И.Ц. Миронович Лекция 14. Родословие сифитов и каинитов только что вышла из печати небольшая, но очень ценная книжка: «Предсмертный дневник отца Иоанна Кронштадтского », 1908 год, в котором он и скончался. Дневниковые записи, спорадические, краткие очень, и прекрасные проповеди, где он, внимательным взором всматриваясь в то, что происходит у нас в России, : какая вакханалия, какое начинается безобразие относительно Церкви, какая поднялась травля в печати против него самого – вот это всё описано в этой книге. Они хранились в особом хранилище, но вот пришло время, и они стали доступны. Поэтому, если кто из вас увидит вот эту предсмертную летопись, дневник, – обязательно приобретите себе. Там, в частности, дан практически без сокращения документ «Отлучение Льва Толстого от Церкви» – за его безбожие, за его кощунство, за его искажения и хулу на догматы нашей Церкви, на Христа и на Церковь . Вот это всё – прекрасные примечания, вот это всё – вам надо знать и делать соответствующие выводы. Так. Ну, а мы продолжаем свои занятия по Священной Библейской истории Ветхого и Нового Завета и рассматриваем первые одиннадцать глав Книги Бытия, которые являются наиболее трудными. Жизни не хватит, чтобы их рассмотреть так, как полагается, во всей глубине. Но мы с вами преследуем цель – не просто знать Священное Писание Ветхого Завета, а мы смотрим на эти книги из Евангелия. Мы должны с вами Ветхий Завет понимать христологически. Потому что цель писания Ветхого Завета педагогическая – привести нас к Евангельскому порогу. Конец Закона, – скажет Апостол Павел, – Христос (см. Рим. 10:4 ). И вот, когда придёт Христос, уже многое теряет свою ценность, является чисто историческим. Ну, зачем нам с вами изучать, допустим, особенно подробно жертвенный культ ветхозаветный храмовый, когда у нас своё богослужение? Зачем, скажем, изучать все обязанности священника и церемониал богослужебный, когда у нас своё священство, своя иерархия и свои Таинства? Но, тем не менее, это нужно делать, потому что всё корнями уходит в Ветхий Завет. Апостолы и в первое время после Воскресения Христа ходили в ветхозаветный Храм и принимали участие в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Авдия. Гари Холл Исторический и культурный фон Немногочисленные намеки, которые мы находим в тексте этой небольшой книги, указывают на то, что Авдий проповедовал после падения Иерусалима в 587 году до н.э. (стихи 1014). Главное обвинение касается едомлян, которые воспользовались нашествием войск Вавилона на Иудею и Иерусалим и приняли участие в разорении города. Другие места из Библии также указывают на участие Едома в этом событии ( Пс.136:7 ; Иез.25:1214, 35:115 ). Ранний послепленный период, кажется, наилучшим образом соответствует контексту проповеди Авдия. Под «Едомом» подразумевается либо имя, данное Исаву после того, как он продал Иакову свое право первородства ( Быт.25:30, 36:1:8 ), либо земля едомлян и ее жители. Ветхий Завет также называет эту местность землей Сеир ( Быт.36:8 ). 1000 Северные границы Едома окаймляет долина Заред, глубокий каньон, растянувшийся на восток с южной оконечности Мертвого моря и на юг к проливу Акаба. В него входит долина Араба, расположенная прямо к югу от Мертвого моря. Эту землю отличают высокие утесы на востоке (до 1000 метров), глубокие каньоны, и плоские возвышенности на востоке, быстро превращающиеся в пустыню. В ветхозаветные времена так называемая Царская дорога, главный торговый путь между Египтом и Месопотамией, проходил через восточную сторону Едома. В наше время эта область знаменита, благодаря находящемуся на ней древнему городу Петре. У Израиля и Едома была богатая история конфликтов, войн и взаимных завоеваний. Исав переселился в Едом до того, как Иаков возвратился в Харан ( Быт.32:3 ), и его потомки населили эту землю. Едомляне отказали израильтянам пересечь их землю по Царской дороге, после исхода Израиля из Египта ( Чис.20:1421 ). Саул воевал с едомлянами, а Давид покорил и уничтожил многих из них, разместив на их земле военный гарнизон ( 2Цар.8:1314 ). Они доставляли немало хлопот Соломону, а во времена Иосафата Едом вступил в союз с аммонитянами и моавитянами, чтобы совершать набеги на Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Новый Ветхий Завет: завершается подготовка нового перевода на русский язык Российское Библейское общество завершает подготовку нового перевода Ветхого Завета на русский язык. Чем отличается новый перевод и какие задачи ставили перед собой переводчики, мы спросили у главного редактора РБО Михаила СЕЛЕЗНЕВА. 12 августа, 2010 Российское Библейское общество завершает подготовку нового перевода Ветхого Завета на русский язык. Чем отличается новый перевод и какие задачи ставили перед собой переводчики, мы спросили у главного редактора РБО Михаила СЕЛЕЗНЕВА. Главный редактор РБО Михаил СЕЛЕЗНЕВ Российское Библейское общество завершает подготовку нового перевода Ветхого Завета на русский язык. Многие уже знакомы с этим трудом по небольшим брошюрам, в которых он издавался в течение нескольких лет. О том, чем отличается новый перевод от официального (синодального) и какие задачи ставили перед собой переводчики, мы спросили у главного редактора РБО Михаила СЕЛЕЗНЕВА. Язык «допушкинского времени» — Зачем нужен новый перевод Ветхого Завета? — Тот перевод, которым мы пользуемся сегодня, так называемый синодальный — изданный по благословению Святейшего синода в 1876 году, — стал предметом критики практически сразу же, как только вышел в свет, причем критика звучала с самых разных, порой противоположных, позиций. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев считал, что текст русского перевода должен быть еще больше приближен к славянской Библии. И. Е. Евсеев, председатель Русской библейской комиссии, напротив, в докладе «Собор и Библия», который он представил Всероссийскому церковному собору в 1917-1918 годах, критиковал синодальный перевод за излишнюю архаичность и несоответствие нормам литературного языка: «Язык этого перевода тяжелый, устарелый, искусственно сближенный со славянским, отстал от общелитературного языка на целый век… Это совершенно недопустимый в литературе язык еще допушкинского времени». — Как же получилось, что язык перевода, вышедшего в 1876 году, почти сразу оказался устаревшим?

http://pravmir.ru/novyj-vetxij-zavet/

О встрече и о вере  1 Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отними от нас, но обнови нас, молящихся. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычным утверди меня. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии Тебе обратятся… Хочется поблагодарить Бога за то, что мне дано снова с вами быть сегодня. Каждая встреча – чудо; и, может быть, одно из самых больших чудес – то, что это чудо повторяется, и растет, и ширится, и все больше и больше людей приобщается к этому чуду встречи. Мне хочется сказать сейчас несколько слов о самой встрече, а затем о вере, потому что они связаны друг со другом так неразлучно. Когда читаешь Ветхий или Новый Завет , когда читаешь историю Церкви, жизнь святых, жизнь грешных людей – все зависит от встречи, все – сплошная встреча. Один из отцов пустыни говорил: «От ближнего нашего нам и жизнь, и смерть» 2 И вот так все в жизни – встреча. Бывают встречи как бы вне Бога, очень страшные встречи, когда люди не только мимо проходят, но будто сталкиваются – и расходятся, оттолкнувшись друг от друга, встретившись только на самой поверхности, ударившись, иногда больно, друг о друга. А бывают встречи, где Бог присутствует; и бывают встречи с Самим Богом. Когда читаешь Ветхий Завет , первые его строки, и себе представляешь, что случилось, когда вдруг прозвучало творческое слово Божие, которое вызывало одну тварь после другой к бытию – какое чудо встречи это было! Когда из совершенного отсутствия, из небытия, вдруг вырастала какая-нибудь тварь, и первое, что она встречала – Живого Бога, Который ее восхотел, Который ее вызвал к бытию, Который ее настолько полюбил еще до того, как она стала, что Он ее позвал по имени. Я не знаю, замечали ли вы в Евангелии от Иоанна, в конце девятой главы, в рассказе об исцелении слепорожденного ( Ин.9:36–38 ): слепорожденный, который теперь стал зрячим, встречает Христа и спрашивает, кто же этот Сын Человеческий, о Котором его допрашивают. И Христос ему отвечает словами, которые нам кажутся почти незначительными, потому что они такие привычные: Ты Его видел – Он перед тобой. Слова «Ты Его видел» для нас совершенно нормальные, мы зрячие, мы видим друг друга все время, мы видим вокруг себя предметы. Но это мы. Тот человек был слепорожденный, он никогда ничего не видел, никого не видел до мгновения, когда Христос ему дал зрение. И первое, что он увидел, – лик воплотившегося Бога, очи Божии, взирающие на него очами Христа. Первое, что он увидел в жизни, – это своего Бога, по любви, по милосердию ставшего человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Послание псевдо-Варнавы Об авторстве и датировке «Послания Варнавы» учёные не пришли к единому мнению (в древности приписывалось апостолу Варнаве, скорее всего кто-то, обращенный из язычников, возможно александриец). Но без сомнения оно одно из древнейших христианских произведений. В своё время причислялось к Новому Завету. «Послание Варнавы» можно разделить на две части: значение Ветхого Завета и нравоучительная часть. Эта вторая часть, нравоучительная, стоит в тесной близи к литературе «двух путей» (Дидахе). Относительно Ветхого Завета «Послание Варнавы» абсолютизирует аллегорический метод толкования и доходит до утверждения, что понимать Ветхий Завет буквально научил людей дьявол. «Послание Варнавы» утверждает, что Ветхий Завет не более чем совокупность символов о Иисусе Христе. По сути это антииудейский полемический трактат. «Послание Варнавы» написано в сотериологическом ключе: Сам Бог воплотился и пострадал, чтобы спасти нас. Господь приуготовил для Себя «новый народ» и учредил для него «новый закон», чуждый всякого «ига необходимости». Членом этого «нового народа» может стать, через таинство Крещения, всякий человек. В этой перспективе автор решает свою главную проблему: роль ветхого Израиля в истории спасения. Послание апостола Варнавы Глава 1 Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, — радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня. По этой причине, думаю я и люблю вас, братья, более души своей, в этом состоять величие веры и любовь и надежда той жизни. И так как я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам получил, и в этом служении вам, столь одаренным духовно, нахожу и награду себе, то спешу к вам написать несколько слов, дабы вы вместе с верою имели и совершенное ведение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Статьи о Библии Сборник статей, выступлений, интервью известнейшего православного библеиста и публициста Андрея Десницкого, посвященных Библии: как правильно понимать Библию? Что говорит об этом Церковь? Откуда в Библии разночтения? Что говорит Библия о телесной стороне любви? О смерти? В этом сборнике представлены как «популярные», так и «серьезные» тексты Десницкого: вольности библейской критики и фундаментализм, Библия в Рунете, значение Ветхого Завета, переводы Библии и многое другое. Большинство статей посвященно разным событиям или участникам библейской истории (как Ветхого так и Нового Завета), их значению для православного христианина, для сегодняшнего дня. В предлагаемую книгу вошли следующие статьи Десницкого: Если бы читали Библию, не было бы революции Священное Предание: многовековой опыт Церкви Библия и читатель XXI века Библия: искусство понимания Что значит толковать Писание «по отцам»? Насколько переводима Библия? Перевод Библии как экзегетический диалог Библия в Рунете Библейский канон: пределы Писания «Новая герменевтика» и перспективы православной библеистики Соотношение экзегетики и догматики в современной западной библеистике Фундаментализм: выход или вызов для православной библеистики? Откуда в Библии разночтения? Что такое «богодухновенность»? Правду ли говорит Библия? Зачем христианину Ветхий Завет? Наречение имени в Библии Нагие и голые Отчего так мелочен Ветхий Завет? Зачем приносят жертвы? Авраам, Сара, Исаак: у истоков нашей веры Моисей и заключение Завета Зуб за зуб, или жесток ли Моисеев закон? Призывает ли Библия к геноциду? Трудности перевода. Как относиться кновым переводам Библии? Библейские судьи: эпоха харизматических вождей Саул— первый царь Израиля Давид: пастух, царь, псалмопевец «За что» или «Для чего»: вопросы Иова «Мстительная» Псалтирь «УЧИТЕЛЬ ИЗРАИЛЕВ» Христос в Ветхом Завете Что такое пророчество? Огненный пророк Илия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Человек перед Богом, IV, Открытость Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 годы. Это беседы на радио (в русских передачах Би-би-си) и в московских квартирах во время приездов Владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе в периоды великопостных и рождественских говений. Беседы Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам Владыка во время бесед в своей общине. В «открытость» (четвертая часть «Человека перед Богом») вошли: «Брак, монашество, Церковь», «Вопросы брака и семьи», «Православная философия материи». БРАК, МОНАШЕСТВО, ЦЕРКОВЬ Брак как образ высшей радости.     Мне был сделан целый ряд предложений, о чем бы нам сегодня поговорить; и между прочим меня просили поговорить о Церкви, а кроме того - о браке и о монашестве. И я хочу попробовать соединить в каком-то отношении эти две темы. Соединяются они в моем сознании следующим образом. Ничего в Церкви не может быть существенного, выражающего ее сущность, что не было бы одновременно выражением всей жизни церковной, то есть не только умозрительной, но и каждодневной жизни, делания и человеческого творчества. И вот, брак и монашество являются двумя аспектами церковной природы, церковной сущности. Брак и монашество не являются в церковном опыте просто образом жизни, какой выбирают одни или другие люди; брак и монашество являются как бы двумя сторонами, двумя выражениями, исчерпывающими собою, с определенной точки зрения, природу Церкви. Если вы вчитываетесь в Ветхий, да и в Новый Завет, особенно в книгу Откровения, вы увидите, что образ брака является образом полноты жизни, завершенности, совершенства жизни. Брак представляется в этом отношении всеконечной победой любви, то есть предельным торжеством Бога, но не над человеком: Бог над человеком не торжествует, а торжеством Бога в самом человеке, осуществлением всей полноты и Божественной, и человеческой жизни. Ветхий Завет нам дает множество образов полноты, счастья, радости, блаженства в картинах брачной любви; а в Новом Завете, в книге Откровения, говорится о браке Агнца, о том соединении в любви - любви уже нерасторжимой, любви и победившей, и победоносной, - которая соединяет всю тварь с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=704...

Преподобный Симеон Новый Богослов и Священное Писание Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 Исследование отношения преп. Симеона к Преданию (Традиции) мы начнем с того, что проясним его отношение к Священному Писанию. Библейский экзегезис преп. Симеона можно определить как его собственную версию монашеской и литургической традиций в герменевтике, причем обе эти традиции в свою очередь являются синтезом александрийского и антиохийского направлений в древнецерковной библейской экзегетике. Поэтому в настоящей главе мы укажем на роль Священного Писания в православной Традиции и отметим некоторые аспекты экзегезиса, ставшие традиционными в Вос­точной Православной Церкви. Затем мы будем говорить об отношении преп. Симеона к Писанию, рассмотрим способы цитирования и методику толкования Библии у преп. Симеона. 1. Священное Писание в Православной Традиции На православном Востоке Писание и Предание (Традиция) никогда не рассматривались в качестве двух самостоятельных источников христианской веры. Есть только один источник — Предание, а Писание является его частью. Писание не есть основа религиозной веры: оно само основано на религиозном опыте и отражает этот опыт. Будучи частью Предания, Библия, однако, несомненно играет в жизни Церкви совершенно исключительную роль. Ветхий Завет, который прообразует христианские истины, потом Евангелия, ставшие после смерти непосредственных учеников Христа единственным источником, доносящим до христиан живой голос Иисуса, и наконец послания, написанные апостолами и принятые Церковью как наследие первого поколения христиан — вот три основные части, составляющие канон Писания: “Будем прибегать к Евангелию, как к плоти Иисуса, и к апостолам, как к пресвитерству Церкви. Будем любить также и пророков, ибо и они возвещали то, что относится к Евангелию, на Христа уповали и Его ожидали и спаслись верою в Него” 1 . Эти слова сщмч. Игнатия могут служить обобщением христианского подхода к Писанию: Евангелия понимаются как “плоть Иисуса”, Его воплощение в слове, послания апостолов — как церковный комментарий к Евангелиям, а творения пророков, или шире — Ветхий Завет, — как ожидание и предвосхищение Пришествия Христа.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

Разделы портала «Азбука веры» Каково отношение Православной Церкви к иудаизму? Иудаизмом мы называем религию, которая возникла после христианства, но очень скоро после него. Была единственная основа для трех главных монотеистических религий: эта основа называется Ветхий Завет, созданная в рамках и в лоне древнеизраильской культуры. На этой базе сначала возникает позднее иудейство, в лоне которого рождается Христос и проповедуют апостолы. К концу I столетия возникает религия, которая называется иудаизм. Что у нас, у христиан, общего с этой религией? И они, и мы признаем Ветхий Завет, только для нас это часть Библии, для них — вся Библия. У нас есть свои уставные книги, которые определяют церковную и богослужебную жизнь. Это типиконы, новоканоны, церковные уставы и так далее. Иудаизм развивал аналогичные, но уже свои каноны. В чем-то они совпадают с нашими, в чем-то отделяются. Есть два главных отличия иудаизма от христианства. Первое: христианство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и остается единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и землей. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков. Второе отличие: иудаизм, родившись из ветхозаветной религии, почти уже универсальной, превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития. В древности, до времен Александра Македонского, все религиозные традиции были тождественны национальным. То есть если человек был греком, он исповедовал греческую религию, потому что он не мог почерпнуть информацию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Национальные религии являются пережитком тех древних времен. Для иудаизма это имело значение чисто историческое, потому что он сохранял идентичность израильского народа, еврейского народа. Но свое мировое значение он утратил. Как понимают богоизбранность современные иудейские священники? Почему они не признают Спасителя?

http://azbyka.ru/ob-otnoshenii-pravoslav...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1881  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 34  голоса:  4.6 из  5) Лекция Добыкина Дмитрия Георгиевича, кандидата богословия, преподавателя и секретаря кафедры библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии и семинарии. –:– 91:28 Стоп через Расшифровки лекций «Ветхозаветные заповеди о любви» Не надо думать, что Ветхий Завет — это книга не нас, и не для нас. Это книга, которая и о нас, и для нас, потому что и человек один и тот же, и сатана один и тот же, и Бог один и тот же, что и в Ветхом Завете, что и в Новом Завете. Кто для нас, для христиан, должен служить образцом, кому мы должны подражать, на кого ориентироваться, кого считать самым главным в христианстве? Ответ очень прост: это Господь наш Иисус Христос. Читая Священное Писание Нового Завета, или даже, так скажем, слушая Священное Писание Нового Завета, а если вы ходите в храм, то наверняка его слышите, — то наверняка вы слышали постоянные ссылки Нового Завета на Ветхий Завет. И когда однажды у Христа спросили: какие две величайшие заповеди в Ветхом Завете, в законе, Он их ответил. И мы об этих заповедях все знаем, и даже думаем, что это заповеди новозаветные, это заповедь о любви к Богу и заповедь о любви к человеку, для нас это кажется таким естественным и новозаветным, но на самом деле это заповеди, взятые из Ветхого Завета. Сегодня мы с вами поговорим о первой, о самой главной заповеди в законе — это заповедь о любви. Это заповедь находится в Книге Второзаконие, то есть очень древней книге Ветхого Завета, которая была написана за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Вдумайтесь: а сколько лет прошло после Рождества Христова? 3500 лет, жуткая древность, но как актуально звучат эти слова! Давайте послушаем. Итак, это Книга Второзаконие ( Втор.6:4-5 ), именно эти слова и цитирует Господь: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

http://azbyka.ru/audio/besedy-o-svjashhe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010