Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Богородицкий, в Свияжске, основан в 1555 г. Ныне первоклассный. [VI, 53.] Архимандриты Св. Герман Садырев и Полев 3 февр. 1555 перев. из Старицкого Успенского, а 12 мар. 1564 хирот. в архиеп. Казанского. Иеремия , 1564 и 65. Иларион , 1566–68. Иосиф , 1572–76. Авраамий , 1579–84. Мисаил , 1588–93. Сергий , 1598–1613. Корнилий , 1613–1620, 6 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Иоаким , 1620–24. Левкий , 1624–34. Герасим определён 16 июля 1634; до 1639. Пафнутий , 1639 и 40. Гермоген , 1641–47. Иона , 1648–50. В 1651 келарь управлял. Антоний , 1652–63. Иосиф определён 13 мая 1663–67, перев. в Соловецкий. Варфоломей перев. из Соловецкого 1667–69. Евфросин , 1669 и 70, мар. Гавриил , 1674–86. Паисий , 1688–96. Два? Симеон , 1696–1724. (Не так.) [Свияжский архим. Симеон перев. 12 сент. 1698 в Ипатиевский (sic).] Гавриил Русской в авг. 1725–31, перев. в Владимиро-Рождественский. Алексий Раифский определён 3 сент. 68 1731–38. Димитрий Сеченов опред. 11 дек. 1738–42, 12 сент. хирот. в еписк. Нижегородского. Сильвестр Гловатский , 1742–49, 6 июля хирот. в митрополита Сибирского. Евмений Скаловский с 7 февр. 1750; до 1767. Иероним Формиковский в 1767 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 25 дек. 1770 хирот. в еписк. Владимирского. Дорофей 4 окт. 1770 перев. из Новгородского Антониева, а 14 мая 1778 – в Иверский. Иосиф 1778 перев. из Нижегородского Печерского, а 13 окт. 1785 – в Симонов. Платон Любарский 30 окт. 1785 перев. из Казанского Преображенского, а 21 июня 1788 – в Новый Иерусалим. Вениамин Багрянский в 1788 перев. из Новгородского Антониева, а 9 дек. 1789 хирот. в еписк. Иркутского. Гедеон Замыцкий 9 янв. 1790 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 24 мая 1794 – в Цареконстантинов. Сильвестр Лебединский 27 мая 1794 перев. из Астраханского Спасского, а 25 сент. 1799 хирот. в еписк. Полтавского. Ксенофонт Троепольский 24 авг. 1799 перев. из Казанского Преображенского; 15 янв. 1800 хирот. в викария Казанского, а 24 февр. перев. во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

бывший епископ ПереславльЗалесский, начальник Китайской духовной миссии с 15.01.1727 27.11.1731 Иннокентий (Неронович), епископ рукоположен с 25.11.1732 26.07.1746 Софроний (Кристалевский), епископ, свт. рукоположен с 18.04.1753 30.03.1771 Михаил (Миткевич), епископ рукоположен с 02.08.1772 01.08.1789 Вениамин (Багрянский), епископ рукоположен с 09.12.1789 08.06.1814 Михаил (Бурдуков), епископ рукоположен с 18.10.1814 по 31.05.1815 переименован епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Иркутская, Нерчинская и Якутская С 31 мая 1816 года Имена Сведения Михаил (Бурдуков), епископ бывший епископ Иркутский и Нерчинский 31.05.1816 года архиепископ с 22.08.1826 05.06.1830 Ириней, (Нестерович) архиепископ бывший епископ Пензенский и Саранский с 26.07.1830 по 28.06.1831 на покое; 18.05.1864 Мелетий (Леонтович), архиепископ, свт. бывший епископ Харьковский Пермский и Екатеринбургский с 18.07.1831 по 22.06.1835 архиепископ Слободско-Украинский Иннокентий (Александров), епископ бывший епископ Слободской Украинский и Харьковский с 22.07.1835 по 23.04.1838 епископ Екатеринославский и Таганрогский бывший епископ Вятский и Слободской с 23.04.1838 архиепископ с 13.04.1840 по 24.12.1853 архиепископ Ярославский и Ростовский Афанасий (Соколов), архиепископ бывший епископ Томский и Енисейский с 24.12.1853 по 03.11.1856 архиепископ Казанский и Свияжский бывший епископ Самарский и Ставропольский с 03.11.1856 архиепископ с 23.03.1858 по 16.11.1859 переименован архиепископ Иркутский и Нерчинский Иркутская и Нерчинская С16 ноября 1859 года Имена Сведения бывший архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский с 16.11.1859 по 29.08.1860 архиепископ Могилёвский и Мстиславский Парфений (Попов), епископ бывший епископ Томский и Енисейский с 13.09.1860 архиепископ с 31.03.1863 21.01.1873 бывший епископ Камчатский, Курильский и Алеутский с 31.03. 1873 архиепископ с 16.04.1878 02.02.1892 Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ бывший еп, Енисейский и Красноярский с 28.03.1892 по 12.03.1894 переименован архиепископ Иркутский и Верхо-Ленский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ильминский работал и над переводами со славянского, а также над методиками преподавания славянского языка. Огромный успех имели его книги по начальной церковнославянской грамоте, которым, по свидетельствам современников, не было ничего равного в начальной школе того времени С. 95]. Все, кто всерьез занимался переводами, сотрудничали с ним и учились у него. Он был настолько уважаем, что без его указаний и советов мало кто решался браться за этот труд. Так действовали и глава Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) (впоследствии Томский епископ), и его помощник иеромон. Макарий (Невский), и Якутский еп. Дионисий (Хитров), который поддерживал с ним ученую переписку в течение более чем 20 лет. Позднее, в 1869 г., с этой целью в Казань приезжал иеромон. Николай (Касаткин), осуществляющий миссионерскую деятельность в Японии, в 1875 г. — начальник Иркутской миссии архим. Мелетий (Якимов), в 1886 г. — иркутский еп. Вениамин (Багрянский) и др. С. 8]. В результате появилась огромная школа переводчиков Священного Писания, а Казань стала центром всей переводческой деятельности Церкви. Принципы перевода Ильминского использовались и распространялись не только на языки Поволжья и Сибири, но и Средней Азии, где трудились ученики Ильминского во главе с Н. П. Остроумовым 96 . Они переводили на узбекский, туркменский, таджикский и другие языки. За семнадцать лет председательства Н. И. Ильминского в переводческой комиссии было издано 142 книги на 12 «инородческих наречиях» С. 181] общим тиражом около миллиона экземпляров. Многие книги выдержали по нескольку изданий, большую часть из них составляли Евангелие, буквари, молитвословы, рассказы из Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Это было огромное дело, аналогов которому не было на Западе. Обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев рассказывал: «Несколько лет тому назад в Альзасе, в городе Мюльгаузе, почтенный реформаторский пастор Матьё устроил учреждение под названием Библейского Музея и начал собирать туда со всей вселенной издания Священного Писания на всех возможных языках и наречиях. Услышав от кого-то, что и в России есть кое-какие переводы на инородческие языки, он обратился ко мне за сведениями и пришел в крайнее изумление, получив от меня огромный ящик инородческих книг Священного Писания, изданных в Казани, — имея самое превратное понятие о нашей церковной жизни, лютеранин никак не ожидал от нас ничего подобного» С. 40—41].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

23.  Чаплин В., прот.  Светильник веры и любви — преподобный Герман Аляскинский и его роль в утверждении христианства на американском Севере//ЖМП. — 1988. 1. С. 48—52. Глава 7. Святитель Иннокентий (Вениаминов) — апостол Сибири и Америки Итак, казалось бы, Аляскинская миссия умерла: в 1823 г. Св. Синод постановил ее закрыть. Это решение не было утверждено императором Александром I, и Синод направил по епархиям послание с призывом найти людей, желающих поехать миссионерами в Америку. В 1824 г. на остров Уналашка прибыл откликнувшийся на этот призыв священник Иоанн Вениаминов из Иркутска. С его приездом начался новый этап жизни Американской миссии, через некоторое время его проповедь услышали на Чукотке, на Командорских и Курильских островах, в Восточной Сибири, на Камчатке, в Амурском крае и на Дальнем Востоке. Он просвещал многие народы: алеутов, колошей, кадьяков, эскимосов, кенайцев, чугачей, курильцев, камчадалов, олюторцев, коряков, чукчей, тунгусов, якутов, китайцев, маньчжуров, нигидальцев, гиляков, голвдов и др. С. 4]. Апостол Сибири и Америки, впоследствии Московский митрополит Иннокентий, Иоанн Вениаминов родился 26 августа 1797 г. в с. Ангинское Иркутской епархии. Он был сыном Евсевия Попова, местного псаломщика при церкви Св. пророка Илии, мать его звали Феклой. Когда Ване было пять лет, скончался отец. Семья оказалась в полной нищете, однако им оказал помощь их дядя Дмитрий Попов, диакон этой же церкви. До восьми лет Иоанн жил при дяде, который учил его грамоте. На восьмом году мальчик уже читал в храме Апостол. С детства проявилась его любознательность и удивительные способности. Девяти лет, в 1806 г., он был направлен в Иркутскую семинарию, хотя его мать, чтобы как-то поддержать семью, просила для него место псаломщика в храме. Через некоторое время его дядя овдовел, принял монашество с именем Давид и поселился в архиерейском доме в Иркутске, где его часто навещал Иоанн. В течение одиннадцати лет Иоанн учился в семинарии, которая в то время была очень бедной, семинаристы не ели даже чистого хлеба. Он выделялся исключительными способностями, прилежным поведением. Все ему удавалось: изучение богословских предметов, пение, языки; он очень любил механическую работу, ремесла, изготовление часов. Уже в 1814 г. он получил послушание быть помощником эконома семинарии. В этом же году в семинарию пришел новый ректор, архим. Павел (Некрасов). Как тогда было принято, он по своему желанию начал менять фамилии многим семинаристам. Статному, умному, выделяющемуся Иоанну Попову он дал фамилию Вениаминов в память почившего еп. Иркутского Вениамина (Багрянского), почитаемого в епархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В двадцатых годах XIX в. на Алеутския острова прибывает миссионер Божией милостью свящ. Иоанн, апостольский подвиг которого длился пол века. В семье пономаря с. Ангинского Иркутской епархии, Попова, родился он в 1797 г. Потеряв отца в шестилетнем возрасте, он у дяди часового мастера-самоучки научился любить механику, что не раз пригодилось ему в дальнейшей жизни, как и знание столярного дела. Обучаясь в иркутской семинарии, он получил фамилию Вениаминова в честь еп. иркутского Вениамина (Багрянского), скончавшегося в 1814 г. Бедна была жизнь будущего первосвятителя московского. «Учился я хорошо, но чистого ржаного хлеба (без мякины) до выхода из семинарии не пробовал», писал он впоследствии. В 1821 г. он поставлен был священником Благовещенской церкви в Иркутске, где до того четыре года был диаконом. В 1823 г. Российско-Американская компания просила прислать священника на о-в Уналашку. Никому не улыбалось отправиться в далекий, неприветливый край. Остров этот был вторым по величине в Алеутском Архипелаге (длина до 150 в., ширина более 50 в.). «Климат в Уналашке» писал о. Вениаминов, «отличался частыми и быстрыми переходами температуры; здесь царствует вечная осень, с ветрами и туманами. Ясных дней бывает очень мало: совершенно безоблачных бывает от 4 до 12 в целый год». Туда сам изъявил желание отправиться о. Иоанн. По прибытии в Уналашку, он сразу же приступил к сооружению Вознесенского храма, при чем внутреннюю отделку сделал сам. Начал он изучать местные наречия и проповедывать. Позднее составил алеутский букварь. Приход его, включая соседние небольшие острова, растягивался на 1000 в. Совершал он частые путешествия, переплывая с острова на остров по волнам океана на утлом челноке, т. н. душегубках-байдарках, устроенных то из кож морских, то из выдолбленной колоды, до того узких, что ноги можно было держать только протянутыми и плотно одна к другой прижатыми, как у опеленатого. Полны были лишений и опасностей такия путешествия. Паству составляли, главным образом, алеуты (остальные были русские и креолы). Взаимная близкая связь скоро установилась у него с алеутами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Из постриженников Ярославского Толгского монастыря. В сане архимандрита – начальник Кадьякской миссии (1794–1799 гг.). Хиротонисан в Иркутске единолично Преосвященным Вениамином (Багрянским). На епархии не был, т. к. погиб при кораблекрушении в волнах Тихого океана вместе со своею свитою и всеми прочими пассажирами, при следовании на судне «Феникс» в Америку. Подробностей гибели «Феникса», к сожалению, не сохранилось; неизвестны и самый день, в который произошла эта трагедия, и лишь некоторые незначительные обстоятельства усматриваются из приводимого ниже (с сохранением орфографии) письма правителя Российско-Американской Компании A. А. Баранова, адресованного «Александро-Невской Лавры Соборному иеромонаху о. Гедеону: «...Касательно разбития компанейного фрегата Финикса, инаоном потери бывшаго преосвященного иоасафа Совсею Его Свитою и судовым экипажем. Помянутое Судно от правилас из охоцка в осень 1799 года пряма сюда накадьяк, а Видели Ево 28 числа октября того году недалеко от уналашки, против острова умнака русские и алеуты тамошние. ногде оное разбилос ипсся пор неполучено никаких Верных сведений, причиноюже нещастия сему полагают бывшие приотправлении их в охоцве ту што там свирепствовало тогда смертоносное поветрие ... аможет быть ис следуюших при сем транспорте ... некоторые заражены были теми же болезнями распронили напрочих. истатся могло што имореход ... Господин Шильц от той же скончался, а другова небыло, апотому исудно может быть безуправления осталось вбеспрепядственном действии стихии волн и Ветров. однакоже Видимсобыло в близи уналашки подпарусами присильной погоде к кодьяку путь напрвляем. ... Вначале июня м-ца последующего уже 1800 года ... выкидывало судовые доски ... даже иоколо уналашки Восковые свечи ... и Верных слухов оместе разбития неперенято. сказывал только один из американских капитанов иосиф океин; якобы слышал от других будто около бухты бокерело и бобровой, где приставал прежней беринговой экспедиции капитан Чириков...» (Очерк из истории Американской православной духовной миссии (Кадьякской миссии 1794–1837 гг.). Валаам, 1894. С. 290–291).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После канонизации И. было создано большое количество его икон, преимущественно в Сибири. Известно, что в 1805 г. Иркутский еп. Вениамин (Багрянский) поздравил царственный дом с торжеством прославления новоявленного святого, послав иконы И. супруге и матери имп. Александра I ( Громов. 1868. С. 354-355). В Вознесенском мон-ре близ раки И. находилась пелена с его ростовым образом в мантии и клобуке, выполненная в технике золотного шитья, с молитвой по краям: «О, великий угодниче Христов, милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвала, безпомощных заступниче, отче наш, иерарше, с[вятите]лю Иннокентие, моли Христа спа[сти]ся душам нашим». Икону-пелену вышила иркутянка Е. А. Постникова (ок. 1775-1854) и послала в дар царю, к-рый поблагодарил ее, пожаловал 300 р. и возвратил образ в Иркутск. Впосл. пелена оказалась в Вознесенском мон-ре (Там же. С. 306-307). В кафедральном Троицком соборе Томска хранился образ И. в серебряном окладе, написанный «на дщице, отпиленной от верхнего конца нижнего гроба», в к-ром обретены мощи И. Др. икона на доске от гробницы была прислана в 1883 г. Иркутским архиереем в Алтайскую миссию (Сибирская икона. 1999. С. 215). В нач. XX в. иконы И., почитавшегося защитником земли Сибирской, находились практически во всех церквах Иркутской епархии. Особенно много икон требовалось Вознесенскому мон-рю для раздачи и продажи гостям и паломникам, приходившим к мощам святителя. Так, в списке икон, образков и проч., находящихся на складе мон-ря, составленном 23 сент. 1915 г., было указано 7347 икон И., в т. ч. икон под стеклом - 640, финифтяных образков - 2301, серебряных шейных образков - 550, икон на жести - 326, изображений на бумаге - 3530 (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 2. Д. 19. Л. 1). Ежегодно 26 нояб., в день памяти святого, множеству людей, собиравшихся в Вознесенской обители, раздавали его изображения с кратким жизнеописанием. Такие раздаточные иконки в технике резцовой гравюры или литографии отпечатывались не только на бумаге, но и на шелке (образцы в собраниях ИркОХМ, Музея истории г. Иркутска).

http://pravenc.ru/text/389621.html

Вениамин II-й (Багрянский) с 1782 по 1783 год. Москвич, священнический сын, обучался в московской духовной академии до класса философии; в 1776 году, по Высочайшему соизволению, отправлен был в Лейденский университет, где слушал философию, математику, историю и изучал языки: еврейский, греческий и французский. По возвращении, в 1776 году, в Россию пострижен в монашество (мирское имя Василий) и определен префектом и учителем философии новгородской семинарии; откуда с архимандритством в Зеленецкий монастырь назначен ректором Александро-Невской семинарии; с 1784 года состоял ректором новгородской семинарии; после был епископом Иркутским, 1814 года. Иннокентий I-й (Полянский), с 1 января 1784 по 1785 год, священнический сын, Рязанской губернии и уезда, села Полян, родился в 1751 году; обучался в рязанской семинарии, а по окончании курса в 1773 году принял монашество и был сперва учителем, потом префектом; в 1778 году состоял префектом в Александро-Невской семинарии (22 июля), и с 28 августа 1782 года в Московской, по тогдашнему названию славяно-греко-латинской академии; 14 сентября того же года произведен игуменом Знаменского монастыря. С получением ректорства Александро-Невской семинарии, в декабре 1783 года, он посвящен в архимандрита Зеленецкого монастыря 1 января 1784 года. Антоний, с 14 января 1786 по 25 июля 1788 года, произведен из иеромонахов, при академии наук; потом из Зеленецкого монастыря переведен в Сергиеву пустынь. Иоасаф (Клоков), с 23 декабря 1788 по 11 августа 1792 года, из игуменов новгородского Деревяницкого монастыря. Анастасий (Братановский), с 8 сентября 1792 по 13 марта 1795 года, из иеромонахов, – законоучителей при сухопутном кадетском корпусе; принял монашество в 1790 году. Феофилакт (Русанов), с 13 марта 1795 по 29 мая 1796 года, из иеромонахов; законоучитель корпуса чужестранных единоверцев. Ксенофонт (Троепольский), с 16 июля 1796 по 1798 год, из иеромонахов, префект Севской семинарии. С назначением в Зеленецкий монастырь он определен законоучителем в Морской Шляхетский корпус.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вениамин (Багрянский ; впосл. епископ Иркутский); в 1784-1785 гг.- Иннокентий (Полянский ; впосл. епископ Воронежский); в 1792-1795 гг.- архим. Анастасий (Братановский-Романенко ; впосл. архиепископ Астраханский); в 1795-1796 гг.- архим. Феофилакт (Русанов ; впосл. митрополит, экзарх Грузии); в 1796-1798 гг.- архим. Ксенофонт (Троепольский ; впосл. архиепископ Подольский); в 1798-1799 гг.- архим. Флавиан (Ласкин) ; в 1800-1802 гг.- архим. Евгений (Болховитинов); в 1810-1816 гг.- архим. Гедеон (Федотов), участник кругосветного плавания на корабле «Нева», с 1804 г. благочинный амер. миссии, с 1809 г. наместник Александро-Невской лавры, после 1816 г. архимандрит новгородского Сковородского Михаило-Архангельского мон-ря; затем поселился на покое в Коневском мон-ре и в Андрусовой Николаевской пуст., где принял подвиг юродства; в 1910-1918 гг.- архим. сщмч. Виктор (Островидов ; впосл. епископ Глазовский), при к-ром было издано последнее перед революцией описание мон-ря. Братия З. м. была немногочисленной. Так, на 1736 г. было лишь 9 насельников (игум. Иоиль, иеродиак. Сергий, «крылосный» мон. Иннокентий, «житенный» мон. Маркелл, «подкеларник» мон. Тарасий, чередной мон. Феогност, посыльный мон. Филарет, больничные монахи Серапион и Матфей), 4 бельца (3 псаломщика и «отправляющий пономарскую должность»), за мон-рем в рабочей слободе проживали 24 чел. (ЦГИА СПб. Ф. 2280. Оп. 1. Д. 4. Л. 12). Среди жителей рабочей слободы упоминается Иван Еремеев, возможно, буд. предводитель старообрядцев-самосожженцев. По штату 26 февр. 1764 г. в обители должно было быть 12 монашествующих, включая настоятеля; в 1803 г. числились архимандрит, 2 иеромонаха, священник, иеродиакон, 2 монаха и 11 послушников; в 1814 г.- архимандрит, 4 иеромонаха, иеродиакон, диакон, 3 монаха и 3 послушника; в 1830 г.- архимандрит, 6 иеромонахов, 2 священника, 3 иеродиакона, 8 послушников. В 1832 г. З. м. определено было иметь 12 послушников и 12 чел. братии. Двух иеромонахов и 2 иеродиаконов по указу духовной консистории от 22 июня 1833 г.

http://pravenc.ru/text/199709.html

Это было связано со следующим важным обстоятельством: «Большую часть промышленников составляли разорившиеся мелкие купцы, беглые солдаты и беглые каторжники. Компания Г.И. Шелихова, при зачислении на службу, старалась подбирать людей, обременённых долгами, и выплачивала их так, что промышленный ещё до приезда в Америку уже имел солидный долг перед компанией и попадал в полную зависимость от неё» 20 . Естественно, что от подобного контингента трудно было ожидать высокой духовности (архим. Иоасаф неоднократно писал, что дикий разврат и даже убийства стали обычным делом), что иногда подвигало туземцев на вооружённое сопротивление. При этом кадьякские алеуты также, по сути, не были свободными людьми по отношению к компании Шелихова, поэтому и отношение к ним было зачастую не слишком положительным. Через несколько лет жизни на новом материке русские миссионеры пришли к выводу, что здесь должна быть образована новая епархия, ранее все сведения шли к Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому. Но в силу огромных расстояний поступающие сведения сразу же становились устаревшими почти на год, поэтому миссионеры решили просить о создании новой епархии. Но была ещё одна, довольно щекотливая, причина. Дело в том, что, по сообщениям архим. Иоасафа, Александр Баранов и сотрудники компании во многом препятствовали распространению Благой вести. Какими методами – об этом было сказано выше. В письме архим. Иоасаф пишет: «Я слыхал от некоторых, что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: как бы де, как отправить на тот свет Архимандрита да Иувеналия, а других как мух придавим, хотя и не должен я всем вракам верить, но сомневаться могу, от столь бесчеловечного скоро то может быть» 21 . И новая епархия получила бы независимость от Баранова, что в тех условиях было очень важно. В Санкт-Петербурге это понимали, поэтому 17 июля 1796 года было учреждено Кадьяское викариатство, и первым архиереем стал сам архим. Иоасаф, хиротонисанный 10 апреля 1799 года. К сожалению, на обратном пути в Америку судно «Феникс» было потоплено штормом, поэтому ещё несколько десятилетий на Аляску не назначали епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010