М.Б. Данилушкин Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов Поместный Собор 1945 года Рассматриваемый Собор, созванный по решению Собора епископов от 23 Ноября 1944 г., проходил в Москве в храме Воскресения в Сокольниках 31 Января-2 Февраля 1945 г. 553 На этом Соборе было 204 участника, из них членов Собора 171 человек от 89 епархий, почётных гостей – 33 человека. Среди членов Собора было 46 архиереев (4 митрополита, 13 архиепископов и 29 епископов), 87 клириков (3 архимандрита, 2 игумена, 68 протоиереев, 8 иереев, 3 иеромонаха, 2 диакона и 1 иеродиакон) и 38 мирян. Из зарубежных епархий и приходов Московского Патриархата был представлен только экзархат в Америке – митрополитом Алеутским и Северо-Американским Вениамином (Федченковым) . Присутствию на Соборе почётных гостей – предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей уделялось особое внимание. Власти стремились показать мировому общественному мнению наличие религиозной свободы в СССР и не препятствовали приглашениям. Содействовать росту авторитета Московской Патриархии было также в интересах советского правительства, поскольку это ослабляло враждебную коммунизму Русскую Зарубежную Церковь . Она переживала суровые времена. Советская армия, победоносно шагавшая по Европе, несла не только освобождение другим народам, но и репрессии своему собственному народу. В Восточной зоне оккупации происходили массовые аресты Русских эмигрантов, не успевших уйти на Запад – мирян и клириков. Как правило, впереди их ожидал расстрел или многолетнее лагерное заключение. Многие беженцы, укрывшиеся в Западной зоне, были выданы Англо-Американскими союзниками властям СССР. В Югославии, Чехословакии и других странах закрывались храмы, подчинённые Зарубежной Церкви. Теперь физические репрессии требовалось усугубить моральной изоляцией как «зарубежников», так и подсоветских верующих, по-прежнему не признававших Декларацию 1927 года. И.В. Сталин, умевший извлечь политическую выгоду даже из своих уступок и компромиссов, видимо, рассчитывал, что широкая демонстрация признания зарубежными Православными Церквями Московского Патриархата будет способствовать этому. Вот почему власти, прежде не особо поощрявшие международные церковные связи, на сей раз проявили заинтересованность в широком зарубежном представительстве на Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МАТЕРИАЛ И СТРОЙ БОГОСЛУЖЕНИЯ Откуда же христианская Церковь взяла материал для таких разнообразных элементов богослужения? Ответ ясный. Совершенно естественно: из ветхозаветной Церкви, из иудейского богослужения. Новый Завет пришел не разрушить Ветхий, а дополнить его ( Мф. 5, 17 ). И Сам Господь Своим примером посещения Храма освятил еврейское богослужение: оно ведь дано было Самим Богом через Моисея, и притом оно было и богато, и разработано так, что оставалось лишь воспользоваться им. И нужно было заменить только одну часть – жертвенную. Далее. Первые ученики были палестинские евреи, преданные своему культу, богослужению: Иерусалимский храм в глазах каждого иудея был святыней. И нужно еще не забывать, что на всю их страну был лишь один храм в Иерусалиме; в других местах были лишь синагоги, это скорее были поучительно-общественные залы для собраний или молитвенные наставительные дома. Понятно, что и христиане из евреев дорожили всем, что относилось к храму их. Наконец, собственных произведений христиане еще не успели создать: для этого не хватало ни времени, ни сил, ибо сначала они заняты были главным образом благовестием, проповедью христианства. Если же прибавить к этому гонения, которыми встречено было христианство как со стороны иудеев, так потом и от язычников, то еще более понятным станет, что им не до своего творчества было, а хотя бы лишь отстоять самое бытие свое, вынести страдания за веру. Да это просто и было легче всего, а люди всегда начинают с более легкого. (Аналогичный пример можно взять из нашего времени: протестантизм вышел из католичества). Так положено было начало христианскому богослужению. Разница заключалась лишь в замене кровавых жертв Ветхого Завета новозаветною Бескровною Жертвою Евхаристии. Другая особенность заключалась в ином истолковании ветхозаветных богослужебных элементов: они применялись и понимались в приложении к христианству. Например, все обещания о земном благоденствии евреев истолковывались в смысле небесного блаженства; враги-люди заменялись врагами духовными, бесами; всюду старались видеть пророчества и прообразы: переход через Чермное море и избавление от фараона – это крещение, избавляющее от власти диавола, как объяснил и сам апостол Павел ( 1Кор 10, 1, 2 ), манна – Святое Причащение ( 1Кор 10, 3 ), камень, из коего чудесно истекла вода, – Христос Спаситель ( 1Кор 10, 4 ) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Кирилл (Павлов). Фотография. Кон. ХХ в. (Павлов Иван Дмитриевич; 8.09.1919, дер. Маковские Выселки, ныне Михайловского р-на Рязанской обл.- 20.02.2017), архим., духовник братии ТСЛ, один из почитаемых старцев РПЦ. Из крестьянской семьи. В 12 лет осиротел. Жил в семье брата, воспитывался бабушкой. В 1933-1937 гг. учился в Касимовском индустриальном техникуме, который окончил по специальности «техник-технолог по холодной обработке металлов резанием». Работал на заводе в пос. Катав-Ивановский (ныне г. Катав-Ивановск Челябинской обл.). В 1939 г. был призван на срочную военную службу, отправлен на Дальн. Восток. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, служил в разное время в минометной роте, танковых частях. Участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле оз. Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Был дважды ранен. К. вспоминал, что в апр. 1943 г., неся караульную службу в разрушенном Сталинграде, среди развалин дома нашел Евангелие. Это событие изменило его жизнь, и он обратился к вере. Всю войну он прошел с образом Иверской иконы Божией Матери, к-рый надела на него бабушка, когда провожала на военную службу. Иногда его отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый дом Павлова, но это был его однофамилец. Был награжден боевыми орденами и медалями. Демобилизован в 1946 г. Работал в Москве на топливной базе на ул. Рогожский Вал. В том же году поступил в Московскую ДС. На каникулах, с 27 июня по 27 авг. 1947 г., жил в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , исполнял клиросное и др. послушания. В 1950 г., окончив семинарию, поступил в МДА. В 1954 г. окончил ее со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви I-II вв. христианства». 25 авг. 1954 г. был пострижен в монашество с именем Кирилл в честь прп. Кирилла Белозерского архим. Пименом (Извековым ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 8 окт. того же года в Успенском соборе ТСЛ Ростовским и Каменским митр. Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона. 30 нояб. в Трапезном храме ТСЛ рукоположен во иерея Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит). К. был пономарем в Троицком соборе, затем лаврским кассиром, помощником казначея, а потом казначеем ТСЛ. В 1965 г. был возведен в сан архимандрита и назначен духовником братии ТСЛ. В 1984 г. был в составе делегации РПЦ, посетившей Св. землю в день престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1986 г. был освобожден от обязанностей казначея, смог больше времени уделять духовному окормлению братии монастыря и богомольцев.

http://pravenc.ru/text/1840335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Лавриненко), архиеп. Молотовский. Фотография. Сер. ХХ в. (Лавриненко Виктор Филиппович; 24.03.1899, Екатеринодар, ныне Краснодар - 12.10.1985, Херсон, Украина), архиеп. Костромской и Галичский. Из семьи священника. После учебы в Екатеринодарском ДУ поступил в Ставропольскую ДС, к-рую окончил в 1919 г. по 1-му разряду. В том же году стал юнкером Константиновского военного уч-ща, находившегося в то время в Екатеринодаре, а затем переведенного в Крым. В нояб. 1920 г. вместе с училищем был эвакуирован из Крыма в Болгарию. В кон. того же года на Андреевском Афонском подворье в Стамбуле пострижен Севастопольским еп. Вениамином (Федченковым ; впосл. митрополит) в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Крестителя, 26 июня 1921 г. рукоположен во диакона, 31 июля - во иерея. С нояб. 1921 г. пребывал в серб. мон-рях во имя св. Димитрия в Велесе и во имя Пресв. Богородицы в Кичево. В окт. 1922 г. по приглашению священноначалия Православной Церкви в Польше (с 1925 неканоническим путем провозглашена Польской автокефальной Православной Церковью ) прибыл в Вильно (Вильнюс, до 1939 в составе Польши), был определен в число братии вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря , назначен столоначальником Виленской духовной консистории. В апр. 1923 г. переведен в Волынскую епархию, назначен членом Волынской духовной консистории, был преподавателем Волынского лицея в г. Кременце. В 1924-1925 гг. служил наместником дерманского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Был законоучителем Дерманского ДУ, временно исполнял обязанности инспектора классов Дерманского епархиального жен. уч-ща (впосл. упраздненного). В янв. 1925 г. переведен наместником виленского Свято-Троицкого муж. мон-ря, преподавал в низших классах Виленской ДС. В том же году возведен в сан игумена. В 1927 г. поступил на богословский фак-т Варшавского ун-та, к-рый окончил в 1931 г. со званием кандидата богословия. В период обучения в Варшаве состоял в братии Милецкого во имя свт. Николая муж. мон-ря Полесско-Пинской епархии, был назначен настоятелем храма дер. Дубой (ныне Дубое), где предполагалось открыть скит Милецкого мон-ря на месте древней правосл. обители (не было осуществлено из-за противодействия польск. властей). 23 июля 1931 г. назначен наместником кременецкого в честь Богоявления мужского монастыря , вновь стал членом Волынской духовной консистории. В 1932 г. возведен в сан архимандрита. В 1934 г. получил звание магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/469500.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВА ПОЧАЕВСКОГО ПРЕПОДОБНОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Берлинско-Германская епархия РПЦЗ), расположен в зап. части г. Мюнхена (Германия) в р-не Пазинг-Оберменцинг. Первоначально монашеская община, являвшаяся предшественницей обители в Мюнхене, была основана в 1923 г. в с. Ладомирове (Владимирове) (совр. Словакия). После присоединения этих территорий в 1919 г. к Чехословацкой республике среди местного населения началось движение за выход из состава греко-католич. Церкви и переход в Православие. В 1922 г. сенатор (депутат Верхней палаты Чехословацкого парламента) Юрий Лажо обратился к главе Чешской правосл. общины в Праге архим. Савватию (Врабецу) с просьбой направить священнослужителя для пастырской деятельности в Вост. Словакии. Архим. Савватий пригласил для этой цели в Чехословакию постриженника Почаевской лавры архим. (впосл. архиепископ) Виталия (Максименко) , проживавшего в Сербии. В марте 1923 г. архим. Виталий прибыл в Прагу и указом архиеп. Савватия от 1 апр. 1923 г. был направлен для служения в села Ладомирово, Вагринец и Крайне-Чьерно в Вост. Словакии. В канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы в 1923 г. архим. Виталий прибыл в пос. Вишни-Свидник близ с. Ладомирова, где со временем устроил домовую ц. во имя Св. Троицы и канцелярию. 21 нояб. 1923 г. в Ладомирове состоялась закладка храма во имя арх. Михаила. Закладной камень освятил еп. Вениамин (Федченков), занимавший Карпаторусскую кафедру (в юрисдикции архиеп. Савватия, находившегося в подчинении К-польского Патриархата). Большую часть средств на сооружение храма пожертвовали местные жители, а также православные русины, проживавшие в Америке. Храм, построенный по проекту инженера В. Леонтьева (впосл. иером. Иов), освятил в 1924 г. архиеп. Савватий. Еще до отъезда в Словакию архим. Виталий получил от Архиерейского Синода РПЦЗ поручение возродить действовавшую до 1917 г. типографию прп. Иова Почаевского, к-рая служила бы нуждам рус. церковного зарубежья. Помимо этого архим. Виталий уже в 1923 г. предпринял ряд мер по строительству храма, при к-ром устраивалось миссионерское братство. Оно должно было продолжить традиции типографского братства, основанного в 1903 г. при Почаевской лавре. 29 окт. 1923 г. архиеп. Савватий санкционировал создание в Словакии «Миссионерского стана» во главе с архим. Виталием. Первоначально центром миссии был Вишни-Свидник, где в 1924 г. начала работать и типография. В 1924-1926 гг. в Ладомирове для миссии было построено новое здание. В 1926 г. архим. Виталий полностью переселился в Ладомирову и перенес туда миссию с типографией. К этому времени к архим. Виталию присоединились единомышленники из числа рус. эмигрантов и местных жителей.

http://pravenc.ru/text/578212.html

Матушка отца Иоанна Есть маленькая книжечка о жизни матушки о.Иоанна Елизаветы Константиновны, написанная ее племянницею Руфою. Впереди всего помещены портреты о.Иоанна и ее самой. На своем портрете Батюшка написал следующие слова. «Дорогой, возлюбленной супруге Елизавете Константиновне Сергиевой в знак глубокой благодарности за мирное сожитие в продолжении 50 лет. Протоиерей Иоанн Сергиев. 20 ноября 1905 года». Далее следует краткое описание их совместной жизни. Это есть единственная книжка, где написано об его матушке. «22 мая текущего года (1909 – М. В.), в 9 часов 30 мин. утра, тихо отошла к Богу, после долгих страданий, вдова отца Иоанна Кронштадтского , Елизавета Константиновна Сергиева. Причиной смерти, по определению пользовавшего ее врача, послужила старческая дряхлость с нарастающим упадком сердечной деятельности. Господь сподобил ее долго и усердно готовиться к переходу в вечную жизнь. Последние годы Елизавета Константиновна, следуя заветам и наставлениям своего супруга-молитвенника, приобщалась вообще очень часто, или в соборе, или на дому, когда слабость в ногах не позволяла ей выходить из дому, а последний год – ежедневно; приобщалась она и 21 мая, но это, как оказалось потом, было в последний раз: в этот день в шесть часов вечера она перестала глядеть на свет Божий, а с десяти часов не стала говорить, ничем не выказывая сознание. Последнее слово ее было: «хочу», сказанное ею в ответ на предложение выпить святой водицы, но проглотить она ее уже не могла; вскоре после этого матушка впала в бессознательное состояние, а на другое утро мирно скончалась во время чтения канона на исход души. На Фоминой неделе, по своему личному желанию, она особоровалась и после того несколько раз говорила: «Как я рада, что особоровалась и приготовилась». Погребение тела Елизаветы Константиновны состоялось в воскресенье, 24 мая, в г. Кронштадте, в левой стороне соборного садика. Почившая родилась 4 мая 1829 года, в г. Гдове, где отец ее, протоиерей Константин Петрович Несвицкий, служил в городском соборе и был благочинным церквей Гдовского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание    Этот вопрос ныне уже многим стал неизвестен, другие забыли уже о нем, но иным он помнится еще. Во всяком случае — Богом он не может быть забыт: у Него — всему «вечная память». По одному этому необходимо помнить о данном вопросе тем, у которых это время (1911—1912 гг.) еще в памяти. Кроме того, нужно снять с памяти о. Иоанна [Кронштадского] это темное пятно, будто он принадлежал к какой-нибудь ереси! Если бы это было на самом деле, то вся его святость становится под вопрос: никакой еретик не может претендовать не только на святость, но и на простую добрую память; всякий еретик подлежит анафеме, отлучению от Святой Церкви.    А как увидим, имя Батюшки о. Иоанна тесно связано с имяславием.    Вспомню о собственном ощущении, когда было осуждено учение так называемых «имябожников». Это было летом (вероятно, 1913 г.). Я проживал на родине. Мне пришлось прочитать в «Церковных Ведомостях» об этом осуждении. И не разбираясь еще в данном вопросе с богословской точки зрения, я, однако, ощутил такой острый духовный удар, будто от меня потребовали отречения от Православия. И с той поры доныне (1954 г.), вот уже 40 лет, я не могу успокоиться окончательно. 4 года тому назад, когда я был близок к смерти, я даже сделал «завещание» по этому поводу, желая снять (с себя, по крайней мере) возможное обвинение, будто и я как-то повинен в этом осуждении, хотя бы одним самим молчаливым согласием с ним.    Допустим, однако, что я не настолько сведущ в Православии, чтобы иметь свое суждение по этому вопросу. Но тут выступает такой знаток святоотеческого православия как архиепископ Феофан (Быстров), бывший ректором Петербургской Духовной Академии. И он как раз написал магистерскую диссертацию об имени Божием, под заглавием «Тетраграмма», иначе: «об Ягве» (такое чтение еврейского слова стало в новое время предпочитаться прежнему: «Иегова»). Это имя переводится у [пропуск в тексте] словом «Господа»; но точнее бы нужно переводить его: «Сущий», по-славянски — «Сый». И казалось бы, что епископа (тогда он еще был им) Феофана следовало запросить по этому вопросу, как специалиста и богослова (он знал 11 языков). Но этого Синод почему-то не соизволил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4090...

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание Выписки из записок Н. Павлович, сделанные митрополитом Вениамином (Федченковым)    Батюшка крещен в Ельце, в церкви преподобного Сергия; служил он потом приказчиком у купца Хамова. Мать звали Елена. Отца Василием. Фамилия: Тихоновы. Крестные: Николай и Матрона.    Батюшка стал старцем в 1913 году.    В первый раз я увидела старца Нектария в июне. Тогда это был старец с чудесным лицом: то невероятно древним — тысячелетним, то молодым — лет сорока. Черты лица правильны; из-под шапочки выбиваются длинные, редкие пряди волос... Длинные пальцы; походка скользящая, словно он мало касается земли, — и вместе старческая. Очи его небольшие. Такая в них мысль, ясность, иногда любовь.    К 1925 году старец одряхлел, согнулся; ноги страшно отекли, сочатся сукровицей (это следствие бесконечных стояний на молитве). Лицо его утратило отблеск молодости. Это все вернулось к нему только во время предсмертной болезни (я видела его за два месяца до смерти). Он очень ослабел... Часто засыпал среди разговора.    В 1921 году умер близкий мне человек... Мне нужен был учитель, который спас бы меня от прелести. Я молилась, в тот день пришли ко мне (знакомые) и рассказали об отце Нектарии. Я написала ему письмо. Тогда же я увидела его во сне, и сон этот произвел на меня глубокое впечатление. Я видела, что я и другие люди стоим в какой-то комнате и ждем выхода старца Нектария.    ...Наконец проходит он; я запоминаю его лицо; и все мое существо стремится за ним. Потихоньку я иду за ним в другую комнату Там стоят столы, и монахи рассаживаются и пьют чай. Я чувствую себя недостойной, забиваюсь в угол и оттуда со слезами гляжу на трапезующих. Предо мной как бы развертывается вся моя жизнь, а выйти из своего угла из-за шкафа просто невозможно. И когда я дохожу до какой-то предельной точки этого горького сознания, отец Нектарин встает, подходит ко мне, берет меня за руку, ведет к столу, усаживает рядом с собой и начинает поить меня чаем.    Проснувшись, я как-то затаила в себе сон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4097...

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание Из последних дней папы Пия X    «Газеты писали, что... австро-германский посол просил папу благословить австрийские войска» (это было уже во время второго года войны); «но папа ответил: «Я благословляю мир». В газетах сообщались следующие детали.    «Слова Пия X в данный раз были очень тверды (dures — резки). Он сам, с лицом строгим и в слезах, рассказывал после одному из своих друзей, епископу:    «Я ему сказал, — говорил папа, — что я отказываюсь благословить императора (Австрийского) и что я буду даже порицать всех тех, которые были причиной этого невероятного бича, (бедствия войны). Моё благословение лишь на тех чадах, которые, исполняя долг, отдают себя на смерть, но тем, которые туда их посылают, я отвечаю всем моим порицанием (repro-bation — отвержение, хула). Ах, Австрия (Она начала войну), нация католическая дала нам слишком печальный спектакль (зрелище)!    Её правители показали, что они смотрят на Церковь с точки зрения языческой, а не христианской, пользуясь её лишь моральной силой, когда она им нужна, а после этого презирают (meprisant) её... Знаете ли, монсеньер, что мой нунций не смог добиться свидания с императором; а теперь те, которые ставили сами препятствия этому, они же просят моего благословения.»    И слёзы покатились по пылающим щекам старца-папы» (Rome — Revue, Paris, 1921. р.4).    И в католичестве смотрели на Церковь с точки зрения утилитарной... Даже в Австрии, наиболее католической из держав средней Европы, Церковь была орудием для правительства. Зачем же католики говорят, что у них Церковь не зависит от политики нисколько? В этот раз Пий X сохранил своё лицо; но пользы, всё равно, не получилось...    «Национальность Церкви» — вопрос, о котором нужно писать (см. «Мысли о католичестве»).    При дворце папы жили сестры и племянницы. Пред смертью папа говорил с трудом: «Где они?» — разумея своего брата Джузеппе Сарти и сестёр, чтобы проститься с ними в последний раз... «Пришёл?» — снова прошептал он про брата. Племянница его ответила, что ему телеграфировали, и он приедет завтра. — «Слишком поздно, — может быть», — заметил Пий X (р.5.). Папа помер на 80-ом году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4091...

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание Предисловие    Знаменитый в истории русского монашества Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, стяжавший славу «Северного Афона», расположен на самом большом острове в северо-западной части Ладожского озера. Сам остров Валаам и множество более мелких островов образуют архипелаг, который в старину населяли исключительно иноки.    Дивная природа «Русского Афона»: отвесные скалы, поднимающиеся из вод Ладожского озера, лесные озёра и высокие сосны, очарование белых ночей, утреннее пение птичьего хора, тихие часы летнего заката — всё это нерукотворное великолепие словно призывает к прославлению Творца, настраивает душу на особенный лад. Лесные тропинки хранят поступь древних отшельников, остатки одиноких келий в отдаленных уголках островов свидетельствуют об их трудах и молитвенных подвигах. А величественные монастырские строения напоминают о многих поколениях валаамских насельников — создателей «пречудного острова».    Некоторые источники, которые, впрочем, подвергаются критике со стороны историков, относят начало монашеской жизни на островах Валаамского архипелага к XI и даже X веку. Большинство же современных исследователей считает, что обитель на Валааме была основана в XIV веке трудами преподобных Сергия и Германа Валаамских (память 28 июня11июля), которые поселились на острове в 1329 году и тем самым положили начало монашескому братству и миссионерскому центру в тогда ещё не просвещённом светом Христовой веры крае. С Валаамом связаны имена многих подвижников Русской Церкви: преподобных Арсения Коневского, Александра Свирского и Савватия Соловецкого, святителя Геннадия, архиепископа Новгородского.    Находившийся на северо-западных рубежах Руси монастырь неоднократно подвергался нападениям иноземцев и разорению. Трагические страницы истории обители связаны с новым религиозным движением, возникшим на Западе в первой трети XVI века. В 1578 году фанатиками из числа обращенных в лютеранство окрестных жителей были убиты 34 инока монастыря. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года преподобномученики Валаамские были прославлены в лике святых (память 20 февраля5 марта). Особенно сильное разорение Валаамский монастырь претерпел от войск шведского полководца Якоба Делагарди в 1611 году. С этого времени шведы на целое столетие завладели Валаамом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4092...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010