Как это «верить в Россию», - скривится какой-нибудь церковный либерал? Верить нужно только в Господа Бога, а верить в Россию - это язычество, национализм, этнофилетизм и проч. и проч. Нету тут даже и запаха никакого национализма и язычества. Национализмом и язычеством пахло бы, если б кто-нибудь призывал верить в какую-нибудь Японию или Данию. Ничего не имею против Японии и Дании, против японской и датской культуры, только они не могут быть предметом веры, как, впрочем, и любая другая страна, кроме России. А потому верить в эти страны - верный признак национализма. Впрочем, ни одному чужеродному национальному гению и в голову не приходило призвать верить в свою страну. Немцы только в горделивом самомнении предлагали считать их Германию «превыше всего». Не то у Тютчева. Не Россия - превыше всего, а в Россию - нужно верить. К слову, особость России понимали и признавали внимательные, чуткие иностранцы. Одни, как англичанин Хэлфорд Маккиндер, с тревогой и ненавистью. Основоположник британской геополитики назвал нашу страну, точнее территорию, которую мы по Промыслу Божию занимаем, «Хартлендом», сердцем мира, срединной землей и утверждал: «Кто владеет Хартлендом, владеет мировым островом [Евразией. - А.С.], кто владеет мировым островом, тот владеет миром». И англосаксы во все века (и до Маккиндера и после) стремились и стремятся по сию пору вытеснить Россию из Хартленда. Другие инородцы, как немецкий поэт Эрих-Мария Рильке, писали об особости России с любовью. Из своего путешествия по Отечеству нашему Рильке вынес стойкое убеждение: «Другие страны граничат с горами, морями и реками, Россия же граничит с Богом». Как точно и метко! Пожалуй, точнее выразился только праведный Иоанн Кронштадтский: «Россия - это подножие Престола Господня». А Николай Васильевич Гоголь призывал каждого Русского возблагодарить Бога за то, что он родился Русским. Но ведь это значит, что нужно соответствовать этому высокому предназначению - быть Русским! А непобедимый Александр Васильевич Суворов в упоении восклицал: «Мы - Русские! Какой восторг!». Подумать только: сердце великого полководца переполнял восторг от мысли, что он - Русский... Да, утратили мы, нынешние русичи, такое понимание предназначения Русского человека.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/29/ro...

Кому же верить? Призрак православной инквизиции бродит по интернету Обвинять Православную Церковь во всевозможных грехах стало хорошим тоном. Предметом разоблачений оказываются как недавние события, так и факты далекого прошлого. Обвинители, разумеется, опираются на историю, а точнее на то, во что эта история превращается, пройдя испытание «испорченным телефоном». 5 октября, 2011 Обвинять Православную Церковь во всевозможных грехах стало хорошим тоном. Предметом разоблачений оказываются как недавние события, так и факты далекого прошлого. Обвинители, разумеется, опираются на историю, а точнее на то, во что эта история превращается, пройдя испытание «испорченным телефоном». Обвинять Православную Церковь во всевозможных грехах стало хорошим тоном. Предметом разоблачений оказываются как недавние события, так и факты далекого прошлого. Обвинители, разумеется, опираются на историю, а точнее на то, во что эта история превращается, пройдя испытание «испорченным телефоном». Как это ни удивительно, правду подчас легче найти в легком детективном чтиве, чем в предвзятых изысканиях. Страхи князя Мещерского Некоторое время назад во всеукраинской христианской газете была опубликована статья «Кто придумал концлагеря для евангельских верующих?», где утверждалось, что на заседаниях Третьего миссионерского съезда, проходившего в 1897 году в Казани, был принят проект создания концлагерей для последователей ряда протестантских течений. Автором этого проекта статья называла еп. Рязанского Мелетия (Якимова). Публикация имела резонанс в обществе и даже дала повод ученым украинской Академии наук обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с упреками в нетерпимости РПЦ к разным христианским деноминациям. Надо сказать, что украинский автор XXI века не первый, кто поднимает шум вокруг событий Третьего миссионерского съезда. Современники тех далеких событий тоже не остались к нему равнодушны. Как только материалы съезда стали достоянием гласности, по газетам прошла волна гневных публикаций. Журналистам поверили даже те, кто относился к Церкви вполне лояльно. Издатель «Гражданина» князь В.П.Мещерский писал тогда: «Корреспондент «Русских ведомостей» из Казани повествует, что на … миссионерском съезде … члены занимались обсуждением двух … вопросов:1) Не следует ли отбирать у раскольников и сектантов детей, чтобы воспитывать их в особых училищах, от епархий учреждаемых; 2) По предложению епископа рязанского Мелетия – не следует ли для успеха миссионерского дела конфисковать имущество у раскольников и сектантов? … Неужели это могло быть? Я не могу этому верить, я хочу верить, что это злая неправда, направленная против казанского съезда, требующая опровержения, я не могу верить, чтобы не нашлось ни одного православного человека на этом съезде, чтобы во имя Христа протестовать против … столь полного отрицания Его заветов любви и милосердия».

http://pravmir.ru/komu-zhe-verit-prizrak...

     «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9: 23), и «без Него [Бога] ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 3), – говорит наш Спаситель Иисус Христос. Верить ли в жизнь после смерти, верить ли в творческую силу вечного Бога, верить ли, что Бог жив и действует в мире и по сей день, верить ли, что Он управлял и управляет миром, – вот вопросы, в ответах на которые современный человек сомневается. Трудно говорить сегодня великие слова о монахах и монашестве в целом, поскольку многим монахи всё еще кажутся людьми, находящимися на периферии общества, отсталыми или неграмотными, которые не нашли своей цели в жизни или, возможно, пережили некое разочарование. Но для того, кто верит и имеет в себе хотя бы небольшую частичку сияния образа Божия, для тех, кто не исказил в себе образ Божий, мы решительно утверждаем – в духе со всеми теми, кто был пронизан лучом Пресвятого Духа, – что без монахов и монашества пропал бы мир, «пропало бы христианство в мирянах» . Такие императоры, как Феодосий, Юстиниан , Алексей Комнин, издавали законы, защищающие монашество. «Монашеская жизнь как созерцание, которому в ней предаются, есть священная вещь», полезная всем гражданам, «из-за чистоты их и заступничеств», молитв, совершенных монахами для всеобщего блага, – говорил Юстиниан в 133-й новелле. Алексей Комнин (1081–1118) писал: «Не думаю, что я когда-либо исполнял волю Божию, и поэтому убежден, что всё то, что Бог дал мне в этой жизни, было дано мне по благочестивым молитвам моих святых монахов и моему доверию к ним» . Такое же высокое осознание монашеской жизни мы находим и у славного господаря Стефана Великого, который называл монахов «молитвенники мои», а Путну считал своим «любимым монастырем» . Монашество, основанное и прочно стоящее на учении Христа Спасителя и святых отцов, а также на 2000-летнем опыте своего существования, доказало, что этот образ жизни является «искусством из искусств», «наукой из наук», точно так же, как истинно христианская жизнь есть «духовное искусство» .

http://pravoslavie.ru/79401.html

     Удивительно, но, по свидетельству архимандрита Иоанна (Крестьянкина) , главный и самый распространенный в наше время грех — это неверие. Вот об этом, а точнее, о вере, и хотелось бы поговорить. Вера или неверие в существе своем есть свободный выбор души Без веры угодить Богу невозможно , — сказано в Священном Писании (Евр.11, 6). И вера Самим Господом вменяется нам в обязанность, а её отсутствие — в вину. Это важно понять, потому что иногда человек говорит: «Я хотел бы верить, но не могу». Но если бы вера в Бога не зависела от нашей воли, от нашего произволения и выбора, то её отсутствие не вменялось бы нам в вину. Таким образом, вера есть высшее проявление нашей духовной свободы. И это первое, на что нам нужно обратить внимание. Проще говоря, никто и ничто не может нас заставить верить в Бога, равно как никто и ничто не может нас заставить в Бога не верить. И вера или неверие в существе своем есть свободный выбор души. Первое правило обретения истинной веры — это смиренное расположение сердца Итак, предположим, что человек хочет верить, и это есть его сознательный выбор. Что же ему делать, чтобы поверить? На это отвечает нам апостол Павел, который говорит, что вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10, 17). То есть чтобы поверить в Бога, нам нужно узнать о Нем то, что Он Сам нам о Себе благоизволил открыть. Здесь важно именно то, что мы должны не додумывать что-то и не полагаться на свою фантазию, интуицию, мнения и предположения, а принимать смиренно то Откровение, которое Господь даровал нам для правильного и доброго общения с Ним. Откровение это составляет суть и жизнь Церкви Христовой, и можно сказать, что церковная жизнь — это воплощенное Откровение. Почему? Потому что Церковь создал Сам Господь для нашего спасения, поэтому, воцерковляясь, познавая церковную жизнь и делаясь её причастником, проникаясь постепенно её духом, человек тем самым приобщается истинной вере. И происходит это постепенно, непостижимым и таинственным, но ощутимым образом. Главная же тайна этого преображения заключается в исполнении слов Господа: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4, 6). Так что первое правило обретения истинной веры — это смиренное расположение сердца, готовность учиться, а не учить, принимать Откровение, а не основываться на собственных мнениях, рассуждениях и домыслах. Смиренное доверие Церкви Христовой, хранящей истину правой веры в её неповрежденном и спасительном достоинстве.

http://pravoslavie.ru/102466.html

Разделы портала «Азбука веры» Виктор Яковлев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Виктор Яковлев: «Нельзя Христу верить отчасти – в чем-то верить, а в чем-то нет» Виктор Яковлев В Избранное Виктор Яковлев для «Азбуки веры» Виктор Яковлев Родился 25 июля 1951 года в Уфе. Окончил ГИТИС в 1975 году. С 1979 года артист Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. В 2006 году присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Виктор Николаевич, Вы родились и выросли в Уфе. В детстве с мусульманами встречались или тогда все вокруг были атеистами? Конечно, все тогда были обыкновенными советскими людьми, атеистами. Если же говорить о национальном составе, то башкир и татар в Башкирии было примерно поровну, процента по 23, а русских около пятидесяти процентов. Со мной в классе учились и татары, и башкиры, но тогда нас всех мало интересовало, кто какой национальности, и не помню, чтобы кто-то тогда интересовался религией. Уже потом некоторые мои друзья детства стали мусульманами. Может, не очень строгими, но мусульманские праздники чтут, что-то соблюдают. Меня крестили в младенчестве, верующей была бабушка, но в церковь меня не водили, о вере не рассказывали, и о Боге я «знал» только то, что Его нет. Родители мои совсем простые люди, деревенские, в город переехали уже после войны. У нас в доме даже книг не было. Но вы, наверное, еще в школе полюбили читать, раз решили поступать в театральный?  Да. Учился я хорошо, и читать любил, и в школьном театре занимался. Так этим увлекся, что после школы поехал в Москву поступать в театральный институт. Отец благословил, но с условием, что если не поступлю, пойду, как все нормальные люди, в Уфимский авиационный институт – он был тогда в Уфе очень популярен. Поступал, как принято, во все театральные вузы, никуда не поступил, и, как обещал, вернулся и поступил в авиационный. С математикой и техникой у меня всё было нормально, и вообще я всегда, где бы ни учился, был отличником, но есть же призвание – от слова «зов». Не выдержал я, через полгода ушел из института, пошел на завод и стал уже готовиться к поступлению в театральный серьезно. В Москве опять не поступил, но у нас в Уфе открылся Институт искусств, и как раз в тот год там был первый набор на актерское отделение. Поступил и проучился два года. Учиться было интересно, на каникулы мы часто ездили в Москву и Петербург (тогда Ленинград) и пересмотрели там очень много спектаклей – больше, чем когда учился в ГИТИСе, потому что тогда приезжали в Москву и Петербург именно с этой целью.

http://azbyka.ru/way/viktor-jakovlev-nel...

составитель Терещенко Т. Н. СНОВИДЕНИЕ Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смущение твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? Может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть Слово Божие и советы – святых отцов учение, а в недоумениях имеешь матушку игуменью, сестру, и я, грешный, по вере твоей, что-нибудь напишу (прп. Макарий, 20). Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным (прп. Макарий, 20). Святые отцы запрещают верить снам, а особенно когда те к отчаянию приводят, явно, что от бесов суть (прп. Макарий, 20). О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от этого может быть душевный вред; вера больше видения сделает (прп. Макарий, 20). Сновидениям отнюдь не верь и не обращай на них внимания (прп. Макарий, 20). Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущей случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надо утверждаться верой и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить (прп. Макарий, 20). Виденный тобою сон хотя и лестен, но ты не должна увлекаться к обольщению, будто ты того уже достойна, но паче смирением себя сохраняй, недостойной себя вменяя таковых видений, то и не повредишься (прп. Макарий, 20). Снам своим отнюдь не верьте; враг будет ими возмущать вас, когда станете верить; весьма назидательно у Святогорца; прочтите, сколь хитры козни вражии, что даже попущением Божиим в мечтах и крест может явиться, но да сохранит вас Господь от всех сетей его, десных и шуиих (прп. Макарий, 20). Виденный вами сон нельзя отвергать истины ради, а и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходственным, бояться надо приписывать своему достоинству, а дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные 101 наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений (прп. Макарий, 20)?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

XX. О святом евангелии Скажите мне, пожалуйста, начал Вербицкий: кто были писателями святых Евангелий и где они были писаны? Кто? Несомненно, евангелисты. Ведь вы слышите в церкви, как возглашает диакон или священник: от Матфея святого Евангелия чтение, или от Луки, Иоанна и Марка, а это и показывает, кто были их писатели. Так, теперь понятно. Значит у нас четыре Евангелия или одно? Собственно Евангелие у нас одно, но писателями их были четыре, а потому каждое и называется их именем, точно так, как и у евреев: Тора – закон Моисеев один, а книг Моисеевых пять, и каждая из них имеет свое название. Первая называется книга Бытия (Перешит), вторая – Исход (Шемос). третья – Левит, четвертая – Числа, пятая – Второзаконие и заметьте, что каждая отдельная книга Моисеева носит название одно – Хумиш, т. е. пять – Пятикнижие, что выражает, книга книгам, соответственно тому, как сказано о книге Соломоновой – песнь песней. Теперь попрошу вас еще сказать мне, продолжал Вербицкий, где написано наше Евангелие и в какое время, так как этот вопрос занимает ныне многих и об этом рассуждают различно, особенно светские ученые. Такие вопросы для нас, как православных христиан, представляются по моему, почти излишними. Поверьте, что светские люди подобными вопросами не ищут истины, а только этим искушают Господа. –       Скажите, что, если бы вас, когда вы были евреем, спросили, кто и когда написал Тору – закон Моисеев? Вы, несомненно, ответили бы: Мойше – рабени, Моисей великий учитель наш. – Так я говорю? –       Совершенно так, ответил Вербицкий. –       А подлинно ли вам известно, что Моисей? –       Не могу знать. –       Однако веруете, что это великое творение Божие есть и творение пророка Моисея. –       Ох, как не верить, я свято верю в это! Верно. Потому, что он, Моисей, по уверению древних учителей Израиля, творец этой священной книги. –       Ну как же после этого нам как христианам не верить, что святое Евангелие есть творение нашего божественного учителя Иисуса Христа, записанное евангелистами – очевидцами Его? Как не верить тому, что, с основанием христианства, миллионы народа верили и веруют в эту истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

архим. Михаил (Козлов) VII. Беседа с глаголемыми старообрядцами о том, что символ веры нисколько не поврежден в нашей православной церкви После неоднократных моих бесед с шерлодаевскими глаголемыми старообрядцами о вечном пребывании на земле Христовой церкви, о её таинствах, пастырях и обрядах, ныне мне пришлось беседовать с ними, подробнее прежних бесед, о неповрежденности символа веры , вследствие того, что они сами пожелали выслушать в настоящий раз мои доказательства из старопечатных книг об этом важном предмете. Беседа была ведена мною в декабре месяце 1882 года следующим порядком. Когда собрались того селения начетчики, грамотеи и почетные старики, всех человек около сорока, в мою квартиру, я, после обычного приветствия „здорово живете“, спросил их: Ну, что, други, исполняете ли вы мой совет читать повнимательнее церковные старопечатные книги, которые также учат, как и вновь напечатанные, следовать учению единой Христовой церкви и принимать её спасительные таинства, без которых никто не может быть истинным христианином и спастись, или нет? На этот мой вопрос один из начетчиков, пожилой человек, со вздохом и как будто чего-то опасаясь проговорил сии слова: Кабы мы не читали божественного писания, то не стояли бы так крепко за веру Христову, что готовы умереть лучше, чем изменить ее; а другой рядом стоявший с ним старик, дополни ответ на мой вопрос: какие есть у нас старые книги, мы их читаем и всему, что в них написано, верим, а вашим новым книгам сомневаемся верить, да, признаться, мы их не читаем, да и читать не будем потому, что в них много наделал Никон патриарх перемен. Я вам, братцы, уже не однократно доказывал, что в старых и новых книгах нет догматической разницы, а что есть, небольшая разница лишь в обрядах церковных, но из за одних обрядов не следует уклоняться от святой церкви“. „Как же это ты говоришь, что в ваших никоновских книгах нет догматической разности, коли в них самый символ веры переменен? Никон отменил в нем веру в истинного Господа. Во всех наших старопечатных книгах читаем мы так: и в Духа Святаго Господа истинного и животворящего, а в новых книгах истинного не напечатано, а за перемену в символе хотя одного слова положена на соборах святых отцов страшная клятва; но Никон не убоялся клятвы, отменил самое нужное и важное слово истинного, вот по этому-то мы и боимся верить Никоновым книгам,“ проговорил с увереностью в своих словах старик-начетчик. „Нетокмо читать и верить новому Никоновскому символу не должно, но и подумать-то страшно об этой ереси,“ проговорил другой старик, стоявший позади всех опершись на палку.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Архимандрит Лука (Анич): Нести крест и верить в воскресение Вот юноша, который спросил Господа, как ему спастись, и услышал слово Его, и не просто услышал, но взял крест свой и последовал за Ним до последнего вздоха, — это наш Лука. Наш отец Лука — один из тех молодых людей, которых коснулось Божие крыло, и они пережили новое рождение в Духе Святом… 12 февраля, 2013 Вот юноша, который спросил Господа, как ему спастись, и услышал слово Его, и не просто услышал, но взял крест свой и последовал за Ним до последнего вздоха, — это наш Лука. Наш отец Лука — один из тех молодых людей, которых коснулось Божие крыло, и они пережили новое рождение в Духе Святом… 10  февраля  на монастырском кладбище в Дайбабе состоялось погребение архимандрита Луки (Анича), настоятеля Успенского  монастыря в Дайбабе, который отошел  ко  Господу в ночь с 7  на 8 февраля. Архимандрит Лука (Анич) Божественную литургию и отпевание совершил архиепископ Цетиньский и митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий  в сослужении преосвященных  епископов Будимлянско-Никшичского Иоанникия, Захумско-Герцеговского Григория, Рашско-Призренского Феодосия и Липлянского  Иоанна, многочисленного священства  и при молитвенном участии верующих из  Черногории, Сербии и Республики Сербской. После  чтения Евангелия Владыка Григорий  произнес  проповедь. «Перед нами лежит истинный монах, человек на лице  которого  читалась  истина о том ,что самое важное нести крест и верить в воскресение. Все вы,  а вы  знали его лучше меня помните его улыбку и его лицо  и знаете,  что в его улыбке  и на  его лице всегда можно было  видеть  и крест, и страдание, но и радость воскресения одновременно», — сказал он. Владыка Иоанникий напомнил, что архимандрит Лука происходил  из  уважаемой благочестивой семьи. Он особо  отметил,  что усопший  с ранних  лет искал образ   Христов, поэтому и решил поступить на  философский факультет. Он посвятил  свои  молодые годы поискам Бога  и, когда встретил  Его,  то постепенно  стал освобождаться от  всего мирского.

http://pravmir.ru/arximandrit-luka-anich...

Глава I 21-го января настоящего года, в своем имении „Воздвиженск“, скончался на 58-м году жизни основатель и пожизненный блюститель первого в России Кресто-Воздвиженского Трудового Братства Николай Николаевич Неплюев . В лице усопшего русская церковь и даже более того – весь современный христианский мир – потеряли выдающегося деятеля и религиозного мыслителя. Умер человек, половина жизни которого была отдана делу созидания Трудового Братства на лоне русской православной церкви, того Братства, которое, по заветной мысли почившего, должно было явиться опытом восстановления в жизни церкви первой христианской общины, основанной на начале братского разделения труда и братского же общения во всем. Навеки замокло искреннее, честное слово христианского мыслителя, в течение десятков лет призывавшее христиан всего мира сплотиться на дружную работу в деле созидания Божьего Царства, оставить взаимную вражду и раздоры, понять весь ужас современного уклада жизни культурного человечества, забывшего, а частью и извратившего заветы Христа. и начать жизнь на устоях любви христианской и взаимного служения. Еще не наступило время, когда можно было бы представить цельный объективный обзор жизни и деятельности усопшего Николая Николаевича. Пока живее всего чувствуется тяжесть утраты человека таких дарований, такого сильного характера и такой редкой христианской настроенности. Невольно рождается в сердце тревожная дума: что будет с любимым детищем покойного – с братством, явится ли оно действительно тем оазисом среди житейской пустыни, который должен постепенно привлечь к себе всех людей доброй воли для объединения на борьбу со злом и на созидание добра в жизни; или же, со смертью Николая Николаевича, само братство окажется похороненным в бездне людской немощи и злобы. Хочется верить, как глубоко верил в это сам усопший, что дело Трудового Братства является делом истинно Божиим, которое в силу этого не должно заглохнуть, но принести плод мног. Хочется верить в это, как верить и в то, что все написанное покойным Николаем Николаевичем, этот горячий, сильный призыв к лучшей жизни, не останется только мертвой буквой, не явится голосом проповедующего в пустыне, но что на искреннее слово всегда найдется и искренний отклик, и силой своего убеждения это слово будет еще долго, долго будить христианскую мысль и христианскую совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010