Цанков Ст. Положение и устройство новейших Православных Церквей//Ежегодник Софийского Богословского Университета. Т. V. 86 Критика, в основном тенденциозная, отношений русского духовенства и церковных деятелей к православным грузинам и особенно к их стремлению восстановить автокефалию своей Церкви дана в книге: Судьбы Грузинской Церкви: По вопросу о Грузинской церковной автокефалии. М., 1907. 87 Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М., 1917. С. 9. 88 Там же. С. 11. 89 Там же. С. 18. 90 Там же. С. 31–32. 91 Егоров В., свящ. Указ. соч. С. 22 — 23. 92 ЖМП. 1944. 3. С. 7. 93 См. сказание о хитоне Господнем: Сабинин Г. Указ. соч. С. 5—10. 94 В Грузии на протяжении истории было построено до 10 храмов с именем «сионский».См.: Иосселиан П. Описание древностей города Тифлис. Тифлис, 1866. С. 96—97. 95 Ткемаладзе М. Тифлисский Сионский кафедральный собор. Тифлис, 1904. С. 1. 96 Сабинин Г. Указ. соч. С. 103–104, 105. 97 Следует отметить, что сирийские подвижники вводили в основанные ими обители тотпорядок иноческой жизни, какой существовал в то время в Палестине, тем более что многие монастыри Палестины были наполнены иверийцами. См. подробнее: М.Г. Джанашвили. Грузинские обители вне Грузии. Тифлис, 1889. 98 См. историческую справку об Иверской обители и о правах грузинских иноков на поселение в ней в «Меморандуме Грузинской Православной Церкви о Святой Горе Афон» от, 1953 года (Меморандум подан Константинопольскому Патриарху и правительству Греции). См. также: НатроевА. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из Выступов Халкидонского полуострова: Историко–археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря. Тифлис, 1909. 99 Католикос Антоний I свое «Похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии» начинает панегириком во славу великомученицы царицы Кетевань. См.: Берзенов Н. Католикос Антоний I и его «Похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии». Тифлис, 1855. С. 14. 100

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Это было 13 сентября 1624 года. Латинские миссионеры тайно взяли тело святой великомученицы и, по смерти шаха, принесли часть святых мощей ее в город Тифлис, где с торжеством и неизобразимою радостью приняты были останки ее всем народом и положены в кафедральном соборе великомученика Георгия, называемом Алавердским, под престолом – в новое утверждение Церкви и народа грузинского. Житие царицы Кетевани описано очевидцем страданий ее, и после него и другими, и в том числе – в стихах – и даровитым сыном ее Теймуразом I. День пятнадцатый Святой Марии Егисской Два старца шли из Егов в Тарс, город Киликийский, пишет Иоанн Мосх . Пришедши, по усмотрению Божию, в гостиницу, расположились отдохнуть в ней. Было знойно. Здесь нашли они трех молодых людей, отправлявшихся из Егов вместе с блудницею. Старцы сели поодаль. Один из них, взяв из сумки Святое Евангелие, начал читать. Блудница, бывшая с молодыми людьми, увидав, что старец читает, оставив их, подошла и села подле старца. Старец, обратясь к ней, сказал: «Несчастная! как ты бесстыдна! Ты не устыдилась подойти к нам и сесть». Она отвечала: «Нет, отец, не отвергай меня. Я полна грехами, но Владыка Бог всех не отвергнул приблизившейся к Нему блудницы». Старец сказал ей: «Та блудница после уже не была блудницею». Она отвечала ему: «Надеюсь на Сына Бога Живого, что с этого часа и я не возвращусь к грехам моим». Оставив молодых людей и все, что имела, последовала она за старцами. Они отослали ее в монастырь, что близ Егов, называемый Нахиба. И я видел ее уже в старости, весьма благоразумно рассуждающею, и от нее самой это слышал 438 . По другим известиям она называлась Мариею и столько наконец возвысилась в духовной жизни, что творила чудеса 439 . Так как блаженный Иоанн видел Марию старицею в 606 году, то кончина ее последовала вероятно в 607 году. Прибавим к этому рассказ того же Мосха о событии Ликийском, современном деяниям Марии, тем более, что оно, выражая необходимость твердой верности добрым намерениям, служит дополнением к истории Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Я эту святую никогда ни о чем не прошу — о чем такую святую можно просить?! Но сам факт, что она существует, дает силы и укрепляет в вере. Сами знаете: иногда на людей нападает уныние или они начинают жалеть себя. Тогда бывает полезно вспомнить о святой великомученице Кетеван. — Благодарим вас за чудесную беседу! — Храни Господь! Рейтинг: 10 Голосов: 1935 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Екатерина 7 апреля 2017, 17:12 Хорошая статья, очень радостно за Грузию. Меня ничего не кольнуло, игуменья поделилась своими мыслями. тамара 7 апреля 2017, 00:23 Матушка -игумения,Божией помощи Вам и Вашим сестрам.Оленька,как радостно всегда и светло читать Ваши статьи....Слава Богу за всё...Как хотелось бы побывать в Грузии...Но...Как Господь сподобит... Людмила 5 апреля 2017, 15:36 Спасибо ,Ольга за интересный рассказ. Игумения Мариам такая светлая и смиренная,ее голос такой нежный и спокойный. Она достойна своего духовного наставника. Комментарий Нине Егоровой-А что вас так поразило в этой фразе?Все происходит по Воле Божьей. Кольнула фраза в рассказе : " Господи! Как Ты увел танки из Грузии — так уведи болезнь от тяжко болящей монахини... " Игорь, Киев 5 апреля 2017, 14:33 Из рассказа видно,что основы духовной жизни даже не знакомы рассказчикам. Танки... политика... чудеса. Наталия 4 апреля 2017, 22:21 Большое спасибо Вам, Ольга, за Ваши такие чистые и нужные статьи и интервью. Столько достойных примеров жизни во Христе я узнаю благодаря чтению Ваших статей. И все это - реальность наших дней. Слава Богу, что и в наше смутное время есть такие светильники веры. Очень понравился цикл публикаций о старце Ефреме Аризонском. Мне кажется, что это настоящий святой Божий угодник. Жду Ваших новых статей. Спаси Господи. Алексей Адыканов 4 апреля 2017, 22:01 http://www.pravoslavie.ru/102426.html Читал рассказ Ольги Рожнёвой, и слёзы радости лились из моих глаз весь рассказ. Благодарю Вас раба Божия Ольга. Читая Ваши удивительные рассказы, Господь позволил побывать в Казанской Трифоновой женской пустыни, где удалось прочитать литию над склепом святого старца о. Николая Рагозига, исповедался и принял Святое Причастие из рук игумена Савваттия (Рудаеова), познакомился с настоятельницей матушкой Ксенией (Ощепковой), экономиссой матушкой Христиной, с легендарным Виталькой, который летом 2016 г. вступил в казачье войско и одел на себя казачью форму с кинжалом. А ещё во славу Божию сотрудничал и приобрёл новых братьев во Христе. Слава Тебе Боже за

http://pravoslavie.ru/102426.html

Изображение К. есть в составе груз. агиографического сборника (НЦРГ. Н 2077, 1736 г. Л. 231), к-рый до 1922 г. находился в б-ке МГАМИД (вывезен в Тифлис). На миниатюре представлены великомученики Константин и Давид Аргветские и великомученицы Шушаник и К. (фигуры каждой пары обращены друг к другу) ( Белоброва. 1992. С. 50). Ист.: Gregorios, ierom. A Letter, Relating the Martyrdome of Ketaban, Mother of Teimurases Prince of the Georgia/Transl. T. Croshield. Oxf., 1633 (то же: Кенчошвили И. Английское послание о царице Кетеван//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1961. 1. С. 163-168 (на груз. яз.)); Claude Malingre. Histoire XVI: De Catherine Reyne de Georgie, et de Princes Georgiens mis à mort, pav commandement de Cha Abas Roy de Perse// Idem. Histoires tragiques de nostre temps. P., 1635. P. 469-532; Ant ó nio da Purifica çä o. Chronologia Monástica Lusitana. Ulysipone, 1642. Vol. 1; Gryphius A. Deutshe Gedichte. Bresslaw, 1657. Bd. 1: Leo Armenius oder Füksten Mord. Camharina von Georgien oder Bewehrete Beständigkeit et al. (то же: Грифиус А. Екатерина Грузинская: Трагедия в 5 действиях. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.)); idem. Catharina von Georgian: Abdruck der Ausgabe von 1663 mit den Lesarten von 1657. Halle, 1928; idem. Catharina von Georgien: Trauerspiel. Stuttg., 2008; Ioannes Bisselius. Illustrium, ab orbe condito, ruinarum. Delingae, 1663. Bd. 4. Pars 2 (то же: Начкебия М. Сведения о царице Кетеван и о Грузии в труде нем. иезуита Иоганна Бисселиуса//Картули цкаротмцоднеба (Груз. источниковедение). Тбилиси, 1993. Вып. 8. С. 248-258 (на груз. яз.)); Аракел Даврижеци. Книга историй. Амстердам, 1669 (на арм. яз.); он же. То же/Пер. с арм., предисл., коммент.: Л. А. Ханларян. М., 1973; он же. Сведения Аракела Даврижеци о Грузии/Пер.: К. Куция. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Caterina, královná gurziánská, vlastní krve ozdobenà, na divadlo predstavenà. S. l., 1707; Idem//Anmólogia staršej slovenskej literatúry/Na vydanie pripravil úvod a poznámky napísal J. Mišianik. Brat., 1981.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

– Нет, маменька, я знаю, отчего ты плачешь, – говорил мальчик, глядя большими светлыми глазами в ее воспаленные очи. – Как ты можешь знать? – спрашивала Кетевань, целуя дитя в шершавую головку. – Вот знаю, маменька, все знаю, тебя злые люди хотят обидеть. – Бог заступится за нас, бедный мой мальчик, будем молиться. – А ты, маменька, больше не плачь, я вырасту, отомщу им за папу и за тебя. – Не надо, дитя мое, пусть Сам Бог это сделает... И Правосудный Бог это сделал. В то самое время, когда убийцы ждали приезда Кетевани и заранее предвкушали преступную сладость пред ее унижением, неожиданно совершилось следующее: кахетинские князья и тайные сторонники Кетевани выхватили свои мечи и кинжалы (грузины всегда ходили с кинжалами и саблями) и, смело напав на Константина и его друзей, отрубили им головы. Потом эти головы, наткнув на шесты, носили по городу... Однако уже под старость враги достигли своего. Они предали Кетевань турецкому султану, который долго мучил ее и, наконец, убил (память святой великомученицы Кетевани 13 сентября по старому стилю). 2. Розамунда Чудовищно коварная, жестокая королева. Она была женой Альбоина, славного короля Лангобардов. Альбоин правил Испанией и был блестящим мудрым правителем. Но женщина всегда бывает коварной и жестокой там, где ее сердце рвется к власти. Таковой была Иезавель, таковой была Иродиада, такой жестокой и коварной была и Розамунда. Она захотела самостоятельной власти. Она подговорила своего любовника – оруженосца короля – чтобы он ночью убил Альбоина. Оруженосец согласился с Розамундой, но просил, чтобы она подкупила для этой цели силача Передея. Передей отказался от заговора на короля. Тогда Розамунда пригрозила ему, что оклевещет его в прелюбодействе с нею – королевой, и тогда силачу – смертная казнь. Передей вынужден был согласиться на заговор. И вот эта чудовищно коварная женщина выносит все оружие из спальни Альбоина, а меч его крепко привязывает к постели, чтобы нельзя было его выхватить. В глухую ночь она впускает в спальню мужа Передея. Король проснулся и схватился за свой меч, но тот был так крепко привязан, что Альбоин не мог его выхватить. Тогда он схватил скамеечку из-под ног и некоторое время ею защищался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Святой великомученицы царицы Кетевани Слава и украшение своей страны, блаженная Кетевань, дочь владетельного князя Багратиона Мухранского и правнучка Карталинского царя Константина III, христианским воспитанием, полученным ею от благочестивых родителей, с детства была подготовлена к высоким подвигам, которыми ознаменовалась жизнь ее, увенчанная мученическою кончиною за веру Христову. После недолговременного супружества с Давидом Кахетинским (также из рода Багратидов), который скончался после шестимесячного царствования над Кахетиею, Кетевань, оставшись вдовою и совершенно одинокою, так как и малолетнего сына своего Теймураза она, по смутным обстоятельствам времени, отправила заложником ко двору Персидского шаха Аббаса I, поселилась в одном уединенном месте и проводила время в богоугодных занятиях и чтении Священного Писания. В это время постигло ее новое тяжелое испытание: Константин, меньшой брат ее мужа, бывший также заложником у Персидского шаха, передался ему до такой степени, что даже, отрекшись от веры Христовой по научению шаха, желавшего сделать из него орудие для подчинения себе Кахетинского царства, коварным образом убил своего престарелого отца и брата – ради того, чтобы остаться единственным наследником царства, и, вступив на престол, потребовал от Кетевани, чтобы она сделалась его супругою. Передав через послов Константина решительный отказ ему на его предложение, Кетевань обратилась к знатным кахетинцам, прося их защиты против насилия Константина, предупредив их об опасности, которая угрожает со стороны этого убийцы всему царствующему дому и всем жителям, которых он намеревается обратить в магометанство, и сказала при этом, что если не помогут ей защититься от беззаконных требований Константина, то она оставит Кахетию и возвратится к своему семейству. Услышав это от Кетевани, в лице которой народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страною, так как, в короткое даже время его царствования, она успела много совершить для благосостояния Кахетии, усмирила знать, привела в порядок расстроенные дела, доставила мир и благосостояние Церкви, построила несколько храмов, больниц, приютов для нищих и сирот, оградила царство даже от внешних врагов, – высшие представители народа кахетинского обещали ей защиту и действительно выступили с своими воинами против Константина и убили его, войско же персидское, которое призвал Константин, чтобы сразиться с грузинами – христианами, все было истреблено.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Царственный гость стал его пленником. Шах знал, что никакие пытки не заставят Луарсаба отречься от христианства, и поэтому решил сломить его дух постепенно, как берут осажденную крепость. Малые грехи подобны малым щелям в борту корабля; они расширяются под напором воды, и корабль, захлебываясь, будто обессилевший пловец, идет ко дну, как в могилу. Грехи лишают христианина благодати; он становится беспомощным, как Самсон с остриженными волосами, в которых заключалась его прежняя исполинская сила. Шах на пиру стал упрашивать Луарсаба нарушить пост из уважения к нему. Луарсаб понял, что над ним хотят посмеяться, как над трусом, что это – начало конца, а затем последует повеление принять ислам. Он встал и вышел из шатра шаха, обрекая себя на пытки и смерть, как восьмой Маккавей, ради отеческих законов. Семь братьев Маккавеев выпили огненную чашу пыток сразу, не отнимая ее от своих уст; «Иверский Маккавей» пил эту чашу в течение многих лет, счет которым он потерял в подобной склепу темнице [ 4 ]. Лезвие режет, копие колет, огонь жжет, а святая великомученица царица Кетеван [ 5 ] была подвергнута казни, в которой, казалось, все виды пыток соединились воедино. Ее тело резали раскаленными лезвиями, вырывали груди клещами, которыми кузнец вынимает из горнила искрящееся железо. Ее бросали на раскаленные гвозди, но дух царицы был крепче пламени и стали. Ни крика, ни мольбы не вырвалось из ее уст. Она тихо молилась: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», пока не изнемогла от пытки, и только струи ее крови с шипением текли на раскаленное железо. Имя Кетеван стало символом мужества для грузинского народа – как боевое знамя. Однажды в ночь под Пасху персы увидели в горах Гареджи движущиеся огни. Шах-Аббас удивился, что еще остались в живых люди там, где проходило его войско, как если бы остались нетронутыми цветы на поле, которое покрыла туча саранчи. Ему сказали, что это монахи обходят Лавру крестным ходом с зажженными светильниками и свечами. Шах приказал убить их всех до единого. Войско персов окружило Гареджи подобно тому, как римские легионы внезапно взяли в кольцо осады Иерусалим в дни празднества ветхозаветной пасхи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

После революции монастырский храм власти закрыли. Была закрыта и женская школа при монастыре. Однако вынудить монахинь покинуть обитель власти не сумели, и сестры, несмотря на многие страдания и притеснения продолжали совершать молитвы и тайно служить литургию. В 1931 году на территории монастыря был организован кролиководческий совхоз (для этого задействовали и храм), но по «необъяснимым» для атеистов причинам кролики постоянно умирали, и совхоз  пришлось аннулировать. Монахини Теклатского монастыря в 1950-е гг. В центре игумения Кетеван (Ахвледиани) Игумения Теклатского монастыря Кетеван (Ахвледиани) с родной сестрой Рипсимой и двоюродной сестрой Еленой (впоследствии игуменией), духовные чада прп. Алексия Родные сестры игумения Фавста и схимонахиня Акепсима (Шушания), двоюродные сестры и воспитанницы прп. Алексия В конце 1940-х годов в Теклатский монастырь служащим священником был назначен «духовный внук» преподобного Алексия, воспитанник замечательного подвижника благочестия, настоятеля Илорского монастыря и ученика преподобного Алексия (Шушания) архимандрита Иоакима (Шенгелая) – отец Константин (Кварая), который более сорока лет провел в Теклатском монастыре, почти никогда не покидая его стен. Архимандрит Константин (Кварая), духовник Теклатского женского монастыря в 1940–1980-е гг. Старец святой жизни, истинный монах и молитвенник, он окормлял монахинь и мирян не только из Грузии, но со всего Советского Союза. Подобно преподобному Алексию, отличительной чертой подвижничества отца Константина было ежедневное служение божественной литургии и предпочтение Иисусовой молитвы другим молитвословиям. Сохранение веры в эпоху гонений – Что, на Ваш взгляд, помогло Грузинской  Церкви пережить эпоху гонений? – В Сенаки, как я уже отмечал выше, решающую роль играл авторитет преподобного Алексия и последующая деятельность его духовных чад. Гонения и в Грузии были жестокими. К примеру, в Сенакском уезде из 187 храмов были разрушены около 160, в том числе собор великомученика Георгия в центре города. Хотя отношение к верующим, особенно к монашествующим здесь, в Мингрелии, в частности в Сенаки, было довольно лояльным в сравнении с Россией или другими областями Грузии. В районном архиве Сенаки мы нашли постановления райисполкома, согласно которым, при выселении монашествующих и штатного священника из Теклатского женского монастыря предусматривались денежная компенсация и выделение места для их жительства в черте города.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

И я взмолилась: — Святитель Николай, я же к тебе еду! Мгновенно ко мне подходит женщина — а я даже её не останавливала и ни о чем не спрашивала. И она интересуется, какая у меня проблема и чем она может мне помочь. И по-английски тут же мне все объясняет и про дорогу, и про поезд в Бари, и про билеты. Такой мгновенный ответ на молитву! Скоропослушливый Николай Чудотворец... Святая Нино... Её не нужно ни о чем просить — она и так сама поможет! Когда мне было тяжело, я каким-то образом оказывалась у её могилы, и она мне давала силы. У неё самой были такая сила и такая вера непоколебимая — и она делится этой верой и силой с нами. И она помогает Святейшему и Грузии. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна... Её житие произвело на меня очень большое впечатление. Она тоже помогала больным, немощным, как это делаем мы в нашем монастыре, поэтому она особенно близка нам. Она мне очень помогает своим примером. Очень люблю святую великомученицу Кетеван (1565-1624). Это царица востночногрузинского царства Кахетия. У неё необыкновенное житие — очень тяжелое. По меркам земной жизни у неё никогда не было ни радости, ни утешения. Рано овдовела. После смерти мужа посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц. Она любила свою страну — страну отняли. Шах Аббас I угрожал обратить Грузию в руины, и Кетеван пожертвовала собой: желая предотвратить войну, отправилась к шаху с богатыми дарами и даже предложила себя в заложницы за свой народ. Её саму мучили, её внуков мучили — их бросили в темницу, где они страдали десять лет. Очень тяжелая жизнь! Шах предлагал ей стать его женой, требовал перейти в ислам. Но ни пытки, ни подкуп не могли сломить Кетеван. Многие её оставили, и она осталась совсем одна, но была непоколебима как скала. Она спасла всю Грузию! Великая святая! Необыкновенная вера и любовь к Богу! И она видела, как другие люди отказывались от веры в обмен на земную жизнь и земные блага — а она стояла как столп. И ещё Кетеван была очень красива. Единственное, о чем она просила: чтобы её не раздевали перед муками — даже это не исполнили. Ей не оставили никаких человеческих утешений. Тело великомученицы раздирали раскаленными крюками, а она перед каждой пыткой осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В конце мучений ей надели на голову чан с горящими углями, но она до конца осталась верна Христу.

http://pravoslavie.ru/102426.html

Двусмысленность некоторых высказываний душ Анжуша об отношении К. к католич. вере создала ложное представление о том, что перед смертью царица приняла католичество. В 1640 г. душ Анжуш прибыл в Рим. Он подтвердил, что присоединения К. к католич. вере не было, но заявил, что она достойна канонизации, т. к. приняла смерть ради Христа. После смерти душ Анжуша (1642) вопрос о канонизации К. больше не поднимался (Lives and Legends of Georgian Saints. 1956. С. 172; Гюльбенкян. 1987. С. 22; Flannery. 2013. P. 222-223). Несмотря на то что отношение Папского престола к почитанию неканонизированных подвижников при Урбане VIII ужесточилось (было запрещено без особого разрешения почитать реликвии, связанные с ними, и издавать их жизнеописания), в своих печатных изданиях XVII-XVIII вв. августинцы писали о К. как о святой и мученице. Так, в «Хронологии португальского монашества» августинца Антонью да Пурификасана К. именовалась «ученицей и сестрой» монахов ордена августинцев, ее память указана 22 сент. ( Ant ó nio da Purifica çä o. 1642. P. 94). В зале капитула мон-ря Носа-Сеньора-да-Граса в Лиссабоне были изготовлены изразцовые панно на сюжеты жизни и мученичества К. В Грузии Вмц. Кетеван. Литография из кн.: Сабинин М. Рай Грузинской Церкви. Тифлис, 1882 Вмц. Кетеван. Литография из кн.: Сабинин М. Рай Грузинской Церкви. Тифлис, 1882 Особую роль К. в истории Грузии отмечали еще ее современники. К. была канонизирована почти сразу после смерти, при католикосе-патриархе Вост. Грузии Захарии (Джорджадзе ; 1623-1632), причислившем ее к лику святых как великомученицу. До нач. XVIII в. Грузинская Православная Церковь праздновала день памяти К. 1 марта, о чем сообщает католикос-патриарх Антоний I, почерпнувший эти сведения из Аколотии (НЦРГ. A 386. Л. 399 об.), принадлежавшей его матери Елисабед (Елене) (правнучка К.) (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 297). В 1758 г. прот. Алексий Месхишвили завершил работу над груз. месяцесловом, к-рый он привел в соответствие с российским типиконом. Прот. Алексий внес в него дни памяти груз. святых согласно т. н. доантониевской системе (т. е. принятой в Грузинской Церкви до предстоятельства католикоса-патриарха Антония I), в результате чего празднование памяти К. пришлось на 13 сент. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 362-363). Одна из первых церквей во имя К. была построена царем Арчилом II (1664-1675) в царской резиденции в г. Телави ( Рчеулишвили. 1994. С. 198-199).

http://pravenc.ru/text/1684283.html

   001    002    003    004    005    006   007     008