б) Применительно к субботним заупокойным уставам Типикона для седмичных дней составлено и издано в Киево-печерской лавре особое последование заупокойных служб под названием: «Всенощное бдение, бываемое о усопшем, егда во утрие погребение имать быти христианского тела или усопшему память единому или многим творити кто и о них потрудитися хощет», помещенное во второй части книги, имеющей заглавие: «Последование парастаса, сиречь великия панихиды». Впрочем, это последование (Всенощное бдение и т. д.) предназначается не только для седмичных, но и для субботних дней. Это видно из того, что в нем не один раз сделана оговорка: «аще есть суббота, поется то-то»: не сделано такой оговорки только относительно воскресных дней, откуда следует, что они не имеются в виду. Состав заупокойного богослужеиия в этом последовании есть следующий: Пред всенощным бдением – малая вечерия. На ней стихиры на Господи, воззвах мертвенны, или покойны (заупокойныя), на 4. Слава, и ныне, богородичен. Вместо прокимна – аллилуиа на 8 гл: со стихами: Блажени, яже избрал... и Души их во благих водворятся. Стихиры на стиховне покойны, первая просто, следующие две со стихами: Блажени, яже избрал... и Души их во благих водворятся. Слава, и ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище. На великой вечерни, с коей начинается всенощное бдение, стихиры на Господи, воззвах на 6: 3 из Минеи, либо из Октоиха и 3 покойны. Слава, и ныне, богородичен покойный одного гласа с покойными стихирами, а накануне субботы догматик настоящего гласа. Вход. Прокимен дня. Три паремии из Премудрости Соломона: Праведных души в руце Божией... Праведницы во веки живут... Праведник, аще постигнет скончатися... На литии стихира храма и стихиры покойны. Слава, покоин. И ныне, богородичен покоин. Спаси, Боже, люди твоя. Ектения: Еще молимся о Благочестивейшем... с прошением: Еще молимся о упокоении блаженныя памяти..., после которого Господи, помилуй 100. Возглас: Яко ты еси воскресение... Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Рукопись точно указывает, какие именно песнопения следует петь, но ничего не говорит о каноне утрени, который составляет ее ядро. Причину этого здесь следует видеть в том, что канон менялся в зависимости от социального и церковного статуса усопшего – был ли он мирянином, священнослужителем, ребенком, – так что соответствующие тексты следовало брать не из Евхология, а из других книг. Второй раздел чина – несомненно, самый интересный, ибо в нем имеются три идентичных литургических структуры, имеющих следующий порядок: I. Таким образом, здесь есть три антифонных псалма, каждый из которых имеет гимнографический периссий, длинее обычного, за которым идут диаконская ектения и молитва предстоятеля, а также один гимнографический текст (седален) и новозаветное чтение. Из вступительной рубрики ясно, что этот второй раздел службы представляет собой переход к богослужению другого типа: «И бывает ликостояние: два хора, и правый начинает первый антифон, с припевом „Аллилуия“ трижды» 802 . В самом деле, в данном случае язык кажется более подходящим для кафедрального, а не для монастырского богослужения – но какого именно? Ибо такая литургическая композиция, особая и самостоятельная, не обнаруживается в известных нам чинах константинопольского богослужения: ни Евхаристия, ни чины таинств, ни кафедральные или монастырские службы суточного круга не соответствуют такой структуре. По поводу происхождения рассматриваемой литургической композиции были предложены две гипотезы. Первая, сформулированная Виталиано Бруни, видит в трехчастной группе возможное подражание иерусалимскому кафедральному бдению – по аналогии с трехпсалмной структурой полиелея в чине воскресной утрени 803 . Вторая гипотеза, сформулированная Мигелем Арранцем, видит в этой группе псалмов первоначальное константинопольское заупокойное последование, которое, по мнению автора этой гипотезы, было не чем иным, как паннихис, то есть следовавшей за вечерней ночной службой 804 . Есть ли какое-нибудь решение у этой проблемы? Мы полагаем, что здесь присутствует важный элемент, которому не было уделено достаточно внимания исследователями: чтения Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Примеч. 2. В том же послед., л. 297, сказано: «от сея недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения... Феодора Студита ... По окончавии же чтения, глаголем тропарь преп. Феодора... и совершенный отпуст». Это выражение не то означает, что с этого воскресенья начинается чтение Оглашений Феодора Студита , так как они читались и во все предыдущие воскресные дни (см. в Тип., гл. 2, 3, 4 и 5), а то (как это можно понять из послед. понед. 1 седм. св. Четыред., Типик., л. 310), что с седмицы, следующей за неделей Мытаря и Фарисея, к заупокойным литиям, бывающим в седмичные дни, в некоторые из них, а именно по средам и пяткам, присовокупляется чтение Оглашений Студитовых и пение тропаря Феодору Студиту . На часах. B неделю Мытаря и Фарис. На 1 часе: Тропарь воскресный. По трисвятом – кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздник. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава, тропарь святых. Кондак воскресный. Тропарь воскресный. Слава – предпразднства. Кондак предпразднст. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздн. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздн. На 3 часе: Так же. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак воскресн. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздник. Тропарь воскресн. Слава, тропарь святых. Конд. Триоди. Тропарь воскресный. Слава – предпразднства. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак праздн. Тропарь воскресн. Слава – праздника. Кондак Триоди. На 6 часе: Так же. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. Тропарь воскресн. Слава, тропарь святых. Кондак святых. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. Так же, как на 1-м часе. На 9 часе пред вечернею: Так же. Так же, как на 3-м часе. Как на 1-м часе. Так же, как на 3-м часе. Так же, как на 3-м часе. Так же, как на 3-м часе. B неделю Блуднаго: На 1 часе:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха; – если есть светилен в Минее, то читается светилен святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...») 410 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны» Октоиха на 6. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого (если есть) и дня. Апостол и Евангелие – святого (если есть) и рядовые. Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день в период пред- или попразднства Устав совершения службы малому святому в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 10 сентября, 22 ноября, 5 августа и прочих. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет славной стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной. Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол, или в несколько колоколов, но не все вместе, а по очереди в каждый колокол. В последнем случае благовест называется «перезвоном» и «перебором» 225 . Слова «благовест» нет в Типиконе; в нем для означения благовеста употребляются слова: бить, клепать, знаменать, ударять; название же «благовест» весьма хорошо соответствует церковному звону. Собственно, звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе. В грамоте Новгородского Митрополита Корнилия (1692 г.) читаем: к божественным службам благовестити и сперва в один колокол, по благовесте же в подобное время звонити в рядовые дни в два колокола, а в воскресные дни и Господские праздники и нарочитых святых благовестити и звонити по уставу 226 . Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется три-звоном или трезвоном. Ударяют во вся кампаны и клеплют довольно три звоны. (Тип., послед. пасхи, утреня): «Трезвон в двои», т.е. в два колокола (Тип., часы в вел. среду). «Трезвон во вся» (хромовая 35 глава в Типиконе). Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному Богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня, повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия. В монастырях эти службы иногда совершаются отдельно между собою, и к ним бывает особый звон. Так, кроме вечерни, там бывает особый звон к повечерию. Типикон указывает все случаи, когда и как надо звонить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В «Московских Церковных Ведомостях» 1900 г., 50, в статье «о чтении апостола и евангелия на вечерне в навечерие Рожд. Хр. в субботу и неделю» замечено и основательно доказано, что в нашем уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рожд. Хр. всегда следует читать Евр. зач. 303 и Лук. зач. 5, и если навечерие случится в понед., вторн., среду, четв. и пяток, то читать именно на литургии Василия В., сливающейся в один состав с вечернею; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерни, отправляемой отдельно от литургии Златоустого.– След. праздничные чтения ( Евр. 303 и Лук. 5 ) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими.– В субботу пред Рожд. Хр., если она с тем вместе будет субботою пред неделею св. Отцов (нед. пред Рожд. Хр.), т.е. если случится 18–23 декабря, на литургии Златоуста надобно читать Галат. 205 и Лук. 72 . Если же сия суббота будет следовать за неделею пред Рожд. Хр., т.е. если случится 24 дек., то на литургии Златоуста надобно читать Гал. 207 и Мф. 53 ; на вечерни же, как сказано выше, Евр. 303 и Лук. 5 . Что касается 205 зач. Гал. и 72 Лук., то они в этом случае читаются в субботу предыдущей седмицы, т.е. 17 декабря в субботу, предшествующую неделе Отцов или пред Рожд. Хр. 2) Ноября 11 назначены два апостола и два евангелия двум святым этого дня; при них один общий им прокимен со стихом, один аллилуиарий со стихом и один причастен: Радуйтеся, праведнии... Держась установленного Типиконом и вышеизложенного порядка в распределении чтений, в седмичные дни надобно сначала пропеть дневной прокимен со стихом, потом прокимен святых без стиха, затем читать рядовой апостол, а после него два апостола святых под одно зачало 507 ; после того – аллилуиарий дневной и святых, рядовое евангелие и два евангелия святых под зачало; причастен дня и святых. В субботу же – прокимен святых со стихом и дневной без стиха, два апостола святых под зачало и отдельно рядовой, аллилуиарий святых и дневной, два евангелия святых под зачало и отдельно рядовое; причастен один: Радуйтеся, праведнии..., потому что он есть и дневной субботний, и святых 11 ноября. Можно, впрочем, как в седмичные, так и субботние дни ограничиться чтением апостолов и евангелий святых, а рядовые исполнить прежде. Глава 46 (дополнительная). О литургийных прокимнах, апостолах, аллилуиариах, евангелиях и причастнах при заупокойной службе

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неожиданный эффект заупокойных молитв: курьез в студенческом общежитии 2 мин., 01.10.2022 Жизнь порой умеет сочинять просто невероятные истории. А еще у нее отменное чувство юмора! В этом я убеждалась не раз и не два. Когда я училась на последнем курсе журфака, для меня началась «эра» клиросного послушания. Это был период, когда все богослужебные песнопения нужно было учить с нуля. Первые несколько месяцев наш хор пел только на литургии, а после нас начали привлекать и к вечерним богослужениям, и к венчаниям, и к заупокойным службам. Всё это, конечно, требовало расширения «репертуара». Учитывая подготовку к госэкзаменам, график был интенсивный. Разучивать материал приходилось вечерами, а то и ночами. Впрочем, я любила клирос, поэтому это меня не слишком напрягало. Однажды пятничным вечером я вернулась в университетское общежитие после очередной спевки. Соседки разъехались на выходные, и я планировала разучить песнопения панихиды. Потому как завтра нашему хору предстояло ее петь — впервые. «Все разъехались по домам — вот и отлично, никого не побеспокою», — думала я. Наш этаж почти опустел до понедельника, можно было петь хоть до утра. Только с соседнего крыла — мужского — доносилось негромкое бренчание гитары. Так как мне предстояло выучить две партии — альта и тенора — мои экзерсисы затянулись. Когда я закончила петь, звуки гитары уже умолкли, а часы показывали половину второго ночи. Довольная тем, что все-таки удалось всё успеть, я легла спать. Читайте также: Как модель стала наркоманкой, а теперь руководит семейным клубом трезвости ... После службы я приехала в общежитие и первым делом направилась на кухню, которая, к слову, находилась совсем рядом с моей комнатой. На кухне сидел мой однокурсник Олег — какой-то внезапно посерьезневший и притихший. Вообще-то, Олег был главным тусовщиком нашего курса. Любил, как говорят, оттянуться как следует. Поэтому такая метаморфоза сразу бросилась в глаза.

http://foma.ru/neozhidannyj-jeffekt-zaup...

Субботняя служба имеет особенности, связанные, во-первых, с тем, что в субботу совершается отдание гласа, во-вторых, с тем, что в Октоихе на ряду находятся некоторые заупокойные песнопения, которые, однако, поются только в том случае, если совершается парастас (заупокойная служба). Если же совершается обычная вседневная служба с пением «Бог Господь…» на утрене, то заупокойные песнопения опускаются. Устав вседневной субботней службы находится в 12-й главе Типикона. Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минее всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры мученичны Октоиха с вседневными припевами вечер­ни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»). Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи, воззвах…» (то есть можно спеть одну стихиру из стиховни и две из «Господи, воззвах…»). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее стихира отсутствует, то на «Слава, и ныне» поется стиховный Богородичен Октоиха. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа. §3.2.5. В случае двух святых в субботу Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого – 3; «Слава»: стихира первого святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры мученичны Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»). Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи, воззвах…». «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее стихира отсутствует, то на «Слава, и ныне» поется стиховный Богородичен Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В южнорусской церкви, усопших отпевали на Пасху так же, особым чином. Этот чин по южнорусским требникам до П. Могилы, во всем почти сходен с описанным «Указом» наших старорусских требников 822 . В требнике же Π. М., Указ о погребении усопших на Пасху ничем уже не отличается от современного 823 . Быть может, в требник 1658 г. этот Указ и был перепечатан из могилинского Евхологиона. е) Поминовение умерших Поминовение усопших в рассматриваемое время в русской церкви, как и теперь, было двух видов: частное, совершавшееся по просьбе отдельных лиц, желавших помянуть своих умерших родственников, и общественное, приурочивавшееся к седмичному (ежедневные заупокойные литии по окончании вечерни и утрени, и панихиды в пяток вечера) и годичному (так называемые, поминальные или «задушные« субботы) кругу богослужения. Как и теперь, третий, девятый, двадцатый (получетыредесятины) и сороковой (четыредесятины, сорочины) дни со смерти почившего, в древней Руси были днями поминовения по нем. Указание на эти именно дни, как дни поминовения, находим в, так называемых, «завещаниях о любви духовней», каковые завещания встречаются в некоторых рукописных требниках XVI в. 824 Эти завещания представляют из себя «слезное моление» умирающего к его духовному брату, чтобы этот последний, в случае смерти первого, «сотворил с ним, Бога ради, последнюю любовь и милость: пел бы за него канонец трижды на третины, девятины, четыредесятины«. После этого завещания и помещается, обычно, тот самый «канонец», который нужно было трижды петь за умершего брата в третий, девятый и сороковой дни со времени его кончины. Канон этот, обычно, носит надписание «канон за единоумершего» и употребляется доныне у наших старообрядцев для домашнего поминовения (которое может совершать и не духовное лицо) усопших, при чтении по ним Псалтири. В приведенном надписании не упоминается в качестве поминального дня двадцатый день по смерти умершего, но указание на это встречается в замечании одного старопечатного требника, именно, Иноческого потребника 1639 г. 825 В том же духе было сделано потом постановление на Соборе 1666/7 г. 826

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

2) двум святым – тропарь первого святого, «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – воскресный богородичен уходящего гласа. Малое повечерие Каноны Октоиха: Богородице и заупокойный. Если на повечерие выносится служба одному из святых (если случится память 3-х святых в один день), то также поется и канон данного святого из Минеи. По Трисвятом: 1) в храме Господском или Богородичном – тропарь храма, тропарь дня («Апостоли, мученицы...»); «Слава» – «Со святыми упокой...»; »И ныне» – «Яко начатки естества...». 2) в храме святого – тропарь дня («Апостоли, мученицы...»; «Слава» – »Со святыми упокой...»; " И ныне» – «Яко начатки естества...» Полунощница Субботняя, по обычаю. Утреня По «Бог Господь...»: – одному святому – тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря святого; – двум святым – тропарь первого святого (дважды); «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – воскресный богородичен по гласу тропаря второго святого. Кафизмы утрени – 16-я и 17-я; по каждой из кафизм бывает малая ектения. Седалъны по кафизмам – из Октоиха; по 16-й кафизме на «Слава, и ныне» читается воскресный богородичен уходящего гласа. Канон Службы   В храме Господском   В храме святого Богородичном   Малому святому канон храма на 6; канон святого на 4; канон Октоиха на 4   канон святого на 6; канона храма на 4; канон Октоиха на 4   Шестеричному святому канон храма на 4; канон святого на 6; канон Октоиха на 4 канон святого на 6; канона храма на 4; канон Октоиха на 4   Двум святым канон храма на 4; канон 1-го святого на 3; канон 2-го святого на 3; канон Октоиха на 4   канон 1-го святого на 6; канон 2-го святого на 4; канон Октоиха на 4 Катавасия: ирмос 1-го канона Октоиха; поется по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: Одному святому: седален святого (если святой шестеричный, то седален читается дважды); «Слава, и ныне» – богородичен Минеи. Двум святым: кондак и икос (если есть) 2-го святого, седален 1-го святого; «Слава» – седален 2-го святого; «И ныне» – богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010