ЕДИНСТВО ЛЮБВИ В связи с мыслью о Царстве Пресвятой Троицы теперь раскрываются и другие частности Евхаристии – преимущественно уже нравственного, личного, человеческого, или субъективного характера. ...Но нелегко писать об этих предметах душе кающейся, ибо все это – такие высокие материи, коих касаться подобает достойным. Вот уже сколько написал, и притом касался таких вопросов, как благодарение, Пресвятая Троица, блаженство общения, и только теперь вижу, какою недостойною рукою и я прикасался к священному ковчегу… И далее, может быть, и не писал бы, но нужно уж закончить. Правы святые отцы (святой Иоанн Лествичник , святой Симеон Новый Богослов) , говорящие, что кающийся не должен богословствовать. И не только не должен, но ему просто трудно. Впрочем, дальнейшие размышления касаются более доступной сферы, чем прежние, хотя и их я недостоин касаться. Но Ты, Господи, приими мои скудные мысли, как те убогие лепты, которые положила в сокровищницу вдовица, а за это воздаждь мне несравненными милостями благодати Твоей, которую Ты всегда раздаешь незаслуженно, по слову «просите» и «даст вам Отец Духа Святаго» (см.: Лк. 11,13 ). Посмотрим на эту работу как на послушание труда, и тогда легче будет писать. Да и не искушение ли вражее отводит меня от этого спасительного душе занятия под видом смиренных сокрушенных мыслей?! Господи, благослови и посети Своею благодатию! Мы видели, что Евхаристия начинается с приглашения к любви и единомыслию. И это я уже объяснял (в главе о «вечери любви»), но здесь можно усматривать еще и другие смыслы, и именно в связи с благодарением Пресвятой Троицы. К святому Причащению никак нельзя приступать человеку, если только он имеет к кому-либо вражду, нелюбовь, немирность. Так и говорится пред молитвами к Причащению: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившими». И даже не сказано: «которых ты опечалил», а «которые тебя опечалили». Так и Сам Господь Спаситель заповедал о молитве с дарами: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 Бывают люди, которые своими делами, мыслями или же начинаниями как-то отстают от своей эпохи. Есть и такие, которые успевают жить в ногу со своей эпохой, и им там уютно. Но иногда Господь дарует жизнь людям, которые во всех сферах своей деятельности опережают свою эпоху во всём. Таким был известный исследователь, учёный, аскет и подвижник благочестия Православной Церкви в XX столетии в Закарпатье архимандрит Василий (Пронин) Каждый исследователь Православия за Карпатами в XX столетии в лице архимандрита Василия непременно увидит глубокий кладезь разносторонней мысли, аскетического опыта в Боге и непременно будет изучать его научное, богословское и историческое наследие. В жизни этого человека не было коллизий его интересов; они всегда рассматривались и подчинялись одному закону — Божьему. Множество ярких и известных церковных деятелей сопричастны к истории Православия в этом регионе в XX в. Каждый из них оставил свой отпечаток на формировании религиозной мысли и жизни. Достаточно вспомнить таких архипастырей, подвижников благочестия, философов и учёных, как митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Дорофей (Филип), архиепископ Аверкий (Таушев), ныне уже святые святитель Иоанн (Максимович), преподобный Иустин (Попович) 1 , преподобный Алексий (Кабалюк) 2 , преподобный Иов (Кундря) 3 , профессор Георгий Геровский, академик АН СССР М. Ф. Мурь­я­нов и другие. Каждый из них оставил неизгладимый след в истории этого края. Дух, которым дышали эти деятели, поддерживал, развивал и воплотил в своей жизни архимандрит Василий (Пронин). Его публикации и опыт заставляют задуматься над исторически прошлым и настоящим. Жизненный путь будущего духовника Мукачевского Свято-Николаевского монастыря архимандрита Василия (в миру Владимира Васильевича Пронина) начался в городе Киеве, где он родился 8 сентября 1911 года 4 . Он принадлежал к древнему дворянскому русскому роду Прониных 5 . Детство Владимира проходило в общей для его сверстников колее. Исключением в характере Владимира в те годы было какое-то уже взрослое послушание родителям, глубокое благочестие, любовь к храму Божию.

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

Жизнеописание В детстве еще мать его видела во сне: стоит он в алтаре на архиерейском возвышении и благословляет народ. Так после и сбылось. Биографию его кратко беру из 9 «Церковных Ведомостей». «Архимандрит Феофан – в миру Василий Дмитриевич Быстров. 37 лет, родился в 1872 году (В ночь под Рождество), сын священника села Подмошье, Санкт– Петербургской епархии и воспитанник местных учебных заведений. В 1892 году, по окончании курса учения в духовной семинарии, поступил в Санкт–Петербургскую академию первым по экзаменационному списку». Далее я немного возвращусь к его прошлому. Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по–товарищески: помогал всем усвоить уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины, вершка полтора–два длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар. В семинарии он добросовестно изучал все предметы, но этому он не радовался: школьные занятия не увлекали его. Поступил в Санкт–Петербургскую академию. Здесь он начал основательно заниматься изучением философских наук – думал найти в них смысл жизни. Но они разочаровали его: философы каждый по–своему решали этот вопрос и к единству не приходили. Тогда он обратился к святым отцам и вполне удовлетворился ими. Он, – как никто другой из современников, – знал святоотеческую литературу. Об этом мы все знали. Об этом свидетельствовал, передавая ему духовную дочь свою, и митрополит Антоний (Храповицкий) , что он лучше всех знает отцов. Действительно, он был напитан ими. Особенно он любил, кажется, творения епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это объясняется, вероятно, тем, что оба они искали основания для веры. Его епископ Игнатий нашел в творениях святых отцов, вследствие их единства; а это единство объяснял он Единым Духом Святым, воодушевлявшим их. Здесь – истина! За ним последовал епископ Феофан. С другой стороны, и по характеру духовной жизни они были сродны, видя путь христианский – в покаянии, по преимуществу. Наконец, нравился епископу Феофану и строгий литературный стиль епикопа Игнатия; этим они оба отличались от епископа Феофана Затворника , который иногда допускал (находя это, очевидно, нужным) упрощенность языка (даже вульгаризмы).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Жизнь отца Иоанна Великий Человек Жизнь о. Иоанна Кронштадтского , в смысле особенных событий, не сложна и не богата фактами. И в общем она была известна тем, кто чтил и знал его. И о ней написано было немало книг и брошюр. Рассказать об отце Иоанне можно было в нескольких словах: сын дьячка, учился в духовной школе и семинарии, а потом и в академии; поступил затем священником в Кронштадт, от которого и получил свое славное имя. Прослужил здесь, не переменяя места, 53 года. Был законоучителем в городской гимназии 27 лет. И в Кронштадте же скончался на 80-м году своей жизни. «Вот и все!» – так просто он сам закончил однажды свою автобиографию. И однако же слава его в русском народе, и даже отчасти за границей, была такой великой, что равного ему по известности мы не можем назвать ни одного имени – ни среди архиереев, ни вообще среди духовенства за всю историю Русской Церкви. Не говорю уже о славе мирских знаменитостей. Один из известных публицистов того времени вот что писал после его кончины: «Умер человек – воистину исключительный, можно сказать – единственный по близости к народному сердцу. Какие бы великие наши люди ни умирали – Достоевский, Тургенев, Чайковский, Менделеев, их смерть производит впечатление лишь в небольшом культурном слое, совершенно не проникая в глубины народные. Гораздо обширнее чувствуется смерть замечательных полководцев (Суворова или Скобелева), носителей народного героизма; но их имена все же менее славны и почти чужды женской половине населения. Только «святой» объемлет все воображение народное, всю любовь наиболее любящей половины нации – женщин... Ни один человек в России не сосредоточивал на себе такого всеобщего поклонения, как «Кронштадтский батюшка»... Да, даже каторжники, кроме немногих, изгладивших имя Божие из своей души, знают об «отце Иване», и представление о нем в них светит, как свеча перед божницей совести... Отец Иоанн занимал более, чем кто-нибудь, психологический центр русской жизни». Я затруднился бы сказать более сильные слова в честь этого великого человека, притом высказанные совершенно светским лицом в самой большой газете того времени («Новое время»), Михаилом Осиповичем Меньшиковым – да будет помянуто с благодарностью и его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кризис русской агиографии. Мысли вслух 03.08.2023 762 Время на чтение 4 минуты Источник: блог автора Вчера по ссылке из Бутовского канала в телеграме посмотрела на ютьюбе годичной давности вебинар " Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря священномученика митрополита Серафима (Чичагова) " с участием И.В Гарькавого и о.Георгия Павловича, и, признаюсь, впервые от них услышала о том, что " многие моменты в жизнеописании преподобного Серафима Саровского сейчас стали дискуссионными " . Про книгу Валентина Степашкина " Серафим Саровский " в серии " ЖЗЛ " не знала и даже " Летописи " нет у меня дома, есть " Всемирный светильник " м. Вениамина (Федченкова) и " Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского " Леонида Денисова, издание Ступина, 1904, репринт 2005-го года. Больше всего из-за медведя расстроилась. Что колокольню ещё не достроили, с которой упал купеческий отрок (или младенец? точно неизвестно, в каком возрасте, у него и с датами рождения вышла путаница, сейчас считают 1754) Прохор Мошнин, и что " ровно тысяча дней моления на камне " миф (преподобный же не стахановец или для книги рекордов Гинесса молился, зачем ему эта точная тысяча) - ещё ладно, а про мишку жалко, что выдумала всё Матрёна Плещеева, в чём на смертном одре призналась. Как подобные сказки рождаются - настолько очевидно, что не буду описывать, важнее изменение контекста за 200 лет бытования. Что медведи могут на пасеку заглядывать и разорять её, точнее, могли, где сейчас медведи и где пасеки, дело ясное, и что преподобный Серафим не из ружья в них пулял, а мог хлеба бросить, тоже, но я доселе за чистую монету принимала, что с рук кормил. В агиографии ведь как: не пойман - не вор. Помню, каким потрясением лет 20 назад стали для меня исследования Жития святителя Николая: мало того, что на русской почве слились в одно жития двух разных святителей Николаев, Мирликийского и Пинарского, так ещё и мощи в двух местах, Бари и Венеции, кому что досталось подлинное, а что " дополнили " , так и не поняла, не бывала.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/03/krizis...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лихие годы русского православия Возможность воссоединения Церкви в России и за рубежом по-прежнему остается под вопросом 21.04.2004 344 Время на чтение 6 минут Об авторе: Алексей Львович Беглов - кандидат исторических наук. Русский церковный раскол ХХ века, приведший к возникновению Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), - только одно из звеньев в цепи трагических событий, потрясавших нашу страну в ушедшем столетии. Он непосредственно связан с массовым исходом из страны русских после поражения Белой армии в Гражданской войне. Вместе с отступившими войсками в Турцию прибыли клирики Русской Церкви: военные священники Белой армии, епископы южнорусских и украинских епархий. Русские беженцы нуждались в срочной материальной помощи и духовном окормлении. Чтобы координировать деятельность русских священников в эмиграции, бывший глава военного духовенства врангельской армии архиепископ Вениамин (Федченков) предложил создать эмигрантское церковное управление по образцу того, что действовало на " белом " юге России. 2 декабря 1920 года по согласованию с представителем Константинопольского Патриархата (но без согласия Патриарха Тихона) епископы-эмигранты заявили об образовании Временного высшего русского церковного управления за границей. Спустя год, 21 ноября 1921 года, в югославском городе Сремские Карловцы открылось Общецерковное заграничное собрание, позднее переименованное в Русский Всезаграничный Церковный Собор. Он стал важной вехой в истории русского церковного зарубежья. Среди примерно сотни его членов были 30 участников монархического съезда русской эмиграции, приглашенных председателем Собора митрополитом Антонием (Храповицким). Так, послание " Чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим " гласило: " Да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли... да вернет на всероссийский престол... законного православного царя из дома Романовых " . А через некоторое время канцелярия закрывшегося Собора от его имени обратилась к Генуэзской конференции: " Народы мира! Пожалейте наш благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев!.. А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие... и помогите изгнать большевизм... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Храм Московской Патриархии " - за это сочетание слов приходилось дорого платить в 30-е годы... 20.03.2006 464 Время на чтение 6 минут - Отец Нестор, в чем вы видите исторические причины разделения русских православных верующих в Западной Европе? - Все жители России, покинувшие Родину после революции, глубоко переживали свою вынужденную эмиграцию и продолжали любить Россию, продолжали надеяться на свое возвращение. Но большая часть этих людей пережила горькое разочарование. И это разочарование перешло в неприятие всего того, что происходило тогда в России, которая стала называться Советским Союзом. Они продолжали любить Родину, но Россия для них стала чужой страной, которая изгнала их из своих пределов. И поэтому решение выйти из патриаршей Церкви, которое принял митрополит Евлогий в 1931 году, было для них естественным. Но позиция митрополита Евлогия разделялась не всеми. Были люди, которые любили Россию несмотря ни на что, которые видели все ужасы коммунистического режима и понимали духовную трагедию русского народа. Но они считали невозможным отказаться от своей Церкви, даже если она находилась в пленении, в порабощении, в унижении. Они говорили: " Наша Церковь находится на кресте - как же мы можем ее оставить? " . - Кто были эти люди? - Надо начать с имени основателя прихода митрополита Вениамина (Федченкова) - в ту пору епископа, инспектора Свято-Сергиевского богословского института. Он был духовником Белой армии, человеком монархических убеждений, и тем не менее он встал во главе этой небольшой группы людей, создавших храм Московской Патриархии. Уже за само сочетание этих слов впоследствии приходилось дорого платить. Ведь с основанием прихода Московской Патриархии было в каком-то смысле потеснено само понятие - Русская Церковь в эмиграции. Митрополит Вениамин был человеком, который всю свою жизнь стремился идти по узкому пути спасения. Он искал общения со святыми людьми и написал много замечательных духовных книг о своих встречах с такими людьми. Он умел чувствовать святость.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Зосимова пустынь 62 Это было в 1910 году. Посетить Зосимову пустынь 63 побудило желание разрешить один душевный вопрос, который беспокоил меня долгое время. Для этого нужно было посоветоваться с лицом опытным и духовно тонким. Таким мне показался, со слов знавших его лично, настоятель Зосимовой пустыни, отец Герман 64 . И я выехал к нему через Москву. Из Москвы нужно было ехать по железной дороге несколько десятков верст на север, мимо Сергиевой Лавры. Крошечная станция Лесики 65 . Кругом было сплошное чернолесье. Ни деревни, ни иного какого человеческого жилья. Действительно – пустыня лесная. Но до монастыря нужно было еще пройти пешком около 4 или 5 верст по узкой лесной дороге. День был хороший, августовский. В лесу тихо. Через час пути в просвете между деревьями я увидел обитель. Она была еще новая, храмы и дома казались свежими по краскам. Архитектура была красивая. Дорога подвела меня к монастырской гостинице, построенной для богомольцев вне обители. Заведующий ею был иеромонах Иннокентий 66 . Года два назад он был еще жив. Тогда ему было лет около 35–40. Острое лицо, остренькая черная бородка, серьезный взгляд. Он отвел мне в гостинице маленькую чистенькую комнатку. Скоро я направился к настоятелю. Я ранее слышал, что к нему обращаются с духовными вопросами и монашествующие из близкой Московской духовной академии, и писатели светские, и великая княгиня Елизавета Феодоровна 67 . Следовательно, по одному этому можно было заранее видеть в старце незаурядного подвижника и духовного руководителя. Известна мне была и небольшая брошюра, в которой была издана переписка его с знаменитым Затворником Вышенским, епископом Феофаном 68 . Там затрагивались, главным образом, вопросы о молитве. Но мне особенно запомнилось одно письмо епископа Феофана о бесах. Отец Герман просил Затворника подарить ему на память какую–либо одежду свою. Епископ Феофан отклонил просьбу. И между прочим мотивировал это тем, что с одеждой его в келию отца Германа налетит много бесов и искушений. Вспоминается и ответ о духовничестве. Батюшке до настоятельства было дано послушание исповедовать монахов и богомольцев. Оно казалось ему трудным и опасным для него самого, почему он просил настоятеля снять с него этот крест, но ему отказывали. Тогда он обратился с вопросом к Вышенскому Затворнику. И между прочим сообщал, что иные приходят к нему исповедоваться с одними и теми же грехами многократно; как быть с такими?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«И вочеловечшася. Распятого же за ны…» Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 5 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 От редакции Предлагаемые вниманию читателя проповеди принадлежат двум не связанным ни во времени, ни в пространстве православным пастырям: русскому митрополиту Вениамину (Федченкову) и немецкому священнику Петру Планку. И тем не менее эти проповеди близки друг ко другу и по мысли, и по мироощущению. “Место Лобное рай бысть”, — провозглашает в одном из богослужебных песнопений Православная Церковь. И действительно, вся Евангельская Священная история от Рождества до Пасхи целиком фокусируется и осуществляется в едином страшном событии Крестной Жертвы; земное же служение Спасителя является Его непрерывным тридцатилетним восхождением на Голгофский холм. Самые светлые события Евангельской истории — Рождество, Преображение — это также и ступени, возводящие Спасителя на Крест. А следом за Хрис­том, проживая церковный богослужебный год, восходим на Голгофу и мы — христиане. “Хорошо нам быть на Фаворе, но путь спасения лежит через Голгофу”, — сказал как-то, перефразируя слова преподобного Макария Оптинского, протоиерей Глеб Каледа. Однако Голгофа (и об этом свидетельствуют и публикуемые здесь проповеди) — это еще не конец нашего пути ко спасению. Ведь Христос — Бог не только умерший, но и воскресший. Воскресение Христово есть исполнение Голгофы, точно также как Голгофа есть исполнение всего Его земного пути. Иначе она не смогла бы преобразиться из места невыносимой муки Господа в место райской встречи Воскресшего Бога и воскрешенного Им из смертного рабства греху человека. Рождественская проповедь 1 Досточтимые отцы и братия! Так Церковь поет в Символе веры. Вслед за рождением Сына Божия она тотчас же вспоминает о Его страданиях, распятии и смерти. И мы, особенно свя­щеннослужители, приветствуя ныне друг друга, задумаемся над страданием Родившегося нас ради. И это не будет случайным сло­вом вне связи с праздником Его рождения, а наоборот — неразрывно, тесно связано одно с другим. Вертеп и Голгофа — это начало и конец одного дела, — спасения человечества.

http://pravmir.ru/i-vochelovechshasya-ra...

Иван Алексеевич (9.12.1898, Севастополь - 26.02.1984, Мюнхен), исследователь рус. церковной музыки, духовный композитор. Детство провел в Москве, где с 1912 г. был учеником московского Императорского лицея памяти цесаревича Николая. По переезде в 1915 г. в Севастополь занимался музыкой у регента К. А. Кравцова. С 1919 г. чиновник для поручений при еп. Севастопольском Вениамине (Федченкове) . Осенью 1920 г. Г. вместе с еп. Вениамином эвакуировался в Стамбул; после краткосрочной службы в ВЦУ чиновником по бракоразводному отделу был отправлен на о-в Лемнос, где организовал скаутский отряд из детей донских и кубанских казаков (в скаутском движении начал работать еще в Севастополе). В 1921 г. переехал в Варну; в 1922 г. поступил на правосл. богословский фак-т Белградского ун-та. Изучал литургику у Л. Мирковича и церковное пение и композицию у К. Манойловича . Большое влияние на Г. в становлении как историка церковной музыки и духовного композитора оказал еп. Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур) . В Варне и Белграде продолжал заниматься скаутским движением: организовывал отряды, читал лекции для руководителей, работал в выходившем в Белграде ж. «Вестник скаута» (в прил. к 5 за 1923 опубликована выполненная Г. гармонизация гимна рус. скаутов «Будь готов»). По окончании ун-та в 1928 г. Г. преподавал церковное пение, греч. язык и литургику в ДС в Цетине (Черногория). В кон. 1930 или в нач. 1931 г. в Мильковском мон-ре принял монашеский постриг с именем Филипп. Не позднее июня 1931 г. был рукоположен во иеромонаха, служил в правосл. приходе г. Хуста в Подкарпатской Руси (Чехословакия). В 1931-1934 гг. служил учителем в гимназии Хуста, преподавал Закон Божий, иностранные и классические языки, руководил церковным хором. Был командирован в Подкарпатскую Русь югославским мин-вом исповеданий для изучения движения по переходу из унии в Православие. В этот период Г. была собрана коллекция муз. Ирмологионов XVII-XIX вв. и написана дис. «Материалы для истории карпаторусского церковного пения», основанная на устном и рукописном материале.

http://pravenc.ru/text/161677.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010