Должно знать, в который день начинается Четыредесятница и в который кончается. Первое исчисление ее есть следующее: Симеон Солунский началом Четыредесятницы полагает понедельник первой великопостной седмицы, а окончанием пяток шестой седмицы, пред Лазаревою субботою, и потому в том же ответе пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни. Ибо и в эти дни поступаем по уставу, едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ римский, в Постановлениях, как выше было сказано; это предали и все отцы. Божественный же Савва и Иоанн Дамаскин в иерусалимском Уставе, и исповедники, братья Иосиф Солунский и Феодор Студит , написав на дни св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь: душеполезную совершивше Четыредесятницу». §6. Суббота Лазарева, Неделя Ваий и Страстная седмица не причисляются к Четыредесятнице Суббота Лазарева, Неделя Ваий и вся Страстная седмица, хотя и постные, но не полагаются в числе дней Четыредесятницы. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «воскресение Лазарево и праздник Ваий празднуем, как особенные праздники, также отделяем от четыредесяти дней поста святую седмицу спасительных страстей Господних, ради святейших Господних страстей, которые Он претерпел за нас, даруя нам бесстрастие, и торжествуем, радуясь восстанию Его». Это также написано, как мы сказали, и в Постановлениях; то же доказывают и песни отцев и древнее предание. А потому 49 правило собора Лаодикийского, отделяя таким же образом Страстную седмицу от Четыредесятницы, повелевает поститься во всю Страстную, как и в Четыредесятницу, особо: «четыредесять дней Великого поста, такожде и все дни великия недели спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, яже глаголется Страстная неделя, в посте и молитве и во умилении сердца совершати». Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) Страстную седмицу также отделяет от Четыредесятницы, и как той, так и другой, приписывает особливые знаменования. Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста. Нам повелевается совершать пост сорокавосьмидневный. Сорок во образ поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом дни – из благоговения и в воспоминание Его спасительных и святых страданий. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к восьмому, неразрушимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойные за них наказания, как сказано: страхом же Господним уклоняется всяк от зла ( Притч.15:27 ). §7. Второе исчисление Четыредесятницы, употребляемое на востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Древность сего предания довольно утверждают пространные свидетельства и многих других писателей, – учение и примеры жития и кончины многих святых, которые не только сами творили поминовение об усопших, но в писаниях своих завещали непременно творить все сие на предбудущие времена в память их. Сохраняя все сие во благой памяти, святая церковь , мать наша, никогда не отлагает сего долга. §2. Третины, девятины, сорокоусты и годовины О третинах, девятинах, сорокоустах и годовинах. Если кто спросит: для чего творим по умершим третины – в третий, девятины – в девятый и сорокоусты – в сороковой день? – Отвечаем, что как другие действия святой церкви Божией, так и эти дни, установленные для памяти усопших, имеют свои многие причины и тайны, из которых мы приведем здесь некоторые. Иные говорят, что третины церковь совершает потому, что в третий день по смерти человек изменяет свой вид; девятины – потому, что тело не прежде, как в девятый день превращается в тление и остается неистленным одно только сердце, и сорокоусты – потому, что к сороковому дню расседается и истлевает самое сердце. Но эти причины не всегда согласны с опытами. Неофит Родийский в своем сокращении апостольских постановлений, преданных Климентом (кн. 8, гл. 42), где упоминаются третины, сорокоусты и годины об усопших, предлагает другие причины, согласнейшие с разумом, и говорит: «третины, совершаемые в третий день по смерти, означают тридневное воскресение Христово; девятины умоляют Господа о причислении умершего к девяти чинам ангелов; сорокоусты приносимыми к Богу молитвами изображают плач израильского народа о смерти Моисея, продолжавшийся до четыредесятого дня». – Другие рассуждают обо всем этом еще иначе и присоединяют в изъяснение сего другие причины. Третины, говорят они, мы творим, во-первых, потому, что преставльшийся крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, – и что иереи и ближние умоляют единого Бога в Троице за преставльшегося. Во-вторых, поминовением в третий день показываем, что отшедший из сего мира хранил три богословские добродетели, от которых зависит все спасение, то есть веру, когда он благообразно и терпеливо пребывал до конца своей жизни во единой, святой, соборной и апостольской церкви; – надежду, когда он в жизни и в молитвах своих полагал все упование свое на Бога; – любовь, когда он любил ближнего своего, как самого себя, ради единого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Духом, приемлет на главу архиерейскую руку». §7. Посвящается знамением креста И благословляет по его главе трищи. Поскольку без крестного знамения ничто не может быть святым и никакое освящение не достигает своей цели или совершенства: то всякому посвящению в сан священный усвоено знамение креста до такой степени, что составляет как бы его собственность; – так что даже самый низший чин, то есть чтец и певец, поставляется на свое служение, – как показано выше в своем месте, – одною только печатию, то есть одним знамением креста, совершаемым в пострижении. Посему и для прочих степеней священства знамение креста почитается до того необходимым, что его силою они собственно и совершаются, равно как им совершаются и как бы запечатлеваются все прочие таинства. Св. Дионисий (стр. 100) говорит: «крестообразная печать есть знамение умерщвления всех плотских похотений, – знамение богоподобной жизни людей, кои неуклонно взирают на подвижническую и божественнейшую жизнь Иисуса, проведшего ее с богоначальным безгрешием до креста и смерти, и, подражая жизни Христа Спасителя, живут так, как жил Великий Крестоносец, усвояющий Себе рукополагаемого и знаменующий его крестовидным образом Своей безгрешности». Другой смысл дает некто сему обряду в следующих словах: «поскольку крест Христов есть источник всех благословений и всех даров: и святая церковь , сообщая и то и другое (то есть как благословение, так и дар) посвящаемым, молится о том, чтобы Сам Господь благословил, освятил и возвел избранных в сан священный». Пространнее смотри о сем в 1-й ч., гл. 11, §16. §8. Чрез возложение руки Возложив руку на главу его. Святая церковь с самых первых времен своего существования посвящала диаконов чрез возложение рук апостольских. Тем же священным обрядом, установленным на всех почти соборах, прославленным св. отцами и часто воспоминаемым у священных писателей, она не оставляет посвящать их и доныне. Ибо возложение архиерейских рук на главах диаконов, пресвитеров и епископов есть как бы корень и начало всего посвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

И начинаем пети: Святый Боже. При выносе умерших тел поется трисвятая песнь, а не другая. Симеон Солунский (в гл. 363) говорит: «когда несут тело священных лиц и простых христиан к погребению – поют протяжно трисвятую песнь, потому что все скончавающиеся суть рабы Святой Троицы, Ее провозвещали в жизни, в Ней скончались, к Ней шествуют по смерти и вчинятся с ангелами, непрестанно воспевающими песнь трисвятую». §7. Дары Святые во время херувимской песни переносятся до притвора Полагаются в паперти. Поскольку тела умерших мирских людей для отпевания полагаются на паперти или в притворе (о сем см. ниже, гл. 21, § 2): то для освящения оных священники входят в притвор как во всяком богослужении с каждением (о чем сказано было во 2 части гл. 1, §18), так и во время литургии, совершаемой для очищения грехов всех живых и умерших, со Святыми Дарами, которые переносятся при великом входе с особенным обрядом и преходят даже до притвора, как бы сообщая часть священнодействия живым и усопшим». §8. Аллилуиа при погребении В конце коегождо стиха поем аллилуиа. Симеон Солунский (в гл. 366) говорит: «и опять начинаются псалмы с припевом после каждого стиха песни: аллилуиа, что значит: грядет Господь, и являет второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас умерших». И ничто так часто не поется при погребении усопших, как песнь аллилуиа. Иероним о кончине Фабиолы пишет к Океану: «тогда разнесшийся слух, возвестив такую печаль, созвал на погребение народ со всего города: гремели псалмы и позлащенные верхи храмов колебала на высоте песнь аллилуиа». Посему при погребении усопших многократно поется аллилуиа. – В этой песни выражается как приветствие оставшихся в живых умершему, как перенесшему все бедствия жизни и уже достигающему участия в пренебесном блаженстве, так и попечение св. церкви о том, чтобы утешить всех опечалившихся о смерти ближних и возбудить их к праведному прославлению недоведомых судеб Божиих. И часто действительно бывает, что душа, огорченная смертию ближнего и как бы пораженная ее нечаянностию, когда соображает чувства и движения свои с судьбами Божественной воли, в облегчение своей печали, с сердечным желанием произносит эту надгробную песнь: Слава Тебе, Господи, и аллилуиа. §9. «Непорочнии в путь, аллилуиа» и проч

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

И самые оглашенные, т.е. готовящиеся к принятию христианской веры и крещения, исполняли все четыре рода покаяния, впрочем исполняли их хотя без ослабления, но не в одинаковой степени с кающимися. Один из древних писателей говорит: «всегда должно помнить, что оглашенные в вере проходили чрез многие степени. В древности не рождались, но делались христианами, и делались не скоро и не случайно, но постепенно, по прошествии некоторого определенного для сего времени. Так точно животным, чтобы от начала своего зачатия до рождения развиться, принять свой настоящий вид и выйти на свет, требуется больше времени, чем неодушевленным предметам. Если же кому-нибудь свет, от Бога происходящий, внушит мысль быть христианином, тому прежде всего в уединении и в отдельном месте показываются и объясняются все обманы и суеверия его прежнего язычества. Но к слушанию Божественных и истинных поучений, преподаваемых верным, таковой оглашенный не допускается, и проходит степень покаяния, как плачущие. Потом уже позволялось ему являться к слушанию поучений христианской веры; и все находящиеся в сем состоянии назывались слушающими. Затем оглашенный проходил третью степень, где позволялось ему участвовать во всех тех молитвах, которые установлены для оглашенных третьего разряда, и право преклонять колена в самой церкви. Наконец, по прохождении сих трех степеней, оглашенный, по общему обычаю, переводится в число избранных или стоящих с верными и после всего этого он вместе с другими омывается св. крещением». Избранными некогда назывались те, кои, пройдя все катехизические и огласительные испытания и представив доказательство своего истинного благочестия, отделялись от прочих оглашенных и считались, по усмотрению священноначальников, достойными крещения, которое рано или поздно и принимали. §11. Моления в притворе Внутренний притвор назначается не только для стояния оглашенных или кающихся, но он необходим и для совершения некоторых молитвословий церковных. Так, в притворе поется лития на вечерни; в обителях, по монашескому чину, читаются девятый час, повечерие, полунощница и первый час, как повелевают уставы сих молитвословий. Церковь , как бы в образе кающихся, смиряясь перед Богом и испрашивая Его помилования, совершает на вечерне литию вместе с оглашенными и кающимися: об этом пространнее будет сказано на своем месте. Но монахи, как большему подвигу покаяния себя посвятившие и являющие в себе преимущественное смирение, кроме литии, в тот же внутренний притвор исходят совершать девятый час и повечерие на вечерни, полунощницу и первый час на утрени; и эти молитвословия, как и лития, совершаются вместе с кающимися и оглашенными. Завеса в западных дверях

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Ибо кто усомнится, что быть всегда причастником жизни значит поддерживать постоянно жизнь? Посему мы в каждую неделю приобщаемся четырежды, в воскресенье, среду, пятницу и субботу, и даже в другие дни, когда совершается память какого-нибудь святого». Следовательно и преждеосвященные литургии совершались для такого же приобщения только по средам и пятницам. §6. В среду и в пяток на сырной седмице не бывает ни совершенной, ни преждеосвященной литургии В среду и пяток на сырной неделе никогда не совершались полные литургии, а преждеосвященные хотя в некоторых местах и совершались, но и они впоследствии отменены. Симеон Солунский в 56 ответе пишет: «не положено, чтобы в какой-нибудь день не совершать бескровной и живой жертвы, кроме среды и пятка сырной недели и Великого пятка. Два эти дня сырной недели суть как бы начало освященного поста. Ибо сырная седмица установлена для нашего очищения и приготовления к святому посту; дабы мы, очистившись, начали поститься и, мало-помалу воздерживаясь от пищи тучной и мясной, приступили к посту, как чистые к чистейшему, как святые к святому. А потому, как говорит Устав великой церкви: патриарх в среду и пяток сырной седмицы совершал преждеосвященную литургию, хотя и с постом, потому что есть сыр в эти дни установлено для уничтожения некоего еретического мнения. Таким образом в эти дни сырной недели совершалась изначала преждеосвященная, как она положена древними уставами, с чтением пророческих Писаний, хотя и с отменою Евангелия, как и в пять дней каждой недели в Четыредесятницу. Ибо отцы не терпели, чтобы прошел какой-нибудь день, в который бы мы не созерцали Господа в таком таинстве, через которое Он, как сказал, с нами едино есть. Но не знаю, как уничтожился тогдашний обычай совершать на сырной неделе преждеосвященные литургии. Я думаю, что так как в это время положен пост, хотя и несовершенный, то обыкновенной литургии нельзя совершать, а потому вознерадели и о преждеосвященной. Но это положено и в Уставе иерусалимском, который есть Устав монашеской и великой церкви, и который соблюдали все церкви, но который впоследствии совершенно уничтожили частые нашествия язычников, так что он остался только в соборной церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Ибо тот, кто висит на кресте, виден бывает всем. Поэтому-то и избран был крест, чтобы показать, что Христос будет столько славен и толико превознесен, что отдаленнейшие народы из всего мира стекутся к Нему, познают Его и поклонятся Ему. Посему нет ни одного народа столь грубого, и страны столь отдаленной, где бы страдания и величие славы Искупителя не были известны. В страдании Иисус Христос распростер руки Свои и объял, так сказать, всю вселенную, и этим хотел показать, что под крыло Его придет народ великий, народ, составленный из всех языков и племен, и будет осенять чело свое этим великим и высоким знамением креста». Согласно с Лактанцием говорит и св. Афанасий: «если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, если смертию Его разрушается средостение ограды и совершается призвание языков: то как бы Христос нас призвал, если бы не был распят? Только на кресте можно умереть с распростертыми и поднятыми руками. И Господу необходимо было понести такую смерть, и распростерть руки, дабы одною рукою привлечь народ древний, а другою язычников, и обоих соединить во едино. Ибо Сам Христос, показывая, какою смертию Он имел искупить людей, предрек: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). То есть, когда Я буду пригвожден ко кресту, тогда все в Меня уверуют». §8 Четвертая причина: Св. Дамаскин (в книге 4, гл. II, о православной вере) так рассуждает: «как четыре оконечности креста сосредоточиваются в средине и здесь соединяются, так точно силою Божиею держится высота, глубина, долгота и широта, т.е. вся видимая и невидимая тварь». О том же и блаженный Августин (в 120 послании) говорит: «не даром Христос принял такой род смерти; вися на кресте, Он сделался Учителем широты, долготы, высоты и глубины его. Широтою креста называется поперечная перекладина, вделываемая в дерево; это касается добрых дел твоих: ибо чрез сие тебе простираются руки. Долготою креста называется та часть, которая идет от самого верха его до земли, где она поставляется, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Из этого видно, что патриарх в среду и пятницу сырной недели литургисал преждеосвященную. Вот почему св. Никифор, как сказано было в гл. 9, §14, упоминает о преждеосвященных в среду и пятницу на сырной седмице. §7. Литургия полная не бывает в Великий пяток В Великий пяток никогда не бывает обыкновенной литургии, да и быть не может. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «во святый и Великий пяток не совершаем обыкновенной литургии, ибо Господь, предавший в четверток таинство в воспоминание страданий Своих, в пяток претерпел их, принес в жертву Самого Себя на кресте, волею предался Отцу – и не препятствовал тем, кои хотели убить Его. Посему, так как чрез страдание принесено уже в жертву Божественное тело, то нам в тот день, когда Христос Сам Себя принес в жертву, уже не нужно еще совершать таинства в воспоминание оной. Вот почему и не имеем обыкновения в Великий пяток совершать литургии и приносить обыкновенную жертву». §8. В Великий пяток не бывает преждеосвященной Хотя преждеосвященная литургия в Великий пяток некогда и совершалась, но теперь и она отменена. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «хотя мы в Великий пяток и приняли предлагать Преждеосвященные Дары и совершать литургию, как написано в некоторых древних уставах; но теперь, после введения в употребление монашеского иерусалимского Устава, сего не бывает». §9. Посты, в которые преждеосвященные не бывают, не считаются меньшими Те посты, в которые не бывает преждеосвященной литургии, не должны почитаться меньшими. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «если в некоторые посты не бывает преждеосвященной литургии, то их за то не должно не только пренебрегать, но еще и наипаче почитать. Ибо в Великий пост, в субботу и в воскресный день, совершаем даже полную литургию, как и в другие непреходящие посты, т.е. в навечерии Рождества Христова, Богоявления, и в Великий четверток; но поста в эти дни не разрешаем, хотя совершается и полная литургия». §10. Память Феодора Тирона совершается в субботу Память святого мученика Феодора Тирона совершается на первой седмице в субботу, а не в другой какой-нибудь день.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Итак, что же оно изображает? Имело некогда быть даровано крещение, содержащее многую силу и великий дар, – крещение, очищающее все грехи и творящее мертвых живыми. Итак, все спасительные плоды крещения ясно прообразованы в овчей купели, равно как и во многих предметах и событиях. Господь Бог, желая приблизить нас к дару крещения, не только уже очищает скверны, но и исцеляет недуги. Ближайшие к истине образы крещения, страданий Христовых и других новозаветных событий яснее изображали истину, чем прообразы древние. И ангел, снисходя, возмущал воду и сообщал ей целительную силу, дабы познали иудеи, что тем более Владыка ангелов может исцелить все душевные недуги. Но как здесь исцеляло не просто водное естество, – иначе это было бы всегда, – но действием ангела: так и в нас (то есть в возрождении нашем) действует не простая вода, но когда приимет благодать Св. Духа, тогда разрешает нас от всех грехов. При той купели лежало многое множество больных, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды: но тогда немощь препятствовала тому, кто хотел получить исцеление, а ныне всякий может приступить к принятию благодати духовного исцеления. Ибо не ангел Тот, Кто возмущает воду, но Владыка ангелов, Который все соделывает: и страждующий не может ныне сказать: человека не имам; не может сказать и сего: егда прихожду аз, ин прежде мене слазит. Но хотя бы пришла вся вселенная, не истощается благодать и не оскудевает действие, но после пребывает в той же силе, в какой было и прежде сего. Сие же (исцеление больных при овчей купели) соделано для того, чтобы, познав, что водою можно уврачевать телесные недуги, и приучившись к сему явлению в продолжении многого времени, удобно могли уверовать, что (вода наитием Св. Духа) может исцелять и душевные недуги». Елицы во Христа, вместо трисвятого Так как погружение наше в воде или крещение наше есть столь величайшее дело: то Симеон Солунский (в гл. 62) присоединяет к нему и другие принадлежности: «поскольку Божественнейшее крещение есть величайшее дело, то прежде церковь совершала крещение приходящих чрез архиереев в соборных храмах, в то именно время, когда на Божественной литургии мы поем: елицы во Христа крестистеся; преимущественно же в Великую субботу, когда читаются многие чтения из божественных пророков, пред Божественною литургиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Когда, таким образом, сии запрещения имеют Божественное происхождение и установлены Самим Богом: то первые отцы церкви восхотели составить их из Божественных же слов. Св. Кирилл Иерусалимский в огласительном поучении говорит (к оглашенным): «заклинания, то есть запрещения, принимай с благоговением... они Божественны, из Божественных писаний извлечены». Содержание сих запрещений есть следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами; изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным образом, второе запрещение изгоняет демонов Божественным именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая к Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере. §11. Оглашенный снимает с себя не все одежды И совлеченну и отрешенну. Некоторые думали, что оглашенные, обращаемые на запад для отречения от демона, раздевались совсем и предстояли нагими. Но по церковному намерению, при сем священнодействии они не обязуются быть вовсе обнаженными. Они снимают с себя только цветные или светлые одежды, в украшении которых находит себе пищу гордость человеческая, но удерживают на себе некоторые одежды, не имеющие никаких украшений. Потому что христианская стыдливость требует того, чтобы возрастные, а наипаче женщины, доказали на себе, что они, хотя и совлекаются ветхого человека и не стыдятся Христова смирения, однако не отвергают от себя благопристойности вместе с одеждами. И потому, чтобы содержать себя при крещении с потребным приличием, женщины имеют при себе на сей случай смотрительниц и прислужниц, то есть диаконисс, которые как научают их тому, что они должны отвечать при крещении, так и при самом крещении соблюдают всю их благопристойность. §12. Обращается на запад Обращает его на запад. Выше (§5) было показано, что оглашенные, присоединяемые к воинству Христову, стояли лицем к востоку, как бы узнавая знамена своего Военноначальника и выражая честь, Ему подобающую: а теперь они, как имеющие сразиться с неприятелем, обращают лице свое на запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010