Иерей Павел Хондзинский. И затворены быша двери… Выпуская в свет доселе неизвестные православному читателю лекции по пастырскому богословию митр. Вениамина (Федченкова) , читанные им в Санкт-Петербургской духовной академии, мы видим необходимость предварить их не биографией автора «Записок архиерея», кажется не нуждающегося в представлении, но кратким очерком историко-богословского характера. В XIX веке по традиции русских духовных школ ректору в них полагалось читать курс догматики. Неписаный обычай в 1866 году был нарушен протопресв. И.Л. Янышевым, предложившим своим воспитанникам в СПбДА лекции по нравственному богословию. Известнейший его ученик – митр. Антоний (Храповицкий) в годы своего ректорства в Московской духовной академии преподавал также достаточно нетрадиционную тогда для ректора науку – пастырское богословие. Откуда у обоих этот интерес к областям, всегда почитавшимся прикладными в богословии? Отвечает ли он только логике внутреннего пути авторов или логике развития русского богословия вообще? Как общую закономерность можно отметить, что мысль всегда чувствует себя свободней на периферии устоявшихся воззрений. Там легче объявиться и обжиться новому. При взгляде оттуда в неожиданном ракурсе часто является вдруг и уже известное и привычное. Там подготавливается почва для будущих наступлений и прорывов. Применимо ли, впрочем, сказанное к богословию? Нет, если мы смотрим на него с точки зрения великой формулы: «изволися Духу Святому и нам»; да, если нас интересует, как и что в живой истории богословской мысли предваряло и подготовляло непререкаемое слово церковной веры. Взглянув на «пути» русского пастырского богословия, мы убедимся, что именно в конце XIX столетия оно занимает не свойственное ему прежде место. Наряду с этим мы видим возрастающую потребность разграничиться с западной церковной мыслью и отыскать область собственно православного во всем, начиная с догматики и кончая бытом. Видим потребность воплотить в реальность хомяковский «гимн» Церкви. Видим стремление к восстановлению канонического церковного строя и евхаристической жизни. Видим, что русская святость выходит за стены монастырей и является прямо среди седящих во тьме и сени смертной в лице кронштадтского светильника, открывающего собою практически неизвестный прежде в России, но с тех пор уже не иссякающий лик праведного белого духовенства. Во всех этих явлениях выступает вперед потребность свести воедино богословие и повседневность, церковность и общественность, святость и быт. Необходимость «лестницы Иакова» чувствуется во всем 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из разных святых отцов Глава 1. О грехопадении и воссоздании человека Невозможность спасения без Бога 1. Спасти человека не мог ни он сам, ни иное творение Люди согрешили и подлежали наказанию, да и наша собственная совесть не давала возможности сыновьего отношения к Богу, а беспокоила: провинившийся не смеет смотреть на прогневанного. Нужно было, чтобы нас простил Бог . Сами мы не могли заслужить этого: бессильны были. «Надлежало быть одному из двух, – говорит святой Прокл, патриарх Константинопольский, – или всем, вследствие приговора, подвергнуться смерти, потому что все согрешили, или принести взамен такую цену, за которую всякое осуждение было бы отменено. Но человек не мог спасти себя, потому что он-то и подлежал долгу за грех . Не мог спасти рода человеческого и ангел, потому что недостаточен был к такой цене (выкупу). Итак, надлежало, чтобы безгрешный Бог умер за согрешивших: это только оставалось врачевство от зла» 10 . То же говорит и святой Василий Великий : «Человек и за собственные грехи не может дать Богу умилостивительной жертвы. Как же возможет сделать это за другого? А что же бы мог он приобрести в сем веке столько стоящее, чтобы оно служило достаточным заменом за душу, по природе драгоценную, потому что она создана по образу Творца своего?.. Брат не может искупить брата своего, и каждый человек – сам себя, потому что искупающий собою другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху» 11 . Святой Афанасий Великий говорит: «Какая тварь могла быть воссоединена с Творцом чрез тварь же? Или какая помощь могла быть оказана подобным от подобных, которые сами нуждаются в той же помощи? И, следовательно, как Слово, если бы Оно было творение, могло бы разрешить приговор Божий и отпустить грех , когда это принадлежит собственно Богу, по слову пророка: кто Бог, якожеТы, отъемляй беззакония и оставляяй нечестия? 12 ... Как же могло случиться, чтобы твари освободили нас от грехов?» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из русских святителей XIX века Митрополит Московский Платон (Лёвшин); занимал Московскую кафедру с 1787 по 1812 г. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) ; занимал Московскую кафедру с 1826 по 1867 г. Епископ Феофан (Говоров), затворник Вышенский; занимал Владимирскую кафедру с 1863 по 1866 г. Глава 1. Из Митрополита Платона (Лёвшина) Вина человека пред Богом «Человек, как вольный законопреступник, остается подверженным всей тяжести ГНЕВА Божия. Посему ничего ему не остается, как ожидать Божия гнева: ибо что беззакониями заслужить может человек, как токмо, чтобы правосуднейший Бог отверг его от Своего милосердия? – и за сим следуют все несчастия. Не должно отсюда заключать, чтобы Бог не имел сожаления и милосердия к бедности человеческой; но опять не можно принять и того, чтобы человек сам через себя мог быть достоин милосердия, – разве бы только захотели думать, что в Боге правды нет или что в Нем милосердие слепое, что праведника и беззаконника Он почитает за одно, – что о Божестве и помыслить страшно! ...Проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона ( Втор.27:26 )» 1519 . Предвечный совет о спасении человека «Божии определения все суть предвечны; между коими знатнейшее есть о воплощении Сына Божия и об очищении грехов наших смертию Его: глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог ПРЕЖДЕ ВЕК в славу нашу ( 1Кор.2:7 ). И для того же в Апокалипсисе Спаситель называется АГНЕЦ, закланный прежде сложения мира ( Откр.13:8 )». Еще о совете «Никого не оставалось для спасения, кроме Самого Бога . Так вот же в сокровеннейшем, – и даже ангельскими мыслями не испытуемом, – СОВЕТЕ СВЯТЕЙШИЯ ТРОИЦЫ определяется, дабы Сам Сын на Себя воспринял августейшую (царскую, державную) сию должность, чтобы быть Избавителем человеческого рода. Мир никогда не может ожидать великолепнейшего, удивительнейшего и милосерднейшего Божьего действия, как есть ПОСОЛЬСТВО Сына Божия на землю». Любовь Божия и правда «ЛЮБОВЬ и милосердие Божие ко всякой твари, по превосходству же (особенно) к человеку, есть большее, нежели сколько мысль наша понять может. Как же бы такая, всяк ум превосходящая, благость могла стерпеть погибнуть человеку, превосходнейшей то есть твари, которая, по намерению Божию, создана для вечного благополучия?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Известный петербургский священник, создатель и директор Мемориального музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов по праву считается главным хранителем памяти Всероссийского Батюшки. Духовник Сестричества памяти игумении Таисии на Леушинском подворье. Автор научных статей по наследию св. Иоанна Кронштадтского, творчеству Ф.М. Достоевского, а также книг и статей по церковной истории и о современных подвижниках. Ведущий радиопрограммы на «Православном радио Санкт-Петербурга», автор и комментатор информационного агентства «Русская линия». Лауреат премии Клуба Православных журналистов в Москве «За работы по изучению наследия святого Иоанна Кронштадтского». И это далеко не все чины и регалии протоиерея Геннадия Беловолова… В год юбилея – столетия со дня преставления Иоанна Кронштадтского и сто восьмидесятилетия со дня его рождения – мы встретились с отцом Геннадием на Леушинском подворье в Иоанно-Богословском храме, настоятелем которого он является. «Мы мало знаем о батюшке Иоанне» – Все мы любим пастыря, который так возлюбил Россию, народ наш, но как ни странно, мы очень мало знаем об отце Иоанне Кронштадтском, – начал разговор протоиерей Геннадий Беловолов. – До сих пор мы только переиздаем то, что было написано до революции, либо – в середине XX века – Митрополитом Вениамином (Федченковым), а современных серьезных трудов, посвященных ему, увы, слишком мало. С того времени, когда впервые после революции у нас в стране публично было произнесено имя отца Иоанна Кронштадтского, в этом году минуло 20 лет. До сих пор помню, как одна знакомая в 1988 году пришла со службы в Духовной Академии и сказала: «Представляете – сегодня проповедь была об Иоанне Кронштадтском!..» Произнес эту проповедь Архимандрит Кирилл (Начис), духовник епархии, первый наместник Александро-Невской Лавры после ее возрождения, он много лет был в гонениях, в заключениях. Батюшка Кирилл преставился в этом году, в первый день Великого поста, после Прощеного воскресенья… Царство Небесное и вечный покой отцу Кириллу! Это был подлинный старец, и я думаю, не случайно именно ему выпала такая миссия после восьмидесяти лет молчания вновь открыто произнести имя отца Иоанна Кронштадтского. Проповедь его была записана и даже опубликована.

http://pravoslavie.ru/36797.html

Иисус Христос Однако Богородица нужна была нам для того, чтобы через Нее воплотился в человеческий образ Господь наш Иисус Христос, Сын Божий. В Неделю св. отец о.Иоанн говорит новое поучение, где он объясняет, зачем именно Сын Божий делается от Богородицы Сыном человеческим. «Сын Божий единородный, единосущный, собезначальный Богу Отцу, всеблагий, всемогущий, ипостасная (то есть личная, особая – М. В.) Премудрость Божия, устроившая мир и все, что в мире, Сам Вседержитель, содержащий всю видимую и невидимую тварь, воспринял человеческое естество, вступил в родство с человеками, Им же Самим сотворенными по образу и подобию Своему, но согрешившими и по дерзкому преслушанию и крайне растлившимися по причине преступлений бесчисленных. Сын Божий соделался Сыном Человеческим, Человеком, во всем нам подобным, кроме греха, – не престав быть Богом безначальным и всемогущим. Какая благость! Какое милосердие! Какое снисхождение крайнее! Прияв наше обнищавшее грехами естество, Он и рождается в бедности, от бедной – хотя царского рода – и Пречистой Девы, в убогом вертепе. Он делается Братом человеков, Братом – скажу ближе – твоим, моим!.. Какие плоды от такого родства Сына Божия с нами – для нас? Чего требует от нас, – каких качеств, каких дел, – такое высокое, преблагородное родство наше с Богом? Не видите ли, что мы приняты в самое близкое родство с Сыном Божиим, чрез Его вочеловечение? Мы сделались, по благодати и дару Христа Бога, общниками Божественного естества, своими Богу, а не чужими. Чудное родство! Дивное благородие человека! Бог соделался Братом нашим по вочеловечению! И потому «не стыдится братию нарицати» нас, «глаголя: возвещу имя Твое братии Моей» ( Евр.2:11–12 ); даже друзьями называет Он, Богочеловек, исполняющих заповеди Его: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин.15:14 ). Если Господь явил нам такое бесконечное снисхождение, такую милость, такое благодеяние, то, конечно, мы должны со своей стороны принести нечто в жертву Богу; ибо вера наша есть святой завет и вечный неразрывный союз души с Богом, а в завете с обеих сторон соблюдаются неизменно известные условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Имяславие Этот вопрос ныне уже многим стал неизвестен; другие – забыли уже о нем. Но иным он помнится еще. Во всяком случае – Богом он не может быть забыт: у Него – всему «вечная память». И по одному этому необходимо помнить о данном вопросе тем, у которых это время (1911–1912) еще в памяти. Кроме того, нужно снять с памяти о.Иоанна это темное пятно, будто он принадлежал к какой-нибудь ереси! Если бы это было на самом деле, то вся его святость становится под вопрос: никакой еретик не может претендовать не только на святость, но и на простую добрую память; всякий еретик подлежит анафеме, отлучению от Святой Церкви. А как увидим, имя Батюшки о.Иоанна тесно связано с имяславием. Вспомню о собственном ощущении, когда было осуждено учение так называемых «имябожников». Это было летом (вероятно 1913). Я проживал на родине. Мне пришлось прочитать в «Церковных Ведомостях» об этом осуждении. И не разбираясь еще в данном вопросе с богословской точки зрения, я, однако, ощутил также острый духовный удар, будто от меня потребовали отречения от Православия. И с той поры и доныне (1954) вот уже 40 лет, я не могу успокоиться окончательно. Четыре года тому назад, когда я был близок к смерти, я даже сделал «завещание» по этому поводу, желая снять (с себя, по крайней мере) возможное обвинение, будто и я как-то повинен в этом осуждении, хотя бы одним самим молчаливым согласием с ним. Допустим, однако, что я не настолько сведущ в Православии, чтобы иметь свое суждение по этому вопросу. Но тут выступает такой знаток святоотеческого Православия, как архиепископ Феофан (Быстров) , бывший ректором Петербургской духовной академии. И он как раз написал магистерскую диссертацию об имени Божием, под заглавием «Тетраграма», иначе: о «Ягве» (такое чтение еврейского слова стало в новое время предпочитаться прежнему «Иегова»), Это имя переводится у семидесяти толковников словом «Господь»; но точнее бы нужно переводить его: «Сущий», по-славянски: «Сый». И казалось бы, что епископа (тогда он еще был им) Феофана следовало запросить по этому вопросу, как специалиста и богослова (он знал 11 языков). Но этого Синод почему-то не соизволил.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Искусство из искусств Но хотя избавление от грехов – очень важно, однако, не все занимались этим делом. «Что всего вожделеннее для человека?» – спрашивает о.Иоанн. «Избавление греха, оставление и прощение грехов и стяжание святости. Почему? Потому что грехи разлучают нас с Богом, Источником Живота, удаляют от общения с людьми и повергают нас в смерть духовную. Даруй убо, Господи, совершенно избежать греха, навыкнути же всякой добродетели, по благодати Твоей. Ей, Владыко, без Тебя не можем творити ничтоже благо, «зли суще» ( Мф.12:34 ). Ибо через освобождение от греха мы возвращаемся в подобие и образ Божий: это ясно мы видели, когда вели речь о святости и о грехе. Но в том-то и заключается наша беда, что мы не видим своих грехов. Об этом мы говорили и ранее. Говорим и теперь. Даже священники и «академики» – далеко не все знают это. Вот о.Иоанн и говорит нам, что очень немногие и из пастырей знают это: «От какой глубокой язвы, от какой смертельной раны, от какого убийственного дыхания греха пришел спасти нас Небесный Врач, Господь Иисус Христос. Кто постигнет это вполне? Никто. Только отчасти, по своему опыту, некоторые из нас (пастырей) видят глубину бездны, в которую ниспали мы чрез грех, – все свое бессилие для добра. Но и это дает нам видеть просвещающая наши омраченные сердца благодать Божия. Естественным разумом человек этого не видит; и потому не может видеть и чувствовать нужды исправления и обновления» образа Божия. И в Дневнике своем он не раз говорит об этом невежестве. «Многому научены ученики учебных заведений; но не знают часто единого на потребу; Бога и себя самих, своих грехов, своей немощи духовной, своего ничтожества без Бога и пред Богом. Вспомните о молитве св. Ефрема Сирина : «Господи! даруй ми зрети моя прегрешения». Видеть свои грехи в их множестве и во всей их гнусности – действительно дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы. Сказанное выше должно приложить и ко многим, многим ученым, и к богатым и к бедным: многое они знают, много имеют; но не знают и не имеют нередко существенного. «Утаил еси сия от премудрых и разумных, и отдал еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою» ( Мф.11:25–26 ). Дивные дела! – Видно, благодать Божия и блага мира сего не одно и то же!» «Вот и доселе, при всех успехах в науках и искусствах, при всех сокровищах мудрости человеческой, древний и новый человек не может воспитать себя, потому что отверг еще в начале детоводство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Конспект лекций по пастырскому богословию, читанных в 1910/11 учебном году 271 Введение 1-й билет. Задача пастырского богословия (два чтения), метод (идеальность, практичность, цельность), определение науки. 2-й билет. Возражения против науки пастырского богословия. А) Первое возражение против самостоятельности института пастырства. Оправдание пастырства: a) практическо-дисциплинарное доказательство; b) историко-психологическое доказательство (сознание нужды в ходатае в язычестве, Ветхом и Новом Завете). 3-й билет, с) Нравственно-мистическое доказательство (святость, выделение специального класса, идея «икономии». 4-й билет, d) Догматико-экзегетическое доказательство: разбор Евангелия от Иоанна 20:19–22 ; 1Петр. 5:9 и др. 5-й билет. В) Второе возражение: против особенности пастырского самосознания. Оправдание его: пастырское посредничество, душепопечение, пастырская педагогика, исключительность нравственных требований от пастыря. 6-й билет. С) Третье возражение: о излишности пастырского богословия при существовании других Божественных наук. Отношение пастырского богословия к другим наукам. D) Четвертое возражение. Вопрос о бесполезности (регулятивно-конструктивное значение) и трудности (общность пастырской психологии, аскетическая литература) пастырского богословия, как науки. I. Часть принципиальная. Благодатная сущность пастырского служения 7-й билет. Определение сущности пастырского служения. Обычное определение. Определение проф. Певницкого и Архиепископа Антония. Важность вопроса. Сущность спасения. Вывод. Свидетельство св. Василия Великого , св. Симеона Нового Богослова и о. Иоанна Кронштадтского . 8-й билет. Виды пастырского служения, как благодатного посредничества; сравнительное значение их. Важность вопроса. Благодать, как исходный пункт в оценке трех видов служения: тайноводственного, молитвенного и руководственного. Взгляд архим. Антония и других на сущность пастырского служения. Свидетельство св. Григория Богослова , Слова еп. Феофана Затворника и св. Иоанна Златоуста . Возражение со стороны «первенства» обязанности учительства (в порядке: 1Кор.1:14, 17 ; личный подвиг).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Летопись жизни святого праведного Иоанна Кронштадского 1829 – в ночь на 19 октября в семье псаломщика села Сура, Пинежского уезда, Архангельской губернии Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры Власьевны родился сын Иван. Наречен в честь святого Иоанна Рыльского, празднуемого на следующий день. 1835 – шестилетний Ваня Сергиев наяву видит в избе Ангела хранителя в небесной славе, стоящего возле него в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности. 1839 – начало учению грамоте. 1840 – учение в Архангельском приходском училище. 1840 – поступление в Архангельское духовное училище. Окончил в 1845 г. 1845 – Архангельская семинария. С отличием окончил курс в 1851 г. 1851 – определен в Санкт-Петербургскую духовную академию. – кончина Ильи Михайловича Сергиева (родился в 1802 г.). 1854 – в тонком сне студент Иоанн Сергиев видит себя служащим в неизвестном ему соборе в Кронштадте, причем вошел в северные, а вышел через южные врата алтаря. Решение принять священнический сан. 1855 – знакомство с Елизаветой Константиновной Несвицкой, дочерью протоиерея из Кронштадта. Предложение к вступлению в брак. Выдержав богословский экзамен в Академии, Иоанн Ильич Сергиев отправился служить в Кронштадт. После венчания с Елизаветой Несвицкой рукоположен в соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге Преосвященным Христофором, епископом Винницким, во священника (12 декабря 1855 г.). Тогда же поступил священником в Кронштадский Андреевский собор, где до этого служил его тесть, вышедший за штат. Собор оказался тем самым, что видел о.Иоанн в вещем сне. Отказ от супружеского общения, обет целомудрия. 1856 – с первых дней священнослужения кандидат богословия отец Иоанн совершает Божественную Литургию в высоком молитвенном настроении. Помощь бедным «из последнего», отдавал все вплоть до своей обуви. Поношения сослуживцев и укоры домашних. Христианское спасение босяков, «чердачных» и «трущобных» людей, живших в грехе и позоре; миссионерская проповедь. Особое, милующее отношение к детям, наставляет взрослых на путь исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Любовь к людям отца Иоанна Сознавая в себе и других такое могущественное зло, не говоря уже о болезнях и иных бедствиях людей, о.Иоанн со всей силой своей пламенной веры бросился в это море человеческих страданий. О грехе мы говорили. Но этого было мало о.Иоанну: он хотел не о душе лишь своей заботиться, а о всех людях, об их избавлении от земных бедствий, – духовных, но непременно – и телесных. Конечно, его огорчали и духовные несчастия, но беспокоили и земные: бедность, несчастия, скорби. Он не мог не откликнуться на них. И не потому, что сам испытал бедное состояние семьи, из которой вышел, – семейное положение сельского причетника (дьячка): но в особенности потому, что был религиозным человеком. Все люди были ему братьями и сестрами – по Богу. Все люди были для него близкими потому, что в Христовой Церкви люди были чадами Христа, членами одного тела Церкви, под Единым Главою Спасителем, Распятым за всех. И поэтому любовь к людям неразрывно была у о.Иоанна связана с его верою, с любовью к Богу, с борьбою против греха и диавола. Если ты любишь Бога, то непременно начинай это с любви к ближнему; иначе может быть односторонний самообман. В жизнеописаниях его почти всегда рассказывается о случаях посещения бедных и несчастных семей. Конечно, таких случаев было множество, и они остались в неизвестности. Да люди уж привыкли к такому равнодушию соседей, а особенно – зажиточного городского духовенства и богачей. И поэтому не требовали уж внимания к себе: мол, «изба с краю, никого не знаю», – сложилась и такая пословица. Мы все стали чужими друг другу. Мы – то есть «имущественные люди», – как говорил о себе и о других подобных зажиточных горожанах о.Иоанн. И поэтому, когда молодой новый священник стал посещать подвалы и чердаки бедноты, то скоро стали об этом говорить в городе Кронштадте. Та же беднота и стала об этом говорить; но не одна она, а и другие несчастные. И вот какой случай сообщается почти всегда в жизнеописаниях молодого батюшки. Я его выпишу из готовой книги: «Два дня в Кронштадте», хотя и сей студент духовной академии взял его уже из другой книги об о.Иоанне. «Однажды о.Иоанн только что вернулся домой, после бесчисленных визитов к больным и страждущим. Перед домом, по обыкновению, его поджидала толпа нищих, чтобы получить от него подаяние. Добрый пастырь раздал все. Он оставил у себя только 20 копеек на пароход, чтобы иметь возможность ехать в Ораниенбаум к трудно больному. 20 копеек он оставил у себя потому, что дома не нашлось бы у него этих денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010