При этом Апостол напоминает, что заповедь Божья собственно одна, хотя и состоит из двух частей: «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам». За исполнение этой заповеди мы удостаиваемся тесного единения с Богом, свидетельством чего является обитание в нас Духа Божьего (ст. 23—24). Экзегетический разбор первого послания Иоаннова. Четвертая глава Дух Божий и духи-обольстители 4:1—6    Апостол Иоанн увещевает христиан не всякому духу верить, но испытывать духов, «от Бога ли они» — т.е. не спешить верить всякому откровению и всякому учению, но вникать сообразуется ли оно с тем, чему учил Иисус Христос и Его апостолы. Для распознания сущности любого учения пробным камнем святой Иоанн поставляет основной догмат христианства о воплощении Бога-Слова: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». Здесь «исповедует» значит не только «устами», ибо мы знаем из Евангелия, что и бесы исповедывали Иисуса Христа Сыном Божьим своими устами через бесноватого, но всей жизнью своей. По словам святого Иринея Лионского, эти слова Апостола направлены против докетов, ложно учивших, будто Господь имел лишь призрачное тело, но не воплощался на самом деле (ст. 1—3).    Наш мир является полем деятельности «духов» разных видов и сортов. Дар «различение духов» является вместе и даром Духа Святого, и способностью человека. Святой Дух дает человеку благодать различения духов, «испытание духов» (1 Кор. 12:10). И это дается тому, который старается жить по Евангелию. Христианский подвиг есть вместе и дело благодати Божьей, и дело свободной воли человека. Христианин, подвергаясь разным искушениям, учится различать духов и постепенно совершенствуется. Только совершенные приобретают дар чуткого различения духов — для полного и четкого определения добра и зла в их существе. Поэтому богоносный апостол Павел благовествует: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14). И это значит: способность различения добра и зла, добрых и злых духов, созидается духовным подвигом и опытом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

    Духовник.  Нет, говори сейчас.     Неизвестный.  Таинство Евхаристии -- это нечто совершенно иное, чем все остальные таинства. Там речь шла о передаче сверхъестественной силы в форме совершенно естественных внешних священнодействий. Не то в таинстве причащения. Здесь я должен верить не только в невидимое и сверхъестественное соединение со Христом через невидимую благодатную силу, но должен верить, что кажущаяся естественная внешняя форма -- как хлеб и вино -- на самом деле нечто совсем другое, уже не хлеб и вино, а каким-то чудом пресуществившиеся истинное Тело и истинная Кровь Христа. Я должен поверить в нечто ужасное и совершенно невероятное и при этом съесть кусок этого Тела и глотнуть Крови для " действительного соединения со Христом " . Здесь во мне протестует решительно  всё. Во-первых, ум. Каким образом хлеб и вино, нисколько не меняясь по своему внешнему виду, -- могут оказаться на самом деле уже не хлебом и вином, а Телом и Кровью? Во-вторых, протестует чувство. Чем-то чудовищным представляется мне это проглатывание Тела и Крови, если действительно такое пресуществление совершилось. И наконец, протестует здравый смысл, который опять-таки спрашивает: да зачем всё это нужно? Неужели " единение со Христом " требует такой вещественной и странной внешней формы, этого проглатывания кусочка Христа? Неужели эта дикая и почти безобразная нелепость, явно попавшая в христианство по невежеству и под влиянием языческих культов, -- тоже " святая истина " , в защиту которой можно сказать что-либо разумное?     Духовник.  Да. Святая Истина. Больше того, без таинства Евхаристии -- нет христианства, нет Церкви, нет спасения. Ты говоришь -- чудо. Да, чудо. Но чудо,  которое постоянно совершается в Церкви и даровано ей навсегда. И если бы мы имели всё остальное, что даёт нам Церковь, но не имели бы таинства причащения -- мы были бы подобны богачу, которому дано войти в роскошный дворец и пользоваться всеми сокровищами в нём, но у которого отнята жизнь. Ты спрашиваешь, что можно сказать разумное в оправдание нашей веры? Не невежественные люди и не языческие жрецы, а Сам Господь сказал Своим ученикам: " ...истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " . " Ибо плоть моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём " (Ин. 6, 53, 55-56). А на тайной вечери, " когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов " (Мф. 26, 26-28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   Вопрос 24. Что такое укоризна?    Ответ. Всякое слово, сказанное с расположением обесчестить, есть укоризна, хотя бы слово само по себе и не казалось обидным. И сие видно из евангелия, в котором сказано об иудеях: «Они же укорили его и сказали: ты ученик Его» ( Иоан.9, 28 ).    Вопрос 25. Что такое клевета?    Ответ. Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в том, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как апостол повелевает «не сообщаться» с таковым ( 1Кор. 5, 11 ), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла... берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим. 4, 14–15 ). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду.    Вопрос 26. Кто клевещет на брата, или кто слушает клеветника и терпит сие; чего тот достоин? Ответ. Оба достойны отлучения. Ибо сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» ( Пс.100, 5 )    Вопрос 27. А если будет говорить худо о настоятеле; как поступить с ним? Ответ. Суд на сие ясно виден в гневе Божием на Мариам, когда говорила она худо о Моисее. Греха ее Бог не оставил ненаказанным, хотя молился за нее сам Моисей ( Чис.12 ).    Вопрос 28. Если кто отвечает другому дерзким голосом и дерзкими словами, а, когда напомнят ему о сем, скажет: «у меня нет ничего худого в сердце»; то должно ли ему верить? Ответ. Не все душевные недуги, так же как и телесные, явны не только всякому, но даже и самому страждущему. Посему как в рассуждении тела знающие имеют некоторые признаки недугов сокровенных и неощутительных страждущему; так и в рассуждении души, хотя грешник не чувствует собственного недуга, должно верить Господу, Который ему и тем, кто с ним, утвердительно сказал, что «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» ( Лук. 6, 45 ); потому что, хотя злой человек не редко притворно говорит или делает нечто доброе, но доброму невозможно притворяться в чем-нибудь худом. Ибо сказано: «пекитесь о добром» не только пред Господом, но и «перед всеми человеками» ( Рим. 12, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

  И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. 2Сол.2:11.   И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. 2Сол.2:12.   Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. «Егоже есть пришествие по действу сатанину во всяцей силе и знамениих и чудесех ложных, и во всяцей льсти неправды в погибающих» . Ибо не всеми возобладает, но достойными погибели, теми, которые без его пришествия сами себя лишили бы спасения. Сие говорит Апостол и в последующих словах. Извещает же, что чудеса будут не истинные; а такие чудеса производят и обманывающие проворством рук, потому что показывают за золото, что вовсе не золото, и делают что-либо иное, что вскоре и обличается. «Зане любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси не веровавший истине, но благоволившии в неправде» . «Любовию истины» Апостол назвал Господа как истинно и искренно нас возлюбившего. Сие и Сам Владыка изрек иудеям: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: …ин приидет во имя свое, и того приемлете» (Ин. 5:43). Посему иудеям особенно не оставляется никакого предлога к извинению, потому что, не восхотев верить Господу, признавая Его богопротивным, поверят антихристу. Хотя Господь не называл Себя открыто Богом, а говорил, что послан Отцом, приял от Него заповедь и делает угодное Богу и Отцу, антихрист же, напротив того, назовет себя Богом всяческих; однако же иудеи ожидают его и поверят, когда придет. Сие же: «послет им Бог действо льсти» , сказано Апостолом вместо: попустит явиться лести, чтобы оказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих. 2Сол.2:13.   Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению. 2Сол.2:14.   К которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

  Под покровом таких бессонных ночей я и находил Его, хотя, разумеется, не каждый раз, когда хотел. Это мгновения благодати. Может быть даже для некоторых, как для Никодима, это бывает единственной встречей, одной единственной ночью, решающей, однако, для всей их жизни. И ведь я ни за что в мире не откажусь от того, что я видел, что слышал, к чему прикоснулся, хотя бы всего только один раз.   Да, я знаю: этот Свет является тайной и даже гораздо больше, чем тайной, — целым сплетением   тайн, и требует от нас веры. Тем не менее он ведь Сам пришел к нам. Свет существует в истории, Он начал гореть в ней в определенных границах времени и пространства: огонь, который светит и греет. Он был брошен на землю. Как же мне дорог этот вздох Христа: «Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк 12.49). Этот огонь пылает в вечногорящих словах, которые передаются именно так, как передается огонь, — как огонь, который тлеет и ползет, распространяется по корням и подлеску или перекидывается с сосны на сосну, с верхушки на верхушку, поглощая одновременно и голову и сердце объятого пожаром человеческого дерева.   Этот Свет, который я вижу и от которого не отказываюсь, другие, многие другие, почти все другие отвергают, ибо не видят его и даже отрицают возможность его увидеть, а наше приятие этого Света называют заблуждением, или обманом, или лицемерием, или затмением ума. А я, даже из любви к людям, не могу притвориться, что забыл о том обвинении, которое Христос выдвинул против них в ту ночь, когда Никодим слушал Его и не понимал. Он сказал Никодиму, что они выбрали тьму, потому что дела их были злы.       Этот Свет запрещает нам самообман при различении добра и зла. Этот Свет обнаруживает в нашем путанном внутреннем мире такие поступки, которые неподсудны никакому суду человеческому, не осуждаются никаким человеческим кодексом, но которые, однако, мы признаем плохими, в которых мы видим зло, которое нужно обуздать и которое я должен уничтожить в себе, если я хочу принадлежать Христу. Этот Свет ставит нас перед тайной зла с наших первых шагов на пути веры. О, тяжко верить в закон первородного греха, который нам, невиновным, достался в наследство и сделал нас соответчиками. Тяжко верить в то, что мы рождаемся уже

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

§ 6. Что Слово Божие открывает нам, тому так несомненно должно верить, как если бы глазами нашими видели это, или даже более, поскольку чувство наше удобнее нас может обмануть, нежели Слово Божие, от неложного Бога сказанное. Ему мы должны верить более, чем из мертвых воскресшему и поведающему. Ибо написано: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31). Божие свидетельство, которое в Святом Писании объявлено и знамениями и чудесами утверждено, достовернее гласа всего света. Ибо «свидетельство Господне верно» (Пс.18:8). Всякий человек солгать может, но Бог, будучи Сам вечной истиной, солгать не может. «Верен Господь во всех словах Своих» (Пс.144:13). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35; Лк.21:33). И поэтому то, что открыл нам Бог, неотменно так и есть, и то, что предсказал, непременно в свое время будет. Будет непременно воскресение мертвых, будет второе пришествие Христово, как и первое было, будет суд Его праведный, будет праведным и грешным воздаяние, и прочее. § 7. Слово Божие от Бога нам передано и богодухновенными мужами написано для того, чтобы мы, держась его, спасение вечное получили. «Сие же написано, — говорит святой Иоанн, — дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31). И святой Павел: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4). Поэтому Христос и отсылает иудеев к исследованию Писаний: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Ин.5:39). И хотя праотцы и святые патриархи спаслись без Святого Писания; но они были живым Божиим гласом учимы, наставляемы и утешаемы, как читаем в книге Бытия. Нам же такого гласа и наставления Божия не следует ожидать, но от написанного святого Его слова мы должны искать совета и наставления, по слову Христову: «Исследуйте Писания». Слово Божие — несомненное, истинное, твердое и непоколебимое, от Бога данное правило святой веры и богоугодной христианской жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А вы свидетельства Нашего не принимаете. Вам предстоит еще услышать много такого, чего нельзя обнять умом, а надо принять сердцем, верой; но если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3, 12). Но ведь об этих небесных тайнах, непостижимых уму человеческому, может свидетельствовать только Он, Христос, так как никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). «Никодим сказал: „Мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога " . Это самое теперь Христос исправляет, как-бы так говоря: не думай, что Я такой же Учитель, каковы были многие пророки, бывшие от земли; Я с неба пришел. Из пророков ни один не восходил туда, а Я там всегда пребываю» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. 27). Выражения — восходил на небо, сшедший с небес и сущий на небесах — нельзя понимать буквально, так как Вездесущий Бог существует не на небе только, а везде. Иисус Христос нередко, в особенности в притчах, брал для вразумления Своих слушателей примеры из окружающей их природы и из повседневной их жизни, и употреблял слова и выражения в общепринятом в то время смысле; так и в беседе с Никодимом Он говорил о небе, имея в виду общеупотребительное, следовательно, понятное для слушателя, значение этого слова: небо считали местом пребывания Бога, а землю — жилищем людей, поэтому небесное, то есть божественное, противополагали земному, человеческому. Зная значение этих слов, Никодим должен был понять, что выражение никто не восходил на небо относится к людям и означает, что никто из людей не знает существа Бога и Его тайн; добавление же к этому изречению — как только сшедший с небес Сын Человеческий — значит, что только Он, Христос-Мессия, Сын Человеческий, знает эти тайны, так как Он пришел к людям от Самого Бога и (как сущий на небесах) всегда пребывает в Боге. «Мессия-Христос, и только Он один, имеет полное, всецелое и совершенное ведение о Боге и высочайших тайнах Его относительно Его Самого, тайнах Царства Божия на земле вообще и тайнах Царства Мессии в частности; ибо Он Сам и по вочеловечении не перестает быть с Богом, будучи Сам Богом и соединяя в Себе божественную и человеческую природу. Он, Бог, сошел с неба и воплотился для того, чтобы сообщить тайны Божии людям. Следовательно, Ему должно верить безусловно, верить в непреложную истинность учения Его о Боге, о Себе, о Царстве Божием, о всем; и эта вера в Него как Мессию, Сына Божия и Сына Человеческого, есть необходимое условие со стороны человека для получения возрождения и затем участия в благодатном Царстве Его». (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 3, 100).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

А если Он не мог сознательно говорить неправду, не мог и заблуждаться, то как и от кого Он мог узнать все то, о чем говорил? Тайны, которые Христос поведал миру, не могли быть известны Ему, как Человеку. Объявляя их, как волю Отца Своего, то есть Бога, пославшего Его в мир, Он говорил: Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру (Ин. 8, 26); а в прощальной беседе с Апостолами сказал: " Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне... верьте Мне по самым делам, которые Я совершил " (Ин. 14, 11). Итак, Иисус говорил, что все, чему учил Он, поведал Ему Сам Бог, и что как Он в Боге, так и Бог в Нем. Иисусу Христу, как Свидетелю истины, можно или вполне верить, или совсем не верить; середины быть не может. Но так как безусловно правдивого во всем, безгрешного и всемогущего, воскресшего и вознесшегося Иисуса нельзя считать недостоверным свидетелем, нельзя считать только Человеком, то остается один только исход: верить Ему безусловно во всем, хотя бы кое-что и было недоступно ограниченному уму человеческому . ГЛАВА 1. Предсказание ангела о рождении Иоанна Предтечи. Благовестие Пресвятой Деве Марии. Встреча с Елисаветой. Рождение Иоанна Евангельская история начинается рассказом Евангелиста Луки о событиях, предшествовавших и сопровождавших рождение Иоанна Предтечи и Господа нашего Иисуса Христа, но, к сожалению, Евангелист не поясняет, в каком именно году произошли эти события, а ограничивается краткими указаниями, что это было во дни Ирода, царя иудейского (Лк. 1, 5), когда вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк. 2, 1). Определение года рождения Иисуса Христа. Древнейшие Отцы и учители Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова (Иустин мученик и Тертуллиан), говорят об этом вообще неопределенно. Живший в VI веке римский монах Дионисий, по прозванию Малый, годом рождения Иисуса Христа считая 754-й год от основания Рима; этот год и принят христианами началом нового летосчисления. Позднейшие исследования доказали, однако, что Дионисий ошибся. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, современника разрушения Иерусалима, Ирод Великий, в царствование которого родился Иисус Христос, был назначен на царство указом римского сената в 714 году от основания Рима и 37 лет спустя умер, за 8 дней до пасхи, вскоре после лунного затмения («Иудейские древности». Кн. 17), но так как 37-й год царствования Ирода соответствовал 750 году, по астрономическому же вычислению лунное затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года, а иудейская пасха в том году приходилась на 12 апреля, то следует признать, что Ирод, царь иудейский, умер в начале апреля 750 года от основания Рима и что, следовательно, Иисус Христос родился ранее 750 года. Для более точного определения года рождения Иисуса Христа служат следующие данные:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

А область сновидений — еще меньше изведанный и весьма таинственный мир. Но в нем почему-то мы начинаем верить всем снам подряд, не боясь обмануться. Причем ошибиться иной раз можно роковым образом. Посмотрите, как написано в Библии: «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» ( Иер.29:8 ). Сам Бог увещевает людей через Моисея не гадать по снам. Безрассудные люди обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами… «Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица» ( Сир.34:2, 3 ), — говорит Библия. Почему так категорично говорится об этом? Потому что подавляющее число людей относится к снам как к некоторому развлечению, информационному источнику типа газет, журналов и телевидения. И, конечно, многие хотят, чтоб во сне являлся умерший, и жизнь продолжалась как раньше, пусть теперь уже не наяву. Естественно, это совершенно неверное и эгоистичное желание не может найти удовлетворения, отчего человек очень страдает. Кроме того, кому из нас дано различить истинные сны от вредных и ненужных? Кто знает критерии, на основании которых это можно сделать? Вот почему, чтобы не получалось больших трагедий, Библия так говорит о вреде слепо доверять сновидениям. — А к каким трагедиям может привести вера к снам? — Сразу же приходит на память рассказ святителя Григория об одном человеке, который доверял снам, где ему обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы прожить в достатке, но вдруг заболел и вскоре умер. Он так и не смог воспользоваться накопленным богатством и в то же время не взял с собою в вечность никаких добрых дел. Как видим, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и не стоят нашего внимания. — Получается, что снам вообще нельзя верить? — Нет, бывают и такие сны, к которым надо прислушиваться. Подтверждение этому мы тоже находим в Библии. Например, сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу приснилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу; сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему ( Быт.37:5-7 ). Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался там правителем. И когда в Египет приехали отец и братья его, то должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы он не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных, то горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифа умерли бы голодной смертью. ( Быт.41 ).

http://azbyka.ru/death/chelovek-umer-cht...

Авраам защиту и славу ищет у Бога, и Господь снова утверждает и укрепляет его в вере и надежде на великое потомство и наследие, которое произойдет от него. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт. 15, 5). Что же означают слова и вывел его вон ? – спрашивает святитель Амвросий Медиоланский и отвечает: «Пророк выводится как бы вон, что бы он вышел из тела и увидел ограниченность покрывающей его плоти… и словно некое сошествие Духа Святого. И нам тоже следует выйти из этой ограниченности нашего телесного пристанища, очистить жилище нашей души от всякой нечистоты и извергнуть скверну неприязни, если мы хотим получить дух мудрости, потому что в лукавую душу не войдет премудрость (Прем. 1, 4). Авраам уверовал, не прельстившись золотом и серебром, но уверовал сердцем в праведность. Тот, чья заслуга была проверена, тот получил награду» . И мы читаем далее: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15, 6). Верить – значит любить Бога и доверять Ему «Итак, научимся и мы от праотца веровать словам Божиим и уповать на его обетования, – наставляет святитель Иоанн Златоуст, – не исследовать их по собственным соображениям». Очень важное замечание, на которое следует обратить внимание: «не исследовать по собственным соображениям». Как часто в нашей религиозной жизни мы пренебрегаем этим советом в деле нашего спасения. Ищем Бога собственным соображением, в собственных фантазиях и размышлениях о Промысле Божьем. И, полагаясь на свой разум, наделав ошибок и набив себе шишек, после спрашиваем: «За что, Господи?». Ответ прост – за недоверие Богу. Верить – значит любить Бога и доверять Ему. Поступать по Его совету, почерпнутому из Священного Писания и Предания Церкви. Вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10, 17), а Слово Божие, по выражению псалмопевца Давида, светильник ноге моей (Пс. 118, 15). Немудрено, что, идя без света во тьме века сего, полагаясь на себя и путая веру с самоуверенностью, надежду с самонадеянностью, любовь к Богу и ближним – с самолюбованием, калечим себя и – своим самомнением – других.

http://pravoslavie.ru/110205.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010