Интерес к изучению жизнедеятельности митрополита Вениамина (Федченкова) заключается прежде всего в том, что он был непосредственным участником многих ключевых событий гражданской и церковной истории. Воспоминания, мысли, рассуждения, запечатленные в его трудах и являющиеся частью светской и церковной культуры, помогают нам проследить главнейшие события той сложной эпохи, в которую жил Владыка. Не потеряли своей актуальности и мысли владыки Вениамина, касающиеся взаимоотношений государства и Церкви, а его воспоминания об исторических деятелях того периода, несомненно, дополняют и оживляют картину исторических событий. Для получения представления о степени научной разработанности обозначенной темы целесообразно назвать следующие работы, описывающие жизнь и деятельность митрополита Вениамина в указанный период. Среди таких работ следует назвать, в первую очередь, исследование митрополита Мануила (Лемешевского) , в котором содержатся жизнеописания иерархов Русской Православной Церкви, в том числе и митрополита Вениамина (Федченкова). Автор дает точную датировку основным жизненным событиям, а также помещает перечень главных трудов, написанных на разных этапах жизни архипастыря. В «Православной энциклопедии» помещена статья А. К. Светозарского, в которой кратко рассматриваются основные этапы жизни и деятельности митрополита Вениамина. Для данной статьи характерна точность воспроизведения дат, указов и основных трудов владыки Вениамина . Отдельно можно выделить статью Г. Александрова, поднимающего вопрос о непростых отношениях, которые сложились между митрополитом Вениамином и советской властью. Автор выступает в роли апологета и объясняет его поступки и взгляды с точки зрения духовного смысла, искренности и любви к церкви и русскому народу, а также недостаточным пониманием им политической ситуации в стране . Нужно указать, что обозначенные выше работы освещают жизнь и деятельность митрополита Вениамина, затрагивая частично его служение в советской России, но они не дают полного представления о прохождении служения владыки Вениамина в Советском Союзе, а равно и не рассматривают его личность в контексте событий гражданской и церковной истории.

http://pravoslavie.ru/smi/38282.htm

О вере, неверии и сомнении «О вере, неверии и сомнении» — своеобразный вид автобиографии, «исповедь о вере», «заметки сердца» как определяет сам Федченков. «О вере, неверии и сомнении» — это череда воспоминаний и размышлений, связанных с духовным путем владыки Вениамина (Федченкова). Владыка Вениамин (Федченков) пишет о создании «О вере, неверии и сомнении»: «Давно уже копился у меня материал о вере и неверии. Можно даже сказать, что почти вся жизнь переплетена была с этими вопросами — так или иначе. И до сего момента живу в атмосфере этих вопросов: все прочее кружится около них или ими пересекается. Читал я на эти темы лекции и в СПб Академии и в Парижском Богословском институте, и в разных публичных выступлениях. Есть у меня и наброски-конспекты. И вот теперь в эту свободную неделю запишу, что удастся. Это не будут непременно «лекции», а скорее, «автобиографические» заметки. Как я в жизни своей переживал вопросы о вере, что думал о них. Это — вроде «исповеди о вере». И я хочу, чтобы это было живо, — ведь это действительно все переживалось. Это записки или заметки сердца, облеченные потом и в формы ума. А кому-нибудь и пригодятся: люди — подобны.» Митрополит Вениамин (Федченков) О вере, неверии и сомнении " А сердце говорит мне: верь!.. " Написанная почти полвека назад русским архиереем, богословом, духовным писателем митрополитом Вениамином, в миру Иваном Афанасьевичем Федченковым (1880–1961), волею судеб познавшим горький хлеб чужбины, книга интересна и в наши смутные дни, когда так необходимы нравственные ориентиры. Владыка Вениамин делится своими размышлениями о вере, о путях, ведущих к истине, о месте человека в этом мире, о роли ума, сердца, разума и веры. Он не сторонний наблюдатель жизни, создатель неких философских построений, а собеседник, с чувством достоинства ведущий диалог. " О вере, неверии и сомнении " … Так называется книга, предлагаемая ныне вниманию читателей. Имя ее автора — митрополита Вениамина (Федченкова) — вряд ли известно широкому читателю. До недавнего времени произведения этого яркого духовного писателя совсем не издавались, за исключением разве что фрагментарных публикаций в церковной периодике.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 14 от 11 августа 2011 года 1. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной М. Л. Ремневой книги М. Л. Ремневой «Старославянский язык. Учебное пособие», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить М. Л. Ремневой право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Старославянский язык. Учебное пособие». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-114-1484. 2. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Эксмо» книги М. Городовой «Колыбель огня», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Эксмо» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги М. Городовой «Колыбель огня» при условии исправления указанных в замечаниях недостатков. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 11-114-1485.      5. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Благотворительным фондом «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» книги священника Даниила Сысоева «Как часто надо причащаться?», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Благотворительному фонду «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги священника Даниила Сысоева «Как часто надо причащаться?». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 11-114-1486. 6. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Отчий дом» рукописи книги митрополита Вениамина (Федченкова) «На " Северный Афон " (Записки студента-паломника на Валаам)» (М., 2011), предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Отчий дом» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании рукописи книги митрополита Вениамина (Федченкова) «На " Северный Афон " (Записки студента-паломника на Валаам)» (М., 2011).

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ПЛОДЫ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ От издателей Книга «Плоды Святого Причащения» представляет собой заключительную главу из работы митрополита Вениамина (Федченкова) «Мысли о литургии верных». Эта глава посвящена, говоря словами автора, действию «объективного, не от нас зависящего, а Причастием сообщенного дара благодати». Каково значение Евхаристии для человека и мира, какие переживания испытывает причастник, что происходит с ним в духовном, душевном и материальном отношении? Отвечая на эти вопросы, митрополит Вениамин размышляет о влиянии Святого Причащения на все уровни человеческого бытия. С самого начала владыка представляет своего рода план повествования и далее последовательно излагает свои мысли: «Плоды Евхаристии многообразны и чрезвычайны. Они прежде всего сверхъестественно действенны, затем – таинственно-благодатны, потом дают глубокие духовные переживания, нравственно и даже физически плодотворны, после – общественно важны и, наконец, космически, вселенски действенны». Данная работа митрополита Вениамина, безусловно, важна в богословском отношении. Однако это не ученый трактат, а живой, яркий, обращенный к самому широкому кругу читателей рассказ о значении Евхаристии, рассказ, который можно постоянно перечитывать, каждый раз находя в нем что-то новое. О сложных вопросах веры владыка говорит просто и проникновенно. Он описывает личные переживания, вспоминает случаи из своей жизни, из жизни знакомых. О Святом Причащении митрополит Вениамин пишет с величайшим благоговением, предваряя повествование прошением: «Господи, благослови меня коснуться Таин Твоея Литургии, где Ты Сам «и приносящий, и приносимый " ». При этом владыка смиренно указывает на субъективность своих рассуждений: «Несомненно, что можно переживать и объяснять все это и с других сторон, – и гораздо глубже, и полнее, и разностороннее, и даже исторически точнее. Я запишу, что отложилось у меня в результате как некоторого изучения, так и многократных служений Литургии». Думается, однако, что для православного читателя «субъективный» взгляд такого человека, каким был владыка Вениамин, – великого молитвенника, вдохновенного служителя Божественной литургии, самоотверженного пастыря, выдающегося иерарха Церкви, человека огромного духовного опыта, – гораздо ценнее «объективного» подхода «книжного происхождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Промысел Божий в моей жизни Мемуары владыки Вениамина (Федченкова). «Промысел Божий в моей жизни», как понятно из названия, не просто перечень событий, а факты, собранные под определенным углом: влыдыка Вениамин (Федченков) вспоминает не сколько свою жизнь, сколько присутствие Бога в ней. О замысле «Промысла Божьего в моей жизни» Федченков пишет: «В жизни моей или знакомых мне людей были такие события, которые свидетельствовали о сверхъестественном мире: о бытии его, о жизни умерших, о явлениях их живым, о необычайных случаях Промысла Божия и т.п. Большею частью все это сохранилось в моей памяти, но от времени стало забываться. Поэтому мне пришло намерение записать эти случаи, — в надежде, что они послужат и к назиданию другим: ведь нас всегда больше убеждают факты, чем рассуждения.Всякий мир познается чрез непосредственное откровение его нашему познанию: этот основной закон познания совершенно одинаково приложим, как к этому, так называемому «естественному» миру, так и к «тому», именуемому «сверхъестественным».И в наше время особенно нужно давать фактический материал.Буду писать без особой системы, — да ее и нет. Буду вспоминать по времени, с самого детства и доселе.За точностью и подробностями не буду гоняться, особенно когда придется рассказывать о других, но за сущность и несомненность основных данных — отвечаю не только перед читателями, но еще более — перед Самою Истиною, Триединым Господом.Во славу Его и пишу дальнейшее.Предупреждаю читателя, что я не имею права считаться каким-либо «святым» человеком, сподобившимся особенной милости Божией. Я довольно часто вспоминаю свою греховность: увы, доселе! А запишу для того, чтобы хоть один человек укрепился в вере — при содействующей благодати…» Промысел Божий в моей жизни " ...Промысел Божий охраняет всю нашу жизнь. Но иногда бывают особые случаи. Иному они покажутся обыкновенными историями. Но мы считаем их делом Божественного промышления... " ПРЕДИСЛОВИЕ В жизни моей или знакомых мне людей были такие события, которые свидетельствовали о сверхъестественном мире: о бытии его, о жизни умерших, о явлениях их живым, о необычайных случаях Промысла Божия и т.п. Большею частью все это сохранилось в моей памяти, но от времени стало забываться. Поэтому мне пришло намерение записать эти случаи, — в надежде, что они послужат и к назиданию другим: ведь нас всегда больше убеждают факты, чем рассуждения .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Скачать epub pdf Деревня Мой отец, Афанасий Иванович Федченков, родился крепостным. Его отец Иван Ильич и мать Наталья принадлежали помещикам Бельского уезда Смоленской губернии Баратынским. Иван Ильич был плотником и столяром на дворне. Так назывались крепостные крестьяне, служившие в помещичьем хозяйстве, или, как говорили, имении, в отличие от крестьян земледельцев, живших в деревне (или в селе, если там был храм). К дворне относились управляющий барским поместьем, или иногда бурмистр; чином ниже – конторщик, заведовавший письмоводством; приказчик, исполнявший приказания управляющего по сношению с народом; после, в мое время, называли его «объездчик», потому что его всегда можно было видеть верхом на лошади с кнутом, или приглашающего крестьян на полевые работы, или наблюдающего за исполнением их. Я помню такого объездчика – Тимофея Ивановича и его жену, всегда розовую женщину. Ее именем никто не интересовался, довольно было, что она «жена Тимофея Ивановича». Не знали и фамилии их. Зачем это знать о «маленьких» людях? От многолетней езды у него и ноги выгнулись колесом, нос был всегда красноватым: вероятно, укромно выпивал, но это никого не касалось. Потом шли: ключник, владевший ключами от амбаров с хлебом; садовник, выращивавший господам (а иногда – еще раньше – и управляющем) ранние огурцы, дыни, ухаживавший за стеклянной оранжереей при барском доме, с персиками и разными цветами. Повар на барской кухне. Лакей в барском доме, экономка, горничная, которых мы мало и видали, как и вообще господ; кузнец, плотник, кучера – один или два специально для барской конюшни, он же почтарь, а третий – для управляющего и общей конюшни. Собачник, ухаживающий за целым особняком с гончими собаками для барских охот. При мне был кривой на один глаз Иван Родионыч, старый вдовец. Потом пчеловод, помню иконописного бородатого старца удивительной кротости: его можно было видеть лишь на огороде под горой, где был и чистенький пчельник; там он и жил, как настоящий отшельник, зимой переходил в подвальную комнату под «Тимофеем Ивановичем».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание " А сердце говорит мне: верь!.. " Часть I. Детская вера Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Часть II. Разумная вера Умобоязнь Процесс преодоления наваждения Веруют ли ученые? Возражения от ума против веры А) Незнание не есть отрицание Б) Непостижимость не есть небытие В) Необходимость чудес: неподобие не есть небытие Г) Постижение непостижимости и тайнолюбие Д) Тождество путей веры и знания: познание чрез откровение Что такое интуитивизм? Часть 1 " Научные заметки " . Бессознательное творчество Что такое интуитивизм? Часть 2 Е) Прагматизм веры: целесообразность ее Ж) Смысл аналогий З) Естественные доводы рассудка в пользу веры Часть III. Религиозный опыт А) Есть ли? Б) Откровение бога через мир В) Голос сердца Г) Благодать Божия Д) " Видение " Часть IV. Свобода воли Часть V. О сомнении Часть VI. Чудеса Божии 1. Видение во сне 2. Сошествие огня 3. " Мерзлые " 4. Явление умершей 5. Искушение врага 6. Избавление от беды 7. Изгнание бесов 8. Сила Евангелия Заключение Информация о первоисточнике " А сердце говорит мне: верь!.. " Написанная почти полвека назад русским архиереем, богословом, духовным писателем митрополитом Вениамином, в миру Иваном Афанасьевичем Федченковым (1880—1961), волею судеб познавшим горький хлеб чужбины, книга интересна и в наши смутные дни, когда так необходимы нравственные ориентиры. Владыка Вениамин делится своими размышлениями о вере, о путях, ведущих к истине, о месте человека в этом мире, о роли ума, сердца, разума и веры. Он не сторонний наблюдатель жизни, создатель неких философских построений, а собеседник, с чувством достоинства ведущий диалог. " О вере, неверии и сомнении " ... Так называется книга, предлагаемая ныне вниманию читателей. Имя ее автора — митрополита Вениамина (Федченкова) — вряд ли известно широкому читателю. До недавнего времени произведения этого яркого духовного писателя совсем не издавались, за исключением разве что фрагментарных публикаций в церковной периодике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1026...

Объяснение В 1925 году на Сергиевском Подворье в Париже – Рю де Крим, 93 – покончил с собой выстрелом один солдат. Он, несомненно, был нездоров умом... У нас его отпевали... Но, смущенный смертью его на нашей земле, я обратился через одно лицо к преподобному о. Нектарию Оптинскому с вопросом: что нам делать? Он ответил, чтобы я нашел еще двух человек, которые бы согласились в течение 40 дней читать за него заупокойный канон, а затем предать его в волю Божию. Разумеется, канон читать нужно было дома, а не за богослужением в храме. Так мы трое тогда и сделали… После ко мне обращались и другие по этому вопросу; а недавно просили даже отпевать самоубийцу женщину. Я отказывался, – согласно канонам – правило Тимофея Александрийского – и по внутреннему противлению души моей; но помня наставление о. Нектария, а также и указание митрополита Новгородского и Петроградского Григория, что можно молиться о самоубийцах в домашней молитве, но и тогда – с предварительною молитвою о помиловании нас молящихся, да не прогневаем Господа, – я обратился в каноник – «можно и во всякую субботу в октоихе найти заупокойные каноны»; но написанный там канон совершенно непригоден был для молитвы о самоубийцах, ибо там говорилось о скончавшихся «благочестно», «в вере», «в упокоении» и прочее, – все это не подходило к вольным, «не в сумасшествии», самоубийцам. Поэтому нужно было целиком почти переделать все тропари. Может, кому-либо пригодится... А меня да помилует Господь за дерзновение такое... Многогрешный митрополит Вениамин Самоубийство Самоубийство – лишение себя тем или иным способом жизни. Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка божественного и своего назначения, произвольно прекращает жизнь, которая принадлежит не ему только, но и Богу (а также и ближним), и которая дарована ему для нравственного преуспеяния, а не для злоупотребления ею, – отрекается от всех лежащих на нем обязанностей и является в загробный мир непризванным.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

III. Акт веры, сопровождаемый любовью, дает высшее знание «Бог есть» – это первая и основная аксиома подлинной жизни человека. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» ( Евр.11:6 ). Все остальные аксиомы – бессмертие души, воплощение, искупление, Воскресение, блаженство рая, муки ада и т.д. – суть производные от первой аксиомы, гласящей: «Бог есть». «Для меня, – читаем у Н.А. Бердяева , – вера есть знание, самое высшее и самое истинное знание, и странно было бы требовать, чтобы я дискурсивно и доказательно обосновывал и оправдывал веру, то есть подчинял ее низшему и менее достоверному знанию» 17 . Повторяем, что и в знании все исходное недоказуемо; исходное непосредственно дано (например, постулаты, аксиомы), в него верится. И все недоказуемое и непосредственное оказывается тверже доказуемого и выведенного. Знание есть доверие к ограниченному, земному кругозору; в акте научного знания человек стоит на месте, с которого не все видно, виден лишь небольшой кусок. Вера есть тоже знание; знание через веру дается, но знание высшее и полное: видение всего, видение безграничности. Что такое «знание» вообще? Обычно думают, что под этим словом разумеется лишь умственный багаж, но на самом деле это не так. Под знанием вообще нужно разуметь всякого рода познания, каких бы вопросов они не касались и какими бы путями ни приобретались. Красота мира и человека постигается не умом, а непосредственным восприятием ее. Это и есть наше «знание» о ней. Запахи, вкусы и прочие познания приобретаемые органами чувств – тоже знание. И предметы веры, принимаемые нами, увеличивают объем наших знаний, познаний истин. С этой стороны, так сказать, со стороны содержания, материала, вошедших в нашу душу, в наш ум, вера – есть знание! И совершенно напрасно рационалисты считают знанием только рассудочно доказанные положения. «Я утверждаю, – говорит митрополит Вениамин (Федченко), – что большая и основательная часть наших познаний приобретается не путем ума, а через непосредственное восприятие. Теперь есть целая философская школа реалинтуитивизма (Лосский, Франк). Но, не вдаваясь в сложные рассуждения ее, подойдем к вопросу проще, анализируя наш собственный опыт, на коем стоят в конце концов и самые сложные философские системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

V. Прямое следствие безбожия – вседозволенность в греховной жизни Отрицающий бытие мира духовного тем самым отрицает и бытие Живого Бога, Который есть Любовь, есть Дух, есть Жизнь, есть Благо, есть Истина, есть Хлеб, есть Свет (Ср.: 1Ин.4:16 ; Ин.4:24, 14:6, 6:35 ; Мф.19:17 ), а вместе с Ним и Его Евангелие, Его слово, которое есть «дух и жизнь» ( Ин.6:63 ). Напрасно человек стремится заполнить опустошенную от Бога душу новыми богами. Ни вера в разум, ни вера в идеализированную будущность коллективизма, ни культ вождей не могут заполнить той страшной пустоты души, что образовалась при удалении заблуждающегося человека «на сторону далече» от Бога – Отца своего. «И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли». Владыка Вениамин (Федченко) пишет: «Ну, чем, думаю, заменю я для себя Бога?! Думаю, думаю, – ничем: все ниже Его, все хуже. Никто не меняет лучшее на худшее, а лучше Бога – ничего нет» 28 . «Един Иисус Христос , и лучше Его нет ничего» 29 . Вера в Бога, вера в Истину, равно как вера в ложь, вера в ничто – свободна в своем выборе. И, конечно, повсюду, где вместо Бога провозглашается нечто иное в качестве высшей абсолютной ценности – будь то идеология, будь то страсть, словом, будь то идол, «заменивший» Бога 30 , – там христианское вероисповедание неизбежно окажется в положении враждебном по отношению к объявленному идолу. Христианство исключает всякое активное сопротивление власти, пусть даже ставшей служанкой зла, орудием несправедливости, безбожия и богоборчества, ибо и Спаситель победил мир злобный не силой оружия, не силой мускульной тела и даже не силой ангельских легионов (ср.: Мф.26:53 ), а силой Своей жертвенной Божественной Любви. Спаситель, о Котором было сказано: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Ис.42:3 ), – кротко и смиренно предстоял проконсулу Пилату в Своем царственном величии живой Истины. И, будучи осужден Пилатом на крестную смерть, оказался Победителем: «смертию смерть поправ». Все последователи Христа помнят и исполняют слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ( Рим.13:1–2 ). Евангелие не содержит призыва к насильственным переворотам; наоборот, Спаситель учит в Евангелии: «Не противься злому» ( Мф.5:39 ). «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков... и будете ненавидимы всеми за имя Мое... И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф.10:16, 22, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010