Скончался Государь Император Николай Павлович. Этому событию преосвященным Иннокентием было посвящено два слова. Начиная первое из них, проповедник отмечает странное совпадение обстоятельств. В четыредесятницу этого года он решил предложить своим слушателям целый ряд бесед о смерти. И вот, «думали-ль мы, что, среди сих собеседований, ужасный образ смерти предстанет, нам в лице самого возлюбленного Монарха нашего?» – Только в милосердии Божием, и достоинствах нового Императора Иннокентий почерпал утешение для своих слушателей. В мае 1855 года, оставив Одессу, Иннокентий снова отправился в Крым. «На днях думаю проведать свой Крым», писал он Макарию 29 апреля, 1855 года. «Двух скитов наших – Херсонского и Инкерманского как не бывало. Первый, строенный едва не одними слезами, пошел на топливо для французов, а второй чуть не развалился весь от английских бомб и ядер. Севастополь сделался истинною купиною, горит непрестанно и не сгорает. Это теперь Европейское кладбище. И здесь то особенно теперь во всей силе дышит и веет русский дух. Войско готово все умереть, но не уступить святого места псам, как называют врагов наши воины». В первых числах сентября 1855 года в Одессе получено было новое прискорбное известие: южная часть Севастополя была оставлена нашими войсками и занята неприятелем. Иннокентий снова не замедлил выступить перед своей паствой со словом ободрения и утешения. 4-го сентября в Одесском кафедральном соборе он произнес речь «по случаю уныния и смущения народных мыслей об оставлении нами южной части Севастополя». «Не смущают-ли братия, кого-либо из вас недавние вести с нашего полуострова?» начал он свое слово. «Кто ведает истинное положение дел и знаком с местностью Севастополя, тот нисколько не будет смущаться тем, что мы его оставили, а еще обрадуется, узнав, что мужественные защитники Севастополя нашли способ выйти с таким достоинством из своего чрезвычайно трудного и, можно сказать, смертоносного положения, продав врагу за великую цену то, что для нас уже давно потеряло свое прежнее значение, а между тем продолжало требовать непрестанно новых великих жертв».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Христиане, общники трапезы Господней! Сын Божий, возлюбивший нас до смерти, не мог больше принести жертвы за нас, как положив душу свою за нас ( Ин. 15:13 ); не мог и драгоценнее оставить залога, который бы полнее свидетельствовал о безпредельной любви Его к На, как залог священной трапезы, в которой Самого Себя предложил нам в таинственное брашно и питие. Дабы с священным желанием приобщаться нам трапезы Господней, приобщаться устами и сердцем во спасение наше, употребим несколько минут на размышление о том, с каким расположением должны мы приступать к таинственной трапезе тела и крови Христовой, дабы приобщение оной было для нас во спасение? Чтобы достойно причащаться трапезы Господней, мы должны приступать к вкушению источника бессмертного, по гласу Церкви, с верой и любовью, с благоговением и чистотой. Сия чаша новый завет в Моей крови, завещает нам Спаситель, яже за вы проливается. Новым заветом, который объемлет все новозаветное строительство спасения, здесь Спаситель преимущественно именует таинство тела и крови Своей, и чашею, употребленною Им по приспособлению к синайскому завету, при котором Моисей, окропив народ жертвенною кровью, сказал: ce кровь завета, его же завеща Господь к вам ( Исх. 24:8 ), означает вообще заветную чашу тела и крови Своей. Итак, таинство евхаристии преимущественно составляет новый завет, составляет, как совокупность как сокращение и особенный залог всего того, что Божественный Искупитель сделал для нас, что, оставляя нам, как драгоценное наследие, запечатлел Своею кровью, и смертью Своею завещал нам хранить оставленный от Него залог до скончания века. Во исполнение чего всякий раз, когда мы ядим таинственный хлеб сей и пием таинственную чашу сию, смерть Господню возвещаем, дóндеже приидет. ( 1Кор. 11:26 ). Что же завещал нам Господь в завете чаши Своей, которая есть Завет крови Его? завещал великую волю Троичного совета, завещал тайну Божественного схождения Своего на землю, что Он Единородный Сын Божий, Господь сый всех, оставив престол славы, снисшел к нам долу, как человек, открыл нам волю Отца Своего, пострадал до смерти крестной и в крестных страданиях излил Божественную кровь Свою за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

—105— найду пристанище в сокровенности крыл Твоего крова 397 – в Духе радости, неся богатство исповедания туда, где обитают празднующие в Духе, где радуются мои богоносные отцы и где Бог Отец троически воспевается бесчисленными Силами в Тебе, Сыне единородном, и Духе. Да будет так. Аминь. Ныне и присно, и во веки веков. Перевод и примечания иеромонаха Дионисия (Шленова) 1 По изданию: Datema С. Amphilochii Iconiensis opera. Corpus Christianorum. Turnhout/Leuven, 1978. S. 107122 (далее Datema 1978). 3 Holl K. Amphilohius von Ikonium in seinem Verhaltnis zu den Grossen Kappadoziern. Tübingen, 1904. 11 Исправлен не только текст Священного Писания, но и самого свт. Амфилохия: а именно строки 67 (с. 18) текста, как не согласующиеся с евангельским повествованием о Симоне фарисее ( Лк.7:3640 ). Однако несмотря на более позднюю правку, обе рукописи восходят к общему источнику IX в., более древнему, чем рукопись той же подгруппы Thessalonicensis τν Βλαταων 6. См.: Datema 1978. S. 100. 13 Помимо этой рукописи в подгруппу δ входят еще шесть, из которых можно отметить Venetus Marcianus gr. II 46 (XIII в.). 15 Название: «Иже во святых отца нашего» перед «Амфилохия» BEDMQ POVX + на святую и великую четыредесятницу ACMQ. < Р. > < OQ. > 20 ναμσσεσθε означает «лепить тесто, месить». Рукописи АС дают чтение ναλβητε «воспринимать». < Р 23. > 35 продажа (πρσις) ACD NPQ: продаешь (πρσεις) MOV: творишь (πρσσεις) ВЕХ V забота (о предательстве) (μελτη) A MNOPQ; заботишься (μελετς) CBEDVXv. < Р. > < Р. > 45 стал записывать досл. исследовал (ξτασεν) VX V : стал описывать (νγραφεν) ΒΕΜΝ: описал (νγραψεν) ACQ: < Р. < Р. > 48 шелковые (κ σηρικν) DP: из плетения, досл. из цепей (κ σειρν) СО: Серов (Σηρν) ABEMNQVX V (sc. китайские. Серы [Σρες] – жители Дальнего Востока, по всей верятности, китайцы; прилаг. σηρικς от σρ) < М. > 50 Эта дата определяется на основании следующего места из тахвиты «О смерти и последних временах»: «Эти двадцать два слова я написал тебе по порядку двадцати двух букв. Первые десять я написал в 648 году царства Александа Македонского, сына Филиппова, как и написано в конце последнего» (Parisot 1894. Col. 1044.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И мы, Господи помилуй, на всякий стих. И последи предстоятель глаголет: молитвами святых отец наших: И начинают братия от деснаго и леваго лика по чину, един по единому творити поклон, и просити и прияти прощение, от предстоятеля, подобне глаголюще: благослови отче святый, и прости мя грешнаго: и прочая. Стоящу предстоятелю посреде церкве, дондеже исполнятся вся. И приемше прощение от предстоятеля, отходим в келлии наша, глаголюще молитву сию: яже и от всякаго человека глаголется: Ненавидящих и обидящих нас: Сей чин бывает во всю святую 40-цу в повечериях. Подобает же екклисиарху и сие смотрити прилежно, да егда повечерия отпущают, быти знамению дне, сиречь прежде сомрака. [Смотри] Се убо яко предписася един день святых постов, прилежно испытавше предложихом любви вашей. Количество пения, и в нем воображенныя от святых отцев поклоны, яже несть лепо презирати, ниже великому законоположителю. Количество же дненощных, бываемых в церкви поклонов, суть 300, кроме полунощницы. Прияхом же в палестине, и в своих келлиях коемуждо пети псалтирь: и могущии убо совершают ю дненощно, овии же трижды в седмице, овии же дважды. Поклоны же творити, елико коемуждо по своей силе предстоятель вообразит о поклонех и молитве церковное законоположение    Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех и молитве умыслиша святии отцы, и церкви устав предаша: но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем. Но прежде о великих поклонех глаголем, яже во святую великую четыредесятницу поста, и во иныя посты творятся, еже выше вашей любви назнаменахом, от древних харатейных святых книг списавше, и от ведущих на сие искус испытахом, что глаголются великия поклоны? и кий образ имут творения, егда с молитвою святаго ефрема творятся? Ибо егда время приближится святым великим поклоном быти тогда кийждо воздев руце, и купно чувственныя очи и умныя возвести к Богу, якоже божественный апостол павел учит, к тимофею пиша: Хощу, рече, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Одушевленный таковыми чувствованиями, он в тех же чувствованиях страха Божия, в чувствованиях веры и упования на милосердие Божие ввел в ковчег и семейство свое, как семейство благочестивое, богобоязливое, и в роде своем непорочное. Между тем седмица вступления Ноя в ковчег была и не могла не быть во внешнем явлении стихий страшным временем предвестия всей природы к необыкновенному превращению. И при настоящем обыкновенном течении природы, когда ведренная, знойная погода переменяется в продолжительное ненастье: то воздух помрачается удушливою мглою, солнце, теряя лучи, принимает вид кровавого круга, поднимаются порывистые ветры, которые, взметая с земли пыль, а по небесному пространству отвсюду надвигая облака и темные тучи, производят страшное зрелище, при усилившейся стремительности вихря все приходит в смятение: растения и древа с шумом волнуются, здания потрясаются, воды, среди сильного волнения, в своих вместилищах, как в котле, кипят, животные скрываются в безопасные места, и все на земле, объятое страхом, трепещет от лица силы небесной. Сколь же должно быть ужасно предпотопное предвестие природы, можем только мысленно представить, а не изобразить. Таковое страшное предзнаменование не могло не пробудить и не привести в себя и беспечных; без сомнения многих погрузило даже в сокрушение и раскаяние, но это сокрушение могло быть, по благости Божией, только очистительным, но уже не могло быть спасающим от угрожавшей напасти: двери милосердия были затворены, действие наказательное началось, ковчег был не преступен и по самому обуреванию стихий, во время которого преступники находились в таком же состоянии глубокой тьмы, разрушительной бури и потрясающего страха, в каком в последующее время находились Египтяне, когда Господь навел великую тьму, мрак и бурю на жилища их – так, что в продолжение трех дней никто не вставал со своего ложа и места, и ни кто не мог видеть один другого ( Исх.10:22–23 ). 13. В противоположность Мудрости, как царице величественной, обладающей всеми досточтимыми качествами, глупость представляется в образе женщины рассеянной, волнуемой страстями, живущей во внешности и внешних чувствах, ни чем добрым не занимающейся и ничего доброго не знающей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Отметим некоторые особенности в обряде и языке киприановой псалтири. На полунощнице, после первого отделения непорочных, на слава и ныне, положено аллилуйя дважды: «аллилиа аллилиа слава тебе боже трижды (т. е. произнести три раза, в три приема) и поклоны три». В том же смысле сугубой аллилуйя нужно понимать и то, что записано после второго отделения непорочных: «аллилуйя трижды с тремя поклонами», (л. 146 об.) Замечание это дословно повторено и в копии с псалтыри Киприановой из библиотеки нашей Академии (л. 143 об.). Что это не описка, видно из замечания в конце первого отделения шестопсалмия и на конце его: «аллилуйя дважды» (л. 155, 155 об.). Число поклонов на молитве: господи владыко живота моего означается различно; 16 (четыре больших, и двенадцать малых), 15 (четыре больших и одиннадцать малых), как видно из замечаний в часослове и триоди. (Об этом будет речь ниже). В числе исполнителей службы упоминаются: уставник или канонарх, игумен, церквиначальник (экклисиарх), поп недельник (чередной священник – φημερος ερυς), установленный, нареженный брат ( ταχθες μοναχς или δελφς), олтарохранитель. Этот последний, во время шестопсалмия, «впалеет свещу и прилеплеет на святых дверцах и приходит иерей и творит молитвы (л. 155, 155 об.). Доместик. Он начинает на глас песни моисеевы или библейские в каноне (156). В меси (ν μσ – в общем собрании, в церкви) типика (τ τυπικ т. е. изобразительные) не глаголем в великую четыредесятницу, но абие на конец 9-го часа глаголем (блаженны) (л. 169) Замечание имеет тот смысл, что τα τυπικα составляют начало обедни и обедницы, но они не поются в посты, а бывает тогда известное прибавление к 9-му часу в виде блаженн и т. д. В часослове Фикары говорится, что изобразительные читаются только в те дни, когда трапеза положена два раза в день (т. е. обед и ужин) и поются два часа: третий и шестой без девятого. В восьмом члене символа веры читается: и в Духа Святаго истиннаго животворящаго (170 об). На трапезе чередной священник ударит медницу единожды (знак для чтеца), а потом трижды в чашу (171 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В общем обычным порядком отправлялась и утреня. Но по отношению к составу ее наблюдаются особенности и некоторое разнообразие. Более согласно с последованием утрени в обычном ее порядке было бы чтение шестопсалмия после обычного начала. Рукопись Синайской библиотеки 960 такое и делает указание и присоединяет далее великую ектению с составом прошений, подобным Барберинову евхологию. Но в рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 989, в которых утреня уже подверглась влиянию молебна за болящих и сама в них называется «молебном», отмечается всего лишь один псалом 142, общепринятый в молебне за болящих. Далее с интересными указаниями встречаемся относительно пения «Бог Господь» или «Аллилуия». В то время как более ранние списки указывают одно «Бог Господь» 318 или «Аллилуия» 319 , рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки объединяют то и другое пение, однако без обозначения времени того и другого пения. Но можно думать, что первоначально пение «Бог Господь» или «Аллилуия» разделяло судьбу этого пения на повседневной утрени. Для последней обычным было пение «Бог Господь», а во дни святой четыредесятницы оно сменялось пением «Аллилуия». Этот же порядок пения был принят и на утрени, как связанной с таинством елеосвящения службы. Так, в рукописи Синайской библиотеки 988 мы и читаем: «Поем «Бог Господь» на глас 6 со стихами его. Если же есть великая четыредесятница, исключая субботу и день Господень, поем «Аллилуия» со стихами его» 320 . Но уже весьма рано двойственность в пении «Бог Господь» или «Аллилуия» стала сменяться одним каким-либо пением. Барберинов евхологий, относящийся к 9 веку, указывает пение «Аллилуия» уже безотносительно к времени года. И далее после пения тропарей «Помилуй нас, Господи» и др. или же «Скорый Твой покров и помощь» мы встречаемся опять с интересными указаниями канонов, певшихся на утрени. Так, рукопись Синайской библиотеки 960 указывает молебный канон Пресвятой Богородице гласа 2 с ирмосами «Грядите людие» и тропарями «Приидите вси вернии, согласно воспоим Богородицу» 321 и др., помещаемый под соответствующим гласом в октоихе, вторым каноном на утрени среды. Другой канон указывается в рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки 8 также гласа 2: «Помощник в напастях, в бедах избавитель буди мне... Милостию Тя, Спасе, врачующего приходящих к елею сему...» Положение этого канона нам неизвестно. И третий канон, отмечаемый в рукописях рассматриваемой группы 322 , это современный канон Арсения.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Действительно, о некоторых субботах в богослужебных книгах сказано, что так именно они в эти дни и стихословятся; так, в Типиконе говорится, что в субботу Мясопустную песни Священного Писания стихословятся по этому отделу (л. 299); по тому же, без сомнения, отделу, по мысли Типикона, надобно стихословить их по субботам тогда, когда в период времени пения Октоиха настоятель изволить петь «аллилуиа» и отправлять заупокойную службу; в Триоди Постной указано по этому отделу стихословить в Сырную субботу (л. 60) и в субботу 1 седм. Великого поста (л. 131 на об.). Но что касается всех прочих суббот, не включая сюда только субботы 2, 3 и 4 седмиц Четыредесятницы и Великую, то в эти субботы, по ясному указанию Типикона, надобно стихословить по отделу: Поем Господеви (гл. 12, л. 20 на об.); мало того: даже в Сырную субботу Типикон (вопреки Триоди Постной) указывает стихословить по отделу: Поем Господеви (л. 304 на об.); может быть, тоже предполагает относительно субботы 1 седм., хотя и умалчивает 398 ; относительно же субботы 6 седм. прямо говорит (л. 332). 2) Хотя здесь во дни святых, имущих славословие, указывается песни Священного Писания стихословить по отделу: Поем Господеви; но, как выше мы видели, в 48 гл. Типикона под 23 сентября сказано: «О славословии же великом да и не почудишися. Возможно убо есть, якоже устав изъявляет, и Осмогласнику певаему, и Господеви поем, сотворити и великое славословие». Эти слова Типикона, как в своем месте мы обяснили, по всей вероятности, надобно понимать так: во дни святых с славословием, следов. при пении славословия великого, возможно петь и Господеви поем, а не Поем Господеви, но только в те дни, в которые поется Октоих, т.е. нет ни предпразднства, ни попразднства, при коих Октоих оставляется и в которые песни Священного Писания стихословятся всегда по отделу: Поем Господеви. 3) Нигде не встречается особых указаний касательно седмичных дней Сырной седмицы (понед., вторн., среды, четвер. и пятка; см. в Типик., л. 301 и дал.). Отсутствие оных ведет к мысли, что в это время песни Священного Писания надобно стихословить обыкновенным образом, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Ср. VI Всел. с объяснением. 41 . Освященному или причетнику не должно путешествовать без правильной грамоты от епископа. Ср. 9 и 13 пр. IV Всел. с объяснением. «Освященный» – значит клирик. 42 . Освященному или причетнику не должно путешествовать без повеления епископа. Это правило напоминает о подчиненности клириков и причетников епископу. Они не могут удаляться с места своего служения без разрешения епископа. 43 . Не подобает слугам церковным и на малое время оставлять двери, дабы в молитвословии упражняться. 44 . Не подобает женщине в алтарь входить. 45 . По двух седмицах Четыредесятницы не должно принимать ко Крещению. Правило сие относится ко Крещению возрастных, которое, по древнему обычаю, совершалось в Великую Субботу. Кто с начала Четыредесятницы, или, по крайней мере, в течение двух первых недель ее, не изъявил решительного желания принять Крещение и не начал готовиться, того правило не позволяет принимать ко Крещению в сию Четыредесятницу, а ожидать дальнейшего усмотрения его усердия к вере. В древности старались время крещения новообращенных приурочивать к Великой Субботе. Перед тем они должны были соблюдать строгий пост в течение всей Четыредесятницы (вначале которой им нарекалось имя), о чем заранее извещался епископ. По истечении двух седмиц Четыредесятницы они не могли быть причислены к крещаемым в Вел. Субботу, ибо пост их не был достаточно длительным. К таким лицам только и относится настоящее правило, не исключая возможности для оглашенных получать крещение в другие дни года. 46 . Крещаемым должно изучать веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам. Настоящее правило повторено в 78 пр. VI Всел. Еп. Никодим вслед за Зонарой полагает, что оно имело в виду не только Великий Четверг: готовящиеся ко Крещению должны были вообще именно по четвергам являться для испытания своих знаний в области веры. 47 . В болезни принявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучать веру, и познавать, что Божественного дара сподобились. Тяжелоболящим сокращались сроки приготовления ко Крещению. Настоящее правило, допуская это, указывает на необходимость таким лицам после Крещения пополнять свои знания о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

  Беседа VI. И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, 1. Хочу обратиться к обычному учению, но останавливаюсь и медлю; облако уныния нашло на ум мой, возмутило и разстроило его; а лучше сказать, облако не только уныния, но и гнева, и я не знаю, что мне делать, - такое смущение овладело моею душею. В самом деле, как подумаю, что лишь только диавол немного дунул, вы, забыв наше непрерывное учение и каждодневное увещание, все побежали на сатанинское то позорище, когда случились конския скачки, то могу ли с ревностию опять предлагать вам учение, когда все прежнее так скоро исчезло? Особенно увеличивает мою скорбь и усиливает мой гнев то, что вы, вместе с нашим увещанием, выбросили из души своей и благоговение к святой четыредесятнице и таким образом сами отдались в сети диавола. Как может кто-либо, хотя бы у него была каменная душа, легко перенести такую небрежность вашу? Стыжусь, поверьте, и краснею, когда вижу, что мы напрасно трудимся и бросаем семя на камни. Но слушаете ли вы слова мои или не слушаете, назначенная награда будет мне, потому что я исполнил весь долг свой, отдал серебро, сделал внушение. Только боюсь и безпокоюсь, чтобы чрез это самое мне не сделаться виновником большаго вашего осуждения. Раб мой, сказано, ведевый волю господина своего, и не сотворивый, биен будет много (Лук. XII, 47). Никто из вас не может уже сослаться на незнание, когда мы ежедневно так внушаем вам одно и то же, и показываем диавольския сети и великую легкость добродетели, если только захотим быть бдительными. Или не знаете, что тех, которые так нерадят о своем спасении, и иногда приходят сюда, а в другое время сами отдаются в сети диавола, божественное Писание сравнивает со псами? Человек, говорит оно, отвращающийся от греха своего и опять возвращающийся к нему, подобен псу, возвращающемуся на своя блевотины (Прит. XXVI, 11). Вот, кому стали подобны убежавшие на нечестивое то зрелище. Не слышали ли вы, что сказал Христос: всяк, слышай словеса Моя сия и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся, и бе разрушение ея велие (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010