Подобным образом и в Евхаристии говорится о хлебе не потому, что это хлеб по существу, но потому, что существо хлеба преложилось в существо Тела Христова, имеющего внешний вид хлеба, видимый для глаз. ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: В Священном Писании предметы часто называется по имени своего начала. Так, первого человека Бог назвал прахом не потому, что он истинно и по свойствам прах, а как берущего начало из праха. Так и Авраам говорит о себе: я, прах и пепел ( Быт. 18, 27 ). Так Писание говорит и о жезле Моисея, превратившегося в змея: жезл Аронов поглотил их жезлы ( Исх. 7, 12 ). Как жезл может пожрать другие жезлы, не имея ни рта, ни зубов, ни пищевода? Писание называет жезлом змея не потому, что он был жезлом во время поедания, но как берущего начало в жезле и превратившегося из него в змея. Так жена Лота названа соляным столпом, поскольку раньше она была женой, а ныне это столп. Подобным образом и Евхаристия называется хлебом, не потому что в ней истинный и существенный хлеб, но потому, что произошло преложение существа хлеба в существо Тела Христова. Нечто подобно говорит Христос в Евангелии: Слепые прозревают, хромые ходят ( Лк. 7, 22 ). То есть те, кто раньше был слепыми и хромыми, ныне после чудесной перемены видят и ходят. ОТВЕЧАЮ, В-ТРЕТЬИХ: Хлебом часто в Писании называется всякая пища. Так, и манна называется хлебом ( Ин. 6, 31 ). Но часто и мы, зовя друг друга на пиршество, говорим: «Молю тебя, друже, вкусить у мене хлеба». Ибо всякую пищу можно назвать хлебом, поскольку хлеб – это пища для всех и наиболее необходимая. Претыкание и кальвиноиудейское КАК седьмое: Как может Сей нам дать Плоть Свою ясти в Евхаристии, если Сам не велит верить тем, кто говорит: Вот, здесь Христос, или там, повелевая: если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте ( Мф. 24, 23 ). Поэтому всякому, кто говорит: «Вот, здесь Христос, в Евхаристии, на этом жертвеннике, или там, на том жертвеннике», не должно верить. Исправление претыкающимся Не должно верить в первую очередь вам, противники, как сынам отца лжи, так как вы извращаете Священное Писание и приводите его тексты не полностью, и стараетесь всячески вашей ложью уловить неискусных. Посмотрите, благочестивые люди, и поймите, каково коварство этих обманщиков. В тексте, который они приводят, Христос говорит о лжехристах и лжепророках, какими они и являются: если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки ( Мф. 24, 23–24 ). Они же эти слова, сказанные об антихристах, насильно прилагают ко Христу, присущему в Евхаристии. И как же верить этим обманщикам, антихристам и лжепророкам, не страшащимся в деле своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Преступность и тяжкую ответственность пред Богом этих «злых людей и обманщиков» во много раз усугубляет то, что они не только сами творят зло, но и других подталкивают на это, пользуясь к тому же своею властью над ними. Они не только сами «прельщаются», обманывая самих себя, но и других «прельщают»,  соблазняют,  забывая или не желая знать, что это к ним относятся слова Христовы: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской»   ( Матф. 18, 6 ), и «горе тому человеку, чрез котораго соблазн приходит»   (ст. 7). Эти люди и сами привыкают постоянно лгать и других этому учат, распространяя всюду ложь. Сеяние лжи становится постепенно их потребностью, их стихией, вне которой они жить не могут, ибо тогда они должны сами коренным образом перемениться, отстать от того, что стало их второй природой. Это к ним относятся и слова великого пророка Божия Исаии:  «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!»   ( Ис. 5, 20 ). И под их влиянием многие действительно начинают  верить лжи,  что также свидетельствует о приближении конца, ибо об этом времени св. Апостол Павел как раз и пишет Солунянам:  «И пошлет им Бог действие заблуждения, так-что они будут верить лжи»  ( 2Фес. 2, 11 ). Кто может сказать, что не наступило уже это время, когда так широко теперь распространяется ложьвсякаго рода, и все почти готовы ей верить, особенно если это выгодно для устройства своего земного благосостояния? Все это подметил еще в конце прошлого столетия столь ненавидимый за правду безбожными анархистами и социалистами, желающими строить на лжи «новое» человеческое общество, наш выдающийся государственный муж К. П. Победоносцев , который в своей подлинно-замечательной книге «Московский Сборник» писал: «Никогда еще, кажется, отец лжи не изобретал такого сплетения лжей всякаго рода, как в наше смутное время, когда столько слышится отовсюду  лживых  речей  о правде.  По мере того, как усложняются формы быта общественнаго, возникают новыя лживыя отношения и целыя учреждения, насквозь пропитанныя ложью. На всяком шагу встречаешь великолепное здание, на фронтоне коего написано: «здесь истина».  Входишь, и  ничего не видишь, кроме лжи.  Выходишь, и когда пытаешься разсказывать о лжи, которою душа возмущалась, – люди негодуют, и велят верить и проповедывать, что это истина, вне всякаго сомнения» («Моск. Сборник», стр. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли христианину верить в Новый Завет, но не верить в Ветхий? Похожие вопросы 7 Ответов Это невозможно. Ведь Сам Христос, как Бог, был соавтором Ветхого Завета и исполнил его пророчества в Своей земной жизни. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или Пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф.5:17–18 ) . Кто-то даже считал, что в словах Христа около 10% составляют цитаты из Ветхого Завета. И сами иудеи свидетельствовали: И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? ( Ин.7:15 ) Спаситель обличал современников в незнании ни «Писаний, ни силы Божьей» ( Мф.22:29 ). И, в заключение, вспомним слова Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Для христиан Библия целостна. Только еретики, в частности, маркиониты, отрицали Ветхий Завет. О маркионитах тут . Нет, нельзя. Ветхий и Новый Завет — это единое Откровение Бога. С уважением, В Новом Завете Господь Иисус и Апостолы постоянно ссылаются на Ветхий Завет как на слово Божие. То есть если мы верим Новому Завету, то неизбежно принимаем и Ветхий. Другое дело, что в Библии воля Божия раскрывается постепенно, по мере готовности людей ее вместить, Бог обращается к грешными людям с греховными обычаями — и с великим терпением ведет их к вершине Его Откровения — Боговоплощению в Иисусе Христе.  Поэтому многое в Ветхом Завете отражает условия времени и места, многие его герои являются грешными людьми, живущими в грешном окружении — но Бог принимает их, потому что несмотря на все это, они отзываются на Его зов. Ветхий Завет становится понятен, когда мы видим его в контексте Божиего замысла о спасении мира в Господе нашем Иисусе Христе. В древности был особый тип еретиков — гностики. Они пытались чтить Христа и Новый Завет, как пришедших спасти мир от греха. Но отвергали Бога Отца и Ветхий Завет, как создателей зла, против которых выступил Христос. Ветхий Завет они не признавали Богодухновенным, считая, что эта книга обосновывает зло от Бога, и противится приходу Христа, в подтверждение чего, ссылались на гонения христиан со стороны иудеев-фарисеев.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-hristi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Можно ли верить в Новый Завет и не верить в Ветхий? 3 мин., 20.02.2022 Давайте посмотрим, как относился к Ветхому Завету Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, чье воплощение на земле в образе человека ознаменовало начало новозаветной эпохи. Его проповеди, поучения и высказывания изобилуют цитатами из библейских книг и древних пророчеств, отсылают слушателей и вопрошателей к постановлениям закона Моисеева. В то же время Он говорил и делал многое из того, что не укладывалось в формы благочестия, сложившиеся к тому времени. Тем, кто открыто или в глубине души удивлялся Его словам или находил в них несоответствие с привычным пониманием ветхозаветного учения, Спаситель однажды дал такой ответ: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить  (Мф 5:17). Исполнить здесь означает не столько выполнить, сколько наполнить доверху, восполнить. Таким образом, признавая ценность Ветхого Завета, закона и пророчеств, Христос хотел придать ему истинное значение, раскрыть заложенный в нем смысл, который, по собственным словам Господа, заключается в двух заповедях: о любви к Богу и любви к ближнему. Вспомним, что, когда один из законоучителей спросил Иисуса, какая наибольшая заповедь в законе, Тот ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки  (Мф 22:37–40). Читайте также: Миф и разоблачение: Ветхий и Новый Заветы предлагают совсем разные образы Бога Но что же тогда означают слова апостола Павла конец закона — Христос  (Рим 10:4) и почему поведение Спасителя и Его учеников регулярно вызывало возмущение со стороны фарисеев и книжников, видевших в нем намеренное поругание установлений Ветхого Завета? Если мы внимательно посмотрим на эти эпизоды, нашедшие отражение в Евангелии, то обнаружим, что все они связаны с нарушением не столько предписаний закона, сколько тех формальных норм и правил, которые были разработаны толкователями Ветхого Завета и которые полностью погребли под собой его подлинное духовное содержание.

http://foma.ru/mozhno-li-verit-v-novyj-z...

С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не всем для спасения необходима непреложная вера в тайну Христову Так, человек не обязан непреложно верить в то, чего не знают ангелы, поскольку разъяснение веры происходит благодаря божественному откровению, которое, как уже было сказано (6), человек постигает через посредство ангелов. Но даже ангелы, как это явствует из комментария Дионисия 31 , пребывали в неведении относительно тайны воплощения и потому вопрошали: «Кто сей Царь славы?»; и еще: «Кто это идет от Едома?» ( Ис. 63, 1 ). Следовательно, люди не обязаны непреложно верить в тайну воплощения Христа. Возражение 2. Далее, очевидно, что Иоанн Креститель был одним из учителей, наиболее близких к Христу, Который сказал о нем: «Из рожденных женами не восставал больший, чем он» ( Мф. 11, 11 ). Но Иоанн Креститель, похоже, не был непреложно посвящен в тайну Христа, поскольку спросил Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» ( Мф. 11, 3 ; Лк. 7, 19 ). Следовательно, даже учителя не были обязаны непреложно верить в Христа. Возражение 3. Далее, как утверждает Дионисий, благодаря служению ангелов было спасено немало язычников 32 , Но похоже на то, что язычники, которым не было дано откровение, не обладали не только непреложной, но и вообще какой-либо верой в Христа. Следовательно, не всем для спасения необходима непреложная вера в тайну Христову. Этому противоречит сказанное Августином о том, что «наша вера истинна только тогда, когда мы исповедуем, что никто, ни юноша, ни старик, не может быть избавлен от заразы смерти и уз греха иначе, как одним только Посредником между Богом и людьми Иисусом Христом» 33 . Отвечаю: как было показано выше (5; 1, 8), непосредственным и надлежащим объектом веры является то, благодаря чему человек обретает блаженство. Но именно тайна воплощения и страстей Христовых является тем, благодаря чему люди обретают блаженство, о чем читаем [в Писании]: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4, 12 ). Следовательно, та или иная вера в тайну воплощения Христа была необходима всем и всегда, но эта вера разнилась сообразно различию времени и людей. Причину этого надлежит усматривать в том, что до своего грехопадения человек, который не обладал предвидением своего будущего греха, непреложно верил в воплощение Христа постольку, поскольку оно было связано с достижением славы, но не поскольку оно было связано с избавлением человека от греха посредством страстей и воскрешения. Подтверждением того, что у него было предвидение воплощения Христа, являются следующие его слова: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» ( Быт. 2, 24 ), о которых апостол сказал, что «тайна сия велика... по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 32 ), и потому представляется невероятным, чтобы первый человек не был осведомлен об этой тайне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Священное Писание говорит о бессмертии души человека совершенно определенно. Мы уже приводили слова Самого Иисуса Христа: " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную " (Евангелие от Иоанна 6, 47). Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос сказал: " И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне " . Это из Евангелия от Матфея 10,28. И из Евангелия от Иоанна 12, 50: " …Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец " . Это тоже слова Иисуса Христа. Еще не так давно христианскому учению можно было верить или не верить, но теперь не верить в жизнь личности после смерти тела больше нельзя. Религиозные верования подтверждены наукой, " не верить " в объективные данные невозможно, и каждому придется понять, что характер его земной жизни будет иметь для него какие-то последствия в будущем. Это новое знание имеет, однако, и свои границы. Мы теперь правильнее понимаем самую сущность смерти и знаем, что нас ждет после нее. Но это знание ограничено во времени. Известно только то, что произойдет в первые минуты и часы, после того как дыхание остановилось и сердце перестало биться. А что потом? Ответить на этот вопрос мы не можем. Наука ничего не знает ни о дальнейшей, ни об окончательной судьбе той части человека, которая остается жить после смерти тела. Ответ на этот вопрос дает христианство. О том, что происходит с душой сразу после ее выхода из умершего тела, пишет архиепископ Антоний Женевский: " Итак, умирает христианин. Душа его, очистившаяся в какой-то степени в самом исходе из тела, благодаря только страху смертному, покидает безжизненное тело. Она жива, она бессмертна, она продолжает жить полнотою той жизни, которую она начала на земле, со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, со всеми достоинствами и недостатками. Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие ее жизни на земле " . Личность остается неизменной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Тот же, кто пророчествует в собрании, наставляет слушающих его; апостол подчеркивает это: «(пророчествующий) говорит людям в назидание, увещание и утешение» (14:3). По-видимому, пророками в первохристианских общинах называли, в первую очередь, проповедников, говоривших в Духе. Наряду с учителями (διδσκαλοι) пророки занимали почетное место в Церкви. Именно они, внимая Святому Духу, возложили руки на Павла и Варнаву, когда те отправлялись в свое первое путешествие (Деян.13:1–3). Апостол Павел упоминает их сразу после апостолов (12:18). Четвертая часть. 15:1–58 а. 15:1–11 Преемство проповеди Главным в апостольской проповеди было благовестие о Воскресении Христа: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (15:3–4). Проповедь, по мнению апостола Павла, часть Предания. В связи с этим апостол перечисляет явления воскресшего Христа, мы узнаем о явлении «более, нежели пятистам братий в одно время» (15:6), о котором ни в евангелиях, ни в Деяниях не сказано ни слова: «а после всех явился и мне, как некоему извергу» (15:8). Явление Воскресшего апостолу Павлу сделало последнего апостолом, «наименьшим из Апостолов» (15:9). Однако, апостол Павел сообщает, что благодатию Божию он потрудился больше, чем остальные (15:10). б. 15:12–22 Воскресение Христово и общее воскресение Воскресение Христа залог воскресения мертвых. Не верить в воскресение мертвых, значит не верить в Воскресение Христа. Верить в Воскресение Христа, значит верить в воскресение мертвых; иначе «вера наша тщетна»(15:17). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (15:20). Умерли все в Адаме, во Христе все оживут (15:22). с. Эсхатология. 15623–28 Второе Пришествие Христа станет знаком общего воскресения (15:23). Как Победитель, Сын «предаст Царство Отцу», когда «Он низложит всех врагов под ноги Свои» (15:24–25). Последним побежденным врагом будет Смерть (15:26), которая в Послании апостола персонифицируется; смерть вошла в мир грехом Адама (Рим.5:12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Убеждать никого не нужно я в этом уверен. Можно отвечать на вопросы, если человек их задает, но убеждать это, как правило, бесполезно. Нельзя научить вере: она обретается личным опытом, который у всех разный, универсальных формул не существует. Для одного человека отправной точкой послужило пережитое горе, для другого неожиданное счастье, третий встретил удивительного священника или верующего мирянина, четвертый мучительно искал смысл жизни… и так далее. Ограничим наше доброе желание обратить ближних послушанием Промыслу Божию. Помните, Господь сказал апостолам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам ( Ин. 15:16 ). Одни фрукты созревают в начале лета, другие в конце августа, третьи только осенью. Так и у каждого человека есть свой срок. Мы можем помочь, а можем и помешать совершению этого чуда обращению человека. Как бы Вы ответили человеку, который говорит: «Я хотел бы верить, но не могу; вот нет во мне веры почему-то, и всё» или «Я хотел бы верить, но мой нормальный, здоровый рассудок говорит мне, что это все может оказаться лишь мифом»? В таких случаях я ничего не отвечаю: молчание иногда сильнее любых слов. Если человек действительно хочет поверить, надо молиться о нем. И вообще, это самое главное в жизни священника молиться о людях, которых различными путями ему посылает Бог. Что бы Вы сказали человеку, который говорит: «Я не могу верить в любящего Бога, потому что слишком много видел горя, зла, несправедливости»? Или «Не могу верить, потому что не в силах принять своей потери, смерти близкого мне человека»? Вам пришлось пережить немало потерь не приводили ли они к кризису веры, кризису доверия? Наличие горя, зла, несправедливости, потеря близких зачастую и приводят к убеждению в бессмысленности жизни, жизни, в которой царствует хладнокровный случай, добро часто бывает наказано, а зло торжествует. И только Бог, открывающий нам бесконечность жизни каждого человека и грядущую победу любви над всяким злом, дает нашему бытию глубочайший смысл.

http://azbyka.ru/way/protoierej-aleksand...

14. Что значит превозносить Бога? Что такое освящение?  Св. Давид увещевает нас к этому возвышению Бога, говоря: Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо Он свят. (Пс. 98, 5). И немного позже: Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь Ему на святой горе Его, ибо свят Господь Бог наш (Там же, 9). Но что есть возвышение Господа, если не верить в высшее? Это, конечно, есть поклонение на горе, чтобы, когда мы думаем о Боге, мы не думали о Нем как о чем-то низком: таким образом Он возвышается в нас, когда мы превозносим Его, так как Он всегда является высшим. ; как Он освящается в нас, когда мы освящаем Его, так как Он Сам всегда остается святым. Ибо блаженный Петр напоминает нам, говоря: Господа Христа святите в сердцах ваших (1 Пет. 3:15). Но что значит освящать Христа если не думать о Христе как о святом? Эта мысль не освящает Его, но освящает нас и, освящая, сохраняет Его, как говорит Соломон: Святая мысль сохранит вас. Сам Господь также повелевает нам говорить в молитве: Да святится имя Твое; и все же известно, что Киприан так блаженно понял этот отрывок молитвы, что в этом освящении имени Божия он не сказал, что Бог освящается, но что дар Божественного освящения дан нам. Ибо в послании он говорит о молитве Господней, с некоторыми предисловиями, следующим образом: После сего мы говорим: Да святится имя Твое, не для того, чтобы мы просим Бога освятить нас нашими молитвами, но чтобы мы просим Его: да святится имя Его в нас. Кроме того, кем освящается Бог, что Сам освящает? но поскольку Он Сам сказал: будьте святы, потому что Я свят (Лев. 11:44), мы просим об этом, и мы просим чтобы те, кто был освящен в крещении, могли продолжать то, чем мы начали быть, и мы молимся об этом каждый день. Ибо мы нуждаемся в ежедневном освящении, чтобы те, кто грешит ежедневно, могли очистить наши грехи постоянным освящением. Если, освятив Христа, мы освящаемся, а прося, чтобы имя Божие было освящено, мы получаем дар освящения, то почему, превознося Бога, мы не должны скорее верить, что мы вознесены через возвышение ума? Но если, превознося Бога, мы более возвышаемся подобно тому, как сказано, идет с нами, мы должны верить не в свое продвижение, а в то, что Божественное величие благоволит открыться нашим сердцам. 

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. 23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? 24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. 25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. 1 .14–15. Христос возвещает о Царстве Божием уже не как об отдаленной реальности будущего, а как о чем-то близком, уже наступающем. Это означает, что с момента провозглашения Благой вести о спасении семена Царства, ростки новой божественной жизни уже появились на земле. Через Христа сокровенный Бог стал близок людям, и они должны сделать выбор – идти к Нему навстречу или отвернуться от Него. ...веруйте в Евангелие, – призывает Иисус, «верьте Радостной вести». На языке Св. Писания верить не значит просто иметь убеждение в реальности того, чего не видишь. Верить – значит безраздельно доверять благости Творца, отдать себя Его любви, Его воле. Верить в Радостную весть – значит принять сердцем Небесного Отца и вручить себя Ему всецело. 1 .21–27. Борьба с демонами (нечистыми духами). Мессия находит в мире не только несовершенство, заблуждение и слабость людей. Он сразу же сталкивается с активным сопротивлением Его спасительному делу. Побежденный в пустыне сатана продолжает проявлять свою враждебность. Она выражена в действиях демонов, которые овладевают одержимыми. Евангелисты часто останавливаются на исцелениях бесноватых. Этим они подчеркивают активность темной, враждебной Евангелию стихии, губящей человека, делающей его врагом Божиим. Одержимость как особый род безумия концентрирует в себе эту враждебную стихию, хотя она может проявляться и иначе. Но именно беснование есть образ духовных недугов: гордыни, злобы, разрушения, доведенных до предельной, патологической формы. 124 1 .43. Посмотрев на него строго – потому что прокаженный нарушил Закон, запрещавший больным проказой появляться в людных местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010