Одним из уникальных письменных памятников истории З. является звонарский устав Оптиной пустыни , имеющий заголовок «О должности звонаря и изъяснение о времени и порядке благовеста и звона в колокола к службам Божиим и другие случаи в продолжение года: [Книга,] составленная для Козельской Введенской Оптиной пустыни в 1843 году» (РГБ. Ф. 214. 354; опубл. в кн.: Никаноров. 2000. С. 126-165). Печатные и рукописные Чиновники и Обиходники XVII в., включающие указания о З., значительно уступают этому документу в обстоятельности изложения и не имеют описания технической стороны З. Звонарскому уставу свойствен лаконичный, инструктивный тон изложения. Он имеет постатейную разбивку текста с отсылками. Составитель (или составители) этого устава неизвестен. Несомненно, он был не только знаком с местной системой колокольных З., но и хорошо осведомлен в специфике богослужебной традиции Оптиной пуст. В звонарском уставе значительное внимание уделено приемам и технике исполнения З. Он содержит правила обращения с колоколами, объясняет обязанности звонарей и систему сигнализации к началу благовестов. В тексте имеются сведения о типовых композициях З.- «звон во все колокола» (Л. 10 об.- 11 об.), «звон к водосвятию» (Л. 25 об.- 26), «заупокойный звон» (Л. 43-43 об.), «звон к малой вечерне» (Л. 20) - с указанием последовательности и характера использования колоколов. Подробно описан благовест, к-рый производился в один из 4 колоколов: большой, полиелейный, вседневный, трапезный. Как правило, в уставе оговорены способ исполнения (в один или в оба края), продолжительность в минутах, момент богослужения (к началу службы, к «Достойно» (Л. 14 об., 16, 18, 25 об., 41 об. и проч.), к чтению Деяний св. апостолов (Л. 47 об.- 48), к чтению Евангелия (Л. 46 об.), к трапезе (Л. 6)), количество ударов, их темп и характер («почаще» (Л. 42, 48), «редко» (Л. 42 об.), «редко по-постному» (Л. 50, 51), «пореже обыкновенного, печально» (Л. 46), «мало почаще» (Л. 42 об., 46 об.), «часто» (Л. 44, 45 об., 46, 46 об.)).

http://pravenc.ru/text/199669.html

Не желая расстаться с практикой чтения исключительно священнослужителями всех поданных поминаний, по местам, для поддержания молитвенного настроения богомольцев вводится во время чтения поминаний пение многократного Господи помилуй и разных заупокойных песнопений 742 . Такую практику одобрить нельзя. Устав, правда, знает случаи чтения помянников во время пения Господи помилуй. Но это чтение тайное на молитве «Боже духов» на заупокойной ектении, и такое тайное чтение во время праздничной литии на вечерни. Двоегласия же не должно быть в богослужении. Если наши богомольцы любят поминать своих усопших и не желают расстаться с тем, чтобы имена их были возглашаемы вслух всех предстоящих в церкви, конечно, для того, чтобы все помолились о них, то пусть и сами, в свою очередь, не поскучают при чтении других поминаний, и помолятся не о своих только, но о всех поминаемых, чьи имена возглашаются. Если же при всем желании трудно и невозможно почти сохранить одинаковое молитвенное настроение на все время продолжительного чтения одних имен, если продолжительное чтение многих имен утомительно и скучно, то надо сократить такое чтение, заменив его тайным чтением не одних только священнослужителей, а и богомольцев, и не вводить двоегласия и многогласия 743 , осужденных еще Стоглавым собором. Целые поколения растут в том ложном понятии, будто поминовение на ектении имеет большее значение, чем поминовение на проскомидии и на «Достойно есть», что заупокойная литургия не будет заупокойной, если не будет поминовения усопших на ектении, тогда как по существу после двукратного тайного поминовения имен гласное возглашение их на литургии почти излишне. Поэтому, если для гласного чтения имен живых в чине литургии совсем не указывается места 744 , то и для гласного чтения имен усопших, ради которого на литургии может быть в известных случаях произнесена особая ектения, должны быть известные более или менее строго определенные рамки. Бесконечное чтение поминаний на литургийной заупокойной ектении оправдывается тем, что в Уставе будто бы нет никаких ограничений на этот предмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Это заупокойное бдение начинается возгласом: «Слава Святей»; на этом бдении бывает лития; возглас: «Благословение Господне на вас», соединяет великую вечерню с утреней; на утрени бывает каждение при «Непорочных», для чего на средину поставляется панихидница (Ц.Вед. 1895, 35). 1076 После начального возгласа на заупокойной литии читается: «Трисвятое», «Отче наш», и поются тропари: «Со духи праведных» (см. их ниже, в «Послед. погр. мир. челов.»), затем произносится ектения об усопших: «Помилуй нас, Боже», далее следует молитва: «Боже духов», и, наконец, отпуст, а после него провозглашается: «Вечная память» (Пособие, 765 стр.). 1077 Кроме того, заупокойная лития служится и при других богослужениях, именно: на литургии – она как бы входит в состав её, потому что для литии в этом случае не полагается особого начала, не делается отпуста и не возглашается «Вечная память»; поётся же по заамвонной молитве: «Со духи праведных скончавшихся», и возглашается ектения; на утрени и на вечерни лития совершается по окончании сих служб. Вообще лития совершается всегда при служении заупокойных литургий, а также – в дни, установленные Церковью для нарочитого поминовения, если где нет обычая в такие дни совершать панихиду, как службу, содержащую в себе более молитвословий (см. выше, 596, стр. и сн. 555 и 645 стр.). Лития также входит в состав погребения и панихиды: погребение начинается ею и заканчивается ею же (лития в конце погребения начинается после стихир на целование). Панихида также заканчивается литией, – в панихиде лития начинается по возгласе на «Отче наш» по 9-й песни канона (о. Сильченков, 112 стр.). – На Литии, совершаемой пред панихидой (см. в Псалт. «Последов. по исходе души»), отпуста и пения: «Вечная память», не бывает (Ц.В. 1892, 7). – Лития, совершаемая отдельно от панихиды пред выносом тела усопшего, по опущении его в могилу и в других случаях, называется малою панихидою (Николаевский, 151 стр.). – См. выше, 748 стр. 1078 Печатание умершего священники совершают на могиле умершего, погребённого без отпевания, а иногда и как дополнение к чинопоследованию погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Церковнославянский текст Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру твоему даровавый, сам Господи упокой души усопших рабов Твоих, (имярек) , в месте светле, в месте злачне, в месте покойне; отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное или словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог прости, яко несть человек иже жив будет, и не согрешит; Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина. Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших рабов Твоих, (имярек) , Христе Боже наш; и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Русский текст Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ведь только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина. Ибо Ты — воскресение и жизнь и покой усопших рабов Твоих (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. С вечера пятницы до вечерней службы воскресенья отменяются земные поклоны, которые совершаются в течение седмицы вместе с молитвой преподобного Ефрема Сирина . На Литургии к чтениям дня добавляются заупокойные прокимен, аллилуиарий и чтения из Апостола и Евангелия. Обычаи В народе распространено мнение, что в родительские субботы обязательно нужно посетить кладбище. Это важно и само по себе неплохо, но не первостепенно. Действительно, мы должны сохранять историческую память о своих родственниках и близких. Но для усопших важнее наша молитва за них. Поэтому христианину желательно в эти дни помолиться на богослужении.            

http://blog.predanie.ru/article/roditels...

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец. «Слава» – Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой. «И ныне» – Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеко-любче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память. Вечная память (трижды). Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Чин над кутией в память усопших Для частного поминовения усопших в Служебнике есть особый «Чин над кутиею в память усопших». Этот чин может включаться в чинопоследования двух богослужений суточного круга: 1) в чинопоследование Литургии; 2) в чинопоследование вечерни. На Литургии чин над кутией не имеет начального возгласа и отпуста по той причине, что он включен в чинопоследование Евхаристии, но сопровождается торжественным выходом священника с предшествующими ему свещеносцами. Начинается он после заамвонной молитвы и включает в себя: 1) Трисвятое по «Отче наш…»;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и органы сосуда плотнаго (плотского), и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови, или где око? вся прах и сень. Темже пощади Спасе, всех нас». «Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается? брение и сам (станет) вмале (вскоре). Что не помышляет персть, яко прах, смешение, и гноя и тления отложение (вид)? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы сродни, что не притецем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос, Просвещение душ наших».    По своему исследованию служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной соединяются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6 гласа. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СУББОТЫ МЯСОПУСТНОЙ    На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами.    На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» с заупокойными стихами и тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй» и «Тебе стену и пристанище имамы».    После рядовой 16 кафизмы, малой ектений и седальна Октоиха поются Непорочны: 17 кафизма (разделяемая на 2 статии). По обычной практике, при пении Непорочное священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к заупокойному столу — тетраподу (т.е. к «кануну»).    Первая статия начинается пением «Блажени непорочнии» (поются первые 2 стиха). Священник читает псаломские стихи; в это время хор к каждому стиху поет тихо припев «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (петь «Аллилуиа» не положено). После 91 стиха хор поет 92—93 стихи: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий (законов, повелений) Твоих, яко в них оживил мя еси». После этого бывает малая заупокойная ектения и возглас «Боже духов».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

– в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня (в четверг – два кондака), кондак 1-го святого, кондак 2-го святого; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь храма, тропарь 1-го святого Минеи, тропарь 2-го святого, кондак дня (в четверг – два кондака), кондак храма; кондак 1-го святого Минеи, кондак 2-го святого; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого (если есть). Апостол и Евангелие – рядовые и святого (если указано чтение святому). Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.5. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в субботу (кроме периода пред- или попразднства) В Типиконе нет отдельной главы, где рассматривались бы особенности службы двум святым в субботу. Лишь некоторые указания находятся в 11-й и 52-й главах. Однако можно вывести устав такой службы, сопоставив особенности богослужения в случае двух святых в седмичный день с теми субботними особенностями, которые указаны в 12-й главе Типикона. Вечерня Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры 1-го святого – 3; стихиры 2-го святого – 3; «Слава»: стихира 1-го святого (иногда 2-го святого); «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры мученичны Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»). Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи, воззвах…» (то есть можно спеть одну стихиру из стиховни и две из «Господи, воззвах…»). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее стихира отсутствует, то на «Слава, и ныне» поется стиховный Богородичен Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь храма, тропарь святого Минеи, кондак дня (в четверг – два кондака), кондак храма; кондак святого Минеи. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Отпуст вседневный. §5.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в субботу (кроме периода пред- или попразднства) Субботняя служба имеет особенности, связанные, во-первых, с тем, что в субботу совершается отдание гласа, во-вторых, с тем, что в Октоихе на ряду находятся некоторые заупокойные песнопения, которые, однако, поются только в том случае, если совершается парастас (заупокойная служба). Если же совершается обычная вседневная служба с пением «Бог Господь…» на утрене, то заупокойные песнопения опускаются. Устав вседневной субботней службы находится в 12-й главе Типикона. Вечерня Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры святого на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры мученичны Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»). Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи, воззвах…» 403 . «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа. Отпуст вседневный. Повечерие Канон: Богородице из Октоиха и заупокойный из Октоиха (с утрени). Иногда на повечерие выносится служба святому (например, 6 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Среди англикан существуете основанное в 1873 г. общество «Guild ot All Souls’», целью которого является предстательная молитва об упокоении душ усопших членов его и всех в вере преставльшихся (275). Члены этого общества обязаны присутствовать за заупокойной литургией 2-го ноября (нов. ст.) – All Souls’ Day и за вечерним богослужением, совершаемым накануне (266). Богослужения, —153— совершаемые под эгидой этого общества, не только по своему составу и ритуалу, но и, по самым словам, и выражениям свидетельствуют о самом небрежном отношении к обязательству держаться чинопоследований молитвослова. С другой стороны, по самым названиям своим и природе (Mass for the Dead – 276, 277; Vespers of the Dead – 266), а также по ритуалу и словам и выражениям, эти богослужения очень похожи на соответствующие римско-католические службы (273). Далее, эти богослужения приноравливаются к такому дню, который исключен из англиканского календаря, но соблюдался в английской церкви до реформации и еще доселе соблюдается в церкви римской, как нарочитый день поминовения усопших (274). Целью такого общества как Guild of All Souls’ может быть: а) поощрение частных молитв об умерших; b) возвращение молитвам о мире и упокоении 2990 (rest and refreshment) усопших верных того значения, которое они имели в общественном богослужении первенствующей церкви; с) восстановление до-реформационной практики английской церкви и современной римско-католической практики молитв об освобождении душ усопших от мук чистилища (275). Нет сомнения, что некоторые издания общества «Guild of All Souls’», в которых содержатся особые богослужения и молитвы, стремятся восстановить в английской церкви римскую заупокойную мессу. Таким образом эти богослужения и молитвы, по мнению комиссии, содержат учение, совершенно немыслимое в недрах английской церкви (276, 278). Вопрос об исповеди занимает пятую главу отчета, о молитвах за усопших – шестую (§§ 264–278). В седьмой главе отчет обращает внимание на многочисленные учебники, брошюры, алтарные таблицы и тому подобный материал, о котором было доведено до сведения комиссии. Следует список изданий с кратким описанием их. Особое внимание уделено книжке, озаглавленной «Catholic Prayers for Church oi England People». 2991 Книжка содержит чин ли-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как мы жалки в нашей успокоенности этой жизнью. Хрупкий островок нашего " нормального " существования будет без остатка размыт в загробных мирах. Нельзя жить истинной и достойной жизнью здесь, не готовясь к смерти, не имея постоянно в душе мысли о смерти — о жизни вечной». Схиархимандрит Софроний так пишет о развитии в душе памяти о смерти: «Начинается смертная память с переживания краткости нашего земного существования; то ослабляясь, она по временам переходит в глубокое ощущение всего земного тленным и преходящим, изменяя тем самым отношение человека ко всему в мире; все, что не пребывает вечно, обесценивается в сознании, и появляется чувство бессмысленности всех стяжаний на земле». Каждый день, читая вечернее молитвенное правило, мы просим у Бога: «Даждь ми память смертную...» Но действительно ли мы ищем эту память и не стараемся ли мы бегать от напоминаний о смерти? Не смотрят ли некоторые как на большую неприятность, когда им приходится иметь дело с покойниками — участвовать в похоронах родных и знакомых? Христианину необходимо изменить подобное отношение к покойникам и не только не бегать от напоминаний о смерти, но искать памяти о ней, как делали все истинные христиане. Епископ Игнатий (Брянчанинов) перечисляет для этого такие средства: «Полезно возбуждать в себе воспоминание о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине и погребении ближних, частым рассматриванием и обновлением в памяти различных современных смертей, слышанных и виденных нами». Способствует памяти о смерти и постоянная личная молитва об умерших наших близких и знакомых и присутствие на церковных богослужениях, посвященных молитве об умерших, — заупокойных всенощных, литургиях и родительских субботах, на панихидах и при отпевании усопших. Помня о возможности каждодневной внезапной смерти, мы будем тогда, в согласии с советом святых отцов, проводить каждый день, как последний день нашей жизни, в страхе перед Богом и в служении ближним. Обычно же человек гонит от себя мысль о физической смерти и, в сущности, почти каждый день живет так, как будто бы ему одному из всех людей было даровано физическое бессмертие. На пути жизни духа человек должен прежде всего окончательно преодолеть эту иллюзию и уметь всегда смотреть правде в глаза и верить лишь в бессмертие души. Чтобы оторваться душою от мира, полезно также приводить себе на память истину, что «мир во зле лежит» (1 Ин. 5, 19) и исполнен обольщением, массовым безбожием, страстями и пороками, насилиями и неправдой, обманом, ложью, лицемерием, суетой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010