Иуда отвечал ему: “Муж, господин той земли, сказал нам, подтверждая клятвой слова свои, что мы не увидим лица его, если не придет с нами меньший брат наш”. Иаков заметил: “Зачем вы сделали это злое дело, зачем сказали мужу, что есть у вас брат?” Они отвечали: “Муж делал нам строгие и подробные допросы. Он выспрашивал: жив ли еще отец ваш? Есть ли еще у вас брат? Мы отвечали на вопросы его. Разве знали мы, что он скажет: приведите брата вашего?” Потом Иуда начал уговаривать отца своего: “Отпусти юношу со мною; мы встанем, пойдем, достанем хлеба на пропитание тебя и себя, чтобы нам не умереть с голоду. Я возьму на мою ответственность Вениамина: от моей руки взыщи его. Если не приведу его назад и не поставлю перед тобой, да будет гнев твой на меня во всю жизнь мою. Если бы мы не промедлили столько, то два раза успели бы побывать в Египте”. На это сказал отец: “Когда уж так, то вот как сделайте: возьмите здешние произведения и принесите тому мужу в дар. Возьмите ладан, мед, стираксу и орехи. Возьмите двойные деньги, чтобы можно было возвратить деньги, найденные в мешках ваших: может быть, они попали туда по какому недоразумению. И брата вашего возьмите. Собирайтесь в путь и идите к мужу. Бог мой да преклонит мужа к милосердию, чтобы он отпустил брата вашего и Вениамина. Я вполне сделался бездетным!” Когда Иосиф возвратился в дом, братья поднесли ему дары и поклонились челом до земли. Он спросил их: “Здоровы ли вы? – потом прибавил, – здравствует ли старец, отец ваш, о котором вы мне сказывали? Неужели он жив еще?” Они отвечали: “Еще жив и здравствует раб твой, отец наш”. “Благословен этот человек пред Богом!” – сказал Иосиф. Они низко поклонились ему. Сыскав глазами между ними Вениамина, Иосиф спросил: “Это ли меньший брат ваш, которого вы обещали привести ко мне? – и на утвердительный ответ их промолвил: Бог да помилует тебя, дитя мое!” Смутился Иосиф; сильно забилось его сердце; слезы хлынули из глаз. Поспешно ушел он в свою спальню, там насытился слезными потоками; потом умыл лицо, вышел к братьям и, удерживая себя, сказал: “предложите трапезу”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

К этому можно присоединять и свидетельство св. Ефрема Сирина , древнейшего из сирийских отцов, который говорит, что в его время было также в обычае гадание над чашами, именно, когда, ударяя по ним, прикладывали к ним ухо, чтобы по звуку их узнавать будущее. Гадание посредством чаши совершалось или так, как описывает Ефрем Сирин , или в нее наливали воды и затем бросали кусочки золота, серебра и жемчугов, или других драгоценных материй, и затем по тому положению, какое занимали эти драгоценности, уже старались отгадывать будущее или сокровенные вещи. Что касается заявления управителя о том, что в мешке Вениамина найдена та чаша, над которой гадает его господин Иосиф, то, конечно, нет надобности полагать, чтобы Иосиф действительно занимался таким гаданием или вообще предавался египетской магии. Это заявление представляет собою лишь предположение самого управителя, предположение вполне естественное в его уме, в виду распространенности подобного обычая среди египетских сановников, и этим заявлением он хотел лишь усилить вину братьев, стараясь показать им, какую драгоценную чашу похитили они у Иосифа. Будучи поражены такою ужасною неожиданностью, братья разодрали одежды свои и, навьючив опять своих ослов, развьюченных по случаю обыска, возвратились в столицу. Им ничего не оставалось делать, как отправиться опять к Иосифу и умолять его о помиловании. Первым из них отправился к Иосифу Иуда, который дал торжественное обещание Иакову привести обратно своего брата Вениамина живым и здоровым. Когда вышел к ним Иосиф, они пали пред ним на землю. Иосиф сказал им: «Что это вы сделали? Разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает»? Иуда отвечал: «что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих. Вот мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках находилась чаша». Чтобы не огорчать своего отца потерей Вениамина, они готовы были все остаться в рабстве у Иосифа. Но Иосиф не хотел такой несправедливости: «нет, сказал он, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В послании святителя Вениамина ощущается и живая связь с Церковью, с теми, кто сострадал ему, и его простота и богоугодная искренность, явные на процессе даже для его врагов, и приговор к смерти, и надежда не на себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. Общим является и видение Христа как мира. «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2: 14), – говорит апостол Павел. Для понимания совершавшихся событий важны и слова священномученика Вениамина: «Теперь время суда». Они соответствуют мыслям святого апостола Петра: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро». (1 Петр. 4: 17–19) Этот настрой – предать души Создателю, делая добро, – характерен и для священномученика Вениамина. Ощущение Суда Божия и грядущего конца мира также пронизывает послание святителя. И здесь важны слова: «Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества, даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века». Мученический венец святитель Вениамин стяжал 13 августа 1922 года Они гармонируют с призывом Христа в Откровении: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10). И этот мученический венец святитель Вениамин стяжал 13 августа 1922 года… Жестокость и несправедливость приговора поразила многих. В результате в органы советской власти, прежде всего в ВЦИК РКП (б), был направлен целый поток ходатайств о помиловании (в том числе и даже от обновленцев, например от А.И. Введенского, пусть и причастного к осуждению святителя). 7 июля Я.С. Гурович, адвокат священномученика Вениамина, подал в Верховный революционный трибунал при ВЦИК кассационную жалобу, в которой показал юридическую несостоятельность расстрельного приговора. На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 13 июля было принято компромиссное решение: оставить в силе приговор в отношении митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина) , профессора Ю.П. Новицкого и И.М. Ковшарова другим же шестерым осужденным к расстрелу заменить его тюремным заключением на пять лет. Определением кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 года приговор был оставлен в силе. Это показывает, что главной целью процесса явился священномученик Вениамин. Показательно и другое: равное количество представителей духовенства и мирян, которые принадлежали к интеллигенции и обладали юридическим образованием, поэтому данный приговор должен был способствовать устрашению не только церковных, но и интеллигентных кругов.

http://pravoslavie.ru/147712.html

Свидетель обвинения Канатчиков, сообщивший суду, будто митрополит Вениамин произносил в Александро-Невской лавре контрреволюционную речь с призывами к противодействию властям, тоже не смог ничем подтвердить свои слова, говорится в кассационной жалобе, поданной защитой. На все уточняющие вопросы этот свидетель отвечал лишь, что «его память вообще не удерживает ни дат, ни лиц, ни даже отдельных фактов, а только “общие схемы и принципиальные построения”». Подобная амнезия для советского чиновника выглядит, мягко говоря, странной. Можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом Знакомясь с материалами судебных заседаний, можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом. Вот некоторые отдельные параллели. «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? …Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем (Ин. 18: 33–38). На суде митрополита Вениамина допрашивают: «Красиков: Вы считаете, что изъятие сосудов и церковных принадлежностей в силу Декрета есть святотатство, есть преступление с церковной точки зрения, и люди, которые это делали, есть святотатцы? Митрополит Вениамин: Моя позиция не совсем такая. Меня просили, чтобы верующие приняли участие в изъятии церковных ценностей. С этим я обратиться не могу, потому что для верующих такой поступок является оскорблением святыни. Красиков: Вы надеялись на то, что будет изменен Декрет и отменено действие Декрета в сторону, вам желательную? Митрополит Вениамин: Не изменить. Мы со своей стороны задумали совершить добровольное пожертвование. Цель была бы достигнута одна и та же, и она не считалась бы при этом за принудительное изъятие, а за пожертвование. Это было бы как при Амвросии Медиоланском… Тогда был расцвет христианства. Если бы теперь восстановилась христианская жизнь, мы должны были бы следовать этому примеру.

http://pravoslavie.ru/147712.html

Такая обходительность и доброта египетского сановника еще более должна была смутить братьев. Затем Иосиф устраивает им главное испытание: по его указанию в мешок Вениамина подложили драгоценную чашу (которую также использовали для гадания 36 – см.: Быт.44:5 ) и затем, найдя у него этот предмет, обвинили в воровстве и вероломстве. Суть действий Иосифа состоит в следующем: если братья остались жестокосердными людьми или если они из зависти (как самого Иосифа) или по какой-либо иной причине ненавидят Вениамина, то они откажутся от него и выдадут египетскому правителю. Таким образом, как говорит блаженный Феодорит, Иосиф «хотел испытать расположение братьев и достоверно узнать, будут ли стоять за оклеветанного Вениамина. Когда же увидел, что [они] не только защищают его, но и крепко стоят за него, сложил с себя лицо начальническое и показал им лицо братнее» с. 71]. Следующая далее сцена признания Иосифа ( Быт.45:1–15 ) является одной из самых волнующих и драматических в Ветхом Завете; по воздействию на читателя ее можно сравнить, по нашему субъективному мнению автора, с повествованием о воскрешении пророком Елисеем сына женщины из Сонама ( 4Цар.4:18–37 ). Сразу после того, как Иосиф открылся братьям, он, пока они пребывали в замешательстве, успокоил их и развеял возможные опасения о мести с его стороны. Слова Иосифа (не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской – Быт.45:5, 8 ) выражают главный мотив библейского повествования: признание непрестанного действия Промысла Божия в мире. Когда сыновья возвестили Иакову о том, что Иосиф жив и именно он является правителем Египта, отец сначала не мог в это поверить; узнав же подробности их путешествия, праведник словно обрел новую жизнь (тогда ожил дух Иакова, отца их – Быт.45:27 ). Можно представить себе его радость: более 20 лет он терзался и горевал из-за смерти любимого сына и только теперь получил подлинное утешение! Блаженный Феодорит , имея в виду горе Иакова, даже ставит вопрос: почему Господь прежде не открыл Своему верному рабу истинную судьбу Иосифа? Отвечая на это недоумение, указанный экзегет говорит, что иным образом невозможно было осуществление промыслительного намерения Господа поселить израильтян в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Итак, Он благословен ради «сосцов и утробы». Ибо, как я сказал прежде, поскольку Он соделался человеком и послушлив был Отцу, то и унаследовал «имя выше всякого имени..., и Ему преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних..., исповедующих, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп. 2, 9–11 ). Но только, хотя Он и явился как подобный нам, однако превосходит всякого святого и боголепно превышает даже прежде Его бывших и наименованных отцами. Ибо Псалмопевец говорит, «Ибо кто на небесах сравнится с Господом?» или кто «кто между сынами Божиими уподобится Господу?» ( Пс. 88, 7 ). Этому же учит и блаженный Иаков, говоря: ты преодолел «паче благословения гор пребывающих и... холмов вечных» ( Быт. 49, 26 ). Горами вечными и всегда пребывающими, а также и холмами вечными он называет святых, за то, что они подъяты от земли и ни о чем низменном не помышляют, но ищут вышнего и весьма усердно стремятся на высоту добродетелей. Итак, ниже Христа по славе даже знаменитейшие из отцов и достигшие вершины Добродетели. Ибо они были слуги, хотя наконец и поставлены в Ряду сынов; Господь же, как Сын, сам есть податель им того, чрез что они соделались славными. Посему и говорят они: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин. 1, 16 ). Итак, венец славы возложен будет естественно на главу Спасителя нашего; но тем не менее он перейдет, и тогда будет как бы неким даром, на самих святых, подчиненных Ему, которые получат «неувядаемый славы венец» ( 1Пет. 5 4); и будучи общниками страданий Его, сопричастятся и славе Его. Ибо несомненно, что спострадавшие Ему, будут Ему и соцарствовать ( Рим. 8, 17 ; 2Тим. 2, 12 ). О Вениамине «Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» ( Быт. 49, 27 ). Рахиль первым родила божественного Иосифа, а за ним Вениамина; но Иосиф наименован был от отца юнейшим. Таковым признать дело мы согласны. Но скажем, что в таком случае Вениамин был юнее юнейшего. Вениамин был самый юный, и по справедливости может быть изображением и прообразом юнейшего народа, который и чрез святых учеников призван был, после того как Христос воскрес из мертвых и возвратился к Небесному Отцу и Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«Михмас» – город в кол. Вениаминовом, теперь носящий имя Мухмаса. Тут ассирийцы оставляют свой обоз, потому что дорога дальше становится очень трудной и еще потому, что они скоро надеются достигнуть Иерусалима, где найдут себе достаточно провианта. Ис.10:29 . Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясет­ся; Гива Саулова раз­бежалась. «Теснины» – узкий проход от Михмаса ( 1Цар.13:23 ) через Вади Сувейнит (долина), которым ассирийцы проходят, чтобы дойти до Гевы (ныне Джева) и там остановиться на ночлег. На следующее утро они идут к пораженной ужасом Раме (в кол. Вениаминовом), мимо Гивы Сауловой самого высокого пункта в кол. Вениаминовом. Ис.10:30 . Вой голосом тво­им, дочь Галима; пусть услы­шит тебя Лаис, бедный Анафоф! Из трех здесь упоминаемых городов хорошо известен Анафоф, родина пророка Иеремии. Пророк говорит о нем по-евр. anija anatoth! Очевидно, здесь выбрано прилагательное, созвучное названию города. Анафоф находился в ¾ часа пути к северу от Иерусалима и к востоку от Гивы. «Галлим» упоминается в 1Цар.25:44 . Ис.10:31 . Мадмена раз­бежалась, жители Гевима спешат уходить. «Мадмена» (навозная куча) и Гевима (колодцы) – местности, находящиеся к северу от Иерусалима. Ис.10:32 . Еще день про­сто­ит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому. «Новь» ( 1Цар.22:19 ) – к сев.-востоку от Иерусалима, который уже виден с высот, на которых расположен Новь (возвышение). Ис.10:33 . Вот, Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и велича­ю­щиеся ростом будут срублены, высокие – повержены на землю. Ис.10:34 . И по­сечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего. Господь как бурный вихрь поломает могучие деревья (ассирийское войско) «и Ливан падет», т. е. ассирийские полчища, похожие на могучий и непроходимый Ливанский лес. Заметить нужно, что ассирийские памятники иначе представляют поход царя ассирийского Сеннахирима на Иудею. Сначала он пошел в Финикию, потом спустился по морской дороге в Филистимскую землю, и наконец, напал на Иудею с юго-запада. Но Исаия вовсе и не имел в виду давать точное изображение всего маршрута ассирийских войск и он, конечно, по-своему рисовал себе этот поход, потому что частности будущих событий не были во всей подробности открываемы пророкам. Главное же – внезапность и ужас ассирийского нашествия у пророка изображены с поразительной силой и рельефностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2. И Иаков сказал ему: «Сядь на него и поезжай на нем!» 3. И Иосиф поднялся и сел на тельца. И Иаков, отец наш, ушел от нас. Иосиф же около четырех часов величался на тельце, иной раз разъезжая и скача, иной раз взлетая с ним, до тех пор, пока не достиг Иуды; и Иосиф распростер знамя, которое он имел в своей руке, и начал бить Иуду, своего брата. 5. Иуда сказал ему: «Брат мой! За что ты бьешь меня?» 6. Он сказал ему: «За то, что ты имеешь в своих руках двенадцать жезлов, а я имею только один; отдай мне десять, и тогда будет мир (у нас)». 7. Но Иуда отказался отдать их ему; и Иосиф бил его, пока не взял у него десять (жезлов) против желания, так что у Иуды осталось только два. 8. Иосиф тогда сказал своим десяти братьям: «Почему вы бежите за Иудой и Левием? Оставьте их и следуйте за мною». 9. Когда его братья услышали слова Иосифа, они отошли от Левия и Иуды, как один человек, чтобы следовать за Иосифом; и остались с Иудой только Вениамин и Левий. 10. Когда Левин увидел это, он спустился с солнца опечаленный. 11. Иосиф сказал Вениамину, своему брату: «Вениамин, брат мой! Разве ты не брат мой? Иди же ты со мною!» Но Вениамин отказался идти с Иосифом, своим братом. 12. И вот день пришел к концу, поднялась великая буря, которая отделила Иосифа от его братьев, так что не осталось вместе даже двоих. 13. Когда я увидел это видение, я рассказал его своему отцу, и он сказал мне: «Сын мой! это только сон, который не принесет ни пользы, ни вреда, потому что он не повторится». Глава 4 Но прошло недолгое время, как я увидел другое видение. 2. Когда мы стали все вместе с Иаковом, отцом нашим, на берегу великого моря, вот корабль плыл среди моря без корабельщиков и людей. 3. Наш отец сказал нам: «Видите ли вы, что вижу я?» Мы сказали ему: «Видим». 4. Он сказал нам: «Делайте то, что, вы увидите, делаю я». После сего Иаков, отец наш, снял свои одежды и бросился в море, и мы все последовали за ним. 5. И впереди были Левий и Иуда, и они прыгнули в (корабль), и Иаков с ними. 6. И вот в корабле том было все драгоценное мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

« Вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш » ( Быт.42:15 ). Кстати, что очень интересно и знаменательно: Иосиф все-таки обманывает братьев, но все время клянется жизнью фараона. Ну, он же не может клясться именем Божьим, как это принято было принято иудеями и отменено Сыном Божиим 60 . И он постоянно использует, казалось бы, обычные для египтян клятвы жизнью фараона. « Вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш ». Он хочет видеть Вениамина. Дело в том, что только Вениамин – его абсолютный брат и по отцу и по матери. Другие его братья – братья только по отцу. Тем более Вениамин дорог ему, потому что Вениамин младше его, младший его брат. И у него могли быть подозрения, что братья могут также завидовать Вениамину: ведь мы с вами читали, что после предполагаемой гибели Иосифа Иаков привязался сердцем именно к Вениамину. Иаков был очень влюбчивый человек: сначала он к Рахили привязался сердцем, потом Иосиф у него был любимчик, Иосифа не стало – он к Вениамину привязался своим сердцем. И, конечно, эта любовь отца, которую мог предполагать Иосиф по отношению к Вениамину, ставила Вениамина в такое же опасное положение, в котором оказался сам Иосиф, в результате чего он (Иосиф) и был продан в египетское рабство. И он хочет как бы опередить ситуацию, чтобы брата доставили сюда. Он говорит: « пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи » ( Быт.42:16 ). Ну, вот опять: « клянусь жизнью фараона », этого оккультного правителя. Это все равно, если православный человек скажет: «Клянусь душой Кашпировского!» Это ни больше, ни меньше – такая же аналогия. Конечно, православный так не скажет, но если в определенном окружении он окажется, среди экстрасенсов, например, то вполне может сказать, ёрничая. « И отдал их под стражу на три дня » ( Быт.42:17 ). Иосиф отдает их под стражу, выставив определенные условия, что они должны остаться в Египте, а один пусть отправится и привезет Вениамина.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот что открылось и что прочла Зоя Вениаминовна. «Потому что Ездра расположил сердце свое к Тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде» ( Ездр. 7, 10 ). И у меня случались затруднительные случаи в жизни, на которые не у кого было спросить совета, и я нашел ответы в Священном Писании . Приведу ответы, полученные на мои вопросы из Священного Писания . Вот что я прочел в таких случаях: «Научи Меня, Господи, пути Твоему, и наставь меня на стезю правды ради врагов моих. Не предавай меня на произвол врагам моим: ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою. Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Псалом 26, ст. 11–14). Последние слова Псалма укрепили меня, и боязнь за мои духовные работы навсегда меня покинула. Привожу отрывки из Псалмов, которые также укрепляли меня: «Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева. Да пошлет тебе помощь из Святилища, из Сиона да подкрепит тебя... Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит» (Псалом 19, ст. 2–5). Глава XVI На пенсии. Продолжение работы над богословскими трудами. Николай Евграфович и Зоя Вениаминовна как воспитатели внуков Из воспоминаний внука После ухода на пенсию всю свою духовную и физическую энергию Николай Евграфович сосредоточил над основным богословским трудом – многотомной диссертацией «Пути к Совершенной радости» или, как он еще ее называл, «Опыт построения христианского миросозерцания» 54 . В эти же годы он пишет интересную богословскую работу по толкованию «Апокалипсиса». Эта работа Николая Евграфовича так и называется «Над Апокалипсисом». Работа над диссертацией, в основном, заключалась в следующем. Из огромной массы духовной информации, которую дедушка получал при прочтении богословской литературы, он выбирал непосредственно то, что имело отношение к жизни современного христианина. Эти высказывания и выписки из трудов святых отцов и подвижников благочестия явились тем фундаментом, на котором зиждилась вся диссертация. Весь труд был разбит на несколько частей, освещающих различные аспекты жизни христианина. Этот труд был адресован буквально всем, кто желал построить свою жизнь на Евангельских началах. Первыми, кому автор показал плоды своих трудов, были близкие ему люди и, конечно же, первой из них была супруга Зоя Вениаминовна. Она придирчиво прочитывала написанное мужем и нередко сама дополняла и исправляла текст той или иной главы, становясь как бы соавтором своего супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010