После секуляризации монастырь остался " на своем содержании " . В 1766-1769 гг. были ликвидированы вотчины по Лене, в 1771 г. распродали лошадей и рогатый скот, находившийся под Якутском, и отписали земли на Камчатке. Монастырь существовал как простой приход. Братии пришлось отказаться от содержания Покровской пустыни, которую упразднили. Обитель держалась за счет пожертвований прихожан и помощи администрации. Пожертвования приносились пушниной, хлебом и скотом. Монастырь занимался торговым промыслом, для чего содержал в Якутске " две лавки торговые провиантские " . Поступавшие средства позволяли не только существовать, но и застраиваться. Многие здания были перестроены в каменные. В 1800 г. монастырь окружал заплот с тремя проезжими воротами. Внутри находились две каменные церкви, колокольня, каменные палаты, три кельи, кухня, пивоварня, баня с горенкой, 10 амбаров, каменный столп для солнечных часов, крытая тесом завозня. Численность братии составляла 10 человек. Якутский Спасский монастырь распространял христианство среди аборигенного населения, служил опорой для миссионерской деятельности. С 1736 по 1744 г. в монастыре действовала школа для детей духовенства и новокрещеных. Понимая его значимость для епархии, иркутский архиерей Вениамин Багрянский в 1800 г. добился от Синода причисления монастыря к 3-му классу и определения денежного содержания. При архимандрите Нафанаиле в 1735 году открыли самую первую в Якутии «низшую школу грамоты». В ней обучались не только русские, но и якутские дети. В 1822 году на её базе создали миссионерское училище при монастыре. Владения монастыря в 1764 году сильно сократились, так как Екатерина II издала указ о «секуляризации»: церковные земли передавались государству. Спасскому монастырю остались небольшие сенокосные и хлебопахотные угодья острова Монастырский на реке Лене, относительно недалеко от города. Численность монахов всегда была невелика, но они сами успешно управлялись по хозяйству, собирая неплохие урожаи. Во время революции и гражданской войны монастырь больше потерпел от белых, нежели от красных.

http://sobory.ru/article/?object=35078

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Вишневский Иван Федорович; 1748, с. Сергиевское Михайловского у. Переяслав-Рязанской пров. Московской губ.- 31.01.1826, Пермская губ.), еп. Пермский и Екатеринбургский. Род. в многодетной семье свящ. Феодора Борисова, служившего, в частности, в храме прп. Сергия Радонежского. Мать И., Анна Абрамова, была дочерью священника с. Пет Шацкого у. Братья И., Михаил и Венедикт, служили в той же церкви, что и отец. По окончании Рязанской ДС Вишневский был оставлен в ней учителем грамматики и арифметики. В 1773 г. был пострижен в монашество, в 1775 г. назначен законоучителем в Инженерный кадетский корпус и преподавателем рус. языка для греков, приехавших в Россию. В 1783 г. отправлен в Венецию для служения в домовой церкви российского посольства, после захвата Венеции франц. войсками в 1797 г. переправился в Вену, в 1799 г. вернулся в Россию. 4 авг. 1799 г. И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Иосифова Волоколамского мон-ря и членом Московской духовной комиссии «по рассмотрению сочинений и переводов, касающихся Церкви и Ее учения», но вскоре, 13 (по др. сведениям, 19) дек. 1799 г., перемещен в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-рь Новгородской епархии. Иустин (Вишневский), еп. Пермский и Екатеринбургский. Фотография с портрета 1-й четв. XIX в. (РГИА) Иустин (Вишневский), еп. Пермский и Екатеринбургский. Фотография с портрета 1-й четв. XIX в. (РГИА) 25 марта 1800 г. И. был хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии. В нач. 1801 г. указом Святейшего Синода И. был направлен в Иркутск для участия в освидетельствовании мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого) . Вместе с Иркутским еп. Вениамином (Багрянским) дважды (29 янв. и 3 марта) осмотрел гроб и мощи святителя. Совместный доклад архиереев от 5 марта 1801 г. послужил началом канонизационного процесса в Синоде, завершившегося в 1804 г. (Свт. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский, чудотворец. [Иркутск], б. г. С. 14).

http://pravenc.ru/text/1237935.html

Спасо-Преображенский храм (Иркутск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский храм (также Церковь Преображения Господня, Преображенская церковь) — православный храм, расположенный в Правобережном округе города Иркутска в переулке Волконского. Один из старейших православных храмов Иркутска. Содержание История [ править править код ] Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795 году. Иркутские купцы Стефан Яковлевич Игнатьев и Иван Анкитич Сухих, жертвовавшие на строительство первый 6000 рублей, второй 3000 рублей, обратились с прошением о создании Преображенской церкви к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку. Считается, что архитектором, которому было поручено выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев. Как велось строительство неизвестно, но можно предполагать, что при ближайшем участии кузнецов и мастеров Рабочедомской слободы, так как они пожелали сделать все, что нужно будет железного к церкви, из своего материла. 10 августа 1798 года был освящен правый Ильинский придел храма и образован новый Преображенский приход, для которого отделено от Крестовоздвиженского прихода 41 двор, из Владимирского – 70 дворов и Благовещенского – 84 двора – всего 195 дворов, что составило около 800 прихожан. Левый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана был освящен 8 сентября 1802 года. 6 августа 1811 года был освящен главный храм в честь Преображения Господня. Церковная ограда, ризница и крыльцо с северной стороны храма, а также железная крыша вместо первоначальной деревянной устроены в 1849 году на средства иркутского почетного гражданина статского советника Евфимия Андреевича Кузнецова. Храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Господь готовил сего семинариста к апостольскому служению на ниве христианского просвещения диких народов Америки, Сибири и Дальнего Востока. Готовил к будущим тяжким трудам и великим подвигам Христа ради, к смертельно опасным путешествиям по морям и океанам, по таёжным сибирским хребтам и заснеженной тундре. В семинарии изрядно собралось одноименных однофамильцев; и, бывало, учитель велит: – Иван Попов, пройди-ко, любезный, к доске и прочти-ко на память псалом тридцать три да чтоб от зубов отскакивало… И три Ивана Поповых вздымаются над партами… В 1814 году в семинарию приехал новый ректор – архимандрит Павел. Глянул списки семинаристов и схватился за голову: – О, Господи!.. Да у вас же уйма однофамильцев с одинаковыми именами. Вон сколь Ивановых Иванов… – Да и Поповых Иванов не меньше, - подсказал учитель. – Такая путаница с одноименными однофамильцами… – Надо что-то придумать… – Хорошо бы, сделать добавку к фамилии, – посоветовал учитель. – С указанием – откуда родом семинарист. Скажем, Иван Попов из села Ангинского. Значит будет Иван Попов-Ангинский… – А что, добрая мысль. Так и сделаем. Вот в семинарии и появились Иван Попов-Ангинский, Иван Попов-Тункинский, Иван Попов-Тайтурский. Выходит, первый Иван из села Ангинского, второй из села Тунка, третий из села Тайтурка – все известные села Иркутской губернии. А в 1814 году от Рождества Христова ректор семинарии, архимандрит Павел (Некрасов) за превосходные знания в науках, и особо в богословии, присвоил студенту богословия Ивану Евсеевичу Попову фамилию – Вениаминов, дабы увековечить имя славного иркутского Владыки Вениамина (Багрянского), что накануне покинул сей мир, почил в Бозе, как говаривали встарь. О ту же пору семинарское начальство признало фамилии, вроде Грязнов, Соплин, Пляскин, Дубинин, Чуркин, Балдаев – некрасивыми и порешило, исходя из характера ученика, сменить подобные фамилии на красивые, благозвучные. Так благообразные, боголюбивые ученики обрели фамилии Благовидов, Малинин, Архангельский; осанистые, стройные – Лавровы, добродушные – Тихомировы, Миротворцевы. Лишь Ивану Попову-Тункинскому досталась фамилия Дулькамаров (dulcis-amarus лат.) , что по-русски звучит Сладкогорький, поскольку сей дерзкий студент в старших классах любил выпить горького и полакомиться сладким.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/18/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @9279@ Подпись к иллюстрации: Еп. Иркутский Вениамин (Багрянский). Портрет нач. XIX в. (РГИА) Размер файла: 34.79 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 25.06.2013 05:50:15 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/9279.html

еп. св. Иннокентий (Кульчицкий; 15 янв. 1727 - 27 нояб. 1731); еп. Иннокентий (Нерунович; 5 июня 1732 - 26 июля 1747); еп. св. Софроний (Кристалевский; 18 апр. 1753 - 30 марта 1771); еп. Михаил (Миткевич; 2 авг. 1772 - 1 авг. 1789); еп. Вениамин (Багрянский; 9 дек. 1789 - 8 июня 1814); еп. Михаил (Бурдуков; 18 окт. 1814 - 5 июня 1830; с 1826 архиепископ); архиеп. Ириней (Нестерович; 26 июля 1830 - 28 июня 1831); архиеп. св. Мелетий (Леонтович; 18 июля 1831 - 22 июня 1835); архиеп. Иннокентий (Александров ; 22 июня 1835 - 23 апр. 1838); архиеп. Нил (Исакович; 23 апр. 1838 - 24 дек. 1853); архиеп. Афанасий (Соколов ; 24 дек. 1853 - 3 нояб. 1856); архиеп. Евсевий (Орлинский ; 3 нояб. 1856 - 29 авг. 1860); архиеп. Парфений (Попов; 13 сент. 1860 - 21 янв. 1873); архиеп. Вениамин (Благонравов; 31 марта 1873 - 2 февр. 1892); архиеп. Тихон (Донебин-Троицкий; 23 марта 1892 - 28 июня 1911); архиеп. Серафим (Мещеряков ; 25 июля 1911 - 16 дек. 1915); архиеп. Иоанн (Смирнов; 13 янв. 1916 - 3 дек. 1918); еп. Зосима (Сидоровский; дек. 1918 - 13 апр. 1920; 24 авг.-окт. 1922, вторично); архиеп. Иаков (Пятницкий ; 29 мая - 12 июля 1920); архиеп. Анатолий (Каменский; 12 июля 1920 - 13 июля 1922; 24 июля - авг. 1924, вторично); архиеп. Гурий (Степанов ; февр.-июль 1924); еп. Иоанн (Братолюбов ; июль-авг. 1924), еп. сщмч. Кирилл (Соколов ; 11 сент. 1924 - 9 (?) окт. 1925); Киренский еп. Ираклий (Попов ; окт. 1925 - сент. 1926; сент. 1926 - 18 нояб. 1926, в. у.); Охотский еп. Даниил (Шерстенников ; 18 нояб. 1926 - 1927, в. у.); Нижнеудинский архиеп. Киприан (Комаровский ; 15 сент. 1927 - 1928, в. у.); Спасский еп. Варсонофий (Лузин ; май 1928 (по др. сведениям, 24 апр. 1929) - 25 июня 1930, в. у.); архиеп. Дионисий (Прозоровский ; 25 июня 1930 - 16 июня 1933); архиеп. Павел (Павловский; 16 июня 1933 - 24 нояб. 1937); Новосибирский архиеп. Варфоломей (Городцов; 1943-1948, в. у.); архиеп. Ювеналий (Килин; 3 июня 1948 - 21 февр. 1949); архиеп. Палладий (Шерстенников; 21 февр. 1949 - 20 февр. 1958); архиеп. Вениамин (Новицкий; 20 февр. 1958 - 31 мая 1973); архиеп. Владимир (Котляров ; 31 мая 1973 - 17 апр. 1975); еп. Серапион (Фадеев; 17 апр. 1975 - 24 апр. 1980; с 9 сент. 1979 архиепископ); еп. Мефодий (Немцов ; 27 апр. 1980 - 16 июля 1982); архиеп. Ювеналий (Тарасов ; 16 июля 1982 - 26 дек. 1984); архиеп. Хризостом (Мартишкин; 26 дек. 1984 - 26 янв. 1990); еп. Вадим (Лазебный; с 4 февр. 1990; с 25 февр. 2000 архиепископ). Монастыри

http://pravenc.ru/text/674055.html

Артемий , 1731–1736, 14 июля перев. в Новгородский Духов. Антоний в авг. 1736 перев. из Старорусского Спасского, а в 1740 – в Деревяницкий (казн. упр. (?) в июле 1740). Иннокентий Мигалевич произведён 10 июля 1743; † 2 апр. 1744. Дамаскин Аскаронский в 1744 перев. из Деревяницкого, а 11 янв. 1748 – в Хутынь. Иосиф Ямницкий произведён в янв. 1748; † 30 дек. Иоасаф Миткевич произведён в сент. 1750, а 10 февр. 1756 перев. в Хутынь. Парфений Сопковский произведён 18 февр. 1756, а 23 апр. 1758 перев. в Хутынь. Симон Лагов определён 28 дек. 1758, а в авг. 1761 перев. в Кириллов Белоезерский. Иннокентий Нечаев 8 авг. 1761 назначен из префектов Московской духовной акад., но, за болезнью, отказался; с 17 сент. наместн. Троицкой Лавры. Лаврентий Баранович определён 10 сент. 1761, а в июле 1767 перев. в Хутынь. Афанасий Анфиногенов произведён 15 июля 1767; † 26 февр. 1768. Дорофей 19 мар. 1768 перев. из Псковского Снетогорского, а 4 окт. 1770 – в Свияжский Богородицкий. Транквиллин 22 окт. 1770 перев. из Московского Покровского, а в янв. 1774 – в Зеленецкий. Тарасий Вербицкий 16 янв. 1774 перев. из Киево-Братского, а в июле – в Хутынь. Феофил Раев произведён 18 июля 1774, а в июле 1782 перев. в Хутынь. Амвросий Серебреников , из префектов Московской акад., 28 июля 1782, а 26 дек. 1783 хирот. в викария Новгородского. Вениамин Багрянский в исх. 1783 перев. из Зеленецкого, а в 1788 – в Свияжский. Николай Киждобрянский 19 окт., 1788 перев. из Вяжицкого, а 22 мар. 1791 – в Иверский. Иннокентий Дубравицкий 22 авг. 1791 перев. из Вяжицкого, а 13 мар. 1795 – в Иверский мнтрь. Досифей Ильин 13 мар. 1795 перев. из Петергофской Сергиевой пустыни, а 25 мар. хирот. в викария Новгородского. Иоанн Островский 6 мая 1795 перев. из Коломенского Голутвина, а 25 авг. 1796 – в Юрьев. Амвросий Келембет 29 дек. 1796 перев. из Воронежского Акатова, а 17 сент. 1797 – в Юрьев. Иоанн Островский 17 сент. 1797 паки перев. из Юрьева сент. 1797 назначен в Спасский Новгородский Северский, но 31 дек. определён сюда], а 10 нояб. 1798 – в Колязин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XVIII. Епархия Иркутская Иркутская епархия учреждена в 1707 г. Шестнадцатая из второклассных (с 16 июля 1830). Епископы Иркутские и Нерчинские 1. Варлаам Косовский 158 хирот. 15 дек. 1706 159 (1713 окт. в Москве) 21 янв. (sic) 1714 пер. в Тверь. 2. Игнатий Смола , бывший митрополит Сарский, назначен 8 сент. 1721, а 1 окт. уволен на покой. 3. Иннокентий Кульчицкий хирот. 5 мар. 1721, из префектов Заиконоспасских; вступил в должность 16 янв. 1727; † 26 нояб. 1731. В лике святых с 28 окт. 1804. 4. Иннокентий Неронович хирот. 25 нояб. 1732, из префектов Заиконоспасских; † 26 июля 1747 (sic). 5. Софроний Кристалевский хирот. 18 апр. 1753 (sic), из наместн. Александро-Невских; † 30 мар. 1771. 6. Михаил Миткевич хирот. 2 авг. 1772 из архим. Тобольского Знаменского монастыря; † 1 авг. 1789. 7. Вениамин Багрянский хирот. 9 дек. 1789 из архим. Свияжского Богородицкого монастыря; † 8 июня 1814. 8. Михаил Бурдуков хирот. 18 окт. 1814 из архим. Колязина монастыря; 22 авг. 1826 пожалован в архиепископа; † 5 июня 1830. 9. Ириней Нестерович , архиепископ, 26 июля 1830 перев. из Пензы, а 28 июня 1831 уволен на покой в Спасо-Прилуцкий; в 1848–64 управлял Тольгским мнтрём и † 18 мая 1864. 10. Мелетий Леонтович , архиепископ, 18 июня 1831 перев. из Перми, а 22 июня 1835 – в Харьков. 11. Иннокентий Александров , епископ, 22 июля 1835 перев. из Харькова, а 23 апр. 1838 – в Екатеринославль. 12. Нил Исакович 23 апр. 1838 перев. из Вятки 160 ; с 13 апр. 1840 архиепископ, а 24 дек. 1853 перев. в Ярославль. В сент. 1852 велено, по-прежнему, именоваться «Иркутский и Нерчинский», а в Якутске особый архиерей. 13. Афанасий Соколов , архиепископ Иркутский и Нерчинский, 24 дек. 1853 перев. из Томска, а 3 нояб. 1856 – в Казань. 14. Евсевий Орлинский , епископ Иркутский и Нерчинский, 3 нояб. 1856 перев. из Самары; 23 мар. 1858 пожалован в архиепископа, а 29 авг. 1860 перев. в Могилев. 15. Парфений Попов , епископ, 13 сент. 1860 перев. из Томска; архиепископ с 31 мар. 1863; † 21 янв. 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами портрет Вениамин I, епископ Иркутский и Нерчинский (Багрянский). Обучался в Славяно-греко-латинской академии. В 1766 году отправлен для продолжения образования в Лейденский университет. В 1776 году назначен префектом Новгородской духовной семинарии. С 1782 года – ректор Александро-Невской семинарии и архимандрит Зеленецкого Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. В конце 1783 года переведен в Новгородский Антониев монастырь. С 1784 года – ректор Новгородской духовной семинарии. С 1788 года – архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря. 9 декабря 1789 года хиротонисан во епископа Иркутского.. Скончался 8 июня 1814 года. Описание Личность преосвященного Вениамина была весьма замечательная: величественная наружность и просвещенный ум соединялись в нем с величавостью и важностью в приемах. Художник все это сумел передать, изобразив епископа в праздничном облачении. Но, вместе с тем, художник передает его личные черты: доброту, щедрость, открытость души. И, вместе с тем, проницательный глубокий ум. Перед нами с одной стороны, важное лицо, епископ, а с другой – простой человек, открытый и добрый. Еще одна особенность картины сочетание приемов академизма с иконописными манерами: протрет написан в прямой перспективе а внешний фон и облачение в обратной. Образ отличается благородством, строгостью рисунка,  выдержанностью стиля в духе православия. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 11  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/portret-irkutskogo-...

М. Лотман дает ему в спутники «особо приближенного к Новикову» М. И. Багрянского[хс], но хорошо известно, что в это время (с июня 1786 г. по сентябрь 1790 г.) тот изучал медицину в Берлине, Амстердаме и Лейдене, где получил в 1789 г. диплом доктора медицины, после чего отправился в Париж, откуда и вернулся в Poccuю[xci]. Действительным же спутником А. М. Кутузова в поездке в Берлин был его дpyr[xcii] и начальник по ордену известный барон Г.-Я. фон Шредер, которого Ю. М. Лотман называл «темным авантюристом» и т. n.[xciii]M. И. Багрянский в самом деле встречался с Шредером и Кутузовым «по масонским делам» в Берлине в 1789 г. в доме русского посла М. Aлoneyca.[xciv] Но Карамзину, несмотря на все его желание, встретиться за границей с А. М. Кутузовым так и не удалось. Ю. М. Лотман придерживался другого мнения и полагал, что из Страсбурга в августе 1789 г. Карамзин отправился не в Швейцарию, как об этом рассказывается в «Письмах русского путешественника», а именно в Париж как раз для встречи с дpyroм[xcv]. Однако опубликованные С. Геллерманом в 1991 г. архивные документы, свидетельствующие о пребывании Карамзина в Женеве в октябре 1789 г. (как указано в «Письмах русского путешественника»), опровергли это npeдnoлoжehue[xcvi]. Другое предположение Ю. М. Лотмана - о встрече Карамзина в Париже весной 1790 г. с Жильбером Роммом и, возможно, П. А. Строгановым - кажется вполне yбeдumeльhым.[xcvii] Остается добавить, что М. И. Багрянский и А. М. Кутузов стали самыми острыми критиками (с патриотических позиций) автора «Писем русского путешественника», причем в то время, когда его произведение еще только начинало печататься в «Московском журнале» (с за 1791 г.). Багрянский писал о Карамзине (лорде Рамсее) Кутузову 29 января 1791 г.: «Лорд Рамсей возвратился до меня, вы его не узнаете, он совсем изменился и телом и духом Обо всем, что касается родины, он говорит с презрением и с поистине кричащей несправедливостью. Обо всем же, что касается чужих стран, говорит с bocxuщehueм».[xcviii] Кутузов, в свою очередь, сообщал в мае 1791 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010