В 1764 г. совершилось обретение мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого): при ремонте Тихвинской ц. в иркутском Вознесенском монастыре было вскрыто его захоронение и обнаружилось, что тело, одежда и бархат на гробе были нетленными; в монастыре началась запись чудотворений, совершавшихся у гробницы еп. Иннокентия. При свт. Софронии сложились традиции совершения в Иркутске крестного хода на Рождество Христово, перенесения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из кафедрального города в сельские приходы. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Тельме. 1814–1816 гг. Фотография. 2000 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Тельме. 1814–1816 гг. Фотография. 2000 г. Преемником свт. Софрония на Иркутской кафедре стал еп. Михаил (Миткевич; 1772-1789), при котором в епархии было построено 29 храмов. Благодаря усилиям еп. Михаила 23 марта 1780 г. открылась Иркутская ДС. В течение 6 лет архиерей посылал просьбы в Синод о создании в Иркутске семинарии, и 3 окт. 1779 г. был издан указ о ее учреждении и назначении 2 тыс. р. на ее содержание. Вскоре для семинарии было построено каменное здание недалеко от архиерейского дома. Первоначально ректором семинарии был Иркутский епископ. Помимо традиц. предметов в Иркутской ДС одно время преподавались япон., кит. и монг. языки. В семинарии обучались дети духовенства со всей Вост. Сибири, наиболее способные ученики направлялись в столичные духовные учебные заведения. Выпускником Иркутской ДС был Московский митр. св. Иннокентий (Вениаминов) . В 1799 г. в Иркутской епархии действовали 182 храма и 9 мон-рей (7 самостоятельных и 2 приписных). Во время управления епархией еп. Вениамином (Багрянским ; 1789-1814) был канонизирован свт. Иннокентий (Кульчицкий): 1 дек. 1804 г. Синод издал соответствующий указ, 9 февр. 1805 г. в Иркутске прошли торжества перенесения мощей святителя в собор Вознесенского мон-ря. При еп. Михаиле (Бурдукове ; 1814-1830) территория Иркутской епархии достигла своих максимальных размеров. В 1826 г. епархия из третьеклассной стала второклассной, архиереи получили сан архиепископа. В 1828 г. в епархии насчитывалось 310 церквей (96 в Иркутской губ., 98 в Енисейской губ., 101 в Забайкалье, 15 в Якутии). Клир епархии состоял из 1225 священно- и церковнослужителей: на территории Иркутской губ.- 489 чел., в Забайкалье - 360, в Енисейской губ.- 341, в Якутии - более 30 чел. (сведения по Якутии неполные).

http://pravenc.ru/text/674055.html

Стефан (Говорухин), брат иером. Иувеналия, мон. Герман ( см. Герман Аляскинский ) и мон. Иоасаф. 6 миссионеров были из Валаамского мон-ря, двое - из Коневецкого . Сразу же по прибытии миссионеры столкнулись с большими трудностями. Аляска и Алеутские о-ва занимали обширнейшую территорию, на к-рой жили алеуты, эскимосы, тлинкиты и др. народы, пребывавшие в нищете и духовном невежестве. Нек-рые из них были уже крещены проживавшими в этих местах рус. поселенцами, но, как и некрещеные соплеменники, продолжали верить в добрых и злых духов и приносить им жертвы. Через 2 месяца после прибытия миссии на о-ве Кадьяк была заложена деревянная ц. Воскресения Христова. Первым священником этого храма стал иером. Афанасий. Миссионеры крестили множество алеутов, эскимосов и др. жителей п-ова Аляска. На о-ве Кадьяк была открыта школа для детей. Иером. Макарий трудился на Алеутских о-вах, иером. Ювеналий - в глубине континента, где принял мученическую кончину 29 сент. 1796 г. на оз. Илиамна. Еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Вениамин (Багрянский) , к-рому поступали доклады миссии, сообщал в С.-Петербург о ее успешной деятельности и обращении в Православие более 6 тыс. коренных жителей. В целях укрепления миссии Святейший Синод учредил 19 июля 1796 г. Кадьякское вик-ство в составе Иркутской епархии и постановил рукоположить на Аляску епископа. 10 апр. 1799 г. в Иркутске глава миссии архим. Иоасаф (Болотов) был хиротонисан во еп. Кадьякского. На обратном пути в Америку судно «Феникс» с миссионерами попало в шторм и затонуло у берегов Аляски. Вместе с еп. Иоасафом погибли иером. Макарий и иерод. Стефан. На протяжении последующих 40 лет епископа на Аляску не назначали. В 1803-1807 гг. А. м. возглавлял корабельный свящ. иером. Гедеон, к-рому было поручено уладить конфликт между Российско-Американской компанией в лице первого главного правителя рус. поселений в Америке А. А. Баранова и миссионерами, обвинявшими руководство компании в эксплуатации местных жителей и их спаивании. Иером. Нектарий (рукоположенный в 1806 во священника) из-за болезни вернулся в Россию, в 1823 г.

http://pravenc.ru/text/114212.html

Иркутск. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Вид на храм Преображения Господня с юго-восточной стороны. Заложен в 1795 г., возведен в 1811 году. После октябрьской революции в 1930 г. храм закрыли. Службы возобновились в 2000 г. А. Дубинец 24 июля 2015 Карта и ближайшие объекты Спасская церковь является самым старым каменным сооружением Иркутска. Первая деревянная церковь была заложена в 1672 г. в центре Иркутского острога. В 1706 г. заложили каменное здание на месте юго-восточной башни кремля. За свою историю храм неоднократно перестраивался. Уникальность церкви состоит в том, что расписана она была не только изнутри, но и снаружи. В 1931 г. Спасскую церковь закрыли. В советское время в ней располагались и многочисленные организации, и коммунальные квартиры, и даже сапожная мастерская. Это длилось вплоть до 1960 г., когда было принято решение о признании здания памятником республиканского значения. В 1968 г. началась реставрация, и в 1982 г. в Спасской церкви открылся выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея. В 2006 г. в Иркутске состоялось празднование 300-летия Спасской церкви, храм был передан Иркутской епархии. Преображенская церковь построена в 1795-1798 годах близ моста через реку Ушаковку для жителей заречной Рабочедомской слободы. Для семьи декабриста Сергея Григорьевича Волконского Преображенская церковь была домашней церковью. В её стенах отпевали декабриста Петра Александровича Муханова. Здесь венчались дети многих декабристов, и их имена нередко встречаются в старых церковных книгах. У алтаря церкви в 1853 году был погребён Ефим Андреевич Кузнецов, принимавший деятельное участие в судьбе ссыльных. Полунина Н.М. " Живая старина Приангарья " , 1990. Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795 г. Иркутские купцы Стефан Игнатьев и Иван Сухих, жертвовавшие на строительство первый 6 000 рублей, второй 3 000 рублей, обратились с прошением о создании Преображенской церкви к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку.

http://sobory.ru/article/?object=14402

В 1764 г. при ремонте деревянной Тихвинской ц. Вознесенского мон-ря обнаружилось, что останки и одежды подвижника оказались нетленными, несмотря на сырость места захоронения. Во время пожара 1783 г. в Вознесенском монастыре сгорели 3 церкви и все кельи, лишь деревянная Тихвинская ц. с погребенным под алтарем святителем почти не пострадала (Иркутская летопись. 1911. С. 111). В 1800 г. граждане Иркутска подали прошение еп. Иркутскому Вениамину (Багрянскому) с просьбой ходатайствовать перед Синодом об открытии мощей И. и общецерковном его прославлении. Подписи под прошением оставили 389 жителей. В 1801 г. для освидетельствования мощей в Иркутск прибыл викарий Казанской епархии еп. Свияжский Иустин (Вишневский) . Епископы Вениамин и Иустин дважды (29 янв. и 3 марта) осмотрели гроб и мощи. В докладе Синоду от 5 марта 1801 г. они свидетельствовали: «Тело перваго Иркутскаго епископа Иннокентия нетленное яко истинныя мощи и достойныя, чтобы для почитания народнаго были объявлены и открыты» (Свт. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский, чудотворец. [Иркутск], б. г. С. 14). 5 марта 1803 г. Синод вновь запросил у еп. Вениамина, не было ли «изменений в мощах». Епископ подтвердил прежний акт о нетлении мощей и прислал в Синод выписку о вновь совершенных чудесах. «Уважая описанныя свидетельства и чудотворения... Синод представил на усмотрение императора Александра Павловича свое мнение: «1. Тело 1-го епископа Иркутскаго... поставить в церкви Вознесенскаго монастыря... с установлением празднования ему ноября 26-го числа... 2. Всенощныя бдения и молебныя пения... и надлежащую тому святителю службу отправлять, а также и в печатаемыя церковныя книги... внесть позволить». 28 окт. 1804 г. мнение Синода было утверждено Государем» ( Голубинский. 1903. С. 176). Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Указ Синода от 1 дек. 1804 г. определил открыть мощи и установить общецерковное празднование И.

http://pravenc.ru/text/389621.html

В 1814 году ректор семинарии некоторым семинаристам переменил фамилии. За время учебы в семинарии ректор дважды менял фамилию Ивану. Сначала к фамилии Ивана было добавлено название его родного села, и он стал Попов-Ангинский. А 8 июня 1814 года в Иркутске скончался епископ Иркутский и Нерчинский Вениамин (Багрянский), и ректор дал Ивану фамилию Вениаминов, в память почившего и всеми почитаемого владыки. В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак по любви и вскоре был посвящен во диакона к Благовещенской церкви Иркутска. По окончании семинарии отец Иоанн был определен учителем в приходское училище. В 1821 году он был посвящен во священника той же Благовещенской церкви Иркутска. В продолжение своего кратковременного священнического служения (всего более двух лет) отец Иоанн успел заслужить любовь и уважение своих прихожан. В 1823 году епископ Иркутский и Нерчинский Михаил (Бурдуков; † 1830) получил указ Святейшего Синода с предложением направить священника на остров Уналашку, где учреждалась духовная миссия для просвещения светом Христовой веры инородцев. Желающих туда ехать не нашлось: никто не хотел отправиться в такую далекую страну. Отец Иоанн тоже записался в число нежелающих. Но, услышав рассказ выходца из тех мест Ивана Крюкова об усердии алеутов к молитве и слушанию слова Божия, изменил свое решение. Семейство отца Иоанна и не подозревало о том, как резко переменится вся их жизнь в ближайшем будущем. 7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, которое к тому времени состояло из старушки матери, жены, годовалого сына Иннокентия и 19-летнего брата Стефана. Сначала отец Иоанн отправился в свое родное село, а оттуда, отслужив молебен, поехал на павозке (судно наподобие баржи) по реке Лене до Якутска. Из Якутска он ехал до Охотска, расположенного на берегу Охотского моря. Расстояние в тысячу верст отец Иоанн с семьей проехал верхом на лошадях и 8 июля 1824 года отправился на судне «Рюрик» из Охотска до острова Уналашки. 29 июля 1824 года отец Иоанн благополучно прибыл на место своего назначения.

http://pravoslavie.ru/4493.html

46 . ПАРФЕНИЙ Сопковский, 10 Февраля 1756 года определён, а 18 Февраля произведён из Иеромонахов и Префектов. 23 Апреля 1758 года переведён в Хутынь монастырь с поручением ему и сего Антониевского. Наконец, был Епископом Смоленским. 47 . СИМОН Лагов, из Иеромонахов и Префектов определён 28 Декабря 1758 года, а произведён 1 Января 1759 года. В Августе 1761 года переведён в Кирилло-Белоезерский монастырь. Наконец, был Архиепископом Рязанским. 48 . ЛАВРЕНТИЙ Баранович, 10 Сентября 1761 года определён, а 15 Января 1762 года произведён из Иеромонахов и Префектов. В Июле 1767 года переведён в Хутынь монастырь. Наконец, был Епископом Вятским. 49 . АФАНАСИЙ I Анфиногенов. 15 Июля 1767 года, из Иеромонахов и Префектов. Скончался 26 Февраля 1768 года и погребён в паперти соборной церкви. 50 . ДОРОФЕЙ, 19 Марта 1768 из Ректоров Псковской Семинарии и Архимандритов Святогорского монастыря. 4 Октября 1770 года переведён в Свияжский Богородицкий монастырь. 51 . ТРАНКВИЛЛИН, 4 Октября 1770 года определён, а 22 произведён из Иеромонахов и Префектов. В Январе 1774 года переведён в Зеленецкий монастырь, а оттуда – в Вятку Ректором, и там скончался, будучи Архимандритом Трифонова монастыря и Ректором Семинарии. 52 . ТАРАСИЙ II Вербицкий, в Январе 1774 года из Ректоров Киевской Академии и Архимандритов Братского монастыря. Того же года в Июле переведён в Хутынь монастырь. 53 . ФЕОФИЛ Раев, 18 Июля 1774 года, из Иеромонахов и Префектов. В Июле 1782 года переведён в Хутынь монастырь. Ныне Епископ Тамбовский. 54 . АМВРОСИЙ I Серебренников, 16 Июля 1782 года определён, а 28 произведён из Иеромонахов, и Префектов Московской Академии. 26 Декабря 1784 года хиротонисан в Епископа Олонецкого. Наконец, был Архиепископом Екатеринославским. 55 . ВЕНИАМИН Багрянский, из Ректоров Невской Семинарии, что ныне Академия и Архимандритов Зеленецких. В 1788 году переведён в Свияжский Богородицкий монастырь. Ныне Епископ Иркутский. 56 . НИКОЛАЙ Киждобрянский, в 1788 году, Октября 19, из Архимандритов Вяжицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАДЬЯКСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской и Нерчинской епархии, создано в 1796 г., упразднено между 1811 и 1815 гг. Основанию вик-ства предшествовала деятельность в 1794-1796 гг. Аляскинской (Кадьякской) миссии в составе не менее 10 чел. во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) (миссия создана указом имп. Екатерины II Алексеевны от 20 июня 1793). Архим. Иоасаф (Болотов) докладывал Иркутскому еп. Вениамину (Багрянскому) , что в 1794-1796 гг. на Кадьякском архипелаге и на Аляске были крещены свыше 6740 местных жителей и обвенчаны более 1573 пар. Вероятно, успехи в миссионерской деятельности послужили основанием для принятия Синодом 4 июля 1796 г. определения об открытии на о-ве Кадьяк викариатства Иркутской епархии. Также предпосылкой данного решения стали поступавшие с 1794 г. обращения в Синод от руководителей Северо-Восточной компании (с 1799 Российско-Американская компания) купцов Г. И. Шелихова и И. И. Голикова об учреждении на Аляске епископской кафедры. Шелихов († 1795) обещал обустроить на Кадьяке архиерейский дом и открыть правосл. уч-ще. Кафедральным храмом К. в. скорее всего должен был стать построенный в 1794-1796 гг. на средства Шелихова и А. А. Баранова деревянный Воскресенский храм миссии на о-ве Кадьяк (освящен в апр. 1796, ныне на его месте находится Воскресенский собор в черте совр. г. Кадьяк, США). Согласно имп. указу от 19 июля 1796 г., Синод повелел «способствуя обращению народов, в части Сев. Америки обитающих, к познанию и принятию православной нашей веры, с толикими успехами производимой… учредить для сего епископа викарного Иркутской епархии с именованием епископа Кадьякского и прочих прилежащих к тому в Америке островов, назначая на содержание его с домом и потребными служителями... из казны нашей по 4030 р. и 70 к. ежегодно. В сей сан епископский посвятить... архимандрита Иоасафа в Иркутске». Хиротония должна быть совершена Иркутским еп. Вениамином (Багрянским) единолично вслед. удаленности епархии (РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1178). Новому епископу было вменено в обязанность заботиться об изучении местным юношеством рус. языка и грамоты, об устройстве новых церквей. Поскольку содержание архиерея и членов Кадьякской миссии брала на себя Северо-Восточная компания, штат архиерейского дома решили не назначать. Архим. Иоасаф прибыл в Иркутск 30 нояб. 1798 г., 10 апр. следующего года он был хиротонисан во епископа Кадьякского. В мае 1799 г. еп. Иоасаф и 11 (по др. данным, 12) сопровождавших его лиц уехали в Охотск, откуда летом того же года отправились на Кадьяк на фрегате «Феникс». Приблизительно в окт. 1799 г. епископ и его спутники погибли в результате кораблекрушения недалеко от о-ва Кадьяк.

http://pravenc.ru/text/1319786.html

святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский (26.08.1797–31.03.1879) Автобиографические труды Переводы Священного Писания Слова Нравственно-аскетические труды Письма Гимнография Труды на иностранных языках Собрание сочинений святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский Первый епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, миссионер, способствовал освоению Дальнего Востока и просвещению его коренных народов. Будущий святитель родился 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском, что в Иркутской губернии, у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова. Но не святительские труды на московской кафедре принесли ему венец угодника Божия, хотя и это служение нес владыка достойно. Более того, прославлен митрополит за свой апостольский подвиг, за ревностный миссионерский труд на ниве Христовой среди народов Приамурья, Якутии, Камчатки и Аляски. Ване Попову, не было и пяти лет, когда отец стал учить его грамоте. Мальчик оказался на редкость смышленым. К восьми годам он уже читал в храме за богослужением Апостол, да так, что доставлял прихожанам большое утешение. В шесть лет Ваня осиротел — умер его отец, и мать, имея на руках еще троих маленьких сирот, вынуждена была отдать Ваню на воспитание брату покойного мужа — Димитрию Попову. В девять лет Иван был привезен в Иркутск и определен в тамошнюю духовную семинарию. Дядя его, Димитрий Попов, к тему времени овдовел и, приняв монашество с именем Давид, был перемещен также в Иркутск, где поселился в архиерейском доме уже в сане иеромонаха. В свободное время Иван часто навещал своего дядю и всегда заставал его за каким-либо занятием. Особенно тот любил заниматься механикой; племянник присматривался, помогал и наконец сам пристрастился к этому делу. Так в одной из комнат семинарии он устроил водяные часы с боем. Колеса сделаны были, при помощи простого ножа и шила, из дерева, циферблат — из писчей бумаги, стрелки — из лучинок. В 1814 году в семинарии сменился ректор, и новый ректор решил переменить фамилии ученикам. Прежде всего изменены были неблагозвучные фамилии, затем наиболее употребляемые — чтобы не было путаницы. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь умершего в том году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви. В этом сане ему пришлось прослужить четыре года, и только в 1821 году он был рукоположен во священника той же церкви. Как священник отец Иоанн прослужил здесь всего два с небольшим года, но успел снискать любовь прихожан истовым совершением богослужения и в особенности тем, что по воскресеньям перед литургией собирал в храм детей и давал им уроки Закона Божьего. Но промыслом Божиим отец Иоанн был предназначен к иного рода деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

3 апр. 1799 г. И. был наречен, а 10 апр. еп. Иркутским и Нерчинским Вениамином (Багрянским) в Богоявленском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Кадьякского. Это был единственный в РПЦ пример единоличного совершения хиротонии. За время пребывания в Иркутске И. получил похвальные отзывы архиерея и руководства компании. Вероятно, 10 мая он выехал из Иркутска, летом прибыл в Охотск, в кон. авг.- нач. сент. отплыл на Кадьяк на судне «Феникс» Российско-амер. компании с 12 (по др. сведениям, с 11) помощниками. Среди них находились иером. Макарий, иеродиак. Стефан, свящ. П. Митягин, а также Димитрий Попов - двоюродный брат свт. Иннокентия (Вениаминова) . Всего на судне было 88 чел. Корабль пропал без вести. По свидетельству Баранова, последний раз судно видели 28 окт. недалеко от Уналашки. Весной 1800 г. кожаные обложки книг и свечи, находившиеся на корабле, вынесло на зап. побережье Кадьяка. Вероятно, кораблекрушение произошло недалеко от берегов Кадьяка и Уналашки. Причиной гибели корабля могла стать буря на море, эпидемия холеры, поразившая экипаж, или ошибка «мореходца» Джеймса Шильца. Отъезд И. привел к прекращению богослужений в колониях, его посвящение во епископы и трагическая кончина отчасти стали поводом для нестроений в миссии и конфликтов ее членов со светской властью. После гибели И. Кадьякское викариатство было упразднено (1811) и открытие епархии отложено до 1840 г., когда была учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия. В 1899 г. в связи со 100-летием хиротонии И. свт. Тихон, занимавший Американскую кафедру, предложил для увековечения его памяти назвать Иоасафовской церковноприходскую школу на Кадьяке. Арх.: РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; Ф. 796. Оп. 74. Д. 210; Ф. 1329. Оп. 4. Д. 248. Л. 28; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 15256, 15761. Л. 16; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1. Соч.: Краткие объяснения, сделанные соответственно записке, присланной от Свят. Правительствующего Синода об амер. о-ве Кадьяке, Северовост. Американской духовной миссии начальствующим, кадиакским архим. Иоасафом//СПбФИРИ РАН. Ф. 115. Д. 117. Л. 1-8; То же//РНБ ОР. Ф. 542 (Оленины). 795; РГАВМФ. Ф. 198. Оп. 1. Д. 33. Л. 90а об.- 115 об.; Краткое описание об амер. о-ве Кадьяке//Друг просвещения. 1805. Окт. С. 89-105; Письмо Г. И. Шелехову от 18 мая 1795 г.// Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Российско-амер. компании и действий ее до наст. времени. СПб., 1863. Ч. 2. С. 102-103; Письмо в Ярославль от 1795 г. с о-ва Кадьяка//Ярославские ЕВ. 1894. 28. Стб. 445-448; Письмо митр. Гавриилу... от 19 мая 1795//АВПРИ. Ф. 341. Оп. 88. Д. 117. Л. 1-4 об.; Письмо к о. Герману от 8 июня 1798 г.//Очерк из истории Амер. правосл. духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.). СПб., 1894. С. 187-188; Письмо к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281 (отд. отт.: М., 1910).

http://pravenc.ru/text/578080.html

В январе 1805 года прихожане Спасской церкви Нижнекежемской слободы Киренского заказа во главе со священником Тимофеем Межовым обратились к епископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину Багрянскому с прошением о пристройке к северному фасаду церкви придельного храма Иоанна Предтечи. По «благословенной» грамоте, выданной 16 января, придельный храм был заложен 27 августа 1805 года. Из рапорта священника Т.Межова в Иркутск становятся известными размеры придельного храма Иоанна Предтечи: «Означенной во имя Святаго пророка предтечи и крестителя господня Иоанна придел длиною на девяти саженях, а в обширности на семи аршинах». Освящение придельного храма состоялось в 1805 году. Планировочная структура Спасской церкви характерна для каменного зодчества Сибири XVIII века и построек «енисейского круга». По оси восток-запад последовательно расположены прямоугольное, вытянутое в меридиональном направлении, помещение храма с полукруглой алтарной апсидой, трапезная с двумя оттянутыми с востока приделами и квадратное помещение церковной паперти. Северный придел вытянут на всю длину трапезной и паперти. Вытянутый в высоту храмовый четверик перекрывался восьмигранным лотковым сводом и завершался восьмигранным световым барабаном, увенчанным круглой главкой с крестом. Двухъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике» завершалась шпилем на глухом барабане, ребра которого были оформлены традиционными для построек «енисейского круга» последней четверти XVIII века волютами с сильно выступающими нижними завитками и намеченными – верхними. Примечательной деталью колокольни был находившийся на ее западном фасаде деревянный балкон с козырьком. Декоративное убранство фасадов Спасской церкви в Кежме типично для каменного зодчества Приенисейского края последней четверти XVIII века. Именно в этот период в творчестве енисейских мастеров каменных дел отчетливо проявилась смена художественных предпочтений: мотивы «уральского барокко», с характерным для него типом «бухвостовского» наличника уступили место принципиально иным декоративным формам на основе рокайльных элементов. Так, оригинальные обрамления окон Спасской церкви в виде профилированных кирпичных тяг с S-oбpaзhымu элементами восходят к Вознесенскому летнему храму (1779-1804 гг.) церкви Преображения (1747-1765 гг.) в Енисейске. Различные вариации этого типа оконных обрамлений в дальнейшем нашли широкое применение в произведениях енисейских зодчих, например, таких как Петропавловская церковь (90-е гг. XVIII в.) в с. Богучаны, Успенская церковь (1793-1819 гг.) в Енисейске, Успенская церковь (1798-1834 гг.) в с. Верхнеимбатском. При этом необходимо отметить, что при сходстве приемов выкладки из лекального кирпича «рокайльные наличники» приенисейских храмов всегда выполняли функцию обрамления оконных и дверных проемов в отличие от знаменитых тотьменских картушей, использовавшихся как элементы заполнения стеновых поверхностей.

http://sobory.ru/article/?object=33414

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010