Если же которые-нибудь из них сделаются отступниками: то такие удерживают во Христе бытие, во время оно воскреснут и сделаются нетленными, только уже лишаются и святыни, и благодати Духа, и будут осуждены вместе с демонами: потому что, как одно рождение плотское, так одно и рождение духовное. Потому оскверняющие последнее рождение, по обращении, уже не возводятся на священные степени. Но нечестивые, обратившись к вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если окажутся достойными, вступают в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом отступника следует принимать: потому что людям дано здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами. Того же просил и Давид, после своего греха, и чрез покаяние получил. «И дух прав, — говорил он, — обнови во утробе моей» (Псал. 50:12). Но крещения мы не повторяем: потому что оно — одно и одно отпущение благодати; в другом же случае бывает отпущение покаяния за слезы.    Вопрос. Если кто исповедался: следует ли ему опять исповедаться?          Если кто исповедался духовному отцу и, получив правило, по правилу благоустроил себя делами покаяния: то ему не следует снова исповедываться у других духовников и просить правила, так как это значит гнушаться первым духовником. Разве только он впал в теже грехи и, чистосердечно исповедуясь (пред одним духовником), указывает по смирению на прежние, (уже разрешенные другим духовником) грехи, как на корни и причины последующих, или же делает это и просто по сокрушению сердца и уничижению, чтобы смирением приобресть себе более пользы.    Вопрос. В святую четыредесятницу можно ли крестить, или совершать брак?          Во святую и великую четыредесятницу следует крестить всякого приходящего и стесняться здесь не должно ни чем — ни временем, ни днем, ни чем бы то ни было: потому что здесь идет дело о спасении человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОЙ УТРЕНИ    Начало великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени.    Вместо «Бог Господь» поются «Аллилуиа» (3) во глас Октоиха и троичны гласа, причем, к первому тропарю бывают особые окончания по дню.    Стихословие каждой из трех кафизм и 50 псалма начинается пением «Господи, помилуй» (3), «Слава». Ектений перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников).    После 50 псалма священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя»; после возгласа «Милостию и щедротами» — пение канонов.    Каноны поются в соединении с песнями Священного Писания «Господеви поем». Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе «Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу». Канонов полагается три: святого из Минеи — полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель.    Трипеснцы содержат следующие песни:    В понедельник — 1, 8 и 9 песни;    во вторник — 2, 8 и 9;    в среду — 3, 8 и 9;    в четверг — 4, 8 и 9;    в пятницу — 5, 8 и 9;    в субботу — 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец).    Главные особенности пения канонов утрени следующие.    Песни, в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник — 1 песнь, во вторник — 2 песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по Уставу — пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов «Господеви поим», во вторник — «Вонми небо» и т.д. Исключением является 9 песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас — тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания.    После песней, в которых есть трипеснцы, поется катавасия — ирмос 2 трипеснца. Следующая же песнь начинается обычно пением ирмоса Минеи (если в данной песни нет трипеснцев) или попеременным чтением стихов из Священного Писания и тропарей канона Минеи, без пения в начале ирмоса, как это бывает на 3 и 6 песни в понедельник, вторник, среду (только в 6 песни), четверг и пятницу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуиа» (3) по гласу Октоиха и Троичные тропари гласа, причем к первому тропарю бывают особые окончания в зависимости от дня недели, например: в понедельник – «Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас», во вторник – «Молитвами Предтечи Твоего, помилуй нас» и т.д. (напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, гл. 58, Октоихе и Следованной Псалтыри, в последовании утрени). Стихословятся три кафизмы. Ектении пред седальнами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 3-й кафизмы и седальна читается 50-й псалом. После 50-го псалма – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» и после возгласа «Милостию и щедротами...» – каноны. Каноны поются в соединении с библейскими песнями, начиная со стиха «Господеви поем...». Порядок стихословия изложен в Ирмологии, в разделе под загласием: «Во святую и великую Четыредесятницу стихословятся песни сице». Канонов полагается три: святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди (творение Иосифа и Феодора Студитов ). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель (воскресений). Трипеснцы содержат следующие песни: в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9-ю; во вторник – 2-ю, 8-ю и 9-ю; в среду – 3-ю, 8-ю и 9-ю; в четверг – 4-ю, 8-ю и 9-ю; в пятницу – 5-ю, 8-ю и 9-ю; в субботу – 6-ю, 7-ю, 8-ю и 9-ю (четверопеснец). Канон следует петь по Уставу, чтобы молящиеся могли слышать характерные особенности исполнения канона в посту. Канон святого положено петь на 6 (ирмос, 4 тропаря и Богородичен) в тех песнях, в которых есть трипеснец, в других песнях – на 5 (ирмос в начале или в конце песни, 3 тропаря и Богородичен). Если случится два святых, то оба канона поются на 6 путем соединения двух тропарей этих канонов в один, опускается лишь Богородичен первого канона. Первый трипеснец поется на 4. Второй трипеснец во все дни седмицы имеет 5 тропарей, но в понедельник – 6 тропарей. Порядок пения канона следующий. Песнь 1-я: по Следованной Псалтири или Ирмологии поются или читаются стихи от «Господеви поем...» до «Огустеша...» включительно (условная цифра 14), затем поется ирмос канона Минеи 106 . Отсюда к стихам прибавляются тропари Минеи на 6. После ирмоса Минеи хор поет стих: «Рече враг...». Чтец – тропарь канона. Стих: «Послал еси...» и тропарь. Стих: «Кто подобен Тебе...» и тропарь. Стих: «Простерл еси...» и тропарь. Стих: «Утешил есл...» и Богородичен канона. Со стиха: «Тогда потщашася...» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди. Со стиха: «Господь, царствуй веки и на век» (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Хор: «И наведе на ня...». Чтец: «Приспе ныне...». Хор вышним гласом: «Слава». Чтец: «Единице простая...». Хор: «И ныне». Чтец: «Божию Святую гору воспоим...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Колеснице огненная...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Брашно Адам яде...», и поется на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди: «Грядите людие...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

четыредесятницы. Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостинницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом опять продолжать путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы, переплыв много волн и выдержав напоры ветров, могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять зачать плавание, - так и в настоящее время св. четыредесятницы вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня в седмице, как бы постоялые домы и гостинницы, как бы берега и пристани, для краткаго отдохновения, чтобы совершающие это доброе и спасительное путешествие, и тело успокоив несколько от трудов поста, и душу ободрив, опять, по прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же путь. Вот и мы, так как ныне день отдохновения, попросим вашу любовь заботливо хранить приобретенные вами от поста плоды, дабы, отдохнув несколько, вам прибавить новые плоды к прежним, и таким образом мало по малу собрав великую прибыль, сретить день Господень, и ввести в пристань св. праздника полным духовный свой корабль. Если все создания Господни, как показало наше слово и как свидетельствует опыт, совершены с разумною целию, для удовлетворения необходимой потребности, то и наши дела должны быть совершаемы не просто и не напрасно, но с пользою для нашего спасения. И занимающиеся мирскими делами никогда не решатся приступить к делу, пока не увидят выгоды от этого; тем более нам нужно поступать так и не проводить постныя седмицы небрежно, но вопрошать свою совесть, испытывать ум и смотреть, что хорошо сделано нами в ту, что в другую неделю, какое приобретение мы получили в следующую, какую из своих страстей исправили. Если мы не будем так устроять себя и прилагать такое попечение о своей душе, то не будет нам никакой пользы от поста и неядения, особенно, когда окажемся хуже и тех, которые прилагают такое старание о собрании денег. Смотри, каждый из этих людей употребляет всю бдительность, как бы всякий день прибавить что-либо к прежнему, и никогда не насыщается, но чем более умножается у него имение, тем более усиливается и рвение и усердие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

§ 12. Есть правило в «Номоканоне» что при большом Требнике, которое полагает, что «родшая в великую седмицу яст масло и вино пиет по осьмому правилу святаго Тимофея» (Номокан. пр. 65). В подлиннике самое это правило св. Тимофея читается так: «Больному, по причине изнеможения его, может быть разрешено употребление пищи и пития, смотря по тому, что он может понести, даже в великую четыредесятницу, пред наступлением Пасхи. Также разрешается и женам, находящимся в это время в болезнях рождения». По изъяснению канонистов, оба эти правила означают, что «женщине родившей, после родов, разрешается употреблять не только масло и вино, но и все, что она может или пожелает» (Сравн. «Номоканон при большом Требнике», А. Павлова . Одесса, 1872 г. стр. 83; также «Опыт курса церк. законоведения», арх. Иоанна, т. II, стр. 117). Следуя этим правилам, некоторые из священников безусловно разрешают пост родильницам по первому востребованию. Такого рода разрешение показывает явное непонимание церковных правил в разрешающих. По 8-му правилу св. Тимофея разрешается родильницам масло и вино в великую седмицу не в смысле совершенного разрешения от поста, а только в смысле разрешения от сухоядения, полагаемого в эту седмицу по уставу, тем более что под маслом здесь надобно разуметь не скоромное масло, а обыкновенный елей (ελαιον). Потому если священники и могут иногда, в крайних случаях, разрешать родильницам употреблять скоромную пищу в постное время, то должны делать это с строжайшей осмотрительностью, и при том именно только в крайних случаях, предоставляя в других случаях такое или другое употребление пищи собственной совести родильницы, чтобы потом они могли принести раскаяние пред Богом в своем грех , по обычаю. Отделение II. Лица крещаемые, вещество таинства, место и время крещения Какие именно лица должны быть безусловно крещаемы у нас православными священниками? Имеет ли право священник крестить кого-либо насильно? Какую воду надобно употреблять для крещения, и можно ли крестить когда без воды? Можно ли для крещения употреблять Богоявленскую воду? Можно ли в одной и той же освященной воде крестить по несколько человек вместе? Что делать с водой, остающейся после крещения? Какой именно елей надобно употреблять для крещения? И нужно ли елей, освященный однажды, освящать всякий раз для каждого нового крещения? О месте крещения и о крещальнях. Когда всего приличнее совершать крещение?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По рассматриваемой рукописи В обычном употреблении В молитве «Безначальне, вечне» ...Освяти масло сие и сотвори то быти мажущимся рабом Твоим... ...Освяти елей сей и сотвори мажущемуся Твоему рабу. В молитве «Отче Святый» ...Исцели раб Твоих... и оживотвори тех... ...Исцели раба Твоего... оживотвори того… Отпуст совершался с особенностью, усвоенной вообще отпусту на великую субботу. И после отпуста «и тако став, игумен, и прием святое масло, помазует преж священники. Потом же всю братию по чину их, и вси священницы ставше со игуменом, кождо их имуще священное масло, помазуя глаголет: Благословение Господа...» В заключение чина Положено «прощение братии в великую субботу». «Отче Святый и отцы святии, простите мя и благословите грешного, елико согреших во вся дни живота моего, во дни и нощи, и во всей сей святей четыредесятнице словом, и делом, и помышлением, в разуме, и недоведении и всеми чувствы моими» 621 . Вот кратко схема видоизменений чина елеосвящения при совершении его в великую субботу в качестве общего маслоосвящения. Но и при таком несущественном для чина елеосвящения характере эти изменения, видимо, не всегда проводились до конца. Следует отметить характерное явление в этом отношении в том же «чине» по рукописи из собрания Титова Как знаем, в досовременном чине болящий являлся к совершению над ним таинства после пения отпустительных тропарей и кондаков. И по рукописи из собрания Титова 206 тоже после отпустительных тропарей «и тако приходит игумен посред и сотворит на восток поклоны, и един пакы к прочим священником рек сице: Благословите мя, отцы святии...» 622 . Но здесь приход игумена после того, как он уже произносил начальный возглас и участвовал в совершении первых двух частей последования таинства, был прямо-таки странным. Получился он в результате того, что автор чина остался здесь верным чину елеосвящения, как он совершался над больными; он заменил лишь слово «болящий» словом «игумен», опуская из виду происшедшую от этого несообразность, указанную нами выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Вслед за часами и изобразительными в понедельник, вторник и четверток св. Четыре десятницы отправляется вечерня. Устав её изложен в 9 и 49 гл. Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы Великого поста. Порядок её такой: После молитвы Ефрема Сирина и поклонов больших и малых, положенных на изобразительных, предстоятель (по 49 гл. Типик.) или же чтец (по особому изд. Служб на каждый день первыя седмицы св. Четыредесятницы. Москва, 1893 г., л. 64 на об.; и по изд. Киево-печ. лавры: «Послед. вечерни, полунощ. и утрени», 1884 г., л. 4): Приидите поклонимся 3 657 . Чтец (так по 49 гл. Типик., и по вышеуказ. издан, московскому и Киево-печ. лавры) – пс.: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Когда чтец читает псалом, иерей пред царскими вратами читает обычные вечерние или светильничные молитвы 658 . После псалма и светильничных молитв иерей 659 произносит великую ектению: Миром Господу помолимся... и возглас: Яко подобает тебе... Засим стихословится 18 кафизма. Только о кафизмах пятой недели Великого поста – особый указ (чит. его в 17 гл. Типикона). В особ. издании Служб на каждый день первыя седмицы св. Четыредесятницы (л. 66 на об.–69) указан такой именно порядок стихословия: после возгласа священника: Яко подобает тебе..., лик: Аминь. И непосредственно после этого чтец: Ко Господу внегда скорбети ми..., т. е. 119 пс.; засим пс.: 120–123. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Лик поет: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуия, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Чтец: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь, и пс.: 124–128. Слава, Отцу и т. д. Лик поет: И ныне, и т. далее. Аллилуиа... 3. Господи, помилуй 3. Слава Отцу и т. д. Чтец: И ныне и т. д., и пс.: 129–133. Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. После 18 кафизмы малая ектения: Паки и паки... 660 . Возгл. священника: Яко твоя держава... и пение лика: Аминь. Затем на клиросе поют пс. 140: Господи, воззвах, 141, 129 и 116, так, как разъяснено выше, а священник кадит алтарь и весь храм 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Возлюбленные! Св. Четыредесятница великого поста установлена св. Церковью в благоговейное воспоминание и святое подражание подвигов четыредесятодневного поста Спасителя нашего. Пойдем святым поприщем поста, как поприщем благодатного очищения душ и телес, имея пред очами с одной стороны великую нашу греховность и нечистоту, с другой труды и подвиги Божественного Подвигоположника нашего. Хотя тихо, хотя медленно, хотя издали, но если пойдем в след Божественного Крестоносца тесным и прискорбным путем Его, пойдем за Ним подобно Петру плача, подобно женам рыдая и сетуя, пойдем за ним в сокрушении и умилении о грехах наших, пойдем, – не оставляя Его, всегда устремляя взор к Нему: то веруем, что со Иисусом без труда, не тяжко пойдем, и при помощи Иисуса не вотще, и не без плода пойдем. Но последуем сперва за Иисусом в пустыню, потщимся привести себя в тишину, уединение, собранность, дабы лучше видеть темную область грехов и прегрешений наших, и среди умиления и сокрушения, среди слез и воздыханий, путем очистительных постных подвигов шествовать за Иисусом и до вертограда Гефсиманских подвигов Его, где Он не только скорбел и тужил, но с воплем крепким и со слезами молился за нас. Колико же нам нужно, колико нам необходимо с болезнью сердца скорбеть, тужить, плакать со Иисусом ради Иисуса, во очищение множества грехов и прегрешений наших! И нужно и спасительно и сладостно скорбеть со Иисусом и ради Иисуса. Воззовем в крепости умиления и сокрушения и устами и сердцем ко Иисусу, да ведет нас своею благодатью поприщем св. поста ко очищению душ и телес наших, и да дарует нам и святое желание и силу, и алкать и жаждать, и сетовать и скорбеть, и лишаться и страдать ради Его и ради правды Его. Ибо верно слово, что если мы, благодатью Христовою, сподобимся быть мало елико общниками страданий Его, то сподобимся, благодатью Его, быть причастниками и славы Воскресения Его. Аминь. 7. Четверток. – Время поста, как время духовной печали, необходимо для врачевания дущевных недугов Возсия весна постная, цвет покаяния; очистим убо себе, братие, от всякия скверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

А если бы у кого-либо усмотрено было нечто неприличное духовному сану, то о таковом без всякого закрытия немедленно доносить епархиальному начальству. 8 . Наблюдению благочинного подлежат также просфирни, заштатные священно- и церковнослужители, их жены и дети, как не обучающиеся в школах, так и обучающиеся во время отпусков. Наблюдение благочинного простирается и за домами священно- и церковнослужителей. 9 . Благочинный наблюдает, чтобы все священно- и церковнослужители и их жены и дети, равно причетники с их семействами и все заштатные каждогодно, и не только в великую Четыредесятницу, но по возможности и во все прочие посты, исповедовались и Св. Таин приобщались, а все духовники в январе представляли ведомости с означением, кто именно исполнил, или совсем в течение года не исполнил сей непременный долг христианский, и какие приняты меры, чтобы он был исполнен. 10 . Благочинный должен наблюдать, чтобы священники в сельских церквях, кроме воскресных, праздничных и высокоторжественных дней, совершали божественную литургию, сколько можно чаще; особенно же в св. Четыредесятницу не опускали бы преждеосвященных литургий; в церквях же градских однопричетных непременно три раза в неделю, если бы и не случилось в продолжение оной торжественных и праздничных дней, в двухштатных же три, а в четырехштатных ежедневно. 11 . Если бы кто из священно- и церковнослужителей, или лиц и не из клира церковного, паче чаяния, нарушил в храме Божием благочиние и произвел словами, или действиями соблазн, замешательство, остановку, или совершенное прекращение оного, равно как и обо всех других важных происшествиях в церкви, благочинный неотлагательно доносит епархиальному начальству. 12 . Благочинный наблюдает, чтобы священнослужители в ссоре и вражде, без примирения ? отнюдь не служили. Враждующих же обязан он примирять; а в случае безуспешности доносить о них епархиальному преосвященному. 13 . Благочинный наблюдает, чтобы диаконы и причетники неопустительно являлись к богослужению и к требоисправлениям, по повестке священника, и притом, чтобы диаконы в воскресные и праздничные дни служили с приготовлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Потому в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения. Так и прор. Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: Освятите пост, проповедуйте исцеление... пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из комнаты своей ( Иоил 2:15–16 ). А божественный Павел уже говорит прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения, чтобы упражняться в посте и молитве (см. 1Кор. 7:5 ), т. е. должны воздерживаться во время поста, как мы сказали, и в то время, когда молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александр., и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу. Смотри также примеч. 1 к VI Всел. 13 и примеч. к правилу 3 Дионисия Александр. Смотри и 50-й ответ Вальсамона Марку, в котором он говорит, что супругам, не воздерживающимся в Великую Четыредесятницу, нужно не только запрещать причащаться на Пасху, но и назначать епитимии, чтобы они исправились. Обрати внимание и на то, что Златоуст (Слово о девстве. Т. 6. С. 260) приводит в свидетельство упомянутое место из прор. Иоиля и говорит: «Если новобрачным, у которых страсти кипят, молодость цветет и вожделение неудержимо, не следует вступать в связь во время поста и молитвы, то тем более прочим супружеским парам, которые не испытывают такого насилия от плоти» (Ioan. Chrysost. De virgin. 30//PG 48, 554). А о том, что древние христиане постились всю Четыредесятницу с сухоядением и не вкушали до вечера, послушай божественного Златоуста, который говорит: «Некоторые, соревнуясь друг с другом, вступают в дивное состязание: одни по два дня проводят без пищи, а иные, удалив со своего стола не только вино и масло, но и всякую пищу, на протяжении всей Четыредесятницы вкушают лишь хлеб и воду». И еще: «Вот, сегодня мы весь день провели без пищи, а вечером поставим себе трапезу» (Слово 4 о статуях. Т. 6. C. 490) (Idem.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010