Возлагаемый здесь фелонь на чтеца и певца не та одежда, которую священники имеют во время совершения Св. Таин; но имеется для сего фелонь особливый, т.е. короткий, сшитый только на подобие фелоня иерейского. Симеон Солунский (в гл. 159) говорит: «освященный чрез пострижение приводится опять к епископу, – и целуя руки иерарха, приемлет от него благословенный фелонь (о самом слове: фелонь, см. 2 ч., гл. 6, §16), который есть начаток священных одежд, и надевает его на выю, в знамение того, что он приходит под ярем священства, и посвященный на служение Богу, вступает под кров Самого Бога». Почему фелонь чтеца и певца, кроме наружного своего вида, отличается от священнического и в смысле таинственном: первая есть начало, а последняя конец священства; первая означает посвящение в служение Богу и повиновение священству, а последняя есть совершение священства. §5. Содержание молитвы при рукоположении И молится сице: Господи Боже Вседержителю. Содержание (сей молитвы): Господи Боже Вседержителю объясняет Симеон Солунский (в той же 159 главе) следующим образом: «потом иерарх знаменует главу его трижды, и положив руку на печати (произведенной крестообразным пострижением), показует тем силу Божию, осеняющую его своим покровом; преподавая ему благодать сего божественного покровительства, он молится о том, чтобы Сам Господь Вседержитель освятил совершаемого, избранного Ему на служение». Поскольку все поставление чтеца и певца, совершаемое крестообразным знамением, называется печатию, то и настоящая молитва по содержанию своему во всем имеет свойства молитвы просительной, но не восполняющей и совершающей, и чин этот не может иметь такой степени власти и значения, какие приобретают диаконы и священники, проручествуемые Божественною благодатию. §6. Чтец и певец прочитывает при посвящении немного из Апостола И мало прочтет Апостола, иже случится начало и конец. Чтецу и певцу, посвященному знамением крестообразного пострижения и молитвою архиерея утвержденному на степени своих обязанностей, повелевается прочитать посреди церкви часть Апостола, в знак того, что первая его обязанность есть обязанность читать Писание и петь на сем месте. Держит лампаду Потом архиерей подает ему лампаду, – и он становится с нею на обыкновенном месте, для того, чтобы всем присутствующим здесь ведомо было его поставление на степень свещеносца. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

И в следующей (105) главе: «и так врата заключаются, ибо алтарь становится уже небом, и туда нисходить сила Святого Духа. Посему и должно быть там одним небесным, т.е. священным, и никому другому не должно смотреть. Ибо святое – святым и освященное – священным, доколе совершаются, – и уже после причащения священников преподаются народу, и то не непосредственно, а посредством священников, и при посредстве некоторых завес». При начатии освящения не только выходят мирские люди, но и все подвижные утвари выносятся из алтаря. Симеон Солунский (в гл. 105) говорит об этом: «износятся и все движимые принадлежности храма из алтаря; потому что все прочие принадлежности алтаря могут быть переносимы и перелагаемы с одного места на другое: но самый престол должен пребывать на одном месте и все, что находится на нем, никогда не должно быть переносимо с него на другое место. Посему святые иконы, священные сосуды и прочие принадлежности алтаря, имеющие быть перелагаемы с места на место, износятся из алтаря, дабы освятить то, что имеет стоять в нем на одном месте и пребыть навсегда неподвижным». Посему в чине обновления храма в книге «Патриаршеский чиновник» напечатано: «таже повелевает все, двизатися могущее, изнести из церкве, и ни кадило же оставити». §6. Воскомастих Горнец с воскомастихом. Воскомастих составляется из воска, мастики, толченого мрамора и других некоторых ароматических веществ и растопляется на огне. Возлиянием этого воскомастиха на углы начинается освящение престола. Самое же действие возлияния имеет два значения: видимое (чувственное) и таинственное; в чувственном смысле воскомастих возливается для склеения углов престола; в смысле таинственном воскомастих образует те ароматы, с которыми погребено было тело Иисусово. Симеон Солунский (в гл. 106) пишет: «берет иерарх сосуд, где находится воск и мастика с ароматами, смирною, алоем и другими веществами, которые все образуют погребение Спасителя, так как и самая священная трапеза образует живоносный гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Отходя к избравшим его епископам, он целует и их руки, – в знак того, что он вступает в их чин и в залог любви и мира с ними во Христе. Итак, избранный уже возымел залог церкви и с настоящего времени есть ее обручник, принявший, вместо перстня, печать церковного благословения». Стоит в диаконике До времени посвящения избранный стоит в диаконике или в приделе, на южной стороне алтаря, и на малый вход не исходит. Симеон Солунский (в гл. 203) говорит: «избранный же стоит в диаконике, одеянный и украшенный набедренником; на малый вход он не выходит вместе с другими, как лицо, имеющее уневеститься Христу; и потому вводится в алтарь с особенною честию и с препровождением от других: это и есть вход его». §6. К посвящению приводится от протопресвитера и протодиакона И по трисвятом пении приводится от протопресвитера и протодиакона пред царские двери. Симеон Солунский (в той же главе) говорит: «из диаконика выводят его – предваряющий его несколько диакон и придерживающий его пресвитер, и таким образом идет он по правой стороне храма кругом амвона до алтаря. Ибо хотя он и совершенный обручник епископства, хотя и принял печать обручения и целование епископов: но еще не жених епископства, не принял еще дщери царевы, которую обручит себе; не соединен еще с нею союзом таинства, не сделался еще ею мужем, не вверился ей, не один еще дух с нею. Посему прежде уневещения он и называется еще пресвитером до тех пор, пока в посвящении примет звание мужа церкви и епископа». По трисвятом он один посвящается В прежних рукоположениях показано, что диакон хиротонисуется по Достойно, пресвитер – после херувимской песни, пред освящением даров; но епископ посвящается здесь – по трисвятом пении, после малого входа, пред восхождением на горний престол. Причину сего епископского посвящения, совершаемого после трисвятой песни, объясняет Симеон Солунский (в той же главе) так: «итак, вот когда, – после входа, – совершается сей брак духовный, именуемый хиротониею. Потому что так было и в начале: первый (малый) вход знаменует воплотившегося и пострадавшего за нас Владыку, воскресшего и вознесшегося на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Посему, как лице служащее, а не совершающее, он приклоняет и колено только одно. Потому что поставляется служителем одного Божественного служения». §6. Руки и чело прилагают к престолу Полагает длани крестовидно на святую трапезу, приложив же и чело между рук к святей трапезе. Для чего диакон, припадая, полагает длани на святую трапезу, это объясняет св. Дионисий (стр. 99): «приведение к Божественному престолу и коленопреклонение знаменует то, что все возведенные в сан священный должны подчинять свою жизнь священноначальнику Богу, приносить Ему свою разумную, богоподобную душу, посвященную Его служению, и сколько возможно, хранить ее чистою и достойною того богоначального и всечистого святилища и престола, который священнолепно освящает самые боговидные умы». И еще (стр. 105): «коленопреклонение означает благоговейное повержение приходящего и священноприносящего себя самого Богу». В особенности же об обряде – прилагать чело к трапезе некто пишет: «рукополагаемые прилагают чело к святому престолу для того, дабы показать, что они приемлют чрез это силу, безопасность и дерзновение, и не постыдятся божественных дел. Ибо на челе проявляются знаки стыдливости; посему кто челом прилагается к святому престолу, тот показывает этим, что обещается отвращать от себя порочное чувство почитать стыдом священные дела и служения, совершаемые у престола». Симеон Солунский (в гл. 169) говорит: «приклоняет колено и прилагает главу (чело) к священной трапезе: потому что эта трапеза знаменует Христа, – главу всех, а миро на ней есть знамение благодати Всесвятого Духа; – Таинства же, то есть Сам Иисус Христос, предлежат в это время на трапезе непокровенны: потому что он приводится служить Иисусу, принесенному за нас в жертву; на трапезе же, как бы во гробе Христовом, находятся слова Его; под нею мощи мучеников, которых и песнь призвана к защищению рукополагаемого; – так как и приводимый есть страдалец, потому что произвольно вел жизнь благочестивую и чистую. И когда он приложит чело к трапезе, тогда, призывая себе в милость и обиталище Иисуса со Отцем и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Духа, проповедывать Св. Троицу и все Домостроительство о нас Божие. Для того диакон возглашает всем: станем добре, станем со страхом. Св. Герман говорит: «иерей приступает, входит в общение с ангельскими силами и стоит как бы не на земле, но в пренебесном жертвеннике, пред страшным жертвенником престола Божия, и созерцает великое, неизъяснимое и неисследованное Христово Таинство; исповедует благодать, возвещает воскресение, запечатлевает веру во Св. Троицу. Подходит в белой ризе ангел и рукою отваливает камень от гроба, показывая своим видом, взывая трепещущим голосом и чрез диакона возвещая тридневное восстание, и диакон, подняв завесу, возглашает: станем добре, станем со страхом». Но дабы предстоящие имели внимание к сему священнодействию, сохраняя умиренный и спокойный дух, диакон тотчас же прибавляет: вонмем, святое возношение в мире приносити, и тем возбуждает их ко взаимному миру. Ибо мы обязаны не только жертву приносить с миром, но и самый мир приносить в дар, преимущественно пред всяким другим даром. На что и люди ответствуют: милость мира, жертву хваления, то есть приносим; ибо милость есть плод тихого и спокойного мира. §36. В священнодействии обещаются народу блага Благодать Господа нашего. Зная, что в этом священнодействии по благословению Отца, при содействии Св. Духа, Сын имеет принестися в жертву за весь мир, и для того приступая к принесению и освящению сей жертвы, священник молится, чтобы благодать сия Господа нашего Иисуса Христа воссияла на всех предстоящих, любы Бога и Отца пребывала с ними всегда, и причастие, то есть пришествие Святаго Духа содействовало им в том же. И люди в свою очередь, награждая за молитву священника и согласно заповеди, которая обязывает молиться друг за друга, взаимно молятся о священнике, дабы и его дух был исполнен этих благ; особенно молятся о нем, чтобы он, обещающий им благодать и любовь Божию и пришествие Св. Духа, благопоспешно совершил священнодействие, и для того ему отвечают: и со духом твоим. Или, как св. Герман объясняет, и со духом твоим, то есть – как сказали выше, так и будем делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

К ним-то взывает диакон, чтобы они молились, да получат отпущение и да удостоены будут Животворящей Жертвы после крещения». Изводить из церкви кающихся вместе с оглашенными повелевает и 19 правило собора Лаодикийского. А толкование на сие правило говорит, что неизвестно, когда прекратилось это обыкновение. О сем смотри в Кормчей. Но и верные приглашаются помолиться об оглашенных, ибо все мы должны желать спасения ближнему, по слову апостольскому: должни есмы мы сильнии немощи немощных носити ( Рим.15:1 ). §26. «Елицы оглашеннии, изыдите» Елицы оглашеннии, изыдите. После молитвы оглашенные изводятся совершенно. Сверх того диакон прибавляет: да никто от оглашенных, то есть, да никто из оглашенных, в приближающееся в сей час время, не присутствует, потому что, как новоначальные, они не в силах понять глубины таинства, которое выше всякого слова и разума, понять высоты и страшного совершения освящаемых Даров. Известно, что слабым зрением смотреть на солнце, питающимся молоком принимать твердую пищу вредно; необходимо приучать их к этому мало-помалу. Всякий быстрый переход от одного состояния к другому бывает вреден, и предметы, вдруг нас поражающие, не доставляют нам удовольствия. Подобно сему и те, кои должны находиться в числе кающихся, показывая здесь притворство, не должны считать себя чистыми от греха, и потому да не дерзают приступить к освящаемым страшным Тайнам, как и оглашенные. Св. Златоуст , в беседе о блудном сыне, говорит о подобных людях так: «никто из неядущих, никто из немогущих взирать на тельца ядомого, никто из немогущих видеть небесную Кровь, изливаемую во оставление грехов, никто недостойный Живой Жертвы, никто оскверненный нечистыми устами да не прикасается страшным Таинствам. Если имеешь гнев на врагов, – уврачуй язву, прекрати вражду, да получишь врачевание от Трапезы. Ты приступаешь к страшной Жертве; постыдись же притворства; ибо для примирения земного с небесным заклался Христос» и проч. Симеон Солунский это изведение оглашенных и весь следующий затем великий выход таинственно уподобляет второму пришествию Господню и будущему Его Царствию, и (в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Симон архиепископ Рязанский. 1797 года сентября 22-го дня. Рязань. 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 82 1 . Преосвященнейший владыко, милостивый государь мой! В знак моего почитания кланяюся при сем вашему преосвященству одною копченою семгою, которую прошу покушать. Узнав, я из прежнего письма вашего преосвященства, что осетрину ко мне переслать в свое время дороги попрепятствовали, жалею, что затеял. Думал я, что везде зима так долго продолжается, как у нас. Как вашему преосвященству обстоятельства страны вашей более известны, то я, не входя ни во что, чем кончить те мои затеи, оставляю в полной воле вашего преосвященства. Впрочем пребыть имею, вашего преосвященства, милостивого государя моего, всеусердный слуга и Богомолец, Вениамин, Епископ Архангельский и Олонецкий. Ноября 19 дня 1792 года. Архангельск. 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 83 Преосвященнейший владыко, милостивый мой благодетель! Новым годом ваше преосвященство поздравляя, всеусерднейше желаю оный продолжать и кончить благополучно. вашего преосвященства, милостивого моего благодетеля, покорный слуга, Ириней, епископ Вологодский. 1791 года 1-го генваря. С Вологды. 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 84 1 . Преосвященнейший владыко, всепочтенный мой благодетель! Вашего преосвященства почтеннейшее писание, которое я получил чрез господина майора Черткова дало мне знать, что ваше преосвященство не изволите меня забывать. Наичувствительнейше вашему преосвященству за сие принося благодарение, поздравляю вашу вселюбезную мне особу вступлением в новый год, и желаю искренно, да и в сем и в предбудущих летах жизнь ваша будет сохраняема и снабдеваева всеми благами. Прошу вас, преосвященнейший владыко, не забывать меня в святительских молитвах ваших и наипаче обо мне мыслить, как что я памятую дружбу и благодеяния, которые мне изволили оказывать, пребываю с совершенным почитанием и усердием, вашего преосвященства, возлюбленного мне о Господе благодетеля, покорнейший слуга и всеусердный Богомолец, Тихон епископ Воронежский.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

К Твоему человеколюбию (1 троп. 1 песни). Хотя некоторые отвергают, что образ жизни монашеской есть образ непрестанного произвольного покаяния, но в этой истине всякий может быть уверен тем, что весьма многие знаки и опыты покаяния, употребляемые некогда в церкви видимым образом над многими, теперь остаются почти в одних монастырях, как это явствует из сих обоих последований, в которых вся монашеская жизнь располагается по опытам древнего покаяния. Но в особенности настоящее последование во всех почти тропарях упоминает о покаянии, прославляет его, требует его, – так что все вообще поющие на обоих клиросах воспевают подвиги покаяния. Отсюда Симеон Солунский во всех местах, где поучает о таинстве покаяния, восхваляет труды и подвиги монашества и самое монашество присоединяет к покаянию, как часть к целому, – как показано в предыдущем последовании малой схимы. И далее (гл. 52) говорит: «все это суть дела покаяния. Всякий верующий должен подвизаться в сих добродетелях, кроме девства и того, что приличествует монахам. Самое девство должны сохранять не только исключительно монахи, но и те, кои пребывают в мире в безбрачном состоянии; ибо не один тот, кто произнес обет, но и всякий христианин (тем паче впадший в грех) обязан шествовать по следам Господа и творить плоды покаяния. Это самое проповедывал и Креститель, когда учил: сотворите плоды достойные покаяния, и еще: покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное, и каждому из приходящих предлагал приличные подвиги покаяния». По наружным знакам и делам покаяния, выражаемым монахами, монашество также относится к чину покаяния, как это очевидно из того, что монахи, подобно кающимся, исполняют полунощницу, повечерие, первый и девятый час в притворе, вместе с кающимися и оглашенными (как показано в 1 части, гл. 10). Самое жилище монашеское называется обителию кающихся. Так, по крайней мере, не усомнился назвать его Иустиниан, когда он (как значится у Барония в лет. 635, под числом 15) «повелел создать великий царский дом в убежище для женщин, кающихся в прежней жизни». Этот дом назывался обителию кающихся, был заключен со всех сторон и приспособлен к сохранению чистоты и подвигам покаяния. §5

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Третий счет сорока дней того же Великого поста у римлян совершенно отличен от счета восточных. Ибо они свою Четыредесятницу начинают со среды первой недели и кончают в пяток Страстной недели, исключая все воскресные дни. И потому как римляне, так и все неправославные, от них происшедшие, не постятся в первые два дня, то есть в понедельник и во вторник первой недели поста, но едят то же и делают то же, что и мы едим и делаем на сырной неделе. Такое исчисление римлян Симеон Солунский в ответе своем на тот же 52 вопрос так объясняет: «но латиняне и здесь отступают, разрешая вопреки правилу в два дня святого поста (в понедельник и во вторник первой недели) на все, и тем оскверняют всю Четыредесятницу. Кроме воскресных дней, они считают сорок дней до Великой субботы, и у них нет ни одного постного дня в память честных Страстей Господних, и Четыредесятницы не знают, ибо в воскресные дни они также не вкушают ни мяса, ни сыра. Некоторых из них мы спросили: какой пост держите для спасительных Страстей? Они не могли отвечать на это. И еще спросили: так как вы сорок дней считаете, исключая воскресные дни, то для чего вы в эти воскресные дни издревле, по преданию, поститесь? Но они опять безмолвствовали. Для узнания различия между римским и греческим исчислением, приведем здесь послание Никиты Студита, писанное к латинам: «вы», пишет он, «привыкли совершать совершенное приношение литургии во все святые дни Великого поста. Но, начиная и совершая литургию в третий час дня (по полуночи в девятый), в который, положим, можно совершать священнодействие, каким образом соблюдаете пост до девятого часа (до 3-го по полудни), если разрешаете его по совершении литургии? Очевидно, не соблюдаете вовсе. А если, таким образом, поста вы не соблюдаете, то сами же себя подвергаете анафеме, положенной в правилах. Мы же, повинуясь правилам, совершаем литургию в субботу и в воскресный день, в третий час дня (в девятый по полуночи), в который Дух Святой сошел на учеников, и на этой литургии освящаем Святые Дары, и освященных Даров приготовляем столько, чтобы достаточно было на целую неделю. В прочие дни седмицы, в девятый час дня (в третий по полудни), в который дневные часы приходят к окончанию и в который начинается вечернее пение, священники с диаконами творят вход с кадилом; после прочтения пророческих паремий, читают установленные святым Григорием Двоесловом молитвы и переносят Св. Дары из предложения на св. трапезу. Потом, воспевши преданную Христом Господом молитву (Отче наш), возносят преждеосвященный хлеб, преподают преждеосвященная Святая святым и отпускают причастившихся Святейших Таин Христовых и чаши, воздавши благодарение. Наконец, уже за общей трапезой мы принимаем пищу, приготовленную из трав, плодов и воды». §10. Почему учреждены посты: Петров, Успенский и Рождественский

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях §1. Двери царские и святые В иконостасе находятся три двери, ведущие из алтаря в храм; одни называются средними, другие южными, а третьи северными. Средние врата, прямо от престола ведущие во храм, достойны уважения больше других. Средние врата, во-первых, называются царскими, потому что чрез них в Св. Дарах проходит Царь славы и Господь господствующих; потом они называются святыми, потому что чрез них проносятся Св. Дары; притом эти врата святы и потому, что чрез них не позволено входить простым людям, а только освященным. §2. Завеса За царскими вратами в алтаре находится завеса, по-гречески катапетасма. Завеса есть полотно на шнурах, или опускающееся сверху вниз, или передвигающееся от одной стороны к другой. Симеон Солунский (в гл. 6, о храме) говорит: «завеса, находящаяся при жертвеннике (престоле), означает небесную при Боге скинию, где находятся лики св. ангелов и отшедшие к Богу святые». Завеса эта в Уставе (лист 15) называется внутрь сущею, т.е. внутреннею дверью. А так как эта же завеса в иных местах опускалась сверху вниз, то и называется еще горнею дверью, или горними дверями, а самые врата в дверях называются дольними или нижними и внешними дверями. Те и другие двери, для выражения различных знаменований, иногда отворяются, а иногда запираются. О сем будет сказано во 2 части, гл. 6, §46 и гл. 7, §5 и §34. §3. Двери южные и северные в иконостасе Южные двери называются диаконскими не потому, чтобы ими выходили и входили одни только диаконы; но от диаконика, куда вели эти двери. Правда, диаконы, для перенесения в алтарь священных сосудов и прочей утвари, имели близкий из диаконика вход; но когда они выносили народу благословенный хлеб или богоявленскую воду, как показано в гл. 6, §1, то всегда выходили из южных дверей. Притом издревле на диакона возложена была обязанность наблюдать за благочинием народа, стоящего во храме; для исполнения сей обязанности они выходили всегда южными дверьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010