Подарки старца Гавриила для москвички Лии 2 ноября – день памяти преподобного Гавриила Самтаврийского. Предлагаем вниманию читателей удивительную историю москвички Лии, неоднократно получавшей помощь и подарки от любимого святого. Крестный ход в Грузии 1 ноября 2022 г. – Лия, преподобный Гавриил жил в Тбилиси в годы атеизма, когда мы с вами не были даже крещены. Как этот святой «принял» вас в Грузии после своей кончины? – Я с самого детства летала к родственникам в Грузию. Вы правы, что это были годы атеизма. Возможно, поэтому наши пути и не пересеклись с отцом Гавриилом. Монастырь Самтавро находится в получасе езды от Тбилиси – в Мцхете, где преподобного Гавриила помнит едва ли не каждый – и собирающие милостыню у ворот Самтавро женщины, и таксисты, которые паркуются через дорогу от монастыря. Я узнала о старце лет 7–8 назад, и с тех пор для меня отец Гавриил – это великий и любимый святой, который одаривает меня своими бесценными подарками, и, что удивительно, именно в день своего рождения. Так было и 4 года тому назад, и в этом году. Как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать. Для меня отец Гавриил – это великий и любимый святой, который одаривает меня своими бесценными подарками В этом году я была в монастыре Самтавро в июле, когда было очень жарко. Я очень просила отца Гавриила благословить меня частицей его мощей. Набралась смелости и написала отцу Мириану – настоятелю храма, в котором почивают мощи преподобного Гавриила. Отец Мириан любезно ответил, что был бы рад помочь, но такие вопросы решаются только в Патриархии Грузинской Православной Церкви. Поняв, что точно не смогу получить святыню таким образом, я успокоилась. На нет и суда нет. На все воля Божия, как говорится. Игуменья Серафима с частицей мощей прп. Гавриила Но вот что неожиданно для меня написала моя любимая и дорогая игуменья Серафима (Читанава), настоятельница тбилисского монастыря Великомученицы Варвары, прямо в день рождения отца Гавриила – 26 августа: «Я никогда не думала, что эту частицу мощей отдам кому-нибудь. Но я тебе еще раз повторяю: люблю тебя очень сильно. Игуменья Самтаврийская Кетеван подарила мне три частицы мощей. Одну я переслала в Уфу с иконой, а вторую – тебе. Я никак не могла понять, что должна эту частицу мощей передать тебе. Во-первых, я не знала, что ты хочешь, а во-вторых, я не знала, что у тебя есть икона отца Гавриила, которую ты подарила в храм. И в один день я с удивлением вдруг поняла, что должна подарить частицу мощей отца Гавриила тебе».

http://pravoslavie.ru/149236.html

В Грузию будут доставлены мощи грузинской царицы Кетеван Тбилиси, 29 декабря 2013 г. Обнаруженная археологами несколько лет назад в Индии, в развалинах расположенного в Гоа христианского храма, часть мощей принадлежит грузинской царице Кетеван, сообщает сайт " Новости-Грузия " . В результате анализа ДНК кисти руки, обнаруженной археологами несколько лет назад в каменном саркофаге, находящемся в развалинах христианского храма в индийском городе Гоа, подтверждено, что есть большая вероятность того, что эта кость руки принадлежит убиенной в 17-м веке мученице - грузинской царице Кетеван. Кетеван была царицей восточно-грузинского царства Кахети. Происходила из царского рода Багратиони. Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II, после смерти мужа посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц. Отказав шаху Аббасу принять ислам, она провела 10 мучительных лет в темнице. Шах обещал сделать ее царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать ее твердость в вере. И 13 сентября 1624 года, после пыток раскаленными щипцами, ее сожгли. Отказавшись принять ислам, Кетеван провела 10 мучительных лет в темнице. Ни пытки, ни подкуп не могли поколебать ее твердость в вере. Останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами-августинцами, которые скрывали их в течение трех лет и в 1627 году, наконец, доставили в Индию, в Гоа, где захоронили в католической церкви Св. Августина. Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди, и отвезены в Рим, в собор Св. Петра. Тогда же Грузинская православная церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив ее к лику великомучеников. В 2004 году российская церковь передала Грузии уникальную икону святой великомученицы царицы Кетеван, которая содержит части мощей святой грузинской царицы. Индийские археологи обнаружили останки царицы Кетеван в старой части храма в Гоа в 2006 году. По свидетельству находящихся в храме в Гоа представителей Грузинской Православной Церкви и индийских археологов, останки находились под обломками каменного саркофага. Отмечалось, что саркофаг лежал в нише храма, но после землетрясения и обрушения части здания упал и разбился. Под этими обломками и были найдены останки царицы, в частности кисти рук. 29 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/67102.html

При участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым «В Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала, причастность к делу спасения и возрождения человечества»(Х.5) Христос избрал в апостолы и служители только мужчин, хотя среди Его учеников и слушателей было немало женщин. Роль женщины в жизни Церкви здесь нисколько ни принижается, но всегда озаряется светом личности Девы Марии, Матери Господа и Царицы мира. Это и евангельские, и равноапостольные (Нина, Елена, Ольга), и современные жены-мироносицы: Святая Елена Московская (Девочкина), Ефросиния Полоцкая, кн. Чешская Людмила, Фотина, Лариса, Блаженные: Ксения Петербургская, Матронушка Босоножка (Петербургская), Матрона Московская, Матрона Анемнясевская, Пелагия и Параскева Дивеевские, Пелагия, Любовь Рязанская, Валентина Минская, Марфа Царицынская, Елена Таганрогская, Таисия, Ефросиния Колюпановская, Анастасия Владикавказская, Алипия Киевская, Дарьюшка Костромская, Макария, Евдокия, мать Наталья, Валя и сонмы Святых мучениц: Великомученица Ирина и Екатерина, София, Вера, Надежда и Любовь, Варвара, Мария, Неонилла, Галина, Валентина, Параскева Пятница, Фекла, Виринея, Святые Царственные мученицы: Царица Александра Федоровна, Царевны: Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, Великая княгиня Елизавета Федоровна (Романовы), Греческая царица Пульхерия и Великомученицы царицы Грузинская Тамара и Кетевана и множество других праведных жен! ...Близ Спасителя мы находим всех истинных женщин. Пройдем молчанием святых жен ветхозаветных, которые не получив обетований, только издали видели их и в вере умерли (Евр.11,18); не будем говорить ни о благочестивой Сарре, ни о скромной Ревеке, ни о нежной Рахили, ни о храброй Деворре, ни о смиренной Руфи, благоразумной Авигее, молчаливой Сунамитянке. Ограничимся только женами новозаветными. Вот подле Спасителя пророчица Анна, - образец жены верной. В том самом храме, где служила Богу молитвой и постом день и ночь, она первая прославляет Христа и, несмотря на свои 84 года, находит в себе юношескую бодрость говорить о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лук.2,36,38).

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

После казни португальские монахи Амброзио душ Анжуш и Педру душ Санту обратились к шаху с просьбой отдать им тело святой. За это они обещали внести в казну крупную денежную сумму. Но шах, желая поскорее забыть имя царицы, даже слышать не хотел об этом. Тогда августинские монахи решили выследить, где похоронят царицу. Они видели, как истерзанное тело святой положили в мешок и закопали в поле за городом. Выждав четыре месяца, Амброзио душ Анжуш вместе с братьями тайно откопали благоухающие останки царицы Кетеван и спрятали в одном из своих монастырей. Спустя еще два месяца шаху Аббасу все-таки пришлось вспомнить имя Кетеван. Его выкрикивали грузинские воины, поднявшиеся на защиту своей земли и разгромившие огромное персидское войско. Могущественный шах понес тяжелейшее поражение в своей жизни. Земли Кахетии и Картли были освобождены. Пропавшие и обретенные мощи После победы монахи августинцы торжественно передали часть мощей царицы Кетеван ее сыну — грузинскому царю Теймуразу I. В свою очередь, одну часть он отослал русскому царю Алексею Михайловичу. Великомученица Кетеван. Икона. 2008 г. Иконописец Т. Рингишвили Другую часть мощей португальцы привезли в Рим. Пораженные личностью Кетеван, они просили причислить ее к лику святых Католической церкви. Свидетели подвига царицы сами ездили в Рим, пытаясь рассказать о том, какого она достойна почитания, однако не смогли добиться желаемого. Царица Кетеван до последнего оставалась верна Православию. Однако это не остановило августинцев. Они продолжали почитать святую царицу, писали о ней и рассказывали устно. Еще одну часть мощей августинцы увезли в тот самый монастырь в колонии Гоа. Согласно оставленным записям, мощи были положены в каменной реликварий под особым окном внутри часовни капитула монастыря. Спустя 200 лет, в начале XIX века, обитель была закрыта. Король Педро IV просто запретил монашество, желая отомстить монахам за то, что они не поддержали его в борьбе за престол. Все монастыри Португалии и ее колоний были закрыты, а их ценности перешли в казну. Опустевший монастырь Носса-Сеньора-да-Граса быстро разрушился. Под развалинами были погребены мощи святой Кетеван.

http://blog.predanie.ru/article/pamyat-o...

Благодать на нас изливалась преизобильная. Я решилась на большее. – Дэда Параскева, вы же храните кровь старца… – Да, она всегда при мне. Двадцать лет не расстаюсь. И сплю с ней на груди. Мать Параскева достала из потайного кармашка чудесную пробирку с нетленной кровью старца и быстрыми движениями крестообразно помазала каждого из нас. Время пролетело незаметно. Надо было уезжать. И невдомек мне было тогда, что Господь приготовил мне еще не одну необыкновенную и незабываемую встречу. Встреча вторая. Садгери Храм вмч. Георгия в Садгери      Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1 Ин. 4: 16) 26 сентября мои знакомые предложили поехать в Садгери, в монастырь великомученика Георгия Победоносца. Это был день памяти святой царицы-великомученицы Кетеван и, соответственно, день ангела одной из монахинь – матушки Кетеван (Точилашвили). Монастырь располагается высоко в горах, окружен с трех сторон глубоким ущельем, где-то далеко внизу гулко шумит стремительный поток… Мы поставили свечи в храме святого Георгия, вскоре нас пригласили в небольшой храм во имя великомученицы Кетеван. Встретила нас сама матушка Кетеван – довольно молодая, красивая, с глубокими умными глазами. Храм и икона святой Кетеван были украшены цветами. Нино сообщила, что роспись в храме исполнена матушкой. Мы сердечно поздравили именинницу с днем ее ангела, и были приглашены в трапезную. Войдя в нее, потеряли дар речи: перед нами стояли мать Параскева и патара Габриэл – настоятель монастыря Цихисджвари, который мы посетили накануне. Нужно ли объяснять, какая это была радость – встретиться снова? Тем более что у меня оставались еще вопросы к келейнице старца Гавриила. И наш разговор продолжился к великому удовольствию всех присутствовавших, так как старца в Грузии необычайно любят и почитают. Рассказ монахини Параскевы Монахиня Параскева (Ростиашвили), келейница старца Гавриила      – Итак, я начала служить отцу Гавриилу. Божия Матерь, как и обещала, всегда помогала и укрепляла меня. Я неоднократно ощущала Ее помощь. Последнее время жизни старец очень сильно болел. Периодически ему становилось лучше, но потом стало так худо, что пришлось поставить в келье второй топчанчик, чтобы я могла быть при нем неотлучно. Я попросила его быть моим духовником, и он согласился, сказав, что мой духовный наставник всегда наблюдает за мной.

http://pravoslavie.ru/87351.html

У мощей прп. Гавриила 22 мая 2000 года, в день празднования преподобного Шио Мгвимского , монахини монастыря святой равноапостольной Нины отправились в Шиомгвиме для поклонения мощам святого. Литургию служил митрополит Даниил. Молебен у гробницы преподобного отслужил патриарх Илия II. Пока накрывали стол, я поднялась в трапезную, с балкона которой хорошо видны иконостас и фрески церкви. Я по четкам читала Иисусову молитву и невольно задумалась об отце Гаврииле. Неожиданно передо мной высоко в небе засветилась фреска, над ней была надпись на древнегрузинском, которую мне с трудом удалось разобрать: «Преподобный Гавриил Грузинский». В руках у него была икона Богоматери. Рядом видны были любимые иконы отца Гавриила – великомучениц Шушаник и Кетеван . Вдруг в небе засветилась фреска: старец Гавриил с любимыми иконами Удивительное чувство овладело мною! Сколько раз я посещала Шиомгвиме – и никогда не замечала этих икон. Невозможно было скрыть мою радость. Я рассказала об увиденном епископу Михаилу. Он согласился, что старец показал мне чудо. Отец Гавриил, явившись мне Гавриилом Грузинским, дал мне почувствовать свое покровительство. Это видение еще больше укрепило мою веру в бессмертие души. Я нашла утешителя и ходатая за нас в лике нашего родного юродивого старца. P.S. Накануне игуменией Кетеван (Копалиани) была создана новая песня о преподобном Гаврииле: Рейтинг: 10 Голосов: 1405 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Святая Шушаник  (V в.) – супруга владетеля Южной Картли (южной части центральной Грузии), из политических соображений принявшего маздаизм и принуждавшего к этому жену. За отказ подчиниться Шушаник была заточена в одной из дворцовых комнат, где в течение многих лет подвергалась унижениям и мучениям. Была похоронена рядом с древней церковью. Позже тут в XIII в. была построена крепость Метехи с церковью Успения Богородицы, внутри которой находилась могила святой Шушаник. Житие святой Шушаник, написанное Якобом Цуртавели, стало самым ранним памятником грузинской агиографической литературы. В советское время на территории крепости в церкви располагался молодежный театр.

http://pravoslavie.ru/133540.html

Особо почитаемыми престольными праздниками монастыря являются: дни памяти св. великомученика Георгия, преп. Иосифа Алавердского, св. вмч. Кетеван и Воздвижение Креста Господня. В VI веке преп. Иосифом Алавердским была построена небольшая церковь, где он и был погребен. Позднее, в XI в. царем Квирике II был возведен благолепный Алавердский собор во имя св. Георгия, в северной части которого обрела место усыпальница преп. отца Иосифа. Хахульская икона Божией Матери из монастыря Новая Шуамта. XVI в. Алавердский монастырь и его главный собор занимают значительное место в истории Грузии. Ему всегда уделялось особое внимание со стороны грузинских царей. В XII в., объединяя Грузию в единое государство, св. царь Давид Строитель сделал настенную надпись в алтаре Алавердского собора. В XVII веке на праздник Воздвижения Креста Господня из Алавердского монастыря началось восстание грузинского народа против персидского ига под предводительством св. мучеников — князей Шалвы, Бидзины и Елизбара. Блаженный Католикос Виссарион свидетельствует, что во время этой битвы христиане видели в воздухе прекрасного юношу на белом коне, св. вмч. Георгия, который предводительствовал грузинским войском и даровал победу над превосходящими силами противника. В 1922 году в Алавердском монастыре от руки большевиков был зверски убит Алавердский епископ Пирос (Окропиридзе). Советское время оставило в монастыре печальное наследие — разруху и опустошение. Мужской монас­тырь здесь был восстановлен в 2005 году. Сегодня при немногочисленной братии возобновляются монашеские традиции, каждый день служится Божественная литургия. Идут восста­но­вительные и реставрационные работы, восстанавливается монастырское хо­зяйство. Успешно ведётся пчеловодческое хозяйство, но особо надо отметить монастырское виноделие, которое является традиционным не только для мо­настыря, но и для всей нашей страны. Грузинская традиционная технология изготовления вина в квеври (в специ­альной глиняной посуде, помещённой в земле) насчитывает 8000 лет. В 2013 году древнегрузинская технология изготовления вина в квеври была занесена в списки нематериального всемирного культурного наследия международной организацией UNESCO. К этому делу вместе с государством большие усилия приложили Авва Алавердский митрополит Давид и братия монастыря.

http://pravoslavie.ru/69522.html

A 130, 1713 г.; A 170; S 3269; 1720 г. Л. 171-177; Рухадзе. 1949. С. 248-267; Григорий (Вахвахишвили). 1989). Сведения об авторе довольно скудные: он был сыном «Вахваха, главного сокольничего… был человек ученый, в монашестве совершенный, сочинил гимны о некоторых грузинских святых красноречивые, и он же описал житие святой царицы Кетеван и ее мучения от безбожного Шах-Аббаса, и он подвижничал в монастыре Додо пощением и молитвами» ( Иоанн Батонишвили. 1948. Т. 2. С. 181). Мон. Григорий был представителем гареджийской лит. школы (см. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ), которая занимала в жизни позднефеодальной Грузии одно из ведущих мест. Произведение написано архаическим для того времени языком и строго выдержано в грузинском агиографическом каноне, оно богато исторически верными фактами о жизни К., точно передает политическую обстановку того времени в Грузии и Иране. Оно стало источником для грузинских летописей XVIII в.: т. н. «Парижской хроники» (Парижская хроника. 1991), «Новой Картлис Цховреба» Бери Эгнаташвили ( Бери Эгнаташвили. 1959), «Истории царства Грузинского» Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973). В гимнографическом труде «Аколотиа» ( - церковная служба) мон. Григорий также воспел героизм К. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 343). К 1-й пол. XVIII в. относится служба К., написанная анонимным автором ( Кавтария. 1977. С. 157-158, 164-171). Кондак и ямбы, посвященные К., сочинил еп. Руисский Николай (Орбелиани) (1715-1726) (Там же. С. 346-347; Антоний I (Багратиони). 1980. С. 33). В 1769 г. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) составил агиографический сб. «Мартирика», куда включил Жития и Мученичества 29 груз. святых, в т. ч. метафрастическое соч. «Хвала и повествование о подвигах и мучениях святой великомученицы царицы Кетеван» (НЦРГ. Q 78; S 1272 - Антоний I (Багратиони). 1980. С. 12-33). Синаксарные редакции Мученичества К. дошли в 3 вариантах (агиографический сб.: НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Информация о Грузии// Жордания, Гамезардашвили. 1994. Т. 1. С. 367). 16 мая 1626 г. греч. иером. Григорий, «поверенный Антиохии», приехал из Грузии в Трапезунд (Трабзон) и написал «Письмо о мученичестве матери грузинского царя Теймураза Кетеван и об исключительном коварстве иезуитов», адресованное «весьма святому и многоученому монаху Софронию». Оно было переведено на англ. язык и опубликовано в Оксфорде ( Gregorios, ierom. 1633; Кенчошвили. 1961. С. 161-168). О мученичестве К. также писали ученый мон. дон Микеле Моско в письме «Сведения о Теймуразе и Грузии» (1628), адресованном папе Урбану VIII ( Табагуа. 1986. Т. 2. С. 249-250), франц. историк Клод Маленгр в сб. «Трагические истории нашего времени» ( Claude Malingre. Histories tragiques de notre temps. P., 1635; Авалишвили. 1938. С. 15-16), итал. миссионер Кристофоро де Кастелли, путешествовавший по Грузии во 2-й четв. XVII в. ( Кристофоро де Кастелли. 1977. С. 214), нем. иезуит Иоганн Бисселиус в соч. «Примечательные падения» ( Ioannes Bisselius. 1663. Bd. 4. Pars 2. Р. 1062-1063; Начкебия. 1993. С. 246-258), француз Жан Батист Шарден в кн. «Путешествие Шардена», вышедшей в Лондоне в 1686 г. ( Шарден. 1975. С. 306-307). В 1669 г. в Амстердаме было издано сочинение армянского историка XVII в. Аракела Даврижеци «Книга историй» ( Аракел Даврижеци. 1669; Он же. 1973; Он же. 1974). Одна из глав произведения целиком посвящена мученичеству К., к-рое историк описал с неподдельным сочувствием. Имени К. в сочинении нет, Аракел называет ее «Дидопала» (от , уменьшительное от - царица), в одном месте - Мариам ( Цулая. 2006. С. 107-108). Даврижеци был современником и, возможно, участником описываемых им событий: в его книге содержатся отсутствующие в др. источниках сведения. Агиографические и гимнографические Между 1703 и 1713 гг. насельник монастыря Додос-Рка (св. Додо) в пуст. Гареджи мон. Григорий Додоркели (Вахвахишвили) составил метафрастическое соч. «Житие и страдание святой славной великомученицы царицы Кетеван, замученной персидским царем Шах-Аббасом неверным» (НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

  После смерти царицы эту святыню присвоил Шах Аббас. В это время в Персии разразился небывалый голод и землетрясения. Подданные  стали просить шаха. — Икона из Гурджистана принесла нам несчастья. Давайте, прикрепим ее к ослу и пусть идет туда, где ее место. Так и сделали. Икона вернулась в Грузию . Но во время одного из нашествий персов ее вместе с другими святынями из Светицховели снова украли.   Шах Аббас сразу узнал в ней ту самую, принесшую  несчастья в его страну, испугался и продал  ее русскому купцу. Купец увез икону в Новгород и преподнес в дар князю. Князь в свою очередь пожертвовал образ в монастырь на реке Двине, где от него произошло множество чудес. Русские монахи сделали для иконы дорогой серебряный оклад.   Во второй половине 17- ого века во время эпидемии чумы в Москве ее привезли в монастырь митрополита Алексея. Снова свершилось множество чудес от иконы. Потом она исчезла.   Все это описано в «Житиях святых» от 4 сентября Димитрия Ростовского.   Спустя 3 века икона пожелала вернуться в Грузию. Вот как это произошло.   О. Георгий (Размадзе) настоятель церкви великомученицы Кетевань рассказывает: «Мы искали эту икону во всех музеях Европы. В это время ко мне  за благословением обратилась моя прихожанка, едущая на работу во Францию. Я благословил. Через какое-то время она связалась со мной и сообщила, что в Монпелье, в семье, где она работает, есть грузинские иконы и можно поговорить с хозяевами об их приобретении».   Каково же было наше удивление, когда среди нескольких образов мы обнаружили ту самую икону Божьей Матери. Все параметры совпадали. Но хозяева категорически отказались ее продать. Мы долго умоляли их об этом и предлагали поменять святыню на одну из картин Ладо Гудиашвили. Кое-как французы согласились и рассказали, что икона из России после  падения монархии попала в Ирландию в королевскую семью. Затем ее дали в награду уборщице, чьей племянницей была наша француженка, у кого мы выкупили святыню.   Удивительно также было путешествие иконы на родину. Нам пришлось пересечь несколько таможен. Даже при малейшем количестве металла в багаже проверяющий аппарат начинал издавать громкие сигналы. Только чемодан, в котором мы везли икону, не вызывал никакого шума.

http://pravmir.ru/freska-velikomuchenicy...

   001   002     003    004    005    006    007    008