Вседневная субботняя служба – одна из самых трудных служб в уставном отношении. Церковный Устав различает два типа субботних богослужений: – «Обычная» субботняя служба, когда на утрени поется «Бог Господь...» (12 глава Типикона); – Заупокойная субботняя служба, когда на утрени поется «Аллилуия» (13 глава Типикона). В этом случае на богослужении преобладают заупокойные песнопения; из Минеи же поются только 3 стихиры на «Господи воззвах...» и канон на утрени. В данном пункте мы рассмотрим только 1-й вид вседневного субботнего богослужения, так как особенности субботней заупокойной службы целесообразнее разобрать в отдельной главе, посвященной заупокойным службам. Уставные указания, относящиеся ко вседневной субботней службе, когда поется «Бог Господь...», кроме 12-й главы Типикона, можно найти в 11-й и 52-й главах Типикона, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи. Вседневные вечерня и утреня, совершаемые в субботу, имеют следующие особенности. Вечерня Кафизма – 18-я. Стихиры на «Господи воззвах...»: – если празднуется память одного святого (малого или шестеричного) – стихиры святого на 6; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – воскресный догматик уходящего гласа. – двум святым – 3 стихиры первого святого и 3 стихиры второго святого; «Слава» – стихира 1-го святого; «И ныне» – воскресный догматик уходящего гласа. Входа нет. Стихиры на стиховне: Стихиры «мученичны» Октоиха со вседневными припевами вечерни ( " К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...» ); при этом поются те стихиры Октоиха, которые находятся на «Господи воззвах...» 342 , а припевы, так как они отсутствуют в Октоихе на ряду, берутся из Часослова. После стихир Октоиха иногда по Уставу поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября, 6 ноября, 22 января и др.). «Слава» – стихира святого из Минеи; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». (Если нет в Минее стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется богородичен Октоиха). По «Ныне отпущаеши...»: 1) одному святому – тропарь святого; «Слава, и ныне» – воскресный богородичен уходящего гласа;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Такую практику одобрить нельзя. Устав, правда, знает случаи чтения помянников во время пения Господи помилуй. Но это чтение тайное на молитве «Боже духов» на заупокойной ектении, и такое тайное чтение во время праздничной литии на вечерни. Двоегласия же не должно быть в богослужении. Если наши богомольцы любят поминать своих усопших и не желают расстаться с тем, чтобы имена их были возглашаемы вслух всех предстоящих в церкви, конечно, для того, чтобы все помолились о них, то пусть и сами, в свою очередь, не поскучают при чтении других поминаний, и помолятся не о своих только, но о всех поминаемых, чьи имена возглашаются. Если же при всем желании трудно и невозможно почти сохранить одинаковое молитвенное настроение на все время продолжительного чтения одних имен, если продолжительное чтение многих имен утомительно и скучно, то надо сократить такое чтение, заменив его тайным чтением не одних только священнослужителей, а и богомольцев, и не вводить двоегласия и многогласия, осужденных еще Стоглавым собором.    Целые поколения растут в том ложном понятии, будто поминовение на ектении имеет большее значение, чем поминовение на проскомидии и на «Достойно есть», что заупокойная литургия не будет заупокойной, если не будет поминовения усопших на ектении, тогда как по существу после двукратного тайного поминовения имен гласное возглашение их на литургии почти излишне. Поэтому, если для гласного чтения имен живых в чине литургии совсем не указывается места, то и для гласного чтения имен усопших, ради которого на литургии может быть в известных случаях произнесена особая ектения, должны быть известные более или менее строго определенные рамки.    Бесконечное чтение поминаний на литургийной заупокойной ектении оправдывается тем, что в Уставе будто бы нет никаких ограничений на этот предмет. Но это только так кажется. Надо иметь в виду, что Устав вообще нередко не говорит прямо о той или иной подробности, предполагая, что она сама собою вытекает из всей стройной уставной системы, что она сама собою должна быть понятна и ясна для его читателя, внимательного и вдумчивого, каким Устав всегда представляет своего читателя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

15 См.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии (XIV в.). М., 2002. Вып. 1. С. 579. 16 О ЯМЗ. 15472 как епископском Служебнике см.: Желтов. Чин Божественной литургии... С. 323–325. Наше предположение о том, что ГИМ. Син. 892 также предназначался для епископа, основывается на следующих наблюдениях: 1) первоначальный текст рукописи не включает в чин литургии молитву протесиса – а протесис мог совершаться без участия епископа; 2) молитвы вечерни и утрени здесь не сопровождаются никакими рубриками; 3) качество, с которым изготовлена рукопись, указывает на высокое положение заказчика. 17 Как уже было отмечено выше, среди русских рукописей старше XV в. молитвы малых часов встречаются лишь в уникальных по составу Требниках ГИМ. Син. 675 и 900. В настоящее время научное издание этих списков готовит А. С. Филиппов, пишущий под нашим руководством магистерскую диссертацию в ПСТГУ. 18 В РГБ. Рум. 398, последней из рукописей, где утреня предваряет вечерню, после вечерни также выписаны молитвы – но не паннихис, а заупокойного последования (см. ниже). 19 В РНБ. Соф. 522 между вечерней и паннихис помещены уставные указания о вечерне и утрене, а также чин краткого молебна, так что общий порядок последований здесь таков: У – В -[краткие статьи, относящиеся к суточному циклу богослужения]- П . 20 В греческих рукописных Евхологиях молитвы вечерни, как правило, выписаны первыми. Тому же порядку в основном следуют и Служебники пост-студийской эпохи, включая современные издания. 21 Обычай выписывать последования служб суточного круга начиная не с вечерни, а с полунощницы или с утрени также хорошо известен и в византийской, и в русской традициях. В частности, именно в таком порядке службы суточного круга приведены в современных изданиях Часослова. В древнерусских Часословах встречаются оба порядка (см.: Слива E. Э. Часословы студийской традиции в славянских списках XIII–XV веков: Классификация по особенностям состава//Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1999. Т. 51. С. 91–106).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Каждый день, читая вечернее молитвенное правило, мы просим у Бога – «даждь ми память смертную»... Но действительно ли мы ищем эту память и не стараемся ли мы бегать от напоминаний о смерти? Не смотрят ли некоторые как на большую неприятность, когда им приходится иметь дело с покойниками – участвовать в похоронах родных и знакомых? Христианину необходимо изменить подобное отношение к покойникам и не только не бегать от напоминаний о смерти, но искать памяти о ней, как делали все истинные христиане. Способствует памяти смертной постоянная личная молитва об умерших наших близких и знакомых и присутствие на церковных богослужениях, посвященных молитве об умерших – заупокойных всенощных, литургий и родительских суббот, на панихидах и при отпевании усопших. Помня о возможности каждодневной внезапной смерти, мы будем тогда, в согласии с советом святых отцов, проводить каждый день, как последний день нашей жизни, в страхе перед Богом и в служении ближним. Но не только о близости своей смерти должны мы думать: мы должны предполагать, что и наши ближние и друзья могут быть взяты смертью сегодня же или что мы видимся с ними в последний раз в жизни. Поэтому при встречах с людьми – безразлично, близкими или дальними – надо всегда думать, что мы говорим с ними в последний раз, служим им перед самой их смертью и что следующая наша встреча будет уже перед Престолом Всевышнего Судии. И как важно, какова была у нас последняя встреча, под впечатлением которой наш ближний будет свидетельствовать о нашем к нему отношении. Смерть по существу есть наказание за грех и как наказание не может быть не страшным. О моменте разлучения души с телом Господь говорит как о «вкушении смерти» ( Мф.16,28 ; Мк.9,1 ; Лк.9,27 ), указывая этим особые и неизвестные для нас переживания в это время. Поэтому смерть – великое и страшное таинство. К часу смертному святые и праведники готовились как к самому важнейшему и решающему моменту жизни для человеческой души. И если человек чувствует, что в нем еще силен грех, что над ним еще имеет власть темная сила, он не может не бояться смерти. Но если сердце живет любовью ко Христу, то смерть должна уже не пугать, а манить к себе: душа христианина, как невеста, должна стремиться к встрече со своим Женихом-Христом. Она должна радоваться при надежде на скорое свидание и со своими любимыми покровителями из числа святых Торжествующей Церкви и возможности увидеть их славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

По 6-й песни: кондак и икос 1-го святого. По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то чита­ется эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха; – если в Минее находится только один светилен, то читается светилен Минеи; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха; – если в Минее приводятся два светильна, то сле­дует читать светилен 1-го святого, светилен 2-го святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами ут­рени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то после стихир Октоиха на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени». §2.2.6. В случае одного святого (шестеричного или малого) в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав совершения службы одному святому в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 7 сентября, 10 сентября, 15 сентября и прочих. По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Кафисмы по Уставу (всегда читается 2 кафисмы, в том числе и в период зимнего расписания – 3-я кафисма в этом случае переносится на грядущую вечерню). Седальны по кафисмам – седален праздника, «Слава, и ныне»: еще раз тот же седален. Канон : – если служба святому без знака: канон праздника на 8 и канон святого на 4. Катавасия – ирмос канона святого; поется по каждой песни (так как используется вариант «Поем Господеви…», который предполагает пение катавасии по каждой песни). По 3-й песни: кондак и икос (если есть) святого, седален святого; «Слава, и ныне»: седален праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Так в Церковном Уставе об участии диакона в отправлении всенощного бдения говорится: «Взем же диакон стихарий свой и орарий, емлет благословение от священника, и целовав десницу его, облачится во стихарь обычно“. (Уст. Ц. гл. II, чин великия вечерни). Тоже самое полагается и в уставе об облачении диакона пред литургиею: «Таже приходит ко священнику диакон, держа в десной руке стихарь с орарем, и подклонив ему главу глаголет: Благослови владыко стихарь с орарем“, и получив благословение, » отходит к себе во едину страну и облачится в стихарь, моляся“ (См. служебн. Проскомид,). Равно без благословения священнического диакон не может совершать и каждения в церкви, и устав об этом положительно заповедует следующее: «диакон, прием кадильницу и фимиам вложив в ню, глаголет ко священнику: Благослови владыко кадило, или: «и прием диакон кадильницу и фимиам, приходит ко священнику, и прием благословение от него, кадить св. трапезу окрест“ (Служ. Чин литург.). Наконец, вообще без благословения священнического диакон не может даже и начать ни одного священнодействия. Напротив того пред начатием каждого из них он должен предварительно возгласить: Благослови владыко, и только потом, по обычном начале от священника, произносить ектению, или совершать другие священнодействия по уставу. В силу всего этого, само собою разумеется, нельзя ни под каким условием одобрить действия тех из диаконов, которые за отсутствием или по причине болезни священника, без предварительного его благословения, сами облачаются в стихарь и отправляют например всенощное бдение, совершая при этом каждение, произнося ектении, и т.п., или провожают покойников в могилу с чтением заупокойной ектении. Вычитывание известного последования на изгнание злых духов, хотя, по древнему обычаю и чиноположению церковному, может быть также совершаемо диаконами и иподиаконами и даже простыми чтецами, и притом в священных облачениях, соответствующих каждому чину; но при всем этом к самому совершению этого последования они могут приступать не иначе, как «за соизволением и благословением начальствующих“, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

II. – ИСТОЧНИКИ NAHHYXIC Те же самые молитвы, с небольшими различиями в тексте или в рубриках, оказываются в числе тридцати рукописей (по большей части в евхологиях различных традиций) среди примерно сотни изученных. Мы не претендуем на то, чтобы полностью исчерпать данный вопрос, и очень хотели бы, чтобы другие авторы смогли дополнить нашу работу, но, с другой стороны, мы полагаем, что сходство представленных ниже источников позволит сделать некоторые заключения. Прежде всего мы представим евхологии, описывающие суточный круг Песненного последования. Затем мы представим евхологии, которые не следуют более циклу Песненного последования, но которые с молитвами для Вечерни и Утрени, расположенными согласно монастырскому богослужению, сохранили Паннухис. После этого мы перечислим другие источники, содержащие Паннухис, в особенности типиконы: там больше не встречаются интересующие нас молитвы, или они там только называются, но зато мы имеем общий план расположения этих молитв, все богослужение в целом. Далее следуют три отдельных раздела: о монастырской «Паннухис», о заупокойной службе, которую в некоторых традициях называют также «Паннухис» или Панихидой, и о других службах, родственных древней Паннухис. а. – Евхологии, содержащие полный суточный круг 325 24 1 . Барберни 336 326 (VIII-IX вв.) : кодекс соб. св. Марка по Гоару; итало-греч. константинопольской традиции с палестинскими элементами (Веч. с. 48; Утр. с. 93; Час. с. 165 327 . Круг: Вечерня А) – Полунощн. – Утрен. Аа) – «1 Час» – III Час – VI Час – IX Час – Тритоекти «поста»... Паннухис (после Крещения). Паннухис: текст и рубрики: см. выше; «1 Час»: две молитвы «для I часа», не составляющие полного богослужения 328 . 2 . Ленинград 226 (ГПБ) (X в.): кодекс Порфирия Успенского ; как предыдущий, но происходящий с Синая. ((Веч. с. 48; Утр. с. 93; Час. с. 165 ) 329 . Круг: Вечерня А) – Полунощн. – Утрен. Аа) – III Час – VI Час – IX Час – Тритоекти... Паннухис неполная. Отсутствуют: I Час и «I Час». Паннухис: «Молитвы π П.».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) V. Пресвитерские молитвые «Паннухис» ( Παννυχς) древнего Византийского Евхология и Панихида по умершим (1974–75) Буквальный смысл слова «Паннухис» ( Παννυχς) – нечто, продолжающееся всю ночь; таким образом, это синоним слова γρυπνα или также русского «всенощное бдение». Это наводит на мысль о традиции древних христианских бдений, которые должны были продолжаться всю ночь. Однако вопреки всякой этимологии, наиболее древние кодексы Византийского Евхология, следовательно кодексы, начиная с Барберини гр. 336 (VIII-IX вв.), называют «Паннухис» короткую службу, состоящую из трех антифонов и пяти пресвитерских молитв и соответствующих им ектений или литаний. Начиная с X века, слово «Паннихис» будет появляться иногда в уставах для службы, отправляемой по монастырскому Часослову, но здесь речь не идет о той же самой службе, несмотря на то, что эта последняя, как кажется, если и не была под прямым влиянием Паннухис Евхология приходских и соборных церквей, то, по крайней мере, подверглась его косвенному влиянию. Русские совершают в настоящее время заупокойное богослужение помимо Часов Часослова, называемое также «Паннухис» или «панихида». В Триоди есть чин Панихиды по умершим между Вечерней и Утреней субботы перед Пятидесятницей 302 ; другая Панихида по умершим указана в субботу Мясопустную 303 . Настоящая глава является продолжением и дополнением предыдущих трудов 304 , посвященных вопросу соотношения между службами палестинского монастырского Часослова, принятого в настоящее время во всех Церквах византийской традиции, и древним соборным богослужением, называемым σματικ κολουθα или Пессненное последование. исчезнувшим с XV века, но оставившим следы, и весьма важные, в современном Евхологии, который является приспособлением древнего Евхология суточному циклу Часослова. Итак, мы начнем с изучения Паннухис по древнему Евхологию. Как Гоар в своем E χολγιον sive Rituale Graecorum 305 упоминал еще о Паннухис, а также о Полунощнице, не приводя тексты молитв 306 ; мы, следовательно, начнем с тою, что дадим этот текст по Варб. 336, сравнивая его с текстом, опубликованным А.А. Дмитриевским по Син. гр. 956 (X в.) 307 . Профессор Фессалоникийского Университета И. Фунтулис 308 опубликовал эти молитвы со всеми другими элементами Паннухис по рукописям, которые мы сами стремимся здесь изучить, надеясь, однако, не дублировать его работу. Ленинградский профессор Н.Д. Успенский посвятил всю III главу своей докторской диссертации 309 теме Паннихис. Недавно вышедшая книга отца Бруни о византийских погребальных обрядах также касается нашего предмета, как мы увидим ниже 310 . Мы сами в перечисленных статьях уже коснулись темы Паннухис. Мы позволим себе повторить некоторые положения и предложить новые 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно Типикону, ежедневно после вседневных вечерни и утрени вне периодов пред- и попразднств должна совершаться краткая заупокойная лития , состоящая из неск. тропарей и заупокойной ектении (на практике обычно опускается). Сходное чинопоследование можно встретить уже в Студийско-Алексиевском Типиконе (чин ежедневного поминовения патриарха Алексия Студита, основателя мон-ря - Пентковский. Типикон. С. 414-415). Чин литии в дониконовских богослужебных книгах не включал тропари (Служебник. М., 1646. Л. 48 об.- 49). Подобное же краткое заупокойное моление может совершаться над коливом в честь усопших после заамвонной молитвы или же после отпуста литургии. Воскресный день, а также праздники лишены поминальной специфики, поэтому с т. зр. устава добавление заупокойных песнопений в воскресную службу является нарушением (см. ст. Колливады ). Частное поминовение По просьбе верующих священнослужители могут совершать в храмах или на кладбищах заупокойные панихиды (на к-рых могут петься различные каноны или в сокращенном варианте только запевы без тропарей; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 170-175) и литии в дни памяти тех или иных усопших или просто для их сугубого поминовения. Неуставной формой поминовения является т. н. заупокойное всенощное бдение, или парастас, имеющее некоторое распространение в РПЦ, но не содержащееся в офиц. изданиях богослужебных книг (Там же. С. 141-143). Существуют также различные традиц. формы совершения молитвы об усопших каждым верующим (Там же. С. 195-225). Лит.: Афанасий (Сахаров), священноисп. еп. О поминовении усопших по уставу Правосл. Церкви. СПб., 1995; Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Правосл. Церкви. М., 19992. C. 221-260; Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources//DOP. 2001 Vol. 55. P. 21-51. Библейские тексты православного З. б. В текст православного З. б. входит Пс 118, составляющий 17-ю кафизму Псалтири и являющийся одним из самых поэтичных текстов Свящ. Писания. 17-я кафизма, обычно обозначаемая как непорочны (по первым словам Пс 118), входит в состав чинов отпеваний, панихиды, утрени с пением «Аллилуия» в субботу. На всех этих заупокойных службах 17-я кафизма должна исполняться нараспев, с прибавлением особых припевов после каждого стиха и цикла особых тропарей «по непорочных» - в конце. На панихиде и утрене кафизма делится на 2 статии (части), с припевами к стихам: 1-й:      [        ], 2-й:       на отпевании - на 3, с припевами «Аллилуия» к 1-й и 3-й части и       ко 2-й (в дониконовской и старообрядческой традициях 17-я кафизма всегда разделена на 2 части, а припевы не во всем тождественны с указываемыми в совр. изданиях богослужебных книг; так, на панихиде и отпевании положены припевы:           и          ). Кроме Пс 118, а также 50 и 90, особое место в З. б. занимает и Псалтирь в целом - ее принято читать над гробом усопших, начиная сразу после кончины и заканчивая временем погребения, а после того - и в качестве особой заупокойной молитвы по усердию.

http://pravenc.ru/text/182647.html

Прошение Макария Египетского о язычниках. См. ниже: Приложение.- Сост. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 203.- Сост. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 203.- Сост. См. ниже: Приложение.- Сост. Поминальная трапеза Поминовение усопших у нас обычно сопровождается поминальной трапезой в память усопших. Этот добрый обычай, несомненно, имеет основание в церковном Уставе, который трапезу всегда поставляет в непосредственную связь с богослужением. А узаконенное нашим Уставом принесение в память усопших кутии как бы обязывает имеющих возможность к устроению и более полной трапезы. Обычно у нас перед поминальной трапезой совершается заупокойная лития. Самая трапеза начинается вкушением принесенной из храма кутии. В конце трапезы пред последним кушанием в день погребения поется стихира " Зряще мя безгласна и бездыханна… " , слова которой " вчерашний бо день беседовах с вами " так трогательно соответствуют этой братской трапезе, в первый раз совершаемой в отсутствии дорогого брата. После стихиры возглашается " Вечная память " . В других случаях, кроме дня погребения, возглашается только " Вечная память " . На поминальной трапезе поставляется освященная в храме кутия, блины, которые напоминают своей формой солнце (Солнце Правды - Христос Бог), сладкий кисель, своим вкусом символизирующий блаженную вечную жизнь. Употребляют также сладкое вино кагор. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем. Она, по сути, является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза во дни поста[ 2 ] У нас по доброй старой традиции, имеющей основание в церковном Уставе, поминовение усопших всегда сопровождается устройством поминальной трапезы, более или менее полной и обильной. Уже было отмечено, что с точки зрения Устава трапеза является продолжением богослужения, завершением дневного и вечернего богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010