12 мр. гл. 26 марта). 655 В 12 мрк. гл. сказано: кондак дне. Слава, и ныне праздника. Под кондаком дне здесь разумеется кондак Триоди: см. послед. св. и Вел. понедельника, Тип., л. 336. 656 О молитвословиях: „Слава, и ныне, Честнейшую херувим.... Именем Господним благослови, отче, и Боже, ущодри ны“...в последовании изобразительных Типикон не упоминает только тогда, когда говорит о богослужении тех дней, в которые не назначает поклонов (Тип., л. 132 на обор. 213, 214 на обор., 339 на обор., 343 на обор., и 350 на обор.). На часах же и при поклонах и без поклонов всегда указывает на них. 657 Вседневная вечерня, отправляемая в понедельник, вторник и четверток св. Четыредесятницы, равно как вечерня среды и пятка Сырной седмицы, не имеют начального возгласа: Благословен Бог... (см. последование понедельника 1-й седм. Вел. поста и последование Сырной среды). 658 В 49 гл. Типикона не говорится ни об облачении священника, ни об отверзтии царских врат; но на основании тех предписаний Типикона, которые нам известны из предыдущего, священник должен быть в епитрахили (без фелони), а завеса царских врат должна быть отверзта от начала до конца вечерни. 659 В последовании понедельника 1 седмицы Вел. поста (Тип., гл. 49, не сказано что иерей произносит вел. ектению; но это само собою разумеется, судя, напр., по тому, что в нем говорится о вседневной вечерни, поемой не во дни Велик. поста, или же о вечерни, отправляемой в недели (накануне понедельников) св. Четыредесятницы. По изданию Киево-печ. лавры диакон не принимает никакого участия в отправлении богослужения на вседневных вечернях, как той, которая поется не во дни Вел. поста, так и той, которая отправляется в понед., вторн. и четверт. Вел. поста. Следовательно, по этому изд. великую ектению на сей вечерни произносит священник. Но по московскому изд. Служб на каждый день 1-я седм. св. Четыред. её произносит диакон (л. 65 на обор.). 660 В 49 гл. Типикона об этой ектении умолчено, но она произносится на основании указаний 9 гл. В особ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

V, 46), но и к такому состоянию души, чтобы кротко смотреть и на врагов и показывать к ним великую любовь. Если приходя сюда каждый день, и постоянно слушая и пользуясь такими наставлениями и получая от поста помощь, не победим вышесказанных и других возникающих в нас страстей, то какое будет нам прощение, какое оправдание? Скажи мне, пожалуйста, если бы ты видел, что сын твой каждый день ходит в училище, и, хотя времени проходит много, но он ничего не приобретает там, снес ли бы ты это терпеливо? Не наказал ли бы и отрока, не упрекнул ли бы и учителя? А потом, если бы узнал, что со стороны учителя сделано все и ничего не опущено, и что причиною всего была леность отрока, не обратил ли бы ты весь гнев свой на отрока, перестав винить учителя? То же самое должно быть и здесь. Мы, как поставленные (на степень учителей) благодатию Божиею, каждый день созываем вас, как духовных детей, в это училище, и предлагаем вам спасительное наставление, при чем не свои вымыслы сообщаем, но излагаем учение, дарованное нам от Господа в божественном Писании, - его мы открыто излагаем и постоянно внушаем. Итак, когда мы употребляем все старание и заботливость, и ежедневно ведем вас на путь добродетели, вы же будете оставаться в том же состоянии, то подумайте, какая будет и нам скорбь, какое и вам осуждение, чтобы не сказать больше? Конечно, нас освобождает от всякой ответственности то, что мы не опустили ничего потребнаго к вашему назиданию; однакож, так как мы заботимся о вашем спасении, то и не можем легко переносить (вашей безпечности). И учитель, когда не замечает в ученике никакого плода от своего старания, не мало скорбит и болезнует, видя, что напрасно трудится. 4. Это говорю теперь не для того, чтобы опечалить вашу любовь, но чтобы возбудить и расположить вас не изнурять только тело постом и не проводить дни св. четыредесятницы напрасно и без пользы. И что говорю -дни св. четыредесятницы, когда нам нельзя ни одного дня, по возможности во всю нашу жизнь, проводить так, чтобы в течение его не приобресть себе духовнаго плода - или молитвою, или исповеданием, или милостынею, или каким-нибудь другим духовным делом? Если Павел, такой великий муж, слышавший те неизреченныя слова, коих никто не слыхал до сегодня, взывал о себе: во всяк день умираю, тако ми ваша похвала (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

   2. Но чтобы не слишком распространять это слово, вы, как разумные люди, можете сами сообразить и все прочее: «даждь, — сказано, — премудрому вину, и премудрейший будет» (Притч.9:9). Не на нашей только пище это можно видеть, но и на пище бессловесных. И из других многих вещей можете, если захотите, узнать чрез исследование неизреченную премудрость и безмерную благость высочайшего Художника-Бога, узнать то, что все твари созданы с некоторою разумною целию. Таково же найдем мы и установление для нас св. четыредесятницы. Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом опять продолжать путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы, переплыв много волн и выдержав напоры ветров, могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять зачать плавание, — так и в настоящее время св. четыредесятницы вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня в седмице, как бы постоялые домы и гостиницы, как бы берега и пристани, для краткого отдохновения, чтобы совершающие это доброе и спасительное путешествие, и тело успокоив несколько от трудов поста, и душу ободрив, опять, по прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же путь. Вот и мы, так как ныне день отдохновения, попросим вашу любовь заботливо хранить приобретенные вами от поста плоды, дабы, отдохнув несколько, вам прибавить новые плоды к прежним, и таким образом мало-помалу собрав великую прибыль, сретить день Господень, и ввести в пристань св. праздника полным духовный свой корабль. Если все создания Господни, как показало наше слово и как свидетельствует опыт, совершены с разумною целию, для удовлетворения необходимой потребности, то и наши дела должны быть совершаемы не просто и не напрасно, но с пользою для нашего спасения. И занимающиеся мирскими делами никогда не решатся приступить к делу, пока не увидят выгоды от этого; тем более нам нужно поступать так и не проводить постные седмицы небрежно, но вопрошать свою совесть, испытывать ум и смотреть, что хорошо сделано нами в ту, что в другую неделю, какое приобретение мы получили в следующую, какую из своих страстей исправили.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Убо силы Небесные, Ангелы Божии не ныне токмо, но всегда от Св. Крещения пребывают с нами, и служат с нами и нам, яко служебные дуси, посылаемые от Бога для желающих и ищущих вечного о Христе Иисусе спасения. Ныне же, во дни Святой и великой Четыредесятницы Силы Небесные, Ангелы Божии сопребывают нам и служат с нами с большею своею Ангельскою радостью, нежели в иное время; с большею готовностью и свободою, нежели в другие дни. Почему? Потому что бесплотные дуси небесные любят с нами быть тогда, как мы пребываем в воздержании и свою плоть, утучненную брашнами, очищаем и утончаем. Нынешнее же время, время Св. Четыредесятницы и есть время воздержания. Святые Небесные Силы желают и могут безотлучно присутствовать при нас тогда, как мы часто и неленостно упражняемся в молитве и в обращении ума и сердца нашего к Богу. А Св. Четыредесятница есть нарочитое время молитвы и призывания Бога. Великую и неизреченную радость ощущают Ангелы Божии, видя и единого грешника раскаивающегося и свергающего с себя бремя греховное пред отцом духовным; и там и тогда, где и когда зрят они покаяние и слезы, вся их любовь, все внимание, весь взор и вся радость. А Св. Четыредесятница есть время общего торжественного нашего покаяния, есть время общего очищения от грехов. И вот почему ныне наипаче Силы Небесные с нами невидимо служат. И здесь ли только, в храмах Божиих Силы Небесные с нами невидимо находятся и служат? Нет, возлюбл., Ангелы Божии, Силы Небесные пребывают и присутствуют незримо и в домах ваших с вами, если только в домах ваших живут с вами и страх Господень, и любовь к Господу; и страх и отвращение ко греху и дьяволу ; и хранение заповедей Божиих; и мир и согласие. Если, говорю, живут с вами в домах ваших сии добродетели и не обретается ни один грех, вопиющий на небо, то, что ни делается, у вас Ангел Божий неотступно. Молится ли кто из вас Господу Богу утром и вечером, яко отец семейства, купно с семейством, с детьми, с их матерью? Ангел Божий тогда с ними и среди них. Вкушаете ли с благодарением Богу и в тишине пищу и питие? Ангел Божий тогда при вас. Предпринимаете ли какое-либо честное дело, и труд благословенный, в благословенное время? Ангел Божий вам тогда споспешник. Оставляет ли кто дом свой и отправляется в путь благословенный? Ангелы Божии, как Товии, ему спутники. И Ангелы Божии, яко старейшие любвеобильные наши братья, выну будут с нами, будут во всех путях наших сопутниками; во всех делах и трудах наших споспешниками; во всех опасностях видимых и невидимых Хранителями и блюстителями; во всех недоумениях и неразумии наших наставниками; во всех скорбях и горестях наших утешителями будут; токмо мы, о возлюбл., потщимся хранить и исполнять то, что приятно Ангелам Божиим и что внушают они нам и чего требуют. Что такое?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Лик: И духови твоему. Иерей: Глава нашя Господеви приклоним. Иерей: Глава нашя Господеви приклоним. Лик: Тебе, Господи. Лик: Тебе, Господи. Возгл.: Твое бо есть, еже миловати. Возгл.: Твое бо есть, еже миловати. Стихиры на стиховне. Благо есть исповедатися Господеви. Трисвятое. Отче наш. Возгл.: Яко Твое есть Царство. В великую Четыредесятницу. Четыредесятницу. Тропарь святому Тропарь: В храме или праздника. стояще славы. Слава и ныне. Богородичен. Ектения: Помилуй Господи, помилуй, нас Боже. 40 раз. Возгл.: Яко Слава и ныне. милостив и человеколюбец. Лик: Аминь. Аминь. Диакон: Премудрость. Иерей: Честнейшую Премудрость. Херувим. Лик: Благослови. Лик: Благослови. Именем Господним благослови, отче. Иерей: Сый благословен. Иерей: Сый Иерей: Сый благословен. благословен. Лик: Утверди, Боже, Благочестивейшаго. Лик: Утверди, Боже, Лик: Небесный Благочестивейшаго. Царю, верного Императора нашего. Иерей: «Господи и Владыко живота моего», поклоны – три или шестнадцать. Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас. Лик: Честнейшую Херувим. Иерей: Слава Тебе, Христе Боже. Лик: Слава и ныне. Господи, помилуй, трижды. Благослови. Отпуст великий. Пред началом утрени (ρφρος) иерей отверзает тафтою устроенную завесу, сущую внутрь Царских врат (Тип., гл. 7). Утреня начинается благословением священника. Иерей, стоя пред трапезою и начертывая кадильницею крест, глаголет: «Благословен Бог наш» (Тип., гл. 7). Засим чтец произносит: «Приидите, поклонимся», трижды. После «Приидите, поклонимся» или после указанных молитвословий чтец читает два псалма. В первом из сих псалмов ( Пс.19 ) заключается следующая молитва: «Господи, спаси, Царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя». Другой псалом ( Пс.20 ) начинается словами: «Господи, силою Твоею возвеселится Царь и о спасении Твоем возрадуется зело». Этот весь псалом состоит из молений о Царе 422 . Сии псалмы глаголются косно (т. е. медленно), за еже священнику кадити (Часосл.). Утреннее каждение уподобляется тому, которое заповедано было Богом в Ветхом Завете: «Да кадит Аарон (над кивотом) фимиамом сложенным благовонным рано, рано» ( Исх.30:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но, по Симеону Фессалоникийскому, несовершенные в схиме должны усовершенствоваться, дабы не умереть несовершенными... И как некрещенный не есть христианин, так и тот, кто не принял полной схимы, не есть монах (т. е. совершенный). Некоторые принимали и принимают сначала малую схиму, потом великую, в разные времена, лучше, однако же, и точнее (κρβστερον) поступают те, которые сразу принимают великую схиму, потому что, таким образом, самим делом осуществляют единую и единственную схиму, какой она должна быть по преданию. Молитва, напечатанная в книжке оглашений Студита, об авторе которой говорится, что он принял сначала малую и потом великую схиму, эта молитва , при всем своем внутреннем достоинстве, не принадлежит самому Студиту, но некоему Феодосию, как это видно из неё самой. Каждое время удобно для принятия монашества, но всего приличнее для сего время четыредесятницы, как время покаяния (25 отв. Сим. Фессал.) ... 45-е 6-го.Черная одежда монахов означает, по Пахимерию, то, что они живут уединенно (μοναχικς πολιτεονται), сосредоточиваясь в себе самих, как черный цвет собирает в себе свет (συμμαζωνει τν ιν ες αυτ) … Ηο не одни черные одежды свойственны монахам, а и светлые, такие, которые не очень черны и не очень белы, а состоят из черного и белого... (Здесь в Пидалионе излагается значение всех принадлежностей монашеского одеяния – по Сим. Фессал., Кириллу Иерус. и др.). 42-е 6-го. Монахи должны надлежащим образом (συμμτρως) подстригать свои волосы, потому что настоящее время для них есть время печали, а по слову Божию ( Ис.22:12 ) знак печали есть острижение головы. И если, по Ап. Павлу, вообще всякий мужчина, имеющий косу (χων μλλιας – ασχημον) посрамляется, то тем более посрамляют себя монахи, если растят косы (τρφοντες μλλιας), если же вообще все монахи должны прилично подстригать свои волосы, то тем более молодые монахи и дьяконы, живущие в монастырях, или кельях, потому что эти сколько своим безбородым лицом могут соблазнять других, столько же и длинными, расчесанными волосами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

в великий четверток, в великую субботу и в Светлое Воскресенье, а также в день памяти апостолов, вместо причащения, принимает богоявленскую воду, причём монахам разрешается есть сыр и яйца, а мирянам мясо. Теперь автор готов наконец приступить к изложению своих правил о пище, питье и молитве, но и тут ещё уклоняется в сторону, считая нужным сказать предварительно о том, как духовник должен распрашивать женщин о разных способах вытравления плода и детоубийства, а также о практикуемой между женщинами малакии, и затем, сделав оговорку о применении нижеследующих трёх οιαφορα ко всем, за исключением рабов и рабынь как находящихся не в своей власти, излагает три определения (ροι) о пище и питье, различающиеся одно от другого постепенным смягчением, и столько же определений о молитве в таковой же последовательности смягчения. В первом определении говорится, что по понедельникам, средам и пятницам епитимийцы могут употреблять масло и рыбу, но не сыр, не мясо и не яйца, – по вторникам и четвергам могут есть всё, кроме мяса, – по субботам и воскресеньям употреблять и мясо и вино наравне с теми, кто не несёт епитимии, – точно также во все праздники господние, богородичные и каждого из 12-ти апостолов, хотя бы праздники пали на среду или пятницу, – подобным же образом в праздник Предтечи, двенадцатиднев (т.е. святочное время), пасхальную неделю и неделю Св. Духа. От антипасхи (т.е. Фомина воскр.) до пятидесятницы среды и пятницы должны соблюдаться в посте, а в две заговенные или мясопустные недели эти два дня должны быть проводимы в посте даже до позднего вечера. От вина рекомендуется воздерживаться во все дни, кроме воскресенья, субботы и праздников, или по крайней мере по средам и по пятницам; но если бы кто решился воздерживаться от него вообще, не исключая субботних, воскресных и праздничных дней, стяжал бы великую награду. Во время двух четыредесятниц св. Филиппа (рождеств. пост) и св. апостолов (петровки) мирским следует воздерживаться от мяса, а монахам от сыра и яиц, за исключением дня Предтечи солнцеповорота (т. е. 24 июня) и на святое святых 40 , если того пожелают. В великую четыредесятницу мирские по возможности воздерживаются от рыбы, за исключением субботы и воскресных дней, а монахи от масла, воздерживаются также и от вина, во всяком же случае должны проводить в строгом посте всю первую и всю последнюю неделю, только в великий четверток позволяя себе выпить немного вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Священници носят белыя священныя одежды, да является в них чистота благодати и светлое. Многажды же облачаются и в червленыя одежды во Святую и Великую четыредесятницу. Знамение есть, да плачем греха нашего и за Оного, Иже заклан бысть нас ради, да подражаем Его, егда воспомянем святыя Его страсти. Нецыи священници крестоноснии и нецыи архимандрита носят ипогонатия 135 . Сие дается им от архиерея, яко же и крест. Зане никто же может носити кресты в фелони и на главе и ипогонатий, кроме архиерея. Обаче сии, внегда рукополагаются, первии 136 иным. Дадеся им благодать носити крест на главе и ипогонатий, ибо вкупе со священством имут и суда рукоположение и некую службу великую церковную. И инии паки бывают пастырие душям и строителие и носят некая знамения перваго Пастыря, понеже Онаго подражают. Глава 40. Что являет оброснение 137 главы священника Оброснение же главы священника, еже есть оброснение круглое, по круглости главы, есть вместо венца терноваго, егоже носи Христос. Еще же образует главу апостола Петра, юже постригоша непокоривии за учение его, егда послан есть от Господа научити языки – непокоривии же поругашася ему. Ту главу учитель Христос благослови и сотвори безчестие – честь и поругание – славу. Ибо положи на главу его венец не от камений честных, но с каменем веры, иже сияет паче злата и камений честных. Ибо верх украшен, и венец с двеманадесяте камени – суть апостоли. Камень же есть всесвятейший апостол 138 , архиерарх Христов. Глава 41. Что являет одежда священника Одежда священника есть, яко же бяше святая одежда Ааронова – долга, даже до ногу, и красна, по пророку, глаголавшему: творяй ангелы Своя духи и слуги Своя – огнь палящъ 139 . (Глаголет): Бог – Он, Иже сотвори посланники Своя духи. Дух бо есть Бог, дух и ангел – сиречь существо, еже ниже зрится, ниже объемлется. Дух и душа человеческая словесная, дух и ветр. И слуги Своя – огнь палящъ. «И рабы Своя – свет, иже светит и палит». И паки: кто сей. приходяй от Едома? Едом толкуется «земный», или «избранный», или «червленый». Таже глаголет: червленость риз его – от винограда Восора. Чесо ради суть ризы твоя червлены, яко от прания гроздий? Являет одежду Христову, сиречь плоть, яко омочися кровию на кресте. И паки, яко носи червлену ризу Христос, в страсти грядый на крест. Сею одеждею показуют архиерее, коего Архиереа суть слузи и поборници. Глава 42. Чесо ради не опоясуют священници фелониа

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

669 Жаловали его рясами и другими разными вещами, из чего он, все архиерейское одеяние себе на смертный час приготовив, завеща служащим при себе, дабы по преставлении в оном одеянии положен был, что и сделано по завещанию его. Тое одеяние и доныне на нем обретается. 670 Имеяше святый Димитрий обыкновение таковое: аще когда почувствует в себе каковую болезнь и начнет изнемогали, тогда пришлет в семинарию и прикажет семинаристам на воспоминание пяти язв Христовых, 671 яже бяху в пречистых его руках и ногах и в прободенной ребре даже до сердца, по пяти крат молитву «Отче наш» 672 прочитати. И тогда бывало ему отраднее, а изнемогал часто. Посещая же семинарию свою, учеников увещаваше, дабы житие свое провождали в воздержании, целомудрии и чистоте и дабы, призывая себе в помощь премудрости наставника и смысла подателя Бога, к учению всевозможное прилагали тщание. Между тем и сие часто к ним глаголаше: «Аще аз сподоблюся от Господа получити милость, тогда и об вас буду его молити, дабы и вы токожде получили от него милость, писано бо есть: «Да идеже аз, ту и слуга мой будет " ». 673 Служителей же своих и прочих при нем находящихся учил, егда ударяют часы, на всякое ударение ограждати себя знамением честнаго креста и прочитати тихо молитву: «Богородице Дево, радуйся». 674 Аще же кто из домовых его служителей прилучится быти имянинник и придет к нему с почестию, оных благословлял образами, а естьли образа не случится, тогда жаловал деньгами по разсмотрению. Часто подданых поучая посту прилежати, объядения же и пиянства бегати, сам собою прежде пример того показываше: по вся бо дни, кроме праздников, в воздержании мало вкушая токмо телесныя ради потребы, во святую же Великую четыредесятницу 675 в первую неделю единожды пищи употребляше, такожде и в Страстную, 676 токмо в Великий четверток единожды, 677 а в протчыя дни пребываше в молитвах, постяся. Сей богобоязнивый муж был остраго разума, великаго просвещения, искусный в славянском, латинском, греческом, еврейском и польском языках, 678 великую имел склонность к наукам, любил добродетельных и честных людей, к вышшым был почтителен, к равным благосклонен, любовен, приветлив, к подчиненным милостив, к нещастным сострадателен, к неимущим благотворителен, к бедным весьма щедр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010