Поэтому в храмовые праздники, как и в великие, не только исключаются все нарочито заупокойные моления со всех решительно служб, даже и с полунощницы, если бы по какой-либо исключительной причине не было в этот день бдения, но и во внебогослужебное время в течение всего дня до отдания, которое совершается на вечерне, в этом храме не должно быть никаких заупокойных исследований. Не должно быть их в этот день и во всем приходе, празднующем свой престольный праздник, справляющем как бы именины своего храма. Совершение в этом случае заупокойных последований будет так же несоответственно, неблаговременно и неудобно, как неблаговременно и неудобно было бы пение похоронных песнопений на чьих-либо именинах.    Во всех перечисленных до сих пор случаях сокращение и удаление из богослужения поминального, заупокойного, стоит в зависимости, главным образом, от степени торжественности, которая назначается Церковным Уставом богослужению данного дня, и не всегда от характера самых воспоминаний. Но есть еще ряд празднеств, когда по самому существу священных воспоминаний тех дней, имеющих вселенское значение, в богослужении их не должно быть ничего заупокойного, как пробуждающего в молящихся скорбь, главным образом личного характера, частного значения, как вообще несоответствующего светлой праздничной радости и торжеству.    К числу таких праздников прежде всего относятся дни воскресные. ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ    Строй службы воскресных дней исключает всякую возможность присоединения к нему гласных заупокойных молитвословий и в какой-либо форме гласного поминовения усопших, как не соответствующих праздничному торжеству ежеседмичной Пасхи. Сохраняются лишь краткие общие поминальные формулы на сугубой ектении вечерни, утрени и литургии и на заключительной ектении полунощницы и повечерия. Указатели при апостоле и евангелии и в Типиконе совсем не назначают заупокойных чтений для воскресного дня. Поминовение в Великом посте возможно лишь в субботу и невозможно в воскресенье. В чине литургии Василия Великого, совершаемой лишь в воскресные и немногие другие дни, когда гласное поминовение усопших не разрешается, совсем нет и упоминания о заупокойной ектении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Прокимен пред паремиями: Милость твоя и истина твоя выну да заступите мя, со стихом (чит. в Тр. Постн.). Прим. В Следов. Пс. в Чине вечерни и в Часосл. в Послед. вечерни сказано, что в пяток вечера никогда не поется аллилуиа; но здесь разумеется постовое, а не заупокойное пение. На стиховне стихиры: мученичен 1-й, мертвенных, или покойных, 2-ва. Слава, и ныне, богородичен из Октоиха. Мученичен гласа один и мертвенных два. Слава – Триоди: Начаток ми... И ныне, богородичен Триоди: Молитвами родшия... 886 . На вечерни пред литургиею преждеосв. даров стихир на стиховне нет; но если литургия не совершается, то поется самогласен Триоди 4 гл.: Ныне время благоприятное... 2-жды и мученичен того же гласа из стихир на Господи, воззвах Октоиха. Слава, и ныне, богородичен в тот же глас. Прим. В стихирах на стиховне Октоиха 1-е песнопение надписывается: «мученичен» (см., напр., гл. 1, л. 98). Типикон предписывает петь 1-й мученичен. Это – потому, что их иногда имеется два, а не один (см. гл. 4, Окт. л. 350). Впрочем, если иметь в виду указание Триоди Постной, касающееся суббот Великого поста, то под первым мученичном надобно разуметь первый мученичен из стихир на Господи, воззвах. Мертвенных в некоторых гласах (1, 2, 3) по 2, в некоторых (4, 5, 6) по 1. Если – один, то надобно повторять. Прим. Мученичен есть и в стихирах на стиховне, но указан на этот. Первая стихира на стиховне всегда поется без запева; пред второй в данном случае надобно петь: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи; пред третьей: Души их во благих водворятся (эти припевы напечатаны в Октоихе в субб. утра в стихирах на стиховне, л. 108). Так же. После Ныне отпущаеши..., трисвятого, Отче наш... и возгласа – дневные тропари 2 гласа: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая... (чит. их в 55 гл. Типик. и в Часослове в отд. «тропари дневния». Тропарь гл. 8: Глубиною мудрости... Слава, и ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище... (чит. их в Типик., гл. 49 и Тр. Постн., л. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Если нет литургии преждеосвященных даров, то – тропарь 2 гл.: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати Святая... В 13 гл. Типикона, излагающей устав субботней заупокойной службы, сказано, что после отпуста вечерни – «обычная лития за упокой в притворе» (л. 21 на об.). В Октоихе (ч. 1, л. 91 на об.) говорится, что «в пяток вечера, по отпущении вечерни, облекшуся священнику в фелонь, диакону же в стихарь и приемшу кадильницу и фимиам, исходит в притвор, предыдущу ему параекклисиарху со свещником: последуем же по них и мы. И егда приити ему в притвор, предуготованней же бывшей кутии священник глаголет: Благословен Бог наш...» Далее в Октоихе излагается чинопоследование так называемой панихиды, на которой, между прочим, положен канон усопших по гласу Октоиха (напеч. в послед. утрени. В нем припевы к мученичнам: Дивен Бог во святых своих Бог израилев: к заупокойным тропарям: Упокой, Господи, души усопших раб твоих. По 9 песни иерей: Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим. Лик: Дуси и души праведных восхвалят тя, Господи, – и ирмос 9 песни). В конце же (л. 95 на об.) замечено: «Сей чин и устав подобает творити во вся пятки, яве, яко в них же творим память над коливом усопшим отцем и братиям нашим». Кроме Октоиха, последование панихиды печатается в Псалтири в Последовании на исход души от тела; сверх сего, в особой книжке под заглавием: «Последование за усопших»; наконец, также в особой книжке киевского издания под заглавием: «Последование парастаса, сиречь великия панихиды, и всенощного бдения, певаемых по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся». Если сличить последование панихиды по разным ее изданиям, то в составе ее окажутся некоторые особенности; но по всем изданиям последование панихиды гораздо обширнее литии, которая составляет собственно часть ее и притом незначительную. В Триоди Постной сказано: «По отпущении вечерни творим в притворе панихиду за усопших, и поем канон рядового гласа мертвым». Устав панихиды – тот же, что в период времени пения Октоиха 887 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Глава 1. О субботнем заупокойном богослужении в период времени пения Октоиха Глава 2. О заупокойном богослужении Мясопустной субботы и субботы пред Пятидесятницею Глаза 3. О заупокойном богослужении суббот 2, 3 и 4 седмиц Великого поста В пяток накануне субботы после 9 часа отправляется вседневная вечерня. Так же. Отправляется вечерня в соединении с литургией преждеосвященных даров по великопостному уставу. На ней стихословится обычная (18) кафизма, после которой бывает малая ектения. По этому уставу после каждого антифона 18 каф. полагается малая ектения. Господи, воззвах поется во гласе стихир Минеи. Господи, воззвах поется во глас самогласна Триоди. Стихиры на Господи, воззвах святого из Минеи 3 и из Октоиха мученична 3: 2, 3 и 4-й, а 1-й оставляется. Слава, и ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. Стихиры на Господи воззвах: Из Октоиха мученичны 3 настоящего гласа 883 , из Триоди Постной подобны 3. Слава – из Триоди: Плачу и рыдаю... Стихир полагается 10: самогласен Τриоди 4 гл. 2-жды, мученичны Октоиха прилучившагося гласа 4-ре 884 и Минеи 4. Слава – святого, если есть. Если же нет, то – Слава, мертвен Октоиха, (чит. его в стих, на стиховне). И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й гласа. Прим. Поются из стихир на Господи, воззвах те именно 3 мученична, которые в обыкновенное время, т. е. когда нет заупокойной службы, поются в стихирах на стиховне. Прим. Не указано, какие 3 мученична. Руководствуясь уставом 13 гл. Типик., надобно петь мученичны 2, 3 и 4, в обыкновенное время поемые в стихирах на стиховне. Если же почему-либо не будет преждеосв. литургии, то Господи, воззвах поется во глас Октоиха. Стихиры – мученичны гласа 3-ри 885 и Минеи святого 3. Слава – святого, если есть. Если же нет, то Слава, мертвен. И ныне, богородичен 1-й гласа. После Свете тихий... – прокимен: Боже заступник мой... со стихом (чит. Часослов, Послед. вечерни, стр. 77). Вместо прокимна поется аллилуиа на 8 гл. со стихами: Блажени, яже избрал... Души их во благих водворятся... (чит. их в Тр. Постн. в послед. субб. Мясоп. в пяток вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Например, когда на вечернем Богослужении опускается Псалтирь, библейские песни канона (очень прекрасные и назидательные, проводящие ум по Свящ. Писанию, которые не стоило бы опускать в течении всего года, а не только Великим постом) и др. части, и в то же время, например, в полиелей произвольно вставляется акафист. Или когда Литургия совершается второпях, и в то же время наполняется и окружается такими неуставными или необязательными элементами как заупокойная ектения в неположенные дни, молебен, лития или панихида после Литургии, нескончаемое чтение поминовений и т. д. До некоторых границ можно понять, когда уставное Богослужение, рассчитанное на монастырскую практику, на приходах сокращается. Здесь понятен мотив – немощь и занятость. Но как понять, когда, сокращая уставные части Богослужения под предлогом " немощи и занятости " , в то же время его искусственно увеличивают неуставными произвольными вставками ?! Здесь поистине отнимается всякий уважительный мотив, всякое оправдание. Ведь, если наполнение Богослужения неуставными вставками вызвано (как считают) " благоговением " , тогда спрашивается, почему то же благоговение не побуждает в первую очередь сохранить изначальные уставные элементы Богослужения?! И с другой стороны, если сокращение уставных элементов Богослужения вызвано " немощью и занятостью " , тогда спрашивается, куда девается ссылка на " немощь и занятость " , когда в Богослужение произвольно внедряют неуставные элементы, явно удлинняя его?! Т. о. уничтожаются оба мотива, т. к. противоположное отношение к Богослужению взаимно обличает друг друга . Сокращение уставных частей Богослужения лишает ценности мотив " благоговения " при произвольном наполнении его неуставными элементами, вернее, показывает, что подлинным мотивом здесь является не благоговение, а своеволие, собственное предпочтение . И с другой стороны, произвольное внедрение в Богослужение неуставных элементов лишает убедительности мотив " немощи и занятости " при сокращении уставного Богослужения. Как может быть убедительной для Бога ссылка на " немощь и занятость " в ущерб уставу Церкви, когда мы сами пренебрегаем этой самой " немощью и занятостью " в угоду своим произвольным предпочтениям ?! Это явное лицемерие.

http://bogoslov.ru/article/5771426

Таким образом, церковный Устав, назначая принесение колива в храм не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым заставляет посмотреть на него несколько иначе. Прихожанка. Как же? Пресвитер. А так, что это, хотя и недорогое, но вкусное и вместе с тем питательное блюдо – одно из лучших блюд праздничной трапезы. Так как теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах, то в большие праздники Устав повелевает приносить в храм, к концу вечерни и Литургии хотя бы одно из праздничных блюд. Прихожанка. Исходя из сказанного, можно предположить, что помимо колива можно приносить и другие вкусности? Пресвитер. И не только продукты, но и напитки. Вследствие чего, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой с ястием и питием. В древности у греков вместе с кутьей приносилось и вино, как обычный на востоке напиток, а на Руси, за неимением своего виноградного вина, в таких случаях приносился местный национальный напиток – мед, который назывался еще «кануном». Прихожанка. Так назывался мед? Пресвитер. Этим словом в народе назывались вообще праздничные напитки (пиво, брага или мед), приносившиеся в храм вместе с коливом (кутьей) под большие праздники или пред поминальными днями, когда после вечерни торжественно пелся праздничный или заупокойный канон (канун), как основная часть молебна или панихиды. Отсюда и происходит название «канун» – день, предшествующий празднику или поминкам. Прихожанка. Никогда бы не догадалась, что слово «накануне» происходит от слова «канон»! Пресвитер. «Кануном» до сих пор называют столики в храме, куда складывают приносимые прихожанами продукты, которые по идее своей, как мы уже выяснили, предназначены для агап. Прихожанка. Батюшка, после всего услышанного, мне захотелось устроить, если не общую со всеми трапезу, то хотя бы с вами и вашей матушкой. Одним словом, я хочу пригласить вас к себе в гости ради такого светлого праздника. Пресвитер. С удовольствием приму ваше приглашение! До встречи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Отдельное от других поминовение кого-либо из усопших может иметь место лишь тогда, когда поминаемый является особо значимой для данного прихода или для Церкви вообще личностью. Например – духовный отец большинства присутствующих за богослужением, архипастырь или известный всем подвижник благочестия. В данном случае будет лучше не присоединять других имен к этому имени. Подобным образом может быть выделено одно имя и тогда, когда поминовение совершается около находящегося в храме гроба с телом поминаемого. Служение панихиды после Литургии. К сожалению, почти всеобщей стала практика совершения панихиды непосредственно по отпусте Литургии. Обычай этот не имеет никаких оснований в Уставе. Типикон не предусматривает возможности совершения тотчас после Литургии ни водосвятных молебнов, ни заупокойных треб, ни каких-либо еще богослужений. Литургия является завершением всего круга суточного богослужения, исполнением всех прошений и поминовений. После того как живые соединились в Таинстве Евхаристии с Самим Господом, а частицы, вынутые о усопших и не присутствующих за богослужением живых, были омыты Христовой Кровью, – всякое иное поминовение и прошение уже бессмысленны. Господь дарует Своим людям Себя – выше этого дара нет ничего ни на земле, ни на Небе. Устав подразумевает, что все без исключения молитвы суточного круга должны быть окончены до Литургии или отложены до окончания вечерни. В конце Литургии, после заамвонной молитвы, может быть совершен только краткий чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Такая практика существовала в Древней Руси, где даже так называемые царские молебны в дни тезоименитств и рождений совершались накануне, после вечерни. В Уставе дается точное и определенное указание относительно того, что по окончании Литургии не может быть никакого другого богослужения: по отпусте Божественный литургии исходит настоятель и братии последующим по нем два (то есть попарно) и глаголют псалом 144… Достигше же в трапезу, и кончену бывшу псалму, глаголем молитву трапезы «Отче наш…». То есть сразу по окончании Литургии должна начинаться трапе за, являющаяся, кстати, продолжением главной христианской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

А) относительно состава заупокойного богослужения в седмичные дни мы найдем следующее: а) В определении Московского, 1667 г., собора сказано: «Егда совершается поминовение о усопших, третины, девятины, сорочины, годины, или во ино время восхощет кто поминати родители своя, по вечерни бывает панихида, служба вся, якоже и на погребении, кроме стихир, блаженны, апостола и евангелия, и целования, в конце же службы или по отпусте ходят и на гроб, поюще: Со духи праведных, и прочая; диакон ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая; священник молитву: Боже духов, возглас: Яко ты еси воскресение и отпуст по обычаю за упокой. Наутрие совершается святая литургия о усопших, и во святей литургии чтется апостол и евангелие дне и усопшему, святому же на литургии не чтется ни апостол, ни евангелие того ради, от панихиды в вечер оставляется апостол и евангелие, яко да чтется во святей литургии. По заамвонней же молитве абие поют: Со духи праведных, и прочая; таже диакон, кадя над кутиею, глаголет ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая; священник молитву: Боже духов, и по возгласе: Яко ты еси воскресение, и абие Буди имя Господне, якоже и в Служебнике напечатано есть на л. 440. По отпусте же святыя литургии ходят и на гроб паки, аще тамо близ есть, и таяжде поют и глаголют, яко и по заамвонной молитве и отпуст за упокой». По смыслу этого постановления главные черты заупокойного богослужения суть следующие: накануне поминального дня после вечерни – панихида (та самая, устав которой изложен в 14 гл. Типикона, а последование в субботней службе 1 гласа Октоиха), и по окончании ее лития на могиле почившего; утром – заупокойная литургия и на ней – заупокойные апостол и евангелие, а по заамвонной молитве лития; по окончании литургии – та же лития на могиле. А так как в постановлении собора они указаны без различия по отношению к дням, то ясно, что применимы в равной степени и к субботним, и к седмичным. Нельзя этого сказать только о воскресных днях, потому что хотя соборным постановлением не исключены и сии дни, но они исключаются из числа поминальных дней, как выше мы уже заметили, Типиконом и Номоканоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

К этому тропарю добавляются два других, за которыми следует заключительная часть полунощницы, включающая несколько утренних молитв, псалмы 120 и 132, два заупокойных тропаря и одну заупокойную молитву. Полунощница субботняя почти полностью отличается по составу от вседневной. В состав субботней полунощницы вместо 118-го псалма входит 9-я кафизма, включающая псалмы 64–69. На ней также читается молитва святого Евстратия. Эта молитва, по преданию, принадлежит мученику, осужденному на сожжение в царствование императоров Диоклетиана и Максимина. Согласно житию, молитву «Величая, величаю Тя, Господи» святой Евстратий произносил по пути к месту казни. Полунощница воскресная отличается от субботней и вседневной тем, что на ней не читается кафизма, а вместо кафизмы исполняется канон. Октоих предписывает читать на воскресной полунощнице троичные каноны, принадлежащие перу Митрофана II, патриарха Константинопольского (1440–1443). Утреня Наиболее продолжительным и разнообразным по содержанию неевхаристическим богослужением суточного круга является утреня. По Уставу, она должна начинаться до рассвета и заканчиваться после восхода солнца. Этим в значительной степени обусловлена общая динамика данного богослужения. Оно начинается в сумраке, при погашенных светильниках, и начальная часть его носит покаянный характер. Постепенно общее настроение службы меняется, и завершающая ее часть проникнута духом благодарения и хвалы Богу, «показавшему нам свет». Если утреня совершается отдельно от вечерни и не входит в состав всенощного бдения, она начинается с «двупсалмия», включающего в себя псалмы 19 и 20, за которым следует краткая ектения с прошениями о церковных и гражданских властях. После ектении следует возглас: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Этот начальный возглас – характерная особенность утрени, отличающая ее от всех других богослужений. В том случае, если утреня входит в состав всенощного бдения, этот возглас переносится в начало вечерни, а двупсалмие и ектения в начале утрени опускаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении. Поминовение усопших на проскомидии и во время пения Достойно есть или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении как на литургии, так и на вечерне и на утрени, когда только сия ектения произносится на этих последних службах. Это поминовение усопших на вечерне, утрене и литургии не опускается даже и тогда, когда отменяются и решительно возбраняются все другие гласные заупокойные моления, не отменяются даже и в первый день Пасхи. Поминовение усопших в конце повечерия и полунощницы на заключительной ектении также никогда (за исключением седмицы Пасхи) не отменяется ни в воскресные дни, ни в великие праздники, если только в эти дни не отменяются самые службы повечерия и полунощницы 91 . Таковы основные моменты поминовения усопших на ежедневном богослужении. И как соответственно воспоминаниям круга седмичного и годового изменяются и в содержании и в строе отдельные службы, также подвергается изменениям и порядок поминовения усопших. Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти исключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднества и праздники соответственно степени каждого. При этом употребление в седмичные дни песнопений октоиха является большей частью как бы некоторым мерилом и для заупокойных молений. Чем больше берется песнопений из будничной службы октоиха, тем усиленнее моления об умерших. И, наоборот, по мере сокращения заимствований в седмичные дни из октоиха, сокращаются и заупокойные молитвословия. ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010