Памятник Ленина , просп. Ленина и все, связанное с его именем, конечно, вызывают вопросы... Хотя лично меня обрадовал и абсолютно удовлетворил ответ одного русского иерарха: «Он нам не мешает». Это слова мужественного ар­хи­пастыря. Но пока еще стоящие памятники Ленина говорят, наверное, о том, что темные силы только затаились. — Как на сегодняшний день идет воцерковление молодых людей в Грузии? Много ли молодежи приходит в храмы? — Неисповедимыми путями Господними приходят и молодые люди в Церковь. Для Грузинской Православной Церкви является характерным множество моло­дежи. Игумении Таисии, духовной дочери св. Иоанна Кронштадского, принадлежат слова: «Не слепо и безотчетно я верую, а сознательно, понимая — во что, почему и как верую». Хотелось бы, чтобы молодые люди понимали веру душой и сердцем. Монастырь Алаверди. Фото: Игорь Калядин      — Расскажите немного об истории Алавердского монастыря святого Георгия. Алавердский монастырь св. великомученика Георгия был основан в VI веке. Его основателем является преподобный Авва Иосиф Алавердский. Он же является первым епископом этой местности, поэтому все алавердские архиереи носят титул «Авва Алавердский». Преподобный Иосиф был одним из 13 сирийских отцов, которых во главе с преп. Иоанном Зедазнийским Пресвятая Богородица направила в Грузию для укрепления в вере грузинского народа, принявшего христианство от св. равноапостольной Нины в начале IV века. Вспоминается одна из проповедей митрополита Давида, в которой он сказал: «Пресвятая Богородица направила в Грузию 13 боголюбивых иноков, отцов, а не золото, драгоценности или оружие. Этим Она открыла нам, на что должна надеяться и уповать страна в беде. Для нас оружие и сила — славословие и любовь к Господу. Сегодня наш народ должен знать: Матерь Божия в VI веке дала бесподобный пример того, что во всех нуждах и затруднениях спастись можно только Богом». Преподобные сирийские отцы      Святые сирийские отцы являются основоположниками киновиального (обще­жительного) монашества в Грузии. По преданию преп. Иосиф Алавердский на груди носил крест, высеченный из древа Животворящего Креста Господня, с которым Он и был погребен. Этим объясняется тот факт, что особенным поклонением с самого момента основания монастыря был отмечен праздник Воздвижения Креста Господня. Позже, в XVI веке за освобождение Иеру­салима от турок-сельджуков и обновление храма Воскресения Христова, Иерусалимский Патриарх Герман передал в дар Грузинскому царю Леону большую часть Животворящего Креста Господня, которая была торжественно встречена народом в Алавердском соборе. Здесь же в XVII в. грузинский царь Теймураз I встречал святые мощи своей матери — великомученицы царицы Кетеван, которая после долгих лет заточения приняла мученическую смерть в Персии. Она является воистину «орлицей из гнезда Багратиони», как пишет о ней архимандрит Рафаил (Карелин) . Её святые мощи покоятся под престолом Алавердского собора.

http://pravoslavie.ru/69522.html

Во всяком случае, эта книга из таких, которые с основательностью содержания соединяют общенародный интерес. Польза её несомненна; если могущественное средство к народному образованию есть распространение грамотности, и если грамотность тогда только достигает своей цели, когда потребность чтения в народе может быть удовлетворяема чем-нибудь положительно-полезным и существенным; то в «Похвальном Слове» соединяются все эти качества в достаточной мере. Карамзин сказал, что «Язык и Словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения». Эту именно великую и благотворную мысль имел в виду Князь Наместник, когда Его Светлости было угодно, чтобы были изданы в свет произведения грузинских писателей, остающихся в рукописи. Почтенный издатель снабдил книгу, независимо от предисловия, которое мы привели выше, возможно, подробными примечаниями и объяснениями; таких примечаний сто шестьдесят девять, и в каждом заключаются биографические сведения о данном лице и другие подробности. Надо согласиться по правде, что одна только искренняя любовь к науке и желание быть полезным отечеству может поддержать человека в подобном труде, требующем большого запаса времени и трудолюбия. Сведения, заключающиеся в примечаниях Г. Иосселиани к изданной им книге «Похвальное Слово», составляют драгоценный исторический материал, которым с пользой может руководствоваться будущий писатель истории Грузинской церкви и историк грузинской литературы. Поэтому мы представим здесь краткое обозрение сочинения Католикоса Антония, на основании замечательных и любопытных примечаний издателя. «Похвальное Слово» начинается панегириком в честь Великомученицы царицы Кетеваны, матери Кахетинского царя Теймураза I; она пострадала за веру Христову при Шах-Аббасе, в 1624 г. Об этом мученичестве повествуют современные ей армянские и латинские историки. Грузинская церковь отмечает день её памяти 13 сентября. При Шах-Аббасе также пострадал (в 1622 году) Бидзина, с двумя братьями, из Ксанскпх Эриставов, Елисбаром и Шалвою. Бидзина был из Кахетинских князей Челока-швили. Могила этих мучеников находится в упраздненном в настоящее время Икортском монастыре, куда св. мощи их были в то время перенесены из Персии. В том же году, в день Пасхи, приняли мученичество Гареджийские отцы, память которых празднуется во вторник светлой недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Убранство храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах На Светлой седмице, во вторник, одновременно с праздником в честь Иверской иконы Божией Матери , совершается память 6000 гареджийских монахов, пострадавших от персов. А в праздник Покрова, 14 октября, в Грузии чтут память Хитона Господня и Столпа Животворящего. Мы знаем, что Хитон Господень был скрыт в земле. Иудейский священник Элиоз выкупил его у распявших Господа воинов и привез в Грузию. Сестра Элиоза, святая Сидония, взяла хитон, прижала его к груди – и сердце ее не выдержало рассказа о страданиях Христа, она скончалась. По Промыслу Божию руки ее так и не смогли разжать, и Сидонию похоронили вместе с хитоном. На этом месте вырос кедр, он стал мироточить, начали происходить исцеления, и из него сделали колонну храма Двенадцати апостолов, который построили на этом месте во времена святой Нины. Сейчас можно увидеть, что колонна эта не доходит до свода храма – потому что древний храм был значительно меньше, чем существующий ныне. Эта колонна именуется Светицховели, что в переводе означает «Живоносный столп». Его называют сердцем Грузии, праздник в честь него – один из наиболее почитаемых в грузинском церковном календаре. Эта колонна именуется Светицховели, что в переводе означает «Живоносный столп». Его называют сердцем Грузии – Убранство вашего храма несет на себе черты грузинского национального искусства? – Конечно. В частности, росписи, которые начали делать еще в 1996-м году, а закончили в 2000-м. Расписывал молодой художник Лаша Кинцурашвили, выпускник Тбилисской Художественной Академии. Это был очень большой труд: он старался объединить историю русской и грузинской святости. Поэтому в центральной части храма у нас написаны традиционные сюжеты, в частности, вселенские святители – Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, святитель Николай. В задней части, возле клиросов, изображены по три наиболее почитаемых русских и грузинских преподобных подвижника: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский и Иоанн Зеданзийский, Давид Гареджийский и Шио Мгвимский. Фрески в западной части нашего храма посвящены святым Грузии. На правом столпе – благоверные грузинские Цари Давид Строитель, Вахтанг Горгосал, на левом – благоверные грузинские Царицы: святая Тамара, великомученицы Кетеван и Шушаник. С левой стороны столпа, наверху, мы видим колесование великомученика Георгия и сцены из его жития. Всего не описать. Приходите в наш храм и смотрите, будем рады!

http://pravoslavie.ru/157605.html

Иногда грузины, и правда, ведут себя как дети. Дети не умеют любить наполовину, дети любят всем сердцем. Таких любит Бог, а враги ненавидят. Для хороших политиков грузины слишком искренние и простодушные. Когда я выучился читать, бабушка подарила мне три книги: «Грузинские народные новеллы», по которым Православие можно учить, как по катехизису: роман «Бесики», посвященный грузинскому поэту и известному политическому деятелю, в честь которого меня назвали, заключившему мир с Россией на вечные времена, и «Иверский патерик» Михаила Сабинина – о жизни грузинских святых. Они были плохими политиками, эти великие грузинские святые, воевавшие с Чингисханом и Тамерланом, турками и Османской империей. Плохим политиком был царь-мученик Иверский Арчил II, который вместо того, чтобы склониться перед османскими захватчиками, выбрал смерть за Христа. Мученики князья Аргведские Давид и Константин, великомученица царица Кахетинская Кетевани, святая мученица царица Ранская Шушаника, благоверный царь-мученик Карталинский Луарсаб, мученик-князь Бидзина Чолокашвили, князья-мученики Элисбар и Шалва, эриставы Ксанские, мученик князь Константин, мученик князь Шалва, правитель Ахалцыхский. Цари и князья, которые предпочли сытой жизни предателей мучения и смерть за Христа, Которому с детства посвящали свой род и своих детей. Современному человеку трудно такое понять: как можно отказаться от царского трона, власти и богатства ради каких-то там религиозных убеждений? Но на этих убеждениях стоит Грузия, ее менталитет и культура, и без этого ее не понять. Светицховели Как это: грузин – и не православный? Да грузин ли он вообще? Мои родители венчались в главном храме страны – Светицховели, где помазывали на царство всех грузинских царей. Это было в 1972-м, когда о религии в Советском Союзе говорили только на лекциях по научному атеизму. Несмотря на официальную коммунистическую идеологию, традиции Православия в старинных грузинских семьях соблюдались всегда. Все мои грузинские дедушки, бабушки, тети и дяди, братья и сестры крещены с раннего детства. Как это: грузин – и не православный? Да грузин ли он вообще? Надо видеть, как там почитают и любят священников! Если отец ехал в школу к классной учительнице моего младшего брата Мишико, то резал барана, если же ехал к священнику – резал двух. До сих пор помню разговоры за семейным столом на Старый Новый год, который первый раз я тоже встречал в Тбилиси, где его отмечают, как у нас Новый. «А мы нашему батюшке новую машину купили!» – «Вах, какие молодцы! Зато мы нашему новый дом строим!» Грузинский священник знает всех прихожан до седьмого колена, в каждом доме – желанный и дорогой гость, который пользуется у людей куда большим авторитетом, чем самые известные политики. Политики кому-то нравятся, кому-то нет, а священников любят все!

http://pravoslavie.ru/93112.html

Великомученица Кетеван царица Кахетинская (13 сентября — в день Воскресения словущего). Даже сухой слог Православной энциклопедии передаёт эпичность событий из жизни этой грузинской святой: «К 1624 г. относится мученичество св. царицы Кетеван. В 1614 г. шах Аббас потребовал от кахетинского царя Теймураза I в качестве заложника его старшего сына Левана. Теймураз отправил в Шираз своего младшего сына Александра вместе со своей матерью св. Кетеван. Позже он был вынужден отправить в Шираз и Левана. Аббас разлучил св. Кетеван с внуками, отправив ее к правителю Юго-Вост. Персии, принявшему пленницу с большими почестями. В 1620 г. Аббас, рассерженный тем, что Теймураз просил помощи против Персии у России и Турции, кастрировал пленных царевичей, в результате чего Леван умер, а Александр сошел с ума. В тот день, когда св. Кетеван узнала об участи внуков, ей передали предложение шаха стать его женой с условием принятия ислама. Царица отказалась, и ее жестоко замучили на городской площади. Свидетелями пыток стали миссионеры-католики, к-рые вывезли часть мощей в католич. мон-рь Гоа (Индия), др. часть в Португалию. Позже монахи выслали мощи царицы Теймуразу и он упокоил их в храме Алаверди». Вот ещё более яркое описание мученичества святой : «Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение. Десять лет она проводила в заключении подвижническую жизнь, приготовляя себя к мученической кончине. Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года». Как уже сказано, даже католики удивились подвигу великомученицы Кетеван. В индийском штате Гоа сложилась уникальная традиция почитания мощей святой, куда они были принесены португальскими миссионерами-августинцами к началу 1630-х годов. С 1970-х и 1980-х гг. шли поиски мощей святой. Мощи были обнаружены в середине 2000-х, и генетическая экспертиза установила их подлинность. В интернете можно отыскать съёмки церкви святого Августина в монастыре Носа-Сеньора-да-Граса, где это произошло. Есть и профессиональный фильм «Found Bones of Queen Ketevan Inside the Church» . Сейчас в археологическом музее Велья-Гоа ( Velha Goa ) имеется диорама , посвященная мученичеству царицы Кетеван. Там же хранятся кости десницы святой. В 2017 и 2018 году они привозились для поклонения в Грузию. Иконы Кетеван Кахетинской имеются на православных приходах в Дели, Чандрапуре и на Гоа.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/08/...

Теперь вся злоба Шаха-Аббаса обратилась на Кетевани. Будучи заключена в темницу, царственная пленница устроила в ней маленькую церковь , и духовник Георгий, разделявший с ней горькую участь пленения, ежедневно совершал для страдалицы литургию. Постом и молитвенными коленопреклонениями изнуряла царица своё тело, приготовляя себя к мученическому подвигу за имя Христа. Над нею повторились все искушения и самый образ страдания мучеников первых веков христианства. Началось с обольщений: через своих приближенных шах уверял царицу в глубоком уважении, предлагал разделить с нею брачное ложе, и в то же время обещал почитать её как мать, и совещаться с нею в делах государственных, если она примет магометанство. Но царица Кетевани мужественно отвергала делаемые ей Шах-Аббасом предложения, за что и была осуждена им на казнь. Много ею перенесено жестоких мучений и пыток, и она, как твёрдая скала, осталась непоколебимой в своих религиозных убеждениях. Великий мученический подвиг царицы завершился тем, что раскалённым котлом накрыли её царственную голову, и под этим новым венцом она окончила свои земные дни. Это было 15 сентября 1624 года. По смерти Кетевани, на площади, где было громадное стечение народа, само небо засвидетельствовало победу св. мученицы над врагами Христа: три светлых столба опустились на тело замученной царицы и освещали его. Бесчеловечный шах приказал тогда вынести тело её за город и бросить в болото, куда сваливали всю городскую нечистоту. Небесный свет не переставал и тут стоять над телом св. мученицы, пока её единоверцы, жившие в Ширазе, не предали его временному погребению. Через год христиане открыли могилу её, но, к ужасу своему, не нашли в ней тела так трагически погибшей грузинской царицы. Тайна разъяснилась вскоре: латинские монахи Августинского ордена, бывшие тогда при персидском дворе, просили шаха дать им тело св. мученицы и за это предлагали ему большую денежную сумму; но шах решительно отказал в этом. Тогда монахи тайно разыскали тело царственной страдалицы, которое и сохраняли у себя до времени. Чтобы приобрести расположение царя Теймураза, который снова принял бразды правления в своём царстве, и утвердиться прочнее в Грузии с целью пропаганды в ней, монахи отделили от мощей св. главу и правую руку и послали эту святыню ему в дар. Царь с великим торжеством, при пении псалмов, встретил свою мать, царицу-мученицу. Весь грузинский народ радовался тогда, что в лице Кетевани приобрёл себе новую покровительницу и заступницу своего многострадального отечества перед престолом Господним. С большим торжеством иверийцы проводили св. останки великомученицы до кафедрального Алавердского Георгиевского собора, где и положили их под престолом. Остальные же части св. мощей католические монахи в богатой раке тайно отправили в Рим и положили в усыпальнице св. Петра, где они и находятся в настоящее время 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один из учеников Афанасия в Предтечевом монастыре, сообщивший известие об этом отказе, справедливо восклицал: «О, ум рассудительный! О, взор светлый! Дивлюсь я твоему воздержному житию!» Проживая в Константинополе, прп. Афанасий не покидал своего любимого занятия — переписывания церковных книг. В 1401 г. он списал своей рукой церковный устав под названием «Око церковное», который много раз переписывался и быстро распространился в России. Послав такой устав на родину, прп. Афанасий, по всей вероятности, следовал своему сердечному желанию сообщить в свое отечество такое руководство, которое помогло бы править службу церковную благообразно и по чину (из одного послания к нему митрополита Киприана, написанного еще в Высоцком монастыре, мы видим, что и тогда преподобного весьма интересовали многие вопросы, относящиеся к уставному совершению богослужения). Имея любовь к переписыванию книг, преподобный воспитывал любовь к этому занятию и в других иноках. Так, в 1392 г. один из учеников по его благословению и совету написал в Предтечевой царской обители Константинополя Сборник отеческих сочинений (400 глав прп. Марка Исповедника, главы прп. Марка, Слово Симеона Нового Богослова, несколько Слов Иоанна Златоуста и Исаака Сирина). Живя в Константинополе, прп. Афанасий не забывал своего Серпухового монастыря; он прислал в него несколько икон византийского письма, которые и доныне стоят в главном монастырском храме Пресвятой Богородицы над царскими вратами. Прп. Афанасий и в Константинополе пользовался, вероятно, большим почетом и уважением за свою подвижническую жизнь; переписчик упомянутого выше святоотеческого Сборника именует его «священночестнейшим между иноками». «Прожив в молчании со святым старцем», преподобный «старости глубоце преставился ко Господу» в Константинополе, по всей вероятности, в первых годах XV b. Память прп. Афанасия празднуется местно. Сентябрь 13 Кетевана царица Кахетинская, великомученица Святая великомученица Кетевана происходила из царского рода Багратиони и была правнучкой царя карталинского Константина (1469–1505). После смерти своего супруга Давида, наследника царя кахетинского Александра II (1577–1605), она сама правила царством. Глубокое благочестие царицы проявилось в особенном попечении о нуждах Грузинской Церкви, в построении храмов, приютов и странноприимных домов. После смерти мужа святая Кетевана поселилась в уединении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Брат ее мужа Константин (прозванный Окаянным) принял магометанство и, по наущению шаха Аббаса I, подослал убийц к престарелому отцу Александру II и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением. Царица Кетевана собрала кахетинцев и выступила против Константина, разбила вероотступника–нечестивца. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворился мир и справедливость. Шах Aббac I возвратил ей сына Теймураза, который хотя и жил несколько лет при его дворе в качестве заложника, но сохранил православную веру в чистоте. Впоследствии шах Аббас, угрожая Грузии опустошением, принудил кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. В их числе по добровольному согласию оказалась и царица Кетевана. Желая отвратить беды от грузинского народа и Святой Церкви, она прибыла в Испагань. Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ. Тогда царица Кетевана была брошена в темницу, где провела десять дет, исполненных мучительными страданиями. Ни пакости от персидских придворных, ни хитрые предложения шаха возвести ее в царицы Персидского государства, ни предлагаемые ей великие сокровища, ни прошения и моления придворных и персидской знати пощадить себя, произнеся лишь одно хульное слово на Христа, — ничто не могло поколебать страдалицы Христовой. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на древе. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года. Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Мощи святой царицы Кетеваны были перенесены в Рим в собор святого апостола Петра монахами Августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы августинскими монахами царю Теймуразу I и положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии. Католикос патриарх Захария (1613–1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память праздновать 13/26 сентября. Сентябрь 16 Иосиф и Исаак Грузинские, мученики

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

13 Святой равноапостольный царь Мириан и святая равноапостольная царица Нана (IV в.) приняли Святое Крещение после проповеди святой равноапостольной Нины. Во время их царствования Православие было провозглашено государственной религией Грузии. Рака с мощами святых находится в Самтаврийском монастыре. – Прим. перев. 15 Имеются в виду военные действия вооружённой группировки «Мхедриони» против президента Звиада Гамсахурдия и республиканских войск. – Прим. перев. 16 Икона Божией Матери Иверская была заказана епископом Павлом (Джапаридзе) для Самтаврийского монастыря и написана на Святой Горе Афон в 1912 году. Перед октябрьской революцией 1917 года икона источала слёзы. – Прим. перев. 17 Преподобный Шио Мгвимский был одним из тринадцати сирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства. Шио получил благословение на пустынножительство, но слава о его святой и благочестивой жизни разнеслась по всей Иверии. К нему стали стекаться ученики, и на месте его уединения образовалась огромная Квабтахевская лавра. Последние годы своей жизни преподобный Шио провёл в затворе в пещере. Перед своей кончиной преподобный принял Святые Дары из рук иерея, спустившегося к нему в пещеру по верёвке. Память преподобного Шио Мгвимского празднуется дважды: 9/22 мая – в день его блаженной кончины и четверг Сырной седмицы – в память о его чудесах. – Прим. ред. 18 Святая великомученица Кетевань – царица Кахетинская – происходила из царского рода Багратидов. Мученическую кончину приняла от кровожадных слуг нечестивого шаха Аббаса 13-го сентября 1624 года. Вскоре после кончины святые мощи царицы Кетевани были тайно похищены монахами августинского ордена и отвезены в Рим, где и по сей день хранятся в усыпальнице храма апостола Петра. Однако латинские монахи, желая приобрести расположение царя Теймураза I (сына царицы Кетевани), отделив от мощей честную главу и правую руку, послали в дар царю. Епископ Алавердский Иоанн положил честные мощи святой царицы под престол в Алавердском соборе. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) На стр. 124 и 125 (Там же, ч. 1) своего «Путешествия» патриарх Макарий повествует; аа) «спустя немного времени после кончины царя Александра (имеретинского 1639–1661), жена его (Дареджан) потребовала от своего пасынка Панкратия, чтобы он разошёлся со своей невестой – ее племянницей и женился на ней(?). Однако Панкратий отказался сделать это, сказав: как можно мне жениться не жене моего отца? Это страшно рассердило Дареджан и она в одну прекрасную ночь пригласила во дворец несколько служителей, которые в присутствии католикоса и ее самой, и не без совета первого, набросились на Панкратия и ослепили его, вырвав ему глаза». На самом-же деле, причина разрыва между Багратом (Панкратием) и его мачехой Дареджан была совершенно другая, как это и усматривается из действительной истории, гласящей следующее: «Баграт, сын царя Александра, вступил на престол и был помазан на царство в Кутаисе. Царица Нестан–Дареджан, мачеха Баграта, выдала за своего пасынка, ставшего таким образом ее зятем Кетеван, дочь своего брата Давида (сына кахетинского царя Теймураза) и торжественно обвенчала ее с ним. Спустя шесть месяцев, вследствие ложных инсинуаций, Дарежан схватила своего пасынка–царя Баграта и выколола ему глаза, отняв у него предварительно его жену Кетеван» (См. там же примечание переводчика П. Жузе. Ср. Журнал Министерства народного просвещения. Декабрь 1843 г., стр. 230); bb) на стр. 90 (Там же, ч 2) патриарх Макарий пишет: «знай, что из всех святых грузины особенно почитают св. Николая, которому посвящено в Грузии бесчисленное количество церквей, из которых три совершают чудеса в его праздники. Все эти три церкви находятся в Мингрелии. Первая из них находится на востоке от Черного моря и называется Илодской (Илорской). Храмовой праздник этой церкви весьма торжественно совершается в октябре, приблизительно около того времени, когда празднуется возобновление храма св. Георгия»... В отрицание приведенного скажем: кому не известно, что в Грузии из святых больше всех почитается св. Победоносец и Великомученик Георгий, в честь которого посвящено действительно великое множество церквей, тогда как во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008