В средневековой Руси супруги великих князей и царей жили в теремах за высокими заборами, удаленные от людского глаза; их интересы ограничивались кругом семьи, выходами в церковь и поездками на богомолье. Ирина стала единственной царицей, получившей в свои руки власть на Руси. Специально для нее была изменена церемония венчания на царство: у открытого окна одной из палат дворца был установлен трон, на котором восседала новая государыня в богатом наряде и короне. При виде ее народ кричал: «Боже, храни нашу благородную царицу Ирину!» Вслед за митрополитом Дионисием она обратилась к новому царю с поздравительной речью. Примечательно, что до нее никто из цариц публичных речей не произносил. В конце церемонии она вместе с супругом участвовала в обряде осыпания их золотыми монетами в Царицыных палатах. Ирина Федоровна стала присутствовать на заседаниях боярской думы, куда ранее царицам вход был закрыт Ирина Федоровна стала присутствовать на заседаниях боярской думы, куда ранее царицам вход был закрыт. У нее был полк личных телохранителей. В своих покоях царица Ирина принимала духовенство, иностранных послов и боярских жен. Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Федора стоит и подпись царицы Ирины. Она переписывалась с английской королевой Елизаветой I Тюдор, с Тинатин, супругой кахетинского царя Александра II. Заботясь об утверждении авторитета Русской Церкви, царица переписывалась с Александрийским Патриархом, которому от ее имени отправлялись грамоты и щедрые дары. В ответ в июле 1591 года Патриарх прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст») и роскошный царский венец. Царица Ирина и ее державный супруг приложили немало усилий, добиваясь осуществления давней мечты Русской Церкви – учреждения на Руси патриаршей кафедры, которая сравняла бы Первосвятителя Русской Церкви с вселенскими восточными патриархами. В январе 1589 года произошло это знаменательное событие. Прибывший в Москву Константинопольский Патриарх Иеремия утвердил в России патриаршую кафедру и поставил Патриархом митрополита Иова. После торжественной церемонии рукоположения Иова оба Патриарха, Иеремия и Иов, последовали в царицыну Золотую палату. Епископ Арсений Елассонский, сопровождавший церковного иерарха в Россию, писал об этом событии:

http://pravoslavie.ru/156161.html

     Мы отдыхали в тени монастырских яблонь. Брат Сергий, с которым я познакомилась на огороде, и сестра Ирина, с трапезной. Когда-то Ирина работала судьей значительного суда. Сергий и Ирина что-то обсуждали. Стояла теплая погода, я думала о скором возвращении в привычный быт из православной сказки, и, хотелось, чтобы минуты настоящего стали часами. Вокруг бегали детишки из многодетных образцовых семей, листали изумрудом листья сада после доброго июльского дождя. Сергий и Ирина были людьми разных поколений, ему около тридцати пяти, Ирине за шестьдесят — но их общение выглядело слаженным, я любовалась дивными случаями православной мудрости. Оба ревностные, повидавшие многое и имеющие суждение о многом. Сергий, брат независимый и сильный, способный на серьезные поступки, притягивающий к себе, несмотря на первоначальную внешнюю некрасивость, посетовал Ирине на то, как сложно сейчас найти хорошую жену. Ирина ответила немедля: «Да, брат. Жен сейчас хороших очень мало, и, попробуй, женись, одна часть наших женщин о Западе мечтает, каждая шестая живет с турком, читала на днях в уважаемом издании, а третья категория — болящие вредными привычками. Я, когда судьей работала, такого насмотрелась, такое вытворяют при разводах, именно женщины! Ужас охватывал от того, как жены над мужьями при разводах издевались. Да, тяжело мужчине теперь жениться». Ирина сама того не подозревая, снова направила мои мысли по кругу, с которого я так хотела сойти в прохладе простого жития. Всю эту неделю я переживала о подруге юности, с которой недавно прощалась: она выходила замуж за араба, в спешке покидала Россию, а я уезжала в монастырь на богомолье. На дорогом джипе, подарке отца из чиновников, она привезла меня к храму, описывая достоинства мужчин-мусульман. Как же хотелось ей прокричать: «Родная сестричка, ты бы братьев Карамазовых прочла, Лескова и Платонова, как же так, почему это всё тебе не интересно, ведь ты же крещеная?». Но я должна была радоваться ее счастью, мою церковность она категорически не принимала по предыдущим попыткам. Я жалела ее, помня наши юные годы, ее тогдашнее стремление к справедливости и чистой любви, множественные неудачные встречи, сожительства, сделали ее другой.

http://pravoslavie.ru/96544.html

Вот эти два разных понятия о реставрации тоже важно знать, и в её следовании творческому церковному подходу тоже заключался подвиг Ирины Васильевны. Отдельная тема — это юмор Ирины Васильевны, который никогда её не покидал. Как она оживляла и работу, и весь быт! Однажды прихожу со своей иконой. Внимательно обсудили, что-то поправили. А Ирина Васильевна собственную икону пишет, потом смотрит на часы и говорит: “Так, ну а теперь пойдём Штирлица посмотрим”. Тогда в первый раз этот фильм показывали, и Ирина Васильевна успевала и то, и другое. А в музее Рублёва мне рассказали, как работавший там искусствовед, Валерий Николаевич Сергеев, привёл туда отца Николая Озолина. Показывает ему реставрационную мастерскую: — Здесь наши реставраторы работают. Некоторые работают по последнему слову техники; с микроскопом, с использованием химических реактивов. Ну, а некоторые, как Ирина Васильевна, наверное, только собственной слюной для расчистки и пользуются. Ирина Васильевна тотчас парировала: — Это — смотря какая слюна. Моя вот иконы расчищает, а если Валерия Николаевича взять, то, наверное, до доски прожжёт. Тот говорит: — Да, один — один! “Большая мышь” называла себя Ирина Васильевна… И последнее, о чём хотелось сказать, — это преподавание. Сколь же важно оно было для Ирины Васильевны (по благословению отца Всеволода и затем отца Александра) ещё тогда, когда это было запрещено. Ведь она могла за это пострадать даже в 80-е годы. Начиналось обучение у неё дома, шли консультации и непосредственно в Николо-Кузнецком храме. Пророчески сказал однажды отец Всеволод: “То, что начинает здесь Ирина Васильевна, распространится по Москве, по всей стране, а потом — и по всему миру!”. Это начинает сбываться на наших глазах, и тому немало примеров. Когда открылся храм на Маросейке, сразу же, с первого года в нём открылась приходская иконописная школа под руководством Ирины Васильевны. И здесь, конечно, она обучала не столько лекциями или какими-то теоретическими консультациями, сколько собственным примером. Эта передача собственного опыта и опыта М. Н. Соколовой, передача даров Духа тому, кто долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется о неправде, а сорадуется истине, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает (см. 1 Кор 13:4–8), — это передача любви поистине Христовой. Эти слова апостола Павла, конечно же, в том числе об Ирине Васильевне Ватагиной.

http://pravmir.ru/pamyati-irinyi-vasilev...

(Исправления — Ирина Меркулова, Баку) 9. Слово второе. В рассуждении о божественных предметах нужно руководиться не разумом, а верой. — Аномеи притязают на то, что они знают Бога так же, как Он знает Самого Себя. — Испытывать Его сущность с чрезмерным любопытством значит оскорблять Его. — Необходимость умеренности в рассуждениях с еретиками. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку) 10. Слово третье. Славословие Бога более полезно человеку, чем Богу. — Бог непостижим для ангелов. — Человек не может проникнуть даже в существо ангелов. — Верховные силы не могут постигнуть Бога и при Его снисхождении. — Укор антиохийцам за то, что они тотчас после беседы ушли из церкви. — Действенность общественной молитвы. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку) 11. Слово четвертое. О непостижимости естества Божия. — Краткое повторение предшествующих бесед. — Ангелы узнали о некоторых тайнах только с нами и через нас. — Они не знают существа Божия. — Похвала антиохийцам за ту послушность, с которой они исполнили данные им советы. — Предостережение против карманных воров, появившихся в церкви. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку) 12. Слово пятое. О непостижимости естества Божия. — Сын и Св. Дух вполне знают Отца. — Слова: Бог и Господь одинаково свойственны Отцу и Сыну. — Мудрость ап. Павла в его наставлениях. — Не только существо ангелов, но даже и существо нашей души непостижимо для нас. — Возражение аномеев, что нельзя поклоняться тому, чего не знаешь. — Ответ на это возражение. — Сила молитвы. — Смирением производится дерзновение. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку) 13. Слово шестое. О святом Филогоние. — Насколько будущая жизнь выше настоящей. — Св. Филогоний сначала был адвокатом. — Избранный во епископа, он предался совершению всякого рода добродетелей. — Назидание по случаю приближения праздника Рождества Христова. — Истинное покаяние, даже краткое, может очистить совесть. — Способ совершения покаяния. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку) 14. Слово седьмое. О единосущии Сына с Отцом. — Необходимость внимательного отношения к слову Божию. — Сын единосущен Отцу. — Выражения св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Никита Михалков: Ваш брат собирается отдать долги государства народу? Ирина Прохорова: Он собирается развернуть всю политику государства, прежде всего, на человека. А у нас всю жизнь… Никита Михалков: Что это значит? Ирина Прохорова: Это очень просто. Посмотрите наши замечательные суды.  Если вы поговорите с любыми людьми, которые заканчивают юридические факультеты, и потом становятся юристами, там им говорится так, негласно (прямо никто этого не говорит), но всегда должно победить государство в тяжбе гражданина и государства. У нас суды не бывают независимыми. Это такие установки: в пользу государства, а не гражданина. Ведущая: Ирина Дмитриевна, Никита Сергеевич, к сожалению, вынуждена вас прервать буквально на несколько минут – политическая реклама на нашем канале. Ведущая: Предвыборные дебаты на «России 24». В нашей студии представители двух кандидатов в президенты. От Владимира Путина – это Никита Сергеевич Михалков, и от Михаила Прохорова – это Ирина Дмитриевна Прохорова. Мы спорим больше о личности кандидатов, даже я  бы сказала, больше о личности одного из этих кандидатов, чем о программах. Но есть очень интересный, на мой взгляд, в связи с вашим спором, срез проблемы, сформированной… Скажите, пожалуйста (поскольку все-таки о культуре начали говорить), каков набор тех национальных нравственных качеств, которыми должен обладать сегодняшний лидер в России? Или  мы все еще упираемся на то самое советское прошлое? Вот за 20 лет культурный герой сформировался в России? Вы как считаете? Ирина Прохорова: Вы знаете, я думаю, что невозможно говорить об одном культурном герое. Вообще-то такое введение единомыслия в Россию, которое в последние годы, особенно в последние 12 лет, пытаются все делать, это грустно, и это остатки прежней системы мыслей. Но, мне кажется, произошла большая эволюция общества. И проанализировав ошибки, очень многие люди стали понимать, что если выбирается человек, то наверное, уже надо прислушиваться, что он говорит, как он предлагает обещанное делать. Знаете, конечно, до сих пор чаще всего люди стараются эмоционально решать. Вот нравится кандидат – значит мы голосуем.

http://pravmir.ru/debaty-o-kulture-irina...

Но кони оставались неподвижными, лишь один из них сорвался с привязи, ринулся на Ликиния и убил его. Тогда святую деву развязали, и, по ее молитвам, Ликиний в присутствии очевидцев воскрес, встал невредимым. Видя такое чудо, Ликиний со всей своей семьей и множеством народа, около трех тысяч человек, уверовали во Христа и приняли крещение. После этого святая Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обратила ко Христу более десяти тысяч человек. В ответ на убеждение нового правителя, Седекия, прекратить проповедь о Христе, святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед ним, не устрашившись угроз, с молитвой готовилась достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию правителя она была брошена в ров, наполненный змеями. Десять дней пробыв во рву, святая осталась невредима, ибо ангел Господень хранил ее и приносил ей пищу. Не вразумившись чудом, Седекий предал святую на страшную пытку: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой, не причинив вреда святой деве. Видя такое знамение милости Божией, тысячи людей обратились ко Христу, а правителя изгнали из города. После этого святая Ирина посетила многие города с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя Апелиана и других христиан удалилась из города. Приблизившись к горной пещере и осенив себя крестным знамением, она вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане вошли в пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так святая великомученица Ирина переселилась в вечные небесные обители. Аминь. В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Дорогие братия и сестры! Сегодня мы благоговейно и молитвенно чтим святую память юных и великих мучениц Христовых и благочестивой их матери Софии. Имя «София» означает премудрость, и София была достойна своего имени: кроткая, целомудренная вдовица, она была исполнена милосердия и любви.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В последние дни перед страшным Прощеным воскресеньем Ирина почему-то со всеми попрощалась. «Ира, ты куда?» — «Уезжаю я от вас. Не увидите вы меня больше никогда». «Ирин, ну а в храм ты на прощание придешь?» — «Приду, приду». — «А крестик наденешь?» — «Надену». Эта короткая запись на телефонную камеру — единственное, что от нее осталось. Отец Павел и сам не знает, почему попросил тогда ее спеть «У церкви стояла карета...» А она стоит — на усатом лице улыбка, в руках пакеты с подаянием. Сквозь хриплый голос одинокой нездоровой женщины прорезается маленький ангел... Пять крестов С таким же вот пакетом с подаянием — увидев, как легко убийца срезает одну за другой удобные мишени, пожилых женщин, — Ирина кинулась наперерез со своей скамеечки, начала бить боевика по лицу. «Ты куда идешь?! Ты куда?! Нельзя в церковь!» Она истошно кричала и все колотила его, колотила... Не задумываясь он выстрелил юродивой в грудь. Ирина упала. Но несколько секунд, столь необходимых для того, чтобы успеть ворваться в храм, убийца потерял. Ирина его задержала. Вторая железная дверь храма со скрежетом закрылась. Те, кто успел забежать внутрь — беременные, с детьми, много же народу пришло именно в праздник — были спасены. Кто-то плакал, кто-то молился. Перед лицом смерти атеистов нет. Стрелок, поняв, что устроить бойню у алтаря уже не получится, принялся палить куда попало. Но теперь он все время промазывал. Спокойствие, как у зомби, покинуло его, будто Ирина своим истошным криком изменила что-то. И он ее услышал. Тут наконец подъехала машина с ОМОНом и был открыт огонь на поражение... 22-летний Халил Халилов — житель кизлярского района, не местный, снимавший здесь квартиру специально для того, чтобы подготовить теракт, — был убит на месте. Двоюродный брат его, как оказалось, уже несколько месяцев воевавший в Сирии, звал Халила к себе. Оставалось только доказать свою полезность и преданность «Исламскому государству» (запрещено в РФ). Кизляр — русский город Это вам скажет всякий. Некогда крепость Святого Креста, форпост Российской империи на Северном Кавказе, а еще родина полководца Багратиона и знаменитого кизлярского коньяка…

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А ещё: помолитесь Христа ради о нас грешных, если можно. Ангела Хранителя Вам и всего самого хорошего. Наш адрес: 400029 РФ, город Волгоград, улица Гремячинская, дом 28, квартира 169 Епифановой Ольге Леонидовне. Заранее благодарю Вас. С уважением и благодарностью Ольга. 2012/11/16, 21:14:42 Здравствуйте, Святые Отцы и Братья! Очень Вас прошу прислать нам Поясок Присвятой Богородицы! Болеет мамочка (Ирина) сердце, гипертония, была операция дисплакстический коксартроз, а сейчас ездит в Краснодар в онкологический центр. Киста в груди. Врачи говорят погроничная ситуация. очень переживаем и я очень боюсь, что бы не перешло в плохое. Я и мои детки очень её любим, она единственный нашь родной и близкий человек. Я четыре года назад вышла замуж родились двое деток, а сейчас с мужем развелись. Алине (крещёная Мария) 3 года и Алексей (крещенный)ему 10 месяцев.Переживаю, что детки ростут без папы. Вся надежда только на Бога. Молю о маменом здоровье и семейном благополучие. Спасибо Вам зарание. Низко кланеемся. Храни Вас Бог. 352120 Россия. Краснодарский край. город Тихорецк. ул Красноармейская 5а кв 8. Светлана 2012/11/16, 15:38:59 Здравствуйте! Добрые люди! Молю Вас помогите. За 4года 3 неудачных попытки выносить малыша. Замершая беременность, потом беременная попала в аварию и на 6 месяце потеряла ребёнка, и вот недавно был выкидыш. Но я не отчаиваюсь и надеюсь на Вашу помощь. Зараннее благодарны Ирина и Дмитрий. Адрес: Россия Ленинградская область,188680, Всеволожский район, по Колтуши, с.Павлово, ул.Быкова, д 21А, кв. 60 Козлова Ирина Николаевна 2012/11/14, 16:32:32 Здравствуйте! Мы с мужем 3 года в браке, не можем забеременить! Пришлите, пожалуйста, 2 пояска! Заранее очень благодарны! Светлана и Олег. Россия, 412975, Саратовская обл. Вольский район, поселок Сенной, ул Спортивная, дом 4, кв.50 Светлана 2012/11/13, 21:37:09 Здравствуйте! пишут вам Ирина и Александр! нам 30 лет и мы мечтаем о ребенке, женаты 8 лет, в этом году пришли совместно к тому, что нам надо обвенчаться и мы обвенчались!!! одна надежда на Господа Бога и Пресвятую Богородицу, потому как прошли многих врачей, которые, к сожалению, ни чем помочь нам не могут. Помогите нам, пожалуйста, выслав поясок Пресвятой Бородицы, веря и надеясь, что он поможет обрести счастье став родителями долгожданного ребеночка! Наш адрес: 184209 Мурманская область, г. Апатиты, ул. Северная д. 24 кв. 112, Дейслинг Ирина. Спасибо вам, что даете нам всем надежду на долгожданное счастье. Храни вас Господь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=859&...

Лев Хазар (775–780) О Льве Хазаре, сыне Копронимовом, Амартол отзывается несколько лучше, чем об отце, – так как Лев не был таким открытым врагом иконопочитания, – но не хвалит и его и сообщает следующее известие о его святотатстве и смерти. «Будучи большой любитель дорогих камней, Лев возгорелся желанием иметь корону Маврикия, (которую тот – как сказано выше – пожертвовал в качестве вклада в Софийский храм), и взял ее и надел на себя при царском выходе. Но на возвратном пути страшно почернела у него голова и будучи объят и поражен сильнейшей горячкой, он изверг душу свою, поплатившись за святотатство» 269 . На эту историю с особенной силой и выразительностью указывали впоследствии и Стефан Яворский , противник лютеранствующих 270 , и Арсений Мацеевич , жаркий защитник неприкосновенности церковных имуществ. Константин VI и Ирина (780–790). Константин один (790–797). Ирина одна (797–802 г.) Вдова Льва Хазара, афинянка Ирина, царствовавшая первое время вместе с своим сыном. была поборница и восстановительница иконопочитания. Она возвратила в Софийский храм с прибавкой новых дорогих украшений корону, похищенную ее мужем; она созвала VII всел. собор в Никее (787 г.) и, не смотря на противодействие некоторой части войска, снова утвердила иконопочитание. Неудивительно поэтому, что Амартол отзывается о ней с полным сочувствием, и что на Руси она считалась образцом царицы 271 . Но история отношений Ирины к сыну, также рассказываемая Амартолом, дает совсем другую идею об этой далеко не идеальной государыне. Прежде всего она препятствовала своему сыну в свободном выборе невесты. «Ирина послала к Карлу, государю (ργα) франков, с предложением выдать свою дочь за ее сына. Но так как по причине зависти это сватовство не состоялось, то Ирина привела из Пафлагонии девицу по имени Марию (сродницу св. Филарета 272 ) и сочетала ее с сыном своим Константином, хотя он не хотел и противился по причине склонности, какую чувствовал к дочери Карла 273 . Подобное же, хотя и в меньшей степени самовластное, вмешательство матери в судьбу сына мы замечаем в истории неудавшегося брака царя Михаила Федоровича с девицей Хлоповой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Л.Ю. Лобова-Костогрызова Дочь видного византийского сановника конца XIII-XIV вв. Никифора Хумна Ирина никогда не думала, что пойдет по стопам своей старшей сестры и станет монахиней, ибо отец приготовил ей другую участь. В 12 лет она стала женой сына византийского императора Андроника II Палеолога шестнадцатилетнего деспота Иоанна. Но брак, «заключенный на небесах» 1 , длился только четыре года до внезапной смерти молодого супруга в 1307 году. Снова выйти замуж юная вдова не могла, так как лишилась бы титула βασλισσα, который приносил большую честь дому Хумна, и до конца жизни она должна была бы, не изменив своего статуса, играть при дворе роль безутешной вдовы (именно этого, как считают исследователи Ж. Верпо и Д. Николь, хотел ее отец) 2 . Ирина, несмотря на протесты родителей, решила стать монахиней. Ответственным за такое решение дочери Никифор Хумн по праву считал митрополита Филадельфийского Феолипта – видного церковного деятеля того времени, прославившегося еще в годы правления Михаила Палеолога тем, что не принял Лионскую унию с католической церковью 1274 года, за это был подвергнут гонениям 3 , а после прихода к власти Андроника II Палеолога, напротив, был возвеличен и назначен на высокую должность – около 1283 г он был рукоположен в сан митрополита Филадельфии 4 . Каким образом свела судьба Ирину Хумнену и Феолипта, нам неизвестно. В своем очерке об Ирине Д. Николь называет его «другом семьи» Хумна 5 , но мы не можем утверждать это с полной уверенностью, так как, вспомнив события, связанные с Лионской унией, увидим, что Никифор Хумн занимал по отношению к ней прямо противоположную Феолипту позицию – был ее сторонником 6 . Более вероятным представляется то, что Ирина познакомилась с Феолиптом Филадельфийским , находясь при императорском дворе. Как бы то ни было, именно митрополит настоял на том, чтобы она приняла монашеский постриг, и сам налагал на нее тонзуру. Βασλισσα стала монахиней, а вскоре и настоятельницей монастыря ΦιλνθρωποςΣωτηρ под именем Евлогии. Д. Николь считает, что она взяла это имя в честь тетки своего мужа – сестры Михаила VIII Ирины-Евлогии Палеологини, которая трудилась и страдала во имя православной веры 7 . Ирина-Евлогия Хумнена доказала, что она не случайно избрала это имя: до конца своей жизни (около 1355 г.) 8 пребывая и монастыре, она следовала наставлениям благочестия, привитым ее духовным отцом и учителем митрополитом Филадельфийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010