Христиане постились чаще иудеев, но образ пощения был почти одинаков, и сопровождался естественными знаками печали. Пост существенно состоял в том, чтобы есть однажды в день к вечеру, то есть, только ужинать, воздерживаться от вина и яств наиболее вкусных или питательных, и провождать день в уединении и молитве. С постом всегда соединяли милостыню; и сам пост доставлял к тому средства, ибо при нем сберегалась часть обыкновенных расходов. Пить прежде или после стола почитали они нарушением поста. В первые времена, те только посты считали за повеленные в новом законе, которые предшествовали Пасхе, то есть, Великий Пост. Были и другие посты, по набожности токмо употреблявшиеся, как-то в среду и пятницу каждой недели, и посты, установляемые епископами в чрезвычайных нуждах церкви, и наконец посты четырех времен года, дабы покаянием освятить различные времена года. Посты были различны и троякого рода: посты стояний, оканчивавшиеся в три часа по полудни, и называвшиеся также полу-постами; пост великий, продолжавшийся до шести часов вечера и до захождения солнца; пост сугубой, когда целой день ничего не вкушали. Постились таким образом в великую субботу; а некоторые кроме сего и в великую пятницу, иные проводили три дня, другие четыре, некоторые же наконец и все шесть дней страстной недели, не приемля пищи каждой по своим силам. Степени пощения были также различны, одни не ели ничего вареного, а другие ограничивались сухоядением, воздерживаясь не токмо от мяса и вина, но и от всех винных и сочных плодов, и вкушая с хлебом токмо орехи, миндаль и подобные плоды. В торжественные посты церкви, особенно же в четыредесятницу, никто не был от оных увольняем, и ни состояние, ни возраст, не были приемлемы законными оправданиями. все дела прекращались: в многолюднейших городах было столь же тихо, как и в пустынях, наипаче же по даровании религии спокойствия. Верные большую часть дня проводили во храмах; молились, слушали чтения и поучения; из чего следует, что служба в сии дни всегда была весьма продолжительна. В течении поста не совершали браков; отказывались от самых невинных позволенных увеселений; не разбирали тяжб; не носили оружия; не предпринимали даже путешествия без величайшей нужды; и все спасительные обряды сии наблюдались еще благоговейно в великий Пост в IX веке. Но где ныне сия благочестивая ревность? Нравы духовенства

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Совершение Преждеосвященной литургии на вечерне, и вообще совершение литургии на вечерне яснее всего показывает, что вечерня связана с двумя днями и к двум дням относится. В Великую Субботу литургия совершается на вечерне, и это литургия не первого дня Пасхи, а Великой Субботы, потому что вечерня завершает уходящий день. После вечерни литургия совершается в особые дни года: в Великую Субботу, в Великий Четверг, в Рождественский и Крещенский сочельники. Также если Благовещение попадет на будний день Четыредесятницы, то полная литургия тоже совершается на вечерне. Преждеосвященная литургия всегда совершается на вечерни. Что это значит? Реально мы с вами чувствуем, что служба чуть длиннее, чем просто полная литургия. На самом деле мы бы должны это чувствовать острее и сильнее, потому что вечерня в эти дни должна совершаться пополудни (в 3-4 часа дня). И поэтому целый день мы с вами пребываем в совершенном посте — ведь чтобы участвовать в Евхаристии, надо ничего не есть (на литургическом языке это называется совершенным постом, в отличие от поста аскетического, когда нельзя есть определенных видов пищи). В 3-4 часа пополудни начинается девятый час, изобразительны, вечерня и литургия; таким образом причастие будет уже ближе к вечеру. Назначение литургии на вечерне — это не формальность, а предписание, полное глубокого смысла: оно выделяет определенные дни года, которые чада церковные должны провести в совершенном посте, в напряженном ожидании литургии и Причастия Св. Тайн. Эти дни несут на себе совершенно особую печать, и мы с вами, хотя и не постимся до вечера, должны это знать. Сейчас во многих Православных Церквах в странах Запада Преждеосвященную литургию совершают именно вечером, как того и требует Устав. Надо заметить, что в этом случае на службу могут прийти те, кто работают днем. Ведь человек, работающий пять дней в неделю, порой может так и не побывать ни на одной преждеосвященной за весь Пост. Священный Синод Московской Патриархии в 1968 году вынес следующее определение:

http://pravmir.ru/liturgii-v-dni-velikog...

Боголюбезнейший архидиакон обрадовал 536 меня недавно, сообщивши о присутствии твоего великолепия, наполнил душу удовольствием, окрылил ее надеждами, приготовил путь к лицезрению и заставил грезить этим ночью и мечтать с наступлением дня. Так я провел святую четыредесятницу, ожидая насладиться сообществом с тобою, но я обманулся в своих надеждах и как бы во сне насладился радостью. Впрочем, я не жалуюсь на него (архидиакона); – в этом он сделал мне великую приятность, ибо ты приносишь нам величайшее утешение, – доставляешь ли нам такой сон 537 или грезишься как-нибудь днем. Главным образом я желаю знать, кем я обманут, – не для того, чтобы возводить обвинения на обманувшего, но чтобы засвидетельствовать благодарность: ведь я не малую пользу получил и от обмана. Если же тебе кажется, что следует доставить истину тем извещениям 538 , и если (к сему) не препятствует ничто из необходимейшего, то доставь себе благословение святых, а мне – твое сообщество, которое я считаю любезнейшим всего. Письмо 196. ( XV ). Епископу Константинопольскому Проклу 539 Мы, превитая в маленьких и крайне пустынных городках 540 , часто негодуем на самую жизнь, терзаемые приходящими и нуждающимися в какой-либо помощи. Ваша же святость, обитая в городе, а – лучше сказать – в таком город., который вмещает целое море людей и заключает в себе вселенную и принимает в себя людей, отовсюду притекающих на подобие рек, заботится не только о них, но и о населяющих всю нашу вселенную. И если кто-нибудь нуждается в письмах к кому-либо, то вы не посылаете их так, как это обычно лицам, занятым массою хлопот, т. е. не вникнув в дело [для отписки], без надлежащей обработки (своих писем) и без тщательности, но в ваших письмах соединяются вместе: и красота выражений, и обилие мыслей, и стройность расположения, и почтительность, ласкающая принимающих эти письма, и высшее из всех этих превосходных качеств – всюду проглядывающая в словах умеренность помышлений ( πανθοσα τος λγος το φρονματος μετριτης) 541 . Приняв от вашей святости такие письма, сильно дивимся мы вашему апостольскому уму и находим приличествующим вам следующее божественное изречение; сердце наше распространися: не тесно вмещается в нас (2 Кор. VI, 11. 12)· Посему мы молим Бога всяческих, чтобы ваша святость возможно дольше держала кормило (правления), дабы корабль Церкви продолжал плыть при попутных ветрах. Мы любим славнейшаго и вернейшего трибуна Навкратиана и за чистоту его нравов ( δι τν τν θν ατο καλοκγαθαν) и за великую кротость, а получив письма твоей святости, я стал вдвое больше любить, ценить и чтить этого мужа 542 . Письмо 197. (XVII). Комиту «Востока» Диониеию 543

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Мол. 8. Служ. и дай же нам сон безбоязнен иже еси в покой помощи нашей рекл, треб. и дай же нам сон его же в упокоение нощи нашей даровал еси; служ. умиляющеся, треб. поуверзаеми. Мол. 10. В служебнике надписываемая в поклонение главы, соответствует 11-ой требника, а 10-я в требнике, лишняя против служебника, называется молитвой прилежного моления. Итак, мы будем сравнивать 10-ю мол. служебника с 11 требника. Служ. нечеловеческия чающе помощи, но твоея ожидающе милости, треб. не от человека ожидающе помощи, но твою чающе милость; служ. от всякаго гнева и от всякоя противнаго детели и от смысл суетных и от всех похотий неприязнин (sic). Треб. от всякаго врага и от всякаго спротивнодейства, помыслы суетными и вспоминании лукавыми. Молитвы утренние. Сл. л. 116 об. Треб. 59. Из них мы выпишем 10-ю «на хвалите Господа с небес». Служ. Боже, Боже наш составлей мысленныя силы волею своею, тебе ся молим и тебе ся милием прими славословление наше и богатыми дарми твоея благости воздаждь нам, хвалим непрестанно от всея твари твоея, яко тебе покланяеть всяко колено небесных и земных и преисподних и всяк дух, всяка тварь хвалит непостижную твою славу. Треб. Боже, Боже наш иже умныя и словесныя представивый силы своею волею, тебе приносим и тебе ся молим, приими нашее со всем созданием твоим еже по силе славословие и богатыми твоея благости воздай же даровании, яко тебе преклоняется всяко колено небесных, земных и преисподних и всяко дыхание и создание хвалит непостижимую ти славу. Приложение V. От типика святыя горы о поклонех. (Псалтирь митрополита Киприана л. 191 об). Отдаютжеся (прекращаются) поклоны святыя четыредесятницы в церкви многая убо коленопреклонения в великую среду, а иже посреде собрании и 3 великия отпустная (т. е. поклоны на отпусте) в пяток на вечерни бывают. Имущии же заповедь и произволяющии рекше в великую субботу в келиях своих творят (т. е. поклоны), судивше се (на том основании), яко за еже имети сей субботе пост паче всего лета, (в) субботу елико может койждо творит и тако отдаваются, и паки от всех святых начинают коленопреклонения. В прочая же дни лета, егда несть праздник, по скончании же 9-го часа в пяток отдаются и даже до вечерни недельныя от сподоби господи в вечер сей без греха и паки начинаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Без сомнения, об этом услышали бы соседние города, вернее же не только соседние, а и до самых концов земли дошла бы молва, так как естественно, что и торговцы, имеющие с вами сношения, и другие, приходящие оттуда, рассказали бы обо всем этом. Многие, когда хвалят другие города, указывают на гавани, на рынок, на богатство товаров: дайте же приходящим сюда возможность говорить, что того, что есть в Антиохии, нельзя видеть нигде в других городах, так как люди, обитающие в этом городе, предпочтут скорее вырезать язык, чем произнести клятву. Это нам будет украшением и твердыней; мало того — доставит еще и великую награду, так как несомненно, что вам станут соревновать и подражать другие. А если приобретший даже одного или двоих получит у Бога великую награду, то какого вознаграждения не получите вы, воспитывающие всю вселенную? Итак, должно стараться бодрствовать и трезвиться, зная, что мы получим величайшее воздаяние не только за собственное исправление, но и за исправление других, и найдем великое благоволение у Бога, которое все мы непрестанно получая, да достигнем царства небесного во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. О СТАТУЯХ БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ О том, что поста четыредесятницы недостаточно для приготовления к приобщению, а требуется преимущественно душевная добродетель; также о том, как возможно не злопамятствовать, — что у Бога много значит этот закон, и что злопамятство, еще до геенны, наказывает преданных ему; наконец, о воздержании от клятв, и о не переставших клясться.   Недостаточность сорокодневного пощения для надлежащего приготовления к пасхальному причащению. — Прежде и более всего необходима добродетель. — Увещание забывать обиды. — Мщение за обиды мучит людей раньше огня адского. — Не должно клясться. — О тех, которые еще не исправились от этой дурной привычки.   В РЕМЯ подходит у нас уже к концу поста: посему и мы предадимся большей (ревности о) добродетели. Как бегущим (на ристалище) нет никакой прибыли (от того, что бегут), если они не получают наград; так и нам не будет никакой пользы от множества трудов и подвигов в течение поста, если не будем в состоянии вкусить священной трапезы с чистою совестью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Все старые продукты – и с плесенью, и с жучками – Старец откладывал на Великий пост , видимо, из тех соображений, что Великим постом съедят все. Поэтому мы знали, что если Старец хранил червивую фасоль, то, значит, Четыредесятница у нас будет скоромной. Желудку было тяжко. По ночам – бдение с двойным правилом, а днем – работа. Мы таскали доски, пшеницу, цемент. Даже животные не стали бы переносить тяжести, если их не покормить, а мы и воды не пили. Однажды мы сказали: – Старче, у нас подкашиваются ноги. И он нам дал немного сухарей и воды. Когда же наступила Страстная седмица, у меня не было сил ее пережить. Болел желудок, часто случалась рвота. Я еле держался на ногах. А ночью я должен был исполнять свои обязанности: тысячи поклонов, стояние на ногах целыми часами, десять часов келейного бдения с четками, чтением, поклонами. Таково было правило. И молчание. Ни с кем не разговаривать. В конце концов мой желудок не выдержал. Всю Пасху была рвота. Старец, увидев это, сказал: – На следующий год будет тебе снисхождение, с понедельника по пятницу один раз в день будешь есть фасоль. В мою первую у Старца Великую Четыредесятницу установленный им пост мне показался очень строгим. Но в предыдущие годы, в предыдущие Четыредесятницы, он держал еще более строгий пост. Мы же теперь, будучи очень слабыми душой и телом, не можем и помыслить о такой аскезе. Старец вместе с отцом Арсением, кроме постов, установленных Церковью , совершали еще и дополнительные посты. Однажды они решили целый месяц совсем не есть хлеба. Они ели только немного вареной фасоли. В другие свои посты они ели только хлеб, и ничего другого. Но особенно строго они постились в Великую Четыредесятницу. Наша жизнь, по обычным человеческим меркам, была трудна, но благодаря помыслу самоотречения делалась легкой. Когда послушание звало нас бежать с горы вниз и тащить груз, часто превосходящий наши силы, мы это делали сразу без всякого возражения. Ведь Старец учил так: – Человек, имеющий произволение к телесным трудам, имеет произволение и к трудам духовным, если положит доброе начало, если хорошо усвоит, что такое монашество. Тогда завершается превращение подвижника в человека духовного. Ибо телесный труд, сознательный и согласный с истинной целью монашеской жизни, чудесно помогает монаху в покаянии, плаче и слезах.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

на правый клирос, а певцы левого с правого клироса шли на левый. Перестановка хоров с пением «Господи, воззвах» и стихиры усиливала выразительное значение обряда. Этот обычай студийцев был закреплен в их уставе, и в одном из списков его XI – начала XII века, хранящемся в Государственном историческом музее (шифр Син. 330–380), XI – нач. XII века читаем: «В субботу цветную на вечерни по отпетии „Блажен муж» пременяетася стороне: левая убо преходит на десную, а десная на левую, и починает левая сторона „Господи, воззвах», якоже и в ины субботы» 811 . Заамвонная молитва, читаемая на литургии Преждеосвященных Даров «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый», возникла тоже в кругах палестинского монашества. Испрашиваемая в ней у Бога помощь «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершите» ассоциируется с подвигом пятинедельного поста без какого-либо вкушения пищи, а прошение «веру нераздельну соблюсти» говорит о той борьбе, которую приходилось преп. Савве и другим аввам вести против несториан, евтихиан и монофизитов, своей еретической пропагандой пытавшихся разрушить тот оплот Православия, который представляла собой пустыня Святого града. Этот подвиг был равносилен поражению «глав невидимых змиев и победе над грехом». Вершиной желаний отшельников было «неосужденно достигнута поклонится и святому Воскресению». Это желание их исполнялось в Великую Пятницу на Голгофе. Автор писал об иерусалимском богослужении: «Отличительной чертой этого богослужения была его стациональность, вызванная вековой традицией посещения в праздники тех или иных святых мест» 812 . Среди этих святынь чаще всего упоминаются Краниево место и Голгофа. Рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 1043 первой половины X века уточняет расположение этих святых мест: «И тотчас лития на святое Краниево… и восходит патриарх на святую Голгофу для каждения… и ожидает протопоп со всем клиром… и тотчас спускается патриарх» 813 . Только в Великую Пятницу Голгофа предоставлялась монахам, проводившим Святую Четыредесятницу в строгом посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Первая великопостная служба есть вечерня, поемая в вечер Сыропустной недели. Та же самая вечерня поется потом и в другие недельные дни накануне понедельников св. Четыредесятницы. Устав её изложен в 49 гл. Типикона в отделах под заглавиями: „В туюжде неделю сырную вечера“ (л. 306); „В туюжде (1-ю) неделю вечера“ (л. 321) и т. п. (см. л. 324, 326, 327 на об., 331) При отправлении её необходимо пользоваться еще указаниями 9 гл. Типикона, и именно той её части, которая излагает порядок вседневного богослужения при пении на утрени после шестопсалмия и великой ектении „аллилуиа“, а также Часослова и Постной Триоди. Начало вечерни по 9 гл. Типикона должно быть такое: По прочтении в церковном притворе 9 часа с междочасием и по окончании клепания или звона к вечерни, священник входит из притвора во храм и, остановясь пред царскими вратами, кладет три поклона; пред вратами же принимает епитрахиль, благословляет ее, целует в том месте, где нашит крест, и возлагает на шею; здесь же полагает начало словами: Благословен Бог..., а полагая начало, отверзает завесу царских врат, которая, по 23 гл. Типикона, остается отверзтою до самого отпуста. Но, как уже в своем месте было сказано, по установившейся в настоящее время богослужебной практике бывает так: священник пред 9 часом в алтаре возлагает на себя епитрахиль и, выйдя из него, пред царскими вратами полагает начало 9 часа словами: Благословен Бог; после чего уходит в алтарь, а на клиросе читают 9-й час. По окончании 9 часа, не делая отпуста, священник отверзает завесу царских врат, снова исходит из алтаря и пред царскими вратами полагает начало вечерни словами: Благословен Бог... Предстоятель либо чтец: Аминь. Приидите поклонимся 3... и предначинательный псалом 103: Благослови, душе моя, Господа. Слава и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе Боже 3. Во время чтения псалма священник с открытою головою пред царскими вратами читает светильничные молитвы, числом 7. Потом он же 619 произносит великую ектению: Миром Господу помолимся. После ектении – возглас священника: Яко подобает тебе... и пение лика: Аминь. По возгласе священник входит в алтарь (а если великую ектению произносит диакон, то священник входит в алтарь ранее). Здесь, вложив в кадильницу фимиам и благословив ее с обычной молитвой кадила, священник кадит алтарь, потом весь храм, настоятеля, лики и всю братию 620 . Между тем, на клиросе поют Господи, воззвах 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Последуем хотя издалека в след за Подвигоположником нашим отвержением воли своей; имеемся, придержемся преданностью воле Отца Небесного, хотя края креста Спасителя нашего; соединимся вкупе с Божественным Страдальцем на кресте твердым хотением исполнять волю небесного Отца; умрем со Христом своеволию нашему, да со Христом и воскреснем в новую жизнь благоугождения Святой воде Отца небесного. Аминь. 25. С какими чувствами должны мы оканчивать св. четыредесятницу? Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче: еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое. (В пят. вечер. нед. ваий ст. 1). Что чувствует путешественник, который, идучи в страну отечественную, совершил долгий и трудный путь, проплыл великую, непрестанно волнующуюся пучину, прошел обширную, безводную пустыню, что чувствует такой путешественник, стоя на пределе родной земли, входя в пристанище благотишное, достигая мирного крова успокоения? Без сомнения чувствует радость, веселие: понесенные им тяжкие труды веселят его, подъятые великие опасности радуют, претерпенные нужды утешают. Таким ли чувством исполняемся мы, совершивши великое поприще поста, переплывши великую воздержания пучину? Без сомнения те из нас радуются духом, которые совершили поприще поста, как неослабные постники, переплыли пучину воздержания, как бодренные воздержники, прошли сухую, безводную пустыню умерщвления своих страстей, как мужественные подвижники. Труды, подъятые для обуздания страстей, приятны; борьба, употребленная для утешения треволнения похотей, утешительна; болезни, понесенные для умерщвления ветхого человека, и для оживления нового в правде и святости, усладительны. Они сами по себе, по тайному благодатному действию награждают подвижников внутренней радостью, которую изрекает Дух Святой в их чистой совести, в их правом сердце. Но много ли между нами подвижников воздержания, которые так текли, что обуздывали постом тело, очищали бодрствованием душу, возносили молитвой к Подвигоположнику ум и сердце, и от Него принимали просвещение и укрепление? Не более ли таких слабых и небрежных, которые покоились, когда надлежит трудиться, предавались наслаждениям, когда следовало изнурять себя духовно, позволяли себе внешние утешения, когда нужно было работать Господу распинанием плоти? Нечего и говорить о тех, которые и в св. дни поста не отказывали себе ни в чем приятном для чувств своих. Для тех, которые не текли поприщем воздержания, не обуздывали страстей своих, для тех не было и св. Четыредесятницы; они и сами должны в скорбном чувстве сознаться, что опустили это святое время по нерадению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Рассуждение как способ самопознания и духовного поиска. При помощи рассуждения подвизающийся может оценивать внутреннее свое духовное состояние, движения страстей, а также понимать приход и уход благодати и действие искушения. Подвижник убеждается в глубине нравственной жизни, распространяющейся не только на сознательные действия, но и на состояние сна. Рассудительный знает также и источник происхождения сновидений, «от Бога или от демонов» " 3. При помощи страха Божия и естественной рассудительности подвизающийся может найти опытного старца, чтобы он уврачевал раны, причиненные ему страстями14.   Когда старец Иосиф приехал на Святую Гору Афон , он столкнулся с трудностями, связанными с нахождением достойного и опытного духовного руководителя. Нерассудительность и приверженность внешним схемам, определенное безразличие первого старца, рядом с которым он одно время подвизался, привели его в отчаяние и побудили искать милости непосредственно у Бога15. Но при этом он не сложил рук. Углубляясь ночью в молитву, он ждал того дня, когда найдет истинное исихастское делание в лице некоторых подвижников. Вот как сам он описывает эти искания в письме к одной игумений: «Мы, сестра моя, когда пришли на Святую Гору, не заключились в одном доме, как делают многие, но искали, звали, плакали. Ни одной горы или пещеры не пропустили, ища неложного наставника, чтобы услышать слова жизни, а не праздности и суеты. Итак, мы не пропустили ни одного старца пустынника, чтобы не получить от него хотя бы капли пользы... Я искал, где есть жизнь, где я могу обрести пользу своей душе»16.   Результаты этого поиска не были обнадеживающими. Среди тысяч монахов «едва видны немногие, как искры». Причем они осуждаются как прельщенные, потому что, «не имея кому передать свое духовное сокровище, скрывают его и делают вид перед всеми, будто глупы и прельщены»17. Важную роль в формировании духовного распорядка и устроения монашеской жизни старца сыграл папа Даниил, живший в пещере св. Петра Афонского. «Крайне молчаливый, затворник, всю свою жизнь постоянно служивший, он в течение шестидесяти лет ни одного дня не мог помыслить без служения Божественной Литургии. В Великую Четыредесятницу он ежедневно совершал Литургию Преждеосвяшенных Даров... Литургия же его длилась три с половиной, четыре часа, потому что он не мог давать возгласы по причине сильного умиления... На протяжении всей своей жизни он творил умную молитву и бодрствовал на всякую ночь. От него и я воспринял свой чин и приобрел у него великую пользу. Он ел двадцать пять грамм хлеба каждый день и на Литургии весь возносился горе. И не совершал Литургию без того, чтобы земля под его ногами не становилась грязью от слез»18.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=240...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010