Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 20 К оглавлению Книга Руфи Мы приступаем к новой книге, которая называется Руфь. Это книга особая, одна из самых красивых и добрых книг Ветхого Завета. Она имеет значение для дальнейшего нашего изучения мессианских мест. Эта книга в еврейской Библии принадлежит к пяти книгам под названием «Магеллот», куда входят Песнь Песней, Руфи, Плач Иеремии, Экклезиаст и Есфирь. Книга Руфи читается на праздник жатвы. История, которая в ней описывается, происходила во времена судей Израиля, когда в стране царил голод. Она начинается так: «В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских». Если мы откроем книгу Судей (Суд. 6,3-5), то прочтем: «Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне... и стоят у них шатрами... Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими». То есть народы эти постоянно общались друг с другом, хотя у них были разные религии и духовные ценности. Однако голод вынуждал их идти в землю Моавитскую. «Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне (потомки Ефрема; помните Ефрема и Манассию, которые жили на этом месте?) из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба (сына ее)... умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего». Это время — время беспорядка, распада; именно на темном фоне общего духовного упадка выделяются светлые образы Руфи, ее родственницы Ноеминь и те особые отношения, которые возникли между ними. Это доказывает нам, что в Израиле сохранялась незримая ниточка духовной благодати и были люди, которые старались исполнить все предписания закона Моисеева, живя по совести.

http://sedmitza.ru/lib/text/432123/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 22 К оглавлению В конце своего правления Саул полностью расстался с Самуилом. Между ними прекратились те отношения дружбы, которые были в начале. Самуил полностью порвал с царем и ушел к себе в Раму, где жил до самой смерти, не встречаясь с Саулом. «Крестный отец» еврейской монархии своими руками развенчал помазанника. После этого разрыва Саул стал страдать припадками, тяжелейшими заболеваниями, болезненно воспринимал людей и все окружение. Иногда его страхи доходили до безумия и только музыка успокаивала больного. Недавно мне задали вопрос: «Как это, злой дух от Бога был послан?» Это библейское выражение, которое соответствует тому выражению духовности, которое было у Саула. Может ли Бог послать злого духа? Этим показывается, что сам злой дух не имеет никакой силы без попущения Божьего. Надо помнить, что диавол не имеет силы над человеком, если он своими грехами не отдаляет себя от Бога, не делает себя противником Бога; если же такое случается, злой дух приходит и вселяется в человека, как это и было с Саулом. Бывает, что и на доброго человека злой дух нападает, например на Иова. У Саула была поражена именно душа. И эта больная душа вызывает в конце жизни Самуила. Саул мечется, не знает что предпринять, идет к волшебнице и там вызывает дух Самуила. В это время в доме Саула появляется Давид, человек, которому суждено будет сменить его на троне и совершить переворот во всей истории Израиля. Перед нами образ Давида. Ему принадлежит особое место, хотя он не был чистым пророком. Когда мы вспоминаем Давида, мы говорим: «царь, псалмопевец и пророк Давид». На первом месте стоит «царь», на втором — «псалмопевец» и только на третьем — «пророк». Давид — прежде всего основатель Иерусалима, как духовного центра Израиля. Это великий религиозный мыслитель, который свои чаяния, искания Бога выразил в псалмах как поэт-псалмопевец. Его имя связано с зарождением мессианизма и составляет самую суть Священной истории.

http://sedmitza.ru/lib/text/432129/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 23 К оглавлению Грехопадение Давида привлекло гнев Божий и всякого рода бедствия и нестроения как на семейство самого царя Давида, так и на его царство, на вверенный ему народ. В некотором роде, семейные нестроения в царствующем доме были образом тех бедствий, которые обрушились на Израиль в этот период. Первым в ряду этих событий было кровосмешение в самом царском дворце. 2 Цар.13 повествует о бесчестии, которое сотворил один их сыновей Давида Амнон к своей родной сестре Фамари. Священное Писание Ветхого Завета крайне редко говорит о подобного рода мерзостях. И это мы видим не где-либо, а в том семействе, которое призвано было быть образцом благочестия для всего народа. Как известно, меньший грех, но грех нераскаянный влечет за собой все большие и большие грехи. И к кровосмешению вскоре приложилось и убийство. Еще один сын царя Давида Авессалом отомстил Амнону за бесчестие их сестры убийством весьма вероломным, устроенным во время праздника. И тут Давид проявил великодушие. Утешившись, т.е. пережив в своем сердце гибель Амнона, Давид не преследовал Авессалома. Давид, действительно, является прообразом новозаветного доброго Пастыря, который согрешающих сынов своих не отрывает от себя, но призывает их к покаянию, милует, а не наказывает. Однако, Авессалом не оценил отеческой милости и поднял всенародное восстание против царя. Поколебалась сама прочность царствования Давида. 14 и 15 главы рассказывают об этом возмущении. Имя Авессалома стало почти столь же нарицательным, как и имя Хама. Авессалом по существу повторил Хамов грех, он восстал против отца, он стремился свергнуть своего отца и узурпировать власть, которую его отец получил от самого Бога. До поднятия этого восстания Авессалом, опасаясь гнева Давида (настолько он не знал собственного отца), бежал в Сирию к своему деду по матери Фалмаю. И через 4 года он вернулся и поднял восстание в Хевроне. Восстание это тщательно готовилось. Авессалома можно назвать предтечей тех политических деятелей, которые достигают своих корыстных целей путем обмана простых людей, и Св. Писание говорит, что Авессалом «вкрадывался в сердца израильтян» и тем самым обретал себе их поддержку и благоволение.

http://sedmitza.ru/lib/text/432132/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 25 К оглавлению Третья и Четвертая Книги Царств Постепенно нечестие полностью захватывает северные области Израиля и все цари станов ятся нечестивыми. Особым нечестием отличался царь Ахав и его жена Иезавель. Иезавель пользовалась неограниченным влиянием на своего мужа. Сказано было про ее мужа Ахава: «Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который он построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою». (3 Цар. 16, 31-33) В те дни на авансцену ветхозаветной истории выступает великий пророк Божий Илия. «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. И было к нему слово Господне: пойди оттуда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени поток высох, ибо не было дождя на землю.» (3 Цар. 17, 1—7) Перед нами образ Илии. Жизнь и деятельность этого необычайного человека — какая-то непрерывная цепь загадок. Он пришел с востока и никто не знал, откуда он появился, когда он пришел, с какой-то непостижимой быстротой переходил с места на место, являлся то там, то тут. Тщетно искали его слуги царицы Иезавели, желая умертвить, он оставался для них недосягаемым. Вид его поражал с первого взгляда, у него было смуглое лицо, обрамленное косматой гривой волос. Его иконография очень интересна. В Третьяковской Галерее есть изображение пророка Илии: огромная грива волос и борода на красном огненном фоне, подчеркивая его небесное вознесение. Это новгородская школа, XIV век.

http://sedmitza.ru/lib/text/432138/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 26 К оглавлению Книга Есфири. В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской, и в греческой Библиях название книги одинаковое. В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480-475 годов до Р.Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все персидское повествование восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там — реальные персидские, а имя Артаксеркс — это неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников, — Мардохей, воспитатель Есфири. Основанием такого мнения служит указание в (Есф. 9,22-32): «Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме». Пурим — это новый праздник. Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения этого праздника. Это событие и есть содержание книги Есфирь. Цель написания книги Есфири — показать потомкам промысел Божий о Церкви и о народе Своем, а на примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей. Книгу можно разделить на три части. Первая часть — главы 1 и 2. В отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной сироты иудеянки Есфири до звания царицы персидской. Вторая часть — это повествование о планах злого временщика Амана, о том, как он мечтал погубить иудеев и плане Есфири для спасения единоплеменников. Аман очень был возмущен поведением Мардохея, который ему не кланялся и желая ему отомстить, уговорил царя Персидского произвести избиение всех иудеев, живущих в то время там. Третья часть — это падение Амана и всех врагов Иудеи.

http://sedmitza.ru/lib/text/432141/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 27 К оглавлению Первая книга Маккавейская Книга разделяется на несколько частей, повествует о борьбе Маккавеев против Антиоха IV Епифана и его преемников в период времени, обнимающих 41 год. Это примерно 175-134 годы до Р.Х. Книга делится на 4 части. 1 и 2 главы описывают эпоху эллинизации Иудеи и говорится о походах Александра Македонского и того, что за этим последовало — восстание Маттафии. С 3 главы по 9-ю — подвиги Иуды Маккавея, его героическая борьба против языческого владычества. С 9-й главы 23 стиха по 12 главу — это подвиги Ионафана Маккавея, его брата и с 13 по 16 главу — это подвиги Симона Маккавея. Первая Книга Маккавейская начинается с периода эллинизации времени Александра Македонского. «После того, как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Кеттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли.» (1 Мак.1, 1—2) Сейчас знаменитая гробница Александра Македонского находится в археологическом музее в Стамбуле. Она туда перевезена и восстановлена — величественный саркофаг из гранита и белого камня и мрамора, который украшен различными барельефами, повествующими о завоеваниях Александра Македонского, о его походах, его славных делах. После завоевания Александром Македонским почти всей видимой вселенной, он разделил свою империю. Он удивительно рано скончался. Кто-то говорит, что он был отравлен, кто-то, что убит, кто-то говорит, что он погиб от своей нечестивой жизни. Но он скончался и его империя была разделена на три части: греческую, сирийскую и египетскую, где все его военачальники получили управление. По свидетельству блаж. Иеронима и Оригена, 1 Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она дошла только на греческом, латинском и сирийском языках. Время происхождения книг можно определить по стихам (1 Мак. 16, 23 и 24) , которые содержат замечание о правлении Иоанна Гиркана. Это годы 135—105 до Р.Х. Не говорится о его смерти, следовательно книга была написана ранее 105-го года до Р.Х. Писателем книги безусловно был палестинский еврей, который о своей личности не оставил воспоминаний. Он подражал методу написания древних хроник, описывал исторические события, но своей главной целью считал их религиозную интерпретацию.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 28 К оглавлению УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА Сегодня мы начинаем новый отдел Ветхого Завета, который называется: «Учительные книги» или «Писания мудрых Израиля». Этот раздел включает пять канонических книг — книгу Иова, Псалтирь, книги Притчей Соломоновых, Екклезиаста, и Песнь Песней, и две неканонические (второканонические) — книги Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Центральная книга этого раздела — Псалтирь. По ней учились азбуке, ее читают и в радости, и в горе, ее словами напутствуют душу умершего человека. Псалтирь мы слышим на каждом богослужении: и на Часах, и на Литургии, а Всенощное бдение на 70% основано на Псалтири. Мы остановимся не трех главных книгах: книге Иова, Псалтири и Притчах Соломона. Книга Иова Мне сегодня хотелось бы дать новый аспект этой книги, который я еще никогда не давал, чтобы показать эту книгу так, как ее воспринимали некоторые богословы—иудеи. Кто такой Иов и откуда он произошел? Мы знаем одно: это человек, который жил до Христа. Он не был знаком ни с Новым Заветом, ни с откровением Ветхого Завета, т.е. не знал книг Священного Писания. Но у него была духовная интуиция и вера отцов, которая передалась ему от поколения к поколению от Адама. Как этот человек Иов воспринимал себя, как человек Ветхого Завета, как человек, встретившийся с Богом в своих исканиях, в своих дерзаниях, в своей жизни, которая есть и радость, и горе, и отчаяние, как будто бы небытие, а за тем воскресение до полного духовного мира? Иов как будто еще не прикоснулся к закону Моисееву, он еще не знал его, но он знал Бога и дерзко вступал в диалог с Богом, желая получать то, что хотел: «Господи, дай мне, открой!» Автор книги неизвестен, некоторые называют автором Ездру. Книга была написана за 500-600 лет до Р.Х., хотя сам главный герой этой книги Иов и те события, которые там описываются, происходили в эпоху патриархов, возможно до Авраама; несколько тысячелетий до Р.Х.

http://sedmitza.ru/lib/text/432147/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 30 К оглавлению ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА. Общий обзор Книги пророков составляют в Ветхом Завете около четверти всего текста, но по содержанию им принадлежит центральное место в ветхозаветной Библии. Прежде всего пророки в библейском плане говорили о присутствии Бога в истории человека. Пророки действовали не от своего имени, но избирались Богом. «Из сыновей ваших Я избирал в пророки...». (Ам. 2,11) В судьбе пророков сплелись разные реальности: это воля Божия, способность человека внимать этой воле и это становление новой истории под влиянием воли Божией и человеческой, выраженной в пророчестве. Понимая, что человеческие слова не в силах вместить трансцендентность Бога, но сознавая в то же время, что Бог вездесущ, мы должны видеть в пророке свидетельство присутствия Божия в жизни человека и видеть в нем Божия посланника. Несколько слов о терминологии. В народе термином «пророк» обычно обозначают человека, способного передавать, предсказывать будущее в силу какого-то необычного сверхъестественного знания. Такие места есть и в Библии. Допустим, (Иер.28,8-7), (Втор.18,21-22), (Рим.9, 29) и ряд других. Русское слово «пророк» соответствует греческому термину «профетос», и используется этот термин в Септуагинте, в древнейшем переводе Ветхого Завета II века. В свою очередь этот термин отсылает нас к еврейскому слову «наби», которое более 300 раз повторяется в масоретском тексте Библии. Что это за еврейский термин «наби» и каково его происхождение? Большая часть современных авторов считает его производным от аккадского корня «набю», что означает «звать». Тогда этимологическим истолкованием «набю» можно считать выражение «тот, кого позвали» или еще «внявший зову». Такое объяснение вполне подходит для библейского пророка, как человека, который внял зову Господа, призвавшего его к исполнению пророческой миссии. Другие исследователи полагают, что слово это происходит от архаичного корня «наба», означающего «бормотать», «невнятно произносить». Таким образом могло быть обозначено состояние экстаза, когда человек, на которого снизошло духовное озарение, как бурное море, не может удержаться, постоянно говорит, бормочет.

http://sedmitza.ru/lib/text/432153/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 31 К оглавлению Пророк Исаия Пророк Исаия, сын Амосов. Его служение совершалось на протяжении почти полувека и проходило в Иерусалиме. По преданию Исаия был не только знатного, но даже царского рода, ибо считался братом Иудейского царя Амасии. Свое пророческое служение Исаия проходил при царях Озие, Иоафаме, Ахазе, Езекие. Исаию называли царем пророков. Его мысли отличаются неслыханной силой и исключительной глубиной, а стиль — редкой красотой и мощью. В то же время, святые Отцы его называют евангелистом среди пророков, поскольку он, как никто другой, показывает в своих пророчествах страдания Божественного Агнца. О его жизни мы знаем довольно мало. Его имя — Исаия — означает «слава Яхве» или — по другой транскрипции, «Яхве спасает». Он происходил из Иудеи и был рожден, скорее всего, в Иерусалиме. Так он и говорит в своей Книге: «во дни Озии, Иоафа-ма, Ахаза, Езекии, царей Иудейских» (Ис.1,1). Официальное начало его служения совпадает с годом смерти царя Иудеи Озии (742 г.), согласно другому летоисчислению — 739г. до Р.Х. В библейском тексте упоминается жена пророка (Ис.8,3), а также два сына с символическими именами — Шеарясув, что означает «остаток вернется» или «остаток обратится» (Ис.7,3), и Магер-шелал-хаш-баз, что означает «быстрый грабеж» или «скорая добыча» (Ис.8, 3). Его жена также именуется пророчицей. Исаия пользовался свободным доступом к царскому двору как при безбожном царе Ахазе, так и при его предшественнике Иоафаме. Мы знаем, что он стал другом и советником богобоязненного принца Езекии (годы жизни 716—687 гг.). Скорее всего биографию этого принца он и описал. По еврейскому Преданию, Исаия спасался бегством от Манассии, после того, как был приговорен к смерти за то, что сказал правду. Преследуемый гонениями царя спрятался в стволе кедра и погиб, когда кедр был перепилен. Это иудейское предание, которое подтверждается и новозаветными текстами ап. Павла.

http://sedmitza.ru/lib/text/432156/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 4 К оглавлению Тема сегодняшней лекции: «Происхождение Пятикнижия, или Торы. Литературно-критический анализ текста». Пятикнижие (по-еврейски Тора) представляет собой комплекс, состоящий из пяти ветхозаветных книг, объединенных общим сюжетом и замыслом. Это краеугольный камень Библии как Св. Писания. В Пятикнижии изложены основы ветхозаветной религии, и христианство также черпает здесь свои законоположительные и нравственные начала. Именно поэтому Христос Спаситель, обращаясь к ученикам, сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его. В Пятикнижие входят следующие книги (все книги в еврейской Библии имеют название по первым своим словам): Септуагинта Масаретский перевод Бытие (Генезис) В начале (Берешит) Исход (Эксодос) Вот имена (Елле-Шемот) Левит (Левитикон, Левитикус) И воззвал (Вайкра) Числа (Нумери) В пустыне [Бемидбар (Вай-Едаввер)] Второзаконие (Дефтерономион) Вот слова (Еллегаддебарим) Вам нужно знать эти названия на русском языке, но неплохо запомнить и еврейские названия. Уже за несколько веков до Рождества Христова сложилось мнение, согласно которому Пятикнижие целиком было написано одним Моисеем. Справедливость этого мнения не оспаривалась и христианами, и долгое время оно не подвергалось критическому анализу. Когда впервые было высказано мнение, что не один Моисей писал эти книги, оно было встречено во многих кругах с некоторой враждебностью: казалось, что посягать на авторство Моисея — все равно что посягать на авторитет самого Пятикнижия, самого закона. Однако религиозное значение этих книг ни в коей мере не может быть поколеблено тем предположением, что их писал не один автор. Профессор Карташев говорит так: «Ветхозаветная Церковь отбирала и канонизировала книги, т.е. признавала их богодухновенными иногда не без долгих споров и колебаний, по их внутренней ценности и поучительности, а не по славе авторских имен». Мы знаем, что многие древние писания носили авторство Моисея, Илии, Еноха, Соломона. Но в канон эти книги не вошли. Церковь приняла именно то, что было необходимо иметь как свидетельство Живого Бога, Его слова, обращенного к человеку устами определенного лица — скажем, Моисея.

http://sedmitza.ru/lib/text/432075/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010