Георгия, высокого Византийского письма. Другая его икона, что напротив, уступает ей древностью и красотой, хотя также весьма замечательна. Но первая храмовая икона Великомученика, принесенная из Сирии Св. Иосифом, истреблена была шахом Аббасом, который собственными руками ее обнажил и раздал драгоценные украшения своим приближенным. Нечестивый Шах оставил по себе горькую память во всей Грузин и Кахетии опустошением ее святилищ. Но он же, сам того не ведая, подарил величайшее сокровище храму Алавердскому, которое теперь покоится в алтаре под главным его престолом: это мощи Св. Мученицы Кетеван, Царицы Кахетинской, в новейшее время не уступившей своими страданиями первым исповедникам, и даже Великомученику, коего храм старалась украсить при жизни. Умилительная повесть о сей царственной страдалице собрана очевидцами и засвидетельствована близкими ей по крови, сыном Теймуразом и Царем Арчилом и Католикосом Антонием, написавшем ей похвальное слово. Но ближайшими свидетелями ее страданий были иноверные миссионеры Латинские, которые даже похитили ее мученические останки из Персии, будучи поражены величием подвига. Она происходила из знаменитого рода Багратионов-Мухранских и славилась необычайной красотой. Еще в юных летах родители выдали ее за Царевича Давида, сына Кахетинского Царя Александра и внука великого Леона, не подозревая, что венец царский, которого искали для своей дочери, должен был обратиться в более светлый, но мученический, ибо ее высокая доля сделалась виной всех ее страданий. Это была страшная эпоха, когда новый властитель Персии Шах Аббас, как туча, висел над обреченными ему жертвами Грузии и Кахетии, и их трепещущие обладатели не знали, куда обратиться за помощью. Царь Александр искал ее в России и частыми грамотами убеждал Царя Бориса Годунова осенить мощным крылом своим бедствующую страну. Горькая участь ожидала Александра; он убил брата, и вот из собственного его дома послано ему наказание. Сперва старший сын его Давид восстал на отца; воспользовавшись тяжкой его болезнью, он объявил себя Царем и послал требовать от него знамения царской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Да, мы верим и исповедуем Христа Воскресшего. Как можно не верить в Воскресение Христово, когда мы видим, что все апостолы переносят страдания и умирают за проповедь о Воскресении Христовом и что даже во время смертных мучений не перестают проповедовать Христа Воскресшего? Ради веры и любви к Воскресшему Спасителю и ради любви к своей родине пролили кровь наши славные мученики: святой великомученик Георгий, Давид и Константин – князья Аргветские, грузинские цари Арчил, Луарсаб, Димитрий Самопожертвователь, царица Кетеван 41 и тысячи других. Главное, что принесло христианство нашему народу, – это внутреннее перерождение человека, новую жизнь во Христе. Иисус Христос в Своем лице открыл нам Бога, ставшего близким и дорогим человеческому сердцу, и через это сделал нашу жизнь полной смысла, радости и красоты. Воскресший Спаситель принес надежду опустошенным и отчаявшимся, залечив целительным бальзамом нравственные раны античного мира. К восприятию божественной тайны Воскресения Христова мы можем приблизиться посредством внутреннего духовного опыта, где главное значение имеют вера и знание. Знание и вера неразрывно связаны между собой и взаимно друг друга дополняют. Как говорит известный философ и учитель Церкви Климент Александрийский ( 215), «нет познания, которое не имело бы связи с верой, равно как и нет веры, которая не зависела бы от познания» Так как лишь чистые сердцем способны увидеть Бога (ср.: Мф.5:8 ), а нравственное совершенствование есть дело свободной воли, то и религиозную веру следует считать делом свободы. С другой стороны, если знание опирается на веру, то и вера получает подкрепление от знания, без которого она может оказаться неустойчивой. Святой Климент приходит к такому выводу: «Простая вера делает человека рабом, а вера разумная – другом Божиим». Самое главное – мы не должны терять контакта с Тем, Который является источником веры и знания. Жизнь показывает, что религиозность одинаково присуща и неграмотному человеку, и крупному ученому, стоящему на вершине современных знаний. Это становится возможным потому, что религиозное чувство есть плод живой интуиции бессметного человеческого духа «Свет Христов просвещает всех» – так говорится в Литургии Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда день, в который был усечен мечем святой, окончился и наступил первый час ночи, над тем местом, где сожгли тело мученика Христова, появилась звезда, сияющая, как лампада. Она стояла в воздухе до трех часов ночи и дольше. В первую ночь звезда эта издавала свет, походящий на блистание молнии, и освещала собой Тифлис. Сам судья и весь народ, христиане и магометане, видели знамение Божие своими глазами, и некоторые из слуг судьи даже ходили на то место, чтобы посмотреть на необыкновенное сияние. Они думали, что там на землю поставлена зажженная свеча. Но, подойдя, увидели сияющее тело, похожее на звезду, стоящее в воздухе, и не могли приблизиться к тому месту, будучи одержимы каким-то страхом. На другой день вода реки Куры излучала еще более удивительный свет, из-под моста выходил огненный столп, который стоял над рекой и освещал как мост, так и берега реки. Все это видно было жителям города, дабы все уверовали в силу и премудрость Божию и уразумели истину слов сказанных Иисусом Христом: Кто Мне послужит, почтит того Отец Мой (Ин. 12;26) Если бренное тело так прославлено, то сколь великой чести и славы удостоился сей праведник, когда Сам Победитель смерти возложил на его главу венец победы! Безумные же богоборцы, отвергающие Божественное учение Христа, будут посрамлены; они преследуют и убивают святых Его, но Господь принимает тех в вечные свои обители на небесах, где они непрестанно славословят Трисиятельное Божество Отца, Сына и Святого Духа и ходатайствуют о православных христианах, вознося их молитвы к престолу Царя Славы, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. МОЛИТВА СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ АБО ТИФЛИССКОМУ О добронобедный мучениче Або! Буди всем нам защитником и покровителем ходатайством твоим и многомощными молитвами у престола славы Христа Бога! И приими от нас благодарственное малое сие пение: Радуйся, крепкий воине Христа Бога; радуйся, веры каменю твердый, злыми коварствы врагов Христовых не сокрушенный. Радуйся, добродетелями христианскими украшенный; радуйся, Церкве Иверския честная похвала Радуйся, народа грузинского велие утверждение; радуйся, страданьми твоими многих к ревности Божественной подвигнувый. Радуйся, гордыню богопротивных агарян уничиживый; радуйся, светило лучезарное, во граде Тифлисе возсиявшее. Радуйся, славо и украшение града того; радуйся, богопротивных ересей гюсрамителю. Радуйся, крепкая стено и ограждение царства Иверскаго; радуйся, благ у тебя просящим подателю; радуйся, тела моего здравие. Радуйся, мучениче Або, скорое услышание верных. Житие и Страдание Святой Славной Великомученицы Царицы Кахетинской Кетевани  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

На допросе отец Гавриил сказал: «Я это сделал, потому что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Зачем вы пишете: «Слава Ленину», когда слава не нужна человеку? Надо писать: “Слава Господу Иисусу Христу”». После этих слов по решению Верховного Суда от 3-го августа 1965 года его перевели в психиатрическую больницу на экспертизу, где он находился до 12-го октября того же года. Приводим выписку из его истории болезни: «Диагноз: психопатическая личность со склонностью к возникновению шизофреноподобных состояний. Разговаривает сам с собой, что-то тихо шепчет. Верит в Бога, в Ангелов. Постоянно повторяет слова: “Всё от Бога”. С окружающими не общается. При обращении к нему говорит о Боге, Ангелах, иконах...». Именно этот «диагноз» спас отца Гавриила от расстрела. Господь сохранил Своего избранника, чтобы не оставить грузинский народ без назидания. Отец Гавриил бесстрашно исповедовал Православие. Из воспоминаний Гии Кобачишвили: «Мы жили по соседству с отцом Гавриилом. Он часто разговаривал с мальчишками, дарил кресты, водил их вокруг храма святой великомученицы Варвары. Однажды старец посмотрел мне в глаза и сказал: “Всегда помни – Бог есть!”. Сказав эти слова, отец Гавриил упал и, ударяясь головой о землю, начал махать руками. Он вёл себя как сумасшедший, но это было не так. Старец подарил нашей семье икону Иисуса Христа в киоте. Это была чудотворная икона: накануне какой- либо беды киот открывался сам собой – таким образом Господь предупреждал нас о несчастье. Стоя на коленях, мы часто молимся перед этим образом, благодаря Господа и отца Гавриила, подарившего эту икону нашей семье». Как истинный поборник Православия, отец Гавриил терпел от безбожников много поношений, но, несмотря на это, он никогда не осуждал даже тех, кто страшно избил его после поджога портрета Ленина. Вот что пишет в своих воспоминаниях настоятельница Самтаврийского монастыря игуменья Кетевань (Копалиани): «Отец Гавриил категорически запрещал нам кого-либо осуждать и так говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об иеговистах и сектантах старец говорил так: «Они видимые демоны, сатанисты. Споры и дискуссии с ними вести нельзя. В Евангелии написано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас» ( Мф. 7, 6 ). Однажды профессор Гоги Бочоришвили с семьёй побывал в монастыре. Старец лежал в шезлонге перед своей кельей. Гости подошли к нему, с почтением поздоровались и сказали, что могут пригласить к нему врача. Старец отверг это предложение: «Извините, но я монах, и мне не положено поступать так, как я хочу. Сначала Господь меня лечит, а потом уже врач». Профессор удивился. Слово за слово разговор старца с профессором перерос в спор. Я извинилась перед сыном профессора и сказала, что старец Гавриил – необычный монах. Он засмеялся и ответил, что его отец тоже чудак и они хорошо поймут друг друга. Однажды в знак благодарности старец подарил своему лечащему врачу Зурабу Варазашвили барана, которого пожертвовали в монастырь, со словами: «Труженик достоин награды. Кто не благодарит врача, не благодарен перед Богом». Бескорыстный доктор вежливо отказался от подарка. В тот же день баран издох. При встрече старец упрекнул врача: «Ближний, почему ты оказался непослушным? Впервые в монастыре пожертвованный баран издох». В следующий раз он всё-таки подарил Зурабу другого барана, и врач уже принял его. Двадцать второго мая 2000 года, в день преподобного Шио Мгвимского 17 , сестры Самтаврийского монастыря по традиции побывали в Шио-Мгвимском монастыре. Литургию отслужил владыка Даниил, а вечером в монастырь приехал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и отслужил молебен у гробницы преподобного. Потом все поднялись в трапезную. С балкона хорошо были видны иконостас и фрески храма. Я стояла и молча молилась, потом начала думать об отце Гаврииле, оглянулась и своим глазам не поверила: передо мной была фреска преподобного Гавриила Иверского, Святогорца. Он держал образ Иверской Божией Матери, рядом с ним я увидела иконы великомучениц Шушаники и Кетевани 18 . «Любимые святые отца Гавриила», – невольно подумала я. Необычное чувство овладело мной. Сколько раз бывала раньше здесь, но никогда не замечала этих икон. Я не могла скрыть своей радости. Так через преподобного Гавриила Святогорца, имя которого носил наш старец, мне было послано утешение. Протоиерей Вахтанг (Асатиани):

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. Картлис Цховреба на грузинском языке, Царь Баграт IV Великий, стр. 219, а о перенесении святых мощей-та же статья, стр. 222. 107 21 января (н. ст.) - Прим ред. 108 30 января (н. ет.) - Прим ред. 109 Фирман-указ государя в странах Ближнего и Среднего Востока - Прим. ред. 110 Впоследствии на месте стжжения св. Або, С.В.Сафонов, после полученного им исцеления от святого, устроил в каменной скале часовню. Но с течением времени она совершенно разрушилась. Мною в 1868 г часовня была возобновлена и украшена. 111 26 сентября по н. ст. Житие и страдание святой сначала было описано очевидцем ее жесточайших мучений, затем ее страдание описал в стихах царь Теймураз I, сын ее, затем царь Имеретинский Арчил II, дядя царя Иессея, отца Католикоса Антония I, описал также страдания ее в стихах Георгий, иеромонах обители святого преподобного Додо Гареджийского, потом блаженный Виссарион, Католикос Иверский (+ 1724г.), затем царевич Вахуштий, в своем описании Кахетии, и Католикос Антоний I, по настоянию и просьбам своей бабушки по матери, дочери царя Ираклия I, блаженной памяти царевны, монахини Макрины. Кроме того, свидетелями жесточайших мучений великомученицы были монахи Августинского ордена.См. Аррат. in annal. - 1617 п. 9 Bise1. Med. Hist. sepm. 3, Историю Церкви Флери, том 55, стр. 694, издание латинское. 112 По грузинскому обычаю прежнего времени, который отчасти сохраняется и теперь, дети с самого раннего возраста учились Священному Писанию, и в этом заключалось их первоначальное воспитание, отчего так твердо укрепилось и стояло в Грузии Православие, тогда как вся Передняя Азия в то время была населена дикими варварами. 113 См. о нем " Картлис Пховреба " , на грузинском языке, стр.114 - 123. Царь Теймураз умер схимником в 1663 году в персидском городе Астрабаде - (Астрахан - Б.С.), откуда тело его перевезено было в Алавердский собор и предано земле. Он описал в стихах мученичество своей матери, его перу принадлежат стихотворение " Роза - Соловей " и многие другие. 114 Мудрая Кетевань знала, что старый царь Александр любит Георгия и поэтому может завещать престол ему, а не законному наследнику Теймуразу. Знала также, что Георгий, сделавшись царем, может легко погубить Теймураза. Поэтому, призвав к себе своего вельможу Шермазана Чолокаева, взяла с него клятву в верности себе и своему сыну и с ним послала Теймураза к персидскому шаху Аббасу I как заложника. Шах воспитал Теймураза, и тем юноша был спасен от погибели. См. Картлис Цховреба, статья Царь Давид II, стр.112. 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Спустя семь месяцев после разорения Кахетии царь Теймураз вернулся из Имеретии и принял снова бразды правления. Латинские монахи Августинского ордена, чтобы приобрести расположение царя, утвердиться в Грузии и затем распространить там свою ересь, отделили от мощей честную главу и правую руку и послали в дар царю Теймуразу I. Царь, услышав, что к нему везут бесценный дар, вышел с Патриархом Захарией (+ 1634г.), со всем духовенством карталинским и кахетинским, со всеми вельможами и народом и с великим торжеством, псалмопением и курением фимиама встретил свою мать, царицу-великомученицу. Всеобщая радость была неописуема, некоторые плакали. Встречая святые мощи, народ веселился духом, что приобрел ходатаицу у Престола Христа Бога и скорую помощницу в своей многомятежной жизни. С великим торжеством проводили святые останки до кафедрального, именуемого Алавердским, собора великомученика Георгия и после совершения обычных заупокойных служб положили под престолом собора, во утверждение Церкви и народа грузинского. Оставшиеся мощи латинские монахи тайно отправили в Рим в богатой раке и положили в усыпальнице святого апостола Петра, где они и почивают до сего дня. Бог прославил свою угодницу чудотворениями: больные и немощные, приходящие к честной главе святой великомученицы, получают душевное и телесное здравие. Эти чудеса и исцеления, происходящие от святых останков страдалицы, побудили Патриарха Захарию и Церковь Грузинскую причислить царицу Кетевань к лику святых и установить празднование ее памяти 13 сентября, в день ее страданий. Теймураз в день кончины святой, своей матери, раздавал ежегодно большие милостыни и угощал бедных, и этот обычай соблюдал он до своей кончины. До сего времени святая Церковь Иверская празднует память великомученицы и просит ее быть ходатаицей за чад Святой Православной Церкви у Престола Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. МОЛИТВА СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ЦАРИЦЕ КАХЕТИНСКОЙ КЕТЕВАНИ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Так первый из язычников уверовал в Христа, И воцарились мир в его душе и красота. В ограде Церкви свято Корнилий пребывал, Потом к стезям апостольским Господь его призвал. Взял бывший сотник на себя благословенно бремя – Повсюду в людях сеял он евангельское семя; И чудесами свыше приводил всех во изумление – И сотни обращенных с князем приняли крещение. Ради Христа Корнилий жизнь оставил, В трудах и муках Господа распятого прославил. Теперь награду в Царстве он горнем пожинает И к доброму ответу нам дорогу пролагает. 3. Свв. мученики Макровий и Гордиан . Родом из Пафлагонии. Сначала были служителями за царской трапезой, но когда объявили они себя христианами, царь изгнал их в Скифию, где в 320 году в местечке Новый Дунавец они были брошены в огонь. 4. Св. великомученица Кетевань (Кетевана), царица Кахетинская . Пострадала как христианка от шаха Аббаса I в 1624 году. По приказу шаха ей на голову надели раскаленный котел. Ее сын Теймураз, царь грузинский, положил ее мощи под престол Алавердского храма в Грузии. 5. Преп. Иерофей . Родом с Пелопоннеса, из деревни Каламата. Подвизался в Иверском монастыре на Святой Горе. Отличался как большой светской ученостью, так и строгим монашеским подвигом. Старался исполнить следующее правило преподобного Арсения: «Монаху достаточно и одного часа сна в сутки». Упокоился на острове Юр [Юра] в 1745 году. От его мощей [источились чудеса]. Честная глава его хранится в Иверском монастыре. От прикосновения к святым мощам преподобного в Царьграде одна слепая женщина прозрела. Рассуждение Что бывает с гонителями Христовой Церкви? Спросите Савла, гнавшего Церковь , что с ним произошло. Трудно тебе идти против рожна ( Деян. 9:5 ), – сказал ему Господь. И Савл крестился и стал Павлом. Что было с Иродом, первым гонителем христиан? Что с Юлианом Отступником? Злая смерть постигла их, а их козни против Христа обратились в ничто и развеялись как дым. Так это [происходит] на протяжении всей истории: одни гонители приходят к вере и делаются христианами, а другие люто погибают; усилия же и тех и других, направленные против христианства, не приводят ни к какому результату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тогда мучители вынули из огня раскаленные докрасна железные заступы; царица, едва открыв уста, снова произнесла: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». И заступами обложили как лоб, так и затылок страдалицы. Святая едва-едва переводила дух. После сего мучители положили в огонь железный котел с узкой шейкой и начали раскаливать его докрасна. Когда котел был готов, кровожадные вынули его из огня клещами и поднесли к царице. Святая и верная раба Христова, будучи совершенно сожжена, в последний раз с трудом перекрестилась и сказала в последний раз: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь». И когда она произнесла эти слова, мучители надели на венценосную голову раскаленный котел и закрыли им полностью голову и шею, до плеч. Густой дым от горения волос и всей головы поднялся вверх. Блаженная предала Богу свою святую душу, которая вознеслась к Престолу Христа для принятия добропобедного венца своим подвигам 13 сентября 1624 года. Так пострадала святая царица, великомученица, раба Христова Кетевань, сохранившая до последней минуты веру Православно-Апостольскую, прошла трудное поприще житейское, приняла венец правды и достигла благодатного пристанища небесного, положив душу свою за чад Православной Церкви Иверской. По отшествии святой к Богу, на площади, при бесчисленном стечении народа, небо засвидетельствовало победу великомученицы над диаволом и врагами Христа; три светлых столпа опустились на тело страдалицы Христовой и освещали его и просветили сердца многих ко спасению. Некоторые из уверовавших, презрев страх мучителя, с благоговением помазывали себя кровью ее, пролитою за Христа. Бесчеловечный шах повелел тело святой вынести за город и бросить в болото, в которое сбрасывали все городские нечистоты. Небесный свет не переставал и тут стоять над телом блаженной Христовой рабы. Верные чада Церкви ночью тайно вынули из непотребного места тело святой, положили в гроб и предали до времени погребению. Спустя ровно год после кончины великомученицы, открыли могилу и, к величайшему ужасу, не нашли победоносного тела ее. Царь Теймураз говорит, что латинские монахи, бывшие тогда при дворе персидском, принесли шаху сто двадцать тысяч рублей и просили, чтобы он повелел дать им тело мученицы, но шах не хотел и слышать об этом. Тогда они стали тайно разыскивать тело и, наконец, после долгих поисков, нашли могилу ее. Они вынули мощи великомученицы, подвергая опасности свою жизнь, тайно заказали гроб, положили в него честное тело страдалицы Христовой и сохраняли у себя до времени. Чудеса, знамения и исцеления, совершавшиеся у гроба святой, были неисчислимы, ибо Бог почтил Свою верную рабу даром чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда мучители вынули из огня раскаленные докрасна железные заступы; царица, едва открыв уста, снова произнесла; " Во имя Отца и Сына, и Святого Духа " , и заступами обложили как лоб, так и затылок страдалицы. Святая едва-едва переводила дух. После сего мучители положили в огонь железный котел с узкой шейкой и начали раскаливать его докрасна. Когда котел был готов, кровожадные вынули его из огня клещами и поднесли к царице. Святая и верная раба Христова, будучи совершенно сожжена, в последний раз с трудом перекрестилась и сказала в последний раз: " Во имя Отца и Сына. и Святого Духа. Аминь " . И когда она произнесла эти слова, мучители надели на венценосную голову раскаленный котел и закрыли им полностью голову и шею, до плеч. Густой дым от горения волос и всей головы поднялся вверх. Блаженная предала Богу свою святую душу, которая вознеслась к Престолу Христа для принятия добропобедного венца своим подвигам, 13 сентября 1624 года. Так пострадала святая царица, великомученица, раба Христова Кетевань, сохранившая до последней минуты веру Православно-Апостольскую, прошла трудное поприще житейское, приняла венец правды и достигла благодатного пристанища небесного, положив душу свою за чад Православной Церкви Иверской. По отшествии святой к Богу, на площади, при бесчисленном стечении народа, небо засвидетельствовало победу, великомученицы над диаволом и врагами Христа; три светлых столпа опустились на тело страдалицы Христовой и освещали его и просветили сердца многих ко спасению. Некоторые из уверовавших, презрев страх мучителя, с благоговением помазывали себя кровью ее, пролитою за Христа. Бесчеловечный шах повелел тело святой вынести за город и бросить в болото, в которое сбрасывали все городские нечистоты. Небесный свет не переставал и тут стоять над телом блаженной Христовой рабы. Верные чада Церкви ночью тайно вынули из непотребного места тело святой, положили в гроб и предали до времени погребению. Спустя ровно год после кончины великомученицы открыли могилу и, к величайшему ужасу, не нашли победоносного тела ее. Царь Теймураз говорит, что латинские монахи, бывшие тогда при дворе персидском, принесли шаху сто двадцать тысяч рублей и просили, чтобы он повелел дать им тело мученицы, но шах не хотел и слышать об этом. Тогда они стали тайно разыскивать тело и, наконец, после долгих поисков, нашли могилу ее. Они вынули мощи великомученицы, подвергая опасности свою жизнь, тайно заказали гроб, положили в него честное тело страдалицы Христовой и сохраняли у себя до времени. Чудеса, знамения и исцеления, совершавшиеся у гроба святой, были неисчислимы, ибо Бог почтил Свою верную рабу даром чудотворения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005   006     007    008