Э. П. А. Н. Н. Лисовой, Т. А. Артюхова Почитание И. П. на Западе Наиболее ранние сведения о празднованиях, установленных в честь И. П. на лат. Западе, относятся к 1-й пол. V в. В италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.) указано 3 дня памяти святого: Рождество (24 июня), Зачатие (24 сент.) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.). Все 3 празднования в разное время были заимствованы с Востока, местом их происхождения, возможно, была Севастия, на что указывают упоминания этого города в Мартирологе. Св. Иоанн Предтеча. Мозаика юж. люнета ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г. Св. Иоанн Предтеча. Мозаика юж. люнета ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г. Наиболее значим был праздник Рождества Иоанна Предтечи, названный следующим образом: «В Палестине, в Севастии, плотское рождество Иоанна Крестителя» (MartHieron. Comment. P. 333). Л. Дюшен обратил внимание на то обстоятельство, что дата празднования была установлена в соответствии с евангельским указанием на рождение Иоанна за 6 месяцев до Рождества Христова (Лк. 1. 36 - см.: Duchesne. 1898. P. 259). Вероятно, память И. П. 24 июня была известна на Западе уже во 2-й пол. IV в. Предположение П. Жунеля о рим. происхождении праздника ( Jounel. 1977. P. 248) скорее всего является необоснованным. Сохранилось 11 гомилий блж. Августина, посвященных этому празднику ( Aug. Serm. 196, 287). Августин упоминал о повсеместном распространении празднования Рождества Иоанна Предтечи (Ibid. 293). В канонах Собора в Агде (506) Рождество Иоанна Предтечи называется среди важнейших праздников (Concilia Galliae a. 314 - a. 506/Ed. C. Munier. Turnholti, 1963. P. 202. (CCSL; 148)). С VI в. известен обычай поститься перед этим днем, о чем говорится в Веронском сакраментарии. О 14-дневном посте упоминается также в постановлениях Собора в Зелигенштадте (1023 - Hefele, Leclercq. Histoire des Conciles. T. 4. P. 922). В XIII в. Вильгельм Дуранд сообщал о 3-недельном посте, установленном, по его мнению, в память о подвижнической жизни И. П. в пустыне.

http://pravenc.ru/text/471450.html

37 Источник: Acta apostolicae Sedis. Commentarium Officiale. An. et vol. LVII. -Typis Polyglottis Vaticanis, 1965. P. 21–36. Рус. пер.: Документы II Ватиканского Собора. – М.: Паолине, 2004. С. 93–112. 39 Ср. Флорент. Собор, Декр. pro Graecis: Denz. 694 (1307), и I Ват. Собор, там же: Denz. 1826 (3059). 40 Ср. Книга таинств Св. Григория, Преф. на рождество Св. Матфия и Св. Фомы: PL 78, 51 и 152; ср. Cod. Vat. lat. 3548, f. 18. Св. Иларий, На Пс 67. 10: PL 9, 450; CSEL 22, р. 286. Св. Иероним, Против Иовиниана 1. 26: PL 23, 247 А. Св. Августин, На Пс., 86. 4: PL 37, 1103. Св. Григорий Вел., Поуч. на кн. Иоеа, XXVIII. V: PL 76, 455–456. Примасий, Комм, на Откр V: PL 68, 924 ВС. Пасхазий Радб., На Мф L. VIII, гл. 16: PL 120, 561 С. Ср. Лeb XIII , Посл. Et sane, 17 дек. 1888: ASS 21 (1888), p. 321. 46 Ср. Св. Ириней, Опроверж. ерес., III. 3. 1: PG 7, 848 A; Harvey, 2. 8; Sagnard, p. 100 сл.: «проявленное». 47 Ср. Св. Ириней, Опроверж. ерес., Ш. 2. 2: PG 7, 847; Harvey, 2, 7; Sagnard, p. 100: «сохраняется», ср. там же, IV. 26. 2: стлб. 1053; Harvey, 2, 236, а также IV. 33. 8: стлб. 1077; Harvey, 2, 262. 50 Св. Климент Рим., указ. место, 42. 3–4; 44. 3–4; 57. 1–2; изд. Funk, I. 152, 156, 171 сл. Св. Игнатий Вел., К филад. 2; К смирн. 8, К магн. 3; К тралл. 7: изд. Funk, I, р. 265 сл.; 282; 232; 246 сл. и т. д.; Св. Иустин, Апол., 1. 65: PG 6, 428; Св. Киприан, Посл., passim. 52 Ср. Трид. Собор, Декр. De sacr. Ordinis, гл. 4: Denz. 960 (1768); I Ват. Собор, Догм. Конст. 1 о Церкви Христовой, Pastor aeternus, гл. 3: Denz. 1828 (3061). Пий XII, Энцикл. письмо Mystici Corporis, 29 июня 1943: AAS 35 (1943), pp. 209 и 212. ККП 1917, кан. 329, § 1. 56 В Апост. Пред., 3: изд. Botte, SChr., pp. 27–30, Епископу уделяется «первенство священства». Ср. Сакраментарий Льва Великого , изд. С. Mühlberg, Веронский Сакраментарий, Romae 1955, р. 119: «ко служению высшего священства... Исполни в священниках Твоих вершину тайны Твоей». Он же, Книга таинств Римской Церкви, Romae 1960, pp. 121–122: «Надели его, Господи, епископской кафедрой, чтобы править ему Церковью Твоей и всем народом». Ср. PL 78, 224.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

В современном греческом соборно-приходском Типиконе ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 383-387) отменяется предпразднство В. Г. (в среду поется только последование Пасхи ради ее отдания); праздничная служба включает совершающиеся раздельно вечерню и утреню. В. Г. в зап. богослужении Древнейший лат. формуляр мессы на праздник В. Г. содержится в Веронском Сакраментарии VI в. (Sacramentarium Veronense/Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1956-1958. N. 169). Молитвы и песнопения праздника В. Г., вошедшие в состав пост-тридентских лат. литургических книг, известны с VIII-IX вв. С появлением в рим. обряде классификации праздников В. Г. получило статус «двойного» праздника I-ro класса (duplex primae classis), имеющего вигилию и октаву. На matutinae полагались 9 чтений из Деяний св. апостолов, из гомилии свт. Льва Великого на В. Г., из толкования свт. Григория Великого на Мк 16. На мессе читались Деян 1. 1-11 и Мк 16. 14-20. После реформ Ватиканского II Собора (см. Novus ordo ) чтения matutinae сокращены; на мессе читаются Деян 1. 1-11, Еф 1. 17-23 и одно из 3 Евангелий: Мф 28. 16-20 или Мк 16. 15-20, или Лк 24. 46-53 (соответственно трехгодичному лекционарному циклу). Гимнография Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Георгия в Ст. Ладоге. 60-е гг. XII в. Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Георгия в Ст. Ладоге. 60-е гг. XII в. Совр. последование праздника включает: тропарь 4-го гласа Ανελφθης ν δξ Χριστ Θες μν (              ), кондак 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа: Τν πρ μν πληρσας οκονομαν, κα τ π γς νσας τος ορανοις (                      ); каноны: 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, творение Иоанна Монаха, ирмос: Τ Σωτρι Θε, τ θαλσσ λαν (          ), нач.: ρδβλθυοτεΑισωμεν πντες λαο, τ π μων χερουβμ ναληφθντι, μετ δξης Χριστ (                    ) и 4-го гласа, творение Иосифа Фессалоникийского, с алфавитным акростихом в песнях 1-7, а в 8-9-й - Ωιδ Ιωσφ (песнь Иосифа), ирмос: «Ανοξω τ στμα μου» (      ), нач.: «Ανστης τριμερος, κατ φσιν θνατος, κα φθης τος νδεκα» (                    ).

http://pravenc.ru/text/155108.html

Во гробе сокрыто тяжелое наказание, для перенесения которого недостало бы сил у грешного человечества; из гроба возсияло спасение для всех потомков древнего и всеродного Адама. Пусть крест, смерть и погребение служат соблазном для погибающих ( 2Сол.2:10 ; 2Кор.2:16 ); верующий утверждается здесь надеждою спасения; а прелюбодейному и грешному роду, ищущему особых знамений, и ныне не дается знамения, кроме знамения Ионы пророка ( Мф.12:39,40; 16:4 ). По гласу Пророка, Ниневия воскресает к новому образу жизни: по слову Евангелия, мёртвый ( Еф.2:5 ) человеческий род оживотворяется в новую тварь. Покаянием Ненивитяне спаслись от гнева Божия: и раскаяся Бог о зле, еже глаголяще сотворити им и не сотворити ( Ион.3:10 ): так и нас, от жизни Божией отчуждённых, покаяние и вера во Христа, оправдывая кровью его, примиряя Богу смертию Сына его, спасает от гнева Божия в животе его ( Рим.5:9,10 ). Между тем, как Ненивитяне, удалённые от света истинного Боговедения (хранящие суетные и ложные. Ион.2:9 ), так охотно повинуются воле Божией, призывающей к покаянию, – Пророк, воспитанный в законе, удостоенный особенных откровений, видевший на себе поразительные опыты силы и благости Божией, ропщет на Бога. Вопреки язычникам, охотно принявшим явление, Иудеи – народ почитавший закон, народ, которому вверена быша словеса Божие, которому видена быша шествия Божия во всей св. истории, – и видя чудеса и слыша слово Божественного Совершителя Веры, упорно противятся благодати, призывающей в своё царство. И однако зде более Ионы ( Мф.12:41 ) 11 ! 1 Theophil. antioch. ad Autolic 1:1–3; Зенон еп. веронск. Хр. Чт. 1843, 2, 383 и д.; Ambros. in Psal. 43; Златоуст. Бес. на Ев. Матф., ч. 2, стр. 237 и д. в русск. Перев. 1839. М.; Hieron. Opp. t. 6. p. 390, 391, 393, 396 и др. ed. 1768. Venet.; Augustin. de symb. I. IV; Cyrill. alex. Opp. t. 3, p. 365–367, ed. 1637. Lutet.; Theodor. Comm. in Proph. Jon. pass.; Gregor. magn. in. Psal. 6; также Petr. chisolog. serm. 37; Euseb. emissens. homil. 2 de pascha.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/novoza...

150 Его имя упоминается на одной надписи в катакомбах Каллиста, сделанной до гонения (De Rossi, Inscr. christ., T. I, p. CXV). 152 Имя Маркеллина пропущено только в календаре; филокалийный сборник, который сохранил нам самый календарь, заключает в себе список пап, где он находится на своем месте. 153 Eusebius, H. E. VIII, 14, уверяет даже, что вначале он выдавал себя за христианина, «чтобы понравиться римскому населению», и присовокупляет, что он приказал ослабить гонение, что более вероятно (τν ατ Хριστιανν νεναι προστττει διωγμν). 154 О том, что следует ниже, мы не имеем других документов, кроме надгробных надписей в честь пап Маркелла и Евсевия, составленных гораздо позднее их преемником Дамасом. То, что они сообщают о положении дел в Риме, вполне сходится с тем, что нам известно о событиях в Карфагене и Александрии. 155 Дамас его не называет, но говорит, что он отрекся от Христа в совершенно мирное время, in расе, т. е. до гонения. Это был отступник «накануне». 156 Этот протокол, равно как и протокол, составленный при отобрании имуществ, был предъявлен донатистами на конференции 411 г. (Collatio Carthageniensis) (Coll., 499–514; Aug., Brev., III, 34–36; Ad. Don., 17). 157 О мелитианском расколе см.: 1) Каноническое послание Петра александрийского , вместе с сирийскими добавлениями, изданными Лагардом в Reliquiae iuris ecclesiastici antiquissimae и обратно переведенными на греческий язык Швартцом (Е. Schwartz, Zur Geschichte des Athanasius, в геттингенских Nachrichten, 1905, s. 166 et sqq.); 2) несколько документов, следующих за Historia acephala св. Афанасия, находящейся в так называемом собрании диакона Феодосия (Веронск, манускр., LX; Р. Batiffol, Byzantinische Zeitschrift, 1901 г., тщательно их переиздал и показал их связь с Historia acephala)·. 3) Epiphanius, haer. 68, где происхождение уже немного разукрашено легендами; 4) Athanasius, Apol. contra Arianos, 11, 59; Ad episcopos Aegypti et Libyae, 22, 23. 162 Афанасий, Apol. adv. Ar., 59, говорит, что Мелитий был осужден Петром александрийским на соборе за разные проступки и за жертвоприношение, π θυσ. Последнее обвинение весьма неправдоподобно. Оно не было предъявлено, или по крайней мере, не было установлено на Никейском соборе, который в противном случае не отнесся бы к Мелитию столь мягко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игн. бог. Посл. к Полик. с. 193–194. Каз. 1855. Терт. Пис. к жен. 2: тв. ч. 2 с. 223. Спб. 1847. Прот. Марк. кн. 5 гл. 18 и О единобр. гл. 5: тв. с. 333. 390. Венец. 1701. Пост. ап. кн. 6 гл. 8 с. 134–135. Лейпц. 1853. Св. Амвр. мед. Пис. 42: тв. т. 2 ч. 1 с. 1124. Пар. 1845. Св. Епиф. О ерес. 67 гл. 6: тв. т. 1 с. 714. Кельн, 1682. 717 Св. Амвр. мед. Пис. 19: тв. т. 2 ч. 1 с. 984. Пар. 1845. Клим. ал. Стром. кн. 3. 4: тв. с. 462. 524. Пар. 1741. Зенон. веронск. О вере, надежд. и любв. гл. 4. 719 Св. Амвр. мед. Об Авраам. кн. 1 гл. 7: тв. т. 1 ч. 1 с. 443. Пар. 1845. Св. Злат. Бес. на кн. быт. 48: ч. 3 с. 147. 148. Спб. 1853. Сос. на п. к кор. 12 с. 207. Спб. 1858. 721 Апостольское прав. 26: «Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы». Собора неокесарийского прав. 1: «Пресвитер, аще оженится, да извержен будет от своего чина». Собора трулльского прав. 6: «Понеже речено в апостольских правилах, яко из произведенных в клир безбрачных токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ним рукоположения, вступати в брачное сожительство; аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен». Книг. прав. с. 13. 133. 68. Спб. 1843. 724 Свицер. Сокров. церк. т. 1 с. 986. Амст. 1728. К этому лютеране присовокупляют, что послание св. Иакова, в котором говорится о елеопомазании, – не каноническое. Но это неправда: ибо каноническое достоинство этого послания не подлежит сомнению. Ориг. Бес. на Иисус. Нав. 7 : тв. т. 2 с. 412. Пар. 1733. Соб. лаод. прав. 60, Соб. карф. прав. 33 и св. Амф. Посл. к Селевку: кн. прав. с. 160. 182. 348. Спб. 1843. Св. Афан. вел. Кратк. обзор. свящ. пис. кн. 6: хр. чт. 1842 г. ч. 1 с. 157–158. Св. Иннок. Пис. к епископ. Екзуперию: тв. св. Льва в. т. 2 с. 47. Лион, 1700. Пр. Иерон. Пис. к Павлину: тв. т. 4 ч. 2 с. 574. Пар. 1706. Бл. Авг. Хрис. наук. кн. 2 гл. 8 с. 84. К. 1835. Св. Иоан. дам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005   006