Антоний сотрудничал с критскими гимнографами и учеными, в Венеции собирался издать книги с последованиями правосл. служб (об осуществлении замысла сведений не сохр.). Его муз. деятельность заключалась в переработке древних мелодий визант. периода согласно собственным представлениям, т. о., он ввел в церковный обиход множество сочинений для вечерни, утрени и литургии (среди которых - распетый Символ веры, особо отмеченный в рукописях), а также песнопения др. певч. книг (Стихираря, Матиматария и др.). После смерти отца Венедикт занимал должность протопсалта в Канеа, затем в соборе св. Георгия в Венеции и впосл. на Сицилии; преподавал пение на Крите (его учеником был Димитриос Тамиас), позднее (возможно, ок. 1591) служил протопсалтом в Кандии (Хандаксе, ныне Ираклио, о-в Крит). В 1580 г. в Венеции Венедикт издал Евхологий, содержавший уставные последования Великой ц. Появление этого издания подчеркивало значение Православия, поскольку священники Ретимо в этот период выступали за права православных на Крите вопреки притеснениям венецианских правителей. Возможно, автографом Венедикта является одна из ранних Анфологий (Sinait. gr. Nov. 403), составленная ок. 1600 г. (неск. листов утрачено). Венедикт, так же как и его отец, перерабатывал древние мелодии и сочинения новых авторов. Его собственные композиции представляли собой новый тип муз. сочинений, напр. воскресные каноны полностью в калофоническом стиле (Athen. Bibl. Nat. 963; Laur. H 136, ок. 1600), мелос для всех икосов Акафиста Пресв. Богородице (Ath. Cutl. 448. Fol. 2-31v, кон. XVII - нач. XVIII в.; Στθης. Αναϒραμματισμο κα μαθματα. Σ. 124) и др. сочинения, включенные во мн. критские рукописи до нач. XVIII в. Он является автором рукописей с юридическими текстами (Scorial. gr. 388. X. II 6, 1571 г.) ( Andr é s G. Catalogo de los Codices Griegos de la Real Biblioteca de el Escorial. Madrid, 1965. T. 2: Codices 179-420. P. 269-272), певческой (Sinait. gr. 1548, 1591 г.) и критской с Анфологией (Athen. Bibl. Nat. 963).

http://pravenc.ru/text/190047.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ РАПСАНИОТ [греч. Ραψανιτης] Ларисский (2-я пол. XVIII в.), греч. мелург. Происходил из г. Рапсани у подножия горы Олимп и был протопсалтом в г. Лариса. А. Р.- ведущий представитель греч. псалтического искусства своей эпохи, ориентировавшийся, вероятно, на певч. традицию Метеорских мон-рей . Ему принадлежит второе из муз. переложений Акафиста Богородице после Венедикта Епископопула (кон. XVI - нач. XVII в.) с использованием нетрадиц. для поствизант. мелургов мелоса (Cpolit. Bibl. Patr. gr. 137. Fol. 156-205, сер. XVIII в.; Ath. Xen. gr. 137. Fol. 334-354, кон. XVIII в.). В певч. сборниках ( Анфологии , Икиматарии, калофонические Ирмологии , гл. обр. кон. XVIII в.), в т. ч. составлявшихся афонскими писцами, сохранились также выполненные А. Р. муз. обработки песнопений: великого славословия (2-го плагального (6-го) гласа - Lesb. Leim. gr. 248. Fol. 307-315 и Lesb. Leim. gr. 341. Fol. 104-106; 4-го плагального (8-го) гласа - Athen. Collectio Merlier. gr. 7. Fol. 184v - 186v, 1805 г.), матим (напр., «     -    », глас 1-й - Lesb. Leim. gr. 248. Β. Fol. 45-46), калофонических ирмосов (Lesb. Leim. gr. 246. Β. Fol. 110-128), полиелея («    » 4-го гласа - Lesb. Leim. gr. 8. Fol. 81-82v и Lesb. Leim. gr. 247. Fol. 122-130v, 1802 г.), а также херувимских песней , причастнов , кратим и др. Лит.: Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 380-381; Στθης. Χειργραφα. Τ. 2. Σ. 82; idem. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 125, 133. Г. Статис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ НОВЫЙ [Второй; греч. νετερος, Β] (1833, Родосто, ныне Текирдаг, Турция - авг. 1889), протопсалт Великой ц., греч. мелург. Начальное муз. образование получил у свящ. Дометия в Родосто ( Редесте ), по переезде в К-поль (1849) продолжил его у Петра Византийского, нес служение церковного певчего (псалта) в разных к-польских церквах. С 1863 г.- лампадарий (руководитель левого хора), в 1871-1876 гг. протопсалт патриаршей ц., затем вплоть до кончины продолжал петь в различных храмах. Был известен как знаток устава Великой ц. и преподаватель церковной музыки. Составил собственные версии мн. песнопений, в т. ч. большие аниксандарии на 4-й плагальный (8-й) глас (2 варианта: καλοκαιριν - летние, т. е. обработка распева, использовавшегося в летнее время на всенощных в афонских мон-рях, и πολιτικ - городские, на основе напева, использовавшегося в городских церквах), великое славословие на 2-й плагальный (6-й) глас, «Достойно есть» на 1-й плагальный (5-й) глас, евангельскую стихиру «Се тьма» на глас βαρς Ζω (7-й), издал 2 сборника песнопений Страстной седмицы и Пентикостария (Цветной Триоди). Как и протопсалт Георгий Виолакис , Г. Р. Н. использовал для своих версий славников мелос древнего Стихираря ( Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 59). Лит.: Γεργιος Ραιδεστινς Επικδειος λγος//Κωνσταντινοπολις. 1889. ρδβλθυοτεΕτος κα. Α. 181, 183, 184; Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 364-366 et passim; ΘΗΕ. Τ. 10. Σ. 754; Στθης. Χειργραφα. Τ. 2. Σ. 859; Τ. 3. Σ. 176, 603. Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки

http://pravenc.ru/text/164427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (сер. XVII в.), ритор Амасийский из Синопы, греч. мелург, кодикограф. Известен как автор только одной рукописи, искусно выполненной, весьма небольшого размера для певч. книги - Анфология Пападики (Athen. Bibl. Nat. 3464 (olim Athen. O. et M. Merlier. 2)). Владельческая запись содержит дату окончания рукописи - 16 апр. 1658 г. (Fol. 134v-135). В Анфологию кроме известных сочинений входит причастен Е. для литургии Преждеосвященных Даров «Вкусите и видите» с ремаркой в конце: «весьма искусный и прекрасный 4-го гласа...» (Fol. 96v - 98). Возможно, Е. принадлежит ряд матим из рукописи кон. XVII - нач. XVIII в. Ath. Pantel. 925 (Fol. 1-261). Лит.: Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 77-79, 294-295. Πν. 7; idem . Η κκλησιαστικ μουσικ το Ελληνισμο μετ τν Αλωση (1453-1820): Σχεδασμα στορας. Αθναι, 1999 . Σ . 38, 39 ( ποσημ. 149), 131-132, 196; Πολτης Λ., Πολτη Μ. Βιβλιοϒρφοι 17ου-18ου ανα: Συνοπτικ καταϒραφ//ελτο το Ιστορικο κα Παλαιοϒραφικο Αρχεου. Αθναι, 1994. Αρ. 6: (1988-1992). Σ. 433. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова: ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки

http://pravenc.ru/text/189715.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История музыки. Византийская и поствизантийская традиция ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки

http://pravenc.ru/rubrics/123264_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История музыки. Византийская и поствизантийская традиция. Персоналии ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки

http://pravenc.ru/rubrics/123266_2.html

15. И сказал Господь Бог Ною: 16. выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою. 17. выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. 18. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним; 19. все звери, и все гады, и все птицы, всё движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега . Примерами дивного послушания животных Святым украшены многие жития угодников Божиих. Свидетельство блаженного Иоанна Мосха «Брат пришел к игумену и говорит: – Ступай в монастырь Бессов, да извести и Хорембу, чтобы пришли и оттуда. – Прости, брат, – отвечал старец, – мне совсем некого послать. Будь столь добр, сходи, пожалуйста, и скажи им сам. – Но я никогда не ходил туда и не знаю дороги, сказал брат. Тогда старец сказал собачке : – Ступай с братом в монастырь Хорембский, чтобы он дал туда известие. И собака пошла с братом и довела его до ворот монастыря. Рассказавшие это показали нам и собаку, потому что она была с ними» гл. 157, с. 380–381]. Нередко особым послушанием отличались птицы. Преподобный Венедикт Нурсийский (14 марта) «Преподобный Венедикт Нурсийский ». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ» «Преподобный Венедикт, взяв отравленную просфору, присланную ему от пресвитера Флорентия, положил ее пред вороном и сказал: – Во имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, возьми хлеб сей и занеси в такие пустынные места, где его не могли бы найти никто – ни человек, ни птица. Ворон , открыв свой клюв и каркая, стал летать вокруг того хлеба, ясно этим показывая, что он хочет послушаться повеления Преподобного , но не может, благодаря находящемуся в просфоре вредоносному диавольскому яду. Тогда человек Божий снова сказал птице : – Возьми, возьми, не бойся, – ты не отравишься этим хлебом; итак неси его в непроходную пустыню. И ворон, исполняя приказанное ему, с великим страхом взяв клювом смертоносную ту просфору, улетел; возвратившись чрез три часа, он стал питаться из рук Преподобного обычною для него пищею» с. 299–300].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А.В. Попов Речь новорукоположенному иерею Венедикту Туркевичу Приветствую тебя, возлюбленный, с благодатию священства. Ныне исполнилось хотение сердца твоего и Божие изволение о тебе, и ты призываешься к пастырскому деланию. Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом и как добрый воин Христов ( 2Тим.2:1,3 ) облекись во всеоружие Божие, дабы устоять, все преодолев ( Еф.6:13 ). Св. Апостол Павел перечисляет оружия духовного воина Христова, которыми надлежит и тебе вооружиться для успеха в предстоящем пастырском делании. Оружия эти: истина, меч духовный, иже есть глагол Божий, щит веры, броня правды и шлем спасения ( Еф.6:14–17 ). На первых двух, как на имеющих особое отношение к делу твоего благовестничества, я и остановлю твое внимание. Во второй книге Ездры повествуется, как древние мудрецы при дворе царя Дария спорили о том, что сильнее всего истина. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трепещут перед нею, и нет в ней неправды и лицеприятия, но делает она справедливое, удаляясь от всего злого. Истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. Она есть сила, и царство, и власть и величие всех веков. Благословен Бог истины (4:35–41)! Хотя и медленно, но постепенно распространяется она по лицу земли, рассеивая лучи, преодолевая препятствия и торжествуя над врагами. Многое возможешь в своей деятельности и ты, возлюбл., если препояшешься истиною. На то ты и посылаешься, чтобы свидетельствовать об истине, и делай это, не прибегая к хитрости, не употребляя обманов и лукавства, не искажая правды, как делают иногда другие, а открывая истину ( Притч.8:6–8 ; 2Кор.4:2 ), и всякий, кто от истины, послушает гласа твоего ( Иоан.18:37 ) и последует за тобою. Ревнуй об истине Божией, но употребляй для сего одни только оружия света: наставление, вразумление, убеждение с терпением, кротостью и любовию, ибо Православие есть истинный свет и не должно распространяться путем тьмы. Раскрой и покажи «где глядати правду», и правда Божия сама по себе привлечет сердца правдолюбцев, как солнце притягивает к себе живущее на земле. Не гонись при этом за внешним успехом, за большим количеством обращенных, а больше заботься о том, чтобы обращенные тобою твердо знали, в кого они уверовали, и чтобы чадца твои ходили во истине ( 2Иоан.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Духовный смысл христ. апостольства может быть понят только в связи со спасительным посланием в мир Самого Господа Иисуса Христа, к-рое предшествует и является основанием посланничества А.: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20. 21); «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин 13. 20; ср.: Ин 3. 17, 34; 5. 36; 7. 29; 8. 42; 11. 42; 17. 18; Лк 4. 18-19; 10. 16). «Посланничество Господа, как средство для человеческого спасения, и это спасение, как цель посланничества, являются весьма тесно соединенными одно с другим, выражая собою живое благоизволение Божие о спасении «всех человеков» (1 Тим 2. 4)» ( Аквилонов. С. 143-144). Служение А., находящееся, т. о., в преемственной связи со служением Господа, Который возвещал то, что слышал от «Пославшего» Его (Ин 12. 49; 14. 24), и продолжающее мессианское свидетельство о спасении мира, к-рое осуществилось в Лице Иисуса Христа, является частью плана спасения всего мира ( Венедикт. С. 22). Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Фреска капеллы св. Аполлония в Бауите (Египет). VI в. Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Фреска капеллы св. Аполлония в Бауите (Египет). VI в. На апостольское служение может поставить только Сам Бог через Своего Сына: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15. 16; ср.: Ин 6. 70; 15. 19; Мк 2. 14; 4. 19; Гал 1. 1; 1 Кор 12. 28). Именно поэтому восполнение апостольского лика происходит с помощью жребия, подтверждающего избрание апостола Самим Господом (Деян 1. 24). В этом призвании от Бога полагается и отличие А. Христа от А. Церквей (2 Кор 8. 23) и от А. «от человек» (Гал 1. 1). Несмотря на всю высоту миссии последних, их нельзя назвать носителями особой апостольской печати - личного призвания Иисусом Христом. Каждый апостол - личный посланник Господа, поэтому ап. Павел подчеркивает высоту и исключительность своего служения в Церкви как полученного от Отца через Иисуса Христа (Гал 1. 1). Избрание в А. имеет основание в вечных планах, предрешенных «прежде создания мира» (Евр 1. 4). Кроме ап. Павла, предызбранного от «утробы матери» (Гал 1. 15), пример такого предначертательного призвания дает рассказ о встрече Господа с Нафанаилом (Ин 1. 48): «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» ( Венедикт. С. 23-24).

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

Ему было открыто время его кончины, и он сказал об этом некоторым из своих учеников. За шесть дней до смерти он повелел открыть для себя гробницу. Потом стала мучить его лихорадка, слабость усилилась. На шесть дней он повелел ученикам нести себя в храм, там приготовился к смерти приобщением Тела и Крови Господних и, опираясь на руки учеников, с воздетыми к небу руками, испустил последний вздох в словах молитвы. Похоронен он был в храме св. Иоанна Крестителя, который построил сам на месте разрушенного им капища Апполона. В самом начале устроения обители, он разорил сие капище и построил храм св. Иоанну Предтече. В нем-то он и похоронен. Св. Церковь чтит память св. Венедикта 14-го марта. Родился он около 480 года, а скончался около 549 г. – Время процветания его совпадало со временем нашествия Атиллы на Римскую область. Устав пр. Венедикта в издании свв. Отцов Migne находится в 66-м томе латинской Патрологии, откуда и заимствуется он в настоящем переводе. Предисловие Слушай сын, уроки учителя и преклони к нему ухо сердца твоего; с любовью прими увещания любящего отца и исполни их делом, да трудолюбным послушанием возвратишься к Тому, от Кого отступил леностным непослушанием. К тебе здесь направляется моя речь, отрекающемуся от собственных хотений в намерении быть воином Христа Господа, Царя истинного, и приемлющему крепкое и преславное оружие послушания. Прежде всего, как бы ты ни начинал дело доброе, от Него настоятельной молитвой испрашивай сил для совершения его, и никак не допускай, чтобы Тот, Кто благоволил уже включить нас в сынов Своих был когда-нибудь оскорбляем нашими злыми делами, ибо мы должны во всякое время Ему повиноваться за все Его к нам благодеяния, чтобы иначе Он или как разгневанный Отец не лишил некогда наследия нас как непокорных сынов, или, как грозный Владыка, вознегодовав за наши злые дела, не предал непрестающему мучению нас как рабов неключимых, не захотевших идти во след Его славе. Воспрянем же, наконец, от сна, будучи возбуждаемы Писанием, говорящим: «Наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим. 13:11). И открыв наши очи для боготворного света, и трепетный слух приклонив к Божественному гласу, да внимаем, что внушает он нам, каждодневно взывая: “Если бы вы ныне послушали гласа Его: «не ожесточайте сердца вашего» (Пс. 94:7—8) и еще: «имеющий ухо» (слышать) «да слышит, что Дух говорит церквам» (Апок. 2:29). Что же глаголет он? «Придите дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12). «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Ин. 12:35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010