Там в конце вечерни и утрени по вышеописанному принципу обходили свои храмы и святыни, т.е. гробницы почивших с пением соответствующих стихир. Там же молились о здравии и спасении, прочитывая по диптиху имена монастырской братии, как живой, так и уже умершей. К этим элементам (храмовому, заупокойному и заздравному) со временем присоединились моления об избавлении от грозящих бедствий (нынешнее прошение: «О еже сохранитися граду сему…»). Примечательно, что в литийных поминаниях совершалось поименное поминание, записанных в монастырском помяннике (синодике). Конечно, имен было много и поминались не все вместе за каждой литией, но по частям в течение 6 дней, то есть от утра понедельника до утра субботы. В субботу вечером и воскресенье утром литии хотя и бывают, но усопшие не поминаются, так же как и на великие праздники, включая Страстную и Пасхальные седмицы, а в воскресенье вечером литии вообще совершать не положено. По этой причине Радоница начинается не раньше вечера понедельника. Богослужебные порядки лавры св. Саввы воспроизводились и в других монастырях. Правда, при этом литийные выходы соответствующим образом модифицировались применительно к местным условиям, но все они состояли из обхождения монастырских храмов и местных святынь. Особенно это было уместно на храмовые праздники и дни местночтимых святых. Ввиду того, что ни одна часть богослужения не была так связана с местными условиями и обстановкой церковнобогослужебной жизни, как лития, поэтому ничто так, как лития не разнообразилось и не видоизменялось в зависимости от них. В эволюции чина литии храмовый элемент постепенно отходил на последний план. Вместе с тем в значительной степени теряли свое значение и самые литии. Все это понятно, так как «исхождения» имеют свой полный смысл лишь тогда, когда налицо особо чтимые святыни, оправдывающие такие выходы, но в большинстве храмов не было соответствующих условий для литийных выходов. В результате они стали совершаться реже и по-своему. Уже в Синайском богослужении лития состояла лишь из одного выхода — к Святой Купине.

http://azbyka.ru/video/32-litija-i-ee-vi...

В виду этого данная суббота была названа Дмитриевской! И в 1903 году даже светской властью сделано было распоряжение о совершении в войсках поминовения усопших воинов именно в эту субботу. По какому чину это делать? По тому самому чину «поминовения о православных воинов». Более того, этот чин соответствует не только тому, чтобы использовать его в Димитриевскую субботу, но и для поминания воинов ВОВ. Тем более, что в этом году поминание совпадает с субботой, что вполне согласуется с Уставом. А если данное поминание выпадет в будний или праздничный день? Как быть? По тому же принципу как и с Дмитриевской субботой. Надо переносить поминание на ближайшую субботу, если она будет обычной. Мы уже говорили, что каждая вообще суббота, в особенности когда поется октоих, среди остальных дней седмицы является по преимуществу днем поминовения усопших. Впрочем, поминальной служба на этот день может быть только в том случае, если с ним не совпадет память какого-либо праздника, начиная от праздников со славословием. Да и на основных службах общественного богослужения Церковный Устав в обычные субботы разрешает лишь сравнительно немного из заупокойного. Зато в дополнение к суточному кругу служб накануне субботы в пяток после вечерни назначается великая панихида, на которой поется заупокойный канон октоиха рядового гласа. Субботний заупокойный канон опускается лишь в самых редких случаях, и на крайний случай переносится на повечерие. Так что вы всегда можете вечером (накануне субботы), совершить панихиду или литию. Как это делать по мирскому чину, мы обсуждали на Радонице. И уже сегодня вечером в чине полунощницы или же отдельно (после вечернего правила) призываю вас совершить поминовение о всех за веру и отечество на брани жизнь свою положивших с мольбой о прощении им всякого прегрешения, вольного же и невольного. Всех с наступающим днем победы! Не прощаюсь. До скорой встречи. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 283  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться:

http://azbyka.ru/video/36-pominanie-usop...

Совершается она довольно часто, и в положенные дни она неотменно должна быть, хотя бы в храме при богослужении кроме священнослужителей и не было других богомольцев.    При совершении обычной литии не бывает приношения колива или кутии. Кутия, известного символического значения, является как бы малой трапезой в память усопших, причем трапезой своеобразной праздничной. Поэтому при повседневной будничной службе кутии и не должно быть, да и практически не беззатруднительно приготовлять ее почти ежедневно и по дважды в день. (См. выше о чине благословения колива). При общем поминовении кутия приносится только на пятничную панихиду, которая и по строю своему значительно торжественнее литии, и как реже совершаемая, выделяется из ряда повседневных служб. На панихиду раз в седмицу, предполагается, соберется и богомольцев больше, чем в другие — будничные, работные дни. ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ    Иное дело частное поминовение по просьбе отдельных богомольцев, совершающих память своих усопших сродников. Усердствующие должны озаботиться и о кутии, ибо день поминовения, день «памяти» того или иного усопшего для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. Предполагается, что вместе с совершающими поминовение и их живые сродники и друзья примут участие в молитве об усопших и потом помянут последних кутиею, а, может быть, и более полной трапезой. Поэтому для частного поминовения Служебник дает особый чин над кутиею в память усопших,излагая его в двух редакциях: 1) на литургии и 2) на вечерне.На литургии этот чин совершается по заамвонной молитве. На нем, как и на литии, поется Трисвятое, Отче наш, Со духи праведныхи произносится сугубая заупокойная ектения. Особого отпуста не может быть, так же как и начального возгласа, так как в данном случае чин над кутиею включается в состав другой службы — «литургии».    Вечерний чин над кутиею, хотя и совершается самостоятельно и потому имеет и свое начало и свой отпуст, но и он не имеет той торжественности, с которой совершается обычная лития.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Совершается она довольно часто, и в положенные дни она неотменно должна быть, хотя бы в храме при богослужении кроме священнослужителей и не было других богомольцев. При совершении обычной литии не бывает приношения колива или кутии. Кутия, известного символического значения, является как бы малой трапезой в память усопших 652 , причем трапезой своеобразной праздничной. Поэтому при повседневной будничной службе кутии и не должно быть, да и практически не беззатруднительно приготовлять ее почти ежедневно и по дважды в день. (См. выше о чине благословения колива). При общем поминовении кутия приносится только на пятничную панихиду, которая и по строю своему значительно торжественнее литии, и как реже совершаемая, выделяется из ряда повседневных служб. На панихиду раз в седмицу, предполагается, соберется и богомольцев больше, чем в другие – будничные, работные дни. ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Иное дело частное поминовение по просьбе отдельных богомольцев, совершающих память своих усопших сродников. Усердствующие должны озаботиться и о кутии, ибо день поминовения, день «памяти» того или иного усопшего для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. Предполагается, что вместе с совершающими поминовение и их живые сродники и друзья примут участие в молитве об усопших и потом помянут последних кутиею, а, может быть, и более полной трапезой. Поэтому для частного поминовения Служебник дает особый чин над кутиею в память усопших, излагая его в двух редакциях: 1) на литургии и 2) на вечерне. На литургии этот чин совершается по заамвонной молитве. На нем, как и на литии, поется Трисвятое, Отче наш, Со духи праведных и произносится сугубая заупокойная ектения. Особого отпуста не может быть, так же как и начального возгласа, так как в данном случае чин над кутиею включается в состав другой службы – «литургии». Вечерний чин над кутиею, хотя и совершается самостоятельно и потому имеет и свое начало и свой отпуст, но и он не имеет той торжественности, с которой совершается обычная лития.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Девятый час читается перед самой вечерней, т. е. читается в монастырях и разве в весьма немногих церквах, а по большей части оставляется совсем –как будто лишний. Впрочем, чтобы не погрешить против истины, нужно сказать, что случается слышать чтение его иногда и в приходских церквах, но перед литургией, сейчас после шестого часа. Казалось бы, если уж стает усердия прочесть его, то зачем уклоняться от установленного церковным уставом порядка? Ведь в уставе прямо сказано: «не бо туне, ни яко же прилучися о молитве умыслиша святии отцы, и церкви устав предаша, но разум имуще в молитве с правою мыслию плод имети будем». Все установлено св. отцами в строгом порядке, все имеет свой смысл и значение. К чему ж произвол, нарушающий этот порядок? Так-то, мой друг, не в осуждение никому сказать, и многое у нас. Там произвол, а там нерадение, то опустили, другое оставили, третье недоразумели и т. д., а за этим недалеки уж и холодность ко всему святому, и забвение Божьих заповедей, и нелепое толкование уставов Церкви, и уродливое понимание требований веры, по которому, например, не считают за грех во время постов вместо скоромного объедаться сладкими и солено-кислыми снадобьями; воздерживаться от масла и тут же делать всякое зло своему ближнему. А еще дивятся, что в нашем православном народе так много суеверий, так много грубого, нелепого и даже прямо противоположного учению и заповедям Христовым. Откуда ж и как бы он просветился, когда даже в церкви – главной, а для него и единственной, учительнице веры, далеко не все идет благообразно и по чину: когда, с одной стороны, он всецело не понимает, что читают или поют, а с другой – еще это нерадение, это неблагоговение, нередко переходящее в явное бесчиние читающих и поющих? Поневоле кинется в слушание разных «скверных бабьих басен», чтобы слушать и знать хоть что-нибудь. Жажда веры в душе человека всегда так сильна, так неодолима, что если он не находит чистых источников для удовлетворения ее, то готов броситься и бросается на первый призыв –удовлетворить ее, хоть бы предлагали ему чистейшую отраву. Письмо 17. Службы заупокойные

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Проблема унификации музыкального материала как важнейшей составляющей богослужения так или иначе всегда стояла перед Русской Православной Церковью, на разных исторических этапах в нашей церкви предпринимались меры, направленные на закрепление сложившихся традиций и выявление типовых, канонических вариантов песнопений. В настоящее время допускается довольно широкое стилевое разнообразие как избираемого для богослужений музыкального репертуара, так и манеры его исполнения (естественно, при этом ведется широкая дискуссия о канонических ориентирах в этой области). Тем не менее, есть важнейшая практическая необходимость существования епархиального канона церковного пения, возникающая при соборном служении (особенно, на архиерейских службах). При составлении настоящего пособия учитывался предыдущий опыт создания таких учебников, мелодии были сверены по историческим публикациям нотных обиходов и октоихов, в его основу легли традиции церковного пения СПбДАиС, в том варианте, который сформировался прежде всего в результате многолетней преподавательской деятельности М. И. Ващенко и И. М. Ружанского. Вместе с тем, в некоторых случаях была выверена ритмическая сторона нотации, уточнено голосоведение в гармонических оборотах. Одной из главных задач было максимально деликатно сохранить все те особенности церковного пения, которые присущи современной сложившейся традиции Санкт-Петербургской епархии, и которые составляют ее уникальный возвышенный стиль, даже если речь идет об обиходных песнопениях. Содержание Осьмогласие Глас 1-й с. 5 Глас 2-й с. 11 Глас 3-й с. 17 Глас 4-й с. 23 Глас 5-й с. 29 Глас 6-й с. 34 Глас 7-й с. 40 Глас 8-й с. 46 Приложение Глас 1-й с. 53 Глас 2-й с. 53 Глас 3-й с. 54 Глас 7-й с. 55 Прокимны вечерни, дневные с. 57 Заупокойные песнопения с. 60 Песнопения Пасхи с. 80 Молебные песнопения с. 89 Песнопения из чина Крещения с. 91 Песнопения из Всенощного бдения с. 91 Песнопения архиерейского богослужения с. 96 Комментарии с. 99 Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что такое умный свет, к наслаждению которым Господь создал нас? Представь весь свет Библии и Евангелия, Ветхого и Нового Завета, весь свет богослужения Христианской Православной Церкви, свет всех писаний святых отцов, различно умудренных Богом к составлению бесконечно разнообразных писаний, свет всех писаний и учений светских писателей благонамеренных и различно умудренных Богом по разным отраслям знания – вообрази, какой свет обитал в душах их, как велик, богат, сладок, пленителен для ума и сердца этот свет, до того, что иные люди ненасытно алкали этих знаний, этого света, и помни, и знай, что всё это только маленькая частица того умного света, который узрят на небе избранные Божии, ибо там свет умный изливается непосредственно от Самого Бога, Источника бесконечной премудрости, благости, правды и святыни. Язвы и раны и страдания мучеников суть язвы, раны и страдания Христовы (я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем [ Гал.6:17 ]), ибо они члены Его и Он Глава их. Вот почему и их язвы и раны, их кровь исцеляют прикасающихся к ним с верою. Во время соборного служения литургии в соборе (заупокойной по Петре Петровиче Юдениче), я чувствовал в себе бездну немощей духовных и телесных; это подало мне повод к глубокому смирению, покаянию, умилению со слезами. Причастился животворно, употребил Святые Дары до говорения заупокойных возгласов на отпевании; пред временем возгласа, который следовало говорить мне, случилось искушение претяжкое из-за пустого обстоятельства, потрясшего меня по действию диавольскому громадным образом и возбудившего злое негодование на виновника его: в алтаре сторож уронил на пол ковшичек, сильно зазвеневший; едва я усердным призыванием в помощь Господа избавился от зла на виновника этого случая, едва успокоился – и, слава Богу, возглас произнес весь, не скрадывая, чего давно не мог я сделать по страхованию диавольскому; при говорении возгласа явно Господь помогал мне, и после него я чувствовал себя весьма покойно и торжествовал как победитель благодатию Божиею; три возгласа пришлось мне говорить, и все сказал сполна. На поминальном обеде согрешил: довольно пил вина разных видов (горькой водки, хересу две рюмки, лафиту стакан, сотерну рюмку, меду стакана два) и оттого к вечерне пришел полупьяный и служил без ектений; после вечерни с повечерием был краткий молебен. Затем исповедь пяти женщин. Тяжело было нетрезвому исповедовать. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать исповедать Его благость, всемогущество, величие и власть, что Он есть воскресение и живот и покой усопших рабов Своих; в содеянном же дурно прошу прощения и неосуждения по великой и неизреченной Его милости. Мне не надо пить вино – вредно для сердца и для тела. Даруй мне, Господи, исполнить волю Твою благую. 14 апреля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кладбища и панихиды . Кладбища на Руси всегда были местом внимания и заботы. В русских городах они содержались в образцовом порядке, засаживались деревьями и цветами. Они представляли собой великолепные парки с тенистыми аллеями. Входящие на кладбища мужчины снимали головные уборы и оставались с открытой головой, пока находились на кладбище. Конечно, курение папирос на кладбище не допускалось. При входе на кладбище крестились, и всё время вели себя серьёзно и благоговейно. Сельские кладбища иногда представляли печальную картину своей запущенностью. На кладбищах русские люди погребали дорогих сердцу родителей, детей, сродников, друзей и благодетелей. Они возбуждают у нас чувства любви и уважения. Многие находят единственное утешение побывать на кладбище и там поведать скорбь свою близким и родным, сокрытым в могиле. Слёзы невольно льются из глаз на могилах родных, тяжёлые воздыхания сами рвутся из сердец наших. Зарытый в могиле прах нам дорог и мил, поэтому многие часто посещают могилы своих близких, служат о них там панихиды, возжигают свечи и лампады. В эмиграции эта практика приняла широкое распространение среди наших соотечественников. В Буэнос-Айресе это особенно заметно. Однако, служение панихид на могилах не предвидено нашим богослужебным уставом. Там мы находим следующее указание о поминовении усопших: “Егда совершается поминовение о усопших, по вечерни бывает панихида, служба вся, яко же и на погребении, кроме стихирь, блаженны, Апостола и Евангелия, и целование, в конце же службы ходят и на гроб, поюще: “Со духи праведны” и проч., дьякон ектению: “Помилуй нас, Боже” и проч., священник молитву: “Боже духов” и проч., по отпусте возглашение за упокой.” Таким образом, на могиле по уставу служится лития, но не панихида. Это объясняется тем, что панихида есть сокращение заупокойной утрени. Утреня же служится в храме перед святым престолом. Православный храм, освящённый благодатью Духа Святого, является местом совершения всех богослужений. Естественно, что в храме Божием приличествует служение панихид по усопшим, а не на могилах, не освящённых.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Председатель Синодального отдела по делам молодежи принял участие в скаутском слете Братства православных следопытов в Кемеровской области 5 июля 2021 г. 13:50 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим принял участие в ежегодном Открытом областном скаутском слете «Мы — Кузбасс!», приуроченном к 300-летию Кузнецкого края. Мероприятие проходит по благословению митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха в поселке Шестаково (Чебулинский район Кемеровской области) с 29 июня по 5 июля 2021 года. Организаторами выступают отдел по делам молодежи Кемеровской епархии при содействии Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Кузбасский центр детского и юношеского туризма и экскурсий». 3 июля, по прибытии в лагерь, епископ Серафим как председатель правления Братства православных следопытов (БПС) пообщался с духовниками, руководителями отрядов, а также с юными разведчиками, которые приехали не только отдохнуть, но и повысить свои скаутские навыки. В этом году в скаутском слете участвуют более 290 человек в возрасте от 7 до 16 лет из отрядов Братства православных следопытов Мариинской , Новокузнецкой , Кемеровской епархий, а также представители из Томска, Омска, Канска и Москвы. В программу лагеря вошли: сдача рапортов и репетиций парадного марша, участие в мастер-классах по скаутским должностям, вечерние костры, спортивные и интеллектуальные состязания, экскурсии в Чебулинский районный краеведческий музей и на мараловую ферму, традиционные испытания на третий скаутский разряд, участие в «Гонке патрулей» и Большой скаутской игре, волонтерская деятельность, концерт фольклорных коллективов Чебулинского района и многое другое. Епископ Серафим возглавил традиционную церемонию, посвященную памяти усопших наставников скаутского движения, а также совершил заупокойную литию. За богослужением молились епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий , заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, заместитель руководителя правления БПС священник Алексий Соловьев, а также участники лагеря.

http://patriarchia.ru/db/text/5825944.ht...

В Германии новые веяния распространялись монахами бенедиктинской конфедерации Бойрона, основатели к-рой (братья М. и П. Вольтер) имели тесные связи с Солемом. В Бельгии действовал кружок К. Каллеверта ( 1943). Однако безусловным лидером стал свящ. Л. Бодуэн ( 1960), принесший обеты в аббатстве Кейзерсберг (Мон-Сезар). На национальном конгрессе «Католического действия» в Мехелене (Бельгия) в сент. 1909 г. он выступил с докладом «Подлинная молитва Церкви», в к-ром говорил о литургии как об источнике духовной жизни и о роли мирян в Церкви. Его выступление понравилось кард. Д. Ж. Мерсье, так что в итоге конгресс принял ряд общих рекомендаций: необходимо популяризовать тексты мессы (прежде всего воскресной) через публикацию параллельных переводов на национальных языках, стремиться придать более литургический характер народному благочестию (напр., мирянам предлагалось читать комплеторий в качестве вечерней молитвы, использовать молитвы из чина мессы для личного приготовления к причащению и для благодарения после него) и проч. Вышедший вскоре труд Бодуэна «Благочестие Церкви» (1914) стал манифестом Л. д. Чтобы сделать богослужение центром духовной жизни, не надо искусственно создавать общины любителей древнего благочестия, необходимо начинать с проповеди среди приходского духовенства, которое должно работать над тем, чтобы миряне знали обряды мессы и могли следить за читаемыми текстами; необходимо восстановить общинное пение, сделать воскресную вечерню и повечерие вторыми по значению после воскресной мессы службами для народа, превратить заупокойную службу из приватной в общинную и бороться с ее помощью с дехристианизацией обрядов поминовения усопших; стремиться к тому, чтобы литургия и церковный календарь стали основой домашнего благочестия, чтобы через литургию народ изучал основные догматы веры; способствовать научному изучению богослужения и популяризации достижений литургики; создавать литургические кружки, научные сообщества и центры по изучению богослужения. По инициативе Бодуэна в аббатстве Кейзерсберг с 1910 г., а в Маредсу с 1912 г. проводились ежегодные литургические недели для обучения приходских клириков. Однако в 1931 г. из-за своей экуменической деятельности, которая противоречила одобряемому Римом прозелитизму, Бодуэн был принужден покинуть Бельгию и поселиться в затворе на юго-западе Франции.

http://pravenc.ru/text/2110592.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010