Никифор Обадьин выставил условие Даниле, чтобы тот поскорее развелся с первой женой, лишь тогда его сватовство будет воспринято им всерьез. Матрене Данила очень нравился, поэтому она сбежала к нему без родительского благословения. Дабы соблюсти хоть какое-то приличие, Данила и Матрена объявили о своей помолвке. Они жили во дворце как муж и жена, злорадствуя над Шуйским и наслаждаясь царской роскошью. Матвея Обадьина, брата Матрены, Данила Ряполовский назначил своим посыльным. Мать Матрены, Алевтина Игнатьевна, тоже жила во дворце, числясь старшей служанкой. Приближалось Вербное воскресенье. Этот церковный праздник неизменно собирал в столице множество народа из окрестных городов и деревень. Полковник Гонсевский, возглавлявший польское войско в Москве после отъезда Жолкевского, боялся чрезмерного скопления людей и требовал запрещения обычного в этот день шествия. Бояре во главе с Федором Мстиславским не решились исполнить требование Гонсевского. Они боялись прослыть в глазах москвичей слугами безбожных еретиков. Наступило Вербное воскресенье. Под праздничный перезвон больших и малых колоколов патриарх Гермоген выехал на осле из ворот Кремля во главе пышной процессии. Обычно впереди сам царь шел пешком и вел под уздцы осла, на котором восседал владыка. На этот раз осла под Гермогеном вел думный дворянин Елизар Сукин, которому бояре поручили исполнять обязанности отсутствовавшего Владислава. Дворянин Сукин был так же молод, как и Владислав, ему было всего двадцать лет. За Гермогеном ехали сани с деревом, обвешанным яблоками. Сидевшие в санях мальчики из церковного хора распевали псалмы. Следом шло духовенство с крестами и иконами, в высоких тиарах и клобуках, в длинных золоченых ризах. За священниками толпой шли бояре, купцы и дворяне в своих лучших одеждах, многие шли с женами и детьми. На выходе из Кремля на каменном Спасском мосту и на Красной площади торжественное шествие встречали тысячи москвичей, все по привычке поздравляли друг друга. Однако было во всем происходящем и что-то зловещее. Прежде всего бросались в глаза вооруженные конные и пешие роты поляков и наемников, которые сопровождали бояр, грубо тесня народ. Металлические шлемы и длинные пики немцев, французов и шотландцев виднелись между зубцами Кремлевской стены. Гонсевский поднял на ноги все свое войско, дабы воспрепятствовать наплыву народа в Кремль.

http://azbyka.ru/fiction/1612-minin-i-po...

Разделы портала «Азбука веры» Описание Большую часть полотна занимает могучая фигура инока в чёрном подряснике. Локоть его стоит на Священном Писании, кисть правой руки обмотана чётками, а на окне можно заметить ветки вербы, которые указывают нам на Вербное воскресенье, а за спиной стену украшает внушительный крест. Но разве спокоен герой полотна Савицкого? Вся его стать говорит о каком-то нерешённом вопросе, а взгляд отображает целую гамму эмоций… О чём думает инок? Считается, что мысли его занимают тяжелые размышления о правильности выбранного им пути. Возможно в этот светлый день он размышляет о собственных грехах, или же его душа погружена в созерцание страстей Господа, Его Распятия – ведь впереди Страстная неделя. Художнику было важно показать внутренний мир человека, его неоднозначность, сложность. Особенно это касается монашеского пути, где ведется постоянная борьба с самим собой с собственными страстями. Колорит полотна включает в себя чёрный, золотой, бежевый, коричневый. С особенной тщательностью художник выписывал предметы в келье: вербу на окне (намёк на Вербное воскресенье), Священное Писание, вервь, которую судорожно сжимает рука инока, погрузившегося в раздумье. История Известно, что в качестве натурщика Савицкий пригласил ученика художественного училища Пензы, которое художник возглавлял до самой смерти. Позже этот молодой мужчина станет эсером и в смутные времена первой русской революции возьмётся за оружие – выстрелит в жандарма, начальника пензенского управления жандармов. С этой точки зрения сложно не согласиться, что Савицкий нашёл точный типаж человека, который не согласен с окружающими условиями, раздираем противоречиями и готов биться за благо (в случае с натурщиком, а не с изображаемым им персонажем, за благо в его субъективном понимании (как будущего эсера)). Идеальный натурщик для написания инока с мятежной, сомневающейся душой. Студент, с которого писал картину Савицкий     Эскиз картины Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 46  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/inok/

Все сочли, что Он слишком велик. Слишком бросалось в глаза, что Он — Сын Божий   При встрече с Ним.   Евреи сочли, что Он слишком велик Для еврея. Слишком великий еврей. Слишком бросалось в глаза, что Он — Мессия, предсказанный пророками. Возвещенный, ожидаемый испокон веков.   Он заново перебирал в памяти, переживал заново каждый час своей жизни. Всю свою жизнь в Назарете. Он посеял столько любви. Он пожинал столько ненависти. Его сердце жгло огнем. Его сердце, истерзанное любовью. И вот что принес Он своей матери. Видеть, что так поступают С плодом ее чрева. И это всё те же, что в Вербное воскресенье. Несколько дней тому назад. Несколько месяцев. Несколько недель. В Вербное воскресенье. Устроили Ему тот триумфальный въезд.   Его сердце жгло огнем. Его сердце рвалось от терзаний. Его сердце, опаленное любовью. Его сердце, истерзанное любовью. Его сердце, испепеленное любовью. И никогда человек не вызывал столько ненависти. Никогда человек не вызывал такой ненависти. Невероятно. Уму непостижимо.   Он пожал совсем не то, что посеял. Лишь Отец Его знал, почему.   Любили ли Его друзья так, как ненавидели враги. То лишь Отец Его ведал. Ученики защищали Его отнюдь не так, как преследовали враги. Ученики, Его ученики, любили ли они Его так, как ненавидели враги. То лишь Отец Его ведал. Апостолы защищали Его отнюдь не так, как преследовали враги. Апостолы, Его апостолы, любили ли они Его так, как ненавидели враги. То лишь Отец Его ведал.   Одиннадцать любили ли Его так, как двенадцатый, как тринадцатый ненавидел. Одиннадцать любили ли Его так, как двенадцатый, как тринадцатый Его предал. То лишь Отец Его знал. То лишь Отец Его ведал.   Что же такое тогда человек. Тот человек, Которого Он пришел спасать, В чье естество Он облекся. Он не ведал того. Как человек Он не ведал того. Ведь ни один человек не знает, что есть человек. Так как жизни человека. Жизни человеческой, жизни во плоти человеческой недостаточно, чтобы познать человека. Так он велик. И так мал. Так он высок. И так низок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Напрестольный крест. XVII в. (НМРТ) В 20-х гг. XVII в. среди мастеров, работавших для митрополичьего дома, были серебряных дел мастера ( Ключевская. 2009. С. 71). Вероятно, они создавали изделия, которые архиерей дарил по случаю, как, напр., богатый серебряный ковш с 2 крупными бирюзами, подаренный в 1630 г. митр. Матфеем казанскому воеводе Т. И. Луговскому на Вербное воскресенье, «как под ним на тот праздник вел осля в Казани» (ныне в ГИМ; см.: Пинегин. 1890. С. 365; Постникова-Лосева, Платонова, Ульянова. 2003. С. 61). В ризнице кафедрального Благовещенского собора до нач. XX в. сохранялось деревянное седло, предназначенное для использования в «шествии на осляти»: сделанное на одну сторону, с отделкой из дорогих тканей («малинового бархата внутри, а снаружи обитое зеленою с золотыми разводами материею» - Пинегин. 1890. С. 364; Спутник по Казани. 1895. С. 115-116; Яблоков. 1909. С. 40). Эти сведения указывают на проведение в 1-й пол. XVII в. в К. и Т. е. в Вербное воскресенье «шествия на осляти», известного по соборным Чиновникам и письменным свидетельствам в Новгороде и Москве XVI-XVII вв. (о них подробнее см.: Баталов А. Л., Вятчанина Т. Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в рус. архитектуре XVI-XVII вв.//Архит. наследство. М., 1988. Вып. 36. С. 22-42; Flier M. S. The Iconology of Royal Ritual in Sixteenth-Century Muscovy//Byzantine Studies: Essays on the Slavic World and the Eleventh Century. New Rochelle (N. Y.), 1992. P. 53-76). При митр. Матфее создавались предметы драгоценной утвари для кафедрального собора: в 1641 г.- серебряная водосвятная чаша с 2 ручками, «клеймом»-медальоном на дне с композицией «Богоявление» и летописью по краям ( Яблоков. 1909. С. 37). Казанские мастера работали с хрупкими и редкими материалами: для воеводы Луговского («про себя») была оправлена в серебро перламутровая чарка с пояснительной надписью на оправе (1630, ГОП, см.: Постникова-Лосева, Платонова, Ульянова. 2003. С. 61). Для Богородицкого мон-ря в 1648 г. был сделан серебряный чеканный крест с мощами мч. Евстафия, украшенный жемчугом ( Малов. 1879. С. 68; Спутник по Казани. 1895. С. 160).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Важнейшее время для поста или, как говорит Катехизис,  «важнейший пост» святая есть Четыредесятница и страстная седмица. В обычных разговорах эти оба поста вместе называются «Великим постом», но собственно Великий пост  составляют 40 дней, начиная с понедельника первой недели после масленицы до Лазаревой субботы. Суббота Лазарева и следующее за ней Вербное Воскресенье уже не относится к Великому посту, но они составляют промежуточные дни между Великим постом и страстной седмицей (в первый из означенных дней, в Лазареву субботу, разрешается на масло и икру, а во второй, в Вербное Воскресенье, – и на рыбу). Посты сии, как известно, положено наблюдать пред праздником Пасхи: первый, т.е. св. Четыредесятницу, «по примеру Самого Иисуса Христа, Который  постился сорок дней и сорок ночей», когда вступал в дело общественного служения роду человеческому (Мф. 4:2), а второй, т.е. страстную седмицу, в воспоминание последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он окончательно уготовал Себя на страдания и пострадал за нас на кресте. Тот и другой пост ведут свое начало от времен самих Апостолов. В «Постановлениях Апостольских» о Великом посте (т.е. Четыредесятнице) говорится: «да совершается этот пост прежде поста пасхи (т.е. страстной седмицы), начинаясь со второго дня (т.е. с понедельника первой недели), а оканчиваясь в пятницу (т.е. на шестой неделе пред Лазаревой субботой): потом начинайте святую седмицу пасхи (т.е. страданий Христовых) 176 . О посте страстной седмицы в тех же «Постановлениях Апостольских» говорится следующее: «Господь заповедал нам поститься в те шесть дней по причине нечестия и злости иудеев, призывая сокрушаться и плакать о погибающих. Он и Сам плакал о них, что они не уразумели времени посещения их... Итак, нам должно плакать о них, что они не уверовали в пришедшего Господа, но отвергли учение Его, явив себя недостойными спасения. Посему поститесь во дни пасхи (т.е. страстной седмицы), питаясь только хлебом и солью, овощами и водой; воздержитесь в сии дни от вина и мяса: это суть дни плача, а не веселия. В пяток и субботу пробудьте совершенно в посте, если вы крепки силами, – можете снести так, чтобы совершенно ничего не вкушать до петелоглашения. Если же кто не может провести двух дней в воздержании от пищи, то да сохранит по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе: егда отъят будет от них жених. и тогда постятся в тыя дни ( Лк. 5:35 ). В сии то дни Господь отъят был от лжеиудеев и ко кресту пригвожден и со беззаконными вмянен ( Ис. 53:12 )« 177 . Из приведенных слов Постановлений Апостольских можно хорошо видеть как основание, так и назначение святой четыредесятницы и страстной седмицы: общее их основание – пример Самого Христа, назначение – желание подражать Ему и помнить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Горячо желал я приготовить малых свечей столько, чтобы бедные наши пленники имели утешение держать свечу в Вербное воскресенье, и особенно при чтении Страстных Евангелий и в Пасху. Но возможно ли это для Миссии? Где же ей взять такую большую сумму? Со скорбию в душе пришлось ограничиться далеко меньше чем третьею частью потребного количества свечей, и то наперед решившись оставить японских христиан на этот раз без радости иметь свечу и в пасхальную заутреню. Имейте в виду, что, кроме расхода на свечи для военнопленных, Миссия делает еще множество других расходов для них из своего скудного бюджета, рассчитанного только на миссийские нужды. На одни крестики для военнопленных издержано уже 370 рублей; а на церковное вино и елей, разное богослужебное обзаведение, экстренные расходы на содержание и разъезды священников, служащих у военнопленных, на учебники и письменный материал, для обучения безграмотных между ними, – на все это расходуется Миссиею (личных средств епископа, конечно, давно уже и в помине нет); да и как же иначе? Как не сделать все, что только возможно, для наших дорогих соотечественников, на пожертвования которых и Миссия существует? Но Миссия в этих расходах достигла предела, за который переступить было бы уже посягнуть на свое существование. He смею я просить у Вашего Преосвященства какого-либо расхода из Ваших церковных сумм, чтобы помочь Миссии в том, что уже бессильна делать она; но нет ли у Вас добрых, благочестивых христиан, которые бы пожалели бедных наших пленных и доставили им утешение, которого не в состоянии доставить им Миссия? С этою просьбою мне не к кому более обратиться. Россия далека, и ныне поздно обращаться к ней; раньше же нельзя было этого сделать; самая нужда ведь возникла так неожиданно. Если бы христолюбивыми жертвователями прибавлено было к выписываемому мною количеству свечей по 40 на фунт еще столько, то наши пленные имели бы утешение держать свечу и в Страстные Евангелия; a если бы и еще столько, то и в Вербное воскресенье. А какая была бы душевная польза! Сколько человек почувствовало бы облегчение от своего горького положения! Сколько искр Божественной благодати заронилось бы в души! Сколько светлых мыслей засияло бы в душах! Быть может, кто-нибудь прибавил бы еще свечей и на престолы и жертвенники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В Московском Патриархате напомнили, что посещение кладбищ на Пасху не является церковной традицией 9 апреля. ПРАВМИР. В Москве временно закроют все кладбища для борьбы с распространением коронавируса. До окончания режима повышенной готовности кладбища будут открыты только для похорон, сообщил мэр столицы Сергей Собянин. По его словам, нельзя подвергать опасности москвичей, особенно пожилых людей, которые составляют большую часть посетителей кладбищ. Мэр города напомнил, что в обычные годы только на Вербное воскресенье, Пасху, Красную горку и Радоницу на кладбища приезжает навестить могилы родных и близких около миллиона человек. Он также рассказал, что в прошлом году похоронил маму и тоже планировал на Вербное воскресенье поехать к ней на могилу. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда в своем телеграм-канале назвал решение властей закрыть кладбища обоснованной и ожидаемой. Он напомнил, что практика посещения кладбищ на Пасху сложилась в советское время и не является церковной традицией. В Москве заболели коронавирусом 6698 человек. Погибли от инфекции 38 больных. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/moskovskie-kladbishha-...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Между тем, в Испании в атмосферу Страстной недели верующие входят посредством малых уличных процессий, которые имеют место в Пятницу Матери Божией Скорбящей (за неделю до Страстной пятницы), когда проходят шествия с резными изображениями, иллюстрирующими Страсти Господни. А в Вербное воскресенье имеет место первая в ряду больших процессий Страстной недели, посвященная Входу Господню в Иерусалим. Самое активное участие в этой процессии на улицах испанских городов принимают церковные братства, которые используют огромные, часто весом в несколько тонн платформы (так называемые  pasos ), на коих устанавливаются фигуры Иисуса Христа и Божией Матери, а также разыгрываются драматические представления религиозной тематики. Некоторые из  pasos  – это подлинные произведения искусства, выполненные в дереве, серебре и слоновой кости, и восходящие к XVII веку. Во время шествия принято бить в «тамборады», т.е. специальные бубны, что и сигнализирует о начале Страстной недели. В процессии принимают участие лица, одетые в костюмы библейских персонажей, а также «кающиеся грешники» в остроконечных колпаках. Эта традиция восходит к средневековью, когда осужденным трибуналом инквизиции «грешникам и еретикам» (так называемые капиротес ) предписывалось носить  санбенито , т.е. специальные одежды кающихся, а на голову одевать остроконечный колпак. Во всём мире получила известность процессия Вербного воскресенья под названием «боррикита». Наиболее торжественный характер она носит в столице Андалузии Севилье. Братство «боррикита» было основано здесь в XVI веке. Ныне его члены, проходя городскими улицами, несут огромную фигуру Иисуса Христа верхом на осле XVII века. За Иисусом следуют дети в национальных костюмах. Детьми и молодежью также разыгрываются театральные сценки. Большую известность имеет и «процессия с белыми пальмами» в местности Эльче близ Аликанте, первое упоминание о которой относится к 1371 г. Сотни людей несут специфические белые пальмовые ветви: белыми они становятся после обработки местными умельцами ветвей из знаменитого «Парка пальм», располагающегося неподалеку. Это – самый большой в Европе пальмовый питомник, с 2000 г. взятый под охрану ЮНЕСКО.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вербное воскресение. Жаждем ли мы Царства Небесного? Но в чем наше отличие от жителей Иерусалима? Так ли мы жаждем Царства Небесного, так ли хотим быть с Богом? Для нас очень часто Царство Небесное — не место богообщения, а средство избежать посмертных страданий. Если бы это было не так, мы бы стремились к молитве, а не понуждали бы себя помолиться. 28 апреля, 2013 Но в чем наше отличие от жителей Иерусалима? Так ли мы жаждем Царства Небесного, так ли хотим быть с Богом? Для нас очень часто Царство Небесное — не место богообщения, а средство избежать посмертных страданий. Если бы это было не так, мы бы стремились к молитве, а не понуждали бы себя помолиться. Господь вошел в Иерусалим ради спасения человеков. Но что иерусалимляне считали спасением, чего они ожидали от Мессии? Земных благ и мирового Господства. Не получив желаемого, жители Иерусалима с легкостью отвергли Того, Кого за несколько дней перед этим прославляли и встречали как Спасителя. Все чудеса, которые совершил Господь, иудеи справедливо оценили как знамение, как залог того, что в дальнейшем произойдет нечто большее. Они оказались правы в этом отношении, но ошиблись в более важном — что же должно последовать за таковым началом. А должно было случиться самое главное для людей — они должны были быть спасены для Царства Небесного. Об этом Господь неоднократно говорил, но ведь всегда мы слышим лишь то, что хотим услышать. Не свободу от Рима принес Господь, но свободу от греха, не просто мировое господство, но Царство Отца Небесного в дар, не обеспеченную жизнь, а жизнь вечную; все это казалось маловажным для иерусалимлян, поглощенных сиюминутными заботами. Но в чем наше отличие от жителей Иерусалима? Так ли мы жаждем Царства Небесного, так ли хотим быть с Богом? Для нас очень часто Царство Небесное — не место богообщения, а средство избежать посмертных страданий. Если бы это было не так, мы бы стремились к молитве, а не понуждали бы себя помолиться. Старались всегда и во всем приблизиться хоть немного к Богу, а не так, как бывает зачастую: помним о Господе по нужде, понимая, что без Него мы ни на что не способны. Это не любовь, это страх перед правителем или судьей, подобное настроение не приближает нас к Богу, а лишь вызывает Его скорбь.

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresenie-zh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010