На днях Валаамскую обитель посетил иерарх Сербской Православной Церкви архиепископ Охридский Иоанн, который в феврале этого года был освобожден из македонской тюрьмы и прибыл на лечение в Россию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В интервью изданию «Свет Валаама» архиепископ Иоанн рассказал о своем пути к вере, а также объяснил, что самое главное в жизни человека и как можно узнать волю Божию. – Ваше Высокопреосвященство, позвольте, прежде всего, начать наш разговор с вопросов о том, как Вы пришли к христианству и когда Вы почувствовали, что монашеский путь – Ваш путь? – Я родился в семье, в которой были важны христианские ценности. По материнской линии в нашем роду было много священников. Мой дед, хотя и не был в священном сане, являлся весьма набожным человеком. В какой-то момент времени ему предложили стать начальником крупной торговой компании, но для этого нужно было вступить в союз коммунистов. Дед отверг это предложение и не вошел в этот союз. В то время ситуация для исповедования Православия была сложной. Однако сам я жил в достаточно благоприятных условиях для развития моей собственной церковности. В то же время не могу сказать, что в раннем возрасте я думал о монашестве. В 12 – 13 лет я начал читать Священное Писание. И до того, как отправился служить в армию (в 18 лет), уже был глубоко вовлечен в христианство. И сегодня, когда я советую читать Священное Писание, рекомендую начинать изучение с Нового Завета, а затем плавно переходить к Ветхому. – Разъясните, пожалуйста, этот совет. – В Новом Завете нам уже дана полная истина о бытии. В Ветхом же Завете это все в тени. Ветхий Завет сложен для понимания и для людей зрелого возраста, которые имеют познания в определенных науках: у них может возникнуть целый ряд недопониманий и недоразумений. Прп. Максим Исповедник говорил: «Ветхий Завет – это тень, а Новый Завет – это икона». Новый Завет ближе к реальности, и для того чтобы понять тени Ветхого, нужно идти от света Нового. Во время прохождения службы в армии только я и еще один молодой человек были верующими и не скрывали этого. Мне сейчас даже трудно сказать, почему я имел дерзновение показать такую храбрость тогда. Иной человек, наверное, стал бы прибегать к некоторой дипломатии, чтобы легче пройти службу и вообще проще идти по жизни. Всю мою сознательную христианскую жизнь я стремлюсь к тому, чтобы следовать Заповедям Божьим. Я был убежден тогда, что Господь хотел, чтобы мы исповедовали Его. Разумеется, я встретил сильное противодействие: появились люди, которые следили за мной, старались переубедить и т.д. И хотя уже много времени прошло с тех пор, я глубоко убежден, что никогда человек не посрамится, если исповедует Бога.

http://pravoslavie.ru/78657.html

309. Лженаучный подкоп под Библию От первых дней христианства, от самих Апостолов Христовых мы слышали, и Церковь Божия крепко содержит сию истину: был в истории человечества народ, Богом избранный, коему вверена быша словеса Божии, который являлся для всего человечества носителем, хранителем истинной веры в Бога, в грядущего Спасителя мира, народ, который передал Христовой Церкви Божественное откровение, заключенное в книгах Священного Писания , в Библии, которую мы приемлем как слово Божие, как писания пророческие, как Ветхий Завет, наравне с книгами Нового Завета, писаниями Апостолов, Святым Евангелием: Ветхий и Новый Заветы для нас суть одна целая книга, книга Божественного Откровения, как две страницы одного и того же листа – великого послания Бога к человекам. Не будем входить в суждение о том: потому ли избран был еврейский народ, что его предки, древние патриархи, действительно, были лучшие, достойнейшие люди, как Авраам, иже и друг Божий наречеся, или же по особенному промышлению Божию, чтоб самый недо­стойнейший из народов стал орудием Божией благости к роду человеческому, да изведет Господь благостью и всемогуществом Своим честное от недостойного: так или иначе для нас остается несомненным великое дело Божие, что еврейский народ был народом избранным, хотя и недостойным в своем поведении, в своих деяниях, – народом, от которого, по выра­жению Самого Господа нашего Иисуса Христа, произошло спасение ( Ин. 4:22 ). Мы веруем, что Духом Божиим глаголали святые пророки, и их писания, весь Ветхий Завет, в его канони­ческих книгах – суть писания богодухновенные. Это – не наше мнение: таково учение всей Православной Церкви, таково учение Апостолов и Самого Господа Иисуса Христа, Кото­рый, в удостоверение Своего Божественного посланничества, говорил иудеям: испытайте писания и ссылался на Моисея, который писал о Нем ( Иоан. 5:39 и др.) Таким образом, по воззрению Церкви, народ еврейский до пришествия в мир Спасителя оставался народом Божиим, хотя и грешным, недостойным, но ведь и мы не менее грешны и недостойны, однако же, дерзаем считать себя и уповаем, что не безнадежно, чадами Христовой Церкви, пока не отреклись от нее, не отпали, не отсечены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Глава 11 Еккл.11:1 . Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его. Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: «реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин.7:38 ), – не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: «блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает» ( Ис.32:20 ), – что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников. Еккл.11:2 . Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Давай часть семи и даже осьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. И у Иезекииля при входе в храм упоминается семь и восемь ступеней ( Иез.40:26–31 ). И после оного ифического псалма, то есть сто восемнадцатого, приводится пятнадцать степеней, но которым сначала мы поучаемся в законе, а потом, по исполнении седмиричного числа, чрез осьмерицу восходим к Евангелию. Итак, заповедуется, чтобы мы с равным благоговением веровали в оба завета, то есть, как ветхий, так и новый. Иудеи дали часть семи, веруя субботе; но не дали осьми, отвергая воскресение дня Господня. Напротив, еретики Маркион, Манихей и все неистово терзающие ветхий завет дают часть осьми, принимая Евангелие, но не дают этой части в седмеричном числе, отвергая ветхий завет. Мы же будем веровать и тому и другому завету. Ибо мы и мыслью не можем теперь представить достойных мук и достойного наказания, какие предназначены живущим на земле, иудеям и еретикам, отвергающим один из двух заветов. Еврей это место понимает так: соблюдай и субботу, и обрезание, чтобы не постигло тебя неожиданное бедствие, если почему-нибудь не будешь делать этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

иеромонах Арсений (Соколов) Скачать epub pdf Содержание Название книги и ее место в Священном Писании Писатель книги Иисуса Навина и время ее составления. Современная наука о появлении Израиля в Палестине Религия хананеев     Иисус пойдет пред тобою. Втор. 31:2 Ветхий Завет… Уже в самом слове «ветхий» чувствуется, как это было давно… Нас от ветхозаветной эпохи отделяют тысячелетия. У нас совершенно иная культура, иное устройство общества. Иной склад мышления. И неизбежен вопрос: можем ли мы, люди XXI века христианской эры адекватно понять человека Ветхого Завета? Дано ли нам сегодня увидеть в ветхозаветных книгах не только пророчества и прообразы, но и правильно уразуметь изначальный, первый, исторический смысл древних событий? Думается, это не было б возможным, если бы пред нами лежали лишь книги человеческие. Только неоспоримый факт божественности происхождения Ветхого Завета дает возможность надеяться, что пропасть времен может быть преодолена. Ведь Тот же Дух, что явил Себя в новозаветной Церкви, дышит и со страниц Священного Писания Ветхого Завета. Ничто иное, как единство Автора позволяет нам объединять столь разные библейские книги в одну-единственную Книгу. И Ветхий Завет предстает не таким уж ветхим… Название книги и ее место в Священном Писании Книга Иисуса Навина – первая в ряду тех книг Ветхого Завета, которые в христианской традиции получили название исторических. В средневековой еврейской традиции – первая в ряду книг ранних пророков (,ynvwar ,yaybn). Разделение «пророков» на ранних или первых (,ynvwar) и поздних или последних (,ynvrha) было введено масоретами; во время блаженного Иеронима оно еще не было известно 1 . «Иеношуа» (iwvhy) – так надписывается у масоретов шестая книга Священного Писания . Расположение книги непосредственно после Пятикнижия, продиктованное хронологической последовательностью описываемых событий, естественно. Другого расположения книги история еврейского канона не знает. Аналогичное расположение сохраняется и во всех древних переводах. Исключение составляет только сирийский перевод (Пешитта), где между Пятикнижием и книгой Иисуса Навина поставлена книга Иова. Очевидно, составители этого перевода считали книгу Иова произведением Моисея, что и дало им повод поместить книгу Иова сразу после Пятикнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

свящ. Вадим Маркин КОНСПЕКТЫ Вводная лекция Вступление Объем материала учебного года – Изложение общих понятий. – Библейская история Ветхого завета (основные события в их взаимосвязи). – Библейская история Нового завета (события земной жизни Спасителя). Основные принципы обучения – Обязательное чтение Священного Писания . – Тщательная подготовка к уроку. – Постоянный опрос каждого. – Многие отрывки наизусть (помогают глубоко осмыслить содержимое, помощь в дальнейших проповедях). – Сочинения. – Иметь на уроке: Священное Писание , учебное пособие, тетрадь с конспектами, ручка. Общие понятия Цели и задачи курса I периода Священной Библейской Истории – Ветхого Завета – Примеры действия великого промысла Божьего. – Закономерность пути истории человечества. Много мыслителей пыталось выявить эту закономерность. Неудачная попытка такого осмысления в конце XVIII – начале ХХ столетия. – Священное Писание дает настоящее понимание движущих сил истории (сочетание воли Божией и воли человека, Господь ведет к спасению). – Ветхий Завет подготавливает человека к восприятию Нового Завета (в качестве примера: закон язычества – месть, ветхий закон – око за око, новый закон – “кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую” – Мф. 5, 39 – Нагорная проповедь). Главный предмет Священного Писания. Главным предметом Священного Писания является дело спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим. В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в прообразованиях и пророчествах; в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг. Разделение священных книг по времени их написании. – Два раздела Библии. Ветхий и Новый Завет : принципы разделения. По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветным и новозаветным. Первые написаны богодухновенными и богопросвященными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с XIII в. по I век до Р. Х. а, вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течение I-ro века после Р. Х.). Число ветхозаветных книг по заглавиям – 50, новозаветных – 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Оглавление Блажен, кто, Библии страницы пробегая, Высокий смысл их разумел. Но лучше во сто крат, о смертный, не родиться, Чем строки дивные надменно отвергать! Байрон Вспоминается один случай из моей жизни. Он был связан как раз с тем вопросом, что вынесен в заглавие данной статьи. Однажды мной был приглашен потенциальный покупатель нашей квартиры, чтобы внимательно ее осмотреть. Однако, чего я даже и не ожидал, он был настолько внимателен, что рассмотрел на моем письменном столе раскрытую Библию. Священное Писание же лежало открытым на книге пророка Иеремии. Покупатель обратил на это свое внимание и, между прочим, спросил: «Вы любите читать Библию?». Я подтвердил это и сообщил ему, что эта книга является темой моей будущей работы. Однако мой собеседник глубоко посочувствовал мне и добавил: «И зачем это надо копаться в такой старине?». Покупатель ушел. Я затворил за ним входную дверь, за которой скрылся другой менталитет, скрылись другие ценности, наконец, другой образ жизни. В доме наступила тишина. По уходе этого человека я задумался; этот вопрос достаточно меня затронул. Наверняка у этого человека и Новый Завет вызовет ту же самую реакцию, какая только что была выражена в адрес одной из ветхозаветных книг. Думаю также, что и ответ, содержащийся в этой статье, не произвел бы на него должного впечатления. Однако этот визит побудил меня дать ответ на поставленный вопрос прежде всего самому себе. Ведь действительно, как справедливо заметил Питер Крифт 1) , нет бессмысленней ответа, чем тот, которому не предшествует вопрос. Итак, прежде всего сформулируем вопросы. Зачем понадобилось размышлять над столь древней, пусть даже включенной в состав Священного Писания, книгой под именем пророка Иеремии? Зачем переворачивать пласты глубокого прошлого судьбы еврейского народа? Для чего понадобилось разглядывать личность еврея, носящего имя Иеремия? Быть может, это старомодно, как «пища» богословской науки XIX века? Далее, для чего христианину вообще задерживать свое внимание на книгах Ветхого Завета? Ведь обошелся же евангелист Марк при написании Евангелия без ветхозаветной базы. Он, как и апостол Павел, не стал обременять слушающих, например, законом Моисея. Наконец, сама Церковь сегодня возвышается над землей как Тело Христово, и каждый желающий, вступая в Завет со Христом, может войти в нее. Если, к примеру, Иеремия указывал: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ( Иер 31:31 ), то Христос уже говорит: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф 26:28 ). Тогда — обещание, теперь — исполнение. Тогда народ Божий кочевал по пустыням и странам преселения, ища себе упокоения в Земле обетованной, теперь же, вступивший в Новый Завет, пребывает в корпусе Христова строения. Для чего же обращаться к тени?

http://bible.predanie.ru/diakon-roman-sh...

Иоаннис Каравидопулос Ветхий Завет как Священное Писание Церкви Каким бы странным ни показалось это утверждение, но в первые годы своего существования и распространения Церковь жила не с Новым Заветом, который ещё не был написан, но с книгами Ветхого Завета. И они соответственно были её Священным Писанием. Господь наш Иисус Христос Сам неоднократно толковал это Писание и Сам же его исполнял («не нарушить пришёл Я, но исполнить»), прежде всего Своей жизнью, смертью и воскресением. Евангелист Лука, описывая первую проповедь Спасителя в субботу в синагоге Назаретской ( Лк. 4:16–28 ), обращает внимание на несколько характерных черт. Спаситель «по обыкновению» вошёл в синагогу, и Ему было предложено прочитать из книги пророка Исаии. Он развернул эту книгу (книга, естественно, имела форму свитка) и прочитал мессианское место: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим…» ( Ис. 61, 1 и след.). И к великому удивлению всех присутствовавших тотчас прибавил: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:21 ). С этого самого момента Спаситель начал открыто и «со властью» ( Лк. 4:32 ) толковать Ветхий Завет, объясняя его христологически и христоцентрически. Подобное толкование, которое впервые облеклось в плоть и кровь с Рождеством Богомладенца в Вифлееме Иудейском – поскольку именно Рождеством Христовым исполнилось соответствующее ветхозаветное пророчество, – в будущем станет господствующим типом толкования в Церкви. Все книги Нового Завета усеяны такими фразами, как например: «ибо так написано», «по Писанию», «Писание говорит», «сказано», «а слово обетования таково», «Исаия же вопиет», «Что же говорит ему Божеский ответ?», «И Писание, провидя… предвозвестило Аврааму…» – и подобными им формулами, при помощи которых вводятся в повествование дословные цитаты или аллюзии на ветхозаветные тексты. И Господь Иисус Христос в книгах Ветхого Завета везде видит как в зеркале прообразы Себя Самого и Церкви. Этому же примеру будут следовать потом и апостолы в своих первых проповедях и писаниях. Апостол Павел толкует мессиански даже те места, которые на первый взгляд не относятся к Мессии. Один пример: обращаясь к повествованию книги Исход (17, 6), согласно которому Моисей в ответ на ропот народа по повелению Божию ударил своим жезлом в камень у горы Хорив и извёл оттуда воду, апостол Павел замечает: «Ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор. 10:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как вода претворяется в вино 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 3-я Великого Поста Слово в среду 3-й седмицы Великого Поста Великим постом за богослужениями читается Ветхий Завет, а Новый Завет — только в субботу и воскресенье, и в дни памяти особенно почитаемых нами святых. Когда мы приблизимся к Страстной седмице, все Евангелие откроется нам. Святые отцы говорят, что Ветхий Завет — вода, а Новый Завет — вино. В течение Поста наши души вступают в брак с Господом. И как на браке в Кане Галилейской Он претворил воду в вино, так Его благодатью вода Ветхого Завета претворяется в вино Нового Завета, Крестом Христовым. Мы уже приближаемся к середине Поста, к Крестопоклонной неделе, молясь, чтобы и наша жизнь из покаянной, трезвенной, чистой претворилась в жизнь благодатную силой Христовой. Каждый раз за великопостным богослужением на шестом часе читается пророчество Исаии, а на вечерне — книга Бытия и Притчи Соломона. В своем пророчестве Исаия говорит о врагах богоизбранного народа, о тех, кто являются его оскорбителями, и хотят подчинить его себе. Господь воздвигает против богоизбранного народа ассирийского царя Сеннахирима за то, что этот народ отступил от своего Господа, предался нечестию и идолопоклонству. И мы видим, как похваляется ассирийский царь силой своих идолов и собственной военной мощью. Господь называет этих врагов богоизбранного народа Своим бичом, с помощью которого он хочет уцеломудрить заблудившийся возлюбленный Свой народ. Из того, что Господь использует для этой цели ассирийского царя, вовсе не следует, что тот является слугой Божиим или другом богоизбранного народа. У царя ассирийского совсем другие цели, он просто хочет уничтожить этот народ, он хочет и другие народы подчинить себе, чтобы достигнуть мирового господства. Перед нами прообраз антихриста. Господь попускает быть этому, для того чтобы любимый Им народ, когда с ним произойдет беда, когда он окажется в безысходном положении, мог бы вспомнить о своих грехах, покаяться, возвратиться к Богу, которого он предал. Но напрасно похваляется враг богоизбранного народа, потому что Господь хочет достигнуть Своей премудрой и благой цели — не истребить свой возлюбленный народ, а через скорби приблизить его к Себе и облагодетельствовать его еще большими щедротами. Как только это совершится, Господь обратит всю Свою силу против нечестивого царя, которому кажется, что он уже близок к тому, чтобы уничтожить этот народ.

http://moral.ru/sreda-3-sedmizy/

Большую часть II века в отношении Нового Завета можно назвать периодом доисторическим. Историю Нового Завета за первую половину II века нельзя с успехом писать просто по недостатку исторических источников. Сохранившаяся до нашего времени церковная письменность II века состоит из сочинений апологетических и полемических. Церковные писатели II века, с одной стороны, защищали и оправдывали христианство пред языческим обществом и даже пред римским правительством; с другой – вели полемику с врагами внутренними, с еретиками. Апологетические писания церковных авторов, очевидно, не могут быть источниками для истории Нового Завета, так как, обращаясь к языческому обществу или правительству, апологеты не имели никакой нужды и пользы говорить о своих христианских священных книгах, которые для читателей апологий не имели никакого значения. В полемической письменности, наоборот, книги Нового Завета были нередко предметом прямого обсуждения, тогда именно, когда еретическое заблуждение само касалось новозаветных книг христианской Церкви. Но такого рода еретические движения, затрагивавшие Новый Завет, появились уже в середине II века. Эти еретические движения не только побуждали церковных писателей II века говорить о книгах Нового Завета, но, несомненно, оказали большое влияние и на самое образование новозаветного канона Церкви. Главнейшими еретическими движениями II века, касавшимися Нового Завета, были маркионитство и монтанизм. Основатель маркионитства, Маркион, прямо и начинал с вопроса о Священном Писании . Церковь с самого начала усвоила себе в качестве вероучительного авторитета наряду с новозаветвыми книгами и ветхозаветные. Маркион решительно отвергал Ветхий Завет , который, по его учению, произошел от князя, сотворившего мир, то есть от Демиурга 1 . Не нужно вливать вина нового в мехи старые; не нужно новых заплат к старой одежде – это и значит, что не нужно соединять Новый Завет с Ветхим 2 . Два Завета не только не согласны друг с другом – они во всем противоположны. Маркион написал особое сочинение «Антитезы», где и доказывал различие Заветов Нового и Ветхого 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie О Святой Троице Новый Завет состоит из книг, именуемых “Евангелием”, “Деяниями святых апостолов”, “Посланиями святых апостолов” и “Апокалипсисом”. По своему объему Новый Завет меньше, чем Ветхий Завет, но в нем содержатся истины, помогающие уяснить смысл Ветхого Завета и во многом обогащающие наше представление о Боге. Из Нового Завета мы получаем наиболее полное представление о том, что есть Бог. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует: “Я и Отец — одно”(Ин. 10. 30), и: “видящий Меня видит Пославшего Меня” (Ин. 12. 45). В нескольких местах Спаситель говорит, что Он есть Сын Божий. Неоднократно в речи Господа встречается и упоминание о Святом Духе, Который ниспосылается от Отца по ходатайству Сына. И, наконец, Он напутствует апостолов словами: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28. 19). В отличие от Ветхого Завета, Новый Завет говорит о Боге как о едином существе в трех Лицах — об Отце, Сыне и Святом Духе. Бог есть единство трех Лиц, имеющих одну и ту же Божественную природу, которая во всей полноте принадлежит каждому из трех Лиц, так что они являют собою не трех Богов, но одного, единого Бога. И вместе с тем в Нем присутствуют три Божественные Личности, три Лица, три Ипостаси. Это сочетание единства и множественности остается для человеческого воображения непознаваемой тайной. Для человека, додумывающего свои мысли до конца, великое таинство Божественной природы есть доказательство того, что только Бог мог дать людям подобное откровение. И в самом деле, если бы правы были Вольтер и его последователи, утверждавшие, переворачивая библейскую истину, что человек создал Бога по своему образу и подобию, то, наверное, такой Бог был бы в высшей степени доступен человеческому пониманию. Ведь человек не в состоянии измыслить того, что он сам не понимает: непостижимое изобрести нельзя. Когда человек выдумывает нечто, он старается быть убедительным для других людей. Откровение же о природе Божественного в Новом Завете воспринимается нашим разумом как непостижимая тайна. Но тогда не является ли это наилучшим свидетельством в пользу того, что учение о Святой Троице имеет Божественное происхождение?

http://mospat.ru/archive/86422-o-svyatoy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010