Ибо, если кто помолится тогда о чем с верою, то получит желаемое, как сказал Сам Он. Святые Дары относятся обратно в алтарь Такое же трепетное поклонение и молитву должны мы совершать и во время входа Преждеосвященных, видя Самого Христа, держимого на главе иерея. И поскольку Иисус Христос по воскресении Своем жил не всегда с учениками Своими так, как обращался с ними до страдания Своего, но в течение 40 дней только являлся им, а иногда скрывался от очей их, потому что тело Его было тогда прославленное; то священник входит снова со Святыми Дарами в алтарь и тем показывает, что Христос по воскресении из мертвых не всегда являлся ученикам Своим в мире сем. §82. «Спаси, Боже, люди Твоя» Благословляет люди, глаголя: спаси, Боже. Приступая к действиям, изображающим вознесение Христово, при котором Господь благословил учеников Своих, священник благословляет народ и умоляет Бога, чтобы Он удостоил Своего благословения и спасения, как предстоящих, так и сущих во всем мире людей; и для того произносит молитву: спаси, Боже, люди Твоя и проч. §83. Вознесение Христово на литургии изображается Вознесыйся на небеса, Боже. Так как оставалось только изобразить в литургии вознесение Христа и познание веры, распространенное во всем мире чрез апостольскую проповедь о имени Его, то священными словами: вознесыйся на небеса, Боже, изображается все это. Симеон Солунский (в гл. 100, о храме) говорит: «таким образом помолившись о Божием наследии и о людях, архиерей отпускает Дары, возвещая при этом о вознесении Спасителя и о славе проповеди Его во всей вселенной, как бы беседуя со Спасителем, говорит: Ты снисшел к нам, явился между нами, восшел на небеса и, вознесшись, славою исполнил всю землю, почему и мы, священнодействуя Твои Тайны, причащаемся Тебе и соединяемся с Тобою». §84. Дискос диаконом переносится с престола на жертвенник Зря вне к дверем, ничто же глаголя. Диакон переносит св. дискос, зря вне к дверем ничто же глаголя и чрез то, как бы от лица Христа, возносящегося на небо, делает людям последнее увещание, чтобы они с твердою мыслию и несомненною верою как ныне, так и в будущее время, всегда взирали и уповали на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Все эти таинства означаются на литургии, когда совершает ее священник. Но когда это священнодействие совершает архиерей, тогда являются и другие таинства. Тогда как священник пред начатием литургии облачается в алтаре, как в месте превосходнейшем, – архиерей нисходит в последнюю часть храма и близ западных врат возлагает на себя все свои священные одеяния. Возложив одежды и находясь вне алтаря пред народом у западных врат, он представляет Христа, пришедшего в мир, дабы взыскать заблудшее в горах овча Свое, и оставившего на небеси девяносто девять не заблудших, то есть небесных ангелов. Когда же архиерей, предшествуемый диаконами и сопровождаемый священниками, на малом входе входит от западных врат с пением во алтарь: тогда знаменует воскресение из мертвых и вознесение от земли Христа Господа Иисуса. Симеон Солунский (в гл. 78) пишет: «алтарь, где находится святое святых, образует то, что превыше небес; священная трапеза – престол Божий, восстание Христово и честный гроб; храм – небо и вместе рай; а то, что находится на конце, т.е. собственно храм и притвор, означает землю и все, что на земле. Когда архиерей выходит к западным вратам облачаться, тогда образует воплотившегося Господа, нисшедшего со святыми ангелами на землю и даже до крайней глубины земли – до ада, низложившего князя тмы и избавившего души, содержимые там от века. А потому и первый вход означает нисшествие Господа на землю, Его смерть, восстание и вознесение». В главе же 46, о храме, он пишет: «когда иерарх намерен священнодействовать, нисходит от престола, которому предстоит, на средину храма и этим означает нисхождение к нам Сына Божия. Одеваясь священными одеждами, он знаменует всесвятое Его воплощение; нисходя до врат храма к западу – Его явление и жизнь на земле, смерть и нисшествие во ад. Ибо это значит выходить к западу и нисходить до врат». Иисус, явившись на земле, обрет овча Свое, взял его на рамена. В знаменование сего, архиерей налагал на свои плеча омофор свой. Симеон Солунский (в гл. 82) пишет: «наконец спускающийся с плеч омофор означает воззвание и спасение заблудшего овчати, то есть нас людей, которых Он и зрак воспринял, служа, и в нем пострадав на кресте, спас нас. А потому омофор делается из волны и имеет спереди, сзади и на персях четыре креста, означающие распятие Спасителя. Так украшенный стоит архиерей и благословляет сослужащих». Диаконы при облачении архиерея

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

§18. Чтение апостольских посланий И чтет надписание Апостола. Иисус, желая распространить Свое Евангелие на земле, собрал апостолов и пред вознесением Своим повелел им проповедать слово Свое всей твари, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их и проч. ( Мф.28:19 ). «Премудрость» пред надписанием Апостола и «вонмем» пред чтением Апостола Посему диакон опять произносит: премудрость, пред надписанием Апостола, и потом: вонмем – пред чтением апостольских посланий, для выслушания сих проповеданий, которые показывают, что Иисус, по вознесении Своем, был благовествуем от Своих учеников и что Он творил чудеса. Св. Герман пишет: «чрез чтение Деяний или посланий апостольских открывается призвание и назначение апостолов». Симеон Солунский (в гл. 98) говорит: «и тотчас бывает божественное чтение Апостола, и это означает, что Христос, возшед на небо, послал учеников проповедывать всему миру Господа»; и (в гл. 64, о храме): «по сем чтение слов апостольских, которое показывает посольство апостолов к народам». Во время чтения Апостола архиерей и иерей сидят, а диаконы стоят Во время чтения апостольских посланий архиерей и иерей сидят на сопрестолии, образуя Христа, сидящего по вознесении на престоле славы, одесную Отца, а диаконы не сидят, но стоят, означая этим апостолов, посланных проповедывать Евангелие по всему миру. Симеон Солунский (в гл. 65, о храме) пишет: «при чтении Апостола архиереи и иереи сидят, но диаконы, имеющие также благодать апостольскую, стоят». §19. «Аллилуиа» пред Евангелием Певаему же аллилуиа. На литургии, по прочтении апостольских посланий, и пред Евангелием поется аллилуиа. Как чтение апостольского послания означает проповедь апостолов, которые везде возвестили, что Христос пришел на землю: так и чтение Евангелия показывает, что пришедший Христос везде и всеми познан. Посему мы, после апостольских посланий, и пред чтением Евангелия, прославляя Христову благодать, оказанную нам в Его пришествии, поем аллилуиа. Симеон Солунский (в гл. 66, о храме) говорит: «пред Евангелием поется аллилуиа, означающая хвалу Богу и явление Божественной благодати, то есть чтение Евангелия».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Ибо все это действие превосходит его силы; а поэтому он молится и рабски кланяется Богу Отцу, дабы Он ниспослал на него и предлежащие Дары Духа Своего Святого. Когда иерей при освящении хлеба и чаши совершает такое моление и поклонение, в это время и лики вместе с народом, споспешествуя ему в молитве, поют: и молим Ти ся, Боже наш. Но если кто спросит, какую силу имеют здесь прошения, моления и поклонения иерейские, когда Сам Христос все совершает? – на это мы отвечаем: Бог обещал Аврааму, что при престарелых летах Сарры Он даст ему сына; Христос обещал апостолам, по вознесении, ниспослать Духа Святого. Но кто будет возражать, что Авраам с Саррою и все апостолы, пред исполнением божественных обещаний, не пребывали в молитвах, хотя они веровали в исполнение всего этого и не сомневались, что со стороны Бога никаких препятствий не будет? Так иерей, совершая божественною силою и властию сию тайную жертву, должен приносить усердные прошения, моления и поклонения. Такую униженность при столь страшном и священном действии необходимо показывать и потому, что этим украшаются намерение и действие священнодействующего, оказывается уважение к словам Христовым и освящается самый иерей, которого мысли отвращаются от земных вещей и возносятся к небесным; притом и сам народ приготовляется к достойному поклонению и к святому принятию Жертвы, принесенной за всех; но особенно потому, что чрез это и самое священнодействие получает более торжества и величия, когда мы видим, что святая жертва совершается не легкомысленно, не кое-как и не шутя. Посему и сами апостолы в первые времена приступали к сему священнодействию с усердными молитвами. В книге Деяний приводится свидетельство об апостолах, что они пребывали в молитве и преломлении хлеба. То же самое подтверждается и полным собранием молитв в литургии св. Иакова. Сверх того, св. Златоуст (в 27 беседе на 1 Послание к Коринфянам) об этом говорит так: «Подумай, – когда апостолы преподавали святую Вечерю – что тогда делали? не к молитвам ли и пению обращались, не святым ли бдением и продолжительным учением, преисполненным многого любомудрия, занимались?» Но подробнее об этом говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) . Новая Скрижаль «К разряду клириков ordinis minoris, несомненно, принадлежат «могильщики», fossores, приготовлявшие в катакомбах ниши в которые полагались тела умерших. Эти «копатели», конечно, существовали уже давно, хотя документально они известны с IV века. В одном официальном документе 303 года (Gesta purgationis Caeciliani) и в письме (49) Иеронима fossores рассматриваются, бесспорно, как клирики. В одной хронике VI века (Mai, Spic. Rom. IX, 133 ) они ставятся даже выше остиариев (ostiarius, fossorius, lector, subdiaconus, diaconus, presbyter, episcopus) и рассматриваются как богоучрежденная степень клира.– Под именем «трудников», κοπιαται, κοπιντες (в смысле fossor, бесспорно, с IV в.; намек на это значение в написи III века), fossores являются и на востоке. При Феодосии II их было в Константинополе свыше 1000. В законах Констанция 357 и 360 года κοπιαται прямо называются клириками. В одном прошении сугубой эктении и до нашего времени сохранился след этого церковного положения «копателей» («труждающихся, поющих и предстоящих людех», κοπιντων, ψαλλντων и пр.).». профессор Василий Васильевич Болотов . Лекции по истории Древней Церкви. Том 3 «Фоссоры (Fossores, fossarii, κοπιαται) — так назывались в христианской древности могильщики; трудом рук целых их поколений, сменявших друг друга в продолжение трех веков, были вырыты христианские усыпальницы (coemeteria, катакомбы). Особенно многочисленные надписи с упоминанием о Ф. относятся к IV веку; но появились они очень рано, в силу необходимости, при сооружении мест погребения. Ф. составляли особое братство (каждое кладбище имело, по-видимому, свою отдельную коллегию Ф.), члены которого с благоговением принимали на себя тяжелый труд приготовления гробниц, смотря на него, как на религиозный подвиг. Жили они на средства христианской общины данного города и пользовались большим уважением верующих. Ремесло их сопряжено было с опасностью и само по себе, и в силу гонений, когда труд Ф.

http://azbyka.ru/truzhdajushhiesja

Глава VI. Чин священной и Божественной литургии §1. Чин литургии Все звания сего мира, дела человеческие, обряды церковные, законы, происшедшие от Божественной Премудрости, доказывают, равно как и все твари, Богом созданные, свидетельствуют, что вообще во всех вещах и делах есть известный чин и порядок. Посему нисколько неудивительно, если и святейшее и по вдохновению Духа Святого в церкви установленное, великолепнейшее священнодействие литургии, священнодействие, совершаемое христианами и даже самими ангельскими чинами с благоговением уважаемое, имеет также свой чин. Ежели звания мирские, дела человеческие и все твари заимствуют красоту свою от чина, то и литургия, означающая то служение, которого основатель и совершатель есть Христос Господь, Сын Божий, в котором Превечному Богу Отцу приносится честнейшая жертва, возносящая к Богу, – должна славиться также своим чином. Ибо это священное и Божественное служение, для совершения которого посвященные люди отделяются от человеческих званий и возводятся в божественный лик, – это служение делает всех священными и святыми, сохраняет и украшает их; оно почитается ангелами, неведомо язычникам, созерцается умами благочестивыми и просвещенными небесным светом, созерцается со святым страхом и трепетом духа. Посему внимательными очами и умом, просвещенным от божественного и священного вдохновения, да зрится здесь чин священныя и Божественныя литургии. От чего происходит слово: Литургия Литургия происходит от слова λειτον – общество, и ε " ργον – дело; из сих слов составленное слово: литургия – означает, во-первых, исполнение всякого общественного долга, по знанию; во-вторых, – какое-нибудь священное и церковное и священником совершаемое действие, а особенно – священнодействие Божественной и Тайной вечери. Литургия есть Тайная вечеря, Евхаристия и общение Здесь слово литургия принимается в последнем смысле. Сия Тайная вечеря или литургия, по учению закона евангельского, относительно жертвы, в ней приносимой, есть одна, но относительно различных видов и плодов, ею приносимых, бывает многообразна.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Все эти три одежды, фелонь, саккос и полиставрий вместе описывает Симеон Солунский (в гл. 81): «фелонь, саккос и полиставрий знаменуют одежду и вретище, которые носил Спаситель во время страданий. Но саккос и полиставрий особенно означают благодать Божию, промышляющую, сохраняющую и пекущуюся о всех, благодать, чрез которую мы видим и Самого пострадавшего». Фелони на священниках и саккосы на архиереях ничем не препоясуются. Св. Герман пишет: «тем, что иереи ходят в фенолиях неопоясанные, означается, что и Христос, отходя на распятие, так нес Свой крест». Приперсник на саккосе В Патриаршем чиновнике показано, что один патриарх имеет на саккосе украшенный золотом и осыпанный жемчугом приперсник, которого и митрополиты иметь не могут. Сей приперсник носится во образ того прирамника, который носил один великий архиерей, Аарон. Звонцы на одеждах архиерейских Сверх того, как патриарх, митрополиты и архиепископы, так и все епископы на саккосах и на мантиях имеют звонцы, на подобие тех звонцов, которые некогда были на омете ризы Аароновой и возвещали глас исхождения его пред Господа. Звонцы, носимые архиереями на мантиях, показывают, что и они должны, по подобию ветхозаветного звонца златого, всегда возглашать во храме слово Божие учительное, запретительное, обличительное и умолительное. Все одежды, исчисленные здесь, надевает иерей тогда только, когда совершает литургию; прочие же таинства и службы, хотя может совершать без некоторых одежд, но эпитрахили никогда оставить не может. Священник без эпитрахили ничего не совершает Симеон Солунский (в 17 ответе к митрополиту пентапольскому) пишет: «священные одежды необходимы, и без эпитрахили иерей не должен совершать ничего, ибо священные одежды имеют благодать: каждая из них имеет свое духовное значение: и все они даются по благословению архиерейскому. Посему необходимо их надевать как для Божественного священнодействия (то есть литургии), так и в других священных службах. Этот обычай и прочее, утвержденное преданием, никогда нарушать не должно, хотя и это кажется не важным.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Впрочем, иконостас состоит не в одной перегородке: к нему относится и находящееся перед ним возвышение со ступенями; это возвышение бывает не только пред царскими вратами, но и идет от южной стороны до северной. Возвышение это хотя и не представляет предмета особенной важности, но по значению достойно всякого уважения; древние отцы не преминули дать ему значение и назвали оное, особенно среднее, на своем языке солея (отсюда и римское solium – престол). Итак, в церкви для Св. Даров находятся собственно два престола: один внутренний, другой внешний; первый устрояется внутри алтаря, и назначается для освящения Даров, а второй для раздаяния оных верующим. Как высоко рассуждали и как пространно писали о Божественных делах отцы греческой церкви! Они не преминули дать почетные и священные названия не только великолепнейшим вещам, но и самым, по-видимому, незначительными частями храма. Значение и превосходство этого внешнего престола или солеи древние отцы понимали и превозносили в сочинениях своих. Иероним в своем разговоре христианина с люциферианином, упоминая о святом причащении, говорит: «епископ преподает народу Св. Евхаристию с возвышенного места (солеи)». Св. Златоуст , священника, призывающего народ к принятию Божественного Тела, изображает сими словами: «по сей причине священники, стоя на возвышенном месте (на солее), дабы виден был всеми, при великом молчании громко произносит святая святым». Итак, солея необходима для раздаяния Св. Даров. Ступени же, по коим всходят на солею, Симеон Солунский (в гл. 135) назначает для сидения иподиаконов и чтецов. «На сопрестолии, пишет он, непристойно сидеть даже диаконам. Им отделено другое место, которое поэтому и названо диаконик, и в котором им и сидеть следует. Для иподиаконов же и чтецов отделена вне алтаря солея, которая и называется местом чтецов». Здесь следует заметить, что когда избранный из чтецов, кандиловозжигатель, который есть и прислужник екклисиарха, по своей обязанности ходит по солее и украшает св. иконы, или зажигает лампады, тогда он делается распорядителем всей солеи. Впрочем, солея необходима и для предосторожности; она препятствует множеству предстоящих христиан подходить к иконостасу, стоять у него, и чрез то дает удобство кандиловозжигателю заниматься своими делом, а священникам или диаконам совершать входы из алтаря в храм или из храма в алтарь. §4. Амвон

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Отв. Под наказанием изгнания и претерпения всяких бедностей. Воп. Хорошо ли сей союз наблюдаем был? Отв. Хорошо со стороны Бога. Воп. Какие сделал Он чудеса, чтоб им достигнуть землю Ханаанскую? Отв. Иссушил Иордан, когда им нужно было перейти чрез него. Воп. А как сохранял народ завет тот? Отв. Весьма худо. Воп. Сколько раз нарушали они оный в пустыне? Отв. Более, нежели десять раз. Воп. Что они сделали по поселении своем в земли обещанной? Отв. Они часто поклонялись идолам вместо Бога. Глава 8. О идолопоклонстве Воп. Не было ли других народов, которые бы кланялись идолам? Отв. Многие, они их сами по своему произволению выдумывали и делали. Воп. Что представляли сии идолы? Отв. Мужчин, женщин и животных, которых они богами и богинями называли. Воп. Как они их почитали? Отв. Они им молились и приносили жертвы. Воп. Отчего произошло такое ослепление? Отв. Оттого, что они позабыли своего Создателя. Воп. Как они Его позабыли? Отв. Они, впадши во всякие беззакония и неистовства не могли, а потому и страшились, об истинном Боге и думать, диавол же имел тогда случай больше их к тому обольщать. Воп. Что произвело идолопоклонство? Отв. Оно ввело их во всякие беззакония. Воп. Как иначе называются идолопоклонники? Отв. Язычниками. Глава 9. О Давиде и Мессии Воп. Какое имели правление израильтяне по входе своем в землю обетованную? Отв. Они имели сперва судей, потом царей. Воп. Кто был первый царь? Отв. Саул. Воп. Кто второй. Отв. Давид. Воп. От которого был он колена? Отв. От колена Иудина. Воп. Где он жил? Отв. В Исрусалиме на горе Сионе. Воп. Куда он приказал принесть кивот завета? Отв. Туда же на гору Сион. Воп. Что обещал ему Бог? Отв. Что его потомки всегда над народом Божиим царствовать будут. Воп. Что еще? Отв. Что от него родится Спаситель Христос. Воп. Что значит сие слово Христос? Отв. Значит помазанный, или посвященный. Глава 10. О разделении самарийском Воп. Кто был наследник Давида? Отв. Сын его Соломон. Воп. Какое имел он правление? Отв. Благополучное и спокойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) (26.07.1739–17.03.1811) Библейская история Литургика архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) Архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Духовный писатель. Биография Родился 26 июля 1738 года в семье священника Троицкой церкви Красного Села Санкт-Петербургской губернии. Брат протопресвитора Сергия Краснопевкова. Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге, во время обучения в которой в 1759 году пострижен в монашество. Девять лет был преподавателем Невской духовной семинарии. В 1768 году назначен префектом семинарии. В 1770 году утвержден ректором семинарии. С 19 ноября 1770 года — архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря Санкт-Петербургской епархии. 2 декабря 1771 года переведён в Зеленецкий монастырь, а 16 января 1774 года — в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь. 13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. 1 апреля 1775 года переведён на Архангельскую и Холмогорскую епархию. В 1779 году епископ Вениамин объехал свою епархию, в результате чего пришёл к выводу о необходимости единства в надзоре за нравственностью духовенства. Он предпринял попытку обучения в семинарии ненецких детей (1784). Будучи искренним любителем истории и церковной археологии, епископ Вениамин собрал из монастырско-церковных архивов значительное количество документов и летописных текстов, на основе которых было составлено «Подробное описание Архангельской епархии» Льва Максимовича. В 1781 году он предписал завести во всех храмах и монастырях епархии «Памятные книги для записи прошлых и вновь происходящих исторических событий». Благодаря этим записям в Архангельской епархии было открыто много исторических памятников. Содействовал открытию в 1786 году в Архангельске приказ общественного призрения, на нужды которого пожертвовал 1 тысячу рублей. За время деятельности епископа Вениамина существенно изменились границы Архангельской епархии: 15 марта 1787 года к ней отошли Олонецкое викариатство Новгородской епархии; одновременно к Вологодской епархии была отнесена вельская часть Шенкурского уезда. В результате территория епархии совпала с административными границами двух губерний — Архангельской и Олонецкой, а титуловаться он стал «Архангельским и Олонецким».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010