Разделы портала «Азбука веры» Юрий Максимов К сожалению, сегодня в храмы приходит много людей, которые либо вовсе никогда не открывали Евангелие, либо читали его поверхностно. Но если чтение Нового Завета все-таки осознается большинством христиан как необходимость – странно, если было бы по-другому, то знакомство со Священным Писанием Ветхого Завета ограничивается «Законом Божиим» протоиерея Серафима Слободского. И это тем более печально, что Ветхий Завет – это не только ключ к пониманию Нового Завета, но и наша история, метаистория всего человечества, книга о сотворении мира, о взаимоотношениях человека и Бога до совершения греха и после падения, рассказ о человеческой душе и трагедии богооставленности. Она актуальна во все времена, и хотя бы раз в жизни ее нужно прочитать каждому. Святые отцы многажды говорили о той великой пользе, которую приносит душе христианина чтение Священного Писания. Немало ярких слов об этом было сказано святителем Иоанном Златоустом : «Источник света – слово Божие. Будучи исполнено света и источая свет, оно просвещает и озаряет души верных» 1 , «Священное Писание приводит нас к Богу и отверзает путь Богопознания» 2 , «Благодаря чтению и слушанию Писания жизнь наша более и более совершенствуется» 3 , «Кто живет и рассуждает по собственному своему произволу, тот обольщает себя. А кто научится разрешать сомнения с помощью Писания, тот имеет своим учителем саму Истину» 4 , «Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного – ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить исцеления из Писания» 5 . То же говорили и другие святые. Достаточно привести слова святителя Василия Великого : «Священное Писание боговдохновенно и полезно и написано содействием Святого Духа с тем намерением, чтобы каждая ищущая спасения душа могла во всякое время выбирать себе из него, как из общего хранилища лекарств, нужные для нее целебные средства» 6 ; или слова блаженного Иеронима : «Скажи, пожалуйста, любезный брат: жить среди Божественных Писаний, в них поучаться, ничего иного не знать и не искать,– не значит ли это уже здесь, на земле, быть обитателем Царства Небесного?» 7 .

http://azbyka.ru/neinteresnyj-vetxij-zav...

священник Тимофей Скачать epub pdf Содержание Предисловие Введение Глава 1. Христианское мировоззрение – основа нравоучения Религиозный характер любых нравственных установок Богооткровенность Священного Писания (Ветхий Завет) Свидетельства истинности Нового Завета Православная Церковь истинное Христианское сообщество Понятие о православной аскетике Глава 2. Православное учение о человеке Образ Божий и подобие Его в человеке Дух, душа и тело Три силы души Потребности духа, души и тела человека и их деятельность Соотношения между духом, душою и телом Понятие о страстях Свобода человека и его произволение О заповедях Божиих О врожденной греховной испорченности Без борьбы с грехом – смерть! Глава 3. Обращение ко Христу О сверхчувственном познании Бога Обращение блаженного Августина Обращение ко Христу – поворот духа А если обращения еще не было? Потерять веру – самое страшное Необходимые предостережения Самоощущение христианина Глава 4. Mip и удаление христианина от него Аскетическое понятие мира Библейское наставление об уклонении от мира (Ветхий Завет) Новозаветные наставления на ту же тему Святоотеческое наставление о мире и современность Мы в мире и мир в нас Удаление от мира, гордость и любовь к ближнему Мир преходит и похоть его (1 Ин.2:17) Mip и среда церковная Глава 5. Воздержание тела, души и чувств Воздержание. Эпикурейство и манихейство Воздержание тела Хранение ума Хранение сердца Хранение воли – послушание Глава 6. Греховные страсти Классификация страстей Краткий обзор главных страстей Борьба со страстями Глава 7. Аскеза пола Общее наставление о девстве и браке Режим целомудренной жизни Глава 8. Духовные делания христианина Божественная ревность, страх Божий и трезвение Память смертная и апокалиптическое сознание О молитве Покаяние, слезы и плач радостотворный Вместо заключения. Выбор жизненного пути     Предисловие Предлагаемая книга обращена в первую очередь к юношам, получившим православное воспитание в детстве, с тем, чтобы помочь им преодолеть трудный барьер юности, чреватый многими соблазнами и искушениями, и при этом не потерять свою веру, не запятнать свою совесть, но стать сознательными православными христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Симфония на Новый и Ветхий Завет с общими и миссионерскими параллелями. С приложениями: 1) Краткого библейского указателя; 2) Алфавитного указателя собственных библейских имен и 3) Хронологической таблицы, показывающей время главнейших событий библейской истории от, сотворения мира до Рождества Христова. Цель издания этой „Симфонии» практическая: дать пособие пастырям, миссионерам и вообще всем, любящим слово Божие, чадам св. церкви, желающим, в настоящее время религиозно-нравственного распутья и шатания во все стороны преходящих человеческих авторитетов, поруководить, наставить и укрепить сынов православия колеблющихся и истинах нашей св. веры и обличить отступников от Церкви. О „Симфонии» были даны лестные отзывы во многих периодических изданиях. Составил диакон Иоанн Смолин Каталог противо-сектантских брошюр «Меч Духовный» напечатан в конце сей книги Вместо предисловия Цель, задача и способ пользования настоящей книгой объяснены ниже, во введении к ней. В настоящих же строках позволяем себе лишь поделиться с нашими отцами и братьями во Христе – ревнителями Православия, несколькими откликами, из множества полученных нами со всех концов России, о составленных нами миссионерских пособиях, как практичных и необходимых для духовной борьбы с современным сектантством. Не останавливаясь на «том, что уже сделано нами и не успокаивая себя лестными отзывами, мы душевно желаем продолжать с Божиею помощью выпуск посильных, литературно-миссионерских изданий для облегчения и упрощения способов духовной борьбы с ересями нашего времени. С этою именно целью мы и выпустили в свет настоящую книгу „Меч духовный», а вместе с ней напечатали под тем же заголовком дешевые брошюры по 60-ти различным вопросам веры, пререкаемым сектантами, которые затронуты в настоящей книге. Позволяем себе надеяться, что наши просвещенные Архипастыри, пастыри, руководители духовными органами печати, а также и прочие ревнители Православия, не откажут нам в своем содействии к более широкому распространению наших миссионерских пособий для противодействия натиску сектантской пропаганды, чтобы тем помочь нам удешевить дальнейшие миссионерские издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Часть II VI. Возобновление перевода библии на русский язык в 1856 году Дело перевода священных книг на русский язык возобновлено в 1856 году, во время коронации Государя Александра Николаевича. Святейший Синод имел свои собрания в Москве. Присутствие Св. Синода составляли в это время: с.-петербургский митрополит Никанор; московский митрополит Филарет; бывший ярославский архиепископ Евгений, член Св. Синода; херсонский архиепископ Иннокентий, пожалованный в это время в члены Св. Синода; протопресвитеры В. Б. Бажанов и В. И. Кутневич. Кроме сих лиц, в собраниях Св. Синода принимали участие приглашенные, по Высочайшему повелению, в Москву на торжество коронации: литовский митрополит Иосиф (Семашко) ; казанский архиепископ Григорий, пожалованный при этом в митрополита; варшавский архиепископ Арсений (впоследствии митрополит киевский) и полоцкий архиепископ Василий. В одно из своих собраний, 10 сентября, Святейший Синод входил в рассуждение о доставлении православному народу способа читать священное писание, для домашнего назидания, с удобнейшим по возможности разумением. „Когда потребность перевода священного писания на русский язык в принципе была признана всеми, при рассуждениях некоторая задержка возникла из спорного вопроса о том, с чего начать и с какого языка переводить ветхий завет? Большинство членов Синода полагало начать с Псалтири (как поступлено было и в Библейском Обществе) и переводить с греческого, как более доступного нашим ученым и вообще более распространенного, нежели еврейский. Но преосвященный Филарет предлагал и настоял на том, чтобы переводить библию с подлинника, т. е. ветхий завет с еврейского (за исключением, конечно, книг, которые не сохранились на еврейском), а новый, – с греческого; начать же с пятокнижия, а не с псалмов, которые, и при глубоком познании еврейского языка и при пособии различных переводов, требуют тем не менее продолжительного труда и зрелой опытности от переводчика на какой либо новейший язык; опытность же в таком деле всего надежнее приобретается последовательным знакомством с библией, книга за книгой, от книги Бытия, которая всех проще и доступнее по изложению“ 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

— Я в больницу ни за что не пойду, меня Церковь лечит, — говорит мне женщина, чьё душевное состояние беспокоит всех, кто её знает. Не наблюдая положительной динамики, советую обратиться к специалисту: — Пусть доктор посмотрит вас и даст свою оценку. Женщина отказывается. Некоторые её родственники заподозрили, что так учат в Церкви. Пришли, поинтересовались. Отвечаю, что Ветхий Завет посылает болящего к врачу после того, как напоминает о необходимости молиться Богу и оставить грех. Там же, в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, немало сказано о пользе врачебного искусства, поскольку и врачевство создал Господь, и самого врача (ср. Сир. 38, 1). Родственники смягчаются и уходят размышлять о других возможных причинах неприятия медицины. «Как до утки на седьмые сутки» — есть расхожее выражение. В тот раз оно было обо мне, поскольку вскоре после беседы я вспомнил, что Ветхий Завет порой бывает у православных не в чести, а Павловы слова к Колоссянам: Приветствует вас Лука, врач возлюбленный (Кол. 4, 14) не особо впечатляют противников официальной медицины. Равно как и слова Христа, приведённые евангелистом Матфеем, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Но откуда взялось само неприятие медицины? Неужели вот он — пресловутый конфликт науки и религии, о котором так много говорится в секулярном обществе? Фанатизм и мракобесие церковников? Недоверие постепенно копится и порой выливается в неприятие Тут я считаю нужным заметить, что далеко не все мои однокурсники учились в медакадемии на пятёрки. Лично знаю врачей, которые сами ходят лечиться лишь к тем, о ком доподлинно знают, что он доктор толковый. Медицина — наука развивающаяся. Те или иные методы лечения со временем признаются негодными, те или иные лекарственные средства запрещают. А тот или иной врач из-за халатности или бездарности то и дело загоняет своих пациентов в гроб. Недоверие постепенно копится и порой выливается в неприятие. И вот, приходят православные христиане к священнику, которому кредит народного доверия отпущен достаточно приличный. И спрашивают его:

http://pravoslavie.ru/102190.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 32 К оглавлению Пророк Иезекииль Последняя лекция о последних двух пророках Ветхого Завета — Иезекииле и Данииле. Эта тема одновременно перекидывает «мостик» в Новый Завет. Мы в прошлый раз говорили об эпохе пророка Исаии, о тех пророках, которые были его современниками, о личности, которую мы знаем, как Второ-Исаия, который жил позже. Пророков той эпохи мало тревожила посмертная участь человека, все их существо поглощала вера, необъяснимым путем решая те вопросы, которые рождались в их тревожном, расколотом сознании. Предсказания пророков сбылись раньше, чем этого ожидали. Северное Израильское Царство было сметено с лица земли Ассирией в 722-ом году, и в 856-ом году Вавилонский царь Навуходоносор II взял штурмом Иерусалим, разрушил храм и переселил основную массу жителей Иудеи на Восток (4 Цар, 24—25). Казалось бы, эти события могли послужить полному уничтожению и исчезновению как нации, так и религии, но этого не случилось. Закваска первых пророков была настолько сильна, что и вдали от родины иудеи продолжали осознавать себя как единое целое. Пророки, жившие в плену, продолжали свою миссию, в результате которой иудейство преобразовалось в религиозную общину, в Ветхозаветную Церковь. Из эпохи вавилонского плена мы с вами отмечаем, прежде всего, пророка Иезекииля, сына священника Вузия. Слово «Иезекииль» может быть переведено «Бог силен» или «Моя сила — Бог». В течение 70-ти лет изгнания в Израиле раздавались три пророческих голоса: Иеремии (пророчествовал в Иерусалиме), Даниила (пророчествовал в Вавилоне) и Иезекииля (пророчествовал в Тель-Авиве при реке Ховаре). Считается, что сам Иезекииль также был священником. Однако нам очень мало известно о его жизни в Иерусалиме. Известно, что он был женат (Иез.24, 18), он описывает смерть своей жены. Примерно в 586 г. она умерла; были ли у него дети, об этом его книга не повествует. Известно также, что среди своего народа он занимал влиятельное положение и был очень ценим. Нельзя с точностью установить время его смерти, во всяком случае, мы не находим в книге никаких указаний на то, что он дожил до возвращения из плена и до исполнения своих предсказаний, которые так часто служили ободрением плененному народу. По еврейскому преданию, известно, что Иезекииль был умерщвлен одним сыном еврейского царя, которому он поставил в вину его идолопоклонство; по некоторым сведениям он был удавлен, по другим — усечен мечем.

http://sedmitza.ru/lib/text/432159/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 8 К оглавлению Авраам и его потомство Начало Ветхого Завета, диалога между Богом и человеком было лишено всяких признаков величия. События исхода из Месопотамии в землю Ханаанскую передаются очень простыми, лаконичными словами: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сарру, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там» (Быт. 11:31). Земля Ханаанская — это земля нынешней Палестины, названная по имени потомков Хама Ханааном. Слово «Харран» переводится как «остановка». Именно в Харране умирает Фарра, отец Аврама. И далее Аврам идет уже как начальник особого племени. Происхождение завета и происхождение народа сливаются, потому что еврейского народа не существует помимо завета. Поэтому говоря о Ветхом Завете, его нравственных и исторических аспектах, мы должны сказать несколько слов о народе, с которым был заключен этот завет. Итак, евреи как народ появляются на исторической арене примерно за 1900 лет до Рождества Христова. К тому времени, когда Фарра и Аврам вышли из Ура Халдейского, Египет уже пережил несколько фараонских династий. Древние жители Месопотамии шумеры растворились среди окружающих семитских племен. На смену Аккадскому царству выдвигалось царство Вавилонское. В Ханаане к тому времени уже образовались первые цивилизованные города-государства, отвечающие даже современным требованиям цивилизации (имеющие водопровод, канализацию и т.д.). Эти города имели сношения с другими городами и были в числе великих городов древности. Для историка израильский народ должен представляться чем-то загадочным. Действительно: пришелец из далеких древних миров, переживший расцвет и гибель многих цивилизаций, израильский народ до сих пор остается живым и влияет на жизнь современного общества. Кажется, Фридрих Великий сказал: «Покажите мне еврея — я скажу, что Бог есть». Действительно, в еврейском народе явилось действие той благодати, которая была дана Авраму и которая пережила столетия и века.

http://sedmitza.ru/lib/text/432087/

«Болевые точки» православия Размышления современного христианина 19 января, 2016 Размышления современного христианина Кто такой современный христианин? Как он должен отвечать на вызовы сегодняшнего дня: что принимать, чему противостоять и о чем задумываться? Об этом мы говорим с писателем, литературоведом, телеведущим и православным публицистом Александром Архангельским. – Александр Николаевич, в какой пропорции соотносятся христианство и современность? И вообще, современный христианин – это не оксюморон? – Начнем с того, что главная книга нашей жизни называется «Новый Завет», не Ветхий, не Старый, а Новый. Христианство принесло с собой невероятную новость. Оно не отрицает древности, ветхость ей не враг, Господь говорит, что пришел исполнить Завет, но всё-таки Его завет – Новый. Мы вместе с Ним начали жить с чистого листа, а потом уже на этом листе проступили старые записи, как палимпсест. Второе: мы ведем летоисчисление от Рождества Христова . Это значит, что Христос своим приходом в мир дал новую точку отсчета истории. Да, потом обнаружилось, что есть линии координат, уходящие в глубину тысячелетий, но первый шаг – это нулевая отметка на оси координат. Поэтому христианство – это революция и новость, а не прозябание в прошлом. Как правило, мы путаем традицию и традиционализм. Традиция – это естественное, продолжающееся развитие того, что было основано много столетий или даже тысячелетий назад. Признаком традиции является развитие и изменение; сохранение не ради сохранения, а ради развития. Так вот, христианская традиция более чем реальна. Но как только мы говорим, что христианство надо сохранять лишь в тех формах, которые существовали веками, и ничего нового быть не должно – мы убиваем его содержание. Традиционализм не про спасение. Он про страх перед новым. – Тогда попробуем посмотреть на современность сквозь призму традиции. Принято считать (и, возможно, сегодняшняя политическая и экономическая ситуация в России служит тому подтверждением), что православие традиционно несовместимо с демократией и экономическим ростом…

http://pravmir.ru/bolevyie-tochki-pravos...

Вступление Раздел I Церковь Церковь есть общество истинных последователей Иисуса Христа. Общество это основано на положительном вероучении и учреждениях, дарованных Его Божественным Основателем и заменило древний союз, заключенный Богом с Израилем. Оно есть новый союз или Новый Завет , то есть, новое свидетельство самого Бога об истине, на благо и на религиозное преуспеяние человечества. Ветхий Завет заключен был лишь с народом израильским, потому что целью его было, только сохранение обетования о Мессии, Который должен был произойти от этого народа. Характер Завета этого был, следовательно, преходящий и местный. Новый же Завет дарован всем народам; вот почему исключительный характер его есть всемирность или кафоличество не в том смысле, что в известное время Церковь займет большую область, или что члены её будут многочисленнее, но в том, что есть народы, без исключения, в нее призываются и что она пребудет неизменной до скончания мира. Христианское общество называлось всемирным и кафолическим даже в то время, когда число верующих было еще очень невелико. Церковь, по её всемирности, можно считать как бы составляющую одно целое во все времена, с самого учреждения, и даже в местных её собраниях, которые суть лишь различные члены того же тела. Собрания эти также называются церквами, а все вместе составляют христианское общество. Среди частных церквей некоторые вполне заслуживают это название, потому что всецело сохранили Божественное учреждение свое и вероучение. Другие же лишь относительно только можно называть церквами, потому что они, более или менее, оставили это вероучение и отказались от учреждений, составляющих сущность христианского общества, или к началам Божественным, которыми живет это общество, привмешали начала человеческие. История Церкви История Церкви имеет предметом своим Церковь в её всемирности, то есть, в том виде, как она представляется во время своего учреждения и какой она продолжает быть в течение веков. История следит за Церковью через все времена и у всех народов, удостоверяя о её тожественном, непоколебимом существовании. На пути своем история замечает изменения, какие догмат претерпел у тех или других народов, в то или другое время их существования, и по положительным фактам указывает, где находится первоначальное вероучение и учреждения, которые из частных церквей продолжают быть членами Церкви истинной, и которые из них, изменив Божественное устройство свое, лишь относительно еще имеют право называться церквами христианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Глава одиннадцатая. Образ седьмой: остаток Израиля Пророческое чаяние Израиля обращено к его остатку. (шерит Исраэль). Шерит Исраэль, или остаток Израиля, – очень важный мессианский образ, проходящий, практически, через весь Ветхий Завет и переходящий в Новый. Проследим исторически библейское раскрытие образа остатка Израиля и то сотериологическое 94 учение, которое заложено в этом образе. 11.1 Первая цивилизация Первая, исчезнувшая с лица земли, человеческая цивилизация не сгинула вовсе в водах всемирного потопа, но сохранилась в остатке своем – семействе праведного Ноя. Ной оказался совершенным, праведником; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп. С ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом ( Сир. 44:16–18 ). Так пишет Иисус, сын Сирахов. Сам термин остаток пришел к нам, конечно, не из Ноевых времен, в данном случае это текст уже послепленных и послепророческих времен, когда писал Иисус, сын Сирахов, свою Книгу премудрости. Но само семейство Ноево, спасшееся от потопа в ковчеге, осмыслено Библией у Сираха, как некий остаток Божий, некий остаток на земле. Не всё Адамово потомство, не все чада Евы, матери всех живущих ( Быт. 3:20 ), остаются на земле, не вечно Духу Божию быть пренебрегаемым человеками ( Быт. 6:3 ), только малый остаток Ноева семейства спасается от губительных вод в ковчеге. Так изначально понятие «остатка» связывается со спасением, т.е. с сотериологией. Первый раз речь шла о физическом спасении от вод потопа. И вечный завет был заключен с остатком, что никакая плоть не истребится более потопом. Понятие остатка ставит нас перед непостижимым учением Библии, что спасутся не все. Это вечный догматический, философский и нравственный вопрос – почему спасается не все творение Божие, а только некий остаток?! Не все сыны Адама угодны Богу, Каин пошел прочь от лица Ягве ( Быт. 4:16 ). Как пар и дуновение исчез с лица земли Авель, жить на ней пред Богом остался только Сиф. Почему?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010