи) .

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардового чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. В десятый день месяца выбирают агнца для заклания в праздник Пасхи (Исх. 12, 3) и с этого же времени начинают приготовлять все необходимое для праздника. Обыкновенно и за шесть дней до Пасхи, то есть в девятый день месяца, едят роскошное и этим днем начинают праздник. Посему и Иисус, пришел в Вифанию, разделяет вечерю. Евангелист, желая показать истинность воскресения Лазаря, говорит: " а Лазарь был одним из возлежавших с Ним " . Ибо он, явившись живым, не тотчас умер, но долгое время оставался на земле, ел, пил и прочее обычное совершал. Словами же, что " Марфа служила " , означил, что угощение было в ее доме. Приметь, прошу тебя, веру этой женщины. Она не поручила служение служанкам, но исполняет оное сама непосредственно. И Павел говорит о вдовице, которая умывала ноги святым (1 Тим. 5, 10). Итак, Марфа сама служит вообще всем, а Мария воздает честь только одному Христу, потому что она внимает Ему не как человеку, а как Богу. Ибо она пролила миро и отерла волосами головы, потому что имела понятие о Нем не такое, какое имели другие, не как о простом человеке, но как о Владыке и Господе. Марию можно понимать и в высшем смысле - о божестве Отца и Господа всех; ибо Мария - значит " госпожа " . Итак, господствующее над всем Божество Отца помазало ноги Иисуса, - воспринятую в последнее время плоть Господа-Слова, - помазало миром Духа, как и Давид говорит: " посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости " (Пс. 44, 8); и великий Петр говорит: " знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Самого Иисуса, Которого вы распяли " (Деян. 2, 36). Ибо воспринятая Словом Плоть, помазанная нашедшим на утробу Девы божественным Духом и соделавшаяся тем же, что Слово, то есть Богом, наполняла мир благословением, как миро Марии наполнило весь дом благоуханием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Евангелист Матфей прибавляет еще нечто важное: Царь, вошедши посмотреть на возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: " Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? " Он же молчал. Тогда сказал Царь слугам: " Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю. Там будет плач и скрежет зубов " (Мф. 22; 11-14). Кто этот человек, одетый не в брачную одежду? Это один из тех, кого немало даже среди нынешних христиан, кто не понимает, что царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11; 12), кто полагает, что, получив отпущение и прощение грехов в Таинстве Крещения, он уже чист. Это один из ханжей, которые думают, что только одним внешним соблюдением обрядов, одной внешней набожностью можно заслужить царствие Божие. Слова Христовы вечны, они имеют непреходящее значение и относятся и к нам, живущим через две тысячи лет после того, как они были произнесены. Ибо разве не все люди, которых Господь искупил Своею Божественною Кровью, призваны на вечерю в царстве Божием? Но многие ли откликаются на призыв? Многим нет дела до царства небесного, они не верят в Бога, в вечную загробную жизнь и идут своим путем, отвергнув путь Христов. Но в итоге они увидят и поймут, что отвергли и над чем смеялись. Однако из числа отвергших вечерю Христову очень много таких, кто верует в Бога и хотел бы войти в царство небесное, но в то же время говорит: " Можно ли идти против течения и не жить той жизнью, которой живут все? Можно ли выделяться из среды людей мира сего? Ведь мы зависим от них и боимся потерять то, что имеем, если пойдем против них " . Они боятся насмешек и издевательств окружающих и не боятся слов Самого Господа: Кто постыдится Меня перед людьми, того постыжусь и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10; 32). Не в нашей власти удержать таких людей, но в нашей власти удержать себя, осознать, что мы заслужим отречение от нас Господа Иисуса Христа, если посмеем сказать Ему: Имей мя отречена, - если не решимся плыть против течения, если не будем выше всего ставить заповеди Христовы, не боясь того, что скажут о нас люди мира сего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Когда христианин все упование свое возложит на Бога, тогда душа его освобождается от искушений. «Верен Бог, который не попустит вам, – пишет апостол, – быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (10:13). Чаша благословения. «Чаша благословения, которую благословляем – говорит св. Павел, – не есть ли причащение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все приобщаемся от одного хлеба» (10:16–17). И здесь уже не должно быть никакой двойственности. Раз ты стал христианином и участником «трапезы Господней», ты уже не должен принимать участия в греховных пиршествах, ничего общего с христианской верой не имеющих. «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской», восклицает св. Павел (10:21). Житейские компромиссы уничтожают силу христианина. Порядок в Церкви . До сведения ап. Павла дошли слухи, что в Коринфской церкви во время собраний бывает много разделений и споров. На это апостол отвечает, что разномыслие еще не беда, оно может породить и полезное, т. к. в столкновении различных мнений могут «открыться между вами искусные» (11:19). Но беда, если в Церкви начинается беспорядок... «Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию?.. Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю» (11:20–22) ... «Собираясь на вечерю, друг друга ждите» (11:33). В церковных собраниях все должно совершаться по чину и порядку. Упрек ап. Павла коринфянам касался «вечерней любви» (агапы), которые были преддверием таинства Евхаристии (см. Деян. 2:44–46 ). Учение ап. Павла о таинстве Евхаристии . Св. ап. Павел говорит, что ему Сам Господь Иисус Христос открыл, как совершается таинство Евхаристии и как к нему надо приступать верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но подготовка к принятию Святых Христовых Тайн — это не просто вычитывание молитв. Готовиться к участию в Трапезе Г осподней нужно всей жизнью. Апостол Павел говорит: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). И именно в том, чтобы в каждом из нас были эти чувствования, и заключается подготовка к принятию Святых Христовых Тайн. Именно это и есть та «брачная одежда», о которой говорится в притче. Господь призывает каждого из нас, но мы должны не просто откликнуться на этот зов и приходить на брачную вечерю в чем попало и как попало. Мы должны всей своей жизнью, исполнением заповедей Христовых, добрыми делами, молитвой и покаянием готовиться к Причастию. Мы не имеем право приступать к принятию Святых Христовых Тайн, если в нас нет тех чувствований, что во Христе Иисусе. Именно Христос — тот образец, которому мы должны следовать. Мы не имеем права приступить к Святым Христовым Тайнам, если носим в себе обиду на кого-то или если сами кого-то обидели. Господь говорит: «. если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя… пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Всякий раз, когда приближается воскресный день, мы должны спросить себя: приступаем ли мы к Богу в мире со своей совестью, с ближними, готовы ли мы к принятию Святых Христовых Тайн или нет, носим ли мы в себе те чувствования, которые были в Иисусе Христе, т. е. в какой мере наша жизнь является подражанием жизни Христа, Бога Воплотившегося? Если мы принимаем Святые Христовы Тайны, не примирившись с Богом, с собой и с ближними, то с нами может произойти то, что произошло с человеком, пришедшим на вечерю не в брачной одежде. Царь, увидев этого человека, сказал своим слугам: «Связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13). От того, как мы причащаемся, с чем приходим к Богу, зависит наша судьба в вечности — будем ли мы выброшены «во тьму внешнюю», где будет «плач и скрежет зубов», или удостоимся обетованного Царства Небесного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

О прекрасная музыка! О пресладкие песни! О дивное согласие Ангелов и людей, подобных Ангелам, поющих Господу, Создателю своему! «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк 1:68—69). «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:1—2)! «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый во вся веки, и благословенно имя славы Твоея святое, препетое и превозносимое во веки» (Дан 3:52). Поспешим, возлюбленный христианин, поспешим на ту великолепную и дивную вечерю, и услышим там пресладкую небесную музыку, и сами уже не верой, как ныне, а лицом к лицу восхвалим Господа, Создателя и Искупителя нашего. «Господи, Боже Сил! Услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль! Защитниче наш! Виждь, Боже и призри на лице христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бого моего, паче неже жити ми в селениих грешничих» (Пс.83:9—11). О том же    В этом мире, пришедшие на вечерю гости, насытившись, более уже не хотят есть и не едят. На той небесной вечери будет иначе. Будут есть и пить, но без сытости, будут вечерять, но всегда с желанием. Некая непрестанная, но пресладкая жажда в них будет. Будут насыщаться небесной пищей, но всегда ее будут хотеть. Будут видеть Бога лицом к лицу и тем сладчайшим лицезрением насыщаться, но никогда не насытятся, а всегда этого всерадостного и пресладкого насыщения будут желать. И чем более будут насыщаться этого лицезрения Божия, тем более и более будут его желать. Божие Лицо видеть — радость больше всякой радости, утешение больше всякого утешения, сладость больше всякой сладости. Это пища и питие святых Ангелов и избранных Божиих! Поэтому как от источника приснотекущего и животворящего будет река — непрестанное желание зреть Лицо Божие, и от того — непрестанная радость, веселье, утешение, наслаждение, восклицание и некое сердечное играние. И как река течет непрерывно и непрестанно, так непрестанно и непрерывно и блаженство небесной вечери потечет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Около того же времени, к которому относится посольство Крестителя ко Христу, некто из фарисеев, по имени Симон, пригласил И. Христа на устроенную им вечерю, и Он, вошед в дом фарисея, возлег. Вечеря была открытая, во время которой в доме, кроме приглашенных, мог присутствовать всякий желающий в качестве зрителя. А как скоро на эту вечерю был позван Господь, за Которым постоянно следовало множество народа, чтобы слушать учение Его или получить исцеление от болезней, то, понятно, таких желающих присутствовать на вечери было много. И вот в числе других вошла в дом тот одна женщина, которая была грешница. В настоящее время душа ее была полна чувством самого живого и горячего раскаяния во грехах, и она вошла в дом с тою именно целью, чтобы слезами вымолить у Господа прощение в них. Для сего, ставши позади у ног Иисуса и плача, она начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Гордый своею праведностью, Симон фарисей, считавший для себя осквернением одно прикосновение к женщине, известной всем за грешницу, не мог понять, каким образом Иисус дозволяет этой женщине прикасаться к Себе? Если бы Он был пророк, думал Симон, то знал бы, какая женщина прикасается к Нему. Тогда Господь, пригласивши его выслушать Себя, предложил ему притчу о двух должниках. Из этих должников, говорил Господь, один был должен заимодавцу пятьсот динариев, а друг пятьдесят. А как они не имели, чем заплатить, то заимодавец простил долг обоим. Скажи же, – спросил Господь Симона, – который из них более возлюбить его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Господь одобрил ответ Симона и потом раскрыл пред ним, что ответом своим он сам и произнес приговор над своим холодным, жестким сердцем, – не тронувшимся при виде даже и таких слез любви и раскаяния, и оправдал Спасителя в Его любвеобильной снисходительности к грешникам. «Видишь ли ты, – сказал ему Господь, – сию женщину? Я пришел в дом твой, и ты не оказал Мне самых обыкновенных знаков внимания, почтения и расположения; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает изливать самое горячее чувство святой любви. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». Кончивши речь к Симону, Господь сказал жене: «Прощаются тебе грехи». Эти слова Господа с недоумением встречены были присутствовавшими: «кто же это, что и грехи прощает?» говорили они про себя (ср. 5:21). Но Господь сказал женщине: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром». 45. Учение И. Христа при море в притчах и похвала слушающим слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Откр.19:14 .  И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Откр.19:15 .  Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Иисуса Христа, как Судию и Мздовоздателя, сопровождают небесные воинства, состоящие исключительно из бесплотных Ангелов ( Мф.16:27, 25:31 ). Воинство следовало на белых конях, чтобы соответствовать Своему предводителю, а одежда их была из белого виссона. Оружие, которым Христос побеждал врагов, есть меч, выходящий из Его уст ( Откр.1:16, 2:12 ). Этот меч есть Его слово, слово Его всемогущества и всевеления. Он пасет народ жезлом железным, ибо всецело подчиняет их Своей власти и Своему решению. Он топчет точило вина ярости и гнева Божия ( Откр.14:19–20 ). Весь символический образ есть изображение страшного суда и мздовоздания, когда нечестивые будут приведены к сознанию своего полного ничтожества. Христос, как всемогущий Царь, один только и может носить имя Царя и Господа. Откр.19:16 .  На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Откр.19:17 .  И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, Иоанн, далее, видит одного Ангела, стоящего на солнце. Это нужно понимать так, что он стоял окруженный лучами солнца. Его миссия в том, чтобы созвать птиц на предстоящую вечерю Божию. Она будет состоять в уничтожении птицами трупов убитых врагов Царства Божия. Враги собрались целым войском. Это собрание всех нечестивых нужно понимать так, что по премудрому промыслу Божию и Его всемогущему действию все нечестивые пред страшным судом будут отделены и испытают на себе то, что заслужили. По слову Апостола все живущие, дожившие до второго пришествия Господа, испытают изменение своих тел ( 1Кор.15:51–52 ). Должны подвергнуться этому изменению и грешники, последователи антихриста. И если это изменение для праведников будет блаженным, спокойным и радостным, то для нечестивых оно будет мучительно. Ангельский призыв хищных птиц питаться трупами врагов Царства Божия есть указание на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посему жена и должна иметь на голове знак подвластия, ради Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, о Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену (от жены рожден); – и все – от Бога. Рассудите сами, достойно ли жене творить молитву с непокрытой головой? Не сам ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, это бесчестие для него, но, если жена растит волосы, это ей честь, так как рощение волос дано ей покровом. А если бы кто захотел спорить о сем, то нет такого обычая ни у нас, ни в церкви Божией. О вечере Господней Но говорю все это вам в наставление. И не хвалю вас, потому что собрания ваши не на лучшее приводят, но на худшее. Слышу, во-первых, что, когда сходитесь вы в церковь , бывают между вами разделения, чему отчасти и верю. Правда, надобно быть и разномыслиям между вами, чтобы открылись в среде вашей испытанные люди. И когда собираетесь вы вместе, так бывает, как недостойно вкушать вечерю Господню. Всякий спешит прежде других снедать и справлять свою вечерю, так что иной голоден, а другой упивается. Разве нет у вас домов своих, где бы есть и пить? Или небрежете о церкви Божией и уничижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за то? Не похвалю. Ибо я принял от Господа, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, когда предан был, прияв хлеб и воздав благодарение, преломил, и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу, после вечери, сказав: сия чаша Новый Завет есть в Моей Крови – сие творите всегда, как будете пить, в Мое воспоминание. Так всякий раз, когда ядите хлеб сей и пиете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе ОН приидет. Посему, кто яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойно, повинен будет Телу и Крови Господней. Итак да испытывает себя человек (в сердце своем) и лишь так яст от хлеба сего и от чаши сей пиет. Ибо кто яст и пиет недостойно, суд себе (осуждение) яст и пиет, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и не мало усыпающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010