Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748). По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…». На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2-й – «Память их в род и род», 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…». Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (см. по 1-м стихословии), «Иже просветивый святыя Твоя…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», и седален: «Страстотерпцы Господни…», стих: «Блажени, яже избрал…», и седален: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Богородице Дево Марие…». (Ср.: Типикон, гл. 13.) Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии . Припев к стихам 1-й статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко аще бы не закон Твой…», «Во век не забуду оправданий Твоих...». Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды .

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-06/

При многих Униатских церквах не было ни дьячков, ни пономарей; от этого почти нигде не совершались ни вечерни, ни заутрени, a Униатские Священники, Бог весть как приуготовившись, или и не приуготовившись по Церковным постановлениям к Богослужению, почти повсеместно читали обедни шёпотом. Если же где-либо, по случаю храмового праздника, Священник хотел отслужить вечерню и заутреню или всенощное бдение и литургию, как будто бы по Церковному уставу, то принуждён был заблаговременно искать дьячка, сколько-нибудь знающего Церковный устав и пение. Униатские Священники иногда совершали обедни и в Латинских костёлах, особенно по случаю погребения какого-нибудь богатого владельца. в таких случаях Ксёндзы дозволяли Униатским Священникам служить на каком-нибудь пристенном алтаре в углу костёла, и только изредка, по недостатку Ксёндзов, дозволяли служить им на главном престоле. По такому же побуждение Настоятели костёлов принимали иногда Униатских Священников в помощники себе, в качестве викариев. Это были бессменные работники, которые за какую-нибудь сотню злотых Польских обязывались сплошь совершать Христианские в приходе требы и почти ежедневно служить обедню: потому что Настоятель, или, как зовут Поляки, Пробощъ, занятый обращением с помещиками, редко являлся в костёл. Бывали случаи, как напр., после похорон, или поминок какого-нибудь богатого владельца, что приглашали на заупокойный обед и Униатских Священников, но для них, как для отверженных, поставлялись столы где-нибудь в отдалённых комнатах, или в углу, с простою пищей и питьём; тогда как Латинские Ксёндзы и монахи пресыщались роскошною пищей и дорогими напитками за почётным столом с господами. Такая же честь Униатам и в других странах Европы; в таком же презрении они и на Востоке. В Австрии (кроме Галиции, где большинство Униатского народонаселения, совращённого из православия в начале столетия, внушает правительству уважение к себе), и в других областях Ушаты терпимы только наравне с Протестантами. Как тем, так и другим, воспрещается совершать открытое Богослужение, а дозволено отправлять его как бы тайно, или частно, и притом в таких молитвенных домах, в которые не было бы хода с улицы; также запрещается при них строить колокольный звон для собрания своих единоверцев на Богослужение 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

О поминовении скончавшихся в Великом посте церковный Устав дает такое указание. Подобает ведати, яко аще будет брату нашему отыти ко Господу во святых сих днех посреде Седмицы, не бывают третины его даже до пятка вечера, тогда бо совершается панихида его: подобно и в субботу литургия его. Во грядущую же субботу бывают девятины его, аще случится, еще ли ни. Четыредесятницы же его бывают, егда число дней его исполнится. Приношения же и памяти его начинаются от Новыя недели, даже до исполнения дней четыредесяти 432 . Таким образом, поминовение 3-го и 9-го дней по кончине должны совершаться в две субботы, ближайшие ко дню кончины, независимо от того, будут ли эти субботы третьими или девятыми днями 433 . Хотя общее поминовение усопших в будничные дни Великого поста совершается почти ежедневно на так называемых обычных литиях, нарочитое поминовение с совершением полной литургии может быть только в первые четыре субботы 434 . Поэтому и уставное предписание о поминовении в Великом посте только к этим четырем дням приурочивает поминовение 3 и 9 дней скончавшихся в Великом посте. В одну из этих суббот может быть совершено поминовение и 40-го дня скончавшихся до начала поста 435 . Применительно к этому порядку должны совершаться и всякие другие нарочитые поминовения, например по случаю именин, годовщины, – они должны быть переносимы на ближайшие будничные дни, когда может быть заупокойная литургия, а в самые памятные дни должно ограничиваться только тем поминовением, какое тогда разрешается, т. е. поминовением на проскомидии, когда бывает полная литургия, или на литии, когда она совершается. Сорокоустное же поминовение скончавшихся в Великом посте начинается с понедельника Фоминой седмицы и продолжается пока не исполнится 40 литургий 436 . Поминовение усопших в будничные дни Великого поста невозможно потому, что в эти дни не может быть полной литургии. Но есть и еще причина, препятствующая совершению литургии в эти дни. У нас по доброй старой традиции, имеющей основание в церковном Уставе, поминовение усопших всегда сопровождается устройством поминальной трапезы, более или менее полной и обильной. Уже было отмечено, что с точки зрения Устава трапеза является продолжением богослужения, завершением дневного и вечернего богослужения. Поэтому, как вообще всякая трапеза православного христианина, так и поминальная в частности, должна быть в строгом соответствии на этот счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В древнерус. певч. рукописях кон. XVI-XVII вв. псалмовые стихи фиксировались в виде 9 различных формул обычно для 2, 3 и 17-й кафизм с припевом А., без обозначения гласа (иногда выписывались избранные стихи из всех положенных на утрене кафизм). Эту новую традицию, сменившую осмогласное пение кафизм (по Иерусалимскому уставу), исследователи приписывают Маркеллу Безбородому (сер. XVI в.). Она поныне сохраняется в богослужебной практике и певч. книгах старообрядцев-беспоповцев, в устной традиции казаков-некрасовцев. Мелодически развитые припевы А. могут включать аненайки . В совр. богослужении чтение кафизм и отдельных псалмов обычно замыкается славословием, включающим троекратную (или двукратную) А. (см. ниже). Традиция заканчивать трехпсалмия А. отмечена уже в соч. «О девстве» Псевдо-Афанасия (ок. 390): «После трех псалмов говори Аллилуиа» (De virginitate//PG. 28. Col. 276). Студийский и Иерусалимский уставы знают также вечерню и утреню «с Аллилуия» - с пением постовых или заупокойных аллилуиариев (см. ниже). А. является припевом к четным икосам акафистов , ко всем икосам заупокойного кондака (проимий      .- Требник большой. Л. 141об.- 143об., см. также л. 151об.- 152). В богослужении зап. обрядов А. также имеет широкое употребление. В богослужении рим. (см. Cabrol. Col. 1236), амвросианского (см. Cabrol. Col. 1240-1241), галликанского (см. Cabrol. Col. 1238-1239), испано-мосарабского (см. Cabrol. Col. 1241-1242), кельт. (см. Cabrol. Col. 1239-1240) обрядов можно выделить 3 вида А., к-рые различаются местом в богослужебном круге и строением текстов: 1) антифоны в псалмодии оффиция и в песнопениях Пасхальной ночи; 2) заключительные построения в песнопениях проприя мессы ( интроитах , офферториях , communio ), а также в антифонах и респонсориях оффиция в Пасхальное время; 3) самостоятельное песнопение мессы (см. Аллилуиарий, Тракт ). Пение А. на Западе сопровождается богатой мелизматикой (см. Секвенция , Юбиляция ). Лит.: Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1; Cabrol F.

http://pravenc.ru/text/114768.html

5. Заупокойная ектения состоит из прошений к Господу о том, чтобы Он упокоил в Царстве Небесном, души умерших, простив им все согрешения. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу. Всенощное бдение Всенощным бдением, или всенощною, называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни. Это Богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это Богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось. 1. Вечерня Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования. Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. " В начале сотворил Бог небо и землю " . Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия. Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира - Пресвятую Троицу: " Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздльней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков " . Потом он трижды призывает верующих: " Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему " . Ибо " все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Иоан. 1, 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

«На Соборе, своими познаниями в области богослужения, которыми он (Б.А.Тураев - Л.А.) превосходил даже и профессионалов практиков, и специалистов-ученых, обратил на себя внимание членов богослужебного отдела и был избран в трехчленную комиссию для выработки доклада о богослужебных преобразованиях, легших в основу суждений отдела, причем на долю Б.А. пришелся доклад о т.н. общественном богослужении (большая часть тезисов отделом была принята нерассмотр [енной]; сообщ. гл. обр. лишь по ходу), основная мысль этого доклада - необходимость преобразования не самого устава, но выполнения богослужения: нужно упорядочить нашу богослужебную практику, уничтожить царящую в ней пестроту, прекратить произвол исполнителей богослужения, доходящий иногда до анархии, погоню за разного рода художественными и церемониальными эффектами, в ущерб содержанию богослужения, потворство людской лености. Типик в качестве богослужебной нормы должен быть оставлен, в монастырях эти нормы должны выдерживаться вполне, соборные храмы должны приближаться к монастырской норме; для приходских храмов, т.к. они обслуживают рядовых мирян, занятых житейскими делами, уставная норма значительно облегчается за счет переменный частей богослужения, кафизм, стихир, канонов и т.п., например - отменяется повторение песнопений, полные кафизмы заменяются одним целым в рядовом их порядке и т.д., но зато устанавливается однообразный минимум таких частей для всех храмов, постоянные части богослужения сокращению не подлежат. Вместе с этой положительной программой Б.А. дает в своем докладе обширный проскрипционный список вошедших у нас в обычай типичных нарушений и искажений уставной нормы, например, замену в будничном богослужении рядовых переменных частей заупокойными - служение в такие дни всенощных с вечера и т.д., замену в праздничном богослужении кафизм акафистами; проектирует возобновление давно оставленного и забытой у нас, кроме Великого поста, службы с «аллилуйя» и поклонами для 3-х других постов. В связи с этим же основным докладом Б.А. внес несколько интересных предложений - об установлении праздника всем русским святым (это предложение было принято и Собором), - о введении обычая на вечернях в воскресные дни прочитывать все рядовые зачала из Апостола и Евангелия за истекшую неделю, чтобы народ имел возможность познакомиться с этими священными книгами в полном объеме...Б.А. высказано было в богослужебном отделе немалое количество других... мнений, проектов, замечаний, отзывов и т.д., как по основному вопросу об упорядочении богослужения, так и по нуждам текущей жизни (например, им, кажется предложено в Рождественский пост 1917 г. применить службу с «аллилуйя», поклонами и молитвою Ефрема Сирина). В протоколах богослужебного отдела Всероссийского Собора имя Б. А-ча, как активного участника в работах этого отдела, повторяется, несомненно, чаще других.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/27/...

В годовщину начала войны в Волгограде состоится ночное заупокойное богослужение 17 июня, 2013. Новостная служба После панихиды, в 5-м часу утра, состоится поминальная трапеза и встреча самого раннего в году рассвета — точно такого же, как в памятном 1941 году. 17 июня. ПРАВМИР. 22 июня на Троицкую родительскую субботу, которая в этом году совпадает с Днем памяти и скорби (начало Великой Отечественной войны), на Богоявленском приходе Волгограда впервые состоится ночное заупокойное богослужение, сообщает пресс-служба Волгоградской епархии . Храм расположен в Ворошиловском районе на ул. Тулака рядом с берегом Волги. В пятницу 21 июня в 17.00 здесь будет отслужена краткая вечерня, а после отдыха в 0.00 часов субботы 22 июня начнется утреня Родительской субботы с чтением 17-й кафизмы и заупокойного канона. Около 2.00 ночи начнется Божественная Литургия, по окончании которой молящиеся совершат исхождение из храма со свечами на церковный двор к поклонному Кресту, где в 4.00 утра (время нападения гитлеровских войск на нашу Родину) под открытым небом будет совершена панихида по всем усопшим. После панихиды, в 5-м часу утра, состоится поминальная трапеза и встреча самого раннего в году рассвета — точно такого же, как в памятном 1941 году. Для тех, кто не сможет посетить ночную службу, 22 июня утром в 9.00 также будет совершена традиционная субботняя панихида. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 июня, 2020 22 июня, 2019 22 июня, 2018 22 июня, 2015 18 июня, 2013 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 4 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-godovshhinu-nachala-...

ПРЕВОСХОДСТВО ЛИТУРГИЙНОГО ПОМИНОВЕНИЯ ПЕРЕД ВСЯКИМ ДРУГИМ    Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении.    Поминовение усопших на проскомидии и во время пения Достойно есть или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении как на литургии, так и на вечерне и на утрени, когда только сия ектения произносится на этих последних службах. Это поминовение усопших на вечерне, утрене и литургии не опускается даже и тогда, когда отменяются и решительно возбраняются все другие гласные заупокойные моления, не отменяются даже и в первый день Пасхи.    Поминовение усопших в конце повечерия и полунощницы на заключительной ектении также никогда (за исключением седмицы Пасхи) не отменяется ни в воскресные дни, ни в великие праздники, если только в эти дни не отменяются самые службы повечерия и полунощницы.    Таковы основные моменты поминовения усопших на ежедневном богослужении. И как соответственно воспоминаниям круга седмичного и годового изменяются и в содержании и в строе отдельные службы, также подвергается изменениям и порядок поминовения усопших. Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти исключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднества и праздники соответственно степени каждого. При этом употребление в седмичные дни песнопений октоиха является большей частью как бы некоторым мерилом и для заупокойных молений. Чем больше берется песнопений из будничной службы октоиха, тем усиленнее моления об умерших. И, наоборот, по мере сокращения заимствований в седмичные дни из октоиха, сокращаются и заупокойные молитвословия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

составитель Е. Кустовский От составителя Предлагаемая вниманию клирошан публикация субботних служб богослужебного Октоиха давно назрела. Это вызвано прежде всего тем, что во многих приходских храмах, помимо воскресно-праздничных служб, субботние службы также являются обязательными в расписании храмового богослужения. Однако именно субботние службы в том виде, в котором они изложены в Октоихе, вызывают наибольшее затруднение у храмовых уставщиков, чтецов и клирошан. В чём же конкретно проявляются эти трудности? 1 . Отметим прежде всего то, что субботнее богослужение никогда не совершается в той очередности, как оно изложено в Октоихе. Октоих содержит в одном разделе (суббота) две разные службы – всем святым (аще «Бог Господь») и заупокойную (аще «Аллилуиа»). Устав не позволяет соединять оба варианта, поэтому при составлении каждой конкретной службы уставщик или регент должен переместить ряд текстов из одного эпизода службы в другой – из цикла стихир на «Господи, воззвах» в стиховны вечерни или из хвалитных в стиховны утрени. Нужно достаточно хорошо знать 12-ю и 13-ю главы Типикона («О службе субботней…»), чтобы запомнить все перестановки, и применять их, не отвлекаясь во время службы на чтение Типикона или Богослужебных указаний. 2 . В субботнем богослужении присутствует очень важный элемент, именуемый в просторечии «Отдание гласа». Заключается он в том, что в стихирах на «Господи, воззвах» и в тропаре рядовому святому на вечерни поются воскресные Богородичны гласа недели. Однако в контекст службы тропарный Богородичен «уходящего гласа» не помещен, что нелогично. 3 . Если в субботу служится празднуемый святой, то устав предписывает петь перед каноном святого Богородичный канон воскресного Октоиха текущего гласа. Однако ирмосы указанного канона в воскресной службе выражены только инципитами (первыми словами), что вынуждает искать нужный ирмос в других богослужебных книгах. 4 . Имеет место терминологическая неточность в субботних службах различных гласов. Например, устав предписывает петь на стиховне заупокойной службы один мученичен и два мертвена. В службе 5-го гласа тексты даны в другом соотношении – два мученична и один мертвен. Какой стих следует петь перед вторым мученичным – остается только догадываться. Да и сам термин «мученичны» достаточно точно в уставе обозначает особую категорию песнопений (стихиры на «Господи, воззвах», 4-я, 5-я, 6-я и на стиховне 1-я). Но в службе 3-го гласа термин «мученичны» заменен термином «мученикам», что некорректно – термин «мученикам» использован в предыдущем цикле стихир (первые три на «Господи, воззвах»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен прежде святому (если положены), а потом дню. § 30. Субботнее Богослужение, егда поется на утрени «аллилуйя», или заупокойное Изложенное выше чинопоследование субботнего богослужения в Церковном Уставе называется Богослужением, егда на утрени поется Бог Господь. Есть другой вид субботнего Богослуженья, означающейся в церковном уставе: егда поется аллилуия. Особенности его заключаются в следующем. На вечерни. Стихиры на Господи воззвах поются не из одной минеи, но и из октоиха, именно: из минеи 3 и из октоиха 3 мученичны, с опущением первой стихиры. Стиховны стихиры октоиха 1-я мученична и 2 умершим, или покойны. По ныне отпущаеши и трисвятом тропарь дню: Апостолы, мученицы, пророцы, слава помяни Господи, и ныне – Мати святая. Если есть тропарь святому, то он поется со слава, а «помяни Господи» оставляется. По отпусте вечерни поется панихида по умершим. На повечерии – 2-й канон из октоиха утренний – усопшим. На утрени. Вместо " Бог Господь « поется аллилуия 3-жды на 2-й глас дневного тропаря со стихами: Блажени яже избрал... Души их во благих водворятся. Вместо тропаря святому из минеи поется дневной (2-го гласа): Апостоли, мученицы и пророцы 2-жды, слава: » помяни Господи » и ныне – Мати святая. Стихословятся две кафизмы: 16-я и 17-я; 16-я кафизма стихословится обычно, и после нее обычная малая ектенья, и седальны октоиха 2-й, 3-й и 4-й, Вторая же 17-я кафизма разделяется на две статии и стихословится так: Чтец читает 1-й стих: Блажени непорочнии в путь... а лик поет: Благословен ecu Господи. С этим припевом прочитываются и следующие стихи до стиха: яко аще бы не закон твой (ст. 92-й). Этот стих, вместо слава и ныне – аллилуия, поется 3-жды с тем же припевом: Благословен ecu Господи. После сего бывает ектенья об усопших: паки и паки... После ектеньи и возгласа священника поется 2-я статия кафизмы. Чтец читает: Твой есть аз... а лик припев: Спасе, спаси мя... Следующие стихи поются с тем же припевом до слов « жива будет душа моя ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010